Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. Тема великой отечественной войны в русской литературе

  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.

    Литература военных лет 1941-1945 гг. Публицистика.

    Главная слабость публицистики военных лет: она была слишком «одномерная» и слишком «с надрывом», даже в наиболее живых статьях. В этой публицистике захлебнулись самые сильные творческие порывы 40-х. Высокий риторический стиль. Заголовки: «Только победа и жизнь!» А. Толстого; «Мы выстоим!» И. Эренбурга.

    Лучшее: М. Шолохов «По пути к фронту »: «Мне, жителю почти безлесных донских степей, чужда природа Смоленской области. Я с интересом слежу за разворачивающимися пейзажами. По сторонам дороги зеленой стеной стоят сосновые леса. От них веет прохладой и крепким смолистым запахом. Там, в лесной гущине, полутемно даже днем, и что-то зловещее есть в сумеречной тишине, и недоброй кажется мне эта земля». «Люди красной армии» : Разведчик внимательно рассматривает меня коричневыми острыми глазами, улыбаясь, говорит: «Первый раз вижу живого писателя. Читал ваши книги, видел портреты разных писателей, а вот живого писателя вижу впервые». Я с не меньшим интересом смотрю на человека, шестнадцать раз ходившего в тыл к немцам, ежедневно рискующего жизнью, безупречно смелого и находчивого. Представителя этой военной профессии я тоже встречаю впервые». «Письмо американским друзьям». Немного наивно, но очень, очень хорошо. А. Платонов. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. американским друзьям». Немного наивно, но очень, очень хорошо. Очерки: «Никодим Максимов» : «Никодим Максимов улыбнулся: стоял-стоял свет и достоялся, люди государствами детей пугают. Солдат начинается с думы об отечестве. Где ж ты сообразил правду такую или услыхал, что ль, от кого ее?.. На войне, Иван Ефимович, ученье скорое бывает... Я ведь не особый какой человек, а так - живу и думаю». «Девушка Роза»: «Кто видел Розу, тот говорил, что она была красива собою и настолько хороша, словно ее нарочно выдумали тоскующие, грустные люди себе на радость и утешение. она уже была однажды на расстреле, и после расстрела она пала на землю, но осталась живой; поверх ее тела положили трупы других павших людей, потом обложили мертвых соломой, облили бензином и предали умерших сожжению; Роза не была тогда мертва, две пули лишь неопасно повредили кожу на ее теле, и она, укрытая сверху мертвыми, не сотлела в огне, она убереглась и опамятовалась, а в сумрачное время ночи выбралась из-под мертвых и ушла на волю через развалины тюремной ограды, обрушенной авиабомбой. Но днем Розу опять взяли в городе фашисты и отвели в тюрьму. И она опять стала жить в заключении, вторично ожидая свою смерть».

    Проза в годы ВОВ

    1942 год – повесть Василия Гроссмана «Народ бессмертен». В августе 1941 года гибель Гомеля. Повесть В. Василевской «Радуга» - женские образы. Повесть В. Горбатова «Непокоренные» - оккупированная территория. Романтико-патетический стиль. Л. Леонов повесть «Взятие Великошумска» (1944). Первым завершенным романом о ВОВ стал роман Фадеева «Молодая гвардия» (1945). Исторические романы развивали патриотические идеи. А. Бек «Волоколамского шоссе» (1943-1944). Психологическое состояние героев, их взаимоотношения. Формирование в условиях войны личности человека. М. Шолохов, отрывки романа «Они сражались за Родину». Война глазами простого русского солдата.

    К. Воробьев «Это мы, Господи!» Над повестью он работал еще на войне. В 1943 году его партизанская группа вынуждена была укрыться в подполье, он сидел на чердаке дома в Шяуляе и торопился оставить людям свою память о пережитом в фашистских лагерях. Лейтенант Сергей Костров. Три года - из лагеря в лагерь, из плена в плен - таковы молодые годы Сергея. Много пришлось пережить главному герою повести и его окружению. Был в плену у немцев, бежал, опять поймали, отвезли в концлагерь. «Жуткой тишиной полнится барак. Редко кто обращается шепотом к товарищу с просьбой, вопросом. Лексикон обреченных состоял из десяти-двадцати слов. Только потом узнал Сергей, что это была мучительная попытка людей экономить силы. Так же строго расходовались движения. Тридцать медленных шагов в день считалось нормой полезной прогулки». В “Долине смерти” создали немцы непревзойденную систему поддержания людей в полумертвом состоянии. Не так мечтал умереть Сергей. Не случайно эпиграфом к повести взяты строки из “Слова о полку Игореве”: “Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонену!” Герой думает о смерти: “... он тогда же понял, что, в сущности, не боится ее, только... только умереть хотелось красиво!” Если смерть, то смерть, достойная человека. Написав в 1943-м "Это мы, Господи!» Евгений Носов: «Повесть невозможно читать залпом: написанная сразу после фашистского плена, она кровоточит каждой своей строкой. Писать обнаженную правду. Голос мальчика в плену: «Шесть верст до дому…Знала б мама…принесла бы картошки вареной». Белый пуховый носок, полный вшей. Семнадцать ломтиков хлеба, которые отдавали ребенку литовской заключенной. Повесть так и осталась в редакционном архиве, конечно, не из-за того, что была не закончена, а, скорее всего, потому, что судьба побывавших в плену, хотя бы даже не по собственной вине, долго оставалась запретной темой в литературе.

    Некрасов «В окопах Сталинграда» (1946) . С началом Отечественной войны Некрасов уходит на фронт, пройдя путь от Ростова до Сталинграда. Был инженером саперных войск, командовал батальоном. Пришел в литературу после войны. Появление в журнале «Знамя» повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Литературная общественность была в растерянности: автор – простой офицер, никому неизвестный, в самой повести нет ни слова о партит и всего несколько упоминаний о Сталине. Кто-то сказал сталинградцу Некрасову, что у него «кишка тонка» писать о Сталинграде). Но повесть Некрасова обращала на себя внимание и запоминалась самой темой, сдержанностью тона, за которой скрывалась глубокая боль, и правдивым рассказом об одном из самых главных сражений войны. Некрасов: «Но войне никогда ничего не видишь кроме того, что у тебя под самым носом творится». Повесть во многом автобиографична. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - лейтенант Юрий Керженцев, как и Некрасов, уроженец Киева, окончил архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапером. Книга, прежде всего, о тех, кто сумел выстоять и победить, – о людях. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация расставляет все на свои места. Некрасов говорит о смерти всякий раз с болью от ее повседневной обыденности. Некрасов опровергает мнение, что на войне привыкают к страху смерти: известный момент, как у умершего на губе еще дымился окурок. Некрасов говорил, что это было самое страшное из всего, что он видел до и после на войне. Спасение от ужасов войны Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни. Война стала границей между тем, что было и тем, что есть. Сегодня – горечь отступлений, потерь, окопы, смерть. А в прошлом «аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками», «большие молочно-белые фонари», «столетние вязы дворцового сада», «Днепр, синие дали, громадное небо». На войне – всюду цвет серой пыли. События Сталинградского сражения Некрасов описывает так, как он сам видел, не приукрашивая: «Опять стреляем. Пулемет трясется, как в лихорадке. Впереди противная серая земля. Только один, корявый, точно рука с подагрическими пальцами, кустик. Потом и он исчезает – пулемет срезает». Сжатое время. Керженцев часто удивляется, что в минуты он проживает года. Герои. Все люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает. Сам Некрасов только однажды пытается ответить на этот вопрос: «На других мы с вами полагались». Керженцев: «Руганью делу не поможешь». Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграде. Повести присуждена Сталинская премия. Повесть «В родном городе». Опубликована в «Знамени». Через год после публикации повести журнал «Знамя» разгромили: сняли главного редактора В. Вишневского, приложили повесть Казакевича. Некрасова позже стали печатать за рубежом, его за это исключили из партии. Отняли, сволочи, медаль «За оборону Сталинграда». С 1974 года Некрасов поселился в Париже. Умер в 1987 году. Тема Сталинграда была также исследована в творчестве В. Гроссмана (За правое дело), К. Симонова (Солдатами не рождаются), Ю. Бондарева (Горячий снег) и др. После Некрасова – целый поток «лейтенантской прозы»: в литературу пришли Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков. Они, как и Некрасов, знали войну на личном опыте. Их поколение открыло новый тип героя. Их интересовал процесс становления характера в трагических обстоятельствах войны. Исповедальная интонация авторов. Моральный аспект – главный. Бондарев: «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», «Журавлиный крик» В. Быкова, «Убиты под Москвой» Воробьева, «Иван», «Зося», «В августе сорок четвертого» Богомолова. Андрей Платонов. Проза. Рассказы. «Одухотворенные люди». Платонов в своей военной прозе публицистики не чуждался. Но она была очень далека от плаката. Его современники так часто стремились писать о «высоких идеях», а получалось только «о земном». Он писал, в сущности, о земном - и вышел совсем в иные пространства. Первый рассказ о войне Платонов написал еще до фронта, в эвакуации. Потом он стал корреспондентом на фронте. Его задачи: «Изображать то, что в сущности, убито, - не одни тела. Великая картина жизни и погибших душ, возможностей. Дается мир, каков бы он был при деятельности погибших, - лучший мир, чем действительный: вот что погибает на войне». «Возвращение».

    Поэзия. Военная лирика 1941-1945 гг.

    Важно, что поэты военного времени не наблюдали за войной со стороны, а жили ею. Конечно, мера их личного участия в войне была разной. Например, Юлия Друнина в 1941 году добровольцем ушла на фронт и воевала до победы. Одни поэты и писатели были на войне рядовыми и офицерами в армии. Другие – военными корреспондентами, третьи – участниками каких-то отдельных событий. Поэзия во время войны объединяла людей, делала большое дело. Сурков писал, что «никогда за всю историю поэзии не устанавливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущими и читающими, как в дни Отечественной войны». Николай Чуковский вспоминал, что во время осады Ленинград жил напряженно-духовной жизнью. Там удивительно много читали. Везде читали. И очень много писали стихов. Стихи вдруг приобрели необычайную важность, и писали их даже те, кому в обычное время не пришло бы в голову это делать. Особая потребность в стихах во время бедствий. Как род литературы поэзия в военное время заняла главенствующее положение. Тихонов: «Стих получил особе преимущество: писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение». Поэзия военных лет – поэзия необычайной интенсивности. В годы войны активизировались многие ее жанры. Сейчас нас интересует лирика. Лирическая поэзия военного времени отразила жажду человечности. Разлука с близкими, с любимыми, испытания на войне, - все это ожесточало людей и хотелось человечности, любви, верности. Вот известное стихотворение К. Симонова «Жди меня» (1941). Его печатали в разных фронтовых газетах, отправляли друг другу в письмах. Благодаря этому стихотворению ожил жанр стихотворного послания.

    Поэзия Твардовского лирична, лиризм даже признан основой его дарования. Конечно, свободнее это качество проявляется в поэмах, чем в отдельных стихотворениях. С этим, возможно, и связано тяготение Твардовского в общем к жанру поэмы. В годы войны – тема малой (Смоленщины) и большой родины . В войну память о родном доме становилась неотступной и близкой каждому, где бы он ни находился. Тема малой родины всегда связан с темой большой родины – всей России. Родина – всегда протяженность, всегда путь, дорога (О Родине, Не хожен путь). Стихи, посвященные жестокой памяти о войне . Самое впечатляющее, конечно, «Я убит подо Ржевом» (1945-46). Это стихотворение должно было войти в «книгу про бойца» (В.Т.), - в авторском плане во 2 части значилось: «песня устами бойца, убитого в первые дни войны». Но в поэму это стихотворение не вошло, и стало отдельным стихотворением, звучащим от имени павшего воина. Все, что мог бы сказать убитый на войне солдат, если бы мог говорить. «В тот день, когда окончилась война». Стихотворение написано от имени тех, кто остался в живых. Грусть о том, как уходят погибшие друзья. Этот мотив постоянен в лирике Твардовского. Еще через 20 лет он будет в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины». Военной теме посвящена часть сборника «Последние стихи» (1952). Победа на войне, вера в силы и возможности народа. Тема литературного творчества . «Я это знаю лучше всех на свете – живых и мертвых, знаю только я». Никто не скажет так, как скажет он сам. «Слово о словах». Конец 50 гг. Оттепель. Философская тематика . «Не знаю, как бы я любил». «Ты и я». «О сущем».

    Тема материнской любви и любви сына к матери прошла через все его творчество, и в последних стихах – цикл «Памяти матери». Сознание с достоинством прожитой жизни – «На днем моей жизни».

    М.В. Исаковский (1900-1973). Родился в крестьянской семье на Смоленщине. Лит. деятельность его началась в газете города Ельня (недалеко от Смоленска). Сам он считает началом своего поэтического творчества 1924 год, хотя стихи начал писать очень рано. Первый сборник Исаковского «Провода в соломе» вышел в 1927 году. Сборник был замечен Горьким : «Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью». Исаковский в русской поэзии – один из прямых последователей Николая Некрасова. Исаковский тоже поэт не крестьянский, а народный. Исаковский работал во многих жанрах, но особого успеха добился в лирике, в песенном жанре. Его стихи: Катюша, Прощание, Огонек, Летят перелетные птицы и т.д. Замечание Твардовского о его песнях: «Слова песен Исаковского – это стихи, имеющие самостоятельное значение и звучание, живой поэтический организм, сам собой предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский – не автор текстов и не поэт-песенник; он поэт, стихам которого изначально присуще начало песенности, а это всегда было одной из важных черт русской лирики». Сам Исаковский считал, что нужно уметь даже о самых сложных вещах говорить самыми обыкновенными словами и фразами – обыкновенными, но в то же время емкими, точными, красочными, поэтически убедительными. Кажется, что главная причина успеха и всеобщей любви к его творчеству – полное слияние мыслей и чувств поэта и народа. В лесу прифронтовом, Ой, туманы мои. В послевоенные годы Исаковский стал много работать как переводчик. Чаще всего переводил украинских и белорусских поэтов Купалу, Шевченко, Украинку.

    Проза о Великой Отечественной. Ее начало лежит в 1941-м. Последние произведения, похоже, еще не дописаны. И все же век на исходе. И «переоценка ценностей» - вечная неизбежность. То, над чем плакали предки, потомкам часто кажется фальшивым и неискренним. Зато вещи, замеченные лишь «вскользь», вдруг становятся нужными спустя полвека или век. Современники прозу о войне привычно делили по устоявшимся рубрикам (вот что писали прозаики старшего поколения, бывшие на фронте в роли военкоров, вот проза тех, кто прошел войну почти мальчишкой, - или, если «переключить регистр»: вот «панорамный» роман, вот повесть, рассказ, очерк...). Время «укрупняет» видение и заставляет смотреть иными глазами: что сказали нам 40-е годы, что 50-е, что 60-е - и далее, далее, шагая десятилетиями. И в каждые десять лет найти самое главное, без чего русскую литературу ХХ века просто нельзя представить.

    Проза 40-х. Без публицистического нажима не могла обойтись проза военного времени. И потому так быстро «уставали» и выцветали со временем не только «Радуга» Василевской или «Непокоренные» Горбатова, но и «Взятие Великошумска», и «Рассказы Ивана Сударева», и «Дни и ночи», и сразу, «по горячим следам» вписанная в «современную классику» и тут же отправленная «на доработку» «Молодая гвардия». Выразительные куски, и чудовищные провалы, старательно зачисленные историками литературы того времени в «художественное своеобразие романа Александра Фадеева», - десятки, сотни страниц, писанные по-газетному («Особенностью Лютикова, как и вообще этого типа руководителей...») и временами напоминающими стиль доноса («Из всех людей, населявших город Краснодон, Игнат Фомин был самым страшным человеком, страшным особенно потому, что он уже давно не был человеком»). И хоть еще сейчас существуют лучшие страницы «Волоколамского шоссе» А.Бека, хоть появилась в 1943-м на свет воробьевская повесть «Это мы, Господи!», предвосхитившая всю «лейтенантскую прозу», хоть начал публикацию отрывков своего военного романа Михаил Шолохов, все же главная проза о войне в 40-е написана Андреем Платоновым.

    Песенная лирика.

    Алексей Фатьянов. "Русской песни запевала и ее мастеровой" - так охарактеризовал его Ярослав Смеляков. Родом Алексей Иванович из деревни Малое Петрино, что на Владимирщине. Многое он взял от природной красоты здешних мест. Тут легко и безошибочно угадываются истоки его песенно-поэтического дара. В конце двадцатых семья Фатьяновых перебирается в Подмосковье. Фатьянов становится студийцем театральной школы им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии. Вскоре вводится в спектакли. А в 1938-1939 годах уже гастролирует с театром по стране (вплоть до Дальнего Востока). С 1940 года он служил в ансамбле Орловского военного округа. Был дипломированным актером. В эти же годы он начинает много писать, публикует свои первые очерки и стихи в орловской областной "Молодежке", становится ее постоянным корреспондентом. В июне 1941 года ансамбль оказывается в авиагарнизоне под Брянском. Здесь его и застала война. Уже первые дни определили ратное место рядового Фатьянова. Помимо двух-трех ежедневных выступлений перед бойцами ему приходится писать злободневные, сатирические частушки и сценки, поэмы и песни. Фатьянов неоднократно обращается к командованию с просьбой отпустить его на фронт. Но во всех просьбах ему было отказано. Впрочем, и отпускать-то по большому счету было некуда: ансамбль и без того являлся фронтовым. Почему именно его песни зазвучали по всем фронтам? Все в них ясно и понятно: что надо защищать, за кого сражаться и с каким настроем идти в бой. Да и вообще после его песен кажется, что русские выигрывают войны только тогда, когда защищают свое и своих. И уж тут они побеждают всех и всегда. Со многими композиторами довелось работать Алексею Фатьянову. Самые известные его песни написаны с Василием Соловьевым-Седым: "Давно мы дома не были", "Где ж ты, мой сад?", "Потому что мы пилоты", "Золотые огоньки", "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", "Поет гармонь над Вологдой", "Дорога-дорога". В самый разгар войны, в 1942-м, в том же содружестве рождается одна из самых "главных" и популярных, как на фронте, так и в тылу, песен Великой Отечественной войны - "Соловьи".

    3. Композиционная роль деталей (подробностей) в произведениях художественной словесности Внимание к деталям от тенденции к максимально точному соотнесению слова с явлением действительности. Использование деталей – один из приемов построения художественного текста. Как всякий прием, он может быть удачным и неудачным. Неудачны те детали, которые загромождают текст и не несут смысловой, эстетической нагрузки.

    Подлинно художественная деталь изображает общее в частном, конкретном, и в этом смысле она всегда образна. У Пушкина много точнейших подробностей, найденных безошибочно, отобранных из действительности. Клейкие листочки. Чехов – оригинальные детали. Толстый и тонкий. Чем от кого пахло.

    По композиционной роли детали можно разделить на два основных вида:

    1) Описательные детали , - изображающие, рисующие картину, обстановку, характер

    в данный момент. Наверху: Чехов и Пушкин. 2) Повествовательные детали, - указывающие на движение, изменение картины, обстановки, характера. Ружье, которое выстрелит. Повествовательные детали обязательно повторяются в тексте, как минимум дважды, появляются нередко в измененном виде в разных эпизодах повествовании. подчеркивая развитие сюжета.

    Билет 24

    Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

    Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

    Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мы прожили как люди, и для людей».

    Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

    О, книга! Друг заветный!

    Ты в вещмешке бойца

    Прошла весь путь победный

    До самого конца.

    Твоя большая правда

    Вела нас за собой.

    Ходили вместе в бой.

    Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

    Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

    Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

    В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

    Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:

    Впору поднять десяти поколеньям

    Тяжесть, которую подняли мы.

    (писал в своих стихах А. Сурков)

    Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

    В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

    В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

    Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

    По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".

    Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

    Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

    В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

    В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия. В произведении мы видим стремле­ние автора не только воплотить личные воспо­минания о войне, но и попытаться психологиче­ски мотивировать поступки человека, исследо­вать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое ис­пытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жес­токостью войны. Это была одна из первых попы­ток психологического осмысления подвига наро­да.

    Война стала для всех большой бедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть, «она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный чело­век, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны - кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­бые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

    Читая повесть, чувствуешь веру автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

    В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не от­ступил от правды, рассказал о том жестоком и тя­желом времени честно и талантливо. Герой повес­ти В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих - и будь здоров».

    Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Саш­ка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие чело­веческие качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок - об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных мо­ментов повести - отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фаши­сты».

    В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужества, патрио­тизм, стремление к подвигу, трудолюбие, вынос­ливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем - способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка пони­мал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на хо­ду, в боях идет по самой Сашкиной жизни. "Пони­мал и ворчал, как и другие, но не обезверил и де­лал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал».

    «История Сашки - это история человека, ока­завшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдат­ской», - писал о герое Кондратьева К. М. Симо­нов.

    Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.

    Использованная литература:

    Ø История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970 Ø Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

    Ø Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000


    Очерки истории советского книгоиздательства. М., 1952, с. 233. 16. Васильев В.И. Издательско-полиграфический комплекс и издательский репертуар Академии наук в годы войны. - Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.,1996, с. 221-235; его же. К периодизации истории отечественного академического книгоиздания: издательский репертуар периода Великой Отечественной войн

    Выехать в Польшу . Основная часть из оставшихся в СССР бывших польских граждан была реэвакуирована в европейскую часть страны. Подводя итоги, отметим, что межнациональные отношения в тыловых районах СССР в годы Великой Отечественной войны нельзя определить как однозначно позитивные: в них имелись сложности и противоречия. Причинами негативных явлений в этой сфере, на мой взгляд, являлись...

    Жизненно необходимое продовольствие, материалы, воинские грузы и эвакуируя население и оборудование промышленных предприятий осажденного города. Подвиги балтийских моряков в Великой Отечественной войне неоднократно отмечались боевыми наградами. Морской торговый флот в военных операциях на Чёрном и Азовском морях. С момента вторжения и начала наступления немецко-фашистских войск на юге нашей...

    Бурнштейн, профессор А.И. Крупских, кандидат медицинских наук Л.Я. Шостак. М.И. Буковский (1908 – 1972) – заслуженный врач РСФСР. 40 лет работал в Тамбове организатором здравоохранения. В годы Великой Отечественной войны М.И. Буковский – майор медицинской службы – был начальником полевого госпиталя, затем начальником эвакогоспиталя в Тамбове. А.Е. Мещеряков « 1898 – 1975» – один из...

    В литературе широко освещалась, особенно в советское время, так как многие авторы делились личным опытом и сами пережили все описываемые ужасы вместе с простыми солдатами. Поэтому неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы ознаменовались написанием целого ряда произведений, посвященных подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть о них, ибо они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем. Мы предлагаем вашему вниманию список лучших книг, посвященных Великой Отечественной войне, которые стоит читать и перечитывать.

    Василь Быков

    Василь Быков (книги представлены ниже) - выдающийся советский писатель, общественный деятель и участник ВОВ. Наверное, один из самых известных авторов военных романов. Быков писал преимущественно о человека во время самых суровых испытаний, выпадающих на его долю, и о героизме простых солдат. Василь Владимирович воспевал в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Ниже мы рассмотрим самые известные романы этого автора: «Сотников», «Обелиск» и «Дожить до рассвета».

    «Сотников»

    Повесть была написана в 1968 году. Это еще один пример того, как описывалась в художественной литературе. Изначально произволение носило название «Ликвидация», а основой сюжета стала встреча автора с бывшим однополчанином, которого он считал погибшим. В 1976 году на основе этой книги был снят фильм «Восхождение».

    Повесть рассказывает о партизанском отряде, который сильно нуждается в провизии и медикаментах. За припасами отправляют Рыбака и интеллигента Сотникова, который болен, но вызывается идти, так как больше добровольцев не нашлось. Долгие блуждания и поиски приводят партизан в деревеньку Лясины, здесь они немного отдыхают и получают тушку овцы. Теперь можно возвращаться обратно. Но на обратном пути они натыкают на отряд полицаев. Сотников оказывается серьезно ранен. Теперь Рыбак должен спасти жизнь своему товарищу и принести обещанный провиант в лагерь. Однако это ему не удается, и вдвоем они попадают в руки немцев.

    «Обелиск»

    Множество написал Василь Быков. Книги писателя очень часто экранизировались. Одной из таких книг стала повесть «Обелиск». Произведение строится по типу «рассказ в рассказе» и носит ярко выраженный героический характер.

    Герой повести, чье имя так и остается неизвестным, приезжает на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя. На поминках все вспоминают умершего добрым словом, но тут заходит речь о Морозе, и все замолкают. По дороге домой герой расспрашивает своего попутчика, какие отношение какой-то Мороз имеет к Миклашевичу. Тогда ему рассказывают, что Мороз был учителем покойного. Он относился к детям как к родным, заботился о них, а Миклашевича, которого притеснял отец, взял жить к себе. Когда началась война, Мороз помогал партизанам. Деревня оказалась оккупирована полицаями. Однажды его ученики, в том числе и Миклашевич, подпилили опоры моста, и шеф полиции вместе с подручными оказался в воде. Мальчишек поймали. Мороз, бежавший к тому времени к партизанам, сдался, чтобы освободить учеников. Но фашисты решили повесить и детей, и их учителя. Перед казнью Мороз помог Миклашевичу бежать. Остальных же повесили.

    «Дожить до рассвета»

    Повесть 1972 года. Как можно заметить, Великая Отечественная война в литературе продолжает быть актуальной и по прошествии десятилетий. Это подтверждает и то, что за эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Изначально повесть была написана на белорусском языке, а лишь затем переведена на русский.

    Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта - на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача - взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне.

    В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.

    «А зори здесь тихие…»

    Произведение советского и русского писателя Бориса Львовича Васильева. Одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев написал в 1969 году. Произведение основано на реальных событиях: во время войны солдаты, служащие на Кировской железной дороге, помешали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно. В живых после жестокого боя остался только командир советской группы, который был награжден медалью «За боевые заслуги».

    «А зори здесь тихие…» (Борис Васильев) - книга, описывающая 171-й разъезд в карельской глуши. Здесь находится расчет зенитных установок. Солдаты, не зная, что делать, начинают пьянствовать и бездельничать. Тогда Федор Васков, комендант разъезда, просит «прислать непьющих». Командование отправляет к нему два отделения девушек-зенитчиц. И как-то одна из новоприбывших замечает в лесу немецких диверсантов.

    Васков осознает, что немцы хотят пробраться к стратегическим объектам и понимает, что их необходимо перехватить здесь. Для этого он собирает отряд из 5 зенитчиц и ведет их к Синюхиной гряде через топи одному ему ведомой тропой. В ходе похода выясняется, что немцев 16 человек, поэтому он отправляет за подкреплением одну из девушек, а сам преследует врага. Однако девушка не доходит до своих и погибает на болотах. Васкову приходится вступить с немцами в неравный бой, и в результате гибнут оставшиеся с ним четыре девушки. Но все же коменданту удается захватить врагов, и он отводит их в расположение советских войск.

    В повести описывается подвиг человека, который сам принимает решение противостоять врагу и не позволить ему безнаказанно ходить по родной земле. Без приказа начальства главный герой сам отправляется в сражение и берет с собой 5 добровольцев - девушки вызвались сами.

    «Завтра была война»

    Книга является своеобразной биографией автора этого произведения, Бориса Львовича Васильева. Повесть начинается с того, что писатель рассказываем о своем детстве, о том, что родился в Смоленске, отец его был командиром Красной армии. И прежде чем стать в этом жизни хоть кем-то, выбрать свою профессию и определиться с местом в обществе, Васильев стал солдатом, как и многие его сверстники.

    «Завтра была война» - произведение о предвоенном времени. Главные его герои - совсем еще юные ученики 9-го класса, в книге рассказывается об их взрослении, любви и дружбе, идеалистической молодости, которая оказалась слишком короткой из-за начавшейся войны. В произведении рассказывается о первом серьезном противостоянии и выборе, о крушении надежд, о неизбежном взрослении. И все это на фоне нависшей тягостной угрозы, которую невозможно остановить или избегнуть. И уже через год эти мальчики и девочки окажутся в пекле жестокого сражения, в котором многим из них суждено сгореть. Однако за свою короткую жизнь они узнают, что такое честь, долг, дружба и истина.

    «Горячий снег»

    Роман писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. Великая Отечественная война в литературе этого писателя представлена особенно широко и стала основным мотивом всего его творчества. Но самым известным произведением Бондарева является именно роман «Горячий снег», написанный в 1970 году. Действие произведения разворачивается в декабре 1942 года под Сталинградом. Основан роман на реальных событиях - попытке немецкой армии деблокировать шестую армию Паулюса, окруженную под Сталинградом. Это сражение стало решающим в битве за Сталинград. Книга была экранизирована Г. Егиазаровым.

    Роман начинается с того, что двум артиллерийским взводам под командованием Давлатяна и Кузнецова предстоит закрепиться на реке Мышкова, а затем сдержать наступление немецких танков, спешащих на выручку армии Паулюса.

    После первой волны наступления от взвода лейтенанта Кузнецова остается одно орудие и три бойца. Тем не менее солдаты еще в течении суток продолжают отражать натиск врагов.

    «Судьба человека»

    «Судьба человека» - школьное произведение, которое изучается в рамках темы «Великая Отечественная война в литературе». Рассказ написал знаменитый советский писатель Михаил Шолохов в 1957 году.

    В произведении описывается жизнь простого шофера Андрея Соколова, которому пришлось покинуть семью и родной дом с началом Великой Отечественной войны. Однако не успел герой попасть на фронт, как он тут же получает ранение и оказывается в нацистском плену, а затем и в концлагерь. Благодаря своему мужеству Соколову удается пережить плен, а уже в конце войны удается бежать. Попав к своим, он получает отпуск и отправляется на малую родину, где узнает, что семья его погибла, в живых остался только сын, который ушел на войну. Андрей возвращается на фронт и узнает, что его сын был застрелен снайпером в последний день войны. Однако это еще не конец истории героя, Шолохов показывает, что, даже потеряв все, можно найти новую надежду и обрести силы для того, чтобы жить дальше.

    «Брестская крепость»

    Книга известного и журналиста была написана в 1954 году. За это произведение автор был удостоен в 1964 году Ленинской премии. И это неудивительно, ведь книга представляет собой результат десятилетней работы Смирнова над историей обороны Брестской крепости.

    Произведение «Брестская крепость» (Сергей Смирнов) - сама часть истории. Писать буквально по крупицам собирал сведения о защитниках, желая, чтобы их добрые имена и честь не были забыты. Многие из героев оказались в плену, за что после окончания войны они были осуждены. И их желал защитить Смирнов. В книге множество воспоминаний и свидетельств участников сражений, что наполняет книгу истинным трагизмом, полным мужественных и решительных поступков.

    «Живые и мертвые»

    Великая Отечественная война в литературе 20 века описывает жизнь простых людей, которые по воле судьбы оказались героями и предателями. Это жестокое время многих перемололо, и лишь единицам удалось проскользнуть между жерновами истории.

    «Живые и мертвые» - первая книга знаменитой одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова. Вторые две части эпопеи называются «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Первая часть трилогии была опубликована в 1959 году.

    Многие критики считают произведение одним из ярчайших и талантливейших примеров описания Великая Отечественная война в литературе 20 века. При этом роман-эпопея не является историографическим произведением или хроникой войны. Персонажи книги - вымышленные люди, хотя и обладающие определенными прототипами.

    «У войны - не женское лицо»

    Литература, посвященная Великой Отечественной войне, обычно описывает подвиги мужчин, подчас забывая о том, что и женщины внесли свой вклад в общую победу. Но книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич, можно сказать, восстанавливает историческую справедливость. Писательница собрала в своем произведении рассказы тех женщин, что принимали участие в Великой Отечественной. Названием книги стали первые строки романа «Война под крышами» А. Адамовича.

    «В списках не значится»

    Еще одна повесть, темой которой стала Великая Отечественная война. В советской литературе Борис Васильев, о котором мы уже упоминали выше, был довольно известен. Но известность эту он получил как раз благодаря своим военным произведением, одним из которых и является повесть «В списках не значится».

    Книга была написана в 1974 году. Действие ее происходит в самом в Брестской крепости, осаждаемой фашистскими захватчиками. Лейтенант Николай Плужников, главный герой произведения, перед началом войны попадает в эту крепость - он прибывал в ночь с 21 на 22 июня. И на рассвете уже начинается бой. У Николая есть возможность уйти отсюда, так как его имени нет ни в одном воинском списке, однако решается остаться и защищать свою родину до конца.

    «Бабий яр»

    Документальный роман «Бабий яр» Анатолий Кузнецов опубликовал в 1965 году. Произведение основано на детских воспоминаниях автора, который во время войны оказался на оккупированной немцами территории.

    Роман начинается с небольшого авторского предисловия, краткой вступительной главы и нескольких глав, которые объединены в три части. В первой части рассказывается о выводе из Киева отступающих советских войск, крахе Юго-Западного фронта и начале оккупации. Также сюда были включены сцены расстрела евреев, взрывов Киево-Печерской Лавры и Крещатика.

    Вторая часть полностью посвящена оккупационной жизни 1941-1943 годов, угонам русских и украинцев в качестве рабочих в Германию, о голоде, о подпольном производстве, об украинских националистах. Заключительная часть романа повествует об освобождении украинской земли от немецких оккупантов, бегстве полицаев, сражении за город, о восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра.

    «Повесть о настоящем человеке»

    Литература про Великую Отечественную войну включает и произведение еще одного русского писателя, прошедшего войну в качестве военного журналиста, Бориса Полевого. Повесть написана в 1946 году, то есть практически сразу после окончания военных действий.

    В основе сюжета - событие из жизни военного летчика СССР Алексея Мересьева. Его прототипом стал реальный персонаж, герой Советского Союза Алексей Маресьев, который, как и его герой, был летчиком. История рассказывает о том, как он был сбит в бою с немцами и тяжело ранен. В результате аварии он потерял обе ноги. Однако сила воли его была настолько велика, что ему удалось вернуться в ряды советских летчиков.

    Произведение было удостоено Сталинской премии. Повесть проникнута гуманистическими и патриотическими идеями.

    «Мадонна с пайковым хлебом»

    Мария Глушко - крымская советская писательница, ушедшая на фронт в начале ВОВ. Ее книга «Мадонна с пайковым хлебом» - о подвиге всех матерей, на чью долю выпало пережить Великую Отечественную войну. Героиня произведения - совсем юная девушка Нина, чей муж отправляется на войну, а она по настоянию отца едет в эвакуацию в Ташкент, где ее ждут мачеха и брат. Героиня находится на последних сроках беременности, но это не защитит ее от потока бед человеческих. И за небольшое время Нине предстоит узнать то, что до этого от нее было скрыто за благополучием и спокойствием довоенного существования: настолько по-разному живут в стране люди, какие у них жизненные принципы, ценности, установки, чем они отличаются от нее, выросшей в неведении и достатке. Но главное, что предстоит сделать героине, - родить ребенка и спасти его от всех напастей войны.

    «Василий Теркин»

    Таких персонажей, как герои Великой Отечественной войны, литература рисовала читателю по-разному, однако самым запоминающимся, неунывающим и харизматичным, несомненно, был Василий Теркин.

    Эта поэма Александра Твардовского, начавшая издаваться в 1942 году, сразу же получила всенародную любовь и признание. Произведение писалось и публиковалось на протяжении всей ВОВ, последняя часть была издана в 1945 году. Основной задачей поэмы было поддержать боевой дух солдат, и Твардовскому с успехом удалось выполнить эту задачу, во многом благодаря образу главного героя. Удалой и веселый Теркин, который при этом всегда готов к бою, покорил сердца многих простых солдат. Он душа подразделения, весельчак и балагур, а в бою - пример для подражания, находчивый и всегда добивающийся своей цели воин. Даже будучи на волосок от гибели, он продолжает бороться и уже вступает в схватку с самой Смертью.

    Произведение включает пролог, 30 глав основного содержания, разделенных на три части, и эпилог. Каждая глава представляет собой небольшую фронтовую историю из жизни главного героя.

    Таким образом, мы видим, что подвиги Великой Отечественной войны литература советского периода широко освещала. Можно сказать, что это одна из основных тем середины и второй половины 20 века для русских и советских писателей. Обусловлено это тем, что вся страна была вовлечена в бой с немецкими захватчиками. Даже те, кто не был на фронте, безустанно трудились в тылу, обеспечивая солдат боеприпасами и провизией.

    Литература в годы Великой Отечественной войны

    Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского. Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания: Впору поднять десяти поколеньям Тяжесть, которую подняли мы. (писал в своих стихах А. Сурков) Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
    ПРОЗА. В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг". По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу". Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

    В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

    В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического осмысления подвига народа.

    Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

    Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

    В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих - и будь здоров».

    Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок - об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести - отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

    В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем - способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. "Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал».

    «История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской», - писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.

    Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.

    Использованная литература:

    • История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970

    • Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

    • Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000

    В.И. Васильев, доктор филологических наук, профессор Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мирового сообщества. Вполне оправдано, что годы войны выделяются в самостоятельный исторический период.

    Это в полной мере относится и к истории книгоиздательства, которое пережило большие перемены в военное лихолетье. Примечательно, что в экстремальных условиях духовная жизнь страны продолжалась, культура развивалась, книги издавались, но война повелительно востребовала книги нового содержания и направления. Ученые и деятели культуры их создавали, а издатели публиковали с пометкой «Молния». Они отвечали интересам защиты Родины, могучему призыву «Все для фронта». Книга воспитывала чувства патриотизма и любовь к стране, являлась сильным оружием в борьбе против нашествия иноземцев.

    В целом в годы войны число изданных книг заметно упало. По сравнению с предвоенным годом в 1943 г. их стало меньше почти в три раза. Если сопоставлять среднегодовые показатели, то урон, нанесенный книгоизданию, особенно значителен, в частности, по естественным наукам и математике уменьшилось издание книг в 3,2 раза, по политической и социально-экономической литературе - в 2,8 раза, по языкознанию и литературоведению - в 2,5 раза.

    К сожалению, в нашей литературе пока не много работ, посвященных истории книги и культуре ее издания в годы Великой Отечественной войны. В этой связи хотелось бы отметить полезную и большую работу историков о книгах, опубликованных в Ленинграде во время блокады. В обзоре Г. Озеровой, охватывающем период с июля 1941 по июль 1944 г., рассматривается 1500 названий, включая политическую, военную, художественную и медицинскую литературу. Тематически она сгруппирована по следующим разделам: героическое прошлое русского народа, разоблачение германского фашизма, патриотические призывы к защите Родины, обороне города. 1943 г. - «год великого перелома» - отмечен специальной серией «Герой Ленинградского фронта», многочисленными документами и очерками, специальным сборником статей «Героический Ленинград». Обзор завершается материалами о возрождении культурной жизни города.

    В интересном каталоге «Ленинград в Великой Отечественной войне» отражена деятельность политуправлений Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского фронта, которые в неимоверно трудных условиях издали 93 книги и брошюры. К тому же другими издательствами было опубликовано 214 книг. В них рассказывалось о героической борьбе армии и флота, самоотверженной защите города, всенародной ему помощи, связи с «Большой землей».

    Невзирая на все тяготы военного положения, библиотека Академии наук СССР продолжала обслуживать читателей, поставлять литературу в соединения и части действующей армии, книги о А.В. Суворове, М.И. Кутузове, о боевом прошлом русского народа. Были организованы библиотеки-передвижки.

    Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина во время блокады всегда была открыта, несмотря на отсутствие света и тепла. За время войны в библиотеке умерло 138 сотрудников, большинство - зимой 1941/42.

    Нельзя не сказать и о печатных СМИ в годы блокады, которые были оружием в борьбе с врагом.

    В годы блокады в Ленинград поступали «Правда», «Известия», «Комсомольская правда». В Ленинграде в течение всей блокады выходили «Ленинградская правда» и «Смена». С 28 июля по 14 сентября 1941 г. вышло 46 номеров специальной газеты - « «Ленинградская правда» на оборонной стройке». Это был самый напряженный период битвы за Ленинград. С 6 июля по 6 октября 1941 г. было выпущено 79 номеров газеты «На защиту Ленинграда» - органа Ленинградской армии народного ополчения. Выпускалась газета «Боец МПВО», а также фронтовые газеты - «На страже Родины» и «Красный Балтийский флот». Вносили свою лепту в борьбу с врагом и заводские многотиражки: «За трудовую доблесть» (Кировский завод), «Балтиец» (Балтийский завод), «Ижорец» (Ижорский завод), «Молот» (завод им. В.И. Ленина) и др.

    В военные годы Москва продолжала оставаться ведущим издательским центром. В течение 1941-1945 гг. вышло 1300 номеров «Правды». На ее страницах выступали М. Калинин, Г. Кржижановский, Д. Мануильский, В. Карпинский. Е. Стасова, Е. Ярославский, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, военачальники, герои битв, солдаты, офицеры, генералы. Служили фронту «Известия», «Красная звезда» (в ней только И. Эренбург напечатал около 400 публикаций), «Комсомольская правда», «Московский большевик» (ныне «Московская правда»), «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва». Одновременно газеты являлись и трибуной освещения передового ответа ударников военного производства. В годы войны в Москве выходило более 100 заводских многотиражек. Роль печатных СМИ в разгроме врага трудно переоценить.

    В целом число газет, выходивших в годы войны, точно определить не представляется возможным. Для примера: только в 1943 г. были вновь созданы 74 дивизионных многотиражки и около 100 новых армейских газет. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что, например, в 1944 г. на фронтах издавалось почти 800 газет суммарным разовым тиражом, превышающим 3 млн. экземпляров.

    Исследованию проблем издания художественной литературы в годы Великой Отечественной войны посвящена кандидатская диссертация Л.В. Ивановой, в которой указаны публикации по исследуемой теме, недостаточное освещение ее в книговедческой литературе. Эти выводы относятся и ко всему отечественному книгоизданию о войне.

    Военная обстановка потребовала пересмотра издательской политики и издательских портфелей. Так, крупнейшее в стране издательство художественной литератур Гослитиздат законсервировало 1132 рукописи и 67 исключило из редакционного портфеля. Как результат - падение в 1942 г. числа изданий художественной литературы, по сравнению с 1940 г., на 47%.

    Для 1944 г. характерен рост числа изданий иностранной художественной литературы, а также увеличение доли книг большого объема. Естественным было и увеличение в годы войны роли областных, краевых и республиканских издательств: центральные издательства выпустили лишь 38,6% названий художественной литературы. Причем ее издание осуществляли только 14 центральных издательств из 64 зарегистрированных. В разные периоды войны на первые роли «выходили» произведения различных жанров: от поэтических и прозаических произведений малых форм (стихи, песни, рассказы) в первый год войны до печатания, - отвечая на нужды военного времени, - стихов на пакетиках с пищевыми концентратами и выпуска художественно-публицистических и крупнообъемных произведений (поэмы, повести, романы).

    Продолжая тему о художественной литературе военного времени, нельзя не отметить изменения в политике издания так называемых толстых литературных журналов, которые, конечно, многократно уступали по оперативности и массовости газетным публикациям. Прекратили выпуск немало таких журналов, а оставшиеся - «похудели» и изменили периодичность выхода в сторону сокращения числа номеров и год.

    Литература как бы перемещается из журналов на страницы газет, заняв существенное место в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Здесь печатаются не только очерки, публицистические статьи, рассказы, стихи, но и пьесы, повести. главы романов.

    Так, только в «Красной Звезде» были помещены главы повести В. Гроссмана «Народ бессмертен» (1942), «Рассказы Ивана Сударева» (1942), «Русский характер» (1943) и многие публицистические статьи А. Толстого, «Зеленый луч» Л. Соболева (1943), статьи и очерки И. Эренбурга, В. Гроссмана, К. Симонова, П. Павленко, стихи Н. Тихонова, В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского и др.

    Большая группа писателей стала постоянными корреспондентами центральных газет, где печатались их повести, романы, поэмы и пьесы. В качестве примера можно привести публикации в газете «Правда»: в июле опубликована пьеса К. Симонова «Русские люди», в августе - «Фронт» А. Корнейчука, в сентябре - главы поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского, в октябре - «Алексей Куликов, боец» Б. Горбатова, в ноябре - рассказы из книги «Морская душа» Л. Соболева. В последующие годы «Правда» печатает главы нового романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» (май 1943 - июль 1944), «Непокоренные» Б. Горбатова (май, сентябрь, октябрь 1943), «Дорогами побед» Л. Соболева (май-июнь 1944), главы повести Л. Леонова «Взятие Великошумска» (июль-август 1944) и др.

    Журналы «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Звезда», «Ленинград» и другие во многом переориентировались на военную и историческую тематику. В них были опубликованы: «Батый» В. Яна (1942), «Петр Первый» А. Толстого (1944), «Брусиловский прорыв» с. Сергеева-Ценского (1942), сценарий с. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944), (сказка М. Маршака, «Двенадцать месяцев» 1944), «Два капитана» В. Каверина (1994), «Это было в Ленинграде» А. Чаковского (1944), «Сын полка» В. Катаева (1945), «Небо Ленинграда» В. Саянова (1944), «За тех, кто в море» Б. Лавренева (1945) и многие другие произведения художественной литературы.

    Огромную роль в борьбе с врагом сыграла и поэзия военных лет. «Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта», укладывать литературу «в узкую щель окопа», но «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа», - так оценивал роль лирики военных лет в докладе на юбилейной сессии Академии наук 18 ноября 1942 г. А. Толстой.

    В военные годы поэзия, без сомнения, была приравнена к штыку. «Мобилизованными и призванными» себя считали: А. Твардовский, А. Сурков, К. Симонов, С. Кирсанов, И. Сельвинский, С. Щипачев, А. Прокофьев, О. Бергольц, В. Инбер, А. Жаров, И. Уткин, С. Михалков и др. Газеты публиковали поэтические письма из тыла. Создавались десятки вариантов песен известных авторов, «продолжения», «ответы». К таким поэтическим произведениям относилась, например, песня М. Исаковского «Огонек».

    Если говорить об отечественном книгоиздании в целом, то оно, несмотря на все трудности военного времени, обеспечивало первоочередные потребности страны не только в литературе на военные темы, но и по проблемам политическим, производственным, техническим, общекультурным и научным. Так, за 1941-1945 гг. было издано почти 170 млн. экземпляров художественной литературы, 111 млн. экземпляров учебников всех видов, 60 млн. экземпляров детской и более 50 млн. экземпляров научной литературы.

    Немалую лепту в создание и выпуск изданий многих видов литературы внесло академическое издательство, предпринимавшее все усилия для того, чтобы обеспечить первоочередные потребности в актуальной книге не только науки, но и образования, и культуры. Проблемы истории книги и ее культуры в военные годы нам уже приходилось исследовать в ряде работ. Поэтому в этой статье мы ограничимся освещением лишь основных моментов с целью воссоздания целостной картины военного книгоиздательства.

    Президиум АН СССР своим постановлением от 23 июня 1941 г. обязал все отделения и научные учреждения перестроить свою работу в первую очередь на обеспечение нужд обороны, укрепление военной мощи нашей Родины.

    Важным этапом государственной политики сохранения, в частности, научного потенциала страны было решение о перебазировании научных учреждений на восток. Эвакуация московских институтов и лабораторий АН СССР началась уже в последней декаде июля. В числе эвакуированных на первом этапе было и академическое издательство, перебазированное в Казань, где начал работать Президиум Академии наук. Уже 30 сентября 1941 г. там проходило его расширенное заседание.

    В Казани в 1941, 1942 и частично в 1943 гг. Издательство АН СССР выпустило в основном на базе Татполиграфа 46 изданий. Как вклад в борьбу против идеологии фашизма под редакцией Л. Плоткина был подготовлен и выпущен специальный сборник, составленный из антифашистских высказываний М. Горького.

    В целом динамика выпуска книг и журналов Академией наук в военные годы приведена в таблице. Для сравнения даются также данные по предвоенному и первому послевоенному годам. В предвоенном 1940 г. академическое издательство достигло сравнительно высокого уровня выпуска изданий: по количеству книг и журналов он приближался к 1000 названий, а по объему в авторских листах - к 13 тыс. Уже в 1946 г. был превышен уровень первого года войны.



    
    Top