2 какую идею выражал ионический фриз парфенона. Архитектурный стиль храма парфенон в греции

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 447 год до н. э.
Окончание строительства: 438 год до н. э.
Архитектор: Иктин и Калликрат
Координаты: 37°58"17.4"N 23°43"36.0"E

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Парфенон был построен в 447 - 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве . На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!

Храм в ночной иллюминации

Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.

Вид на храм с запада

В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками , когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Вид на храм с юго-востока

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону - 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

Южный фасад храма

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

Восточный фасад храма

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза .

Фрагмент восточного фасада храма

А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Храм Парфенон - один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон - античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики - области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя - верхнего города Афин. Афинский акрополь - холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые - по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания - 70 м, ширина - 31 м, высота - 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства - 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов - более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом , однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма - дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Что сейчас

В наше время Парфенон - главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Экскурсии в Акрополь

Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 - 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

Богиня Афина - наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции


Парфенон расположен на вершине Акрополя, ближайшая станция афинского метрополитена, от которой можно добраться сюда, так и называется – Akropolis.

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль - он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон - не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм - Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

История храма, кто построил Парфенон

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Праздник Панафинеон

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света - статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.

Увы, но славная история святилища не продолжалась и двухсот лет - последним правителем, действительно чтившим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 году до н. э., Афины постепенно скатились в тиранию, а позже были неоднократно захвачены сначала варварскими племенами, а потом и римлянами. Примерно в это же время в храме произошёл большой пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (впрочем, к моменту пожара она уже практически ничего не стоила - все золотые элементы были заранее сорваны для того, чтобы тогдашний правитель Афин мог заплатить солдатам).

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты - холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен - после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

Основой храма является сохранившийся до наших дней стилобат - трехступенчатый подъём, ведущий к храму. Сам храм - прямоугольной формы здание, с колоннадой по каждой из четырёх сторон. Размеры прямоугольника-основы составляют 69,5×30,9 метра.

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам - ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.

Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть - в Британском музее. Греческое правительство на протяжении многих десятилетий тщетно добивается возврата мраморных фрагментов отделки Парфенона на их историческое место.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века - их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше - по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной - Троянской войны, на севере - гигантомахия, а на юге - сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой - двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни - в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Современный Парфенон

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла - греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов - все более впечатляющими, так что посещение Парфенона - это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик.
Билет действует 4 дня.

Древний храм Парфенон в Афинах- не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Опубликовано: Июнь 8, 2015

Парфенон (древ.-греч.: Παρθενών; совр. греч.: Παρθενώνας) - древний храм в , посвящённый богине Афине, которую афиняне считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н. э., когда Афинская империя была на пике своей власти. Закончилось оно в 438 году до н. э., хотя отделка здания продолжалась до 432 года до н. э. Это наиболее важное сохранившееся здание классической Греции, зенитом которого, как правило, считается дорический ордер. Декоративные скульптуры Парфенона считаются одними из наиболее успешных в греческом искусстве. А сам Парфенон - символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации, и одним из величайших культурных памятников в мире. В настоящее время Министерство культуры Греции осуществляет программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного сооружения.

Парфенон, заменил , который историки называют Pre-Parthenon, он был разрушен во время персидского вторжения 480 года до н. э. Храм построен археоастрономически, по звёздному скоплению Гиады. Несмотря на то, что священное здание было посвящено богине, покровительствующей городу, фактически его использовали как казначейство. В своё время он служил сокровищницей Делосского союза, который позднее стал Афинской империей. В последние десятилетия шестого века нашей эры, Парфенон, который преобразовали в христианскую церковь, был посвящён Деве Марии.

После османского завоевания в начале 60-х годов XV века его превратили в мечеть. 26 сентября 1687 года из-за венецианской бомбардировки произошло возгорание боеприпасов Османской империи, которые хранились в здании. В результате взрыва серьёзно пострадал Парфенон и его скульптуры. В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин, вывез некоторые сохранившиеся скульптуры, якобы с разрешения Османской империи. Теперь они известны как мраморы Элгина или Парфенона. В 1816 году их продали в Британский музей в Лондоне, где на сегодняшний день и выставлены. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство приняло решение о возвращении скульптур в Грецию.

Этимология

Изначально название «Парфенон» происходило от греческого слова παρθενών (парфенон), и упоминалось в значении «комнат незамужних женщин» в доме, а в случае Парфенона, возможно, сначала использовалась только отдельная комната храма. Ведутся дебаты, какая это была комната, и как она получила своё название. Согласно труду Лидла, Скотта, Джонса «Греческо-английский лексикон» ею была западная целла Парфенона. Джамари Грин считает, что Парфенон был комнатой, в которой на Панафинейский играх преподносили пеплум Афине. Его ткали аррефоры, четыре девушки, которых выбирали каждый год для служения Афине. Кристофер Пеллинг утверждает, что Афина Парфенос, возможно, представляет собой отдельный культ Афины, тесно связанный, но не идентичный, с культом Афины Полиас. Согласно этой теории, название Парфенон означает «храм девственной богини» и относится к культу Афины Парфенос, который ассоциировался с этим храмом. Эпитет «парфенос» (παρθένος), происхождение которого неизвестно, значит «дева, девушка», но также и «девственница, незамужняя женщина», и в основном использовался в отношении Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, и Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также существует предположение, что название храма ссылается на дев (парфено), чья наивысшая жертва гарантирует безопасность города.

© сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

Первый случай, в котором название Парфенон, безусловно, относится ко всему зданию, был найден в трудах оратора Демосфена датированных 4 веком до нашей эры. В 5 веке здание рассматривали как сооружение, которое называли просто ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Мнесикл и Калликрат, назвали его Гекатомподос («стофутовый») в их утраченном трактате о афинской архитектуре, а в 4 веке и позднее, оно было известно под названием Гекатомпедос или Гекатомпедон, как и Парфенон; в 1 веке н. э. писатель Плутарх именовал здание Гекатомпедон Парфенон.

В связи с тем, что Парфенон был посвящён греческой богине Афине, его иногда называли храмом Минервы, римское имя Афины, особенно в XIX веке.

Назначение

Хотя архитектурно Парфенон представляет собой храм и обычно так называется, однако в общепринятом смысле этого слова это не совсем верно. Внутри здания был найден небольшой храм, на месте старого, вероятно, посвящённого Афине, как способ стать ближе к богине, но сам Парфенон никогда не принимал культ Афины Полис, покровительницы Афин; культовым изображением, которое омывали в море и которому преподносили пеплос, был оливковый ксоан, расположенный на старом алтаре в северной части Акрополя.

Великолепная статуя Афины, работы Фидия, не была связана не с каким культом и не известно разожгла ли какой-либо религиозный пыл. Она, вероятно, не имела жрицу, алтарь или названия культа. По словам Фукидида, Перикл однажды назвал статую золотым запасом, подчеркнув, что она «состояла из сорока талантов чистого золота, и их можно было вынуть». Афинский государственный деятель, таким образом, предполагал, что металл, полученный от современной чеканки, можно было бы использовать снова без какой-либо непочтительности. Парфенон тогда рассматривался скорее как большое оформление для вотивной статуи Фидия, а не место культа. Говорят, что многие греческие авторы в своих произведениях описали несметные сокровища, хранящиеся внутри храма, как например персидские мечи и небольшие статуи, сделанные из драгоценных металлов.

Археолог Джоан Бретон Коннелли недавно отстаивала связь скульптурного плана Парфенона в представлении ряда генеалогических описаний, которые отслеживают афинские особенности обратно через века: от рождения Афины, через космические и эпические сражения, до большого финального события афинского бронзового века, войны Эрехтея и Эвмолпа. Она утверждает, что педагогическая функция скульптурного украшения Парфенона, устанавливает и закрепляет афинские основы мифа, памяти, ценностей и самобытности. Тезис Коннелли спорен и некоторые известные классики как Мэри Бирд, Питер Грин и Гэрри Уилс либо подвергли его сомнению, либо просто отвергли.

Ранняя история

Старый Парфенон

Первоначальное стремление построить святилище Афины Парфенос на месте нынешнего Парфенона реализовалось вскоре после битвы при Марафоне (прибл. 490-488 гг. до н. э.) на фундаменте из твердого известняка, который располагался в южной части вершины Акрополя. Это здание заменило Гекатомпедон (т.е. «стофутовый») и стояло рядом с архаическим храмом, посвященным Афине Полиас. Старый Парфенон или Pre-Parthenon, как его часто называют, находился ещё на стадии строительства, когда в 480 году до н. э. персы разграбили город и разрушили Акрополь.

О существование прото-Парфенона и его разрушении известно от Геродота. Барабаны его колонн были видны как на ладони и построены после несущей стены к северу от Эрехтейона. Дальнейшие вещественные доказательства этого сооружения выявили в ходе раскопок Панагиса Кавадиаса в 1885-1890 годах. Их результаты позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогда директору Немецкого археологического института, утверждать, что в оригинальном Парфеноне существовало подземное сооружение, под названием Парфенон I, которое располагалось не точно ниже текущего здания, как это предполагалось ранее. Наблюдение Дёрпфельда заключалось в том, что три ступени первого Парфенона состояли из известняка, две из пористого, как и основания, а верхняя ступень из кархаского известняка, которые был накрыт самой низкой ступенью Парфенона Перикла. Эта платформа была меньше и находилась чуть севернее окончательного Парфенона, указывая на то, что её построили для совершенно другого здания, в настоящее время полностью закрыта. Картина несколько осложнилась публикацией заключительного доклада о раскопках в 1885-1890 годах, в котором указывалось, что это подземное сооружение было одного возраста со стенами, построенными Кимоном, и подразумевало более поздний срок первого храма.


План здания Парфенона, фото: общественное достояние

Если оригинальный Парфенон действительно разрушили в 480 году, это вызывает вопрос, почему на протяжении тридцати трёх лет место оставалось в руинах. Один довод предполагает клятву, которую дали греческие союзники перед Битвой при Платеях в 479 году до н. э., согласно которой святилища разрушенные персами не будут восстанавливаться. Только в 450 году при заключении Каллиевого мира афиняне освободились от этой клятвы. Обыденный факт о стоимости реконструкции Афин после персидского разграбления не является столь правдоподобным как его причина. Однако раскопки Берта Ходж Хилла привели его к предложению о существовании второго Парфенона, созданного в период правления Кимона после 468 года до н. э. Хилл утверждал, что ступень из кархаского известняка, которая как думал Дёрпфельд была самой высокой в Парфеноне I, на самом деле была самой нижней из трёх ступеней Парфенона II, размеры стилобата которого, по расчетам Хилла, составляли 23,51 на 66,888 метров (77.13 × 219.45 футов).

Одна из трудностей в датировании прото-Парфенона заключается в том, что во время раскопок в 1885 году археологический метод сериации не был полностью развит; небрежное рытьё и обратная засыпка места привели к потери большого количества ценной информации. Попытки обсудить и осмыслить глиняные черепки, найденные в Акрополе, реализовались в двухтомной работе Графа и Ланглотца, опубликованной в 1925-1933 годах. Это вдохновило американского археолога Уильяма Белла Динсмура попытаться установить крайние даты для платформы храма и пяти его стен, скрытых под повторным террасированием Акрополя. Динсмур сделал вывод, что последняя возможная дата для Парфенона I, была не ранее 495 года до н. э., что противоречит более ранней дате установленной Дёрпфильдом. Кроме того, Динсмур отрицал наличие двух прото-Парфенонов и установил, что единственным храмом до храма Перикла был тот, который Дёрпфельд назвал Парфенон II. В 1935 году Динсмур и Дёрпфильд обменялись мнениями в «Американском журнале по археологии».

Современное строительство

В середине 5 века до н. э., когда афинский Акрополь стал резиденцией Делосского союза, а Афины были величайшим культурным центром своего времени, Перикл инициировал амбициозный строительный проект, который продолжался всю вторую половину века. В этот период построили наиболее важные здания, которые можно увидеть в Акрополе сегодня: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины-Ники. Парфенон строился под общим руководством Фидия, который также отвечал за скульптурное украшение. Архитекторы Иктин и Калликрат начали свою работу в 447 году до н. э., а к 432 году здание было завершено, но работы по украшению продолжались, по крайней мере, до 431 года. Сохранились некоторые финансовые отчёты по Парфенону, которые показывают, что крупнейшим расходом была перевозка камней от горы Пентеликон, около 16 км (9,9 миль) от Афин, до Акрополя. Эти средства частично взяли из казны Делосского союза, перенесенной из панэллинского святилища в Делосе в Акрополь в 454 году до н. э.

Архитектура

Парфенон представляет собой октастильный дорический храм окружённый колоннами с ионическими архитектурными особенностями. Он стоит на платформе или на стилобате из трёх ступеней. Как и другие греческие храмы, он имеет притолоку и окружён колоннами несущими антаблемент. На каждом конце находится восемь колонн («октастиль»), а по бокам семнадцать. Также на каждом конце колонны установлены в два ряда. Колоннада окружает внутреннюю каменную конструкцию - целлу, разделённую на два помещения. На обоих концах здания крыша заканчивается треугольным фронтоном, первоначально заполненным скульптурами. Колонны представляют дорический ордер с простым капителем, рифленным стволом и не имеют основания. Выше архитрава находится фриз из иллюстрированных резных панелей (метоп), разделенных триглифом, что типично для дорического ордера. Вокруг целлы и по перемычкам внутренних колонн проходит непрерывный скульптурный фриз в виде барельефа. Этот элемент архитектуры является скорее ионическим, чем дорическим.

Измеренные на стилобате, размеры основания Парфенона составляют 69,5 на 30,9 метров (228 на 101 футов). Целла была 29,8 метров в длину и 19,2 метров в ширину (97,8 x 63,0 футов) с внутренней колоннадой в два ряда, структурно необходимой для поддержки крыши. Снаружи размеры дорических колонн составляли 1,9 метров (6,2 фута) в диаметре и 10,4 метров (34 фута) в высоту. Диаметр угловых колонн был немного больше. В общей сложности Парфенон имел 23 внутренние и 46 внешних колонн, каждая из которых содержала 20 каннелюр. (Каннелюрой является вогнутый желобок, высеченный в форме столбца). Стилобат имел кривизну, которая увеличивалась к центру на 60 мм (2,4 дюймов) на восточном и западном концах и на 110 мм (4,3 дюймов) по бокам. Крыша была покрыта большими мраморными плитками, идущими внахлест, известными как желобчатая черепица и тегула.

© сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

Парфенон считается лучшим примером греческой архитектуры. Джон Джулиус Купер написал, что храм «пользуется репутацией наиболее совершенного дорического храма когда-либо построенного. Даже в древности, его архитектурные усовершенствования были легендарными, особенно тонкое соотношение между кривизной стилобаты, наклоном стен целлы и энтазисом колонн». Энтазисом называют небольшое уменьшение диаметра колонн, по мере возвышения, хотя наблюдаемый эффект в Парфеноне является значительно более тонким, чем в ранних храмах. Стилобат - платформа, на которой стоят колонны. Как и многие другие классические греческие храмы, он имеет небольшое параболическое увеличение кривизны, для стекания дождевой воды и укрепления здания от землетрясения. Возможно поэтому колонны предполагались наклонёнными наружу, но фактически они склонялись слегка внутрь так, чтобы если они продолжались, то встретились бы почти точно в миле над центром Парфенона; так как они все одной высоты, кривизна внешнего края стилобата передается архитраву и крыше: «Весь последующий принцип создания строится на незначительной кривизне», Горэм Стивенс заметил это, когда указывал на то, что западный фасад был построен несколько выше, чем южный. Универсально не установлено каким предполагался эффект энтазиса; не исключено, что он служил своего рода «обратной оптической иллюзией». Поскольку греки, возможно, знали, что две параллельные линии клонятся, или изгибаются наружу при пересечении сходящихся линий. В этом случае, создается впечатление, что потолок и пол храма, склоняются к углам здания. Стремясь к совершенству, проектировщики, возможно, добавили эти кривые, восполняя иллюзию созданием собственных кривых, таким образом отрицая этот эффект и позволяя храму быть таким каким он задумывался. Также предполагалось, что его использовали для «оживления», в случае если здание без кривых, возможно, будет иметь вид инертной массы, но сравнивать нужно с более очевидными искривлёнными предшественниками Парфенона, а не с условно прямолинейным храмом.

Некоторые исследования Акрополя, включая Парфенон, привели к выводу, что многие из его пропорций приближены к золотому сечению. Фасад Парфенона, а также элементы можно описать золотым прямоугольником. Эту точку зрения опровергли в более поздних исследованиях.

Скульптура

В целле Парфенона размещалась хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос работы Фидия, созданная в 439 или 438 году до н. э.

Изначально декоративная каменная кладка была очень красочной. В то время храм посвящался Афине, хотя строительство продолжалось почти до начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году завершили скульптурное украшения дорических метоп на фризе над наружной колоннадой и украшение ионического фриза вокруг верхней части стены целлы.

Богатство фриза и метоп согласуется с предназначением храма в качестве сокровищницы. В опистодоме (задняя комната целлы) хранились денежные взносы Делосского союза, в котором Афины были ведущим членом. Сегодня уцелевшие скульптуры хранятся в афинском музее Акрополя и Британском музее в Лондоне, и несколько предметов в Париже, Риме, Вене и Палермо.

Метопы

Западные метопы, - иллюстрируют текущее положение храма после 2,500 лет войн, загрязнений, разрушений, грабежа и вандализма, фото: Thermos,

Фриз антаблемента содержит девяносто две метопы, по четырнадцать с восточной и западной стороны, и по тридцать две с северной и южной. Они высечены барельефом, такую практику применяли только для сокровищниц (здание использовали для хранения даров, которые по обету преподносили богам). Согласно строительной документации, скульптуры метоп относятся к 446-440 годам до н. э. Метопы Парфенона, над главным входом, на восточной стороне изображают гигантомахия (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы на западной стороне показывают амазономахия (мифическая битва афинян против амазонок), а на южной - фессалийскую кентавромахию (битву лапифов, при помощи Тесея, против полулюдей, полулошадей кентавров). Метопы с 13-ой по 21-ю отсутствуют, но рисунки, приписываемые Жаку Керри, указывают на группы людей; их по-разному интерпретировали, как сцены из свадьбы лапифа, сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона, метопы плохо сохранились, но сюжет напоминает разрушение Трои.

Метопы представлены в качестве примера строгого стиля в анатомии голов фигур, в ограничение физических движений до контуров, но не до мышц, и в выраженных венах в фигурах кентавромахии. Некоторые из них по-прежнему остаются на здании, за исключением тех, которые находятся на северной стороне, так как имеют сильные повреждения. Несколько метоп находятся в музее Акрополя, другие представлены в Британском музее, и одна в Лувре.

В марте 2011 года археологи объявили о том, что они обнаружили пять метоп Парфенона на южной стене Акрополя, которую продлили когда Акрополь использовали в качестве крепости. Согласно ежедневной газете «Элефтеротипия», археологи утверждали, что метопы поместили туда в XVIII веке, когда проходило восстановление стены. Эксперты обнаружили метопы при обработке 2250 фотографий современными фотографическими методами. Их сделали из белого пентелийского мрамора, который отличается от другого камня стены. Ранее предполагалось, что недостающие метопы уничтожили во время взрыва Парфенона в 1687 году.

© сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

Фриз

Наиболее отличительной чертой в архитектуре и украшении храма является ионический фриз вокруг наружных стен целлы (внутреняя часть Парфенона). Барельефный фриз высекли на месте строительства; он датируется 442-438 годами до н. э. Одно из толкований заключается в том, что он изображает идеализированный вариант процессии Панафинейских игр от ворот Дипилон в Керамейкосе до Акрополя. В этой процессии, проходящей каждый год, участвовали афиняне и иностранцы для почитания богини Афины, принося жертвы и новый пеплос (ткань, сотканную специально выбранными благородными афинскими девушками).

Джоан Бретон Коннелли предлагает мифологическое толкование фриза, который находится в гармонии с остальным скульптурным планом храма, и показывает афинскую генеалогию через ряд мифов из далёкого прошлого. Она определяет центральную панель над дверью Парфенона как жертву, которую до битвы принесла дочь царя Эрехтея, и обеспечила победу над Евмолплом и его фракийской армией. Большая процессия двигалась к восточной части Парфенона, показывая послебоевую благодарственную жертву рогатого скота и овец, мёда и воды, следуя за триумфальной армией Эрехтея, которая возвращалась с победой. В мифические времена это были самые первые Панафинеи, модель, на которой основывалась исторические процессии Панафинейских игр.

Фронтоны

Когда в конце 2 века нашей эры путешественник Павсаний посетил Акрополь, он лишь вкратце упомнил скульптуры фронтонов храма (концы габеля), оставив основное место для описания статуи богини из золота и слоновой кости, которая располагалась внутри храма.

Восточный фронтон

Восточный фронтон повествует о рождении Афины из головы своего отца Зевса. Согласно греческой мифологии Зевс дал жизнь Афине после того, как страшная головная боль побудила его вызвать Гефеста (бог огня и кузнечного ремесла) для оказания помощи. Чтобы облегчить боль, он приказал Гефесту ударить его молотом, и когда он это сделал, голова Зевса раскололась и из неё вышла богиня Афина вся облачённая в доспехи. Скульптурная композиция изображает момент рождения Афины.

К сожалению, центральную часть фронтона уничтожили ещё до Жака Керри, который в 1674 году создал полезные документальные рисунки, следовательно, все восстановительные работы являются объектом предположений и гипотез. Главные олимпийские боги должны стоять вокруг Зевса и Афины, наблюдая за чудесным событием, вероятно с Гефестом и Герой возле них. Рисунки Керри сыграли важную роль в восстановлении скульптурной композиции с северной и южной стороны.

Западный фронтон

Западный фронтон выходил на Пропилеи и изображал борьбу между Афиной и Посейдоном во время их состязания за честь стать покровителем города. Они появляются в центре композиции, и расходятся друг от друга в строгих диагональных формах, богиня держит оливковое дерево, а бог моря поднимает вверх свой трезубец, чтобы ударить в землю. По бокам, они обрамлены двумя группами лошадей, тянущих колесницы, в то время как пространство в острых углах фронтона заполняют легендарные персонажи из афинской мифологии.

Работа над фронтонами продолжалась с 438 до 432 года до н. э., а скульптуры на них считаются одними из лучших образцов классического греческого искусства. Фигуры созданы в естественных движениях, а тела полны жизненной энергии, которая прорывается через их плоть, а последняя в свою очередь, вырывается через их тонкую одежду. Тонкие хитоны показывают нижнюю часть тела как центр композиции. Поместив скульптуры в камень, скульпторы стёрли различия между богами и людьми, концептуальную взаимосвязь между идеализмом и натурализмом. Фронтоны больше не существуют.

Прорисовка статуи «Афины Парфенос», установленной внутри Парфенона

Афина Парфенос

Известно только об одной скульптуре из Парфенона принадлежащей руке Фидия, статуе Афины, которая располагалась в наосе. Эта массивная скульптура из золота и слоновой кости ныне утеряна. О ней известно только из копий, вазовой живописи, ювелирных украшениях, литературных описаниях и монет.

Поздний период истории

Поздняя античность

В середине третьего века нашей эры в Парфеноне вспыхнул крупный пожар, который разрушил крышу и большую часть интерьера храма. В четвертом веке нашей эры были проведены восстановительные работы, вероятно, во время правления Флавия Клавдия Юлиана. Для накрытия святилища положили новую деревянную крышу, покрыв её глиняной черепицей. Она имела больший уклон, чем оригинальная крыша, а крылья здания оставили отрытыми.

На протяжении почти тысячи лет Парфенон продолжал существовать как храм, посвященный Афине, пока в 435 году н. э. Феодосий II не решил закрыть все языческие храмы в Византии. В пятом веке, один из императоров украл великое культовое изображение Афины и доставил в Константинополь, где позже его разрушили, возможно, во время осады Константинополя в 1204 году н. э.

Христианская церковь

В последние десятилетия шестого века нашей эры Парфенон преобразовали в христианскую церковь, которая называлась церковь Марии Парфенос (Девы Марии), или церковь Теотокос (Божией матери). Ориентацию здания изменили, обратив фасад на восток; главный вход переместили в западный конец здания, а христианский алтарь и иконостас находились на восточной стороне здания рядом с апсидой, построенной на том месте, где ранее располагался пронаос храма.

Большой центральный вход с прилегающими боковыми дверями сделали в стене, разделяющей целлу, которая стала церковным нефом, от задней комнаты, притвора церкви. Промежутки между колоннами опистодома и перистиля замуровали, тем не менее, количество входов в помещение было достаточным. На стенах написали иконы, а в колоннах высекли христианские надписи. Эти реновации неизбежно привели к удалению некоторых скульптур. Изображения богов были либо истолкованы в соответствии с христианской тематикой, либо изъяты и уничтожены.

Парфенон стал четвертым самым важным местом христианского паломничества в восточной части Римской империи после Константинополя, Эфеса и Фессалоники. В 1018 году император Василий II совершил паломничество в Афины, непосредственно после его окончательной победы над болгарами ради единственной цели посетить церковь в Парфеноне. В средневековых греческих записях его называли храмом афинской Богородицы (Theotokos Atheniotissa) и часто косвенно упоминали как известный, без точного объяснения какой именно храм имеется в виду, таким образом, подтверждая, что он был действительно известным.

Во времена латинской оккупации, приблизительно на 250 лет, он стал римско-католической церковью Девы Марии. В этот период на юго-западном углу целлы построили башню, которую использовали как сторожевую башню или как колокольню с винтовой лестницей, а также как сводчатые гробницы под полом Парфенона.

Исламская мечеть

В 1456 году османские силы вторглись в Афины и осадили флорентийскую армию, которая защищала Акрополь до июня 1458 году, когда город сдал турецким. Турки быстро восстановили Парфенон для дальнейшего использования греческими христианами в качестве церкви. На некоторое время, до закрытия в пятнадцатом веке, Парфенон стал мечетью.

Точные обстоятельства, при которых турки завладели им для использования в виде мечети неясны; в одном источнике указано, что Мехмед II приказал реконструировать его в наказание за афинский заговор против Османской империи.

Апсиду ставшую михраб (башня построенная ранее во время римско-католической оккупации Парфенона) продлили вверх, чтобы сделать минарет, установили минбар, и убрали христианский алтарь и иконостас, а стены побелили, чтобы закрыть иконы христианских святых и другие христианские изображения.

Несмотря на изменения сопровождающие Парфенон, преобразование в церковь, а затем в мечеть, его структура остается в основном неизменной. В 1667 году турецкий путешественник Эвлия Челеби выразил восхищение скульптурами Парфенона и образно описал здание как «некую неприступную крепость созданную не человеком». Он сочинил поэтические молитвы: «труд менее значительных человеческих рук, нежели самих Небес, должен стоять долгие времена».

Французский художник Жак Керри в 1674 году посетил Акрополь и сделал наброски скульптурного убранства Парфенона. В начале 1687 г. инженер по имени Плантье нарисовал Парфенон для француза Гравии Дортье. Эти изображения, особенно те, которые сделал Керри, стали важными доказательствами состояния Парфенона и его скульптур до разрушения в конце 1687 года и в последующем разграблении его произведений.

Разрушение Парфенона в результате взрыва порохового склада во время веницианско-турецкой войны. 1687 год. Рисунок неизвестного художника.

Разрушение

В 1687 году Парфенон сильно пострадал в величайшей катастрофе, которая когда-либо случалась с ним за долгую историю. Для атаки и захвата Акрополя венецианцы послали экспедицию под руководством Франческо Морозини. Османские турки укрепили Акрополь и использовали Парфенон в качестве погреба для боеприпасов - несмотря на опасность такого использования после взрыва 1656 года, когда серьезно пострадали Пропилеи - и приюта членов местной турецкой общины. 26 сентября венецианский миномётный выстрел, сделанный с холма Филопаппа, взорвал погреб и частично разрушил здание. Взрыв вдребезги разнёс центральную часть здания и вызвал обвал целлы. Греческий архитектор и археолог Корнелия Хатзиаслани пишет, что «...три из четырех стен святилища почти обвалились и три пятых скульптур из фриза упали. Очевидно, что ни одна из частей крыши не осталась на месте. Упали шесть колонн с южной стороны и восемь с северной, а также ничего не осталось от восточного портика, за исключением одной колонны. Вместе с колоннами обрушился огромный мраморный архитрав, триглифы и менотопы». При взрыве погибло приблизительно триста человек, которых засыпало мраморными обломками возле турецких защитников. Он также вызвал несколько больших пожаров, которые горели до следующего дня и уничтожили много домов.

Во время конфликта были сделаны записи, по поводу того, было ли это разрушение преднамеренным или случайным; одна из таких записей принадлежит немецкому офицеру Зобифольски, в которой говорится, что турецкий дезертир выдал Морозини информацию о том для чего турки использовали Парфенон, ожидая, что венецианцы не будут целиться в здание такой исторической важности. В ответ Морозини направил артиллерию на Парфенон. Впоследствии, он пытался награбить скульптуры из руин и вызвать дальнейшие повреждения здания. Когда солдаты попытались снять скульптуры Посейдона и лошадей Афины с западного фронтона здания они упали на землю и разбились.

В следующем году венецианцы отказались от Афин во избежание конфронтации с большой армией турков, собранной в Халкиде; в то время венецианцы учли взрыв, после которого от Парфенона и остальной части Акрополя почти ничего не осталось, и откинули возможность его дальнейшего использования турками в качестве крепости, однако такая идея и не преследовалась.

После того, как турки отбили Акрополь, они возвели в стенах разрушенного Парфенона небольшую мечеть, использовав руины от взрыва. За следующие полтора века разграбили оставшиеся части сооружения, на строительные материалы, и другие ценности.

XVIII век был периодом «больного человека Европы»; в результате многие европейцы смогли посетить Афины, а живописные руины Парфенона стали объектом множества картин и рисунков, подстёгивая рост филэллинов и помогая пробудить сочувствие Великобритании и Франции ради независимости Греции. Среди этих ранних путешественников и археологов были Джеймс Стюарт и Николас Реветт, которым «Общество дилетантов» поручило исследовать руины классических Афин.

Они создали рисунки Парфенона, при этом производя замеры, которые в 1787 году опубликовали в двух томах Antiquities of Athens Measured and Delineated (Древности Афин: измеренные и изображённые). В 1801 году британский посол в Константинополе, граф Элджин, получил сомнительный фирман (указ) от султана, чьё существование или легитимность не доказаны до сегодняшнего дня, сделать слепки и рисунки древностей Акрополя, и снести последние здания, при необходимости рассмотреть древности, и убрать скульптуры.

Независимая Греция

Когда в 1832 году независимая Греция получила контроль над Афинами, видимая часть минарета была разрушена; остались нетронутыми только его основание и винтовая лестница до уровня архитрава. Вскоре все средневековые и османские здания, построенные поверх Акрополя, уничтожили. Тем не менее, сохранилась фотография Жоли де Лотбиньера с изображением небольшой мечети в целле Парфенона, которую опубликовали в альбоме Лербо Excursions Daguerriennes в 1842 году: первая фотография Акрополя. Эта территория стала историческим объектом, который контролировался правительством Греции. Сегодня он привлекает миллионы туристов каждый год. Они идут по дороге на западном конце Акрополя, через восстановленные Пропилеи вверх по Панафинейскому пути к Парфенону, который обнесён низким ограждением для предотвращения повреждений.

Спор связанный с мраморными скульптурами

Центром спора стали мраморные скульптуры вывезенные графом Элгином из Парфенона, которые находятся в Британском музее. Также несколько скульптур из Парфенона представлены в парижском Лувре, в Копенгагене, и в других местах, но более пятидесяти процентов находится в Музее Акрополя в Афинах. Некоторые до сих пор можно увидеть на самом здании. С 1983 года греческое правительство проводит кампанию по возвращению скульптур в Грецию из Британского музея.

Британский музей упорно отказывался вернуть скульптуры, а сменявшие друг друга правительства Великобритании не желали заставлять музей сделать это (что потребовало бы законодательные основания). Тем не менее, переговоры между высокопоставленными представителями греческого и британского министерств культуры и их юридическими советниками состоялась в Лондоне 4 мая 2007 года. Это были первые серьезные переговоры в течение нескольких лет, на которые возлагались надежды, что обе стороны смогут сделать шаг к приближению резолюции.


© сайт, на фото: колонны Парфенона в строительных лесах

Восстановление

В 1975 году греческое правительство начало скоординированные работы по восстановлению Парфенона и других сооружений Акрополя. После некоторой задержки, в 1983 году был создан Комитет по сохранению памятников Акрополя. Позже проект привлёк финансирование и техническую помощь Европейского союза. Археологический комитет тщательно документировал каждый артефакт, оставшийся там, и при помощи компьютерных моделей архитекторы определили их первоначальное расположение. Особенно важные и хрупкие скульптуры передали в музей Акрополя. Был установлен кран для перемещения мраморных блоков. В некоторых случаях предыдущие реконструкции оказывались неправильными. Производился демонтаж, и процесс реставрации начинали заново. Первоначально различные блоки удерживались вместе продолговатыми железными H-образными соединительными элементами, которые были полностью покрыты свинцом, чтобы защитить железо от коррозии. Стабилизирующие соединительные элементы, добавленные в XIX веке, были не столь покрыты свинцом и подвергались действию коррозии. Поскольку продукт коррозии (ржавчина) имеет тенденцию к расширению, она вызвала дальнейшие повреждения уже растресканного мрамора. Все новые металлоконструкции состояли из титана, сильного, лёгкого и устойчивого к коррозии материала.

Парфенон не будут восстанавливать до состояния, в котором он находился до 1687 года, однако, насколько это возможно, устранят ущерб от взрыва. В интересах восстановления структурной целостности здания (важно в этой сейсмоопасной зоне) и эстетической целостности будут заполнены отбитые части барабанов колонн и перемычки, используя точно высеченный мрамор, укреплённый на месте. Используется новый пентелийский мрамор из оригинального карьера. В итоге, почти все крупные части мрамора будут помещены туда, где они первоначально находились, поддерживаясь, при необходимости, современными материалами. Со временем белые отремонтированные части станут менее заметными по сравнению с оригинальными поверхностями, которые подвергались атмосферным воздействиям.




Top