Между домашними животными и их хозяевами возможно существует духовная связь. Происхождение человека

В мире издревле существовало множество народностей, почитавших и воспевавших животных как тотемных хранителей рода. Многие древние племена уверены, что ведут свое начало от стремительного орла, благородного волка, грациозной косули и других зверей. Однако существуют народы, которые, по их древним верованиям, произошли от брака человека с животным. Правильнее будет сказать - оборотнем, так как в мифических сказаниях животное, как правило, после определенных испытаний получает право стать человеком.

С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима

Медвежьи потомки

Корейцы, пожалуй, являются самой многочисленной и известной нацией, произошедшей от брака человеческого первопредка с животным. С самого детства любой кореец знает, что генеалогическое древо его семьи начинается с человека по имени Тангун.

В Корее существует миф о Тангуне, который для самих корейцев и не сказка вовсе, а вполне реальная история, доказывающая очень древнее происхождение корейской нации. Согласно мифу, бог Хванун, который жил в небесном государстве, всегда очень хотел на землю, посмотреть что там и как. Однажды, спустившись вместе с огромной свитой, он встретил тигра и медведя, которые стали уговаривать его сделать их людьми, подобно ему самому. Согласился Хванун при условии, что будут они сидеть сто дней в пещере и питаться только чесноком и полынью.

Не выдержал тигр такого испытания и вырвался из пещеры, а стойкая медведица продержалась до конца. В награду превратил ее Хванун в прекрасную девушку и женился на ней. Стали жить на горе Пэктусан и родили сына по имени Тангун, который основал корейскую нацию, став правителем в 2333 году до н.э.

Почему корейцам медведь понравился больше тигра остается загадкой.

Однако, интересен и тот факт, что в алхимии символ медведя олицетворяет первозданный хаос, который должен быть упорядочен. А корейский национальный флаг "Тхэгыкки" (флаг Великих Начал) несет в себе тот самый символ гармонии упорядоченности и хаоса «инь» и «ян». Возможно, что выбор именно медведя в качестве матери первого правителя Кореи на самом деле не случаен.

Как Тенгри и Умай создали тюрков

Современные тюрки уже давно расселились по миру и встречаются даже на разных континентах, но когда-то в глубокой древности это была более общая группа народностей, кочующих по Центральной Азии. Ныне к тюркским относятся такие народы, как азербайджанцы, казахи, узбеки, татары, турки, чуваши и многие другие.

Верховным божеством древних тюрков был Тенгри, который обладал недюженной силой, мудростью и был человеком огромного роста. Для большинства тюрков Тенгри ассоциировался со всем небом и небесными явлениями. Была у тюркских народов в почтении и богиня Умай - лебедь, которая в образе птицы поднималась в небо и общалась с Тенгри. Умай стала супругой Тенгри.

Во времена Великого океана и хаоса лебедь Умай плавала по его поверхности и ныряла глубоко, доставая со дна землю. На этой земле Умай снесла яйцо, из которого вылупился весь мир, растения, животные и люди.

В браке Тенгри и Умай снова прослеживается некая гармония мироздания. Тенгри покровительствовал небесной бесконечности, а Умай олицетворяла земную жизнь, имеющую свое начало и конец.

Волк также высоко почитался тюркскими народами. Один из мифов рассказывает о происхождении некоторых тюркских племен от сыновей, рожденных волчицей и человеческим первопредком. Легенда гласит, что в одном селении жил мальчик, род которого был истреблен врагами. Мальчик чудом остался жив и был сильно покалечен. Полуживого ребенка нашла добрая волчица, которая выходила его и вскормила своим молоком. Они убежали далеко в алтайские горы, где мальчик вырос, возмужал и в знак благодарности взял волчицу в жены. У них родились 10 сыновей, которые стали родоначальниками разных тюркских племен.

Потомки разноцветного пса в Китае

Китайские народы группы языков мяо-яо по религиозным верованиям также являются анимистами. Среди этих народов часто встречается легенда об отважном псе Паньху. В далекие времена один древнекитайский император вступил в войну с наступающим врагом.

Враг был настолько силен, что в течение долгого времени император не мог его победить и его войско несло большие потери, а народ стал голодать. Отчаявшись, император стал искать помощь везде, где только можно, пообещав за победу над врагом отдать свою дочь во владение победителю. Через некоторое время войска врага стали сами отступать, а во дворце вновь появилась придворная пропавшая собака Паньху с головой врага в зубах.

Император сдержал свое обещание и отдал свою дочь псу-победителю. Доблестный пес унес принцессу в горы на юге Китая, где в браке у них появились потомки - племена яо и мяо.

Интересно, что у этих племен до сих пор в моде украшение для головы, напоминающее уши собаки.

Считается, что шерсть собаки была пятицветной.

Еще одно медвежье племя

Медведь в фольклоре северо-американских индейцев фигура заметная и почитаемая. Еще с древних времен люди подметили схожесть медвежьих повадок с движениями человека. Таким народам, как индейцы квакиутл, проживающие на севере Канады, медведь не просто напоминал человека, а являлся для них матерью рода. Отдельные племена квакиутл верят в свое происхождение от медведицы и первопредка-мужчины.

Верования индейцев также наполнены существами, способными надевать и снимать свою "маску", становясь по своему желанию человеком, или, наоборот, животным.

Легенда о сорока девушках и собаке у древних кыргызов

По одной исторической версии термин «кыргыз» ведет свое начало из древнетюркского «кырк-кыз», что означает «сорок девушек».

Существует древняя легенда о сорока дочерях одного влиятельного хана, которые однажды отправились на прогулку. По возвращению домой, девушки обнаружили, что враги перебили всех жителей деревни, сожгли дома и разорили амбары. В живых осталась только одна красная собака. Через некоторое время пес обернулся прекрасным мужчиной, а у девушек стали рождаться дети. Так, по архаичной легенде, и появилась кыргызская нация.

Схожая легенда гласит о сорока девушках-воительницах, доблестно защищавших родной город от врагов.

В завершение хочется добавить, что отдельные племена каждого народа могли хранить свой вариант происхождения рода. С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима.

Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисториче­ские времена. Каждое племя имело свой тотем - священное животное, от которого, как счита­лось, оно вело свой род. Это могли быть птица, олень, медведь и т. д. Почитание тотемов и те­перь сохранилось у некоторых племён, живущих по обычаям предков. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошёл от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости.

Но в христианских странах вплоть до XIX в. подобные предположения считались абсолютно недопустимыми. Впрочем, смельчаков, риску­ющих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на шестой день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение - креацио­низм, научно обосновывавшее акт божественно­го творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационис­тов был Жорж Кювье. Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студен­тов, например, продолжает верить в то, что че­ловек сотворён Богом, как сказано в Библии.

Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: «Десять тысяч лет спустя существа, на­селяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека».

Чарлз Дарвин в своём прославленном труде «Происхождение видов» (1859 г.) весьма вскользь коснулся вопроса происхождения чело­века, заметив лишь, что на него также «будет пролит свет». Однако уже этот скромный намёк вызвал целый шквал негодования. Философ и историк Томас Карлейль назвал книгу Дарвина «евангелием грязи». Лишь 12 лет спустя Дарвин выпустил отдельную книгу «Происхождение че­ловека и половой отбор».

Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разум­ный (Homo sapiens) относится к семейству лю­дей, подотряду человекообразных обезьян отря­да приматов.

Первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные обезьяны - 34 млн. лет назад.

В последнее время учёные предложили совер­шенно новый способ определения степени родст­ва любых живых организмов. Они сравнивают, насколько совпадает строение ДНК двух живых существ (см. ст. «Генетика и генетическая инфор­мация»). Чем меньше совпадений - тем дальше родство. Этот метод применили и к человекооб­разным обезьянам. После сравнения выясни­лось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5%, немногим больше - от гориллы, а от низших обезьян - более чем на 10%.

Но всё это отнюдь не означает, что ныне

Сравнительный ряд скелетов, свидетельствующий о различии и сходстве в их строении (слева направо):

гиббон, орангутан, горилла, неандерталец, современный человек.

живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезья­нами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезья­на»), т. к. он обитал на деревьях. В 1856 г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека.

Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тро­пические джунгли исчезали и сменялись прост­ранствами, лишёнными лесов. Это обстоятельст­во не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие ис­чезающего леса, другие старались приспособить­ся к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю».

Австралопитеки (по-латыни - «южные обезь­яны»), обитавшие в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём сви­детельствует строение тазовых костей австра­лопитеков. Хождение на двух ногах, кстати го­воря, принесло человеку массу неудобств. Ско­рость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероно­гих). Но, видимо, преимущества этого способа передвижения перевешивали. В чём же они за­ключались? Высвободились две передние конеч­ности - руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как изве­стно, могут применять многие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яй­ца, бросая в них камни, - см. ст. «Дневные хищные птицы».) Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невидан­ную прежде роль.

Австралопитеки, судя по всему, ещё не обра­батывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней круп­ные кости, рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу, отогнать хищника от его добычи.

Вторым «достижением» австралопитеков ста­ла постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и

сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма.

Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, - в 1974 г. в Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн. лет тому назад, кото­рую учёные прозвали «Люси».

Следующий в эволюционной лестнице - уже «первый человек», первый представитель рода Homo. Это человек умелый (Homo habilis). Фран­цузский писатель Ж. Рони-старший в романе «Борьба за огонь» так описывает встречу своего героя Нао (современного человека) с «рыжими карликами»:

«Что за крохотный народец! Самый высокий из них приходился по грудь Нао! У них были круглые головы, треугольные лица, кожа - цвета охры. Сын Леопарда рассматривал их с удивлением. Он принял бы их за детей, если бы не старческий вид некоторых из них, бороды, покрывавшие пучками их лица, если бы не оружие в их руках». «Рыжие карлики» вполне подходят под описание Homo habilis, данное учёными.

В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный то­пор выглядит рядом с ними так же, как элект­рическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определён­ным углом галька, слегка заострённая. (В при­роде таких расколов камня не встречается.) Воз­раст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет!

Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило корен­ным образом «облегчить» череп человека, умень­шить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготов-

Мозг обезьян и человека (слева направо): гиббон, шимпанзе, горилла, человек.

лявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивили­зации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

Другая ветвь эволюции рода Homo, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», - человек выпрямленный (Homo erectus). К этому виду относят питекантропа (по-латыни - «обезьяночеловека»), синантропа («китайского челове­ка» - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды. Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек вы­прямленный» уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой «человеку умелому», видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Веро­ятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожа­луй, издалека его можно было бы принять за современного человека.

И, наконец, вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, - человек разумный (Homo sapiens). Биологи выделяют в нём два подвида. Менее развитый, ныне вымерший, - человек разумный неандертальский, или неандерталец, назван­ный так в честь долины Неандерталь в Германии, где в 1856 г. были впервые найдены останки этих людей. 100 тыс. лет назад неандертальцы широко заселяли Евразию и Африку. Рост их (около 155 см) уступал росту современных людей, у неандер­тальцев был скошенный низкий лоб, надбровья сильно выда­вались вперёд. Учёные не считают живущих ныне людей потом­ками неандертальцев. Последние неандертальцы жили 28 тыс. лет назад среди людей современного типа и, судя по всему, были истреблены ими. О неандертальцах и первобытных людях сов­ременного типа (этот подвид учёные называют человек разум­ный разумный) рассказано также в статье «Первобытный мир» тома I нашей Энциклопедии.

Помимо перечисленных основных ветвей в эволюции чело­века, всегда существовали и второстепенные, «слепые», «тупи­ковые» ответвления эволюционного развития. Например, ог­ромные человекообразные обезьяны (гигантопитеки и мегантропы). Встречу с ними также описывает Рони-старший в своём произведении:

«На полянку выскочило из серо-зелёного мрака сильное и гибкое существо. Никто не мог бы сказать.- передвигалось ли оно по-звериному, на четырёх ногах, или на двух, как люди и птицы. Лицо у него было огромное, челюсти, как у гиены, череп приплюснутый, грудь мощная, как у льва. ...Нао восхищался их силой, равной, пожалуй, только силе медведя, и думал, что, если бы они только захотели, они легко могли бы уничтожить и рыжих карликов, и кзаммов, и уламров...» (Кзаммы - так писатель назвал неандертальцев; уламры - племя современных людей, к которому принадлежит герой романа.)

Писатель указывает, что поскольку эти существа «питались только растениями, а выбор их был более ограничен, чем у оленей или зубров, то поиски пищи требовали много времени и большой внимательности».

Надо сказать, что мясная пища сыграла очень важную роль

Подобно гиеновым собакам, древние люди, вероятно, были способны отбить от стада слабое животное.

Учёные полагают, что с помощью угрожающих криков и размахивания палками они могли отогнать хищника от его добычи и завладеть ею.

Вернувшиеся с охоты делятся пищей с женщинами и детьми.

в развитии человеческого разума. Жизнь человекообразных обезьян, питающихся растениями (например, горилл), представляет собой почти непрерывный процесс добычи пропитания. Чтобы насытиться, горилле необходимо поглотить огромное количе­ство пищи. Этим животные заняты с утра до вечера. Мясная пища в сравнении с вегетариан­ской экономит гораздо больше «свободного вре­мени».

Одним из результатов (надо сказать, довольно печальным) предпочтения человеком мясной пи­щи стало людоедство (каннибализм), сохраняв­шееся на протяжении почти всей истории человечества. На раскопанной археологами древней стоянке «человека разумного» на острове Ява, например, найдены 11 черепов с проломлен­ными основаниями, принадлежавшие предста­вителям вида «человек выпрямленный». Это - свидетельство каннибализма. Вот как, оказыва­ется, складывались взаимоотношения предста­вителей различных видов рода Homo. (Правда, надо заметить, что чаще древние люди поедали представителей собственного вида, а не других видов рода Homo.)

Но и неандертальцы, питекантропы и пред­ставители других видов и подвидов этого рода тоже, судя по всему, были далеко не безобидны. Возможно, живущие в фольклоре многих наро­дов представления о диких косматых людоедах, обитающих в лесу, - слабый отзвук тех далёких схваток.

РАСЫ

Человеческие расы складывались в течение сотен тысяч лет. Смуглой и чёрной кожу людей жарких стран «сделало» солнце. Чем тем­нее была кожа, тем лучше защищала она от солнечных ожогов, позволяя её обладателям дольше прожить и оставить больше потомства. Курчавые волосы негров - тоже защита от солн­ца. «Подушка» из них предохраняет голову от перегрева.

Узкий разрез глаз, возникший у представите­лей монголоидной расы, предохранял такие гла­за от засорения песком и пылью, приносимыми ветром пустынь Центральной Азии.

У монголоидов и негроидов почти не встреча­ется пышной растительности на лице. Наоборот, у европеоидов, живших в холодной зоне, она делала чуть теплее вдыхаемый воздух, защища­ла от холода горло.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ:

1. Монголоид. 2. Европеоид. 3. Австралоид. 4. Негроид.

СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЖИЛО НА ЗЕМЛЕ?

Согласно подсчётам учёных, за всё время существования человека на Земле жило около 100 млрд. людей. Это значит, что каждый двадцатый из всех живших на нашей планете людей живёт в настоящее время. При этом, когда возводились египетские пирамиды (примерно 4 тыс. лет на-

зад), в мире жило 50 млн. человек (сегодня столь­ко живёт в одной только Англии!), в начале нашей эры - 200 млн. Численность населения планеты в первой половине XIX в. перевалила за миллиард, а в XX в. она увеличилась более чем втрое.

Айны (в Японии) верят, что они произошли от смеси человека с собакой. То же думают кара-киргизы, папуасы у порта Моресби и жители острова Хайнана. Короли Дании и Швеции, по преданию, произошли от девушки и медведя, монгольские князья - от девушки и волка.

Характерная особенность среднеазиатских преданий, говорит Михельсон, заключается в том, что они производят различные человеческие племена от животных. По словам Брука, приморские дайяки суеверно страшатся есть некоторых животных, в том предположении, что животные эти состоят в родстве с некоторыми из их предков, которые или были «порождены ими» или «сами породили их».

Алеуты, по словам Банкрофта, рассказывают, что мать их племени была сука, Магах. Однажды к ней явился с севера некий старец, по имени Иракдадах; результатом этого посещения было рождение на свет двух существ, одного мужского, а другого женского пола, представлявших необыкновенную смесь различных элементов природы, ибо каждое из них было полу-человек, полу-лисица.

По другому варианту, первые люди произошли от каких-то двух существ, видом похожих на человека, но с длинной шерстью на теле - что-то вроде обезьян или медведя. Вот почему является невольное предположение, что культ медведя, распространенный у алеутов, айнов и гиляков, вероятно, заменил здесь культ обезьян.

С алеутской легендой о происхождении человека сродна легенда квичесов, думающих, что человеческий род произошел от пещерной женщины и собаки, способной превращаться в красивого юношу, а также легенда дикокаменных киргизов, которые ведут свое происхождение «от красного борзого кобеля и одной царицы с ее сорока прислужницами».

У полинезийцев грехопадению людей соответствует период общего упадка и ослабления богов. При этом обращение главного бога в животное играет такую важную роль, что в этом можно видеть оправдание бессмысленного поклонения животным. На Фиджи рассказывают о боге Денге: когда он однажды смотрелся в чистый ручей, он был поражен своим безобразием. Вследствие того он принял вид змеи: «Если я останусь безобразным человеком», - говорил он себе, - меня все будут презирать, а если я сделаюсь змеей, каждый будет меня бояться и повиноваться мне».

Даже о том факте, о котором было говорено выше, что от смешения белого человека с питекантропами родилось вначале много разных уродцев, сохранилось воспоминание у древних греков. Его передает Лукреций Кар в следующем рассказе о первобытных временах: «В усилиях своих земля произвела множество уродов, странных и чудовищных форм: таковы были андрогины, двуполые и ни к одному полу не принадлежащие существа, также уроды, скрюченные так, что не в состоянии переходить по желанию. Земля создала подобных уродов, но тщетно. Природа пресекла их разрастание, и они не могли достичь цветущего возраста, находить пропитание, соединяться союзом Венеры. Множество пород исчезло, как неспособные дать потомство».

Таксон - классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.

Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.

Рудименты - это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме. Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.

Атавизмы - это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции. У человека это - развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.

Историческое прошлое людей

Первые люди на Земле . Имя обезьяночеловека - питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве. Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы - довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн. лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии - реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.

Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков . Первый австралопитек Восточной Африки - зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков - прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.

Первые представители человеческого рода в Восточной Африке . Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека. Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки. Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке. Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.

Предпосылки антропогенеза .Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.

Этапы становления человека . В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди. Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Предки человека Прогрессивные черты во внешнем облике Образ жизни Орудия труда
Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году) Ходили на двух ногах. Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покров Рассматривается как древнейшая человекообразная обезьяна Орудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни
Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет) По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека
Австралопитек (костные остатки древностью 2,6-3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке) Имели небольшое тело (дл. 120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга - 500–600 см 2 , передвигались на двух ногах. Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов). В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных
Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены - Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад) Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см 2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа Общественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём. Примитивные каменные орудия труда, палки
Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад) Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступа Жили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкуры Орудия из камня и костей
Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назад Рост 155–165 см; объём мозга 1 400 см 3 ; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо Общественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры. Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения. Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.)
Кроманьонец - первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад) Рост до 180 см; объём мозга - 1 600 см 2 ; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступом Родовая община. Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая. Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись. Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева

Современные люди . Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600 см 3), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.

Расы человека

Всё современное человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens . Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида - Homo sapiens - выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую. Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.

Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.

Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов - малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс. Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.

Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа . Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.

Легенды о происхождении человечества. Легенды разных народов удивительным образом имеют множество совпадений. Изначально, у всех древних народов, была вера в единого Бога- самого главного, создателя всей Вселенной и всего сущего. Для многих древних мифов характерно, что первоначально все имело антропоморфный облик - все существа, животные, предметы, явления природы. Поэтому возникновение человека нередко представляется не столько как его создание, как выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик, сохраняющийся только у людей. (Тотемистические мифы) .

Мифы древних индийцев. Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Из этой жертвы, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. От потомков Брахмы стали возникать и другие боги, и всего их стало тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.
По индусским верованиям Вселенная делится на 14 областей, и Земля – седьмая сверху. Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – бог Вишну, который мог принимать различные формы, начиная от рыбы и черепахи и заканчивая человеческим обликом. В образе вепря Вишну погрузился в пучину и поднял на своих клыках всю землю из глубин. Вскоре земля была заселена животными и птицами.

Рождение человека. В древнеславянской мифологии люди рождены Богами, и считали своих Богов семьей, родственниками.

Стоит заметить, что легенды древних народов претерпели значительные изменения в ходе завоевательных войн (особенно это касается Американского континента). Но в мифологии различных народов сохранился удивительный коллорит местных обычаев.
Сотворение человека.
Во многих древних верованиях, люди созданы богами искусственно.Человек был создан или сотворен Богом, обожествленными существами. Так в мифах шумеров -происхождения человечества от инопланетян. Возможно сюда же относятся и индийские мифы о Лунных предках в легенде Пролога-"Великие Владыки дали приказ Владыкам Луны - Питри - созидать людей".
Для чего были созданы люди? В тотемических легендах этот вопрос не обсуждается. Главное - создание хорошего, правильного человека. Все Шумерские и Вавилонские мифы сходятся к одному: чтобы человек служил богам, выполнял храмовые обряды и кормил богов. Также и в Египетской мифологии боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений. В еврейской мифологии- человек создан чтобы обрабатывать, возделывать землю.

Как был создан человек. Скандинавская мифология Северная, скандинавская и германская, древняя религия известна как одинизм (в честь Одина), а также как асатру (исландский термин, означающий «веpа (тpу) в богов (асов)») или просто как трот (от английского troth – вера или верность). Считалось, что устройство мира не может быть отражено в двумерной или даже трехмерной модели. Оно состоит из девяти миров, или сфер.Первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве, или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, а женщина – из вяза.Первые люди не дышали, у них не было духа, румянца на лицах, тепла и даже голоса. Но потом Один дал им дыхание, Хенир – дух, а Лодур – тепло и румянец. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.
Греция. Древних греков, насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, происхождение людей мало занимало. Их интересовали боги, их рождение и смерть, их интриги и подвиги. Греческие боги не отделяли себя от людей неприступной стеной, а даже принимали участие в земных делах. В греческой мифологии Новый род людей произошел из камня.Единственными людьми, кто смог пережить потоп были Девкалион и его жена Пирра. И великие боги предложили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра по легенде стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели песни, Девкалион и Пирра должны были выбрать одну понравившуюся
им песню о человечестве, и они выбрали изз всех песен историю о греческих героях: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество таким образом возродилось на земле. Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.

Видимо, более позднее заимствование в Греческой мифологии: Людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними.

Сотворение людей из глины или земли по аналогии с Библейской версией встречается практически во всей индоевропейской мифологии. Лингвисты даже отмечают, что в древнееврейском языке слова «земля» и «человек» имеют схожее происхождение. (существует связь между латинскими словами homo - человек и humus земля).
Египетская мифология В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В Мемфисе, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом.
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге, первых людей и животных из глины.

У народов Африки (верховное божество догонов Амма делает из сырой глины первую человеческую пару.
В одном из вариантов шумерского мифа, Энки и Нинмах сначала лепят из глины подземного мирового океана "удачных" людей, а затем, захмелев, создают уродов.
В шумерском мифе о Лахаре и Ашнан: По повелению Намму, матери богов и Нинмах при помощи других богов, смешав воду и глину, был создан человек.
По аккадскому варианту, Мардук (вместе с богом Эйя) делает людей из глины, смешанной с кровью убитого им чудовища Кингу.
В Вавилонском мифе о творении, получившем название «Энума Элиш», сотворение человека описывается в шестой табличке (найдено было семь). Бог Мардук из глины смешанной с кровью убитого бога Кингу, по образу и подобию Кингу создает людей,

В еврейской мифологии существует два варианта сотворения мира. В обоих вариантах мифа человек создается из глины, а жизнь наполняет глину в одном случае кровью Яхве в другом божественным дыханием

У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной
образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело,
струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина,
согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через
девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого
зовут отцом Луны.

У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии
для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов:
синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила,
но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила
и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать
человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого
позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня».
Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила.
Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась
рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было
то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким
образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен.
Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не
делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается.
Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял,
почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел
рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для
того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и
животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет
право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он
произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский
летописец IX века, халифат Абба сидов.)

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме
человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды
заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага
высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.
В Алтайской мифологии (Ульгень создаёт первых семь человек из глины и камыша),

Америка. Ирокезы. Иоскеха лепит первых людей из глины по своему отражению в воде.
Индейцы кахуилла.демиург Мукат, вынувший чёрную землю из своего сердца, создаёт з тела людей.Темайауит, вынувший из своего сердца белую землю, неудачно лепит людей с животами с двух сторон; с глазами по обеим сторонам головы; когда же Мукат доказал ему неудачность его созданий, Темайауит, рассердившись, скрывается вместе с ними в подземном мире, пытаясь утащить с собой всю землю.
Мексиканцы (XVII в.). на формирование легенды с одинаковой силой повлияли и древние культы и католицизм. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детяще на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал друого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы
Североамериканское племени Акома. первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.
Инки. В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда. Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.
Центральная Америка. Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые... Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.
Индейцы Мексики. Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Большой интерес представляют Антропогонические мифы тотемического характера, согласно которым человек некогда не отличался от животных (напр., был покрыт шерстью, как в мифологических представлениях селькупов, Западная Сибирь). В Антропогонических мифах тотемического характера чаще всего речь идёт о происхождении не всех людей, а определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является то или иное животное.
Самостоятельно произошли тибетцы. Родоначальниками их были горный дух Арьябало и обезьяна, которая была воплощением Дарэхэ. По другой легенде, которая объясняет происхождение не мира, а только тибетского народа, тибетцы происходят от обезьяны и божества подземного мира и вод Лу. По другому варианту легенды, не сам Авалокитешвара принял облик обезьяны самца, а послал в Тибет своего ученика обезьяну. Обезьяна самец, поселенная в Тибете для созерцания, стала царем обитавших там обезьян. Царь обезьян был красавцем, и в него влюбилась демоница гор и скал Лу.Сходство человека и обезьяны дало основание двум типам А. м. противоположного характера. Согласно одному из них, бытующему в Тибете и у племени хадзапи в Южной Африке, человек происходит от обезьяны. По другому, известному у бушменов, обезьяны (бабуины) некогда были людьми, но мифологический герой Цагн превратил их в обезьян, наказав за то, что они убили его сына. По мифам некоторых других африканских народов (бамбути, эфе), шимпанзе - древний народ, ушедший в лес потому, что их обманывали пигмеи.
Америка. У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик вселенная, нашедший
на дороге сгусток крови., получился настоящий маленький мальчик,
первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом
мальчиком. Это был предок сиу.
Миф североамериканских индейцев. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.
У индейцев Навахо. Вначале на земле жили полулюди полузвери. Они пересекли
три неба, откуда были изгнаны из за своих глупых поступков. В конце концов
они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный
и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему то при
помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме
одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они
грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал
он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей».
Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы,
желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они
предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были
гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым
народом. Так появилось современное человечество.

Австралийские мифы. Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы.. Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.
Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

PS/ Предварительный вариант. Краткий неполный обзор по мифологии народов Мира, материалам научно-исследовательских работ, многочисленным статьям инета




Top