Современные архитекторы италии. Архитектура италии

Одна из первых построек Возрождения - Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Архитектор Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.)

15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Росла мировая торговля, развивались ремесла, увеличивалось городское население, увеличивались объемы строительства. Развитие получила наука, литература, искусство. Архитектура итальянского Возрождения тоже была обязана экономическому росту, а также ослаблению влияния церкви. Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари. С его точки зрения, которую поддержало большинство архитекторов того времени, Средневековье было периодом упадка, характеризовавшегося варварством племен, разрушившим Римскую империю, а вместе с ней и античное искусство. Именно он написал о возрождении искусства Италии, рассматривая эпоху Средневековья как период невежества, который пришел следом за крахом античного искусства. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения эпохи появления нового стиля в искусстве, которое возникло в Италии в 16-м веке, а затем стало модным в других европейских странах. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса; есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. В отличие от средневековых архитекторов, мастера архитектуры итальянского Возрождения старались отразить в зодчестве саму античную философию, характерную для Древней Греции и Древнего Рима: преклонение перед красотой природы и человека, реалистическое мировоззрение. Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. В этом стиле строятся не только храмы, но и общественные сооружения: учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки. В 16 веке в Италии появляется новые типы городского и загородного дворца - палаццо и вилла. Изменился и состав заказчиков: в Средневековье основными заказчиками были церковь, феодалы, теперь заказы поступают от цеховых объединений, гильдий, властей города, знати.

Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески.

Первым сооружением архитектуры итальянского Возрождения стал купол Флорентийского собора (1420-1436 гг.) В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. В этот же период, в 1419—1444 гг., Брунеллески занимался строительством Воспитательного дома для сирот - «Приюта для Невинных».

Воспитательный дом (1419—1444 гг.) Архитектор Брунеллески

Закон линейной перспективы означает особенность человеческого восприятия удаленных объектов, их пропорций и форм.

Это было одним из первых зданий в Италии по своей конструкции напоминавшее постройки античности. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Идеи Брунеллески совпали с новыми направлениями философии общества: на смену средневековым запретам, презрению всего земного в этот период приходит интерес к реальности и человеку.

Золотое сечение - это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой - меньшей), заключенными в общей величине. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. до н.э.) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1,6180339887.

Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний - 15 век, зрелый - 16 век и поздний. В раннем периоде элементы готики еще присутствовали в зодчестве, сочетаясь с античными формами, а в зрелом периоде элементы готического стиля уже не встречаются, предпочтение отдается архитектурным ордерам и пропорциональным формам, в позднем периоде Ренессанса уже чувствуется веяние нового стиля барокко. Ранний период. Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Архитектура Возрождения в Италии в ранний период своего развития в основном связана с Флоренцией. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы - Старой Сакристии. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Капелла Пацци во Флоренции - также работа Брунеллески, считается одним из наиболее изящных строений раннего Возрождения. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.

Церковь Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения.

В 1452 г. архитектор Микелоцци заканчивает строительство дворца Медичи (Palazzo Medici Riccardi) во Флоренции. Альберти проектирует дворец Ручеллаи (Palazzo Rucellai, спроектирован в 1446 и 1451 гг.), Бенедетто де Майано и Симон Полайола достраивают дворец Строцци (Palazzo Strozzi, 1489—1539 гг.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески.

Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему.

Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

Дворец Ручеллаи - заказ мецената Джованни Ручелаи. Проект Леона Батиста Альберти 1446-1451 гг. Возведен Бернардо Росселино

Дворец Строцци. Здание было построено Бенедетто де Майано по заказу Филиппо Строцци в 1489—1539 гг. Образцом послужил дворец Медичи (Палаццо Медичи-Риккарди) Микелоцци

В этих сооружениях общая схема пространственного решения. У каждого из них три этажа, есть внутренний двор с арочными галереями. Стены имеют этажные членения, обработаны рустом или декорируются ордером. Фасад выложен кирпичной кладкой.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески. Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему. Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.

Торговля Италии с Востоком прервалась в конце 15 века из-за завоевания турками Константинополя. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор. На фасадах делали рельефные оконные наличники, украшенные полуколоннами и имеющими треугольные и луковые фронтоны. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг.) - один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. В тот же период в Милане работал Леонардо да Винчи, и его творчество, несомненно, оказало влияние на произведения Браманте. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатино в Милане (1479—1483 гг.) Архитектор Донато де Анжело Браманте

Им была также перестроена часовня Сан Сатино: архитектор сделал из крестообразной постройки круглую, оформленную декоративными элементами. После переезда в Рим Браманте построил храм Темпьетто (монастырь Сан Пьетро ин Манторио) в 1502 г., оформил двор церкви Санта Мария дела Пачи.

Храм Темпьетто (Tempietto). Архитектор Браманте

В 1505 г. Браманте, занимающий должность главного архитектора, начал работать над папским дворцовым комплексом Бельведер - резиденция рядом с Ватиканом. К его работам относится палаццо Капирини (Palazzo Caprini) - дом Рафаэля (House of Raphael) - спроектирован приблизительно в 1510 г., в 1517 г. был куплен Рафаэлем. До настоящего времени дом не сохранился.


Palazzo Caprini в гравюре Антуана Лафрери. Архитектор Браманте

Рафаэль Санти (Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo, 1483 —1520 гг.) — итальянский живописец, архитектор.

В последние годы жизни архитектор занимался проектированием собора Святого Петра в Риме. Архитектурные элементы и приемы, использованные архитектором, применялись мастерами итальянского Ренессанса при сооружении вил и городских зданий. После Браманте огромной славой в период развития архитектуры высокого Возрождения пользовался Рафаэль.

Первый проект Рафаэля - церковь Сант Элиджо дельи Орифичи (Chiesa di S. Eligio degli Orefici, начало 16 в. Впоследствии церковь перестраивалась. Купол создан Б. Перуцци, нынешний фасад - Ф. Понцио (17 в)).


Церковь Сант Элиджо дельи Орифичи

По заказу папского банкира Киджи он пристроил капеллу к церкви Санта Мария Дель Пополо. В Палаццо дель Аквила он создал новый тип фасада: понизу шла ордерная аркада, бельэтаж обрамлен окнами, нишами со скульптурами, лепниной.


В палаццо Ландольфини во Флоренции архитектор придумал еще один вид оформления фасада: широко раздвинутые, богато декорированные окна, сочетались с гладко оштукатуренными стенами, дополнял облик карниз с широким фризом, рустрированные углы и портал. Рафаэль создал проект виллу Мадама для кардинала Джулио Медичи, позднее ставшим папой Клементом Седьмым. Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Вилла осталась незавершенной: к этому времени закончили строительство только одного крыла П-образной формы. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Нынешнее название сооружение получило в честь Маргаты Пармской - жены племянника папы Климента Седьмого - Александра Медичи, первого герцога Тосканы.


Вилла Мадама (Villa Madama) — загородная вилла кардинала Джулио де Медичи (папа Климент Седьмой

С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло - младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий. С 1530 г. процесс после разграбления Рима процесс развития архитектуры итальянского Возрождения получил другие направления. Некоторые зодчие пытались восстановить утраченное величие Вечного города: например, Перуцци, Антонио да Сангалло-младший - представители старшего поколения зодчих Возрождения, вернулись в Рим после его падения и попытались найти компромисс между античными принципами и новыми веяниями.

Перуцци - Перуцци Бальдассаре (Peruzzi Baldassare, 1481-1536 гг.) Итальянский художник и архитектор. Работал с Донато Браманте и Рафаэлем. Перуцци в своем творчестве сочетал традиции Высокого Возрождения с идеями маньеризма. Антонио да Сангалло-младший - (Antonio da Sangallo il Giovane; 1484 —1546 гг. настоящее имя Антонио Кордини (итал. Antonio Cordini))— флорентийский архитектор эпохи Возрождения. Исследователи относят его также к основателям стиля барокко из-за создания необычных конструкций: например, фасада с наклоном вперед в Цекка веккиа (Банко ди Спирито), дугообразного цоколя палаццо Фарнезе.

Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях. План зданий определялся прямоугольными формами, симметрией, пропорциональностью, фасад был симметричен относительно вертикальной оси, декорирован пилястрами, карнизом, арками, увенчан фронтоном. Развитие итальянской архитектуры Возрождения характеризовалось появлением строительных материалов и технологий, у архитекторов появился персональный узнаваемый стиль, сделавший их известными. Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития - от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля - барокко. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.

Италия имеет очень широкий и разнообразный архитектурный стиль, который нельзя просто классифицировать по периоду или региону из-за разделения Италии на несколько городов-государств до 1861 года. Однако это создало весьма разнообразный и эклектичный диапазон архитектурных проектов. Италия известна своими значительными архитектурными достижениями, такими как строительство арки, куполов и аналогичной структуры во времена Древнего Рима, создание архитектурного движения эпохи Возрождения в конце XIV-XVI веков и являющееся родиной палладианства, стиль строительство, которое вдохновило такие движения, как неоклассическая архитектура, и повлияло на проекты, которые дворяне строили своими загородными домами по всему миру, особенно в Соединенном Королевстве, Австралии и Соединенных Штатах Америки в конце 17 – начале 20 века. Некоторые из лучших работ в западной архитектуре, такие как Колизей, Дуомо Милана, Моле Антонеллиана в Турине, Флорентийский собор и архитектурные проекты Венеции, находятся в Италии. В Италии насчитывается около 100 000 памятников всех сортов (музеи, дворцы, здания, статуи, церкви, художественные галереи, виллы, фонтаны, исторические дома и археологические памятники). Сейчас Италия находится на переднем крае модернистского и устойчивого дизайна с такими архитекторами, как Ренцо Пьяно и Карло Моллино.

Итальянская архитектура также широко повлияла на архитектуру мира. Настроение Андреа Палладио. Кроме того, итальянская архитектура, популярная за рубежом с 19-го века, использовалась для описания зарубежной архитектуры, которая была построена в итальянском стиле, особенно по образцу архитектуры эпохи Возрождения.

Древняя Греция и этруски
Наряду с доисторической архитектурой, первые люди в Италии действительно начали последовательность проектов – греки и этруски. В Северной и Центральной Италии именно этруски вели путь в архитектуру того времени. Этрусские здания были сделаны из кирпича и дерева, поэтому в Италии в настоящее время представлены несколько этрусских архитектурных объектов, за исключением нескольких в Вольтерре, Тоскане и Перудже, Умбрия. Этруски сильно влияли на римскую архитектуру, поскольку они также использовали для строительства храмов, форумов, общественных улиц и акведуков. Тяжелые столбы и подъезды, созданные этрусканами и их городскими воротами, также оказали значительное влияние на римскую архитектуру.

В Южной Италии, начиная с 8-го века до нашей эры, греческие колонисты, создавшие то, что было известно как Magna Graecia, строили свои здания в своем собственном стиле. Греки построили большие, лучшие и более технологически продвинутые дома, в которых люди в эпоху железа и бронзы, а также повлияли на римскую архитектуру. Тем не менее, к 4-ому столетию до н.э., эпохе эллинизма, меньшая концентрация была сосредоточена на строительстве храмов, а скорее греки потратили больше времени на строительство театров. Театры были полукруглыми и имели зал и сцену. Раньше они строились только на холмах, в отличие от римлян, которые искусственно создавали места для зрителей. Греческие храмы были известны тем, что они содержали громоздкий камень или мраморные столбы. Сегодня в Италии сохранилось несколько останков греческой архитектуры, особенно в Калабрии, Апулии и Сицилии. Примером может служить остатки Агридженто, Сицилия, которые в настоящее время являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древний Рим
Архитектура Древнего Рима приняла внешнюю греческую архитектуру в 2 веке до нашей эры в своих целях, создав новый архитектурный стиль. Два стиля, которые часто считаются одним телом классической архитектуры. Этот подход считается репродуктивным, и иногда он мешает пониманию и способности ученых судить о зданиях римлян по греческим стандартам, особенно если полагаться исключительно на внешние проявления. Римляне впитали греческое влияние, очевидное во многих аспектах, тесно связанных с архитектурой; например, это можно увидеть во введении и использовании Triclinium в римских виллах как место и манера обедать. Подобным же образом римляне были обязаны своим этрусским соседям и предкам, которые снабжали их богатыми знаниями, необходимыми для будущих архитектурных решений, таких как гидравлика и строительство арки.

Социальные элементы, такие как богатство и высокая плотность населения в городах, заставили древних римлян открыть новые (архитектурные) решения. Например, использование хранилищ и арки вместе со звуковым знанием строительных материалов позволило им добиться беспрецедентных успехов в создании навязанных структур для общественного пользования. Примеры включают акведуки Рима, Ванны Диоклетиана и Ванны Каракаллы, базилики и, возможно, самый классный из всех, Колизей. Они воспроизводились в меньших масштабах в самых важных городах и городах империи. Некоторые сохранившиеся структуры почти полны, например, городские стены Луго в Hispania Tarraconensis или северной Испании.

Ранняя христианская и византийская архитектура
В эпоху раннего христианства Италия сильно пострадала, а Рим стал новым местом папы. После победы Юстиниана в Италии в римско-византийском стиле были построены несколько зданий, дворцов и церквей.

Христианская концепция «Базилики» была изобретена в Риме. Они были известны как длинные прямоугольные здания, которые были построены в почти древнем римском стиле, часто богаты мозаикой и украшениями. Искусство и архитектура ранних христиан также широко вдохновлялись искусством языческих римлян; статуи, мозаики и картины украшали все их церкви. Поздние христианские фрески можно легко увидеть в некоторых из катакомб в Риме.

Византийская архитектура также широко распространилась в Италии. Когда Западная Римская империя упала в 476 году нашей эры, византийцы были лидерами в мире по аспектам культуры, искусства, музыки, литературы, моды, науки, техники, бизнеса и архитектуры. Византийцы, которые технически были людьми Восточной Римской империи, сохранили римские принципы архитектуры и искусства живыми, но придали ему более восточный поворот и славились своими слегка более плоскими куполами и более богатым использованием позолоченных мозаик и значков, а не статуи. Поскольку византийцы некоторое время проживали на Сицилии, их архитектурное влияние все еще можно увидеть сегодня, например, в Кафедральном соборе Кефалу, в Палермо или в Монреале, с их богато украшенными церквями. Базилика Святого Марка в Венеции также является примером византийской архитектуры в Италии.

Романская архитектура
Между византийским периодом и готическим периодом было романское движение, которое происходило примерно с 800 года н.э. до 1100 нашей эры. Это был один из самых плодотворных и творческих периодов в итальянской архитектуре с несколькими шедеврами, такими как Пизанская башня на площади Пьяцца дей Мираколи и Базилика Сант-Амброджио в Милане. Это было названо «римским» -сеским из-за его использования римских арк, витражей, а также его изогнутых колонн, которые обычно присутствовали в монастырях.

Романская архитектура сильно отличалась в Италии как в стиле, так и в строительстве. Вероятно, самым художественным был тосканский, особенно флорентийская и пизанская романская архитектура, но Сицилия, под влиянием нормандских поселенцев, была значительной. Lombard Romanesque был, конечно, более структурно прогрессивным, чем тосканское, но менее художественным.

Романская архитектура в Италии остановила строительство деревянных крыш в церквях, а также экспериментировала с использованием пахотного свода или бочек. Вес зданий, как правило, прятался снаружи, а раньше для поддержки зданий использовались контрфорсы. Стены церкви, использующие романский вид, были громоздкими и тяжелыми для поддержки крыши, однако это означало, что романские церковные интерьеры в Италии были более банальными и мягкими, чем эпохи раннего христианства и византийцев. Они просто состояли из мрамора или камня и имели небольшое украшение, в отличие от богатых мозаик, найденных в итальянских византийских архитектурных работах.

Главным нововведением итальянской романской архитектуры было хранилище, которое никогда не было замечено в истории западной архитектуры.

Готическая архитектура
Готическая архитектура появилась в Италии в 12 веке. Итальянская готика всегда сохраняла своеобразную характеристику, которая отличала ее эволюцию от ее во Франции, где она возникла, и в других европейских странах. В частности, архитектурные ардитные решения и технические инновации французских готических соборов так и не появились: итальянские архитекторы предпочли сохранить традицию строительства, сложившуюся в предыдущие века. Эстетически, в Италии вертикальное развитие было редко важным.

Готическая архитектура была импортирована в Италию, как и во многих других европейских странах. Бенедиктинский цистерцианский орден был через свои новые здания основным носителем этого нового архитектурного стиля. Он распространился из Бургундии (в том, что сейчас является восточной Францией), их первоначальной областью, над остальной частью Западной Европы

Возможная временная шкала готической архитектуры в Италии может включать:

начальная разработка цистерцианской архитектуры
фаза «ранней готики» (примерно 1228-1290)
«зрелая готика» 1290-1385 гг.
поздняя готическая фаза с 1385 по 16 век, с завершением великих готических сооружений, начатых ранее, в качестве Миланского собора и базилики Сан-Петронио в Болонье.

Архитектура ренессанса и маньеризма
Италия в 15 веке и, в частности, город Флоренция, был домом для Возрождения. Именно во Флоренции начался новый архитектурный стиль, а не медленно развивается так, что готика выросла из романского, но сознательно доведена до конкретных архитекторов, которые стремились возродить порядок прошлого «золотого века». Научный подход к архитектуре древнего совпал с общим возрождением обучения. В этом было немало факторов.

Итальянские архитекторы всегда предпочитали формы, которые были четко определены и структурные члены, которые выразили свою цель. Многие тосканские романские здания демонстрируют эти характеристики, как видно во Флорентийском Баптистери и Пизанском соборе.

Италия никогда не принимала готического стиля архитектуры. Помимо Миланского собора, в основном работы немецких строителей, несколько итальянских церквей показывают акцент на вертикали, сгруппированные шахты, богато украшенный узор и сложные ребристые своды, которые характеризуют готику в других частях Европы.

Присутствие, особенно в Риме, древних архитектурных памятников, демонстрирующих упорядоченный классический стиль, послужило вдохновением для художников в то время, когда философия также обращалась к классическому.

Купол Флорентийского собора
Флорентийский собор, построенный Арнольфо ди Камбио, был оставлен незавершенным к концу XIV века, у него была огромная дыра в центре, где должен был быть купол. Соревнование по его созданию выиграл Филиппо Брунеллески, который построил самый большой купол с римских времен. Он ловко получил весь город в восторге от получения команд рабочих из восьми частей города.

Базилика Сан-Лоренцо
Эта церковь во Флоренции была спроектирована Брунеллески, используя все, что он узнал, взглянув на архитектуру Древнего Рима. Он имеет арки, колонны и круглые окна в римском стиле. Он выглядит совершенно иначе, чем аркадные церкви в готическом периоде. Только внутренняя часть была закончена. Внешняя сторона все еще все необработанные кирпичи, и никто не знает точно, как Брунеллески имел в виду, чтобы это выглядело. Однако изнутри Брунеллески научил всех новому набору архитектурных правил.

Базилика Сант’Андреи
Когда древнеримские императоры вернулись из битвы, они построили триумфальную арку как памятник себе. Есть несколько таких памятников в Риме, а также в других частях Италии, а общий дизайн – большая арка в центре и меньшая нижняя арка или дверной проем с обеих сторон. Архитектор Леон Баттиста Альберти использовал это как дизайн для передней части церкви Сант-Андреа в Мантуе. Он использовал ту же самую форму высокого и изогнутого, низкого и квадратного, все внутри церкви. Это было скопировано многими другими архитекторами. Это было также первое здание, которое использовало колонки, охватывающие два порядка, называемые гигантским ордером.

Дворец Медичи Риккарди
Когда дело доходило до постройки дворцов, богатые люди эпохи Возрождения имели разные потребности у римских императоров, поэтому архитекторам приходилось использовать правила, чтобы создать новый вид грандиозного здания. Эти дворцы эпохи Возрождения, как правило, высотой три этажа и довольно просты на внешней стороне. С внутренней стороны есть внутренний двор, окруженный красивыми колоннами и окнами. Архитекторы, такие как Микелоццо, которые работали в Cosimo de ‘Medici, смотрели на римский Колизей (спортивная арена), высота которого высотой три этажа с рядами арки.

Базилика Святого Петра
Самой известной церковью в Риме была древняя церковь, которая была построена над могилой Святого Петра. К 1500 году он падал. Папа решил, что вместо того, чтобы его ремонтировать, его следует снести и создать новую церковь. К тому времени, когда это было закончено, многие дизайнеры работали над дизайном, который резко изменился, став скорее барочным примером, чем ренессансным. Среди архитекторов, присутствующих на сайте, были Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Пирро Лигорио, Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта и Карло Мадерно. Он имеет один из самых великолепных куполов в мире. Он был скопирован во многих странах.

Вилла Ротонда
Этот загородный дом был построен Андреа Палладио (и Винченцо Скамоцци после его смерти) с 1566 года. Это квадратное здание, которое выглядит одинаково со всех сторон. В центре есть купол. С каждой стороны находится большое крыльцо (портик), как римский храм. Это такой элегантный дизайн, что другие архитекторы использовали тот же стиль, который можно увидеть на церквях, домах и дворцах, включая Белый дом.

Рококо и архитектура позднего барокко века
Самым оригинальным произведением архитектуры позднего барокко и рококо является Palazzina di caccia di Stupinigi (Охотничий домик Ступиниги), датируемый 18 веком. Благодаря высокому шарнирному заводу, основанному на кресте Святого Андрея, он был спроектирован Филиппо Джуваррой, который также построил Базилика ди Superga, недалеко от Турина.

В тот же период в Венето произошло сближение с палладианскими темами, что видно на вилле Пизани в Стране (1721 г.) и церкви Сан-Симеоне-Пикколо в Венеции (завершено в 1738 году).

В Риме последняя глава сезона барокко имеет самые значительные достижения в некоторых крупных городских улучшениях, таких как Испанская лестница и фонтан Треви, а фасад Сан-Джованни в Латерано Алессандро Галилея имеет более строгие классические черты.

В Королевском Неаполе архитектор Луиджи Ванвителли начал в 1752 году строительство дворца Казерта. В этом большом комплексе грандиозные интерьеры и сады в стиле барокко противопоставлены более трезвому корпусу, который, как представляется, предвосхищает мотивы неоклассицизма. Гигантские размеры дворца отражены Альберго Реале дей Пувери (Королевский хоспис для бедных) в Неаполе, построенный в те же годы Фердинандо Фуга.

Неоклассическая архитектура и архитектура 19 века
В конце 18-го и начале 19-го веков в Италию повлияло неоклассическое архитектурное движение. Все, начиная от вилл, дворцов, садов, интерьеров и искусства, стало основываться на римских и греческих темах, а также здания были широко распространены на вилле Capra «La Rotonda», шедевре Андреа Палладио.

Перед открытиями потерянных городов Помпеи и Геркуланума здания были тематическими в Древнем Риме и Классических Афинах, но позже были вдохновлены этими археологическими объектами. Примеры неоклассической архитектуры в Италии включают в себя «Arco della Pace» Луиджи Кагнолы, театр Сан-Карло (Неаполь, 1810), Сан-Франческо-ди-Паоло (Неаполь, 1817), кафе Pedrocchi (Падуя, 1816), храм Канова, (Посано, 1819) Театро Карло Феличе (Генуя, 1827) и Цистернене (Ливорно, 1829).

Современная архитектура

талы, в середине XIX века, также хорошо известны для некоторых относительно авангардных структур. Galleria Vittorio Emanuele II в Милане, построенный в 1865 году, стал первым зданием в Италии, сталелитейной и стальной металлургической промышленности и старейшей специализированной торговой галереей в мире, которая позже повлияла на Galleria Umberto I в Неаполе.

Современная архитектура
Архитектура в стиле модерн (Liberty)
У ар-нуво были основные и самые оригинальные экспонаты в Джузеппе Соммаруге и Эрнесто Базиле. Первый из них был автором Palazzo Castiglioni в Милане, а второй – расширением Палаццо Монтекарио в Риме.

Однако в 1920-х и последующие годы был введен новый архитектурный язык, razionalismo. Эта форма футуристической архитектуры была впервые создана Антонио Сант’Элия и, следовательно, Gruppo 7, образованная в 1926 году. После роспуска группы она была принята одиночными художниками, такими как Джузеппе Террагни (Casa del Fascio, Como), Adalberto Libera (Вилла Малапарте на Капри) и Джованни Микелуччи (железнодорожная станция Флоренции Санта-Мария-Новелла).

В фашистский период razionalismo был опережен Novecento Italiano, который отверг авангардные темы и нацелился вместо этого на возрождение искусства прошлого. Его наиболее важными членами в области архитектуры были Гио Понти, Пьетро Аштиери и Джованни Муцио. Это движение вдохновило Марчелло Пьячентини в его создании «упрощенного неоклассицизма», связанного с повторным открытием имперского Рима. Пьячентини был автором нескольких работ во многих городах Италии, наиболее важными из которых является спорным созданием Виа делла Conciliazione в Риме.

Фашистская архитектура
Рационалистическая фашистская архитектура была итальянским архитектурным стилем, разработанным во времена фашизма и, в частности, с конца 1920-х годов. Сначала это было продвинуто и практиковалось группой Gruppo 7, архитекторами которой были Луиджи Фигини, Гвидо Фретте, Себастиано Ларко, Джино Поллини, Карло Энрико Рава, Джузеппе Террагни, Убальдо Кастаньола и Адальберто Либера. Были идентифицированы две ветви, одна из наиболее заметных экспонентов – модернистская ветвь с Джузеппе Террагни и консервативная ветвь, в которой наиболее влиятельны Марчелло Пьячентини и группа Ла Бурбера.

После Второй мировой войны и модернистской архитектуры
Два итальянских архитектора получили Притцкерскую премию архитектуры: Альдо Росси (1990) и Ренцо Пьяно (1998). Некоторые из главных архитекторов, работавших в Италии в конце 20-го и начале 21-го, – Ренцо Пиано, Массимилиано Фуксас и Гае Ауленти. Работы Пиани включают Стадио Сан Никола в Бари, Auditorium Parco della Musica в Риме, ремонтные работы старого порта Генуи, церковь Падре Пио Паломничества в Сан-Джованни-Ротондо; среди проектов Fuksas (по состоянию на январь 2011 года) находятся Grattacielo della Regione Piemonte (небоскреб региона Пьемонт) и Centro Congressi Italia Nuvola в EUR, Рим. Итальянские работы Геэ Ауленти включают в себя ремонтные работы Palazzo Grassi в Венеции и Stazione Museo («Музейная станция») метро Неаполя.

Другими замечательными фигурами современной архитектуры в Италии являются швейцарский Марио Ботта (Méso d’d’Arte Moderna e contemporanea di Trento e Rovereto, реконструкция Ла Скала в Милане), Мишель Валори (это: Corviale), Заха Хадид (Национальный музей 21-го Century Arts в Риме, небоскреб «Lo Storto» в Милане), Ричард Майер (юбилейная церковь и обложка Ара Пачиса, оба в Риме), Норман Фостер (железнодорожная станция Флоренции Бельфиоре), Даниэль Либескинд (небоскреб «Il Curvo» в Милане) и Арата Исозаки (Palasport Olimpico в Турине вместе с Pier Paolo Maggiora и Marco Brizio, небоскреб «Il Dritto» в Милане).

Современная архитектура
Среди главных архитекторов, действующих в Италии в конце двадцатого века и в начале XXI века, помнят Ренцо Пиано (Stadio San Nicola в Бари, реструктуризацию древнего порта Генуи, Auditorium Parco della Musica в Риме, церковь Падре Пио в Сан Джованни Ротондо и др.), Массимилиано Фуксас (небоскреб Пьемонтского района, конференц-центр в евро), Геэ Ауленти (музей станции Неаполя), швейцарский Марио Ботта (Музей современного и современного искусства Тренто и Роверето, реструктуризация из Театро алла Скала в Милане), Заха Хадид (Национальный музей искусств XXI века в Риме, небоскреб «Lo Storto» в Милане), Ричард Майер (Церковь Бога-Отца) Милосердный и святыня Ара Пасиса, в Риме), Норман Фостер (станция Фиренце Бельфиоре), Даниэль Либескинд (небоскреб «Ил Керво» в Милане) и Арата Исозаки (Олимпийский стадион в Турине, с пирсом Паоло Мэггиорандом Марко Бризио, небоскребом «Il Dritto» в Милане).

Как ни странно, но итальянский архитектурный стиль появился в Великобритании. Вдохновением для него стали фермерские постройки из кирпича, с типичными квадратными башенками и черепичными крышами. Так проявилась реакция архитекторов на строгий формализм, который был доминирующим течением того времени. Постепенно стиль обосновался в Америке, а к 1830-ым годам местные зодчие адаптировали его под свои взгляды. Благодаря этому направлению, архитекторы получили возможность творить в более свободной манере, чем того требовали жесткие рамки предыдущих направлений. Именно в англоязычных странах итальянский архитектурный стиль получил наибольшую популярность, и уже оттуда он перекочевал в другие места.

Он совместил в себе детали итальянского Ренессанса, Палладианства и Неоклассицизма. Благодаря такому миксу, стиль приобрел характерные черты и ярко выраженную эстетику, получив второе название – «Нео-Возрождение». Основателем направления был Джон Нэш, автор первой итальянской виллы в Великобритании. Небольшой домик, похожий на фермерскую постройку, стал прототипом архитектуры позднего Регентства и Викторианской эпохи в ранний период. Последователем Джона Нэша стал Сэр Чарльз Барри, который в 30-х годах XIX века интерпретировал стиль в своем понимании, взяв за основу итальянский Ренессанс.

Архитектурное направление с южным колоритом развивалось не только в Великобритании, различные формы и вариации итальянского стиля использовались еще продолжительное время на севере Европы и в Британских колониях. Во второй половине девятнадцатого века он приобрел популярность в США, распространяемый Александром Джексоном Дэвисом. Невзирая на помпезные черты, дома в итальянском стиле стали достоянием разных слоев населения. Модные веяния того времени не обошли стороной и общественные здания – в итальянском стиле стали оформляться вокзалы, школы, библиотеки и других публичные постройки.

Характерные черты и особенности

Хотя итальянский архитектурный стиль и сформировался в Британии, он стал собирательным образом, в котором воплотились черты, характерные для разных областей страны. Облик домов может варьироваться в стилевых рамках, но есть нечто общее, что их объединяет:

  1. Невысокие черепичные кровли;
  2. Широкие карнизы на кронштейнах;
  3. Декоративная башня на крыше, часто с куполом и панорамным остеклением;
  4. Арочные или узкие «в пол» окна;
  5. Угловые эркеры;
  6. Несколько этажей;
  7. Подшив кровли деревом;
  8. Кованые перила на крыше, лоджиях и балконах.

Отличительной чертой дизайна стало умиротворение солнечного полуострова. Итальянцы обладают ярким темпераментом, а стиль характерен традиционностью и сдержанностью. Здесь явно прослеживается влияние чопорных англичан. Они, как любители соблюдать традиции, сохранили эту концепцию и в своем новом архитектурном направлении. В результате получился симбиоз итальянского темперамента и английского постоянства. Здесь чувствуется дыхание античности и непритязательность кантри, сочетание монументальности и простоты, это и является главным отличием той вариации стиля, которая получила наибольшее распространение в мире.

Любовь к внутренним дворикам трансформировалась в большие лоджии-террасы, с арочными пролетами, большими окнами-дверями и декоративными перилами. Толстые внешние стены из камня подчеркивают ощущение сельской повседневности. Планировка домов стандартная, европейская, но вот внешний вид разительно отличается от них. Сразу бросается в глаза цвет фасадов. Палитра оттенков богата и разнообразна: шоколадный, винный, персиковый, желтый, фиолетовый, тирамису.
Каждый из цветов может варьироваться в рамках своих оттеночных и тоновых градаций. Часто используется сочетание двух разных фактур и оттенков (например, кирпич и штукатурка).

Строительные материалы

Итальянский стиль привлекателен в своей натуральности и кажущейся простоте. Изначально использовались только природные строительные материалы, но с течением времени и развитием технологии стали доступны качественные их имитации. Благодаря этому бюджет на строительство уменьшился, а данный стиль увеличил количество своих последователей.

Для «итальянских» вилл и домов характерно использование следующих материалов:
— черепица;
— камень;
— штукатурка;
— древесина.

Кирпичные и каменные колонны часто сочетаются с гладкими однотонными стенами, а кладка может состоять из нескольких цветов. Вынесенные наружу трубы печного отопления обязательно украшены декоративными башенками. Часть фасада может быть облицована камнем, или стены покрываются им полностью.
Изначально строения целиком возводились из известняка или скальных пород, сейчас, есть более легкие способы строительства и последующего декорирования.

Итальянский стиль в архитектуре вариативен и демократичен, в некоторой степени эклектичен, и, тем не менее, всегда современен. Сочетание простоты и определенной доли роскоши делают его непохожим на другие архитектурные направления, и всегда узнаваемым.

Локальные цвета фасадов и конструктивные особенности выделяют дома в итальянском стиле среди прочих построек. А для большего погружения в атмосферу такие виллы дополняются гравийными подъездными дорожками, оливковыми деревьями и характерным ландшафтным дизайном на участке. Данный стиль наполнен умиротворением и уютом, оставаясь при этом ярким и узнаваемым.


Италия известна своим зодчеством, которое явилось прообразом всей современной архитектуры, еще со времен Древнего Рима. Сегодня страна, расположенная на Аппенинском полуострове, испытывает множество проблем. Однако несмотря на все негативные факторы, архитектура здесь продолжает развиваться. И в нашем обзоре представлены 23 поражающих воображение шедевра современной архитектуры Италии, которые должен увидеть каждый любознательный турист.





Кампус городского университета Луиджи Эйнауди в Турине был построен в по проекту легендарного Нормана Фостера 2013 году. Архитекторы из его бюро предложили объединить корпуса кампуса в единый элемент треугольной формы, что отлично заметно с высоты птичьего полета. По периметру университетского кампуса расположены здания факультетов права и политологии, библиотеки, аудитории, спортивные сооружения, кафе и многое другое, а в центре находится рекреационная зона с пешеходными дорожками и зеленой зоной, где студенты любят проводить свободное от учебы время. Любопытно, что помещения кампуса могут трансформироваться. Например, аудитория, рассчитанная на 500 слушателей легко превращается на две по 250 мест. На крыше кампуса разбит зимний сад, а по его периметру с внешней стороны проложена прогулочная тропинка. Все сооружения скрыты под единой кровлей с полупрозрачным козырьком.





Многофункциональный выставочный комплекс Fiera Milano был возведен в Милане по проекту известного итальянского зодчего Массимильано Фуксаса в 2012 году. В состав комплекса входят выставочные залы, аудитории, конференц-залы, рестораны, кафе и офисные помещения для сотрудников компании Fiera Milano. Основным материалом для строительства этого незаурядного здания стало стекло, из которого сделано практически все - от витрин магазинов, до колонн и нависающей крыши. Комплекс, строительство которого обошлось городским властям в $700 миллионов, стал местом притяжения местных жителей и гостей города, а также новым символом миланской архитектуры.





Церковь Милосердного Бога Отца была построена в столице Италии по проекту немецкого зодчего Ричарда Мейера в 2003 г. Архитектор - Ричард Мейер. Основным цветом постройки, как и практически во всех проектах Мейера, стал белый. Южный фасад здания украшают три изогнутые стены из сборного железобетона. Для сохранения белого цвета стен церкви они содержат диоксид титана. По словам автора, это здание символизирует собой корабль с тремя парусами, которые являются символом Святой Троицы.

4. Штаб-квартира банка Unicredit в Милане





Новая башня UniCredit, в которой расположена штаб-квартира группы, была построена в 2012 году и вошла в состав комплекса из трех небоскребов в столице европейской моды. 35-этажная башня высотой 231 м является самым высоким зданием в Италии. Проект комплекса был разработан аргентинским архитектором Сезаром Пелли, а реализован компанией Hines Italia SGR S.p.A. Башня UniCredit получила сертификат LEED Gold Американского совета по экологичному строительству благодаря использованию специальных технологий строительства, способствующих наибольшей энергоэффективности здания. Новая башня способна вместить до 25 тысяч сотрудников компании одновременно.

5. Многофункциональный комплекс City Life в Милане





Жилой массив из 7 корпусов высотой 5–13 этажей City Life в Милане, выполненный по проекту британского архитектора Захи Хадид, был сдан в эксплуатацию весной 2014 года. По сравнению с , фасады City Life выглядят относительно сдержанно и спокойно. Главным художественным приемом автора стало «волнистое движение изогнутых балконов», которое также не слишком бросается в глаза. В состав комплекса входят квартиры размером от обычных двухкомнатных до 2-этажных пентхаусов, и у каждой из них имеется собственная просторная терраса и два машиноместа в подземном гараже.

6. Стадион «Сан-Никола» в Бари





Многофункциональный стадион, построенный в 1990 году в итальянском Бари, был назван в честь покровителя небольшого города, святого Николая Чудотворца. Любопытно, что стадион, автором которого является Ренцо Пиано, вмещает 58 248 человек, но при этом ни разу не был заполнен до отказа. Именно со строительством нового спортивного объекта многие связывают экономические достижения небольшого провинциального города, о котором до недавних пор было мало что известно.





3-этажный жилой комплекс, напоминающий гору из каменных блоков, был построен в северо-восточной итальянской коммуне Сесто по проекту архитектурного бюро Plasma Studio. Одним из главных новшеств от авторов проекта стало использование ломаной линии в качестве основополагающего элемента фасада. Благодаря многочисленным изломам линии и современному осветительному оборудования, особенно привлекательным здание жилого комплекса выглядит ночью. Любопытно, что под зданием проходит пешеходная дорога, соединяющая внутренний двор с прилегающей территорией.





Мобильный ресторан Cube Electrolux "посетил" Милан в 2012 году в качестве специальной акции, в рамках которой он также побывал в Брюсселе, Париже, Лондоне, Берлине, Москве и других крупных европейских городах. Концепция создания столь необычного ресторана является одним из направлений социальной деятельности известной машиностроительной компании Electrolux. Здание ресторана, рассчитанного на 18 посетителей, представляет собой стеклянную полупрозрачную конструкцию на алюминиевом каркасе. Внутри заведению придают уютность деревянный пол и ковер от шведского производителя Kasthall. Мебель в ресторане также выполнена в лучших традициях скандинавского дизайна.





Аквариум в Генуе, построенный в рамках международной выставки Экспо-1992, считается крупнейшим аквариумом Италии и вторым по величине в Европе. Здание аквариума площадью 3100 кв. м, автором которого считается итальянский архитектор Ренцо Пиано, расположено в районе старого порта города Генуя. В 1998 году аквариум был расширен: к нему был приставлен стометровый корабль, соединённый мостом с основным строением. Сегодня аквариум состоит из 70 резервуаров общим объемом в 6 миллионов литров, в которых обитают самые разные рыбы, рептилии и беспозвоночные. Ежегодно аквариум в Генуе посещает около 1,2 миллиона человек.





Библиотека Сандро Пенна была открыта в Перудже в 2004 году. Благодаря своей необычной форме, сплошному остеклению, нетривиальному цветовому решению и продуманной до мелочей подсветке, здание ассоциируется с летающей тарелкой. В интерьере здания, как и снаружи, розовые и пастельные тона. В библиотеке Сандро Пенна хранится огромная коллекция как классических итальянских произведений, так и современных бестселлеров. Оригинальное по форме здание теперь прочно ассоциируется с итальянским регионом Умбрия и его столицей, городом Перуджа.





На одном из виноградных полей Перуджи в 2012 году возникло необычное архитектурное сооружение - Винный погреб Cantina Carapace. Здание представляет собой купол, верхний этаж которого служит входной зоной, а нижние служат местом хранения и продажи вина. В стенах Cantina Carapace посетители смогут узнать секреты приготовления вина, попробовать его на вкус и приобрести.





В 1999 году проект известного итальянца Массимилиано Фуксаса победил в конкурсе на строительство современной католической церкви в Фолиньо. И вскоре, спустя пару лет, здание, внешне совершенно не напоминающая культовое сооружение, было построено. Форма церкви представляет собой практически правильный прямоугольник, основным строительным материалом послужил экологичный железобетон. Правильность основного объема здания слегка нарушают асимметричные стеклянные проемы, сквозь которое в интерьеры проникает солнечный свет. Постройку в Фолиньо называют одной из самых противоречивых работ итальянского мастера.





В 2004 году в городе Модена открылся новый музей, спроектированный британскими архитекторами из Future Systems совместно с местными специалистами Андреа Морганте и Амандой Левете. Сегодня музей авто-гиганта представлен двумя отдельными выставочными зонами, одна из которых расположена в здании XIX в, где родился основатель корпорации Энцо Феррари, а другая - в новой пристройке. Несомненно, внимание туристов в первую очередь привлекает ярко желтая алюминиевая крыша, похожая на блестящий кузов и обеспечивающая естественную вентиляцию и освещение. Фирменный цвет Ferrari в совокупности со стеклянным фасадом в передней части музея, белоснежным интерьером и многочисленными выставками легендарных моделей автомобилей, проходящими в современном здании, придает этому музею особенный статус, выделяющий его на фоне других музеев по всему миру.





Железнодорожная станция в Реджио-Эмилия, выполненная по проекту прославленного мастера био-тека Сантьяго Калатравы, была торжественно открыта в июне 2013 года. Испанец спроектировал конструкцию из стали, стекла и бетона, полностью окрашенную в белый цвет. Волнообразные фасады здания выполнены с применение железобетонных конструкций. Станция разделена на два уровня: на нижний есть вход с улицы, и в нем расположены билетные кассы и другие службы, а на верхнем уровне находятся перроны для посадки на поезда. Уровни связаны между собой двумя эскалаторами и двумя панорамными лифтами. Невероятно, но станция общей длиной 485 м способна одновременно вместить два миллиона потенциальных пассажиров.





В 2010 году на территории итальянского курортного городка Равелло возникло здание нового концертного зала, выполненное по проекту известнейшего бразильского зодчего Оскара Нимейера. Общая вместимость Аудиотрии Нимейера составляет 400 мест. Архитектор решил внутреннее пространство сооружения с большим чувством такта и уважения к местности - небольшой оконный проем с морского фасада -«задник» для сцены зала, а два панорамных окна на боковых фасадах визуально связывают зрителей с окружающим пространством.





Впервые железнодорожная станция Porta Susa появилась в Турине в 1868. В период с 2006 по 2013 гг. проходила реконструкция, после чего фасад и интерьер станции кардинально поменялись. Главным достижением архитекторов обновленной станции можно смело назвать полукруглую форму фасада и атриумный "открытый" потолок, сквозь который можно увидеть небо и соседнюю застройку.





Прославленный архитектор Даниэль Либескинд создал проект уникального памятника, использовав в качестве его основы изуродованную огнем металлическую балку, извлеченную из-под обломков башен-близнецов и подаренную властями Нью-Йорка городу Падуе за помощь в ликвидации последствий терактов. Напоминающий по своей форме «книгу истории», мемориал носит официальное название "Память и свет". Монумент образован с помощью стеклянных поверхностей и прорезающих их оплавленных металлических брусьев.

18. Музей современного искусства в Роверето





Музей современного искусства был основан еще в 1987 году, первоначально он находился во Дворце Альбере в Тренто. Сегодня он располагает тремя филиалами – в Торре Ванга в Тренто, в Доме Футуристического Искусства имени Деперо в Роверето и главным зданием - также в Роверето, построенным по проекту архитектора Марио Боты. Именно о последнем объекте пойдет речь. Здание музея состоит из четырех этажей, на которых проходят выставки более 30 тысяч работ современных художников и располагаются научно-просветительские центры.





Одна из самых неоднозначных работ британки Захи Хадид, Музей современных искусств MAXXI в Риме, была удостоена премии Стирлинга в области архитектуры в 2010 году. Конструктивная система этого шедевра современной архитектуры исходит из идеи традиционного музея и лишь отдаленно перекликается с выставленными внутри него произведениями искусства. Стены создают плавное и динамичное перетекание интерьеров в наружное пространство здания.





Библиотека была открыта в 2007 году в Нембро и, наряду с уже имеющейся постройкой типа "палаццо" вошла в музейный комплекс города. Современное корпус библиотеки выполнен из металла, стекла и железобетона. Особое внимание привлекает одна стена стекло-металлических панелей, отдаленно напоминающих книги. Библиотека в Нембро - один из немногих случаев удачного соседства сооружений из разных эпох.





Паломническая церковь Сан-Пио в Сан-Джованни-Ротондо была спроектирована всемирно известным архитектором Ренцо Пьяно и имеет большую художественную ценность. Она находится рядом с больницей «Дом для облегчения страданий». Площадь церкви составляет 6 тыс. кв. м и она является второй по величине церковью в Италии. Нижний этаж склепа покрыт золотом из пожертвований верующих, и там находится гробница святого. Это место для молитв может принять большой поток верующих и многие пользуются местными гостиницами и такими услугами как кровать и завтрак, которые находятся в нескольких минутах ходьбы.

22. Концертный зал «Парко-делла-Музика» в Риме





Концертный зал «Парко-делла-Музика» был построен в 2002 году по проекту Ренцо Пиано. Второе название объекта, «Аудиториум» - музыкальный комплекс, назначение которого состояло в том, чтобы создать центр классический музыки. Название комплекса – «Парк музыки» – объясняет проектную идею, заключающуюся в том, что три музыкальных зала должны буквально «парить» над зеленью парка. В римском «Парко-делла-Музика» часто проходят глобальные мероприятия, саммиты и концерты знаменитых групп.

23. Олимпийская арена «Паласпорт Олимпико» в Турине





Олимпийская арена "Паласпорт Олимпико", вмещающая 16600 человек, была построена 13 декабря 2005 года по проекту японского архитектора Арата Исодзаки специально к открытию туринской Олимпиады. Внутреннее пространство "Паласпорт Олимпико" легко может менять конфигурацию, благодаря чему после окончания Олимпиады здание служит для проведения самых разных массовых мероприятий, как спортивного, так и научного, религиозного, культурно-развлекательного характера. Олимпийская арена стала настоящей достопримечательностью современного Турина.

Современная архитектура Италии постоянно развивается и образует что-то еще более уникальное, как, например, или . Италия находится на юго-западе европейского континента, что не могло не отразиться в ее архитектуре. Итальянская архитектурная школа чем-то похожа на зодчество Испании, Германии, Франции и т.д. Благодаря нашим статьям , и , каждый читатель сможет сделать свой собственный вывод относительно схожести западноевропейских направлений современной архитектуры.

Италия – настоящая сокровищница нашей планеты. Нигде больше нет стольких значимых достопримечательностей. Прогуливаясь по итальянским улочкам, можно наткнуться на постройки из совершенно разных эпох. И нигде больше нет такого заботливого и бережливого отношения ко всем периодам своей истории, как у итальянцев.

Здесь сохранились более 30 тысяч важных для истории церквей, 200 соборов и 60 тысяч капелл, 300 резиденций епископов и 40 тысяч дворцов, и это не полный перечень.

Архитектурные стили Италии условно можно разделить на следующие:
— Древнего Рима;
— Архитектура византийского стиля;
— Архитектура эпохи Возрождения;
— Готический стиль;
— Барокко.
Наверное, самое большое влияние на стиль этой страны было оказано Древним Римом. Самой известной постройкой того времени считается Римский Колизей и Пантеон, который раньше был храмом богов, а сейчас мавзолей, где покоятся останки королей Савойской династии, а также знаменитого художника Рафаэля Санти.

Наверное, больше ни одна страна мира, кроме Италии, не может похвастаться такой красотой и богатством архитектурных форм. Нигде нету такого количества исторических памятников, дошедших до нас еще с древних времен. Путешествуя по Италии, туристы без всяких учебников запросто могут пройти экспресс-курс европейской истории – от Древнего Рима до ХХ века – настолько показательна и самобытна итальянская архитектура.

Как известно, «все дороги ведут в Рим», ведь именно здесь сохранилось больше всего древних построек. Не зря этот город называют «вечным». Одной из главных туристических достопримечательностей был и остается Колизей – свидетель событий более чем двухтысячелетней давности. Здесь проводились гладиаторские бои, публичные казни, спортивные турниры, звериные бои и другие, подчас очень жестокие, зрелища. Также сохранились такие образцы древнеримской архитектуры, как Римский форум и Пантеон.

С приходом христианской эпохи именно Италия стала родиной нового стиля в архитектуре – романского. Ярким примером архитектуры романского стиля являются базилики Сан-Дзено в Вероне, Сант-Амброджо в Милане. Затем во Флоренции, Пизе и других городах Тосканы грузный романский стиль сменяется более возвышенной готикой. Итальянская готика отличается спокойной уравновешенностью и гармоничностью. Ее образцами в церковной архитектуре являются кафедральный собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, Базилика Святого Марка в Венеции. Светские здания, выполненные в готическом стиле – это Палаццо Веккьо во Флоренции, Дворец дожей в Венеции.

Попадая в Венецию сполна ощущаешь расцвет стиля барокко – роскошь и великолепие чувствуются в каждой архитектурной детали. Венецианские архитекторы сделали свой город одним из самых красивых в Италии. Венеция знаменита богато украшенными дворцами и базиликами в стиле барокко. Также здесь находится дворец Палаццо Вендрамин-Калерджи, расписанный художником Джорджоне и служивший домом композитору Вагнеру.

В эпоху возрождения Флоренция поистине была культурной столицей Италии. Здесь жили и работали Леонардо да Винчи, Буонаротти, Джанни Бокаччо, Данте Алигьери. Это центр итальянского Возрождения, поэтому флорентийская архитектура поражает гармонией форм и классическим великолепием.

Не менее известной постройкой древнеримской архитектуры является Римский Форум. Он дошел до наших времен в худшем состоянии, чем Пантеон, но его триумфальные арки, термы и храмы сохранились.
Когда Италия стала христианской страной, то тут было построено великое множество базилик в византийском стиле.
В начале 12 века стали появляться постройки в готическом стиле. К таким сооружениям можно отнести собор Санта Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче. В готическом стиле стали строиться и дворцы знати, например, дворцы Флоренции и Перудже.
В конце 14 века наступила эпоха Возрождения. Основателем этого архитектурного стиля считается Брунеллески, построивший такие шедевры, как церковь Сан Лоренцо, знаменитый дворец Питти и часовню Пацци. Другим известным архитектором Донато Браманте был построен ватиканский собор Св. Петра, являющийся настоящим произведением искусства. Достраивал, кстати, этот собор Рафаэль Санти, а Микеланджело сделал купол.
После эпохи Возрождения пришло время стиля барокко. Этот стиль был основан Лоренцо и отличался роскошью, пышностью и могуществом построек. Здесь использовались различные пилястры, колоннады, скульптуры. Яркий пример такого стиля церковь Сан Карло. До сих пор в Италии можно встретить очень много сооружений стиля барокко, потрясающих воображение.

В Неаполе архитектурными достопримечательностями считаются резиденция монархов Королевства Обеих Сицилий — Королевский дворец, построенный в XVII веке, и Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo) – старейший оперный театр в мире с замечательной акустикой. Неоклассицизм – преобладающий стиль в неапольской архитектуре.
Архитектура Италии – это символ победы над временем, и не только потому, что мы до сих пор можем любоваться древними зданиями, но и потому что в Италии по соседству могут находится здания, у которых сотни лет разницы в возрасте – и это придает Италии особую изюминку.




Top