Костел на малой грузинской расписание служб. Кафедральный собор непорочного зачатия пресвятой девы марии - история и небольшая прогулка

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

В Москве имеется несколько католических храмов. Костел на Малой Грузинской улице - едва ли не самый большой из них. Решение о его строительстве было принято в 1894 году. В те времена в Москве жило просто огромное количество католиков. Это были французы, поляки и т. д. (30 тыс. человек). Двух католических храмов (св. Людовика и св. и Павла), уже имевшихся в XIX веке в столице, попросту не хватало. Деньги на новую церковь собирали сами прихожане - как москвичи, так и жители других регионов России. Шли пожертвования и из-за рубежа. К примеру, из Варшавы было прислано 50 тыс. рублей.

Строительство костела

Строить Римско-католический кафедральный собор начали в начале ХХ в. - в 1901 г. Проект разработал один из известнейших архитекторов столицы и всей страны - Богданович-Дворжецкий. Фома Иосифович был прихожанином костела св. Петра и Павла и преподавал живопись, зодчество и ваяние в Московском училище. Для того чтобы построить новый храм, верующим пришлось обращаться за разрешением к Николаю II и Синоду РПЦ. Под собор было выкуплено 10 га земли. На его возведение ушло порядка трехсот тысяч рублей золотом.

Костел после революции

Открытие новой церкви состоялось в декабре 1911 года. Мессы в храме проводились как до революции, так и после нее. В 1937 г. костел на Малой Грузинской первым из всех, действовавших в Москве, был закрыт. После этого бесследно исчезли практически все церковные принадлежности. Вывезли даже орган и алтарь. Красивейший фасад был обезображен. В церкви начали свою работу различные светские организации. Внутри храма возвели огромное количество перегородок и сделали перепланировку, в результате чего интерьер изменился до неузнаваемости.

Костел после войны

Во время ВОВ в Римско-католический кафедральный собор попала бомба. Однако слишком больших повреждений при этом зданию нанесено не было. В первые дни войны были разобраны башенки церкви, поскольку они могли послужить хорошим ориентиром для немецких летчиков. В результате здание полностью потеряло свое очарование. После войны был разрушен и главный шпиль костела.

В 1976 г. храм хотели отдать под зал органной музыки. Однако сбыться этим планам суждено не было. В стенах костела на тот момент действовало около 15 светских организаций. Разумеется, переезжать на новое место никто не захотел.

Вплоть до 90-х годов костел использовался и в качестве склада. О необходимости его возвращения верующим заговорили в 1989 году. 8 декабря 1990 г. священником Тадеушем Пикусом на ступенях храма была отслужена месса. Несмотря на мороз, в костел пришло огромное количество верующих. Все они молились о возвращении им храма. Первая же после 1937 г. официальная месса была проведена в соборе 07.06.1991 г.

Костел на Малой Грузинской в наши дни

В 1992 г. Ю. М. Лужковым было подписано решение о постепенной передаче помещений храма московским католикам. Однако выселить занимающий храм НИИ «Мосспецпромпроект» долго не удавалось. В 1995 г. верующие самостоятельно разобрали стену, отделявшую это светское учреждение от прихода, и попытались освободить помещение от офисной мебели. Однако вмешавшийся ОМОН разрушил планы католиков. Верующие были изгнаны из костела. Некоторые из них даже получили телесные повреждения.

После этого инцидента католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился к Борису Ельцину с просьбой разрешить конфликт между приходом и НИИ. В результате «Мосспецпромпроект» был переведен в другое здание. К концу 1995 г. храм полностью передали верующим. Освящен он был 12.12.1999 г. легатом Папы Римского госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. К концу века собор был полностью отреставрирован. Деньги на реконструкцию, как и при строительстве храма, собрали прихожане. Руководил работами Анджей Стецкевич. В результате собор стал настоящим украшением даже такого богатого на города, как Москва. Костел на Малой Грузинской в наши дни выглядит великолепно, вы можете убедиться в этом из фотографий, размещенных в статье.

В 2005 году собором Basler Munster (г. Базель, Швеция) костелу был подарен орган. Этот инструмент позволяет абсолютно безупречно исполнять музыкальные композиции самых разных эпох.

Сегодня, как и когда-то, в храме проводятся мессы на армянском, английском, польском, французском и других языках. Священники венчают молодоженов, крестят новорожденных, провожают в последний путь умерших. Как и во всех католических храмах, в костеле звучит орган.

Интерьер храма

Входя в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, верующий сразу же видит висящий на стене крест, украшенный цветами. Икон, как и во всех католических храмах, в костеле нет. Зато есть алтарь, возле которого и проводятся мессы. Интерьер костела необыкновенно красив. Особое очарование ему придают витражи - цветные панно, собранные из кусочков стекла. Темнота, высокие своды, мерцание свечей и органная музыка настраивают верующих на соответствующий лад.

Архитектурные особенности

Построено здание из кирпича красного цвета в неоготическом стиле. Это архитектурное направление может считаться в какой-то мере традиционным для католических соборов. Зародился во Франции и очень быстро распространился по всей Европе. Основной его отличительной чертой являются монументальность и стремление всех элементов ввысь. Многие католические соборы, в том числе и костел на Малой Грузинской, украшает огромное количество башенок с тонкими шпилями. Главная ось храма расположена строго на линии Север-Юг. В этом одно из отличий костела от православной церкви, в которой главный вход обычно находится на западе.

Храм на Малой Грузинской представляет собой базилику, построенную в форме латинского креста. Восточный фасад костела очень похож на фасад знаменитого Вестминстерского собора в Великобритании. К главным воротам храма ведет ровно 11 ступеней. Это означает 10 заповедей, плюс символ самого Христа. Лишь соблюдая наказы Иисуса, можно войти в царствие небесное.

В чем разница между католицизмом и православием

Храмы строят и католики, и православные. Разница между двумя этими направлениями христианства, однако, достаточно существенна. Но сначала поговорим об их сходстве. Обе эти церкви отличает наличие жесткой иерархической структуры, своих законов, а также религиозных и культурных традиций. Разумеется, основным объектом поклонения и там и там является Иисус Христос, а также единый Бог Отец. И католики, и православные особо почитают Деву Марию и всех апостолов. В обоих этих направлениях имеются свои великомученики и святые.

В чем же разница? Разделение христианства на католичество и православие произошло очень давно - в XI в. В 1054 г. Патриарх Константинопольский представителей Папы Римского, которые ответили ему тем же. С тех пор католики и православные богослужений вместе не проводят. Объединение этих двух направлений христианства представляется крайне проблематичным и в наши дни. Слишком уж большие изменения первоначальных традиций произошли за века раскола.

Католичество - это прежде всего целостная церковь. Все ее члены и составные части жестко подчинены Папе Римскому. такой монолитностью не отличается. В этом плане она более демократична. Существуют Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская и другие православные церкви. Имеются различия и в религиозных канонах. К примеру, католики уверены в том, что Святой Дух может исходить как от Отца, так и от Сына. Православные же считают, что только от Отца. Различия существуют и в отношении церквей к своим прихожанам. В католицизме, например, разводы категорически запрещены. Православная же церковь иногда их разрешает.

Какие еще католические костелы действуют в Москве на данный момент

Костел на Грузинской не единственная католическая церковь в столице. Имеются и другие:

  1. Костел св. Людовика. Основана эта церковь была еще в 1791 г. В начале XIX века (1827-1830 гг.) на месте старого здания построили новое в стиле базилики. Возведена церковь была по проекту зодчих Д. И. и А. О. Жилярди. После 1917 г. этот храм не закрывался, и мессы в нем продолжали служить. В 1992 г. верующим были возвращены все здания, относившиеся к костелу до 1917 г., в том числе и здание лицея.
  2. и Павла. Это еще один костел в Москве, основанный очень давно - в 1817 г. Новое здание построили в 1903-1913 гг. по проекту архитектора В. Ф. Валькота. После революции храм был закрыт, и в нем располагались различные светские организации. Сегодня эта церковь опять передана верующим.
  3. Англиканская церковь св. Андрея. Основан этот костел был в 1814 г. Нынешнее здание возвели в 1882-1884 гг. Проект храма разработал англичанин Р. К. Фримен. В 1920 г. церковь была закрыта. В настоящий момент она передана верующим.

Костелы Москвы. Адреса

Католические храмы столицы можно посетить по адресам:

  1. Римско-католический кафедральный собор: ул. Малая Грузинская, д. 27.
  2. Церковь апостолов Петра и Павла: пер. Милютинский, д. 19, кв. 18.
  3. Церковь св. Людовика: М. Лубянка, д. 12.

Самый большой католический костёл России. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского. Собор очень красивый и величественный, особенно в ночном освещении. Переживший немало потрясений на своем веку, сейчас храм открыт для посещений и концертов органной музыки в исполнении лучших музыкантов с разных стран мира.


Строительство католического храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве в 1894 году

Началось все с того, что к концу XIX века в Москве количество католиков возросло и насчитывало около 35 тысяч человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика Французского, что на Малой Лубянке и церковь святых апостолов Петра и Павла (в настоящее время закрыта) не могли уместить такое количество прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего католического храма в Москве.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 1894 году начались организационные и подготовительные работы для воздвижения нового филиального храма прихода свв. Апостолов Петра и Павла. В 1897 году в журнале "Строитель" был опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который победил на конкурсе, объявленном московскими поляками. Чтобы началось строительство, необходимо было согласие царя Николая II и синода - светского органа, наблюдающего за деятельностью русской православной церкви.

Как только разрешение на строительство было одобрено, многочисленная католическая община начала сбор средств, в основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого было куплено 10 гектаров земли на Малой Грузинской улице. Деньги собирали в основном поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом (из Варшавы пришло 50 тысяч рублей золотом), а также многие католики иных национальностей, включая русских. Жертвовали и простые рабочие, строители, железнодорожники.



Описание собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Ажурную ограду

вокруг будущего собора, а также первый проект храма был разработан архитектором Л.Ф. Даукшой, но строился костёл по проекту другого архитектора. Окончательный проект храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий. Храм представляет из себя базилику, которая в плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово.



Главный восточный фасад

этого собора сильно напоминает знаменитый собор в Вестминстере (Англия). А многогранный купол, увенчанный шпилями был навеян кафедральным собором в Милане (Италия).
По законам готической архитектуры храм - это не просто сооружение для молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в храм, прочитывает как книгу архитектурное убранство и орнамент собора.

Вот, например, ступени, которые ведут к порталу (главным воротам храма). Их ровно 11, что означает 10 заповедей и последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти 10 заповедей, человек входит в царствие небесное, которое в этом храме символизируется порталом с резными дверями. Над дверьми виден золотой знак, в котором распознаются 4 буквы: VMIC, которые читаются как Virgo Maria Immaculate Conception, что переводится как Дева Мария непорочно зачатая.



Костел строили с 1901 по 1911 гг

. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были поставлены только в 1923 году. На строительство храма ушло в общей сложности 300 тысяч рублей золотом, что равносильно примерно 7 400 000$.



Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии во время и после революции

Октябрьская революция свергла царизм и вместе с ним отвергла церковь, как православную так и католическую. Советский союз создавался как атеистическое государство, борьба с религией наряду с классовой борьбой была главной целью революции. Сталинский террор достиг своего апогея в 1937 году - костёл на Малой Грузинской был закрыт, последний польский священник о. Михал Цакуль был расстрелян НКВД. Тысячи священников и монахов были уничтожены в лагерях.

30 июля 1938 года церковное имущество было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был испорчен. Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили его внутри: храм поделили на 4 этажа, изуродовав перепланировкой интерьер этого ценного памятника церковной архитектуры.

В первые дни войны между Германией и СССР в июне 1941 года, когда начались налеты немецкой авиации на Москву, башенки костёла снесли, ведь они могли послужить ориентирами для немецких летчиков. Печальное зрелище представлял костёл с обрубленными башенками, словно культяпками.

После войны ситуация не изменилась - у храма был снесен и шпиль, венчавший купол и отнят еще один участок территории и присоединен к дому по Малой Грузинской улице. В храме располагались и рабочие общежития, и овощехранилища, цеха и конторы. Единственным действующим католическим храмом на то время оставался храм Людовика Французского Парижской епархии.


Передача собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии католикам

Постепенное разрушение храма продолжалось до середины 70-х годов. И вот, в 1976 году московские власти будто вспомнили про существование костёла и решено было передать его управлению культуры, чтобы переделать его под зал органной музыки. Но этого не случилось из-за нежелания отдавать помещения храма расположившихся в здании организаций, которых насчитывалось в 4 этажах храма около 15.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский» и московские католики впервые поставили вопрос о передачи Храма его владельцам – католикам и Католической Церкви. Храм начинает потихоньку возрождаться. С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма. Несколько сот человек несмотря на зимнюю стужу молились о возвращении им Храма.

Не смотря на то, что помещения Храма еще не были официально возвращены его истинным владельцам, группа московских католиков учреждает приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в январе 1990 года. Особенностью этого прихода является то, что он очень тесно связан с католическим монашеским орденом селезианцев. Этот орден был основан в середине XIX века святым Джованни Боско, который главной целью своей жизни решил сделать служение молодежи и катехизации. И по сей день этот орден существует, занимаясь современными проблемами молодежи.


Освобождение Храма под церковные требы

С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во дворе Храма стали совершаться Святые Мессы. C 29 ноября 1991 года в Храме служат монахини-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности – помощь больным и нуждающимся.

1 февраля 1992 года мэр Москвы Ю.М.Лужков подписывает документ о постепенном освобождении Храма под церковные требы (в срок до 2-х лет). Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист.

После этих событий, 9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич был вынужден обратиться с открытым письмом к президенту России Б.Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.


А 2 февраля приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием.

Сразу после возврата Храма католикам, начались реставрационные работы, основную часть которых взяли на себя архиепископ, настоятель, а также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им.Иоана Боско и многие другие. Окончанием реставрации с сентября 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.


Пожертвования благотворительных организаций

Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций Польши, Германии и католиков многих других стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел свою первозданную красоту.

12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.



Новый орган в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 2005 году в соборе был установлен новый орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского города Базель. Этот орган фирмы «Kuhn» – относится к числу самых больших органов в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

16 января 2005 г. состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты самых известных храмов мира.


Если гулять по Малой Грузинской улице, то непременно пройдешь мимо здания в неоготическом стиле.Это и есть Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - главный католический храм России.


Глядя на стреловидные шпили с серебряными крестами, стремящиеся в голубое небо, трудно представить, что так было не всегда. Но у нашего храма была очень сложная и трагическая история.
Построен он был в начале двадцатого века для российской католической общины, в которую входили преимущественно поляки. Освящен в 1911 году во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, но, в целом, служил филиалом ныне закрытой церкви св. Петра и Павла, которая уже не справлялась с таким количеством прихожан (более 30 000). Пожертвования на строительство собирались со всей страны и даже из-за границы. Храм строился с 1899 по 1911 год, но отделка велась вплоть до 1917 года.
Проект храма разработал прихожанин церкви свв. апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здание было спроектировано в неоготическом стиле (т.е. стиле «новой готики», отличительные особенности которой: кладка из красного кирпича, высокие черные крыши, стрельчатые окна). Прообразом фасада послужил готический Собор в Вестминстре (Англия).


Это фасад в год освящения, а справа алтарь старого образца, который был утерян.
Грянула революция, а с ней и годы гонения на любую религию. Храм действовал до 1937 года, потом он был закрыт, а после в 1938 году и вовсе отобран у католиков. Но наступление на храм началось еще раньше. В 1935 году у него отторгли часть территории для строительства школы.
После закрытия началось постепенное разрушение собора. Было расхищено и уничтожено церковное имущество, включая алтарь и орган, был обезображен фасад. Храм отдали под различные организации, которые изуродовали его до неузнаваемости, разделив его перекрытиями на 4 этажа. Храм продолжали разрушать - во время войны снесли шпили, якобы чтобы убрать опасную мишень для бомбардировок, после снесли шпиль с купола и отобрали оставшуюся территорию под жилой дом.


К концу двадцатого века, в 1976 году, про храм вспомнили и решили передать главному управлению культуры для реконструкции и организации там зала органной музыки. Но не получилось из-за сопротивления разместившихся там организаций.
А в 1989 году московские католики потребовали вернуть храм Католической Церкви - законным хозяевам. Так начался медленный процесс возрождения храма.
В 1990 году была отслужена первая месса на ступеньках храма. Был учрежден приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и началась борьба за возвращение храма верующим.


С июня 1991 года во дворе храма каждое воскресение стали служить Мессу. В июле 1991 года настоятелем храма был назначен салезианец отец Иосиф Заневский, который занимает этот пост и поныне. В этом же году началась благотворительная деятельность, катехизация по подготовке к таинствам. В 1993-1995 году в здании располагалась Высшая Духовная семинария - Мария Царица Апостолов, а так же какое-то время размещался там католический колледж св. Фомы Аквинского. Помнится, его выпускники рассказывали, как в перерыве бегали поклониться Святым Дарам в подвале, а потом вновь неслись на занятия. Сейчас оба заведения имеют свои здания. Католическая семинария переехала в Санкт-Петербург, а теперь уже университет располагается где-то на Бауманке, кажется.
В начале 1992 года мэр Москвы подписал распоряжение о передаче храма верующим. Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. Прихожане собственными силами расчистили от мусора несколько комнат в подвале и стали совершать богослужения там.


В тесноте, темноте, но выхода не было.
9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б.Н.Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М.Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.
Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о.Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате храма и посту. По четвергам и пятницам в храме стали совершаться адорации Пресвятым Дарам и молитвенные процессии вокруг Храма – по воскресеньям. Верующим приходилось даже заниматься самозахватом помещений, что приводило к столкновениям с милицией. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из здания Храма. А 2 февраля 1996 года приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием. Но это скорее было воспоминание о том соборе, который был когда-то, а не сам собор.

От него остались только полуразрушенные стены. Не подобает в таком месте совершать Евхаристию.


Началось постепенное восстановление здания, пожертвования опять собирались со всего мира как и при строительстве.


12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.


Не так давно мы отмечали одиннадцатилетие с повторного освящения собора. А в этом году будем отмечать его столетие. "И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18.) Храм возродился как феникс из пепла. И надеюсь простоит еще много-много столетий.
Фотографии в этой части, кроме современных, естественно, не мои. В сети найдено да с приходского сайта catedra.ru взяты. Впрочем, и они по всей сети болтаются. Так что трудно сказать, что и откуда взято, но главное суть.
После восстановления храм и приход зажили полнокровной жизнью.


Собор превратился в настоящий культурный центр, где проводятся занятия по основам христианского вероучения, ведется благотворительная деятельность (работает детский приют, центр Каритас, собираются пожертвования на различные нужды), проводятся концерты духовной музыки и различные встречи.
Порой мне наш собор напоминает густонаселенный город. :)

Входишь в эти чугунные ворота, увенчанные латинским крестом и попадаешь в место прохлады, тишины и покоя.


Да, там всегда спокойно, даже не смотря на то, что по территории носится масса детей из окрестных домов, а по воскресениям это вообще многонациональный детский сад. Местные жители любят сюда приходить, потому что их точно никто не прогонит и здесь нет никакой опасности. Разве что детской площадки нет, но детское население всегда находит чем заняться.


На месте строительного вагончика возвели статую Доброго Пастыря с овцами. Можно бесконечно спорить о ее художественной ценности, но вот дети ее просто обожают.
Обычно она выглядит именно так. Дети устраивают скачки на овцах и пытаются вскарабкаться по посоху на руки к Иисусу. В этом году решили обломать их и все кругом засадили цветами и огородили, а по мне так зря. Пусть бы себе играли.
Я люблю наблюдать за детьми, за раскормленными голубями, во множестве бродящими по территории и просто любоваться башенками, уходящими ввысь.


А еще я смотрю на витражи снаружи, пытаясь угадать, где какой.

Но это не так просто. Внутри стекло выглядит совсем по-другому.
Мне все это никогда не надоедает, потому что во всякое время года и дня собор всегда разный.


В сгущающихся сумерках угадывается лишь черный контур, а в темноте включается подсветка, от чего все здание горит оранжевым, как бы светится изнутри.
Мне очень нравится и гулять по территории, которая выглядит вполне ухоженной и облагороженной. Там растут ели, которые перед Рождеством украшают, а отец настоятель завел теплицы и насадил кучу цветов.


Порой выходишь во двор, а он там расхаживает с садовым шлангом и поливает свой цветник.

В прошлом году возле церковного киоска цвели роскошные красные розы.


Грот Девы Марии Лурдской возле здания Курии нынче тоже утопает в цветах.

Да и сама администрация не отстает.

В цветах почти каждый квадратный сантиметр. :)


Что ни говори, а зимой куда скучнее.


Хотя это как посмотреть. Удивительные встречи случаются круглый год. На этой фотографии неожиданно материализовались два монаха-францисканца. Я потом их только на дисплее увидела. Нарочно не придумаешь. А так это наш церковный киоск, где неплохой выбор христианской литературы, можно приобрести свечи, иконы, распятия, нательные кресты и все что необходимо для внешнего выражения веры.


Это роза собора. Там есть латинские буквы VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta – Дева Мария Непорочно Зачатая). Одиннадцать ступенек символизируют 10 заповедей + заповедь послушания, необходимые для вхождения во врата небесные, которые в данном случае символизируют двери храма.


Христос вчера, сегодня и всегда... Только следование этому девизу приведет нас в Отчий дом.
Войдя в двери храма, оказываешься в притворе или в нартексе, как его еще иногда называют.
Здесь есть доски объявлений прихода, концертная программа и объявления оратория - молодежного центра. Есть и столы, куда кладут программу концертов, Живое слово (размышления над Евангельскими чтениями на неделю), различные газеты и журналы (например, Свет Евангелия или Салезианский бюллетень). Впрочем, не только это. Массу интересного можно найти, если регулярно проверять.

А еще там есть четыре двери. Правая дверь возле входа ведет к запасному выходу из храма, где на лестничной площадке располагается туалет, а еще именно там расположена лестница, ведущая на хоры. Утром в воскресенье именно оттуда спускаются наши хористы.
Левая дверь возле входа ведет в цокольный этаж, где тоже много разных полезных помещений, но о них позже. Дверь возле доски объявлений ведет в зал Марии Помощницы Христиан - один из учебных классов, где я, собственно, почти целый год и получала, так сказать, начальное теологическое образование, иными словами, проходила катехизацию перед Причастием. Сам по себе зал почти ничем не отличается от школьного класса или университетской аудитории - парты, доска, окно. Разве что тесновато там и на стене висит распятие. Куда ж без него?
Между двумя дверями располагается Распятие. По обе стороны от него ящики для пожертвований - левый предназначен на ремонт храма, а правый для нуждающихся.

В последние дни Великого Поста Распятие и вообще все кресты в храме покрывают фиолетовой тканью. Это символ того, что Бог порой закрывает от нас свое лицо, но Он все равно здесь, страдает ради нас.

С весны прошлого года там долгое время стоял флаг Польши с траурной лентой - в память о погибшей польской делегации. Приход исторически всегда объединял поляков, хотя сейчас и много русских появилось. Но священники и монахини многие из Польши, потому это их непосредственно касается.


Так выглядел притвор в день гибели самолета с польской делегацией.


И, наконец, четвертая дверь ведет в главное помещение - зал для богослужений. По обе стороны от двери - чаши с освященной водой или кропильницы.


Чтобы войти внутрь, нужно опустить руку в воду и осенить себя крестным знаменем. Католики латинского обряда и просто живущие по латинскому обряду совершают его следующим образом: пальцы складываются лодочкой (символ пяти ран Христа), потом рука на лоб, после на грудь где-то в районе солнечного сплетения, на левое плечо, на правое плечо. Завершают все по-разному. Я кладу руку на область сердца, кто-то делает жест, будто собирается сжать в руке крест на груди, кто-то просто руку опускает, как-то видела, что кто-то приближал пальцы к губам. Этот жест вроде имитирует целование перстня с крестом, если не ошибаюсь. Впрочем, складывать пальцы могут немного по-другому. Есть аж пять вариантов вроде как, но в России наиболее употребителен тот, что я описала. Кстати, не возбраняется креститься как православные. Никто не побьет, потому что во-первых, так же крестятся католики византийского обряда, а во-вторых, нет разницы как креститься - самое главное символ креста Господня. Католики армянского обряда вообще как-то подмышками крестятся, и никто на них косо не смотрит.
После того как перекрестились, можно входить.


Войдя, попадаем в центральный неф, который заканчивается алтарем, где и совершается самое главное - Евхаристия, за ним Распятие (9 метров высотой).
При входе обычно нужно совершить поклон головой Кресту, но большая часть прихожан встает на правое колено. Вообще этот жест предписано совершать, когда проходишь мимо Дарохранительницы. Раньше она находилась в алтаре, во многих старых храмах до сих пор так, но после Второго Ватиканского Собора появилась тенденция переносить ее куда-то в сторону. У нас Святые Дары хранятся в часовне Божьего Милосердия, поэтому на колено вставать при входе необязательно, но все равно большинство так делает.
Слева стоит стол привратницы, где по очереди дежурят наши бабушки. За порядком смотрят, за ящиком пожертвований наблюдают и на вопросы могут ответить. С двух сторон от входа стоят исповедальни, где во время каждой мессы есть священник. Там отпускают кающимся грехи.


Выглядят они примерно так, но на фото закрытая, которые ближе к ризнице располагаются. Их почти никогда не используют, разве что в дни больших праздников, когда очередь большая, потому мне ее устройство не шибко знакомо - я там ни разу не была. Понятно, что в центре место для священника, а по бокам для исповедующегося, но на том все. Открытая почти такая же, только там нет дверей. Священник садится в кабинку в центре, а ты должен подойти сбоку, опуститься коленями на специальную доску и, собственно, через решетку сказать все, что надо, и выслушать наставления. Для особо нервных или несведущих специально на уровне глаз приклеена бумажка с обрядом исповеди, который все же имеет определенную литургическую форму. Хотя его рекомендуется знать наизусть, так как не везде приклеено.


Пока гуляешь по храму, можно полюбоваться цветными витражами. Они у нас очень красивые.


Везде превалирует фиолетовый, потому что фотография во время Поста сделана, а фиолетовый - цвет покаяния.
Обычно я сворачиваю в левый проход, так как привыкла сидеть именно по левую сторону да и любимое место для молитвы именно там.


По стенам собора развешаны барельефы, изображающие сцены Страстей Христа. Во время Великого Поста по пятницам проводится особое богослужение Крестного Пути, во время которого верующие ходят процессией с крестом и свечами, останавливаются возле каждого из четырнадцати изображений (или стояний) и размышляют над этими эпизодами с молитвой. Это двенадцатое - Распятие.


А это самое святое место храма - Дарохранительница. Слева придел девы Марии Фатимской, а впереди как раз часовня Божьего Милосердия. Желтый круг и есть дверь, за которой Святые Дары. Возле них всегда горит лампада - единственный огонек, который не гасят на ночь. Когда пересекаешь этот проход или хочешь войти или выйти из часовни, то нужно преклонить правое колено и можно перекреститься, сказав про себя или вслух 3 раза: "Да пребудут в прославлении Пресвятые Дары - истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа". Но обязательный для католика минимум - коленопреклонение и полное, а не книксен какой, как некоторые делают. Уж лучше тогда совсем ничего не делать, чем для галочки имитировать.

В левом приделе стоит статуя Девы Марии Фатимской, в честь которой он и назван. Тут стоят скамейки с генофлекториями - можно сесть, можно преклонить колени. Возле самой статуи тоже есть генофлектория. Обычно там возносят самые личные интенции, по крайней мере мне видится так. Возле статуи свечники, где можно оставить горящую свечу. Вообще в латинском обряде нет такой масштабной традиции везде ставить свечи, но, в принципе, можно оставить как знак молитвы или как жертву храму. Можно это сделать именно здесь. Свечи покупают в лавке, но можно и принести с собой.

Рядом стоит ящик для записок с просьбами к Деве Марии, которые зачитываются каждую среду во время Новенны к Матери Божьей Помощнице Христиан.
Здесь же раньше стоял бюст блаженного Папы Иоанна Павла Второго и статуя Иуды Фаддея - одного из апостолов. Сбоку от бюста Папы объявление об интенциях Бенедикта XVI на текущий месяц. На июль они звучат следующим образом:
· чтобы в каждой стране мира выборы в органы государственной власти осуществлялись справедливо, открыто и честно, с уважением к свободному решению каждого гражданина;
· чтобы везде, особенно в крупных городах, христиане стремились к плодотворному содействию делам образования, справедливости, солидарности и мира.
Есть благочестивая обязанность всякого католика молиться как можно чаще в интенциях Папы Римского. Чтобы было проще, их оглашают.
А сейчас бюст переставили на небольшую полочку возле алтаря.
В этом же приделе находится еще одна исповедальня и еще один запасной выход, который используют в дни когда вечерней мессе дышит в затылок музыкальный концерт. Тогда прихожан выпускают через эту дверь, чтобы толкучки не было.
Так же совсем рядом стоит электроорган, который используют в будние дни.


А большой орган, подаренный лютеранским собором в Германии, стоит на хорах. На нем играют только утром в воскресение, по праздникам и во время концертов.
Если собираешься в правый придел святого Иосифа, то, проходя мимо алтаря, нужно поклониться Кресту.

Здесь располагается статуя св. Иосифа с Младенцем Иисусом. Раньше эти приделы предназначались для раздельной молитвы мужчин и женщин. Справа были мужчины, а слева женщины, но сейчас эта традиция давно уж отмерла.


Еще здесь располагается частица мощей св. Терезы из Лизье, юной монахини-кармелитки, которая считается покровительницей миссионеров. Здесь тоже есть генофлектория, так что можно помолиться у мощей.

Тут же стоит еще один ящик для пожертвований, а так же статуя салезианских святых - св. Иоанна Боско и св. Доминика Савио, его ученика.


Чуть дальше слева дверь в ризницу, где сидит дежурная сестра-монахиня, которая записывает сведения в приходскую книгу, принимает пожертвования на мессы в личных интенциях, а так же здесь помещение для священников и министрантов, которые надевают здесь литургическое облачение. Здесь так же можно поговорить со священником, попросить об исповеди в неурочное время или же освятить какие-то предметы.
Рядом своего рода склад церковной утвари - купель, которую выносят к алтарю только во время крещений, крест, который носят во время торжественных процессий, ковровая дорожка, которую используют лишь в особых случаях (например, во время венчаний), переносные генофлектории для брачующихся и еще особо почитаемая российскими католиками икона Девы Марии Фатимской, которую носят в торжественной процессии по храму каждое 13 число месяца в воспоминание об явлениях Богородицы в португальском местечке Фатима, которые непосредственно касались России.
Еще тут стоит бак с освященной водой, которую можно пить или унести домой.

Правый придел порой используют для реконструкции Евангельских событий. На пасху тут Гроб Господень, а в Рождественское время - вертеп.
На Рождество, по-моему, храм выглядит красивее всего.

Всюду елки и гирлянды.


И алтарь, и амвон выглядят празднично.


После утренней мессы в первый день Нового года тихо и спокойно.

И солнце, бьющее сквозь стекла витражей.

Чтобы выйти из зала, нужно совершить те же действия, что и при входе, но в обратном порядке.
Теперь можно прогуляться в цокольный этаж или в крипту. Для этого нужно нырнуть в дверь слева от главного входа в храм. Там будет лестница в подвал.


На первой лестничной площадке будет вот такая стена памяти, где перечислены имена католиков, пострадавших за свои религиозные убеждения в годы гонений.


История Католической Церкви в России была непростой, порой там были весьма трагические страницы, но это тема отдельного поста. От старушек наслушалась ледянящих душу историй.


Лестница заканчивается прихожей со стойкой, где продают билеты на концерт. Некоторые не обращают внимания, что там и дальше что-то есть.


Если пройти вглубь, то попадаешь в зал, где стоит диван, а еще есть стенгазеты об истории салезианского ордена и его деятельности в России. И еще тут есть настольный футбол, в который очень часто играют дети или молодежь.
Если подняться по ступенькам, то попадаешь в довольно длинный коридор с множеством дверей. Первая дверь налево - это библиотека, где можно взять почитать книгу или покопаться в подшивке старых газет.


Первая дверь направо - это ораторий, молодежный центр, где проводят много времени некоторые ребята из прихода. Там можно пообщаться, совместно помолиться, выпить чаю и посмотреть душеполезный фильм, например.

Рядом большая статуя Девы Марии почти в человеческий рост. Она мне очень нравится.


После оратория располагается зал. блаженной Лауры Викуньи. Точное его предназначение мне неизвестно, но там внутри есть что-то типа алтаря и там иногда проводятся какие-то встречи. Например, розыгрыш призов Миссионерской лотереи.


Вторая дверь слева - зал св. Марии Доминики Мадзарелло. Это учебный класс. Там проводится катехизация, встречи, кружки, собрание молитвенных групп.
Дальше зал Святых Ангелов, тоже учебный и для разных встреч, а справа зал св. Иосифа для масштабных встреч - например, для Живого Розария раз в месяц или для записи на катехизацию, куда традиционно притаскивается масса народа. Этот зал самый большой, поэтому как нельзя лучше годится для таких мероприятий.


На стене есть распятие и есть изображения Тайн Розария, одной из самых популярных католических молитв, - все четыре части, всего 20 тайн.

Без доски объявлений тоже не обойтись.
Дальше идет дверь, за которой коридор продолжается. Справа будет хоровой класс, где хористы проводят репетиции, а слева Каритас - благотворительное учреждение. После коридор расширяется и можно увидеть несколько дверей. Если пойти направо, то попадешь в предбанник, где дверь в помещение Школы Катехизаторов и Школы Изучения Библии, а дальняя дверь ведет в часовню, которую традиционно оккупирует корейская община.


Во время прошлогоднего ремонта там проводились мессы по будням. В часовне два алтаря.


В этом располагается Дарохранительница и на нем же служат Тридентскую мессу два раза в месяц.

Я в этом старом чине совсем не разбираюсь. Знаю только, что он намного длинее нового, все на латыни и священник спиной к народу служит.
Сама часовня мне не очень нравится. Уж больно ярко выражен азиатский колорит - даже образы с азиатским типом лица, это очень отвлекает.
У часовни есть еще один алтарь, на котором служат мессу по обычному чину. Есть и еще одна дверь, в которую священники входят и выходят. Она полностью прозрачная, поэтому видно все, что творится в коридоре, а это не шибко уютно, потому что там располагается походная исповедальня. Там перекрытий нет, поэтому все прекрасно видно. Тут же есть мини-ризница и еще один выход из храма. Такая вот небольшая прогулка по собору, приоткрывающая завесу таинственности. :)

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, для льготных категорий и для владельцев наших дисконтных карт, получающих информационную рассылку. Эти льготы являются акцией только для предварительной продажи. Перед началом концерта установлена единая льготная цена для всех секторов в размере 50% от цены в центральном секторе.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора за час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 9 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 30 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал не разрешается, чтобы не мешать другим слушателям.

Опоздавшие проходят на балкон независимо от категории билетов. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями исполнителей и литературу религиозного содержания
- После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.




Top