Знаете ли вы что такое украинская ночь. Анализ отрывка из произведения Н.В

Художники пишут полотна, поэты - стихотворения. И как художник кистью, одним мазком, создаёт игру светотеней, так поэт - одним словом, одной фразой рисует тончайшие оттенки и едва уловимые сдвиги художественного смысла. И вот, перед нашими глазами, как наяву, возникает «Чудная картина», написанная словами.

Картины бывают разные. На одни хочется смотреть и смотреть, к другим – не хочется возвращаться. Потому что не оставляют они в душе ни следа, ни зацепки. Так и со стихотворениями. Одно - расписывает красоту берёзок в пяти, а то и десяти, четверостишиях, другое - в четырёх строчках. И эти четыре строчки притягивают, завораживают, вызывают желание перечитывать их снова и снова.

Многие брались за пейзажную лирику, но не у всех выходили пейзажи, и не у всех получалась лирика. А у Афанасия Фета собралось воедино и то, и другое. Замечательный поэт, величайший лирик-пейзажист. По словам Некрасова, после А.С. Пушкина, не было никого, кроме Фета, чья поэзия дарила бы столько поэтического и эстетического наслаждения.

В стихотворении Афанасия Фета всего две строфы. Ни экспрессии, ни вопросов, ни восклицаний, ни тревоги. Всё просто, спокойно. Ночь. Удивительной, сказочной, тишиной веет от картины поэта. Эта белая равнина с полной луной - как будто в веках установленные декорации зимы.

Пришла хозяйка-зима, превратила равнину в белое полотно - сгладила все шероховатости и неровности. Полотно как покров, как полог, накрыло суету, поглотило движение. Осталась тишина, ровная снежная поверхность освещается «светом небес высоких ». На сказочной поверхности - ни души, только «саней далёких одинокий бег ».

Эта движущаяся точка, словно символ судьбы человека, одиноко проходящего свой жизненный путь. Только он и Всевышний. Что же дальше? Всё затаилось, замерло в ожидании, в предвестии чего-то замечательного. Так дети ждут наступления Нового года. Ожидание висит в воздухе. Его запах можно почуять. Ожидание чуда - верное его предзнаменование. Потому называет А. Фет свою картину чудной и родной, ведь в каждом из нас живёт ребёнок и желание увидеть невероятное.

А теоретики разложили картину по полочкам. Похвалили инверсию – небес высоких, саней далёких. Поразились звуковой, музыкальной, лёгкости ритма стихотворения. Обратили внимание на полное отсутствие глаголов, и на манеру написания стихотворения - трёхстопный хорей - характерную для народных песен. Вспомнили, что произведение - раннего периода и вошло в сборник «Снега».

Афанасий Фет прожил 72 года. Парадокс его, как лирического пейзажиста, заключался в том, что он одновременно был предприимчивым и удачным в вопросах карьеры и дел. Стихотворения начал писать с 15 лет. Многие юноши на то время увлекались поэзией, но у Афанасия Фета это увлечение стало судьбой. Потому что грядущим поколениям он запомнился как поэт, а не как помещик или военный. Сначала, будучи лишён дворянского титула, Фет сделал военную карьеру.

Оставив службу, он купил на приданое жены усадьбу и превратил её в кормилицу – на доходы от поместья жила вся семья. Выращивалась рожь, разводилась птица, развивался конный завод. И при этом поэт уделял немало внимания творчеству и саморазвитию. Знал несколько языков. До последних дней работал над переводами. Несмотря на трудную и сложную жизнь, Афанасий Фет не жаловался, терпел и в своих произведениях воспевал любовь и природу - то есть Творца и Его творение.

Генри Лайон Олди

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ УКРАИНСКУЮ НОЧЬ?

Н. В. Гоголю - из XXI века с любовью

Из новостей электронного книгоиздания:

«“Сделай сам!” - издательским домом “Писарь” разработана программа адаптации литературного текста применительно к вкусам современного читателя. Расширение текстового пространства, усиление динамики событий, разбивка на необременительные абзацы, привлечение лучших образцов из бестселлеров последних лет - к вашим услугам…»

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее.

- Я - «Сокол»! Я - «Сокол»! Захожу для бомбового удара!

- Берегись! Они на хвосте!

- Где истребители?!

Трассы пуль распороли темень. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Зарево над ядерным могильником, в который превратилась Диканька, заставило мир содрогнуться. Кони всадников Апокалипсиса топчут луга. Пришел их день! - черный, убийственный день без солнца. Земля вся в серебряном свете радиации; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий - горящая плоть, паленая резина, солдатский пот.

Божественная ночь! Очаровательная ночь!

Ночь мечей и копий!

Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя.

- Ариэль! Что там, во мраке?

- О-о! Это орки! Они прячутся в тени!

- Руби!

- Коли!

- Выпускай им кишки!

- Топи их в пруде!

Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Колышутся на дне белые лица утопленников. Лишь изредка маг-некромант поднимет их для гиблого дела - и распухшие, укрытые доспехами из вцепившихся раков, неумолимые трупы идут исполнять приказ. Призраками скользят они меж деревьев. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, пахнущий соляркой танков и кожей доспехов, подкравшись мгновенно, целует их.

Весь ландшафт спит.

Не спят лишь роботы-десантники. Оставив трюмы космобота «Неистовый», лязгающей гурьбой идут они покорять Землю. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Рушатся города. Монстры пожирают блондинок. Эльф выхватывает верный кольт 45-го калибра. Черный Владыка наводит морок на цитадель, охваченную страхом. Божественная ночь!

Очаровательная ночь!

Зомби тянут руки к окнам хат, откуда пахнет теплой кровью. Мертвецы хотят, чтобы царство смерти раскинулось до самого горизонта. И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Ожило - но ненадолго! Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба… Нет! это не соловей! Это гром плазмотронов линкора «Батюшков». Снижаясь, он уже готов присоединить Диканьку к Российской Космической империи! Нейроизлучатели накрыли территорию; искусственный сон охватывает местных жителей. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Еще ярче пылают скирды сена, подожженные из огнеметов.

Песни умолкли. Все тихо.

Благочестивые люди уже спят. Некоторые партизанят в окрестных лесах. Кое-кто превратился в мутантов. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.

Свой последний ужин.

Да, гопак не так танцуется! То-то я гляжу, не клеится все. Мир рухнул, кругом бои, Ктулху вышел из глубин. Что ж это рассказывает кум? А ну: гоп трала! гоп трала! гоп, гоп, гоп! - так разговаривал сам с собою подгулявший мужик средних лет, танцуя по улице с автоматом подмышкой. - Ей-Богу, не так танцуется гопак! Что мне лгать! ей-Богу, не так! А ну-ка длинной очередью по взводу звездной пехоты! А ну: гоп трала! гоп трала! гоп трала! гоп, гоп, гоп!

Вот одурел человек! Так и палит во врага! Добро бы еще хлопец какой, а то старый кабан, детям на смех, танцует ночью по улице! - вскричала проходящая пожилая женщина, неся в руке солому и ржавый протазан. - Ступай в хату свою. Пора спать давно!

И все, кто остался жив, заснули.

Знаете ли вы украинскую ночь?

В нашей работе мы остановимся на анализе отрывка из текста Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", знаменитом описании украинской ночи.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно - душен, и полон неги, и дышит океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно - зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба…

Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где - где только светятся узенькие окна. Пред порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.

Приведенный отрывок принадлежит художественному стилю, на это указывают следующие особенности, выделенные нами.

  • 1. Индивидуальный авторский стиль. Язык произведений Гоголя специфичен, с его помощью писатель передает быт, нравы Украины.
  • 2. Широкое употребление изобразительно - выразительных средств, передающих чувства и настроение писателя, также подчеркивающее стилевую принадлежность.
  • 3. Наличие художественных образов. Центральным образом этого отрывка является образ украинской ночи, автор при помощи различных приемов и языковых средств пытается передать читателю свое восхищение: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
  • 4. Анализ речевых форм показал, что конкретные имена существительные мужского и женского рода употребляются чаще, нежели существительные среднего рода с отвлеченным значением. Нами было обнаружено лишь одно отвлеченное существительное среднего рода: дремлет на возвышении село.
  • 5. Употребление многозначных слов, например, темно - зеленые стены садов, толпы хат, океан благоуханий.
  • 6. Употребление элементов разговорной речи, просторечий, способствующих созданию индивидуального стиля, ср.: а на душе необъятно и чудно, чудится.



Top