Гуманистический пафос русской классической литературы. Гуманистический пафос поэзии, осознание своего долга перед народом

Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?

Действие пьесы М. Горького «На дне» происходит в грязной ночлежке. Обитали ее, на первый взгляд, вполне соответствуют заведению: это воры, бродяги, словом, люди, буквально опустившиеся на самое «дно» жизни. Но оказывается, что почти у каждого из них есть мечта. И это делает их положение не таким уж безвыходным: они хотели бы изменить свою жизнь. Однако герои фактически смирились со своим положением и не пытаются что-то сделать.

Конфликт возникает с момента появления в ночлежке странники Луки. Он убежден, что в душе каждый человек добр, но надо лишь дать возможность проявиться доброму началу. Появление Луки всколыхнуло общество «дна», его обитатели начинают верить в свои мечты. Лука – утешитель потерянных, отверженных людей. Они потянулись к нему, чувствуя, что этот человек может дать им опору и силы, чтобы жить. Лука прекрасно видит наивность и, может быть, несбыточность воздушных замков героев: Васька Пепел мечтает стать честным землевладельцем, Актер – вернуться на сцену, Настя – быть любимой любимым человеком. Однако Лука продолжает исповедовать «ложь во спасение». Он искренне верит, что ложь, которая помогает человеку, лучше правды Сатина, лишающей последней надежды. Ведь человек жив лишь до тех пор, пока жива надежда. Необходимо стремиться даже к самому крошечному лучику света. Можно согласиться со словами Сатина о том, что не жалеть, а уважать человека нужно. Но уважение и подразумевает веру в людей, в их возможности.

На мой взгляд, позиция Луки – позиция истинного гуманиста. Он искренне надеется повлиять своими словами на обитателей ночлежки и возродить в них любовь к жизни. Хотя мы не видим нравственного преображения героев, но зато очевидно пробуждение в их душах всего самого светлого и чистого, о чем они и сами раньше не подозревали. Трагедия же заключается не в ложности стремления Луки утешить людей, а в их неверии в собственные силы. Лишившись поддержки извне, в себе ни один из героев не нашел внутренней силы противостоять обстоятельствам. Люди «дна» все оказались духовно слабы.

Гуманистический пафос пьесы заключается в том, что автор позволяет нам увидеть, как мечта преображает человека. Здесь проявляется типичная для творчества Горького назидательность: если человек будет верить в свои силы, то любая цель окажется достижимой. Наша судьба, действительно, в наших руках.

Если домашнее задание на тему: » Гуманистический пафос творчества А Солженицына оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Солженицын А. И.Сочинение по произведению на тему: "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А. И.Солженицына "Матрёнин двор".) Писателя Александра Солженицына Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. Александр Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, Солженицын приезжает В творчестве А. И. Солженицына при всем его многообразии можно выделить три центральных мотива, тесно связанных друг с другом. Сконцентрированные К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, человека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?

Действие пьесы М. Горького «На дне» происходит в грязной ночлежке. Обитали ее, на первый взгляд, вполне соответствуют заведению: это воры, бродяги, словом, люди, буквально опустившиеся на самое «дно» жизни. Но оказывается, что почти у каждого из них есть мечта. И это делает их положение не таким уж безвыходным: они хотели бы изменить свою жизнь. Однако герои фактически смирились со своим положением и не пытаются что-то сделать.

Конфликт возникает с момента появления в ночлежке странники Луки. Он убежден, что в душе каждый человек добр, но надо лишь дать возможность проявиться доброму началу. Появление Луки всколыхнуло общество «дна», его обитатели начинают верить в свои мечты. Лука – утешитель потерянных, отверженных людей. Они потянулись к нему, чувствуя, что этот человек может дать им опору и силы, чтобы жить. Лука прекрасно видит наивность и, может быть, несбыточность воздушных замков героев: Васька Пепел мечтает стать честным землевладельцем, Актер – вернуться на сцену, Настя – быть любимой любимым человеком. Однако Лука продолжает исповедовать «ложь во спасение». Он искренне верит, что ложь, которая помогает человеку, лучше правды Сатина, лишающей последней надежды. Ведь человек жив лишь до тех пор, пока жива надежда. Необходимо стремиться даже к самому крошечному лучику света. Можно согласиться со словами Сатина о том, что не жалеть, а уважать человека нужно. Но уважение и подразумевает веру в людей, в их возможности.

На мой взгляд, позиция Луки – позиция истинного гуманиста. Он искренне надеется повлиять своими словами на обитателей ночлежки и возродить в них любовь к жизни. Хотя мы не видим нравственного преображения героев, но зато очевидно пробуждение в их душах всего самого светлого и чистого, о чем они и сами раньше не подозревали. Трагедия же заключается не в ложности стремления Луки утешить людей, а в их неверии в собственные силы. Лишившись поддержки извне, в себе ни один из героев не нашел внутренней силы противостоять обстоятельствам. Люди «дна» все оказались духовно слабы.

Гуманистический пафос пьесы заключается в том, что автор позволяет нам увидеть, как мечта преображает человека. Здесь проявляется типичная для творчества Горького назидательность: если человек будет верить в свои силы, то любая цель окажется достижимой. Наша судьба, действительно, в наших руках.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания.

Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным бессилием и бесправием. Главный герой романа видит, что достойные люди живут в нищете, а мерзавцы пользуются всеми благами жизни.

Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.

Но все меняется, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного — склада собственного характера и того, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, но настойчивое развенчивание раскольниковской идеи.

Раскольников не хладнокровный убийца, но преступник-философ, сомневающийся и страдающий. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное душевное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Достоевский до крайности сгущает и обостряет эмоции, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость.

Почти отказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговор студента и офицера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собственных мыслей с мыслями студента, и особенное впечатление оставляют слова о количестве страдающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщицу. И тогда Раскольников берется за топор. Наказание за это следует немедленно. Он, подняв свое оружие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастной же. Лизавета — как раз та обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо, за счастье которой он борется. Не помня себя, Родион возвращается домой, а не идет в полицию и тем обрека-ет себя на дополнительные страдания. Начинается новый этап в его жизни — от-чуждение от людей. Переступив мораль-ные законы, Раскольников остро ощущает невозможность оставаться с людьми. Тя-желое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляются еще и тем, что ему начинает открываться оши-бочность его теории. Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, но то, что герой только чувствует, нам открыто говорит писатель.

Разоблачение теории Раскольникова происходит в разговорах со следователем, который уже понял, что произошло, и пси-хологически вычислил убийцу. Здесь сту-денту приходится впервые защищать свою идею. Задача эта для Раскольникова ос-ложнена тем, что его уверенность в собст-венной правоте уже заметно пошатнулась. Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и иронично высмеивает. Он убеждает его, что для того, чтобы просла-виться, не надо принижать других: «...дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят». Иначе говоря, достижение высо-ких целей должно основываться лишь на светлом, добром, человечном. Страдание, считает Порфирий Петрович, является главным источником искупления.

Воплощением этой идеи в романе стала Соня. Она не в состоянии понять философ-ские изыскания героя, но она понимает главное — он несчастен, и она нужна ему. Раскольников видит в Соне святую и целует ей ноги, говоря, что кланяется всему стра-данию человеческому. Она учит его вере: они вместе читают Евангелие, и Раскольни-ков принимает веру такой, какой ее пони-мает Соня.

Их единственное спасение — в любви друг к другу, к Богу, к ближним. Переболев бонапартизмом, Раскольников возвраща-ется к людям, чувствуя, что нужен им. Это только начало того счастья, которое ждет их с Соней. Писатель говорит, что за него еще надо будет заплатить большую цену, и обещает посвятить рождению нового че-ловека другую книгу.

Роман, рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый конец. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, при-нявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясе-ние и преобразился. Основная идея рома-на христианская: даже маленькая бесчело-вечность страшна и непременно ведет к бесчеловечности в большем, поэтому главным принципом жизни каждого должна быть любовь. Лишь тогда люди смогут об-рести по-настоящему человеческий облик и стать счастливыми.

Творчество Пушкина широко и многогранно. Создатель русского литературного языка, Пушкин, кроме того, был и остается великим мыслителем, философом-гуманистом, своего рода истоком, в котором берет начало вся русская литература. Гуманизмом, любовью и уважением к человеку, его личности, пронизано все творчество Пушкина - это касается и его любовной лирики, и гражданских стихов, и философской прозы.
Любовная лирика поэта представлена в его творчестве многими стихотворениями, создававшимися в разные периоды жизни. Однако, несмотря на определенную эволюцию взглядов, изменение мировоззрения, гуманистический пафос в пушкинских стихах остается неизменным.
Прежде всего гуманизм Пушкина проявляется в уважении к предмету своего чувства. Поэт признает за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Характерный пример - стихотворение «Я вас любил...». Стандартная для поэзии ситуация, когда оказывается, что избранница поэта разлюбила его, освещается совершенно по-иному, чем, например, у романтиков. Для романтиков подобный сюжет - источник трагедии, порождающий целый вихрь страстей, когда противника убивают на дуэли, а порой и сами жертвуют жизнью. Совершенно иное освещение эта ситуация получает у Пушкина.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что «сердцу не прикажешь». Напротив, он благодарен ей за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Его любовь - это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. В отношении поэта к своей возлюбленной нет эгоизма, его чувство настолько сильно, что он согласен не напоминать о себе, так как не хочет ее ничем опечалить. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить ее так же сильно, как он.
Любовь, по Пушкину, это не аномалия, не «роковой пожар страстей» (как это часто бывает у романтиков), но естественное состояние души человека. Любовь - это чувство, даже если оно не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а л юбовь - как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть.
Яркий пример такого взгляда на любовь - стихотворение «На холмах Грузии...»:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Любовь для Пушкина - это естественное состояние души человека, так как в нем проявляется полнота жизни, ощущение радости бытия. Именно поэтому поэту «грустно и легко», именно поэтому печаль его «светла».
Подобный взгляд на природу любви можно увидеть и в других стихотворениях Пушкина, например, «Увы, зачем она блистает...», «К *** (А. П. Керн)», «Воспоминание» и другие.
Итак, гуманизм любовной лирики Пушкина заключается в глубинном, исконном уважении к человеческой личности, ее праву на свободный выбор жизненного пути. Мир в представлении поэта широк и многообразен, он не хорош и не плох, так как прекрасен во всех своих проявлениях. Добро и зло привносит в мир человек, и у каждого человека эти понятия имеют свое собственное наполнение, свою, отличную от остальных, ценность. Однако при безоговорочном уважении к этическим представлениям каждой отдельнй личности, Пушкин своим творчеством утверждает ценности гуманистические, общечеловеческие. Только тогда, когда человек делает окружающих его людей счастливыми, привнося в мир радость и гармонию, он может быть по-настоящему счастлив сам.
Как отмечал В. Г. Белинский, произведения Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.




Top