Любарский художник картины. Владимир любаров — фантазер из перемилово

Продолжаем встречу с художниками иллюстраторами.

В детстве "Кота Василия" у меня не было. Какая же это светлая и добрая книга украинского поэта Алексея Крылова. Стихи интересные, мелодичные, с юмором, легко запоминающиеся. Главный Читатель уже все знает наизусть и постоянно цитирует. Особенно любит рассказывать кусочки из стихотворения "Как лечили Петуха", когда играет в доктора. А от живого льва даже прячется - закрывает глаза ладошками. Иллюстрации под стать поэзии - яркие, сочные, живые. В них мягкие красочные переливы акварели умело подчеркнуты четкостью контурных линий тушь-пера, и сразу видна рука мастера - Владимира Любарского, известного украинского художника. Книга выходила в СССР миллионными тиражами с тремя вариантами иллюстраций, это переиздание напечатано по первому изданию 1959 года. А больше сегодня с Любарским и нет ничего.
Остается надеяться, что Нигма продолжит серию "Старые друзья" и даст нам возможность встретиться и с другими книжными любимцами из бабушкиного детства.














Качество издания отличное: большой формат, твердая матовая обложка, принт-иммитация тканевого корешка, плотная тонированная в легкую серую дымку мелованная бумага, прекрасная печать иллюстраций и крупный четкий шрифт. Очень добротная книга для малышей.

Дочь художника Владимира Любарского Людмила: «У кота Василия нет прототипа»


Дочь днепропетровского художника Владимира Любарского Людмила Рувинская рассказала «Вечерке» о жизни и творчестве своего знаменитого отца

После того, как «Днепр вечерний» выступил инициатором создания памятника Коту Василию в областном центре, читатели, а также горожане на интернет-сайтах стали активно высказываться по поводу того, каким именно они хотят видеть памятник любимому персонажу. Практически все они сходятся в едином мнении: если такой памятник действительно появится, то он визуально должен быть похож на того кота, которого придумал и нарисовал художник Владимир Любарский. Мы встретились с дочкой Владимира Ароновича - Людмилой Рувинской, которая поведала много интересного о своем отце.
- Сколько себя помню, у нас в доме всегда пахло красками, - вспоминает Людмила Владимировна. - Когда он делал иллюстрации для детских книжек, всегда улыбался и часто смотрел на себя в зеркало – потому и рисунки у него получались такими же добрыми, как он сам. Самое раннее воспоминание такое: мне один годик, у меня болит ухо, а папа носит меня на руках. Он очень любил мою маму, Любовь Абрамовну, - никогда слова на нее плохого не сказал. Я тоже умею рисовать, но на мне природа, по сравнению с папой, очень отдохнула. Я стала ветеринаром, поскольку очень люблю животных. А папа вообще любого бездомного кота, которого увидел на улице, тут же тащил домой. Однако, думаю, у Кота Василия, равно как и у других героев его книг, нет конкретных прототипов – все они появились благодаря его богатейшему воображению. Мало кто знает о том, что папа еще и сказки писал!
Среди самых популярных книжек, проиллюстрированных Владимиром Любарским, а всего их около пятидесяти, - «Почемучка», «Добрый великан», «Мишка-хвастунишка», «Приключения старой куклы», «Сказки дядюшки Римуса», «Айболит». Кроме того, талантливый художник иллюстрировал еще и научно-познавательные книжки – о рыбах, растениях. Дома у Людмилы Владимировны – целая галерея картин Владимира Любарского, которые нарисованы не только маслом, но и...чаем, кофе. Дочь художника никогда не соглашалась их продать даже за очень большие деньги.
Что же касается непосредственно книжек со стихами Алексея Крылова, то их всего было четыре. И уже самую первую книгу «Как лечили петуха», которая увидела свет в 1954 году, иллюстрировал Владимир Любарский. Как Крылову удалось добиться разрешения, чтобы это сделал именно 17-летний(!) парень, до сих пор остается загадкой. Это была первая детская книга Крылова, и он относился к ней очень трепетно. Те иллюстрации, которые ему предлагали различные художники-оформители, его не устроили, и он сказал: «Да я пойду в художественное училище и найду там мальчишку, который сделает лучше!». Этим мальчишкой и оказался Владимир Любарский. Сотрудничество оказалось настолько успешным, что Крылов и Любарский вместе издали еще три: в 1959-м году – первого «Кота Василия», в 70-м – второго, и, наконец, последнего – в 85-м.
- Несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте, мой папа очень дружил с Крыловым, у них часто были совместные посиделки, - рассказывает Людмила Владимировна. - Помню, как-то мы всей семьей пришли к писателю в гости, его жена угощала нас вишневым вареньем... Если папы долго не было дома, его нужно было искать в трех местах: в издательстве, на этюдах или у Крылова. Кстати, папа очень тесно сотрудничал с «Днепром вечерним» - делал для газеты карикатуры. И у нас дома до сих пор хранится шуточный календарь, который ему подарили на 50-летие друзья из редакции. На нем – стихи вечернянца Георгия Николенко.
Людмила Владимировна с болью вспоминает о том, как рано и трагически ушел из жизни ее отец – он немного не дожил до своего 60-летия. Тогда, в 90-х, как раз едва появились коммерческие такси, и Владимир Любарский сел в такую машину - в кармане лежал гонорар за только что изданную книжку. Своей радостью он поделился с водителем, и тот отобрал деньги и на полном ходу выбросил его из авто – было это на Новом мосту. Травма очень серьезно отразилась на его здоровье: в мозгу образовалась гематома, и художник уже не мог работать так, как прежде... В конце жизни Любарский еще и ослеп.
В этом году, 28 августа, исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Любарского. Очень хочется верить, что к этой дате в Днепропетровске наконец-то пройдет полноценная выставка этого прекрасного художника. А еще очень хорошо было бы, если бы в Днепропетровске появились улицы, которые носили бы имена наших славных земляков – Алексея Крылова и Владимира Любарского. Кроме того, думается, эти люди наверняка достойны того, чтобы им было присвоено звание Почетных граждан Днепропетровска – пусть даже и посмертно.
Юлианна КОКОШКО

"Приключения старой куклы"

Еще в качестве анонса - очень давно ожидаемая книга... Теперь наконец могу представить уже в качестве наших ближайших планов

Галина Каменная
Приключения старой куклы
Рисунки Владимира Любарского

Книга издавалась в Днепропетровске в 1964 году. По стилистике здесь Любарский очень близок к первому варианту "Кота Василия"

Последнее издание этой сказки - в 2004 году в Махаоне . Книга тогда выходила с современными достаточно обыденными иллюстрациями и очарование старой сказки "ушло". На мой взгляд именно в иллюстрациях Владимира Любарского "вся соль", именно они делают эту историю столь трогательной, столь доброй и "игрушечно-забавной"...

О самой сказке
У девочки Наташи жила-была старая кукла Босоножка, найденная на чердаке. Кукла была любимая: Наташа сшила ей новое платье, постоянно водила на прогулки, заботилась о ней, укладывала спать. Но однажды появилась новая кукла в розовом нейлоновом платье, да еще и говорящая. И старая игрушка была забыта... Тогда Босоножка обиделась и решила уйти в лес...





Спасибо

Работы Владимира Любарова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, российских частных коллекциях, а также в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

Владимир Любаров - известный книжный график, проиллюстрировавший более ста книг, среди которых Вольтер, Рабле, Гоголь, Стругацкие, Шолом-Алейхем, Зингер. Одиннадцать лет он был главным художником журнала “Химия и жизнь”, а в начале перестройки организовал с группой писателей первое в России частное книгоиздательство “Текст”.



Однако в 1992 году Любаров неожиданно для окружающих резко изменил свою жизнь. Отказавшись от амплуа престижного столичного художника, он купил маленький дом в полузаброшенной деревне Перемилово на краю Владимирской области и с головой окунулся в простую крестьянскую жизнь.



Занявшись живописью, он начал изображать своих новых земляков. “Картинки из русской жизни” имели огромный успех на Западе, и вскоре Любарова приглашают с выставками в Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию. А вскоре пришел успех и в России. За последние годы прошли две персональные выставки художника в одной из самых престижных московских галерей - Галерея "Дом Нащокина" , а в 2008 году состоялась персональная выставка Владимира Любарова в Государственной Третьяковской галерее .



У " Нашей улицы " (так называлась одна из выставок художника) Владимира Любарова нет точного географического адреса: где она расположена - в городе ли, в деревне или просто в чистом поле - неизвестно. И живут на ней люди разных кровей и вероисповеданий - русские, евреи и лица неопределенной "кавказской национальности".

Персонажи отличаются друг от друга не только национальной экипировкой, но и временем, в котором живут: оно на "Нашей улице" течет и вперед и назад, и вкривь и вкось, а то и вовсе стоит на месте, как то угодно художнику. И вместе с тем это типичная российская глубинка: реалии узнаются сразу - и грязный рынок, и типичный провинциальный вокзал, и Парк культуры с непременной "девушкой с веслом", и толпящиеся в очередях, а также выпивающие на лоне природы граждане.

Проживает на "Нашей улице" и небольшая еврейская община, состоящая из "русских евреев" - сапожников и раввинов, резников и портных. Вполне органично вписавшись в российские пейзажи, они соблюдают субботу, едят мацу на Песах, изучают Тору и Талмуд и думают все больше о вечном.


Многие сюжеты Любарова откровенно литературны, навеяны легендами, библейскими притчами, рассказами, где-то за ними маячат тени Шолом-Алейхема, Бабеля, Исаака Башевиса Зингера и героев русских сказок.

О литературности в живописи иногда говорят, как о недостатке того или иного художника. И напрасно говорят. Литература как мать всех искусств была для многих самых великих живописцев мощным источником вдохновения. Сколько полотен навеяно книгой книг - Библией!


Говоря о картинах Любарова, знатоки часто произносят слова «лубок» и «наивность». Ну конечно, лубок тут имеет место и наивность - тоже. Hо какая наивность? Наивными, как я понимаю, чаще всего считают художников, которые, имея природные способности к живописи, специального образования не получили, соответствующей техникой не овладели, но поражают своих почитателей свежестью взгляда на жизнь и «вынужденным» пренебрежением законами изобразительного искусства.



Любаров к такой породе художников никак не относится. Он - высокий профессионал и искусством своим владеет в совершенстве. Но что роднит его с наивными художниками, так это умение посмотреть на мир взглядом, незамутненным профессионализмом, удивиться увиденному, может быть, даже по-детски, и заставить нас испытать такое же удивление. В этом смысле каждый настоящий художник наивен, и каждое истинное творение искусства в известной степени тоже наивно.


Он обладает редким даром видеть в частных фактах и ситуациях повседневности особый, метафорический смысл, связь времен и национальных традиций, смешное и значительное.

Работы художника свидетельствуют о высокой профессиональной культуре, о творческой изобретательности и неповторимой стилистической манере автора, его причастности к судьбам своих персонажей.


Эмоциональный, содержательный диапазон произведений Владимира Любарова несет в себе неподдельное очарование и глубину искреннего сопереживания многоликому миру, нас окружающему, глубину его философского обобщения и гротескной интерпретации, что само по себе уже заслуживает серьезного внимания и вдумчивого отношения как к личности мастера, так и к его творческим устремлениям.


Искусство Любарова несомненно принадлежит к ярким, неподражаемым явлениям современной отечественной художественной культуры.

Валентин Родионов - Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи


Прогуливаясь недавно по Новому Арбату, обнаружил Владимир Любаров на лотках и стендах, щедро заставленных произведениями «народного творчества», и немалое количество картинок Владимира Любарова. Все эти картинки были снабжены его «собственноручной» подписью. А некоторые из них - так даже сразу тремя: под картинкой, на паспарту и на обороте. Чтоб уж наверняка. И никто бы не сомневался. Честно говоря, больше всего расстроил художника Любарова не сам факт торговли подделками на Новом Арбате, а качество этих изделий. Не напрягаются ребята.


ребята. Отпечатаны арбатские «клюквы» на ксероксе, потом от руки раскрашены. Там, где арбатским умельцам не нравится цвет, они его смело меняют. Совершенствуют, так сказать. А где уж совсем отрываются - так это в названиях картинок. Сочиняют свои - и мы, дескать, не лыком шиты. Постоял-постоял художник Любаров возле стенда, порассматривал «свои» картинки и - давай, думает, куплю.


А что? По полторы «тыщи» рублей большие картинки, а маленькие - так вообще по триста. Налетай - не скупись. Вот и Любаров мелочиться не стал - купил большую картинку. У него она, правда, называлась «Хор», а тут - «Без фальши». Почему? - заморачиваться не стал, тем более что в ходе жесткой дискуссии с продавцом («Я те клянусь, оригинал!» - «Ну, ты мне рассказывай! Я же вижу, раскрашенный ксерокс!» - «Мужчина, берите картину или идите себе мимо!») цену на «самого себя» удалось спустить до семисот. Что было приятно. И опять же есть теперь что показать друзьям и знакомым.

Художник Владимир Любаров родился 4 сентября 1944 года в Москве. Бабушка по линии отца до революции содержала трактир в Харькове, а дед был заядлым картежником. Родители, скромные советские служащие, незадолго до рождения сына переехали в Москву и поселились в коммунальной квартире на улице Щипок, в Замоскворечье. В детстве Вова Любаров рисовал сражения, в которых советские солдаты всегда побеждали фашистов.

1955-1962 Учеба в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова, где готовили будущих художников-реалистов.
Несмотря на то, что этот реализм назывался социалистическим, Любаров получил неплохое образование, изучил анатомию, перспективу, познакомился с классическим искусством.

1962 Работал маляром на автобазе. Свою карьеру преуспевающего столичного художника Владимир Любаров начал с должности маляра на авторемонтной базе. За плакат с буквами в человеческий рост: «На территории автобазы курить строго запрещается!» - получил первое признание. «Наконец-то нам прислали настоящего художника!» - сказал тамошний директор.

1963-1969 Поступил в Московский полиграфический институт на факультет художественного оформления печатной продукции, где преподавал известный русский художник Андрей Гончаров. Выбор профессии объяснялся не только любовью к книге. Книжная графика была небольшим оазисом в море советской культуры, куда редко заглядывала партийная цензура, что позволяло чувствовать себя относительно независимо.

1969-1990 Проиллюстрировал и оформил более 100 книг, среди авторов которых: Эрих Распе, Э.Т.А. Гофман, Вольтер, Жюль Верн, Эдгар По, Станислав Лем, Николай Гоголь, Аркадий и Борис Стругацкие.

1973-1984 Работал в журнале «Химия и жизнь», который сыграл особую роль в его биографии. Теперь его называют легендарным - и не только за смелость идей и суждений, высказываемых в подцензурные социалистические годы, но и за изысканный дизайн - явление по тем временам и вовсе революционное. Сменив на посту главного художника проживающего ныне в Америке Семена Верховского, Любаров привлек к работе в журнале самобытных художников, ставших впоследствии цветом и гордостью российского изобразительного искусства, - Дмитрия Лиона, Гарифа Басырова, Юрия Ващенко, Михаила Златковского, Сергея Тюнина…

1988 Вместе с Аркадием Стругацким и группой писателей организовал издательство «Текст» — первое в России частное издательство, где в качестве главного художника издал и оформил все то, чего недоиздал и недооформил в советские годы.

1991 Резко изменил свою жизнь, переехал в деревню Перемилово Владимирской области. Начал заниматься станковой графикой, а затем и живописью.

1993 Издательство Appletree Press (Великобритания) выпустило книгу «Русские пословицы» с иллюстрациями Любарова. Через год эта книга была переиздана в США, а затем и во многих странах мира.

1994 Первая персональная выставка деревенских работ Владимира Любарова в Брюсселе.

1995 Создан первый цикл основной серии Любарова «Деревня Перемилово». Это мир российской глубинки, в котором соседствуют фольклор и современность, ирония и гротеск, фантастика и реальность. Цикл включает в себя около 300 графических и живописных работ.

1997 Серия «Амстердам».

1998 Серия «Город Щипок».

1998-2004 Серия «Еврейское счастье».

2005 Серия «Наводнение».

2007 Серия «ФизкультПривет!»

1996-2007 Персональные и коллективные выставки в России, Германии, Швейцарии, Франции, Люксембурге.

Владимир Любаров почти 30 лет женат третьим браком. Имеет двоих детей и троих внуков.

"Праздник капусты"

120х100 см. Холст, масло. 2008

"Соло"

70х90 см. Холст, масло. 2011

"Последние яблоки"

70х70 см. Холст, масло. 2013

"Праздник без повода"

70х100 см. Холст, масло. 2013

"Адажио"

70х80 см. Холст, масло. 2012

"Пильщики"

70х100 см. Холст, масло. 2005

Валентин Родионов.
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

Творчество Владимира Любарова отмечено удивительной, мягкой ироничной интонацией, острой наблюдательностью и жанровым многообразием.

В его произведениях органично сосуществуют ностальгические и актуальные мотивы и сюжеты, в которых тонко раскрывается поэтическое, образное восприятие мира, созданного воображением замечательного мастера. Исполненная доброго юмора, живопись Владимира Любарова вызывает сложную гамму чувств, настраивает зрителя на неоднозначное отношение к изображенным сценам и действующим лицам его полотен. Он обладает редким даром видеть в частных фактах и ситуациях повседневности особый, метафорический смысл, связь времен и национальных традиций, смешное и значительное.

Работы художника свидетельствуют о высокой профессиональной культуре, о творческой изобретательности и неповторимой стилистической манере автора, его причастности к судьбам своих персонажей. Эмоциональный, содержательный диапазон произведений Владимира Любарова несет в себе неподдельное очарование и глубину искреннего сопереживания многоликому миру, нас окружающему, глубину его философского обобщения и гротескной интерпретации, что само по себе уже заслуживает серьезного внимания и вдумчивого отношения как к личности мастера, так и его творческим устремлениям.

Искусство Любарова несомненно принадлежит к ярким, неподражаемым явлениям современной отечественной художественной культуры.

Александр Рожин.
Член-корр. Российской Академии художеств, Главный редактор журнала «Третьяковская галерея».

«Нет, никогда, ничей я не был современник...»

Владимир Любаров попал в орбиту общественного внимания на рубеже шестидесятых - семидесятых годов прошлого уже века. Будучи главным художником журнала «Химия и жизнь», он превратил это периодическое издание в своеобразную «территорию искусства». Здесь по его инициативе публиковались работы художников, которых в то время причисляли то к нонконформистам, то к представителям так называемой «второй культуры». А широта творческого кругозора Любарова, новаторский дух созданных им иллюстраций служили залогом популярности, успеха журнала, объединения вокруг него личностей незаурядных и, как принято говорить сегодня, - продвинутых.
В графических работах художника тех далеких лет было заложено так много тем и сюжетов, что их хватило почти на четыре десятилетия.
Они и сегодня входят в сферу творческих интересов мастера. Однако система образного мышления Владимира Любарова с тех пор претерпела серьезные изменения, обрела неповторимый изобразительный стиль, особую художественную форму, а его предпочтения склонились в сторону живописи.
Персонажи картин Владимира Любарова рождены богатым вообра-жением, воспоминаниями и конкретными жизненными наблюдениями художника. Жанровые композиции несут в себе и ностальгические мотивы, навеянные детскими снами, и нюансы восприятия окружающего быта, увиденного под определенным углом зрения, и философские рассуждения автора о прошлом и настоящем. Сюжетные комбинации на своих полотнах он выстраивает подобно драматургу и режиссеру. Его живопись - это удивительный конгломерат достоверного и воображаемого, переплетение реальных ситуаций с ситуациями придуманными. Здесь соединяются, казалось бы, несовместимые действия и переживания, они вступают друг с другом во взаимодействие по законам оксюморона, нередко переплавляясь в тигле абсурда во что-нибудь новое. Элементы игровой культуры в творчестве Любарова приобретают новые значения. Метафоричность, иносказание его живописи становятся слагаемыми особого мета-языка, в котором наивно-чувственное, а также философское познание мира сливаются в единое и неразделимое целое.
При всей наглядности, детализированной конкретности создаваемого мира, Любаров зачастую придает глобальную масштабность, на первый взгляд, несущественным, скоротечным эпизодам нашего бытия. Он склонен рассматривать отдельные факты как звенья бесконечной череды повторений, его герои индивидуальны иѕ повторимы - в разных условиях, в далеких друг от друга мирах, в иных временных и пространственных континуумах. Его типажи самобытны и, одновременно, напоминают образы, созданные Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Булгаковым, Зощенко, Шолом-Алейхемом. Будто зеркала, они отражают общественное сознание, в котором ничто не умирает и не исчезает бесследно, а передается из поколения в поколение. Они носят с собой повсюду «узелок» характерных национальных черт и особенностей психологии своего народа. Вместе с тем художник щедро экстраполирует эти свойства и на представителей прочих этносов - не в буквальном, разумеется, смысле, а погружая своих персонажей в глубокий философский контекст, прибегая к непривычным формам обобщения. Метаморфозы и фантасмагории в его творчестве всегда производны от частных, вполне реальных наблюдений, служащих импульсом к созданию произведений широкого эмоционально-насыщенного спектра. Работы Любарова - сложно-ассоциативные, их восприятие и понимание зависит от духовного и интеллектуального кругозора зрителя. Разглядывая полотна художника, каждый из нас волен либо видеть только то, что на поверхности, либо узнавать и понимать то, о чем художник размышляет наедине с собой.
Картины Владимира Любарова многие отождествляют с искусством лубочным и открытым, наполненным народным юмором и лукавством. Действительно, образный язык художника включает в себя до конца не познанное очарование наивного творчества, но лишь в тех его проявлениях, которые позволяют говорить на одном языке с людьми разного уровня образования, воспитания и вкуса. Однако ясность изобразительной системы Любарова, те средства художественной выразительности, которыми он пользуется, свидетельствуют, скорее, о том, что «вписанность» его в наивную народную культуру - это тоже интеллектуальная игра. О себе Любаров смело может сказать словами Осипа Мандельштама: «Нет, никогда, ничей я не был современник». При этом он хорошо знаком и с жизнью русской глубинки, и достаточно наслышан о быте и нравах еврейских местечек, о кабаках и шинках, о печали и грусти, по-разному интерпретируемых в русском и еврейском фольклоре.
Но внешняя нарочитость в обрисовке национальных характеров, судеб и привычек, открытая топография происходящего на его холстах лишь подчеркивают философскую «многоэтажность» его произведений, обостряют их полифоническую суть. Сотканная из множества деталей, жанровая сцена у него никогда не бывает плоской, ее изобразительное пространство столь многослойно, что практически каждая картина превращается в притчу. Есть ощущение, что работы Любарова легко поддаются литературной интерпретации, по ним можно писать новеллы, сочинять анекдоты. Все это так - но до определенной черты. Метафорическое поле его картин имеет границы, за которые дано переступить не каждому, но именно там и начинается подлинное таинство его живописи.
Ирония и сарказм, юмористическая, а порой и сатирическая интонация его живописных полотен вводит зрителя в мир гротеска - высшей формы образного самовыражения. Любаров обладает даром видеть «разницу между комической стороной вещей и их космической стороной», о которой писал, анализируя творческое наследие Гоголя, Владимир Набоков.
Именно поэтому жанровые композиции художника - не просто забавные сюжеты, будто ложкой почерпнутые им из реальной действительности, а нечто значительно большее.
Это своеобразная «человеческая комедия», вмещающая в себя соленый смех всех наших страстей, трагикомическую суть бытия всех времен и народов.
В этом основной, глубинный пафос поэтики Владимира Любарова - художника, создавшего уникальную - и одновременно универсальную — формулу аллегорического постижения того, что по-простому называется человеческой жизнью.

Московский художник Владимир Любаров впервые получил «признание» в 1962 году, когда работал маляром на одной столичной автобазе. Нарисовав плакат в человеческий рост: « На территории автобазы не курить !», он привел ее директора в восторг: « наконец-то у нас появился настоящий художник… ». Вряд ли он имел понятие, что Любаров до этого учился шесть лет в художественной школе при институте им. Сурикова, изучая теорию художественного искусства.

Еще 6 лет Владимир Любаров обучался в Московском полиграфическом институте на факультете художественного оформления печатной продукции. Свою тягу к самобытности он смог воплощать именно в такой, малодоступной для советской цензуры нише, как книжные иллюстрации . За свою деятельность иллюстратором он оформил более ста книг, в том числе издания таких литературных классиков, как Гофман, Вольтер, Жюль Верн, Эдгар По, Николай Гоголь и пр.

Смелость идей Любаров проявлял на каждом месте, где бы он ни оказывался. Даже работая в журнале «Химия и жизнь», он ввел непривычно-изысканный дизайн оформления журнала и приглашал к сотрудничеству разных самобытных художников. А в 1988 году, совместно с писателем А. Стругацким, создал первое в России частное издательство.

Позже он резко меняет образ жизни, переезжает жить в деревню, где увлекается станковой графикой и живописью. С 1993-го по 2012 год создает несколько циклов работ, в которых соседствуют фольклор и современность, ирония и гротеск, фантастика и реальность. Только с виду незамысловатая манера написания картин скрывает неуловимые оттенки и чувства. Каждая его работа похожа на маленькую историю, ироничную и лирическую. А в художественной эстетике отдаленно просматриваются стили таких классиков живописи, как Шагал, Магрит, Пиросмани. (Схожим авторским стилем обладают художники или ).

Серия работ Любарова под названием «Едоки» , хоть и радует глаз съестными натюрмортами, но не выделяет «гастрономическую реальность» саму по себе. Она является лишь поводом к тому, чтобы продемонстрировать жизнь своих персонажей, их характеры и чувства. Художник как бы наблюдает за едоками. И у каждого едока на столе (на стуле, на газетке, на травке) разложена его личная история. По еде и напиткам легко читаются их судьбы.

Можно предположить, что «Едоки» – ироничный ответ художника на модную сегодня тему еды, засилие телевизионных кулинарных шоу и множества поваренных книг. (Кстати, в 2011 году Любаров издал книгу своих собственных рассказов, естественно с авторским оформлением).

Повседневность Владимир Любаров трактует как чудесное явление жизни, которое в каждую секунду открывается в самых неожиданных и простых вещах. Печальные русалки, огромные кошки, мужчины с одинаковыми лицами, дородные женщины, летающие евреи, арбузы, натюрморты с бутылками водки и хлебными буханками, и прочие всевозможные пейзажи и ситуации, которые он разглядел в реально существующей деревеньке Перемилово, где художник уже живет более 20-ти лет. Работы художника настолько живописны и глубинны, что по мотивам картин Любарова был даже поставлен фентези-спектакль, который полгода шел в Санкт-Петербурге, полгода в Ярославле.

макароны по-флотски

михалыч покупает сахар

перешли на пиво

кафе

поросенок с гречневой кашей

пост №1

сладкая жизнь

Света приготовила закуску на зиму

променад

свекровь учит невестку готовить

банановая республика

колыбельная

Лиза мечтает похудеть

булочная

октоберфест

порубили на куски

сливовый мусс с крыжовником, смородиной, вишней

у Петровны юбилей

вокзальный ресторан

Искусство Владимира Любарова несомненно принадлежит к ярким, неподражаемым явлениям современной отечественной художественной культуры. Его творчество завораживает зрителей своей кажущейся непосредственностью, лубочностью, красочно отображенным «народным фольклором» и «сермяжной правдой». Оно ассоциируется с творчеством В. Шукшина, В. Высоцкого или М. Зощенко. Поэтому у автора уже появились апологеты в реальной жизни. Вот как это неожиданно проявляется:

Серии работ не связанных с темой еды, можете посмотреть самостоятельно на авторском сайте Владимира Любарова, откуда были взяты материалы для данной статьи — http://www.lubarov.ru/

Так же обратите внимание на 3-х минутную анимацию, которую создали необычные почитатели таланта Владимира Любарова. «Необычные» потому, что авторами мультфильма «Препарасьон», великолепно стилизованного под любаровский стиль картин, является группа заключенных Пермской женской колонии.


В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России, -
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью землею,
Колосья бесконечных нив...

Н. Некрасов

Владимир Семенович Любаров родился 4 сентября 1944 года в Москве. Родители его, скромные советские служащие, незадолго до появления сына переехали в Москву из Харькова и поселились в коммуналке на улице Щипок, что в Замоскворечье. Это была классическая коммунальная квартира, где за недостатком места в тесной проходной комнатке маленький Володя до 4 лет спал в оцинкованном корыте.

В детстве мальчик любил рисовать, но особых талантов не проявлял, рисуя в основном сражения, в которых советские солдаты побеждали фашистов. Однако в 1955 году Володю приняли в среднюю художественную школу имени Сурикова, где он учился по 1962 год.

Первым его художественным (если можно так сказать) поприщем была работа маляра на авторемонтной базе. Написав буквами величиной в человеческий рост плакат «На территории автобазы курить строго запрещается», Владимир привел в восторг директора автобазы: «Наконец-то нам прислали настоящего художника!» - сказал он.

В 1963-1969 годах Владимир учился в Московском полиграфическом институте на факультете художественного оформления печатной продукции, где преподавал известный художник Андрей Гончаров. По окончании института работал художником-иллюстратором, за период до 1990 года проиллюстрировав более 100 книг таких авторов, как Эрих Распе, Э.Т.А. Гофман, Вольтер, Жюль Верн, Станислав Лем, Н.В. Гоголь, братья Стругацкие.

Особо следует выделить период работы Владимира Любарова в журнале «Химия и жизнь» (1973-1984 годы), который отличался редкой для тогдашнего времени смелостью и прогрессивностью - в нем, например, печатались произведения братьев Стругацких, которые отказывались брать другие журналы по причине их «неподцензурности», то есть несоответствия советским идеологическим установкам. Став главным художником журнала, Владимир собрал крепкую команду из знаменитых ныне художников, таких как Гариф Басыров, Михаил Златковский, Сергей Тюнин и других. Журнал славился не только своим содержанием, но и изысканными рисунками и дизайном.

В 1988 году вместе с группой писателей, куда входил Аркадий Стругацкий, организовал первое в России частное издательство «Текст». Владимир стал вполне преуспевающим художником-иллюстратором, работы которого постепенно завоевали признание во всем мире.

Но в 1991 году художник резко изменил свою жизнь. Он переехал в деревню Перемилово Владимирской области, глухую русскую глубинку, где начал заниматься станковой графикой и живописью. Название деревне, по преданию, дала Екатерина II, подарившая ее очередному отставному фавориту: дескать, был мил, а теперь - все перегорело, стал «перемил», пресытил, утомил.

Там Владимир стал создавать всемирно знаменитые теперь работы на тему жизни российской провинции. В 1995-1998 годах был создан первый цикл основной серии этих работ: «Деревня Перемилово и город Щипок». Город Щипок не существует в реальности - как вы помните, так называлась улица в Замоскворечье, где в коммуналке прошло детство художника. Об этой коммуналке сам художник говорит: «Советская власть натолкала туда без разбору столько всякого народа, что жить там было весело, но тесно». Собственно говоря, квартира на улице Щипок и была своеобразным кусочком русской провинции в столице.

В деревне Перемилово художник и сейчас живет практически круглогодично. На чердаке деревенского дома, гордо именуемого им «мастерской», он создал и другие серии работ: «Физкульт!Привет!», «Едоки», «Наводнение» и другие. Вначале я хотела представить картины Любарова по сериям, но потом решила, что интереснее будет показать их вперемешку, так облик русской провинции вырисовывается полнее.

На картинах Владимира Любарова изображена жизнь людей, которые, собственно, и составляют основу российского населения. Это обычные люди, с их повседневными заботами, радостями и печалями. Творчество художника вряд ли придется по душе любителям идеализированного изображения русской жизни и русской истории. Манера Любарова напоминает «наивную» живопись, а в сюжеты зачастую привносятся элементы фантазии и символизма, но тем не менее, на картинах запечатлен до боли узнаваемый образ провинциальной России, которую хоть когда-нибудь видел каждый из нас. А эта жизнь иногда бывает не только фантастична, но и сюрреалистична.

Кстати, Владимир Любаров одарен не только художественным талантом, но и литературным. В этом может убедиться каждый, заглянувший на его сайт ( , раздел «Завалинка. Пишет художник»). Короткие рассказы художника о своей жизни написаны прекрасным языком, наполнены добрым юмором и читаются с большим интересом. По возможности, буду иллюстрировать картины выдержками из этих рассказов или хотя бы ссылками на них.
Итак, картины Владимира Любарова.

Зимний базар

Впередсмотрящий

Ангел-хранитель

Бокс

Странное дело, но в 2007-м году, не чуждые общественным порывам, герои Любарова решили несколько оздоровиться и на период оздоровления превратить свое Перемилово в «русскую олимпийскую деревню». Соскучились перемиловцы выпивать и решили сбросить застойную энергию не привычным пьянством, а спортивным праздником, где каждый покажет на что еще способен. Не зря же повадились новые русские ходить в спортивный зал, а мы чем хуже?...

В живописной серии «Физкультпривет!» герои художника занялись спортом. Занялись спортом такие, какие они есть, - кряжистые и не фигуристые, иной раз совсем нелепые и грубо сколоченные, едва отошедшие от вчерашней гульбы, не проспавшиеся и напялившие на себя что под руку попало. Но занялись - по законам всегдашней русской забавы - истово, с неистребимой верой в чудо, с полным пренебрежением к слову «невозможно» - ведь всё получится, стоит только захотеть. И поэтому так убедительны негламурные толстые любаровские дамы, бегущие стометровку или играющие в футбол. И потому так самозабвенны лыжники в стареньких пальто и ушанках, безо всякой лыжни проходящие сквозь лес. И потому кажется, что прыгают не друг через друга, а прямиком в небо игроки в чехарду - одного из главных состязаний перемиловской олимпиады…

Обед

Владимир Любаров: «Недавно по телевизору я видел деревню - она, кажется, называется Затон, - ее затапливает каждую весну. Люди давно уже привыкли к тому, что деревню затапливает, а они как жили в ней, так и продолжают жить. Только ходят от дома к дому не по сухой земле, а по пояс в воде. Они встречаются в этой воде, выпивают, любят друг друга, ругаются. То есть их жизнь почти не меняется. Ну, жили в комнате, теперь живут на чердаке или на крыше. А потом вода сходит.
Так случается каждый год.
Вот я и рисую то ли деревню, то ли городок, залитый водой. В воде плавают разбитые мостки, консервные банки, огрызки яблок. А люди, между тем, в этой воде нормально себя чувствуют, не переживают Наверное, в деревне Затон можно было бы построить плотину. Всем миром взяться - и построить. Но кто знает, не станут ли жители Затона несчастными просто оттого, что однажды вода перестанет приходить к ним, заливать их дома и огороды? Не нарушит ли благое, казалось бы, дело естественного хода событий, привычного уклада их жизни? - И тем самым, не разрушит ли оно того хрупкого равновесия - сродни восходу и закату, любви и ненависти, - которое от века оставалось перво-основой их существования, их незыблемой уверенности в том, что завтра будет новый день, а будет день - будет и пища. И так до бесконечности.»



Каток

Кафе-мороженое

Света любит танцевать

Вася Пчелкин собирается красить забор

Дочка выходит замуж

Рыбный день

Прыжок

Зарядка

Летят журавли

Огонь

Саша предпочитает макароны

В серии "Едоки" «гастрономическая реальность» не важна Любарову сама по себе. Она для художника лишь повод к тому, чтобы «проявить» людей, их характеры и чувства. Художник не изучает еду, а наблюдает за едоками. И у каждого его едока на столе (на стуле, на табуретке, на газетке, на травке) натюрмортом разложена его личная история. По еде-питью, потребляемых каждым из любаровских едоков, легко читаются их судьбы. Серия «Едоки» - это своеобразный ответ художника на модную ныне тему еды, обилие телевизионных кулинарных шоу и множества книг о вкусной и здоровой, а подчас и нездоровой пище.

Венский стул

Зал ожидания



Остановка

Чехарда

Бадминтон

Рыбники

Ворота

Случайная связь

Вас обслуживает Марина

Ласточка

Владимир Любаров: «Почему я рисую толстых женщин?

Версия 1.
В деревне Перемилово все женщины крупные и красивые, а мужики - так себе, ни ростом, ни весом не вышли. Плюгавенькие, одним словом.
В Перемилове женщина - главная, на ней держится хозяйство и душевное здоровье семьи. А мужикам все до фонаря, они живут своими интересами: выпивают, в картишки перекидываются, озоруют.
Мою жену зовут Катя. Она тоже молодая, красивая и крупная - хоть и городская девушка.
А я - тощий мухомор, подстать перемиловским мужичкам и собственным картинкам.
Так что, когда говорят: "Экий ты фантазер, так в жизни не бывает", - я возражаю.
Бывает!

Версия 2.
Меня часто спрашивают, почему я рисую толстых женщин? -
И действительно, почему я их рисую?
Во-первых, наверное, потому, что просто люблю их рисовать.
Для меня толстая женщина - особый эстетический объект.
Мне нравится, как она ходит, сидит, лежит, нравится ее пластика, мне нравится в ней все.
Мир толстой женщины совсем не похож на мир женщины худой: в нем нет нервности, изломанности, надрывной сексуальности, присущей худым женщинам - красивым худым женщинам, я имею в виду.
Толстая женщина органично вписывается в любой ландшафт, в любую среду обитания. Она организует мир вокруг себя. Моя толстая женщина - это некий космический объект, она неразрывно связана с Природой, она даже умеет летать...
А во-вторых, я рисую толстых женщин потому, что в деревне Перемилово худых женщин, отродясь, не водилось».

Ной

Очередь.1998

Встреча

У Петровны юбилей

Учебный бой

Фото на память

Борцы

Большой балет в деревне Перемилово

Напились квасу

Переулок

Летящие перцы

На крыше

Девушка-клумба

Фитнес

Картежники

Земля!

Октоберфест

Владимир Любаров: «Я с детства боялся милиционеров. Мне казалось, что им известны не только мои плохие поступки, но и мои плохие мысли. Милиционер, в моем представлении, был не тот, кто тебя защищает, а тот, кто тебя наказывает. И наказывает со всей строгостью.
Так я думал всю свою жизнь.
Но когда мне исполнилось 60 лет, у меня родился внук Вова. И он перевернул мое представление о милиции. Вова обожает милиционеров, восхищается ими и сам собирается стать милиционером, когда вырастет. Он носит милицейскую фуражку - настоящую, которую я купил ему в Измайлово. Ходит с милицейским жезлом, который - Вове на радость - достал где-то его папа Игорь.
Вове пять лет, и с каждым месяцем его восхищение милиционерами только растет. Когда он видит милиционера - на картинке, в журнале, на экране телевизора, глаза его загораются ярким светом. Надо сказать, Вовин восторг в какой-то степени передался и мне. И я начал рисовать милиционеров. А мои друзья решили, что я тронулся».


Ныряльщица

Вбрасывание

Девушка с капустой

Хор

Едоки вишен

Последние известия



Футболистки



Витек не любит приезжих

Свекровь учит невестку готовить курицу

Парное катание

Волейбол

Клубничка

Февраль

Ветер перемен

Николай Иванович любит йогурт

Саша - молодец

Лебединое озеро

Прогулка с велосипедом и мужчиной

Сладкая жизнь

Забег

Колыбельная

Пение под душем

Лыжники

Хлеба

Проверка документов

Перцы

Полина, дочка учительницы

Физкультурница

Коктейль

Вчерашние новости

Спортивный праздник

Арбуз

Прыгалки

Скамейка

Котяра

Поздний ужин

Снежная горка

Забытая лейка

Мцыри с арбузом

Полный вперед!

Коля и Нина

Света приготовила закуску на зиму

Погребок

Улица

Банановая республика

Пильщики

Булочная

Первая брачная ночь

Вокзальный ресторан

Семья

Веселая теща

Прошлогодний чеснок

Люся помыла голову

Торжество

Лиза мечтает похудеть

Дружок

Лунатики

Праздник капусты

Свидание

Вова задумался о жизни

Рыба-фиш (Чудесный одноименный рассказ Владимира Любарова читайте на сайте художника. )

Доминошники

Макароны по-флотски

Порубили на куски

Приморозило

Михалыч покупает сахарный песок

Утюг

Пост № 1

Сон

Ветер

Сливовый мусс

Понедельник

С легким паром!

Володя-экстрасенс притягивает предметы

Перешли на пиво

Привет

Поросенок с гречневой кашей

Мечты

Пиво с подогревом (Что это такое - также в одноименном рассказе художника на его сайте)

Поединок

Птичий рынок

Выходной

Променад

Лоскутное одеяло

Перекус

Поздняя любовь

Собачья жизнь

Катя на качелях

Примус

Поминки

Приворот

Лампочка

Старый дом

долгий-долгий вечер в провинции.
забытая гостиница против милиции.
на углу у рынка квасная бочка,
в клумбе цветочки, цветочки, цветочки.

Афанасий Филиппыч ожидает газету,
насаждает на нос не очкИ, но Очки.
муха крадётся по ветхой розетке.
Афанасий Филиппыч бредёт на почту.

Вместо моста - переход из липы.
«Мне 200 лет, - вздыхает Филиппыч.
лампочку надо сменить в клозете.
а вот почтальон и велосипедер».

Афанасий Филиппыч садится на лавку,
шуршит газетой, чем дразнит Шавку.
читает скорбно - от воззваний до спорта.
в провинции вечер мистически долгий.

2

на шахматном поле дамы и рыцари.
Афанасий Филиппыч против Ферзьева.
(партия длится с семьдесят третьего).

Ферзьев двигает пешку к обочине.
пешка давно уже нерабочая.
но тяга к оврагу с годами лишь ширится.
Ферзьев щурится, мается, глыбится.

У Ферзьева есть боевая граната.
ржавая вся, как у бабки корыто.
Ферзьев метнёт её в джип губернатора-
«никто не забыт и ничто не забыто».

Ферзьев двигает пешку к обочине,
всем после взрыва грядёт многоточие.

И смотрится странно, смотрится тихо
на клетчатом поле слон престарелый.
-Э-э-э, Афанасий?
-Что, дядь Миха?
-Ну-ка, верни моего «кавалера»!
так заседают два кабальеро.

3
Шавка - никчёмное имя собачье.
Шавка, быть может, хотела иначе.
с нею никто не хочет водиться-
долог и долог вечер в провинции.

Шавка осенью густо болеет:
долго глядится в пустую аллею.
то ли стареет, то ли страдает, -
бывает.

4
говорят, здесь водится
Богородица.

5
за полем пруд, за прудом сад, за садом - сны.
в тех быстрых снах нам навсегда 16.
и ты опять, и ты опять уходишь с ним -
себя дарить, меня губить, с ним целоваться.
а мне, увы, лишь симпатичный нимб.

В сон хрустнет сук и эхо пошумит.
я в эту осень свят и богу ровня.
лишь Бунина колосья да шмели
меня томят иконой заоконной.
в сон хрустнет сук и дождик зашумит.

..........................................................

За снами лес, за лесом-крест и небеси.
как весел путь несбыточных скитаний!
в гроб рвётся юность с золотой оси
настойчиво, победно и прощально.
но, сделав круг, ты повернёшь назад -
традиция, изгнание и действо:
за небесами снова пруд и сад,
(так рай преследует нас с детства).

6
а ещё здесь водится
Богородица.

7
пусть в самом центре сочинения,
дерзновения,
омута
полыхает моё умное и яростное
провинциальное сердце -
противу логики и закона,
но правдиво и нараспев,
ибо вымысел
свят, свят, свят!

8
парень с гитарой - Колюшок Сухов -
на дне всех оврагов глумится.
в провинции
не бывает слухов,
но медленная милиция.

Хочешь, эту песню вместе допоём:
паренёк с гитарой - человек с ружьём.

Овраги нам гнёзда,
цветут тихо звёзды -
в катарсис мне гвозди.
любви полны гроздья,
здесь сны колосятся -
о, как сисясто!
(мне здесь сисясто). -

Так за Колькой гонится
Богородица.

На дне оврага
раскурочить гитару
в ожиданьи души
и синеньким взором
небесную кару
сокрушить.

9
простор ярится за окном, шумит и любит.
нас одолела красота в осьмнадцать лет.
как над гитаркой Колюшка вдруг охнет бубен,
мечталось: золото, овраг, ан ночь, кювет.
простор ярится за окном, шумит и губит.

Ах, кожа нежная и тёмная на шее!
простор погас, простор свалился в сердце мне.
за садом пруд, а в том пруду решенье
таится в долгой сумрачной волне.

10
долгий-долгий вечер в провинции.
тоскует гостиница против милиции.
на углу у рынка квасная бочка.
точка.

11
здесь повсюду водится
Богородица

Олег Кирсанов




Top