Значение микеланджело буонарроти в энциклопедии брокгауза и ефрона. Биография Микеланжело Буонарроти, Портрет Микельанжело

Еще до наступления нашей эры люди знали, что Луна оказывает воздействие на все живое на планете, ее влиянию подвластны процессы растительного и животного мира, а следовательно человек подвластен этой силе тоже.

В середине третьего тысячелетия до нашей эры Шумерами , населявшими Месопотамию, что располагалась в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат, был составлен первый лунный календарь . Стоит обратить внимание на то, что первым из календарей был именно лунный, а не солнечный, как считают большинство среднестатистических обывателей.

Известно, что лунный месяц длится - 29,5 суток , таким образом, лунный год включает в себя 354 полных дня . Важно учитывать то, что лунные сутки, как правило, имеют разную продолжительность, иногда могут длиться лишь несколько часов.

Лунный календарь на 2019 год и его значимость

Для удобного использования знаний о влиянии Луны все они были сгруппированы в лунный календарь на год . Данный календарь включает в себя все месяцы года, содержащие подробные описания влияния Луны в каждый календарный день.

Если вы хотите спланировать наиболее эффективно все важные для вас дела и осуществить задуманное, добившись максимальных результатов, рекомендуем вам использовать полный лунный календарь на 2019 год. Применить его можно в различных сферах от личной жизни до бизнеса и карьеры.

Лунный календарь на месяцы и сезоны

Чтобы предоставить сведения о лунных днях наиболее лаконично, лунный календарь на год поделен на сезоны и месяцы . Такое деление позволяет наиболее удобным образом находить нужные сведения на несколько месяцев вперед, а значит и более эффективно прогнозировать развитие событий будущего.

Кроме того, календарь на каждый месяц включает в себя сведения о движении Луны по зодиакальному кругу, а так же точное время восхода и заката Луны на каждый день.

Что такое лунные фазы и какое они имеют значение?

Почему первым был именно лунный календарь? Ответ прост, дело в том, что именно состояние Луны проще всего наглядно оценить и вычислить периодическую закономерность. Таким образом, древние Шумеры смогли выделить шесть основных этапов, которые проходит Луна в течение месяца. Эти этапы принято называть лунными фазами .

Важно отметить тот факт, что два из этих этапов являются критическими точками лунной активности, речь идет о Новолунии и Полнолунии . В эти дни влияние Луны становится особенно сильным. Тогда как остальные четыре фазы отражают периоды, каждый из которых в среднем составляет чуть более семи суток . Все из этих четырех периодов имеют свою собственную энергетическую окраску, потому при пользовании лунным календарем нужно обязательно учитывать текущую фазу Луны.

Дни первой фазы Луны

Когда Луна проходит стадию роста , обстоятельства благоприятны для того, чтобы заложить фундамент будущих свершений. В это время лучше повременить с активными действиями, для них будет подходящее время чуть позже. Помните о том, что именно в этот период вы можете наиболее эффективно накапливать силы.

Дни второй фазы Луны

Вторая фаза роста Луны способна дать вам силы для осуществления задуманного, вам предстоит лишь решить в каком именно направлении действовать. Однако, такая энергичность данного периода может сыграть с вами злую шутку, так как учащаются ситуации приводящие к нервным срывам и стрессу в целом.

Дни третьей фазы Луны

С началом убывания Луны ситуация начинает меняться. Период действий завершен и пришло время подвести итог всем принятым решениям. Во время этой лунной фазы вы можете отказаться от всего, что изжило себя и насладиться. В целом течение этого периода ваши силы будут идти на спад, и вы все меньше буде идти на решительные шаги.

Дни четвертой фазы Луны

В данный период вы едва ли сможете пойти на решительные действия, потому как вся ваша прежняя энергия уже иссякла и все, что вам осталось это отдыхать и наслаждаться плодами своих прошлых успехов. Однако, ничто не мешает вам на убывающую Луну завершать все то, за что вы принялись прежде.

Влияние Луны при нахождении в различных знаках зодиака

При оценке советов, которые дает лунный календарь на 2019 год, стоит опираться не только на рекомендации для текущего дня и фазы, но и обращать внимание на то, в каком знаке зодиака находится Луна сегодня.

В течение 27,3 суток планета полностью проходит зодиакальный круг. Разумеется, такое движение самым различным образом оказывает воздействие на все процессы в природе и жизни людей. Потому, если вы решили всерьез следовать рекомендациям лунного календаря, обратите внимание на то, в каком знаке зодиака находится Луна в анализируемый вами момент.

Какой лунный календарь выбрать?

В разные периоды жизни нас интересует успех в различных сферах, общими рекомендациями в таких ситуациях не обойтись. Именно поэтому лунный календарь на год со временем стал включать в себя наряду с общими рекомендациями советы, которые можно применить в различных сферах жизни, таких как бизнес, садоводство и личная жизнь. С течением времени такой подход вылился в создание отдельных тематических календарей , каждый из которых имел более узкую направленность и был актуален для отдельных сфер жизни.

Ниже вашему вниманию представлены семь наиболее популярных тематических календарей.

Как правильно пользоваться лунным календарем?

Если вы станете прислушиваться к советам, которые дает лунный календарь на 2019 год, то очень скоро научитесь использовать мощное влияние Луны исключительно себе во благо. В частности, с помощью советов лунного календаря вы сможете добиться успехов в работе, так как будете знать, когда стоит проявить деловую активность, лучше всего взаимодействовать с партнерами, проводить модернизацию или запускать новые проекты. Помимо этого, в соответствии с лунными фазами можно более эффективно принимать важные жизненные решения, например, о смене места жительства, создании семьи, рождении ребенка или кардинальной смене вида деятельности, чтобы все ваши перемены были только к лучшему.

Микеланджело Буонарроти многие считают самым знаменитым художником Среди его наиболее известных работ - статуи «Давид» и «Пьета», фрески Сикстинской капеллы.

Непревзойденный мастер

Творчество Микеланджело Буонарроти кратко можно охарактеризовать как величайшее явление в искусстве всех времен - так его оценивали при жизни, так продолжают считать по сей день. Несколько его работ в живописи, скульптуре и архитектуре являются одними из самых известных в мире. Хотя фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, вероятно, - наиболее знаменитые произведения художника, прежде всего он считал себя скульптором. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Все они базировались на рисунке. Микеланджело всю свою жизнь занимался а другими видами искусства только в определенные периоды. Высокая оценка Сикстинской капеллы частично является отражением более пристального внимания, которое уделялось живописи в XX в., и отчасти результатом того, что многие работы мастера остались незавершенными.

Побочным эффектом прижизненной славы Микеланджело стало более подробное описание его пути, чем любого другого художника того времени. Он стал первым деятелем искусств, чья биография была опубликована еще до его смерти, их даже было две. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Она была посвящена Микеланджело, творчество которого было представлено как кульминация совершенства искусства. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. В ней Микеланджело, творчество мастера изображены так, как он хотел, чтобы их видели другие. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Хотя ученые предпочитают книгу Кондиви прижизненному описанию Вазари, важность последнего в целом и его частое переиздание на многих языках сделали произведение главным источником сведений о Микеланджело и других художниках эпохи Возрождения. Слава Буонарроти также имела следствием сохранение бесчисленного количества документов, в том числе сотен писем, очерков и стихов. Однако, несмотря на огромное количество накопившегося материала, в спорных вопросах часто известна только точка зрения самого Микеланджело.

Краткая биография и творчество

Живописец, скульптор, архитектор и поэт, один из самых знаменитых художников итальянского Возрождения был рожден под именем Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони 6 марта 1475 г. в Капрезе, Италия. Его отец, Леонардо ди Буанаротта Симони, короткое время служил магистратом в небольшой деревне, когда у них с женой Франческой Нери появился второй из пяти сыновей, но они вернулись во Флоренцию, когда Микеланджело был еще младенцем. Из-за болезни матери мальчик был отдан на воспитание в семью каменотеса, о чем великий скульптор позже шутил, что с молоком кормилицы он впитал молоток и зубила.

Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Творчество маляров в соседних храмах и повторение увиденного там, согласно его ранним биографам, привлекали его гораздо больше. Школьный друг Микеланжело, Франческо Граначчи, который был на шесть лет старше его, познакомил своего товарища с художником Доменико Гирландайо. Отец понял, что сын не интересуется семейным финансовым бизнесом и согласился отдать его в возрасте 13 лет в подмастерья к модному флорентийскому живописцу. Там он познакомился с техникой фрески.

Сады Медичи

Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. По рекомендации Гирландайо он переехал во дворец флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, могущественного представителя семейства Медичи, для изучения классической скульптуры в его садах. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. Биография и творчество начинающего художника ознаменовались знакомством с элитой Флоренции, талантливым скульптором Бертольдо ди Джованни, видными поэтами, учеными и гуманистами того времени. Буонарроти также получил специальное разрешение церкви исследовать трупы для изучения анатомии, хотя это негативно сказалось на его здоровье.

Сочетание этих влияний легло в основу узнаваемого стиля Микеланджело: мышечная точность и реализм сочетаются с почти лирической красотой. Два сохранившихся барельефа, «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы», свидетельствуют о его уникальном таланте в 16-летнем возрасте.

Ранний успех и влияние

Политическая борьба после смерти Лоренцо Великолепного вынудила Микеланджело бежать в Болонью, где он продолжил свою учебу. Он вернулся в Флоренцию в 1495 г. и начать работать скульптором, заимствуя стиль у шедевров классической древности.

Существует несколько версий интригующей истории о скульптуре Микеланджело «Купидон», которую искусственно состарили, чтобы она напоминала редкий антиквариат. Одна версия утверждает, что автор хотел этим добиться эффекта патины, а согласно другой, его арт-дилер закопал произведение, чтобы выдать за антиквариат.

Кардинал Риарио Сан-Джорджо купил «Купидона», считая скульптуру таковой, и требовал вернуть ему деньги, когда обнаружил, что был обманут. В конце концов обманутого покупателя настолько впечатлило творчество Микеланджело, что он позволил художнику оставить деньги себе. Кардинал даже пригласил его в Рим, где Буонарроти жил и работал до конца своих дней.

«Пьета» и «Давид»

Вскоре после переезда в Рим в 1498 году его карьере способствовал другой кардинал, Жан Билэр де Лагрола, папский посланник французского короля Карла VIII. Скульптура Микеланджело «Пьета», которая изображает Марию, держащую мертвого Иисуса на коленях, была закончена менее чем за год и была помещена в храме с гробницей кардинала. Шириной 1,8 м и почти такой же высоты, статуя перемещалась пять раз, пока не обрела свое нынешнее место в соборе Святого Петра в Ватикане.

Вырезанная из цельного куска скульптура текучестью ткани, положением субъектов и «движением» кожи Пьеты (что означает «жалость» или «сострадание») повергала в страх своих первых зрителей. Сегодня это невероятно почитаемая работа. Микеланджело создал ее, когда ему было всего 25 лет.

К тому времени, когда Микеланджело вернулся во Флоренцию, он стал уже знаменитостью. Скульптор получил заказ на статую Давида, которую два предыдущих ваятеля безуспешно пытались сделать, и превратил пятиметровый кусок мрамора в доминирующую фигуру. Сила сухожилий, уязвимая нагота, человечность выражений и общая смелость сделала «Давида» символом Флоренции.

Искусство и архитектура

Последовали другие заказы, в том числе амбициозный проект гробницы папы Юлия II, но работа была прервана, когда Микеланджело попросили перейти от скульптуры к росписи, чтобы украсить потолок Сикстинской капеллы.

Проект разжег воображение художника, и первоначальный план написания 12 апостолов превратился в более 300 фигур. Позже эта работа была полностью удалена из-за грибка в штукатурке, а затем восстановлена. Буонарроти уволил всех помощников, которых считал неумелыми, и завершил роспись 65-метрового потолка сам, проводя бесконечные часы, лежа на спине и ревниво охраняя свое произведение до его завершения 31 октября 1512 г.

Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Это запредельный образец высокого искусства эпохи Возрождения, который содержит христианские символы, пророчества и гуманистические принципы, впитанные мастером во время своей молодости. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама», изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Римский художник Рафаэль, видимо, изменил свой стиль после того, как увидел эту работу.

Микеланджело, биография и творчество которого навсегда остались связанными со скульптурой и рисунком, из-за физических нагрузок во время росписи капеллы вынужден был обратить свое внимание на архитектуру.

Мастер продолжил работу над гробницей Юлия II в течение следующих нескольких десятилетий. Он также проектировал и библиотеку Лауренцина, расположенную напротив базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, в которой должна была разместиться библиотека дома Медичи. Эти здания считаются поворотным моментом в истории архитектуры. Но венцом славы Микеланджело в этой области стала работа главным в 1546 году.

Конфликтный характер

Микеланджело представил парящий «Страшный суд» на дальней стене Сикстинской капеллы в 1541 г. Немедленно раздались голоса протеста - обнаженные фигуры были неуместны для столь святого места, прозвучали призывы уничтожить крупнейшую фреску итальянского Возрождения. Художник ответил, введя в композицию новые образы: своего главного критика в виде дьявола и себя как освежеванного Святого Варфоломея.

Несмотря на связи и покровительство богатых и влиятельных людей Италии, которые обеспечил блестящий ум и всесторонний талант Микеланджело, жизнь и творчество мастера были полны недоброжелателей. Он был задирист и вспыльчив, что часто приводило к ссорам, в т. ч. и с его заказчиками. Это не только приносило ему беды, но и создавало у него чувство неудовлетворенности - художник постоянно стремился к совершенству и не мог пойти на компромисс.

Иногда с ним случались приступы меланхолии, оставившие след во многих его литературных произведениях. Микеланджело писал, что он в великой скорби и трудах, что у него нет друзей, и они ему не нужны, и что ему не хватает времени, чтобы достаточно поесть, но эти неудобства приносят ему радость.

В молодости Микеланджело дразнил товарища по учебе и получил по носу, что изуродовало его на всю жизнь. На протяжении многих лет он испытывал растущую усталость от своей работы, в одном из стихотворений он описал огромные физические усилия, которые ему пришлось приложить, чтобы расписать потолок Сикстинской капеллы. Политические распри в его любимой Флоренции также терзали его, но самым заметным его недругом был флорентийский художник Леонардо да Винчи, который был на 20 лет его старше.

Литературные произведения и личная жизнь

Микеланджело, творчество которого выражалось в его скульптурах, живописи и архитектуре, в зрелые годы занялся поэзией.

Так никогда и не женившись, Буонарроти был предан благочестивой и благородной вдове по имени Виттория Колонна - адресату более 300 его стихотворений и сонетов. Их дружба оказывала огромную поддержку Микеланджело до смерти Колонны в 1547 г. В 1532-м мастер сблизился с молодым дворянином Томмазо де"Кавальери. Историки до сих пор спорят о том, носили ли их отношения гомосексуальный характер или он испытывал отеческие чувства.

Смерть и наследие

После непродолжительной болезни 18 февраля 1564 г. — всего за несколько недель до своего 89-летия — Микеланджело умер в своем доме в Риме. Племянник перевез тело во Флоренцию, где он почитался как «отец и повелитель всех искусств», и похоронил его в Базилике ди Санта-Кроче — там, где завещал сам скульптор.

В отличие от многих художников, творчество Микеланджело принесло ему славу и богатство еще при жизни. Ему также посчастливилось увидеть публикацию двух своих биографий авторства Джорджо Вазари и Асканио Кондиви. Высокая оценка мастерства Буонарроти имеет многовековую историю, и его имя стало синонимом итальянского Возрождения.

Микеланджело: особенности творчества

В отличие от большой известности произведений художника, их визуальное влияние на позднейшее искусство относительно ограничено. Это нельзя объяснить нежеланием копировать произведения Микеланджело просто из-за его известности, так как равному ему по таланту Рафаэлю подражали гораздо чаще. Возможно, что определенный, почти космического масштаба тип выражения Буонарроти, накладывал ограничения. Примеров почти полного копирования всего несколько. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Но все же в определенных аспектах творчество в искусстве Микеланджело нашло продолжение. В XVII в. он считался лучшим в анатомическом рисунке, но его меньше хвалили за более широкие элементы его работ. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Некоторые мастера XVII в. стиля барокко копировали его, но так, чтобы исключить буквальное сходство. Кроме того, Джан и Питер Пауль Рубенс лучше всего показали, как использовать творчество Микеланджело Буонарроти грядущими поколениями скульпторов и художников.

Микеланджело Буонарроти - является одним из величайших итальянских скульпторов, живописцев, архитекторов. Жил в эпоху Ренессанса.

Детство

Его полное имя звучит так: Микеланджело де Франческо де Неи де Минато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Родился он 6 марта 1475 года в одной из областей Италии - Таскании. В городе Капрезе. Его отцом был флорентийский дворянин Лодовико Буонарроти.

Отец, принадлежавший древнему, но обедневшему роду служил городским советником. Про мать будущего гения искусства известно лишь то, что она умерла, когда Микеланджело исполнилось только 6 лет. И отец отдал его на воспитание в семью кормилицы. Живя в деревне, мальчик обучился работе с резцом по камню и глиной.

Обучение

Увидев страсть сына к ваянию, отец отдал его в обучение местному художнику Доменико Гирландайо. В его школе мальчик проучился один год. После чего он продолжил свое обучение профессии скульптора у знаменитого в то время мастера Бертольдо ди Джованни.

Среди самых знаменитых работ Микеланджело выделяется статуя Давида. До этого все скульпторы изображали этого древнего героя в виде могучего война с мечом в руке. Мастер отошел от этого образа и изобразил Давида в виде юноши в раздумье перед поединком. Заказчикам так понравилась статуя, что они решили установить ее в центре города.

А насчет еще одной скульптуры Микеланджело современники сказали такие слова: «Если ты его закапаешь в землю и затем отошлешь в Рим под видом старой статуи, то мы уверены, что там ее примут за древнюю поделку и заплатят намного больше». Это сказано про статую «спящего Купидона».

Мастер и католическая церковь

Очень большая часть жизни скульптора занята работой на католическую церковь. К примеру, он расписал потолок, а затем и стены знаменитой Сикстинской капеллы. Красота композиции была такова, что люди приходили издали, что бы полюбоваться на изображения святых. Свою силу изображения не потеряли до сих пор.

Не менее сильна по силе воздействия и картина страшного суда. Изображение конца света поражает всех, кто видел ее. Неискушенному зрителю картина кажется написанной в один день, настолько она едина в своем исполнении. А ведь мастер писал ее в течение долгих восьми лет. Страшный суд одна из последних работ великого Микеланджело.

Он оставил такое завещание: душу - Господу, тело - Земле, а имущество - родне. И 18 февраля 1564 года он умер, прожив 88 лет.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michel-angelo Buonarroti; пол-ное имя Ми-ке-лань-о-ло ди Ло-до-ви-ко ди Лио-нар-до ди Буо-нар-ро-то Си-мо-ни, Michelagniolo di Lo-do-vi-co di Lionardo di Buonarroto Simo-ni) - итальянский скульп-тор, ар-хи-тек-тор, жи-во-пи-сец, ри-со-валь-щик и по-эт.

Один из са-мых зна-чительных пред-ста-ви-те-лей куль-ту-ры и ис-кус-ст-ва Воз-ро-ж-де-ния . Ро-дил-ся в се-мье по-де-стá города Ка-пре-зе, при-над-ле-жав-ше-го к обед-нев-ше-му знат-но-му фло-рен-тий-ско-му ро-ду Буо-нар-ро-ти; дет-ст-во про-вёл в Сет-тинь-я-но, не-да-ле-ко от Фло-рен-ции, где на сте-не фа-миль-но-го до-ма со-хра-нил-ся один из пер-вых его ри-сун-ков уг-лем. Около 1485 года се-мья Микеланджело пе-ре-еха-ла во Фло-рен-цию, где он был оп-ре-де-лён от-цом в ла-тин-скую шко-лу Фран-че-ско да Ур-би-но, ко-то-рую ос-та-вил ра-ди за-ня-тий жи-во-пи-сью в мас-тер-ской Д. Гир-лан-дайо (1488-1489 годы). Ис-пы-тал вли-я-ние Ма-зач-чо, ко-пи-ро-вал его рос-пи-си в ка-пел-ле Бран-кач-чи фло-рен-тий-ской церкви Сан-та-Ма-рия-дель-Кар-ми-не. Пер-вые на-вы-ки ра-бо-ты со скульп-ту-рой по-лу-чил под руководством скульп-то-ра Бер-толь-до ди Джо-ван-ни (в 1489-1490 годах) в «Са-дах Ме-ди-чи» (ху-дожественная шко-ла, ос-но-ван-ная Ло-рен-цо Ме-ди-чи Ве-ли-ко-леп-ным в са-дах Сан-Мар-ко), где имел воз-мож-ность уви-деть кол-лек-цию ан-ти-ков. Та-лант Микеланджело был за-ме-чен, и юно-шу при-гла-си-ли жить в Па-лац-цо Ме-ди-чи (с 1490 до апреля 1492 годов), где он по-зна-ко-мил-ся с А. По-ли-циа-но, М. Фи-чи-но, Дж. Пи-ко дел-ла Ми-ран-до-лой; близ-кое со-при-кос-но-ве-ние с гу-ма-ни-стической куль-ту-рой Фло-рен-ции и фи-лософским те-че-ни-ем нео-п-ла-то-низ-ма ока-за-ло на не-го боль-шое влия-ние.

К го-дам пре-бы-ва-ния Микеланджело в Па-лац-цо Ме-ди-чи от-но-сят-ся его ран-ние скульп-тур-ные про-из-ве-де-ния: рель-е-фы «Ма-дон-на у ле-ст-ни-цы» и «Бит-ва кен-тав-ров с ла-пи-фа-ми» (оба - Ка-са-Буо-нар-ро-ти, Фло-рен-ция). Пер-вый из них вы-пол-нен в тех-ни-ке жи-во-пис-но-го рель-е-фа и от-ме-чен влия-ни-ем До-на-тел-ло, во вто-ром Микеланджело ис-поль-зу-ет приё-мы про-то-ре-нес-санс-ной пла-сти-ки (Ник-ко-ло Пи-за-но), в свою оче-редь, вос-хо-дя-щие к позд-не-ан-тич-ным сар-ко-фа-гам. На фо-не фло-рен-тий-ской скульп-ту-ры кон-ца кват-ро-чен-то оба про-из-ве-де-ния вы-де-ля-ют-ся об-раз-ной мо-ну-мен-таль-но-стью и пла-стич. экс-прес-си-ей.

По-сле смер-ти Ло-рен-цо Ве-ли-ко-леп-но-го для его сы-на Пье-ро Микеланджело вы-пол-нил мра-мор-но-го «Гер-ку-ле-са» (не сохранился). Од-ной из луч-ших ра-бот это-го вре-ме-ни яв-ля-ет-ся де-ревянное рас-пя-тие, сде-лан-ное Микеланджело по за-ка-зу при-ора монастыря Сан-то-Спи-ри-то (сак-ри-стия Сан-то-Спи-ри-то, Фло-рен-ция). Боль-шое впе-чат-ле-ние на мо-ло-до-го Микеланджело про-из-ве-ли про-по-ве-ди Дж. Са-во-на-ро-лы, па-мять о ко-то-рых он со-хра-нил на всю жизнь. По-ли-тическая не-ста-биль-ность во Фло-рен-ции по-сле смер-ти Ло-рен-цо Ме-ди-чи вы-ну-ди-ла Микеланджело в 1494 году по-ки-нуть го-род; по-сле крат-ко-го пре-бы-ва-ния в Ве-не-ции он пе-ре-ехал в Бо-ло-нью, где про-был до конца 1495 года. Здесь он уча-ст-во-вал в ук-ра-ше-нии ра-ки святого До-ми-ни-ка в церкви Сан-До-ме-ни-ко, для ко-то-рой вы-пол-нил три ста-туи (святого Про-кла, святого Пе-тро-ния и кан-де-лябр в ви-де ко-ле-но-пре-кло-нён-но-го ан-ге-ла), сви-де-тель-ст-вую-щие о вни-ма-тель-ном изу-че-нии бо-лон-ских ра-бот близ-ко-го ему по ду-ху Яко-по дел-ла Квер-чи.

В конце 1495 года Микеланджело вер-нул-ся во Фло-рен-цию, где поль-зо-вал-ся по-кро-ви-тель-ст-вом Ло-рен-цо ди Пьер-фран-че-ско Ме-ди-чи. С его ре-ко-мен-да-тель-ным пись-мом и по при-гла-ше-нию кар-ди-на-ла Раф-фа-эле Риа-рио уе-хал в Рим (июнь 1496 года), про-быв там до конца 1499 года. Не-по-сред-ст-вен-ное зна-ком-ст-во с позд-не-ан-тич-ной (древне-рим-ской) скульп-ту-рой ока-за-ло влия-ние на фор-ми-ро-ва-ние клас-сического сти-ля Микеланджело: оно обо-га-ти-ло его пред-став-ле-ния о че-ло-ве-че-ской фи-гу-ре и нау-чи-ло приё-мам ху-дожественного обоб-ще-ния. По за-ка-зу кар-ди-на-ла Риа-рио со-здал ста-тую «Пья-ный Вакх» (1496-1497 годы, Национальный му-зей Бард-жел-ло, Фло-рен-ция), ис-кус-но по-вто-ряю-щую мо-ти-вы ан-тич-ной пла-сти-ки (не слу-чай-но за-каз-чик по-ста-вил эту ра-бо-ту в са-ду сво-ей вил-лы, в ок-ру-же-нии ан-ти-ков). При под-держ-ке бан-ки-ра и кол-лек-цио-не-ра ан-ти-ков Яко-по Гал-ли Микеланджело по-лу-чил пер-вый от-вет-ст-вен-ный за-каз на скульп-тур-ную груп-пу «Пье-тá» («Оп-ла-ки-ва-ние») для ка-пел-лы французских кар-ди-на-лов в ста-ром со-бо-ре Святого Пет-ра (1497-1501 годы, со-бор Святого Пет-ра, Рим; смотрите иллюстрации к статье Ва-ти-кан). Микеланджело вы-брал ред-кий для Ита-лии тип «Пье-ты», вос-хо-дя-щий к немцким де-ревянным ста-ту-ям Ма-рии с мёрт-вым Хри-стом на ко-ле-нях. Микеланджело соз-дал об-раз юной Де-вы Ма-рии, го-ре ко-то-рой, в от-ли-чие от стра-даю-щих, из-мо-ж-дён-ных Ма-донн северных про-об-ра-зов, вы-ра-жа-ет-ся лишь в её свет-лой пе-ча-ли; с не-срав-нен-ным ис-кус-ст-вом две пе-ре-кре-щи-ваю-щие-ся фи-гу-ры объ-е-ди-не-ны в груп-пу с замк-ну-тым си-лу-этом, при-даю-щим ей осо-бую пла-стическую вы-ра-зи-тель-ность. Бла-го-да-ря тща-тель-ной по-ли-ров-ке все де-та-ли ис-пол-не-ны с ве-ли-чай-шей сте-пе-нью за-кон-чен-но-сти, при-даю-щей мра-мо-ру фак-ту-ру дра-го-цен-но-го кам-ня (при-ём, ко-то-рый позд-нее ис-поль-зо-вал Дж.Л. Бер-ни-ни). Воз-мож-но, к это-му же вре-ме-ни от-но-сит-ся не-за-кон-чен-ное «По-ло-же-ние во гроб» (Национальная га-ле-рея, Лон-дон) - пер-вое жи-во-пис-ное про-из-веде-ние Микеланджело, за-ка-зан-ное мо-на-ха-ми монастыря Сант-Аго-сти-но в Ри-ме (1500 год).

Пер-вые го-ды XVI века для Микеланджело бы-ли от-мече-ны чрез-вы-чай-ной пло-до-твор-но-стью. По воз-вра-ще-нии во Фло-рен-цию он за-клю-чил кон-тракт с кар-ди-на-лом Фран-че-ско То-де-ски-ни Пик-ко-ло-ми-ни (бу-ду-щий па-па Пий III) на соз-да-ние 15 ста-туй для ал-та-ря Пик-ко-ло-ми-ни в Си-ен-ском со-бо-ре (1501 год), из ко-то-рых вы-пол-нил толь-ко 4 (свя-тых Пет-ра, Пав-ла, Пия и Гри-го-рия). О при-зна-нии та-лан-та Микеланджело во Фло-рен-ции сви-де-тель-ст-ву-ет и тот факт, что Строи-тель-ная ко-мис-сия со-бо-ра (Опе-ра дель-Дуо-мо) при-ня-ла ре-ше-ние о по-строй-ке для не-го до-ма с мас-тер-ской (ны-не му-зей Ка-са-Буо-нар-ро-ти). От этой Ко-мис-сии Микеланджело по-лу-чил за-каз на ста-туи 12 апо-сто-лов, од-на-ко един-ст-вен-ная на-ча-тая им ста-туя святого Мат-фея ос-та-лась не-за-вер-шён-ной (1503 год, Га-ле-рея Ака-де-мии, Фло-рен-ция). Дру-гим офи-ци-аль-ным и по-чёт-ным за-ка-зом для Микеланджело бы-ла зна-ме-ни-тая мра-мор-ная ста-туя Да-ви-да (1501-1504 годы), став-шая сим-во-лом рес-пуб-ли-кан-ской Фло-рен-ции и по ре-ше-нию специальной ко-мис-сии по-став-лен-ная пе-ред фа-са-дом Па-лац-цо дел-ла-Синь-о-рия (Па-лац-цо Век-кьо), где уже стоя-ла брон-зо-вая груп-па «Юдифь и Оло-ферн» До-на-тел-ло (ны-не скульп-ту-ра Микеланджело за-ме-не-на ко-пи-ей; ори-ги-нал - в Га-ле-рее Ака-де-мии). Ис-поль-зуя ан-тич-ный при-ём ге-ро-ической на-го-ты, Микеланджело со-здал мо-ну-мен-таль-ную и на-пря-жён-ную фи-гу-ру, сво-бод-но раз-вёр-ну-тую в про-стран-ст-ве; об-лик юно-го Да-ви-да с пре-крас-ным, му-же-ст-вен-ным ли-цом вы-ра-жа-ет поч-ти уст-ра-шаю-щую фи-зическую мощь (terri-bili-tа̀), рез-ко кон-тра-сти-рую-щую с пред-ше-ст-вую-щей тра-ди-ци-ей в изо-бра-же-нии это-го биб-лей-ско-го об-раза (Да-вид-маль-чик у До-на-тел-ло и А. дель Вер-рок-кьо).

Пла-сти-ка об-на-жён-ной муж-ской фи-гу-ры ста-ла главной те-мой и в кар-то-не «Бит-ва при Ка-ши-не» для рос-пи-си За-ла Боль-шо-го со-ве-та в Па-лац-цо дел-ла-Синь-о-рия (1504-1507 годы, не сохранился; из-вес-тен по под-го-то-ви-тель-ным ри-сун-кам, гра-вю-рам М. Рай-мон-ди и А. Ве-не-циа-но, гри-зай-лю Б. да Сан-гал-ло), со скульп-тур-ной пла-стич-но-стью пред-став-ляю-щем фло-рен-тий-ских сол-дат, ко-то-рые по сиг-на-лу тре-во-ги по-спеш-но вы-бе-га-ют из ре-ки, оде-ва-ют-ся и го-то-вят-ся к от-ра-же-нию ата-ки. В про-ти-во-по-лож-ность кар-то-ну Ле-о-нар-до да Вин-чи «Бит-ва за зна-мя», где ак-цент па-дал на фи-зи-ог-но-мические ха-рак-те-ри-сти-ки пер-со-на-жей и пе-ре-да-чу не-ис-то-во-го дви-же-ния, ко-то-рым про-ни-за-на вся сце-на, Микеланджело скон-цен-три-ро-вал-ся на му-же-ст-вен-ной вы-ра-зи-тель-но-сти ка-ж-дой отдельной фи-гу-ры.

Од-но из луч-ших жи-во-пис-ных про-из-ве-де-ний это-го вре-ме-ни - «Ма-дон-на До-ни» («Свя-тое Се-мей-ст-во», около 1503-1504 годов, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция), на-пи-сан-ное по за-ка-зу Ань-о-ло До-ни. Со-вер-шен-ст-во ком-по-зи-ции и ри-сун-ка, вы-яв-ляю-ще-го объ-ём, силь-ная све-то-те-не-вая мо-де-ли-ров-ка, под-чи-не-ние цве-та фор-ме, ог-ром-ная пла-стическая вы-ра-зи-тель-ность об-ра-зов вы-яв-ля-ют по-ни-ма-ние Микеланджело со-от-но-ше-ния двух ис-кусств - скульп-ту-ры и жи-во-пи-си: «жи-во-пись… счи-та-ет-ся луч-ше то-гда, ко-гда она боль-ше скло-ня-ет-ся к рель-е-фу, и … рель-еф счи-та-ет-ся луч-ше, ко-гда он боль-ше скло-ня-ет-ся к жи-во-пи-си. И по-то-му мне все-гда ка-за-лось, что скульп-ту-ра - све-точ жи-во-пи-си…».

В эти же го-ды Микеланджело соз-да-ёт скульп-тур-ную груп-пу «Ма-дон-на с Мла-ден-цем» для голландского куп-ца Му-ск-ро-на (1503-1506 годы, со-бор Нотр-Дам, Брюг-ге) и два мра-мор-ных тон-до «Ма-дон-на с Мла-ден-ца-ми Хри-стом и святым Ио-ан-ном» («Тон-до Тад-деи», Ко-ро-лев-ская ака-де-мия ис-кусств, Лон-дон; «Тон-до Пит-ти», Национальный му-зей Бард-жел-ло; оба 1504-1507 годы). Ка-жу-щая-ся «не-за-кон-чен-ность» этих тон-до, во мно-гом воз-ни-каю-щая бла-го-да-ря вы-ра-зительному кон-тра-сту ме-ж-ду фак-ту-ра-ми, ос-тав-лен-ны-ми в раз-ной сте-пе-ни про-ра-бо-тан-но-сти (так, вы-сту-паю-щие из не-тро-ну-той по-верх-но-сти мра-мо-ра фи-гу-ры в од-них час-тях ед-ва прой-де-ны рез-цом, в дру-гих - тща-тель-но от-по-ли-ро-ва-ны), по-ро-ди-ла пред-став-ле-ние о не-за-вер-шён-но-сти (non finito) как осоз-нан-ном приё-ме Микеланджело, к ко-то-ро-му он не раз при-бе-гал впо-след-ст-вии.

К это-му вре-ме-ни из-вест-ность Микеланджело вы-шла да-ле-ко за пре-де-лы Фло-рен-ции. В 1505 году Микеланджело был вы-зван в Рим па-пой Юли-ем II, меч-тав-шим сде-лать из Ри-ма «сто-ли-цу ми-ра», для соз-да-ния пап-ской гроб-ни-цы в ста-ром со-бо-ре Святого Пет-ра. Про-ект гран-ди-оз-ной гроб-ни-цы Юлия II был вдох-нов-лён ан-тич-ны-ми мав-зо-лея-ми и пред-став-лял со-бой сво-бод-но стоя-щую сту-пен-ча-тую ар-хи-тек-тур-но-скульп-тур-ную компо-зи-цию, бо-га-то ук-ра-шен-ную ста-туя-ми и рель-е-фа-ми. Ал-ле-го-рические ста-туи плен-ни-ков, сим-во-ли-зи-рую-щих сво-бод-ные ис-кус-ст-ва, про-ро-ков и си-вилл, долж-ны бы-ли во-пло-щать идею три-ум-фа пап-ской вла-сти и лич-ные доб-ро-де-те-ли Юлия II. Ра-бо-та над гроб-ни-цей бы-ла вне-зап-но пре-р-ва-на в свя-зи с на-ме-ре-ни-ем Юлия II за-но-во пе-ре-стро-ить со-бор Святого Пет-ра; на-ка-ну-не за-клад-ки пер-во-го кам-ня (18.04.1506 года) Микеланджело без пап-ско-го раз-ре-ше-ния тай-но по-ки-нул Рим и вер-нул-ся во Фло-рен-цию. Ссо-ра с па-пой за-кон-чи-лась при-ми-ре-ни-ем (но-ябрь 1506 года) и за-ка-зом на ис-пол-не-ние брон-зо-вой ста-туи Юлия II для пор-та-ла со-бо-ра Сан-Пе-тро-нио в Бо-ло-нье (1506-1507 годы), ко-то-рая уже в 1511 году бы-ла раз-би-та в оз-на-ме-но-ва-ние по-бе-ды бо-лон-цев над пап-ски-ми вой-ска-ми. Ра-бо-та же над гроб-ни-цей за-тя-ну-лась на многие го-ды и ста-ла тя-жё-лым ис-пы-та-ни-ем для Микеланджело. По-сле мно-го-лет-них пе-ре-де-лок и об-су-ж-де-ния про-ек-та с род-ст-вен-ни-ка-ми умер-ше-го па-пы гроб-ни-ца, имею-щая ма-ло об-ще-го с пер-во-на-чаль-ным за-мыс-лом Микеланджело, бы-ла ус-та-нов-ле-на в рим-ской церкви Сан-Пьет-ро-ин-Вин-ко-ли (1545 год), кар-ди-на-лом ко-то-рой был при жиз-ни па-па Юлий II. Ру-ке Микеланджело при-над-ле-жит толь-ко ста-туя Мои-сея, ис-пол-нен-ная сверх-че-ло-ве-че-ской мо-щи. Ар-хи-тек-ту-ра гроб-ни-цы с ни-ша-ми и гем-ма-ми, ста-туи Лии, Ра-хи-ли и Юлия II бы-ли вы-пол-не-ны по за-мыс-лу Микеланджело его уче-ни-ка-ми и по-мощ-ника-ми. В про-цес-се ра-бо-ты над про-ек-та-ми гроб-ни-цы бы-ли соз-да-ны скульп-ту-ры «Уми-раю-щий раб» и «Бо-рю-щий-ся раб» (обе - около 1513-1516 годов, Лувр, Па-риж), 4 не-за-кон-чен-ные ста-туи «Ра-бов» («Плен-ни-ки», 1530-е годы, Га-ле-рея Ака-де-мии, Фло-рен-ция), об-ла-даю-щие не-обы-чай-ной об-раз-ной на-сы-щен-но-стью и сим-во-ли-зи-рую-щие идеи уни-вер-саль-но-го по-ряд-ка (ино-гда их ин-тер-пре-ти-ру-ют в ду-хе не-о-п-ла-то-нические уче-ния о те-ле как тем-ни-це ду-ши). Для гроб-ни-цы пред-на-зна-ча-лась так-же скульп-тур-ная груп-па «По-бе-да» (около 1532-1534 годов, Па-лац-цо Век-кьо, Фло-рен-ция), в ко-то-рой Микеланджело впер-вые ис-поль-зо-вал при-ём «фи-гу-ра сер-пен-ти-на-та» - за-кру-чи-ва-ние фи-гу-ры во-круг сво-ей оси, что упо-доб-ля-ет ста-тую язы-ку пла-ме-ни и при-да-ёт ей осо-бую ди-на-ми-ку и вы-ра-зи-тель-ность.

По воз-вра-ще-нии в Рим из Фло-рен-ции Микеланджело по-лу-чил за-каз на рос-пись сво-да Сик-стин-ской ка-пел-лы (1508-1512 годы), став-шую од-ной из вер-шин в раз-ви-тии сти-ля Вы-со-ко-го Воз-ро-ж-де-ния. По-стро-ен-ная па-пой Сик-стом IV, Сик-стин-ская ка-пел-ла бы-ла до-мо-вой ка-пел-лой рим-ских пап. Пер-во-на-чаль-но Микеланджело бы-ло пред-ло-же-но на па-ру-сах на-пи-сать 12 апо-сто-лов, а ос-нов-ное по-ле сво-да ук-ра-сить гео-мет-рическими чле-не-ния-ми. По ини-циа-ти-ве Микеланджело те-ма-ти-ка рос-пи-си бы-ла из-ме-не-на, на сво-де бы-ло ре-ше-но изо-бра-зить акт Бо-же-ст-вен-но-го тво-ре-ния как на-ча-ло жиз-ни и че-ло-ве-че-ской ис-то-рии, гре-хо-па-де-ние и ис-то-рию Ноя. Раз-ме-щён-ные на па-ру-сах про-ро-ки и си-вил-лы, пред-ска-зав-шие при-ше-ст-вие в мир Спа-си-те-ля, и пред-ки Хри-ста в лю-не-тах пред-ва-ря-ли вос-при-ятие ис-то-рии Мои-сея и Хри-ста на сте-нах. Те-ма со-зи-да-ния и твор-че-ст-ва как ак-та Бо-же-ст-вен-ной во-ли сме-ня-ет-ся дра-ма-тическими мо-ти-ва-ми ис-то-рии че-ло-ве-че-ст-ва от гре-хо-па-де-ния до ис-то-рии Ноя. Грех, его на-ка-за-ние и ис-ку-п-ле-ние ста-но-вят-ся смыс-лом вет-хо-за-вет-ных эпи-зо-дов двой-ных рас-па-лу-бок сво-да, сви-де-тель-ст-вую-щих о чу-дес-ном вме-ша-тель-ст-ве Бо-га в ход зем-ной ис-то-рии. Но-ты от-ча-ян-но-го со-про-тив-ле-ния ро-ку зву-чат в «Рас-пя-тии Ама-на» и в «Мед-ном змии», с двух сто-рон об-рам-ляю-щих от-пря-нув-ше-го от ог-ром-ной ры-бы про-ро-ка Ио-ну, судь-ба ко-то-ро-го вы-сту-па-ла про-об-ра-зом бу-ду-ще-го вос-кре-се-ния Хри-ста. По-сле за-вер-ше-ния рос-пи-си сво-да ин-терь-ер Сик-стин-ской ка-пел-лы пре-об-ра-зил-ся (смотрите иллюстрации к статье Ита-лия). Мощ-ная энер-гия соз-дан-ных Микеланджело об-ра-зов, их мас-штаб ов-ла-де-ва-ют зри-тель-ским вни-ма-ни-ем, де-ла-ют акт Бо-же-ст-вен-но-го тво-ре-ния цен-тром все-го ан-самб-ля. В рос-пи-си сво-да Микеланджело на мно-гие го-ды опе-ре-дил раз-ви-тие мо-ну-мен-таль-ной пла-фон-ной жи-во-пи-си, до-бив-шись яс-ной ор-га-ни-за-ции ком-по-зи-ции с по-мо-щью ил-лю-зор-ной ар-хи-тек-ту-ры и скульп-ту-ры, а так-же ко-ло-ри-стического един-ст-ва. Раз-но-об-ра-зие по-ло-же-ний те-ла, ра-кур-сов, поз и жес-тов, а так-же ри-су-нок, ана-то-мические ха-рак-те-ри-сти-ки фи-гу-ры ос-та-ют-ся глав-ны-ми вы-ра-зительными сред-ст-ва-ми ху-дож-ни-ка.

По-сле смер-ти Юлия II Микеланджело вер-нул-ся во Фло-рен-цию, где ему бы-ло по-ру-че-но соз-дать про-ект за-вер-ше-ния фа-са-да церкви Сан- Ло-рен-цо - ро-до-вой церк-ви Ме-ди-чи. В про-ек-те фа-са-да Микеланджело ак-тив-но ис-поль-зо-вал эле-мен-ты клас-сического ор-де-ра, обо-га-тив по-верх-ность сте-ны скульп-тур-ным де-ко-ром, вклю-чаю-щим ста-туи, мра-мор-ные и брон-зо-вые рель-е-фы. По-ни-ма-ние ар-хи-тек-ту-ры как пла-стического искусства, ос-но-ван-но-го на ди-на-ми-че-ском взаи-мо-дей-ст-вии масс, по-лу-чит даль-ней-шее раз-ви-тие как в ра-бо-тах са-мо-го Микеланджело (ин-терь-ер бибилиотеки Лау-рен-циа-на во Фло-рен-ции, 1523-1533 годы), так и в ар-хи-тек-ту-ре ев-ропейского ба-рок-ко. Наи-более зна-чи-тель-ным из соз-дан-ных им в 1520-1530-х годах про-из-ве-де-ний яв-ля-ет-ся ан-самбль ка-пел-лы Ме-ди-чи в Но-вой сак-ри-стии церкви Сан-Ло-рен-цо. Па-па Лев Х за-ду-мал соз-дать ка-пел-лу для за-хо-ро-не-ния в ней пред-ста-ви-те-лей стар-шей вет-ви ро-да Ме-ди-чи - Ло-рен-цо Ве-ли-ко-леп-но-го, его бра-та Джу-лиа-но, Ло-рен-цо Ме-ди-чи, гер-цо-га Ур-бин-ско-го, и Джу-лиа-но, гер-цо-га Не-мур-ско-го, и по-ру-чил этот за-каз Микеланджело. По-сле смер-ти Льва Х его пре-ем-ник па-па Кли-мент VII взял ис-пол-не-ние ра-бот под свой кон-троль. Ар-хи-тек-ту-ра и скульп-ту-ра ка-пел-лы Ме-ди-чи объ-е-ди-не-ны од-ним за-мыс-лом, об-ла-даю-щим ог-ром-ной внутренней ди-на-ми-кой. В чле-не-ни-ях и де-ко-ре стен Микеланджело ис-поль-зу-ет кар-кас-ный прин-цип Ф. Бру-нел-ле-ски, вы-де-ляя все ар-хитектурные чле-не-ния се-рым кам-нем, под-чёр-ки-ваю-щим бе-лиз-ну мра-мор-ной об-ли-цов-ки стен, пла-сти-ку ор-дер-ных пи-лястр, вы-ра-зительный рель-еф об-рам-ле-ний ниш и скульп-тур-ного фри-за. Для трёх за-ду-ман-ных гроб-ниц (од-на из них пар-ная) им бы-ло вы-пол-не-но 7 ста-туй, за-кон-чен-ных к началу 1530 года и вклю-чаю-щих ста-туи гер-цо-гов, ал-ле-го-рии вре-мён су-ток («Ут-ро», «День», «Ве-чер» и «Ночь») и ста-тую «Ма-дон-на с Мла-ден-цем», став-шую смы-сло-вым цен-тром все-го ан-самб-ля ка-пел-лы. Воз-мож-но, для ан-самб-ля ка-пел-лы Ме-ди-чи бы-ла так-же соз-да-на и фи-гу-ра «Скор-чив-ше-го-ся маль-чи-ка» (Эр-ми-таж, Санкт-Пе-тер-бург). Вы-ра-зи-тель-ность це-ло-ст-но-го ан-самб-ля, рас-се-ян-ное ос-ве-ще-ние, стран-ное на-пря-же-ние, вы-зы-вае-мое взаи-мо-дей-ст-ви-ем скульп-тур-ных гроб-ниц с дос-та-точ-но тес-ным про-стран-ст-вом ка-пел-лы (11: 11 м), по-ро-ж-да-ют чув-ст-во тре-во-ги, на-по-ми-ная о брен-но-сти зем-но-го бы-тия (смотрите иллюстрации к ста-тьям Воз-ро-ж-де-ние,Ме-ди-чи). Этим же вре-ме-нем да-ти-ру-ют-ся не-со-хра-нив-шие-ся кар-то-ны для трёх кар-тин («Ле-да», «Noli me tan-gere» и «Ве-не-ра и Ку-пи-дон»), а так-же ста-туя Да-ви-да, пе-ре-де-лан-ная позд-нее в ста-тую Апол-ло-на (1525-1526 и около 1530 годов, Национальный му-зей Бар-джел-ло) и от-ме-чен-ная уди-вительным бо-гат-ством пла-стических ас-пек-тов.

Го-ды ра-бо-ты над ста-туя-ми ка-пел-лы Ме-ди-чи сов-па-ли с дра-ма-тическими со-бы-тия-ми во Фло-рен-ции - ан-ти-ме-ди-чей-ским вос-ста-ни-ем, оса-дой и взя-ти-ем го-ро-да им-пер-ски-ми вой-ска-ми. Микеланджело, как убе-ж-дён-ный рес-пуб-ли-ка-нец, при-ни-мал уча-стие в обо-ро-не го-ро-да (1528-1530 годы), соз-да-вая фор-ти-фи-ка-ци-он-ные соо-ру-же-ния (со-хра-ни-лись ри-сун-ки его про-ек-тов). По-ра-же-ние Фло-рен-ции и во-ца-ре-ние на-след-ст-вен-но-го гер-цо-га Алес-сан-д-ро Ме-ди-чи ста-ли уда-ром для Микеланджело. По-лу-чив про-ще-ние от па-пы Кли-мен-та VII, он за-кон-чил на-ча-тые ста-туи для ка-пел-лы Ме-ди-чи и в 1534 году уе-хал в Рим, что-бы уже ни-ко-гда не вер-нуть-ся в род-ной го-род.

В позд-ний пе-ри-од твор-че-ст-ва (с 1534 года) Микеланджело от-да-ёт пред-поч-те-ние ри-сун-ку, ар-хи-тек-ту-ре и по-эзии. Особ-ня-ком в его твор-че-ст-ве сто-ит бюст ти-ра-но-убий-цы Бру-та (Национальный му-зей Бард-жел-ло), за-ка-зан-ный ему про-жи-ваю-щи-ми в римском из-гна-нии по-ли-тическими про-тив-ни-ка-ми Ме-ди-чи по-сле убий-ст-ва гер-цо-га Алес-сан-д-ро (1537 год). Соз-дан-ный под не-со-мнен-ным влия-ни-ем римских порт-ре-тов Ка-ра-кал-лы, «Брут» Микеланджело с его рез-ким раз-во-ро-том го-ло-вы, сме-лы-ми и вы-ра-зительными чер-та-ми ли-ца ос-тал-ся един-ст-вен-ным порт-рет-ным об-ра-зом в скульп-тур-ном на-сле-дии мас-те-ра.

В 1533 году па-па Кли-мент VII на-зна-чил Микеланджело глав-ным пап-ским ху-дож-ни-ком, ар-хи-тек-то-ром и смот-ри-те-лем всех пап-ских по-стро-ек. В эти го-ды он был дру-жен со мно-ги-ми из-вест-ны-ми людь-ми, в ча-ст-ности с по-этес-сой Вит-то-ри-ей Ко-лон-на, мар-ки-зой ди Пес-ка-ра, од-на-ко всё бо-лее по-гру-жа-ет-ся в мир глу-бо-ко лич-ных пе-ре-жи-ва-ний, ост-ро ощу-щая своё оди-но-че-ст-во. К позд-не-му твор-че-ст-ву Микеланджело от-но-сят-ся фре-ска «Страш-ный суд» в Сик-стин-ской ка-пел-ле, ис-пол-нен-ные по за-ка-зу па-пы Пав-ла III фре-ски ка-пел-лы Пао-ли-на в пап-ском двор-це («Об-ра-ще-ние Сав-ла», ме-ж-ду 1542 и 1545 годами, и «Рас-пя-тие апо-сто-ла Пет-ра», ме-ж-ду 1546 и 1550 годами), две скульп-тур-ные груп-пы «Пье-т ́а» и «По-ло-же-ние во гроб» для сво-ей гроб-ни-цы; все они от-ра-жа-ют из-ме-не-ние ми-ро-вос-прия-тия ху-дож-ни-ка и одо-ле-ваю-щие его мыс-ли о смер-ти (из пись-ма Микеланджело от 1557 года: «ден-но и нощ-но я стрем-люсь под-ру-жить-ся со смер-тью…»).

Наи-бо-лее зна-чительным про-из-ве-де-ни-ем Микеланджело-ху-дож-ни-ка позд-не-го пе-рио-да ста-ла фре-ска «Страш-ный суд», на-пи-сан-ная на ал-тар-ной сте-не Сик-стин-ской ка-пел-лы в 1534-1541 годах и как бы объ-е-ди-нив-шая на-ча-ло и ко-нец зем-ной ис-то-рии. Об-ра-тив-шись к Свя-щен-но-му Пи-са-нию, Микеланджело ис-хо-дил из то-го мес-та в Еван-ге-лии от Мат-фея, где го-во-рит-ся о Вто-ром при-ше-ст-вии Хри-ста на зем-лю в об-ра-зе Су-дии (Мф. 19:28-30). Он вос-при-ни-ма-ет Вто-рое при-ше-ст-вие Хри-ста как тра-ги-че-скую, но очи-сти-тель-ную все-лен-скую ка-та-ст-ро-фу: гроз-ный Су-дия, ка-раю-щий за гре-хи пло-ти и по-ро-ки ду-ши, ца-рит в цен-тре ал-тар-ной сте-ны Сик-стин-ской ка-пел-лы, в ок-ру-же-нии сия-ния, ря-дом с ис-пу-ган-но сжав-шей-ся Ма-ри-ей. Поч-ти в центр ком-по-зи-ции, у ног Хри-ста, Микеланджело по-мес-тил и свой ав-то-порт-рет, на-де-лён-ный, без-ус-лов-но, глу-бо-ким смы-сло-вым под-тек-стом: он изо-бра-зил своё ли-цо, слов-но ис-ка-жён-ное бо-лью, на лос-ку-те ко-жи, за-жи-во сня-той со святого Вар-фо-ло-мея. Весь об-раз-ный строй этой не-обыч-ной фре-ски соз-да-вал-ся Микеланджело с по-мо-щью уни-вер-саль-но-го для не-го сред-ст-ва - пла-сти-ки об-на-жён-ной на-ту-ры. Те-лес-ные ха-рак-те-ри-сти-ки ста-но-вят-ся для Микеланджело от-ра-же-ния-ми ду-хов-но-го со-стоя-ния изо-бра-жён-ных пер-со-на-жей. Ес-те-ст-вен-ная для Микеланджело на-го-та Хри-ста и свя-тых бы-ла вос-при-ня-та как ко-щун-ст-во в эпо-ху Контр-ре-фор-ма-ции, и по при-ка-за-нию па-пы Пия IV уче-ник Микеланджело (Да-ние-ле да Воль-тер-ра) «при-крыл» от-дель-ные час-ти фи-гур дра-пи-ров-ка-ми (1565 год), ко-то-рые час-тич-но бы-ли сня-ты во вре-мя рес-тав-ра-ции в 1980-1992 годах.

По-сле смер-ти Ан-то-нио да Сан-гал-ло Млад-ше-го Микеланджело в 1546 году был на-зна-чен главным ар-хи-тек-то-ром со-бо-ра Свя-то-го Пет-ра.Микеланджело от-ка-зал-ся от воз-на-гра-ж-де-ния, счи-тая, что соз-да-ёт со-бор для Бо-га, а не для лю-дей. Он вер-нул-ся к цент-раль-но-ку-поль-ной пла-ни-ров-ке Д. Бра-ман-те, ук-руп-нив и обоб-щив про-стран-ст-вен-ные ячей-ки, и сде-лал главной те-мой ог-ром-ный ку-пол над сре-док-ре-сть-ем, воз-ве-дён-ный по об-раз-цу ку-по-ла фло-рен-тий-ско-го со-бо-ра Ф. Бру-нел-ле-ски (его со-ору-же-ние бы-ло за-вер-ше-но Дж. дел-ла Пор-той по мо-де-ли Микеланджело в 1588-1593 годах). Ис-поль-зо-ва-ние ко-лос-саль-но-го ор-де-ра в оформ-ле-нии на-руж-ных стен со-бо-ра, сдво-ен-ных ко-лонн в ба-ра-ба-не и фо-на-ре, пе-ре-хо-дя-щих в сдво-ен-ные тя-ги чле-не-ний ку-по-ла, при-да-ёт со-ору-же-нию мас-штаб-ность и ве-ли-чие, со-от-но-си-мые как с ам-би-ция-ми пап, так и с ан-тич-ны-ми па-мят-ни-ка-ми Веч-но-го го-ро-да (смотрите иллюстрации к статье Ва-ти-кан). В со-от-вет-ст-вии с тре-бо-ва-ния-ми ка-то-лического бо-го-слу-же-ния неф со-бо-ра впос-лед-ст-вии был уд-ли-нён (архитектор дел-ла Пор-та), так что вся по-строй-ка при-об-ре-ла ба-зи-ли-каль-ную фор-му, а в эпо-ху ба-рок-ко был воз-ве-дён фа-сад (архитектор К. Ма-дер-на).

В эти же го-ды Микеланджело за-вер-шил оформ-ле-ние Ка-пи-то-лий-ской площади в Ри-ме (его пер-вые за-мыс-лы от-но-сят-ся к 1538 году) и ок-ру-жаю-щих её па-лац-цо, во мно-гом пред-вос-хи-тив гра-до-стро-ительные прин-ци-пы ба-рок-ко: тра-пе-цие-вид-ная в пла-не и от-кры-тая в сто-ро-ну го-ро-да, с ко-то-рым она свя-за-на ле-ст-ни-цей, пло-щадь об-ла-да-ет ди-на-миз-мом, не свой-ст-вен-ным ста-тич-ным ре-нес-санс-ным пло-ща-дям. Па-лац-цо Се-на-то-ров, к ко-то-ро-му Микеланджело при-стро-ил жи-во-пис-ную 2-мар-ше-вую ле-ст-ни-цу, иг-ра-ет роль сво-его ро-да сце-ни-че-ско-го зад-ни-ка для ус-та-нов-лен-ной на пло-ща-ди ан-тич-ной ста-туи императора Мар-ка Ав-ре-лия (II век н. э.); па-мят-ник на-хо-дит-ся в цен-тре 3-сту-пен-ча-то-го ова-ла, за-ни-маю-ще-го всё про-стран-ст-во пло-ща-ди и слу-жа-ще-го его свое-об-раз-ным по-диу-мом; овал за-пол-нен ди-на-мич-ным узо-ром пе-ре-се-каю-щих-ся ле-пе-ст-ков (пол-но-стью этот за-мы-сел Микеланджело был во-пло-щён лишь в XX веке; смотрите иллюстрации к статье Ита-лия). В Ри-ме Микеланджело по по-ру-че-нию па-пы Пав-ла III при-ни-мал уча-стие в строи-тель-ст-ве Па-лац-цо Фар-не-зе (1547 год) и спро-ек-ти-ровал но-вые па-рад-ные во-ро-та, за-ду-ман-ные па-пой Пи-ем IV (Пор-та Пиа, 1561-1564 годы). Ар-хитектурные фор-мы трак-ту-ют-ся Микеланджело как скульп-тур-ные с той же пла-стич-но-стью и ди-на-миз-мом и от-ли-ча-ют-ся изо-бре-та-тель-но-стью, со-звуч-ной ху-дожественным ис-ка-ни-ям мань-е-риз-ма.

Са-мы-ми позд-ни-ми скульп-тур-ны-ми про-из-ве-де-ния-ми Микеланджело яв-ля-ют-ся три ре-лигиозные скульп-тур-ные груп-пы - «Пье-та́ со святым Ни-ко-ди-мом» («По-ло-же-ние во гроб», около 1550 года), раз-би-тая са-мим скульп-то-ром в 1555 году и со-б-ран-ная за-тем его уче-ни-ком Т. Каль-ка-ньи (ны-не Му-зей со-бо-ра, Фло-рен-ция), «Па-ле-ст-рин-ская Пье-та́» (1550-е годы, Га-ле-рея Ака-де-мии, Фло-рен-ция) и не-окон-чен-ная «Пье-та́ Рон-да-ни-ни» (пер-во-на-чаль-но - «По-ло-же-ние во гроб», на-ча-тое в 1552 году), над ко-то-рой Микеланджело ра-бо-тал до сво-ей смер-ти (ны-не - в Кас-тел-ло-Сфор-це-ско, Ми-лан). Эти глу-бо-ко тра-ге-дий-ные про-из-ве-де-ния ли-ше-ны то-го ду-ха ан-тич-ной клас-си-ки, ко-то-рым про-ник-ну-то ран-нее твор-че-ст-во мас-те-ра. Па-фос скор-би во-пло-ща-ет-ся в них по-сред-ст-вом уг-ло-ва-тых и ис-тон-чив-ших-ся форм, ут-ра-тив-ших свою пол-но-кров-ную жиз-нен-ность, но ис-пол-нен-ных внутренней экс-прес-сии.

Ри-су-нок за-ни-мал важ-ное ме-сто в твор-че-ст-ве Микеланджело. Са-мы-ми ран-ни-ми яв-ля-ют-ся пе-ро-вые за-ри-сов-ки, сде-лан-ные им с про-из-ве-де-ний Джот-то (Лувр) и Ма-зач-чо (Государственное со-б-ра-ние гра-фи-ки, Мюн-хен), име-ющие ли-ней-ный ха-рак-тер и про-ра-бо-тан-ные пе-ре-крё-ст-ной штри-хов-кой. Со-хра-ни-лись как под-го-то-вит. на-бро-ски к ар-хитектурным и скульп-тур-ным про-ек-там (гроб-ни-цы Юлия II, ка-пел-лы Ме-ди-чи, фа-са-да церкви Сан-Ло-рен-цо, со-бо-ра Святого Пет-ра и др.), так и де-та-ли-зи-ро-ван-ные эс-ки-зы отдельных фи-гур к кар-то-ну «Бит-ва при Ка-ши-не» (1504-1505 годы, Му-зей Тей-ле-ра, Хар-лем; Ка-са-Буо-нар-ро-ти; Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон, и др.), рос-пи-сям по-тол-ка Сик-стин-ской ка-пел-лы (эс-киз Ли-вий-ской си-вил-лы, 1511 год, Мет-ро-по-ли-тен-му-зей, Нью-Йорк), фре-ске «Страш-ный суд» («Го-ло-ва про-кля-то-го», около 1525 года, га-ле-рея Уф-фи-ци), вы-пол-нен-ные пре-имущественно ме-лом и сан-ги-ной. Кро-ме то-го, Микеланджело соз-да-вал (обыч-но в ка-че-ст-ве по-дар-ков) са-мо-сто-ятельные ри-сун-ки, по сте-пе-ни за-кон-чен-но-сти на-по-ми-наю-щие стан-ко-вые про-из-ве-де-ния (порт-рет Ан-д-реа Ква-ра-те-зи, около 1532 года, «Па-де-ние Фа-это-на», около 1533 года, оба - Бри-тан-ский му-зей, и др.). Ран-ние ри-сун-ки име-ют яр-ко вы-ра-жен-ный скульп-тур-ный ха-рак-тер, чёт-ко про-ра-бо-тан-ный объ-ём и вы-ра-зительный кон-тур. Позд-ние ри-сун-ки Микеланджело (на-бро-сок к «По-ло-же-нию во гроб», 1555 год, Эш-мо-леан-ский му-зей, Окс-форд; «Рас-пя-тие», 1556 год, Бри-тан-ский му-зей, и др.) на-пол-не-ны глу-бо-ким ре-лигиозным чув-ст-вом, ок-ра-шен-ным скор-бью и от-ра-жаю-щим ду-шев-ные пе-ре-жи-ва-ния ху-дож-ни-ка в по-след-ние го-ды жиз-ни. Они ка-жут-ся бес-плот-ны-ми и воз-душ-ны-ми, в них Микеланджело от-ка-зы-ва-ет-ся от про-ра-бот-ки отдельных фи-гур и пе-ре-но-сит ак-цент на ком-по-зи-ци-он-ное це-лое.

Микеланджело - пер-вый ре-нес-санс-ный скульп-тор, чей творческий ме-тод ба-зи-ро-вал-ся на по-сле-до-ва-тель-ном ис-поль-зо-ва-нии 3-мер-ных под-го-то-вительных форм: от ма-лень-ких боц-цет-то (Ка-са-Буо-нар-ро-ти; Му-зей Вик-то-рии и Аль-бер-та, Лон-дон, и др.), иг-рав-ших роль скульп-тур-ных на-бро-сков и по-мо-гав-ших раз-ра-бо-тать за-мы-сел, до пол-но-мас-штаб-ных мо-де-лей, не-по-сред-ст-вен-но пред-ше-ст-вую-щих его во-пло-ще-нию (их при-ме-ра-ми мо-гут слу-жить торс «Реч-но-го бо-же-ст-ва», около 1524-1527 годов, для не-осу-ще-ст-в-лён-ной ста-туи в ка-пел-ле Ме-ди-чи, Ка-са-Буо-нар-ро-ти; вос-ко-вая мо-дель «Мо-ло-до-го ра-ба», 1516 год, Му-зей Вик-то-рии и Аль-бер-та).

По-сле смер-ти Микеланджело те-ло его бы-ло тай-но вы-ве-зе-но из Ри-ма и за-хо-ро-не-но во фло-рен-тий-ской церкви Сан-та-Кро-че.

Один из ве-ли-чай-ших творческих ге-ни-ев Ита-лии, Микеланджело об-ла-дал бес-при-мер-ной да-же для сво-его вре-ме-ни уни-вер-саль-но-стью ху-дожественных да-ро-ва-ний. Мно-гие ху-дож-ни-ки XVI и XVII веков в той или иной сте-пе-ни бы-ли за-тро-ну-ты его влия-ни-ем, ко-то-рое про-яви-лось в ко-пи-ро-ва-нии его про-из-ве-де-ний, пря-мом ци-ти-ро-ва-нии отдельных тем и мо-ти-вов, а так-же в под-ра-жа-нии его ма-не-ре. Био-гра-фии ху-дож-ни-ка, на-пи-сан-ные бо-го-тво-рив-ши-ми его А. Кон-ди-ви и Дж. Ва-за-ри (в «Жиз-не-опи-са-ни-ях…»), спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию на-стоя-ще-го куль-та Микеланджело, ко-то-рый был унас-ле-до-ван по-сле-дую-щи-ми эпо-ха-ми.

Ли-те-ра-тур-ное на-следие. К по-этическому твор-че-ст-ву Микеланджело об-ра-тил-ся около 1503 года и про-дол-жал пи-сать сти-хи до глу-бо-кой ста-рос-ти, соз-дал около 250 сти-хо-тво-ре-ний (при жиз-ни не из-да-ва-лись; пер-вое издание - 1623 год; пер-вое на-учное издание - 1960 год). В ран-них сти-хах Микеланджело (до 1534 года) до-ми-ни-ру-ет экс-пе-ри-мен-ти-ро-ва-ние в различных жан-рах (со-нет, мад-ри-гал, кан-цо-на, ка-пи-то-ло, стан-сы,сек-сти-ны и прочие) и сти-лях; по-эзия зре-ло-го пе-рио-да (1534-1547 годы) от-ме-че-на вы-ра-бот-кой ин-ди-ви-ду-аль-но-го по-этического язы-ка и ак-цен-том на ме-ди-та-тив-ной ли-ри-ке; позд-ние сти-хи (1547-1560 годы) но-сят поч-ти ис-клю-чи-тель-но ре-лигиозный ха-рак-тер. Не-ко-то-рая ше-ро-хо-ва-тость и за-тем-нён-ность ря-да сти-хо-тво-ре-ний Микеланджело, пе-ре-кли-каю-щие-ся с «не-за-кон-чен-но-стью» (non fi-nito) его скульп-тур-ных ше-дев-ров, от-ра-зи-ли смя-тен-ность и не-ис-то-вость его лич-но-сти. Микеланджело поч-ти не ин-те-ре-со-вал-ся со-вре-мен-ной ему по-эзи-ей (за ис-клю-че-ни-ем твор-че-ст-ва В. Ко-лон-ны), но хо-ро-шо знал Дан-те, под-ра-жал А. По-ли-циа-но и Ло-рен-цо Ме-ди-чи. Влия-ние Ф. Пет-рар-ки осо-бен-но ощу-ти-мо в позд-них сти-хах Микеланджело; од-на-ко, в от-ли-чие от боль-шин-ст-ва по-этов сво-его вре-ме-ни, Микеланджело не был скло-нен к по-верх-но-ст-ной ими-та-ции ма-не-ры Пет-рар-ки. Из-вест-ный со-нет Микеланджело «И вы-со-чай-ший ге-ний не при-ба-вит…» («Non ha l’ottimo artista alcun concetto…», ме-ж-ду 1538 и 1544 годами) от-час-ти пе-ре-кли-ка-ет-ся с ха-рак-тер-ным для тео-ре-ти-ков мань-е-риз-ма пред-став-ле-ни-ем о «внут-рен-нем ри-сун-ке» как про-об-ра-зе про-из-ве-де-ния.

Не толь-ко соб-ст-вен-но био-гра-фи-че-ский, но и не-со-мнен-ный литературный ин-те-рес пред-став-ля-ет эпи-сто-ля-рий Микеланджело (со-хра-ни-лось около 500 пи-сем и за-пи-сок, от-прав-лен-ных в 1496-1563 годах раз-ным кор-рес-пон-ден-там: род-ст-вен-ни-кам; по-ли-тическим дея-те-лям - па-пе Кли-мен-ту VII, французскому ко-ро-лю Фран-ци-ску I, гер-цо-гу Ко-зи-мо Ме-ди-чи; пи-сате-лям и ху-дож-ни-кам - П. Аре-ти-но, Дж. Ва-за-ри, Б. Чел-ли-ни). Оби-лие чис-то прак-тических, обы-ден-но-жи-тей-ских мо-ти-вов в эпи-сто-ля-рии Микеланджело со-че-та-ет-ся с ха-рак-тер-ной и для его по-эзии кон-цен-три-ро-ван-но-стью мыс-ли, уст-рем-лён-но-стью к су-ти ве-щей, на-пря-жён-но-дра-ма-тическим пе-ре-жи-ва-ни-ем бы-тия. Не-ис-то-вый тем-пе-ра-мент Микеланджело вы-ра-жа-ет се-бя в им-пуль-сив-но-сти из-ло-же-ния, не-при-гла-жен-ном ан-ти-ор-на-мен-таль-ном син-так-си-се, яв-ном тя-го-те-нии к про-сто-на-род-но-му язы-ку. В то же вре-мя две наи-бо-лее про-стран-ные под-бор-ки пи-сем Микеланджело - к В. Ко-лон-не и к мо-ло-до-му римскому ари-сто-кра-ту Том-ма-зо Ка-валь-е-ри (в по-след-них яв-но про-чи-ты-вает-ся пыл-кое лю-бов-ное чув-ст-во) - от-ме-че-ны бо-лее изы-скан-ным ри-то-рическим ре-ше-ни-ем.

На русском языке пись-ма Микеланджело пе-ре-во-ди-лись с 1914 года; сре-ди пе-ре-во-дчи-ков его по-эзии - Ф.И. Тют-чев, В.С. Со-ловь-ёв, В.И. Ива-нов, А.М. Эф-рос, А.Г. Най-ман, А.Б. Ма-хов, А.А. Воз-не-сен-ский, Е.М. Со-ло-но-вич. Ряд со-не-тов Микеланджело был по-ло-жен на му-зы-ку (С.И. Та-не-ев, Н.Я. Мяс-ков-ский, Б. Брит-тен, Д.Д. Шос-та-ко-вич).

Сочинения:

Le lettere. Pubblicate coi Ricordi ed i cont-ratti artistici / Per cura di G. Milanesi. Fi-renze, 1875;

Пе-ре-пис-ка Ми-кель-Анд-же-ло Буо-нар-ро-ти и жизнь мас-те-ра, на-пи-сан-ная его уче-ни-ком А. Кон-ди-ви. СПб., 1914;

Il carteggio. Firenze, 1965-1983. Vol. 1-5;

Complete poems and selected letters. Princeton, 1980;

По-эзия. Пись-ма. Су-ж-де-ния со-вре-мен-ни-ков. М., 1983;

По-эзия. М., 1992;

Lettere. Pisa; Firenze, 1994. Vol. 1-2;

Тво-рец: ри-сун-ки и сти-хо-тво-ре-ния / Пер. А. Эф-ро-са. М., 2001;

Rime. Mil., 2006;

Пись-ма. По-эзия. СПб., 2010.

Дополнительная литература:

Mariani V. Poesia di Michelangelo. Ro-ma, 1940;

Redig de Campos D., Biagetti B. Il Giudizio universale di Michelangelo. Roma, 1944. Vol. 1-2;

Tolnay Ch. de. Michelangelo. 2nd ed. Princeton, 1947-1971. Vol. 1-5;

idem. Corpus dei disegni di Michelangelo. Novara, 1975-1980. Vol. 1-4;

Michelangiolo architetto / A cura di P. Portoghesi, B. Zevi. Torino, 1964;

Ро-тен-берг Е.И. Ми-ке-ланд-же-ло. М., 1964;

Clements R.J. The poetry of Michelangelo. N. Y., 1965;

Weinberger M. Michelangelo the sculptor. L.; N. Y., 1967. Vol. 1-2;

Hartt F. Mi-chelangelo: the complete sculpture. N. Y., 1968;

idem. The drawings of Michelangelo. N. Y., 1970;

idem. Michelangelo. N. Y., 2004;

Ва-за-ри Дж. Жиз-не-опи-са-ния зна-ме-ни-тых жи-во-пис-цев, вая-те-лей и зод-чих / Пер. А. Ве-не-дик-то-ва, А.Г. Габ-ри-чев-ско-го. М., 1971. Т. 5;

Ла-за-рев В.Н. Ми-ке-ланд-же-ло // Ла-за-рев В.Н. Ста-рые италь-ян-ские мас-те-ра. М., 1972;

Girardi E.N. Studi su Michelangelo scrittore. Firenze, 1974;

Binni W. Michelangelo scrittore. Tori-no, 1975;

Montale E. Michelangelo poeta. Bologna, 1976;

Ми-ке-ланд-же-ло и его вре-мя. Сб. ст. М., 1978;

Michelangelo pittore / A cura di P. de Vecchi. Mil., 1984;

Да-жи-на В.Д. Ми-ке-ланд-же-ло. Ри-су-нок в его твор-че-ст-ве. М., 1986; она же. «Страш-ный суд» Ми-ке-ланд-же-ло. Про-бле-мы ин-тер-пре-та-ции // Во-про-сы ис-кус-ст-во-зна-ния. 1996. № 1;

Ackerman J.S. L’architettura di Mi-chelangelo. Torino, 1988;

Hirst M. Michelan-gelo and his drawings. New Haven; L., 1988;

Cambon G. La poesia di Michelangelo. Torino, 1991;

Ал-па-тов М.В. По-эзия Ми-ке-ланд-же-ло // По-эзия Ми-ке-ланд-же-ло. М., 1992;

Эф-рос А.М. По-эзия Ми-ке-ланд-же-ло // Там же; Michelangelo drawings / Ed. C. H. Smyth. Wash.; L., 1992;; ; .




Top