Пьер был неуклюж толстый выше обыкновенного роста. Пьер Безухов и его путь

Гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: — Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, — сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. — Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C"est arrêté, — прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. — Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment le père envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. — Я очень рад, что не поехал к посланнику, — говорил князь Ипполит, — скука... Прекрасный вечер. Не правда ли, прекрасный? — Говорят, что бал будет очень хорош, — отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. — Все красивые женщины общества будут там. — Не все, потому что вас там не будет; не все, — сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню. От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не отпускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину. Она грациозно, но все улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным. — Вы готовы? — спросил он жену, обходя ее взглядом. Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по-новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету. — Princesse, au revoir, — крикнул он, путаясь языком так же, как и ногами. Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем. — Па-звольте, сударь, — сухо-неприятно обратился князь Андрей по-русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти. — Я тебя жду, Пьер, — ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея. Форейтор тронул, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому. — Eh bien, mon cher, votre petite princesse est très bien, très bien, — сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. — Mais très bien. — Он поцеловал кончики своих пальцев. — Et tout à fait française. Ипполит, фыркнув, засмеялся. — Et savez-vous que vous êtes terrible avec votre petit air innocent, — продолжал виконт. — Je plains le pauvre mari, ce petit officier qui se donne des airs de prince régnant. Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил: — Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames françaises. Il faut savoir s"y prendre. Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся облокотившись, читать ее из середины. — Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, — сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие белые ручки. Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой. — Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием. Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами. — Нельзя, mon cher, везде все говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? — спросил князь Андрей после минутного молчания. Пьер сел на диван, поджав под себя ноги. — Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится. — Но ведь надо на что-нибудь решиться? Отец твой ждет. Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помо́га». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб. — Но он масон должен быть, — сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере. — Все это бредни, — остановил его опять князь Андрей, — поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?.. — Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо. Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что-нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей. — Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, — сказал он. — Это-то и было бы прекрасно, — сказал Пьер. Князь Андрей усмехнулся. — Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет... — Ну, для чего вы идете на войну? — спросил Пьер. — Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... — Он остановился. — Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!

Л. Н.ТОЛСТОЙ

Задание 1.

Годы жизни писателя:

Задание 2.

так определил жанр своего произведения «Без ложной скромности, - это как «Илиада». Этот жанр:

1. Поэма. 3.Эпопея.

2.Рассказ. 4.Повесть.

Задание 3.

1. «Детство. Отрочество. Юность».

2.»Детство. Юность. Мои университеты».

Задание 4.

Какой временной период охватывает роман «Война и мир»:

1. Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1812 года.

2. Время периода подготовки и проведения восстания декабристов.

3. Период войны годов.

Задание 5.

Кого имел в виду Д. Писарев в статье «Старое барство»:

1. Старого князя Болконского.

2. Старого графа Безухова.

Задание 6.

Реакционно-крепостнический сословный облик московской аристократии рельефно выявлен в эпизоде:

1. Встречи с царем в Слободском дворце в Москве.

2. Смотра войск с царем перед Шенграбенским сражением.

3. Бородинского сражения.

Задание 7.

Псевдопатриотизм. Полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных:

1. . 2. Дома Ростовых. 3. Дома князей Болконских.

Задание 8.

Характерными чертами высшего общества являются (найдите лишнее):

1.Предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.

2. Патриотизм, боль за судьбу Родины.

3. Интриганство, светское злоязычие.

4. Душевная опустошенность, лицемерие и притворство.

Задание 9.

Действие романа происходит во времена правления:

1. Александра II. 3. Александра I.

2. Николая II. 4. Екатерины II.

Задание 10.

1. На балу.

2. Во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона.

3. Во время смотра перед Аустерлицким сражением.

Задание 11.

Патриархальное московское дворянство представлено в образах (найдите лишнее):

1. Графини Безуховой.

2. Дарьи Дмитриевны Ахросимовой.

3. Семьи Ростовых.

Задание 12.

На примере какой семьи в романе показал нетипичность, редкость семейных отношений:

1. Семья Безуховых. 2. Семья Болконских. 3.Семья Ростовых.

Задание 13.

показал в романе «Война и мир» два полюса в историческом облике крестьянства крепостнической России. Найдите соответствие:

1. Философия фатализма, смирения, покорности, признание узаконенности своего положения.

2.Чувство долга перед Родиной, бунтарство, осознание собственной значимости.

https://pandia.ru/text/78/054/images/image002_73.gif" width="27" height="22"> камердинер князя Тихон, Платон Каратаев

Задание 14.

Что больше отражает недовольство крепостных крестьян в романе:

1. Монотонное возрастание.

2. Нарастание и спад, возвращение к прежнему уровню и стабильность положения.

Задание 15.

Ярко прозвучала в романе тема «двух наций», показавшая читателю истинных и «ложных» патриотов России. Найдите соответствие:

1. А. Курагин, Б. Друбецкой. , Графиня Безухова.

2. Тушин и Тимохин, А. Болконской, Тихон Щербатый

Истинные патриоты. «Ложные» патриоты.

Задание 16.

Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

1. Анатолия Курагина. 3.Николая Ростова.

2. Бориса Друбецкого. 4.Андрея Болконского

Задание 17.

Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития:

1. Пьера Безухова 3. Бориса Друбецкого.

2. Анатолия Курагина.

Задание 18.

Кого из героев романа, типичного представителя первой четверти ХIХ века, А. Герцен назвал «дрянью александровского поколения»:

1.А. Болконского. 3. Д. Долохова.

2.Б. Друбецкого.

Задание 19.

Какое из событий 1812 года не являлось эпизодом народной войны:

1. Смоленское отступление.

2. Бородинское сражение.

3. Тарутинское сражение.

4. Партизанское движение.

Задание 20.

Эпилог – это:

1. Дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения.

2. Дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке.

3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения.

Задание 21.

После войны 1812 года много изменилось, и представители русской интеллигенции в 1825 году оказались по разные стороны баррикад. Один из героев романа в эпилоге так сформулировал задачи общества: «Мы только для того, чтобы Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение». Кому принадлежат эти слова:

1. Д. Долохову. 3. Николаю Ростову.

2. Перу Безухову. 4.Денисову

Задание 22.

Кому принадлежат следующие портретные характеристики:

1. «…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти…»

2. «… Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом».

https://pandia.ru/text/78/054/images/image005_50.gif" width="28" height="22"> Князь Болконский Пьер

Задание 23.

Кому принадлежат столь противоречивые, на первый взгляд, высказывания о Наполеоне:

«Наполеон велик, потому что он встал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, - и только потому приобрел власть».

«Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал, но он ни минуту не усомнился в этой связи… но он решил положить предел власти Зверя… прекратить несчастия Европы».

1. А. Болконскому. 3. Н. Ростову.

2. Денисову. 4.П. Безухову.

Задание 24.

О какой войне приведено высказывание Пьера Безухова:

«Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но … против величайшего человека в мире… это нехорошо».

1. Война 1805 года. 3. Война 1812 года.

2. Война 1807 года 4. Война годов.

Задание 25

Общая характеристика героя создается многими способами, один из которых – это мнение со стороны. По приведенным характеристикам героев романа определите, кому все они адресованы.

: «Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство».

Княжна Марья: «Мне казалось, что у него всегда было прекрасное сердце».

Князь Андрей: «Ты мне дорог, именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».

1. Петр Кириллович Безухов. 3.Михаил Илларионович Кутузов.

2. Андрей Николаевич Болконский. 4. Николай Ильич Ростов.

Задание 26.

Что такое счастье? Герои романа понимают его по-своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

1. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того – свобода выбора занятий, то есть образа жизни».

2. «…Ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он. Тот Тулон. Который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».

https://pandia.ru/text/78/054/images/image005_50.gif" width="28" height="22"> Пьер Безухов Князь Болконский

Задание 27.

Князь Андрей взволнованно думает о своей личной славе: «Но где же? Как выразится мой Тулон?» В каком из эпизодов, по вашему мнению, герой пытается реализовать свои мечты о славе:

1. Он не избегал опасности, «шагая через тела и под страшным огнем французов», помог забытому капитану Тушину и отдал ему должное как герою дня.

2. В ночь перед генеральным сражением он почувствовал приближение своего Тулона, в мечтах ему представлялись фантастические успехи, гениальные решения, которые он принимает и которые приносят спасение армии, а ему славу…

Задание 28.

Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

«Он знал, что был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».

1. Аустерлицкое сражение. 3. Бородинское сражение.

2. Шенграбенское сражение. 4. Красненское сражение.

Задание 29.

По приведенным портретным характеристикам определите, кому они принадлежат:

1. «Вся фигура была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил. Как всегда собираясь обнять что-то, были круглыми; приятная улыбка и большие нежные глаза были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет».

2. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди».

https://pandia.ru/text/78/054/images/image005_50.gif" width="28" height="22"> Наполеон. Платон Каратаев.

Задание 30.

Кто из героев романа «Война и мир» не ступит на Сенатскую площадь, согласно своим убеждениям:

«Тайное общество – враждебное и вредное, которое может породить только зло… долг и присяга превыше всего». «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду».

1. Пьер Безухов. 3. А. Болконский.

2. Н. Ростов 4. Денисов.

Ответы к тексту:

1-камердинер Каратаев

2- Лаврушка Щербатый

1 – «ложные» п.

2 – истинные п.

1-А. Болконский

1-Каратаев

2-Наполеон

Из книги «Литература: Тесты. 9-11 кл.».: Учебно-методическое

пособие для учителя/Авт.-сост.


a) Наивно лирическая;

b) Ораторско-агитационная;

c) Разговорная;

d) Призывная.

6) В чем состоит своеобразие народности Н.А. Некрасова:

a) В изображении проблем и чаяний народа;

b) В идее свержения крепостнических порядков, в постановке вопроса общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа;

c) Во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

7) А.Я. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись на выступах подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись к стене и промокая на дожде». В каком произведении Н.А.Некрасова был отражен этот эпизод:

a) «На Волге»;

b) «Не рыдай так безумно над ним»;

c) «Размышления у парадного подъезда»;

d) «Памяти Добролюбова».

8) Какой художественны прием использует И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» при описании взаимоотношений Базарова и П.П. Кирсанова:

a) Антитезу;

b) Гротеск;

c) Гиперболу;

d) Метафору.

9) Н.А Некрасов Широко использует фольклорные элементы поэтики. Среди приведенных ниже примеров укажите народные приметы:

a) «Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется,

Шумит, поет, ругается, качается, валяется,

Дерется и целуется у праздника народ»;

b) «В рот яблоки до Спаса не беру»;

c) «Тени черные», «волки серые», «девка красная»;

d) «Не в бровь, а прямо в глаз»


10) В каком из приведенных отрывков дано определение Некрасовской музы?

a) «Печально согрета гармония и наших муз и дев, но нравится их жалобный напев»;

b) «Муза мести и печали»;

11) Какое из приведенных стихотворений принадлежит перу Н.А. Некрасова:

a) «Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,

Где мыслил я, и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами

При свете вечереющего дня

Мой детский возраст смотрит на меня»

b) «Где суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я.

Где от души моей довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословенный…»

12) И.С. Тургенев написал:

a) «Записки врача»;

b) «Записки на манжетах»;

c) «Записки охотника»;

d) «Записки мертвого дома».

13) Роман – это:

a) Жанр эпоса, в которой основной проблемой является проблема личности, и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека;

b) Жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

c) Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

14) Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

a) А.И. Радищеву;

b) В.Г. Белинскому ;

c) Н.А Некрасову;

d) Другому лицу.

15) Эпилог – это:

a) Относительно самостоятельная часть литературного произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста;

b) Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений;

c) Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением, и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.

16) Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является:

a) Ссора между П.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым;

b) Конфликт, возникший между Е.В. Базаровым и Н.П.Кирсановым;

c) Борьба буржуазно – дворянского либерализма и революционных демократов;

d) Борьба между либеральными, монархистами и народом.

17) Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

a) Об отношении к дворянскому культурному наследию;

b) Об искусстве, науке;

c) О нравственных принципах;

d) О положении рабочего класса;

e) Об общественном долге, о воспитании.

18) Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И.С. Тургенев писал: «Вся моя почесть направлена против…»

a) Пролетариата как передового класса;

b) Дворянства как передового класса;

c) Крестьянства как передового класса;

d) Революционных демократов как передового класса.


19) Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствует приведенная характеристика «Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет»

a) Евгений Базаров;

b) Аркадий Кирсанов;

c) Павел Петрович;

d) Николай Петрович.

20) Определите жанровую принадлежность поэмы «Двенадцать» А Блока:

a) Лирическое стихотворение;

b) Баллада;

d) Поэма.

21) Критическую статью «Базаров» написал

a) И.С. Тургенев;

b) В.Г. Белинский;

c) А.И. Герцен;

d) Д.И. Писарев.

22) На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Базаров:

a) Крестьянство;

b) Дворянскую аристократию;

c) Русское патриархальное дворянство;

d) Интеллигенцию.

23) Социальное положение какого героя романа «Отцы и дети» можно определить словом «эмансипе»:

a) Е. Базааров;

b) Кукшина

c) А.Н.Кирсанов;

d) П.П. Кирсанов.

24) Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

a) Любовь к Одинцовой ;

b) Разрыв с Аркадием;

c) Ссора с П.П. Кирсановым;

d) Посещение родителей.

25) Определите, какому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные слова и словечки «тамошние ученые», «иные скажут дело, я соглашусь», латинские слова, «природа не храм, а мастерская»:

a) Павел Петрович;

b) Евгений Базаров.

26) Создавая роман, И.С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что означает этот термин:

a) Противопоставление персонажей литературного произведения;

b) Учение, ставящие в центр мироздания человека, считающее человека «венцом природы»;

c) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов.

27) Художественным методом критического реализма является:

a) Литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи «естественного человека»;

b) Творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности;

c) Творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений, изображения диалектических взаимосвязей.

28) Л.Толстой написал автобиографическую трилогию:

a) «Детство. Отрочество. Юность»;

b) «Детство. Юность. Мои университеты».

29) В каком из сражений А. Болконский, подняв упавшее знамя, велел остановить отступление русских войск:

a) На Бородинском поле;

b) На поле Аустерлица;

c) В сражении под Шенграбеном.

30) Лжепатриотизм, полная оторванность от родной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных:

a) А.П. Шерер ;

b) Дома Ростовых;

c) Дома князей Болконских.


31)Не является характерной чертой высшего общества:

a) Предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие;

b) Патриотизм, боль за судьбу Родины;

c) Интриганство, светское злоязычие;

d) Душевная опустошенность, лицемерие и притворство;

32) Какое военное событие не нашло отражения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»:

a) Аустерлицкое сражение;

b) Бородинская битва;

c) Сражение при Ватерлоо;

d) Шенграбенское сражение.

33) Уклад жизни какой семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» показан как отрицательный:

a) Семьи Болконских;

b) Семьи Курагиных;

c) Семьи Бергов;

d) Семьи Ростовых.

34) Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

a) Анатолия Курагина;

b) Бориса Друбецкого;

c) Николая Ростова;

d) Пьера Безухова.

35) Кому принадлежит следующая портретная характеристика: «… Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…»

a) Князь Андрей;

b) Пьер.

36) Драма – это:

a) Один из основных родов литературы, предполагающий создание художественного мира произведения в форме сценического воплощения;

b) Один из жанров драматургии построенный на драматическом конфликте;

c) Драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт, а содержанием является комическое изображение безобразного;

d) Жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же нерешимом конфликте внутренних побуждений героя.

37) Укажите временные границы жизни Н. В. Гоголя:

a) 1824 – 1849;

b) 1809 - 1852;

38) Среди литературных героев укажите того, который действует в произведениях М.Ю. Лермонтова:

a) Иван Белкин;

b) Иван Громов;

c) Мери Лиговская;

d) Мария Миронова.

39) Укажите строчки, принадлежащие А.С. Пушкину:

a) «Россия вспрянет ото сна…»

b) «Гляжу на будущность с боязнью…»

c) «Печально я гляжу на наше поколенье…»

d) «Выхожу один я на дорогу…»

40) Среди приведенных ниже стихотворений укажите те, которые можно отнести к философской лирике М.Ю. Лермонтова:

a) «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»;

b) «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»;

c) «И скучно и грустно», «Утес», «Узник».

41) О ком говорится в следующих строках: «бранил Гомера, Фиокрита, зато читал Адама Смита»:

a) Печорин;

b) Онегин;

c) Грушницкий;

Интеллектуальный конкурс по литературе

Конкурс эрудитов по творчеству Л. Н. Толстого

1. В обороне какого города Толстой принимал участие? Какое произведение явилось отражением впечатлений писателя в этот период?

(В обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы».)

2. Как звали главного героя автобиографической трилогии Толстого?

(Николенька Иртеньев.)

3. Как назывался журнал, издаваемый Толстым?

Ясная Поляна».)

4. Кого из знаменитых партизан Отечественной войны 1812 года изобразил Толстой в романе «Война и мир» в образе Василия Денисова?

(Дениса Давыдова.)

5. Назовите наиболее известные пьесы Толстого.

(«Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп».)

6. После публикации какого романа Толстой был отлучен от церкви?

(«Воскресение».)

7. Назовите мемориальные и литературные музеи, связанные с жизнью и творчеством Толстого.

(Музей-усадьба в Москве, Музей-усадьба Ясная Поляна, Музей на ст. «Лев Толстой» — бывшее «Астапово».)

8. Где похоронен Лев Толстой?

(В Ясной Поляне.)

9. Кому принадлежат эти мысли: «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было... чтобы все это было, а меня бы не было...» и «Я не могу, я не хочу умирать, я люблю эту жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»?

(Андрею Болконскому.)

10. Чью холодную расчетливость описывает Толстой в отрывке: «В ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды... «Я всегда могу устроиться, чтобы редко видеть ее... А дело начато и должно быть сделано». Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: «Вы знаете мои чувства к вам!»

(Борис Трубецкой объясняется в любви Жюли Карагиной, вызывающей у него отвращение, но богатой и способной ввести его в высший свет.)

11. Кто с теплым юмором описан Толстым в этом отрывке: «Спросив, которая посмирнее... влез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают, и что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него»?

(Пьер Безухов.)

12. Чьи это слова: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти...»?

(Андрея Болконского.)

13. Чьи это слова: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы»?

(Наташи Ростовой.)

14. Чьи это слова: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения — мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти»?

(Пьера Безухова.)

15. Чьи это слова: «Суд, по-моему, есть только административное орудие для поддержания существующего порядка вещей, выгодного нашему сословию»?

(Князя Нехлюдова, «Воскресение».)

16. Кто и о ком отзывается таким образом: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного»?

(Кутузов в письме старому князю Болконскому о его сыне, Андрее Болконском.)

17. Кто и о ком отозвался так: «Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный»?

(Василий Курагин о своих сыновьях.)

18. Чье мнение и о ком выражено словами: «Это не человек, а машина, и злая машина, когда рассердится»?

(Анны Карениной о ее муже.)

19. Чей это портрет: «...небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого, мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой».

(Андрея Болконского.)

20. Чей это портрет: «Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще меньше умел из него выйти... Кроме того, он был рассеян»?

(Пьера Безухова.)

21. Чей это портрет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками... сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками»?

(Наташи Ростовой.)

22. Чей это портрет: «...в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица... подошел к Анне Павловне, поцеловал ее руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване»?

(Князя Василия Курагина.)

23. Чей это портрет: «...невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим»?

(Багратиона.)

24. Чей это портрет: «...маленький человек... с неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью... круглым животом и жирными ляжками коротеньких ног», «самовлюбленный и самонадеянный властитель, упоенный успехами и ослепленный славой»?

(Наполеона.)

25. Чей это портрет: «...лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо»?

(Ипполита.)

26. Чей это портрет: «Она была прелестна в своем просторном черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга... вьющиеся волосы... грациозные легкие движения маленьких ног и рук...»?

(Анны Карениной.)

27. Чей это портрет: «Всю свою жизнь... прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее»?

(Алексея Каренина.)

28. Кто из персонажей Толстого стремился женить своего «беспокойного дурака», сына на богатой княжне?

(Князь Василий Курагин.)

29. Кто из персонажей Толстого упросил своих родителей при массовом отъезде населения из Москвы в 1812 году оставить вещи, а вместо них прихватить с собой раненых?

(Наташа Ростова.)

30. Кто из персонажей Толстого «верный исполнитель — блюститель порядка и телохранитель государя... исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью»?

(Министр Аракчеев.)

31. Кто из персонажей Толстого приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин?

(Старый князь Болконский.)

32. Кто из персонажей Толстого упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать «в настоящем деле», а на следующий день геройски погиб при столкновении с французами?

(Петя Ростов.)

33. Кто из персонажей Толстого, командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?

(Капитан Тушин.)

34. Кто из персонажей Толстого думал завоевать себе военную славу, но не службой и получением наград при штабе, а в бою, своей храбростью?

(Андрей Болконский.)

35. Какая из героинь Толстого безропотно переносила деспотизм старика отца, была покорна, религиозна, робка, думала о счастье других людей, а себе счастья не ждала?

Очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied 90 за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre, 91 еще большой росту. Она сказала... Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая. - Она сказала... да, она сказала: "девушка (a la femme de chambre), надень livree 92 и поедем со мной, за карета, faire des visites". 93 Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись. - Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались... Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил: - И весь свет узнал... Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по-русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, 94 гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: - Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, - сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый". И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. - Идите, Annette, вы простудитесь, - говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. - C"est arrete, 95 - прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. - Я надеюсь на вас, милый друг, - сказала Анна Павловна тоже тихо, - вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, 96 - и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что-то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. - Я очень рад, что не поехал к посланнику, -




Top