Периодизация английской литературы и ее историческая обусловленность. Английские классики - бесценная жемчужина мировой литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник предназначен для студентов гуманитарных факультетов педагогических университетов и для изучающих английскую литературу на факультетах иностранных языков. В нем представлены основные явления истории английской литературы от ее возникновения в эпоху раннего средневековья до современности. Прослеживается развитие одной из богатейших литератур мира, давшей человечеству Чосера, Шекспира, Дефо, Свифта, Байрона, Диккенса, Шоу и многих других замечательных романистов, драматургов и поэтов. Творчество каждого из них связано с определенной эпохой, отражает особенности своего времени, передает мысли, чувства и устремления современников. Но, становясь достоянием национальной культуры, великие произведения искусства не утрачивают своего значения и для последующих эпох. Их ценность непреходяща.

Английская литература - составная часть мировой культуры. Лучшие традиции английского искусства обогатили мировую литературу; произведения мастеров английской художественной прозы и поэзии, переведенные на многие языки, завоевали признание далеко за пределами Англии.

Знакомство русских читателей с Шекспиром и Дефо, Байроном и Диккенсом имеет свою историю. Их творчество, как и наследие многих других английских писателей, издавна пользовалось в России признанием и любовью. В трагедиях Шекспира играли крупнейшие актеры русского театра, об английском реализме писал Белинский, сопоставляя его с гоголевским направлением в русской литературе; поэзия Байрона привлекала Пушкина; романами Диккенса восхищался Л. Толстой. В свою очередь русская литература, ее гениальные писатели Толстой, Достоевский, Чехов оказали воздействие на творчество многих английских писателей.

Литература Англии прошла большой и сложный путь развития, она связана с историей страны и ее народа, в ней переданы особенности английского национального характера. Своеобразие ее проявилось в средневековой поэзии, в поэмах Чосера, в смелом полете мысли Томаса Мора, в комедиях и трагедиях Шекспира; оно сказалось в сатире Свифта, в комических эпопеях Филдинга, в бунтарском духе романтической поэзии Байрона, в парадоксах Шоу и юморе Диккенса.

В истории английской литературы выделяются следующие основные периоды: средние века, эпоха Возрождения, XVII в., эпоха Просвещения XVIII в., XIX в., рубеж XIX-XX вв., XX в. (периоды 1918-1945 и 1945-1990-х гг.).

В своих основных моментах периодизация английской литературы соответствует периодизации литературного процесса других европейских стран (Франции, Германии, Италии и др.). Однако историческому развитию Англии свойственны некоторые особенности, связанные с тем, что буржуазная революция произошла в Англии в середине XVII в., т.е. намного раньше, чем во Франции. Развитие капитализма протекало в Англии более быстрыми темпами. Англия стала своего рода классической страной капиталистических отношений со всеми присущими им противоречиями, что сказалось и на характере ее литературного развития.

Английская литература сложилась на территории Великобритании. Ее истоки берут начало в устном народнопоэтическом творчестве племен, населявших Британские острова. Исконные жители этих земель - кельты - находились под римским владычеством (I-V вв.), затем подверглись нападению англосаксов (V в.), которые, в свою очередь, в XI в. были завоеваны потомками скандинавских викингов - норманнами. Язык англосаксонских племен подвергся кельтским, латинским и скандинавским влияниям. Смешение различных этнических начал определило своеобразие литературы раннего средневековья.

Формирование английской нации и национального литературного языка происходит в XIV в. Утверждение литературного английского языка связано с деятельностью Чосера, чье творчество ознаменовало переход от эпохи средних веков к Возрождению. Его «Кентерберийские рассказы» -важный этап в развитии английской литературы; в них берет свое начало процесс становления английского реализма с присущим Чосеру мастерством изображения характеров, юмором, сатирическим осмеянием общественных пороков. В эпоху Возрождения английская литература характеризуется интенсивным развитием философской мысли, особенно ярко представленной в трудах Бэкона - родоначальника английского материализма - и в «Утопии» Мора, провозгласившего возможность существования общества без частной собственности. Мор внес важный вклад в развитие социалистических идей и положил начало утопическому роману нового времени.

Высокого уровня достигла ренессансная английская поэзия, отличающаяся многообразием жанров. В творчестве поэтов-гуманистов Уайета, Сарри, Сидни и Спенсера больших высот достигло искусство сонета, аллегорической и пасторальной поэмы, элегии. Разработанная Сидни форма сонета была воспринята Шекспиром, «спенсерова строфа» стала достоянием поэзии романтиков - Байрона и Шелли. В обстановке национального подъема эпохи Возрождения переживают период расцвета английский театр и драматургия. Грин, Кид, Марло подготовили драматургическое искусство Шекспира.

Мировое значение Шекспира - в реализме и народности его творчества. Писатель-гуманист, чьи творения явились вершиной английской поэзии и драматургии эпохи Возрождения, Шекспир передал движение истории, переломный характер и трагические противоречия своего времени, обратился к острейшим политическим проблемам, создал незабываемо яркие, многогранные характеры героев. Проблема «человек и история» стала основной в его творчестве. Наследие Шекспира - вечно живой и неиссякаемый источник мыслей, сюжетов, образов для писателей последующих поколений. Шекспировская традиция - традиция реализма и народности -бессмертна. Она во многом определила развитие драмы, лирики и романа нового времени.

Важную роль в истории Англии и развитии литературы сыграла буржуазная революция XVII в. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения пришли в столкновение с антигуманной сущностью буржуазных порядков. И все же они продолжали свою жизнь в творчестве писателей, отразивших подъем освободительного народного движения и обострение классовой борьбы. Средоточием социально-политических, эстетических и этических идей этой бурной эпохи явилось творчество Мильтона - крупнейшего общественного деятеля, поэта и мыслителя XVII в. В его произведениях отразились события английской буржуазной революции и настроения народных масс. Поэзия Мильтона - связующее звено между традициями культуры Ренессанса и просветительской мыслью XVIII в. Созданные им образы мятежных тираноборцев заложили основы новой традиции, продолженной английскими романтиками XIX столетия - Байроном и Шелли.

Поэмы и лирика Мильтона, аллегорические повести Беньяна, стихотворения Донна, трактаты, религиозно-политические проповеди, первые опыты английской литературной критики, принадлежащие Драйдену, - все это в своей совокупности составляет своеобразную жанровую систему английской литературы XVII в.

XVIII в. - это век Просвещения, век промышленного переворота, важных достижений в технике и науке. Просветительство получило широкое распространение в странах Европы; оно было передовым идейным движением, связанным с освободительной борьбой, направленной на замену феодализма капиталистическими формами отношений. Просветители верили в силу разума и подвергали его критическому суду существующие порядки.

В условиях Англии, где буржуазная революция произошла раньше, чем в других странах (за исключением Нидерландов), XVIII в. стал периодом утверждения буржуазных порядков. С этим связано своеобразие литературы эпохи. Идеи и культура Просвещения зародились здесь раньше, чем на континенте, а противоречия просветительской идеологии обозначились сильнее, что объясняется в полной мере проявившимся несоответствием буржуазной действительности идеалу гармонического общества. Литературные направления XVIII в. - классицизм (поэзия Попа), просветительский реализм (вершиной которого является творчество Филдинга), сентиментализм, сложившийся как реакция на рационализм Просвещения (Томсон, Юнг, Грей, Голдсмит, Стерн). Жанровые формы литературы английского Просвещения многообразны: памфлет, очерк, фарс, комедия, мещанская драма, «балладная опера», поэма, элегия. Ведущий жанр - роман, представленный в его различных модификациях в творчестве Дефо, Свифта, Ричардсона, Филдинга, Смоллета, Голдсмита, Стерна.

Традиции просветительского романа продолжили свою жизнь в творчестве английских критических реалистов XIX в. -Диккенса и Теккерея; «Робинзон Крузо» Дефо положил начало развитию «робинзонад» в мировой литературе; психологизм Стерна стал школой мастерства для романистов последующих поколений. На рубеже XVIII-XIX вв. в английской литературе формируется новое направление - романтизм.

Особенности общественно-политической жизни Англии обусловили более длительное, чем в других европейских странах, существование романтического движения. Его начало связано с предромантизмом XVIII столетия, завершающая стадия относится к концу XIX в. Расцвет романтизма, сложившегося как особое направление под воздействием Французской буржуазной революции 1789-1794 гг., приходится на конец XVIII - начало XIX в.

Своеобразие романтического направления определяется переходным характером эпохи, сменой феодального общества буржуазным, не принимаемым и осуждаемым романтиками. Романтизм в Англии с особой силой отразил отчуждение личности, разорванность сознания и психологии индивида, живущего в период переходного и неустойчивого времени, исполненного трагических противоречий, напряженной борьбы нового и старого. В романтическом искусстве проявилось стремление к изображению личности как самоценной, живущей своим ярким внутренним миром.

Переходной и подготовительной стадией в становлении романтизма как реакции на просветительство явился предромантизм, представленный в Англии творчеством таких писателей и поэтов, как Годвин, Чаттертон, Рэдклиф, Уолпол, Блейк. Рационалистической эстетике классицизма предромантики противопоставили эмоциональное начало, чувствительности сентименталистов -таинственность и загадочность страстей; для них характерен интерес к фольклору.

Формирование эстетических взглядов и принципов английских романтиков обусловлено как особенностями современной им реальности, так и характером их отношения к философско-эстетическим концепциям эпохи Просвещения. Оптимистические представления просветителей, их вера в возможность общественного совершенствования в соответствии с законами разума были критически пересмотрены романтиками. Решительной переоценке подверглись воззрения просветителей на человеческую природу: романтиков не удовлетворяло рационально-материалистическое толкование человека и его бытия. Они акцентировали эмоциональное начало в человеке, не разум, а воображение, присущие внутреннему миру человека противоречия, постоянные напряженные искания, мятежность духа, соединяющуюся с устремленностью к идеалу и чувством иронии, пониманием невозможности его достижения.

В творчестве английских романтиков сказывается национальная традиция фантастико-утопического, аллегорического и символического изображения жизни, традиция особого драматического раскрытия лирических тем. Сильны, вместе с тем, и просветительские идеи (у Байрона, Скотта, Хэзлитта).

Романтики были едины в своем стремлении проложить дорогу новому искусству. Однако между писателями различной идейно-политической ориентации никогда не прекращалась острая эстетическая полемика. Идейно-философские разногласия и расхождения явились причиной возникновения нескольких течений внутри романтизма. В английском романтизме границы между течениями определились весьма отчетливо. В литературе Англии эпохи романтизма выделились «озерная школа» («лейкисты»), к которой принадлежат Вордсворт, Колридж и Саути; революционные романтики -Байрон и Шелли; лондонские романтики - Ките, Лэм, Хэзлитт. Сочетание романтизма с ярко выраженными чертами реализма характерно для творчества Скотта - создателя исторического романа.

Жанровая система романтизма характеризуется в основном многообразием поэтических форм (лирические стихотворения, лиро-эпическая и сатирическая поэма, философская поэма, роман в стихах и др.). Существенным вкладом в развитие романа явилось творчество Скотта, историзм которого сыграл важную роль в становлении реалистического романа XIX в. В 30-40-е гг. XIX в. как ведущее направление в английской литературе утверждается критический реализм. Своего расцвета он достигает в период наивысшего подъема чартистского движения - во второй половине 40-х гг.

Критический реализм складывается на основе достижений культуры предшествующих эпох, впитывает традиции просветительского реализма, романтизма; вместе с тем развитие реализма ознаменовано становлением новой эстетики, новых принципов изображения человека и действительности. Важнейшим объектом художественного изображения становится человек в его связи с конкретно-историческими условиями существования. Личность показана в ее обусловленности социальной средой. Социальный детерминизм, ставший для критических реалистов основополагающим принципом, сочетается с историзмом как определенной системой, содействующей раскрытию закономерностей явлений действительности. В английском искусстве движение к установлению взаимосвязей между личностью и обществом началось задолго до XIX столетия. Однако лишь в XIX в. Диккенс и Теккерей, Бронте и Гаскелл смогли показать своих героев органически включенными в социальную структуру современной им Англии.

В истории Англии середина XIX в. - период напряженной социальной и идеологической борьбы. В это время в Англии выступила плеяда чартистских поэтов и публицистов (Джонс, Линтон, Гарни и другие). Чартистская литература восприняла и продолжила традиции демократического искусства XVIII в. (Годвин, Пейн), революционной поэзии и публицистики романтиков (Байрон, Шелли). Новаторство чартистской литературы проявилось в создании образа пролетария-борца.

Во второй половине XIX в. в литературном процессе Англии обозначились новые тенденции. В произведениях Дж. Элиот, а позднее в творчестве Мередита, Батлера и Гарди разрабатываются новые принципы создания характера, изображения внутреннего мира человека. Сатирическая острота, публицистическая страстность сменяются более пристальным вниманием к сфере духовной жизни героев, сквозь призму которой раскрываются конфликты действительности. Особенности литературы этого периода проявились в процессе ее психологизации, в драматизации романа, усилении в нем трагического начала и горькой иронии.

На рубеже XIX-XX вв. литературный процесс в Англии характеризуется интенсивностью и сложностью своего развития. Эстетский субъективизм защищает Пейтер, оказавший влияние на Оскара Уайльда; «литературу действия» представляет Киплинг; социалистический идеал провозглашает Моррис; традиции реалистического романа преломляются в творчестве Беннетта и Голсуорси.

Первая мировая война 1914-1918 гг. обозначила начало нового периода в истории и литературе. Расцвет английского модернизма связан с деятельностью Джойса, Элиота, Вулф и Лоуренса. В их творчестве проявилось новое художественное мышление, новый художественный язык. В период между двумя мировыми войнами продолжают свой творческий путь и писатели старшего поколения -Шоу, Уэллс, Голсуорси, Форстер. В XX в. и особенно интенсивно после второй мировой войны Британская империя переживает период своего крушения. Национально-освободительная борьба народов колониальных и зависимых стран изменила положение Великобритании на мировой арене. Она утратила свое положение колониальной державы, что не могло не оказать существенного воздействия на перестройку национального самосознания англичан, стимулировав стремление осознать новизну сложившейся в мире и внутри страны ситуации и свою «английскую сущность».

Надежды, связанные с завершением войны, сменялись разочарованием; неустроенность молодого поколения вызывала настроения критицизма, раздражения, ностальгии, глубокой неудовлетворенности. Плеяда «сердитых молодых писателей» - характерное явление в литературной жизни послевоенной Англии 50-х гг. В 60-70-е гг. внимание многих писателей привлекла проблема эффективности научно-технических достижений для судеб человечества. Развиваясь в условиях обострения общественных и расовых противоречий, рабочего и студенческого движения, литература не могла не реагировать на нестабильность складывающейся ситуации. Начинается процесс поисков объединяющей «национальной идеи». Деиндустриализация породила возврат к мечте о «веселой старой Англии», противостоящей культу технизации, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

В жанровой системе английской литературы современной эпохи ведущее место, как и в предшествующие эпохи, принадлежит роману. В современном романе проявляются различные и вместе с тем взаимосвязанные черты жанровой типологии (роман эпический и драматический, панорамный и метафорический, лирический и документальный, интенсивный и экстенсивный, центростремительный и центробежный, объективный и субъективный). Тяготение к драматической и трагедийной структуре сочетается в нем с сатирическим началом. Развивается форма эпического цикла. Крупнейшие английские романисты в современной английской литературе - Грин, Во, Сноу, Голдинг, Мёрдок, Спарк, Фаулз. Среди драматургов широкую известность завоевали Осборн, Бонд и Пинтер; среди поэтов - Роберт Грейвз и Дилан Томас.

Городское управление образования администрации г. Полысаево

Информационно-методический центр

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

История английской литературы

Учебная программа курса по выбору

Татьяна Владимировна Головацких,

Предлагаемый курс по выбору предназначен для учителей иностранного языка, принимающих участие в эксперименте по организации предпрофильной подготовки обучающихся.

История английской литературы: Учебная программа курса по выбору / Автор-составитель. – Полысаево: Информационно-методический центр, 20с.

Пояснительная записка

Данный курс по выбору предназначен для учителей иностранного языка, принимающих участие в эксперименте по организации предпрофильной подготовки обучающихся. Курс знакомит учащихся с основными явлениями истории английской литературы, начиная с ее возникновения в эпоху раннего Средневековья и кончая современностью. В курсе прослеживается путь развития одной из богатейших литератур мира, становление и развитие основных литературных направлений, своеобразие литературной борьбы на разных этапах исторического развития. Периодизация литературного процесса в Англии связана с историей страны и определяется ее главными этапами: средние века, эпоха Возрождения, 17 век, эпоха Просвещения, романтизм, критический реализм, конец 19 века и начало 20 века.

Курс написан с учетом достижений российского литературоведения и современной англистики и дает дополнительные терминологические знания.

Пояснительная записка……………………………………………………….

Актуальность разработки курса……………………………………………...

Требования к знаниям и умениям обучающихся…………………………...

Учебно-тематический план…………………………………………………..

Итоговый контроль……………………………………………………………

Перечень ключевых слов……………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………

Контрольные материалы……………………………………………………...

Список литературы для учителя……………………………………………..

Список литературы для обучающихся………………………………………

1) Актуальность разработки курса

· социальные темы (борьба с насилием, проблема войны и мира и др.)

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. Средние века

2. Эпоха Возрождения

3. Эпоха Просвещения

4. Романтизм

5. Критический реализм

6. Литература на рубеже 19-20 веков

7. Литература 1917-1945гг.

8. Современная литература (послевоенная и до настоящего времени)

10.Формы организации учебного процесса

· Викторина

· Круглый стол

Дебаты

Всего:

Раздел 1. Литература века.

Тема: Литература раннего Средневековья. Литература 11-15 вв. Литература 14 в. Эпоха Возрождения. Литература английской буржуазной революции. Литература периода Реставрации.

Раздел 2. Литература 18-19 вв.

Тема: Литература раннего Просвещения. Литература зрелого Просвещения. Драматургия 18 в. Литература позднего Просвещения. Сентиментализм. Предромантизм. Романтизм. «Озерная школа».

Раздел 3. Литература 19-20 вв.

Тема: Критический реализм. Чартистская литература. Натурализм. Неоромантизм. Эстетизм. «Литература действия». Литература социалистического движения.

Раздел 4. Литература 20 века.

Тема: Модернизм. Критический реализм. Становление социалистического реализма. Переходные эстетические явления. Социалистический реализм. Современная литература.

Список литературы для учителя

1. Аникст А. История английской литературы: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1996. – 256с.

2. И др. История зарубежной литературы: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 183с.

3. Васильева недели в школе: Методическое пособие. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003. – С.81 – 86

4. , Самарин лекций по истории зарубежных литератур 17 века: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1994. – 254 с.

5. Гальскова для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Художественная литература Франции для 7-11 классов школ с углубленным изучением французского языка: Учебное издание. – М.: Просвещение, 1994. – 239 с.

6. Подгорская недели в школе: Методическое пособие. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003. – С. 28-32.

7. Поляков -ориентированное обучение английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2004. - №2. – С. 6-11.

8. Соловова требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании // Иностранные языки в школе. – 2004. - №7. – С. 8-12.

Список литературы для обучающихся

1. Аникин английской литературы: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1975. – 528 с.

2. Артамонов зарубежной литературы 17-18 вв.: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1988. – с. 209-230, 2

Итоговый контроль:

· Написание реферата (индивидуально или группой). Оформление альбома.

· Творческая защита.

Перечень ключевых слов

1) Аллегория 2) Афоризмы 3) Аналогия 4) Анализ 5) Басня 6) Баллада 7) Безэквивалентная лексика 8) Гипербола 9) Гипотеза 10) Жанр 11) Историзмы

12) Идиомы 13) Интерпретация текста 14) Классицизм 15) Комедия 16) Куртуазное поведение 17) Метафора18) Модернизм19) Направления литературы 20) Натурализм 21) Неоромантизм 22) Новелла 23) Параллелизм 24) Поэма 25) Поэзия 26) Пословицы 27) Подтекст 28) Предромантизм 29) Роман 30) Реалии 31) Реализм 32) Руническая письменность 33) Рыцарский роман 34) Сентиментализм 35) Сказка 36) Сонет 37) Сравнение

38) Стиль писаСюжетная линия 40) Трагедия 41) Трубадур42) Фразеологизмы 43) Фрагмент 44) Эпизод 45) Эпитет 46) Эпос 47) Эпоха

Контрольные материалы

Раздел 1. Викторина.

1) Что такое руническая письменность?

2) Какая поэма является самой значительной в 10 веке?

3) Как называются пересказы произведений фольклорного характера?

4) Как называли провансальских поэтов?

5) Как звали короля, героя многих рыцарских романов?

6) Какое произведение Джефри Чосера является самым знаменитым?

7) Баллады о подвигах какого героя составили целые своды?

8) Какое произведение Томаса Мора является самым значительным?

9) В каком английском городе родился Уильям Шекспир?

10) Назовите самые известные трагедии и комедии У. Шекспира

11) Сколько всего сонетов создал У. Шекспир?

Раздел 2. Тест.

1) Сатирический журнал, издававшийся в начале 18 века.

«Зритель»

«Опекун»

«Болтун»
«Англичанин»

2) Главный герой самого знаменитого произведения Даниэля Дефо.

Робинзон Крузо

Робин Гуд

Александр Селькирк

Джеймс Фо

3) Произведение Джонатана Свифта «Путешествие Лемюэля…»

Гулливера

Аддисона

4) Великий шотландский поэт

5) «Лейкисты» - это…

представители Лондонского корреспондентского общества

представители «Озерной школы»

представители классицизма

революционные романтики

6) Знаменитая поэма Байрона «… Чайльд Гарольда»

Паломничество

Приключения

Роберт Саути

Уильям Вордсворт

Сэмюель Колридж

Вальтер Скотт

8) Поэт, чьи революционные убеждения стали основой его дружбы с Байроном.

9) Кто из этих поэтов не переводил Байрона?

Жуковский

Лермонтов

Раздел 3. Круглый стол.

Тема: Морально-этические проблемы добра и зла, любви в поэзии 40-70х годов 19 века. (Роберт Браунинг, Альфред Теннисон, Алджернон Чарльз Суинберн)

1) Биографии поэтов

2) Творчество поэтов

3) Анализ стихотворений, высказывание собственной позиции по проблемам.

Раздел 4. Дебаты.

Пьеса: «Дом, где разбиваются сердца» Бернард Шоу. Тема: «Это Англия или сумасшедший дом?» - спрашивает один из героев пьесы. Живем ли мы накануне неизбежной катастрофы, т. к. все непрочно и обманчиво в мире. Паутина фальши и лицемерия окутывает нас. Многих ждут разочарования.

Биографии и творчество:

· Уильяма Шекспира

· Даниэля Дефо

· Роберта Бернса

· Джорджа Гордона Байрона

· Чарльза Диккенса

· Артура Конан Дойля

· Редьярда Киплинга

· Этель Лилиан Войнич

· Бернарда Шоу

· Джеймса Олдриджа

Лекция №1

Англо-саксонская литература.

Вторжение на территорию Британии племен германского происхождения. Битва при Гастингсе. Завоевание Британских островов норманнами.

Ранние литературные памятники. Германские племена принесли свой быт, культуру. Национальная вражда племен. Кельтские сказания легли в основу средневековых рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Памятники рунической письменности: надписи на мечах, предметах домашнего обихода. Языческие жрецы запрещали записывать поэтические произведения.

Самое значительное произведение англо-саксонской поэзии поэма «Беовульф». О подвигах отважного витязя , избавившего Данию тот страшного морского чудовища. Языческо-мифологическая основа поэмы.

Поэтическая речь и ритмический строй поэмы: прием параллелизма (многократные повторения одного и того же мотива). Богатство метафорических названий характеристик.

Англо-норманская литература 11 – 13 веков.

Притеснение англосаксов норманнскими феодалами. Вражда феодалов. Официальный язык страны – французский, коренное население говорило на англо – саксонском, церковные круги использовали латынь. Антицерковная сатирическая литература. Вольнодумные стихи. Французский героический эпос «Песнь о Роланде». Рыцарская поэзия: о любви рыцарей, феях, волшебницах. Куртуазное поведение в рыцарской среде. Бескорыстие, честность и благородство по отношению к даме. Преклонение перед прекрасной дамой. Провансальские поэты – трубадуры. Их поэзия связана с культом служения дама. Рыцарские романы о короле Артуре.

Литература 14 века

Век Ленгленда и Чосера. Сдвиги в жизни Англии. Процесс формирования английской нации и ее языка. Столетняя война с Францией (1337-1453). Крестьянские восстания. Торговое влияние Англии. Крепостной гнет. Уот Тайлер. Борьба против римско-католической церкви. Уильям Ленгленд «Видение о Петре Пахаре» о настроении народных масс в те годы. Аллегорический характер поэмы: отвлеченные понятия преломляются в правдивых, конкретных чертах. Джефри Чосер «Кентерберийские рассказы». Яркая картина Англии современной Чосеру.

Народная поэзия. Баллады 14-15 веков.

Героический эпос, народная поэзия. В ней отразились мечты и чаяния народа, протест против несправедливости. Баллада – сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом. Это результат коллективного народного творчества. Она состоит из строф и припева (рефрена). Строфа состоит из 4 строк. Первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвертая рифмуются. В балладах используют эпитеты, сравнения и повторы. Лирическое «Я» рассказчика не раскрывается. Баллады бывают исторические, легендарные и бытовые. Особой популярностью пользовались баллады о легендарном Робин Гуде. Баллады о нем составили целые циклы (своды). , Н. Гумилев, Вс. Рождественский, С. Я, Маршак переводили баллады на русский язык .

Эпоха Возрождения

Переход от феодализма к начальному периоду развития капитализма. Это - эпоха Возрождения или Ренессанса. Аграрный переворот, развитие городов, установление торговых связей, эра великих географических открытий, раскрепощение личности, эпоха гуманизма, когда диктатура церкви оказалась сломленной. Философские мысли Френсиса Бэкона. Реализм в литературе. Лирические жанры, новелла, драма – ведущая роль в литературе того времени. Экономическое развитие Англии в царствование королевы Елизаветы. Военное могущество и свободное мореплавание Англии. Томас Мор «Утопия». Критические суждения о пороках современного ему общества. Некоторые вопросы общества будущего освещены в духе представлений его времени.

Уильям Шекспир (1564-1616)

Первый период творческого пути: поэмы, сонеты, исторические хроники, трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь».

Второй период: трагедии «Гамлет», «Отелло», «КорольЛир», «Макбет», комедии.

Третий период: Трагикомедии «Зимняя сказка», «Буря».

154 сонета. Художественное совершенство и лаконичная форма. 130 сонет – изображение смуглой леди. 66 сонет – обличение низости, подлости, коварства. 146 сонет – величие человека.

«Ромео и Джульетта» - воспевание искренности и чистоты первого чувства.

«Гамлет» - конфликт между миром рыцарской героики и преступностью власти.

«Отелло» - история любви и трагической гибели Отеле и Дездемоны.

«КорольЛир» - трагедия человеческого достоинства в несправедливом обществе.

Герои Шекспира активны и способны к моральному выбору, ощущают ответственность за свои действия. Шекспир выразил веру в доброту и благородство человека, в его неукротимый дух и творческую энергию. Шекспир – новатор в сюжетно-композиционной структуре трагедий. В них появляется вторая сюжетная линия, что создает впечатление многогранности жизни широкого охвата действительности. А в драмах Шекспира соединяются поэтические элементы, разные сюжетные мотивы. Шекспировский реализм проявляется в сказочно-романтической форме, в фантастических, аллегорических образах, в эффектной сценической форме.

В пьесах Шекспира белый стих чередуется с прозой. Трагические герои говорят стихами, а комические персонажи – прозой. Язык Шекспира идиоматичен и афористичен. Многие шекспировские выражения стали крылатыми фразами.

Лекция №2

18 век. Эпоха Просвещения.

Эпоха уничтожения феодализма и замена его капиталистическими формами отношений. Просветители – сторонники просвещения народных масс, верили во всеобщее благоденствие , идеализировали будущее. Писатели того времени видели противоречия между идеальностью и реальностью. Появились сатирические и критические произведения. Свифт, Филдинг, Локк – энциклопедически образованные люди того времени.

Выборы в английский парламент. Атмосфера коррупции. Направления в литературе: классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм. Реалисты объективно показали жизненную правду, пристально вглядывались в человека, говорили о влиянии на человека среды, обстоятельств, воспитания. Писатели часто обращались к гиперболе (Свифт «Приключения Гулливера»), интересовались простым человеком («Робинзон Крузо»).

Завершилась буржуазная революция в Англии. Королевская власть существовала номинально. Власть – у парламента (виги - буржуазия и тори - дворяне). При выборе в Парламент – коррупция. Свифт, Филдинг, Смоллетт – сатирически осмеивали политическую борьбу. Появился пролетариат. Обогащение одних и обнищание других. Англия ищет рынки сбыта, ведет захватнические войны (Ирландия, Шотландия, Индия, Северная Америка, Вест-Индия). Это описали Свифт и Шеридан.

Эпоха Просвещения: раннее Просвещение, зрелое Просвещение, позднее Просвещение.

Появились журналы: «Болтун», «Зритель», «Опекун», «Англичанин».

Даниель Дефо.

Представитель раннего Просвещения и зачинатель романов: приключенческих, биографических, психологических, исторических, уголовных. «Робинзон Крузо» - воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Аллегорический смысл романа.

Джонатан Свифт.

Представитель раннего Просвещения, крупнейший сатирик, критиковал внутреннюю политику Англии, парламентскую систему, колониальные войны. Аллегорический способ изображения действительности: описание одного явления под видом другого. Сатира на церковь и ее догматы. «Путешествия Гулливера». Обличение пороков и противоречий буржуазного общества. Карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия.

Литература зрелого Просвещения.

Расцвет английского просветительского романа. Самюэл Ричардсон. Генри Филдинг. Тобайас Джордж Смоллетт.

Драматургия Ричарда Шеридана.

Сатирическая комедия «Школа злословия». Сатира на нравы светского общества, которая обличает лицемерие как основной порок буржуазной Англии.

Литература позднего Просвещения. Сентиментализм.

Сентименталисты противопоставляют разуму выдвигаемый ими культ чувства. Они критикуют буржуазные порядки, но не понимают исторические закономерности развития капитализма. Основные темы – тема природы и смерти. Сентименталисты воспевают уединение на лоне природы, тишину лесов и полей, кладбищенский сумрак и молчание могил. Лирический герой углублен в свои думы.

Предромантизм.

Уход от современной цивилизации на лоно природы. Перемещение в другие страны или далекое прошлое, Интерес к фольклору, кельтским легендам, памятникам национальной английской культуры. «Готический роман». Атмосфера ужаса и тайн. Фантастические мотивы. Экзотический пейзаж. Человек – жертва интриг, преступных действий.

Роберт Бернс. (1759-1796).

Стихи написаны на шотландском диалекте. Поэт создавал дружеские послания, эпиграммы, любовные песни. Герои произведений – простые люди. На русский язык Бернса переводили, Т. Л, Щепкина – Куперник, Э. Багрицкий, .

Романтизм. 19 век.

Романтическая личность живет своим неповторимым внутренним миром. В эстетике романтизма большое место занимает возвышенное и прекрасное. Поэзия романтизма. Главное в поэзии – эмоциональная стихия и воображение. Полет фантазии требовал обращения к условным приемам: символу, аллегории, гротеску. В английском романтизме было три основных течения: «Лейкисты» или представители «озерной школы», революционные романтики, лондонские романтики.

«Озерная школа».

Им были свойственны бунтарские настроения. Не верят в активную борьбу, стоят на реакционных позициях. Идеи пассивности и покорности.

Джордж Гордон Байрон.

Поэт – романтик. Его творчество – борьба против тирании. Мечтал о свободе человечества. Труд понимал как нечто тягостное, сковывающее человека. Травля поэта. Он – политический изгнанник. Поэма «Паломничество Чайльд – Гарольда». Написана в форме путевого дневника. Лиро-эпическая поэма. Герой подвергает анализу свои переживания. Создан образ восставшего народа. Основная идея поэмы – народное возмущение против тирании, закономерность революционного выступления масс. Афористичность поэмы. Энергия и динамизм стиля поэмы.

Перси Биши Шелли. Джон Китс.

Вальтер Скотт.

Создатель исторического романа. Современники зачитывались его романами. Создавал романтические баллады. Написал 28 романов. Самые известные: «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард».

Лекция №3

Критический реализм. 19 век .

Вступление на историческую арену пролетариата. Расцвет демократической культуры. Промышленный переворот конца 18 века. Развитие капитализма в стране. Расширение колоний и рынков сбыта Англии. Подъем рабочего движения. Английские реалисты обратились к конфликту между пролетариатом и буржуазией. Свой идеал они видят в простых людях труда.

Чартистская литература.

Чарльз Диккенс.

Создатель социального реалистического романа в Англии. Его произведения: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Крошка Доррит» и др.

Уильям Мейкпис Теккерей.

«Ярмарка тщеславия» - пародия на буржуазно-аристократическое общество своего времени. Осуждается снобизм.

Шарлота Бронте.

«Джейн Эйр». Героиня – простая женщина, смело отстаивающая свое человеческое достоинство.

Литература на рубежевеков. 1871-1917.

Британия утрачивает свое могущество. Социальные противоречия в обществе. Обострение социальных конфликтов. Натурализм – ставили актуальные социально-политические проблемы, описывали жизнь социальных низов, изображали трущобы; неоромантизм – противопоставлял злу буржуазного общества веру в человека, в сильную, яркую личность, возродили традицию приключенческой литературы.

Роберт Льюис Стивенсон

Его интересовали нравственные проблемы. Стивенсон выделял: приключенческий роман, драматический роман характеров.

Достиг известности благодаря детективным повестям.

Эстетизм. Оскар Уайльд

Выдвижение культа красоты как антипод буржуазной пошлости. Сказка «Счастливый принц» - поэтизация деятельного добра. Роман «Портрет Дориана Грея» - выписана идея, что «искусство выше жизни». Осуждение бездуховности. Изобилие афоризмов .

«Литература действия». Редьярд Киплинг.

Воспевание человеческой активности, мужества, стойкости. Но вместе с тем надо покорно и безропотно служить Британской империи. «Книга джунглей». Анималистическое произведение. Поэтизация человеческой энергии и воли.

Литература социалистического движения. Этель Лилиан Войнич.

Роман «Овод». Утверждается мысль о несовместимости революционных убеждений с религией.

Лекция №4

Литература 1917-1945.

Кризис капитализма обострение классовых противоречий. Основные направления в литературе: модернизм, критический реализм и социалистический реализм. Процесс переоценки ценностей в послевоенном мире. Процесс разложения английского капитализма. Могущество империи рушилось под натиском национально-освободительного движения в колониях. Экономический кризис 1929 года. «Голодный поход» безработных к Лондону. Борьба рабочего класса. Английский реализм: Голсуорси, Шоу, Форстер, Олдингтон, Мэнсфилд, Гарди, О’ Кейси, Ральф Фокс. Борьба реализма с модернизмом. Важное место в английской литературе занимает социальный роман о жизни и борьбе трудящихся.

Антифашистская тема в творчестве Г. Уэллса. В романе «Необходима осторожность» он обличает социальные слои, ставшие опорой фашизма.

Модернизм.

Выражала кризис буржуазного общества и его культуры. Модернисты провозглашали принцип главенства искусства над жизнью, отказ от решения социальных проблем. Не верили в общественный прогресс, изображали жизнь как бессмысленный хаос, проповедовали пессимизм. Отношение к жизни у модернистов иное, чем у реалистов. Они отказались от социальной проблематики, национальных традиций. Представители модернизма - Джойс, Элиот, Вулф, Лоуренс, Хаксли.

Критический реализм. Бернард Шоу. (1856-1950)

Создатель современной английской социальной драмы. Смех – это основное оружие его борьбы с социальной несправедливостью. Осмеивал нормы буржуазной жизни. Шоу писал о разложении буржуазной семьи, об аморальности английских буржуа. Он утвердил новый тип пьесы – интеллектуальную драму, где основное внимание уделено напряженным спорам, словесным поединкам героев. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Картина жизни предвоенной Англии. Обреченность буржуазного мира, тема крушения капиталистического общества.

Герберт Уэллс

Мастер социально-философской фантастики. В своих романах он рассказывает о межпланетных полетах, о вторжении марсиан на Землю и др. Романы «Машина времени», «Борьба миров» и «Человек-неведимка». В них предсказаны крупные научные открытия.

Джон Голсуорси

Писатель верил в воздействие искусства на общество. Его произведение «Сага о Форсайтах» - правдивая картина жизни буржуазной Англии. Он писал о несправедливости существующего устройства общества, тепло изображал людей труда. Центральная тема романа – упадок ранее могущественной английской буржуазии.

Сомерсет Моэм

Драматург, романист, новеллист, критик. Большинство его произведений проникнуто ощущением неблагополучия в социальном устройстве.

Ричард Олдингтон

Создавал антивоенные социально-психологические романы. Роман «Смерть героя» - о трагедии молодого поколения, сломленного войной.

Литература 1945-1972 гг.

Крушение Британской империи после второй мировой войны. Экономическая неустойчивость страны. Рост цен, инфляция. Забастовочная борьба. Продолжает развиваться реалистический роман.

Критический реализм. Переходные эстетические явления. Грэм Грин

Романы Грина отличает психологическая глубина. Роман «Тихий американец » - осуждение колониальных войн, обличение американского империализма. Показ трагедии вьетнамского народа.

«Сердитые молодые люди»

Эти писатели не составляют единой творческой группы, развиваются самостоятельно. Более эмоционально, чем реалисты осуждают буржуазное общество, не доходя, однако, до корней и причин социального зла.

Айрис Мердок

Основная проблема – проблема человеческой личности. Человек представляет необыкновенную ценность.

Дезмонд Стюарт

Его романы посвящены теме национально-освободительного движения на Арабском Востоке.

Социалистический реализм. Шон О’ Кейси

Принимал активное участие в национально-освободительном движении ирландского народа. Своеобразие его драматургии – связь с ирландской фольклорной традицией.

Джеймс Олдридж

Писал антифашистские романы. Ставит в своих произведениях проблемы международного значения. Его герой задумывается над своим местом в современном мире, над своей ролью в обществе.

Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
П р е д и с л о в и е 3
СРЕДНИЕ ВЕКА
Англо-саксонская литература
Древняя Британия (5). Общественный быт и культура англо-саксов
(5). Народный характер англо-саксонской поэзии (7). Поэты-певцы (7).
«Беовульф» (8). Формальные особенности англо-саксонской поэзии (11).
Церковно-монашеская литература англо-саксов (11). Кэдмон (12).
Кюневульф (13). Англо-саксонская проза (13).
Англо-норманская литература
Норманское завоевание и расцвет феодальной культуры в Англии
(14). Церковно-монашеская литература (16).
Рыцарская поэзия. 17
Общая характеристика (17). Романы о короле Артуре и рыцарях
Круглого Стола (17). Основные артуровские легенды (18). Основные
мотивы рыцарских романов (21).
Народная поэзия. 23
Литература XIV века
Англия в XIV веке (24). «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» (26). Вильям
Ленгленд и его «Видение о Петре-пахаре» (28). Гауэр (31).
Чосер... 33
Жизнь и личность Чосера (34). Первый период (36). Второй период
(37). Третий период. «Кентерберийские рассказы» (41).
Литература XV века
Кризис феодального общества в Англии (47). «Смерть Артура»
Малори (48). Народные баллады Англии и Шотландии (48). Средневековая
драма (50).
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культура Возрождения (54). Англия в эпоху Возрождения (56), Три
нериода гуманистической ^Значень.* Англии (59). Томас Мор (60).
479
Поэзия английского Возрождения
Уайет (63). Серрей (64). Сидней (65).
Спенсер 66
Биография (66). «Пастушеский календарь» (67). Лирика Спенсера
(67). «Королева фей» (67)
Рэлсй (69). «Метафизическая поэзия» (70).
Гуманистическая драма до Шекспира
Народность английской драмы эпохи Возрождения (71). «Ральф
Ройстер Дойстер» (72). «Иголка кумушки Гаммер Гертон» (72). «Горбо-
дук» (72).
Предшественники Шекспира (73). Лили (73). Грин (74). Кид (75).
Марло (76).
Устройство театров и актёрское искусство (77).
Шекспир 79
Биография (79). Вопрос об авторстве (81). Хронология творчества (81).
Общая характеристика (82). Периоды творчества Шекспира (83).
Первый период творчества Шекспира... 84
Пьесы-хроники из истории Англии (84). Комедии (87). Узловые драмы
первого периода (89). «Ромео и Джульетта» (90). «Венецианский купец»
(90).
Второй, период творчества Шекспира.. 91
Общая характеристика (91). «Гамлет» (93). «Отелло» (95). «Король
Лир» (96). «Макбет» (99). «Тимон Афинский» (101). «Мера за меру» (102).
Сонеты (103).
Третий период творчества Шекспира.... 104
. Романтические драмы (104). «Буря» (105). Реализм Шекспира (106).
Английская драма после Шекспира
Бен Джонсон (108). Теория «юморов» (109). Драматургия Бен Джонсон
п (ПО). «Вольпоне» (111). «Варфоломеевская ярмарка» (111).
Бомонт и Флетчер (111). Упадок гуманистической драмы (112).
XVII ВЕК
«Литература английской буржуазной
революции XVII века
лийская буржуазная революция (114).
Мильтон.... 115
Первый период творчества (116). Второй период творчества (117).
Сонеты (118). Третий период (118). «Потерянный рай» (118). «Возвращённый
рай» (120). «Самсон-борец» (120). Xудожественные особенности
поэзии Мильтона (121).
Литература периода Реставрации
Реставрация монархии Стюартов (122).
Драйден. . ..
Поэзия Драйдена (123). Драматургия Драйдена (123). Драйдеп-кри-
тик (123).
Комедия Реставрации (124).
Беньян (124). «Путь паломника» (125). «Бэдмен» (125).
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Англия в XVIII веке (127). Просветительно (129). Общая характеристика
просветительской литературы и этапы её развития (132).
Первый период эпохи Просвещения
Александр Поп. . . . ..
Биография (133). Эстетические взгляды Попа (134). Пасторальная
поэзия (134). «Похищение локона» (134). Философские поэмы (135). Переводы
Попа (135). Сатира Попа (135). Поэтическая манера Попа (136).
Сатирико-нравоучительные журналы
Аддисон и Стиль (136). «Болтун» (137). «Зритель» (138).
Начало английского реалистического романа
У Дефо
Биография (139). «Робинзон Крузо» (142). Второстепенные романы
Дефо (146). Реализм Дефо (146).
J Свифт
Жизнь и деятельность (148). «Путешествия Гулливера» (152). Реализм
Свифта (157).
Второй период эпохи Просвещения
Семейно-бытовой и социально-бытовой роман
J Ричардсон. . . .
Биография (159). «Памела» (159). «Кларисса» (160). «Грандисон» (161).
Значение Ричардсона (161).
л/
Фильдинг. . . ...
Биография(162). Драматургия Фильдинга (163). «Джонатан Уайльд
Великий» (163). «Джозеф Эндрюс» (164). «Том Джонс» (166). «Эмилия*
(169). Теория романа (171). Стиль Фильдинга (172).
Смоллет. . . .
Биография (173). «Родерик Рэндом» (174). «Перегрин Пикль» (175)
«Гемфри Клинкер» (175). Значение романов Смоллета (176).
479
Третий период л и т е р а т у р ы XVIII века
Сентиментализм и преромантизм
Общая характеристика периода (177).
Роман
*
Гольдсмитп... 179
Биография (179). «Гражданин мира» (180). Комедии (180). «Опустевшая
дер я» (180). «Векфильдский священник» (181).
Стерн. . . . .... 183
Био 1фия (183). «Тристрам Шенди» (183). «Сентиментальное путешествие
» (5).
Драма
Буржуазная драма. Лилло (187)
Шеридан 189
Биография (188). «Соперники» (189). «Школа злословия» (189).
Поэзия XVIII века
Этапы развития английской поэзии XVIII века (191). Томсон (191).
Юнг (191). Купер (192). Крабб (193).
Поэзия преромантизма (193). «Оссиан» Макферсона (194). Чаттертон
(195). Блей к (195).
Берне 196
Биография (196). Поэзия Бернса (197).
Роман в конце XVIII века
Готический роман (200). Уолпол (201). Редклиф (202). Мэтюрин (202).
Значение готического романа (203).
РОМАНТИЗМ
Англия в конце XVIII века и в первой трети XIX века (204). Обща;?
характеристика романтизма (206). Этапы развития романтизма (210).
Первый период английского романтизма
Годвин (211). .«Калеб Вильяме» (211).
«Ртерная школа» . . . . 212
Вордсворт (213). Ранние произведения (213). «Лирические баллады»
(213). Интимная и политическая лирика (215). Большие поэмы (215).
Кольридж (216). Ранняя поэзия (216). «Старый моряк» (216). «Хан Ку-
блы» и«Кристабель» (217). Саути (218). Поэзия Саути (218).
Второй период английского романтизма
Яайрон. ...... 219
Жизненный пут- (220). Раннее творчество Байрона (222). «Паломничество
Чайльд Гарольда» (222). Восточные или романтические поэмы
(225). Лирика (226). Политические стихотворения (226). Швейцарский
период (227). «Шильонский узник» (228). «Манфред» (228). Итальяк
ский период (228). «Беппо» (229). Политические поэмы и сатиры (229).
Исторические трагедии (231). «Каин» (232). «Дон Жуан» (235). Значен!,
и влияние поэзии Байрона (241).
Шелли
. Биография (242). Литературные взгляды Шелли (243). «Царица Maf
(243). Ранние лирические поэмы (244). «Восстание Ислама» (245). «О**
бождённый Прометей» (246). «Ченчи» (247). Политическая лирика <р-).
Стихотворения о природе и любви (249).
Ките
(Биография (251). Социальные мотивы в поэзии Китса (252). Лирма
и поэмы Китса (253).
Жомас Мур. . . ....
Ранние стихи (256). «Ирландские мелодии» (256). «Лалла Рук» (256;
Сатиры (257). «Песни разных народов» (257). Биография Байрона (257)
Вальтер Скотт
Биография (257). Поэтические произведения (259). Создатель исторического
романа (260). Шотландские романы (260). Романы из английской
истории (262). «Айвенго» (262). Другие романы из английской исто
рии (263). Романы из истории Франции и других европейских стрг.н
(264). Роман из современной жизни (265). Художественный метод Вальтера
Скотта (265).
РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА
Англия в 30-50-е годы XIX века (269).
Социальная поэзия эпохи чартизма
Общая характеристика поэзии эпохи чартизма (271). Томас Гуд (271).
Эбенезер Эллиот (272). Томас Купер (273). Эрнест Джонс (273). Джеральд
Масси (274). Массовая чартистская поэзия (275).
Критический реализм XIX века
Апологеты буржуазии (276). Романтическая критика капитализма.
Карлайль (277). Критический реализм (278).
Диккенс
Жизненный путь (282).
Первый период творчества Диккенса
«Очерки» (284). «Записки Пикквикского клуба» (284)
Второй период
«Оливер Твист» (287). «Николай Никльби» (287). «Лавка древностей»
(288). «Барнеби Рэдж» (289). «Американские заметки» (290). «Марти
Чезльвит» (290). «Рождественские рассказы» (292).
Третий период
Общая характеристика (293). «Домби и сын» (293). «Давид Коппср
фильд» (296). «Холодный дом» (298). «Тяжёлые времена» (299). «Крошк
Доррит» (302). «Повесть о двух городах» (304).
481
" Четвёртый период. . . . . .. . 306
" «Большие надежды» (306). «Наш общий друг» (307). Особенности реализма
Диккенса (308).
/ Текнерей. , . . » . 312
Биография (313). Общая характеристика (314). «Книга снобов» (316).
«Ярмарка тщеславия» (318). «Пенденнис» (322). «Ныокомы» (323)". Исторические
романы (326). Повествовательная манера Теккерея (328).
V Элизабет Гаскель и сестры Бронт?
Элизабет Гаскель (330). Шарлотта Бронте (331). Эмили Бронте (334).
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА
Англия во второй половине XIX века (335). Социальный дарвинизм
(336). Позитивизм (336). Реализм и неоромантизм в литературе второй
половины XIX века (337).
Реалистический роман второй половины XIX века
Дз/сордж Элиот 338
Биография (338). «Адам Бид» (339). «Мельница на Флоссе» (340).
«Сайлас Марнер» (340). «Ромола» (341). «Феликс Холт, радикал» (341).
«Мидльмарч» (342). «Даниэль Деронда» (343). Общая лерактеристика
реализма Элиот (343).
Мередит 344
Биография (344). Общая характеристика (344). «Испытание Ричарда
Февереля» (346). «Карьера Бьючемпа» (346). «Эгоист» (347).
Батлер 348
Биография (348). «Эревон» (348). «Жизненный путь» (351).
, Гарои.... 352
V Биография (353). Общая характеристика (354). «Под деревом зелёным
» (356). «Вдали от шумной толпы» (357). «Возвращение на родину»
(357). «Мэр Кестербриджа» (358). «Tscc из рода д"Эрбервилей» (359).
i «Ди#д незаметный» (360).
Поэзия второй половины XIX века
Викторианские поэты (361). Теннисон (361). Роберт Браунинг (363).
Элизабет Баррет-Браунинг (365).
Эстетическая критика капитализма. Рескин (366). Прерафаэлиты
> (368).Россети (368). Суннберн (369).
Повествовательные жанры литературы неоромантизма
Ц Стивенсон 370
Биография (370). Литературные взгляды (371). «Остров сокровищ»
(372). Другие романы (372). «Странная история Джекиля и мистера
Хайда» (373).

482
Моррис... 3 4
Биография (374). Поэзия Морриса (375). Утопические романы (375).
Декаданс
Оскар Уайльд. 378
Биография (378). Общая характеристика (378). «Портрет Дориана
Грея» (380). Драматургия (381). Последние произведения (382).
XX ВЕК
Англия в эпоху империализма (384). Общая характеристика литературы
(387).
Киплинг Г589
Биография (389). Общая характеристика (38"У). Первый период (391).
Поэзия Киплинга (392). «Книги джунглей» (393). Второй период (395).
Голсуорси 397
Биография (397). Общая характеристика (397). «Нилла Рубейн» (399).
Остров фарисеев» (399).«Собственник» и «Усадьба» (400). «Братство» (401).
«Борьба» (402). «Фриленды» (403). «Сага о Форсайтах» и «Современная
комедия» (404). «Конец главы» (414).
Уэллс. . . . . . 416
Биография (4.16). Характеристика творческого метода (419). Социальные
фантазии,"~написанные до конца первой мировой войны (420). Социально-
бытовые романы (425). Поздние фантастические романы (426).
Бернард Шоу. . 430
Биография (430). Общественные и литературные взгляды (433)7"Дра~
матургический метод (435). «Пьесы неприятные» (437). «Пьесы приятные»
(439). «Цезарь и Клеопатра»* (441). «Человек и сверхчеловек» (441).
«Майор Барбара» (443). Накануне первой мировой войны (445). В годы
первой мировой войны (445). Драматургия Шоу 20-30-х годов (448).
Новей шая^витература (1918-1955)
Декадентская литература. Джойс (453). ,Лоуренс (454). Т. С. Элиот
(455). Хаксли (456). I j
I Критический реализм й натурализуй (457)УМоэм (457).|/Мэнсфильд
/ (458). Олдингтон (459)/Жронин (460):/ Пристли" (4~бП- Форстер (462).
Прогрессивная литература (463). Трессол (464). Фокс (464). Кодуэл
(465). О"Кейси (466). Гиббонз (468). Мак Диармид (469). Линдсей (469).
Олдридж (471). Гвин. Томас (473).
Краткий указатель имён 474

Книга «История английской литературы» автора Аникст Александр Абрамович оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 5.80 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы.

Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо - это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.

...

В конце второго семестра из четырех предполагается экзамен, в конце третьего и четвертого - зачеты. Все контрольных испытания проводятся в устной форме.

Текущий контроль успеваемости (сколько баллов за половину семестра / семестр получил студент) слагается из следующих аспектов:

1. Посещаемость лекций . Количество баллов за посещение одной лекции рассчитывается исходя из фактического количества лекций в данном семестре и максимально возможного количества баллов за период. Максимально возможное количество баллов по этому аспекту текущей аттестации за половину семестра = 5 , за семестр = 10 .

2. Чтение наизусть поэтического отрывка (на английском языке) из предлагаемых для этой цели или самостоятельно выбранного студентом. Отрывок избирается из материала, изучаемого в течение данного семестра. Студент предоставляет экзаменатору текст избранного отрывка в печатном виде, написав на нем свою фамилию. Максимально возможное количество баллов по этому аспекту текущей аттестации за один отрывок = 5 .
Внимание! Минимальный объем одного отрывка - 8 строк. За отрывки большего объема начисляются дополнительные баллы. Отрывки должны представлять собой формально завершенные (целостные) произведения. Разрешается выучить несколько отрывков. От студента ожидается не только чтение наизусть поэтического текста, но и историко-филологический комментарий к нему, готовность его обсудить и ответить на вопросы по тексту.

Промежуточная аттестация (зачет/экзамен) проставляется на основании результатов контрольного испытания. Максимально возможное количество баллов за промежуточную аттестацию = 80 .

Общая сумма баллов рассчитывается как сумма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Максимальная общая сумма баллов = 100 . Минимальная = 61 .

В первый ЭКЗАМЕН

  • . В каждом билете по два вопроса из той части списка вопросов , материал которой был пройден за семестр. Формат зачета - "an open-book test". То есть, при подготовке ответа по билетам можно пользоваться конспектами и любыми другими подручными материалами. За ответ на каждый основной вопрос студент получает максимум 20 баллов. Максимальное количество баллов за эту часть зачета = 40 .
  • список литературы 50%

  • 4 40 .
  • 80 .

    Во второй и завершающий ЗАЧЕТЫ включаются следующие аспекты:

  • Ответ по билету (с подготовкой) . В билете один вопрос из той части списка вопросов , материал которой был пройден за семестр. Формат этой части зачета - "an open-book exam". То есть, при подготовке ответа можно пользоваться конспектами и любыми другими подручными материалами. Максимальное количество баллов за эту часть зачета = 20 .
  • Внимание! Если студент не прочитал входящие в список литературы произведения автора, творчество которого является темой доставшегося ему билета, он теряет 50% баллов за эту часть аттестации.

  • Ответы на 10 дополнительных вопросов по всему пройденному материалу (без подготовки) . За каждый правильный ответ студент получает максимум 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть зачета = 40 .
  • Частью завершающего зачета является коллоквиум (проводится на последнем занятии или на самом зачете). Студент делает самостоятельно подготовленное устное сообщение на заранее заданную тему по материалу курса (15-20 мин.). Максимальное количество баллов за эту часть зачета = 20 .

  • Примечание По усмотрению преподавателя коллоквиум может быть заменен включением в билет второго вопроса.

    Максимальное количество баллов за зачет = 80 .

    Общая сумма баллов рассчитывается как сумма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Максимальная общая сумма баллов за семестр = 100 . Минимальная = 61 .

    СПРАВКА: Действуют следующие правила перевода баллов в традиционную шкалу оценок:
    91–100 баллов = «Отлично» ("5") = A;
    84–90 баллов = «Очень хорошо» ("4") = B;
    74–83 балла = «Хорошо» ("4") = С;
    68–73 балла = «Удовлетворительно» ("3") = D;
    61–67 баллов = «Посредственно» ("3") = E;
    51–60 баллов = «Неудовлетворительно» ("2", НЕЗАЧЕТ) = Fx;
    50 и меньше баллов = «Неудовлетворительно» ("2", НЕЗАЧЕТ)= F.

    Английская литература – это многовековая история, великолепные писатели, неповторимые произведения, которые отображают особенности национального характера. Мы взрослеем с книгами этих великих автором, развиваемся с их помощью. Невозможно передать значение английских писателей и сделанный ими вклад в мировую литературу. Предлагаем вас 10 всемирно признанных шедевров английской литературы.

    1. Вильям Шекспир - “Король лир”

    История Короля Лира – это история ослепленного собственным деспотизмом человека, который на склоне лет впервые сталкивается с горькой правдой жизни. Наделенный безграничной властью, Лир решает разделить свое королевство между тремя дочерьми Корделией, Гонерильей и Реганой. В день своего отречения от престола он ждет от них лестных речей и уверений в нежнейшей любви. Он знает заранее, что скажут дочери, но жаждет еще раз выслушать славословия в свой адрес в присутствии двора и иностранцев. Лир предлагает самой младшей из них и самой любимой Корделии так рассказать о своей любви, чтобы ее слова побудили его дать ей более “обширную долю, чем сестрины”. Но гордая Корделия с достоинством отказывается выполнить этот ритуал. Туман ярости застилает взоры Лира и, сочтя ее отказ посягательством на свою власть и достоинство, он проклинает дочь. Лишив ее наследства, король Лир отрекается от престола в пользу старших дочерей Гонерильи и Реганы, не осознавая страшных последствий своего поступка…

    2. Джордж Гордон Байрон - “Дон Жуан”

    “Ищу героя!..” Так начинается поэма “Дон-Жуан”, принадлежащая перу великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона. И внимание его привлек герой, хорошо известный в мировой литературе. Но образ молодого испанского дворянина Дон-Жуана, который стал символом соблазнителя и ловеласа, у Байрона обретает новую глубину. Он не в силах противиться своим страстям. Но нередко и сам становится объектом домогательства женщин…

    3. Джон Голсуорси - “Сага о Форсайтах”

    “Сага о Форсайтах” – это сама жизнь, во всей своей трагичности, в радостях и потерях, жизнь не очень-то счастливая, но свершившаяся и неповторимая.
    В первый том “Саги о Форсайтах” вошла трилогия, состоящая из романов: “Собственник”, “В петле”, “Сдается внаем”, в которой представлена история семейства Форсайтов на протяжении долгих лет.

    4. Дэвид Лоуренс - “Женщины в любви”

    Дэвид Герберт Лоуренс потряс сознание современников свободой, с которой он писал о взаимоотношении полов. В знаменитых романах о семье Бренгуэн – «Радуга» (был запрещен сразу после публикации) и «Женщины в любви» (издан ограниченным тиражом, а в 1922 г. состоялся цензурный процесс над его автором) Лоуренс описывает историю нескольких супружеских пар. «Женщины в любви» были экранизированы Кеном Расселом в 1969 г., получили «Оскар».
    «Моя великая религия заключается в вере в кровь и плоть, в то, что они мудрее, чем интеллект. Наш разум может ошибаться, но то, что чувствует, во что верит и что говорит наша кровь, – всегда правда».

    5. Сомерсет Моэм - “Луна и грош”

    Одно из лучших произведений Моэма. Роман, о котором литературные критики спорят уже много десятилетий, однако до сих пор не могут прийти к единому мнению – считать ли историю трагической жизни и смерти английского художника Стрикленда своеобразной “вольной биографией” Поля Гогена?
    Так это или нет, но “Луна и грош” по-прежнему остается подлинной вершиной английской литературы XX столетия.

    6. Оскар Уайльд - “Портрет Дориана Грея”

    Оскар Уайльд – великий английский писатель, снискавший славу блестящего стилиста, неподражаемого острослова, неординарная личность своего времени, человек, чье имя стараниями врагов и жадной до пересудов черни стало символом порочности. В настоящее издание вошли знаменитый роман “Портрет Дориана Грея” – самая успешная и самая скандальная из всех созданных Уайльдом книг.

    7. Чарльз Диккенс - “Дэвид Копперфильд”

    Знаменитый роман “Дэвид Копперфилд” великого английского писателя Чарльза Диккенса снискал любовь и признание читателей во всем мире. Во многом автобиографичный, этот роман рассказывает о судьбе мальчика, вынужденного в одиночку сражаться против жестокого, безотрадного мира, населенного злобными учителями, корыстными фабрикантами и бездушными слугами закона. В этой неравной войне Дэвида могут спасти лишь нравственная твердость, чистота сердца и необыкновенный талант, способный превратить грязного оборванца в величайшего писателя Англии.

    8. Бернард Шоу - “Пигмалимон”

    Действие пьесы начинается летним вечером на площади Ковент Гарден в Лондоне. Внезапно хлынувший проливной дождь, захвативший врасплох пешеходов, заставил их укрыться под порталом собора Св. Павла. Среди собравшихся профессор фонетики Генри Хиггинс и исследователь индийских наречий полковник Пиккеринг, специально приехавший из Индии, чтобы повидаться с профессором. Неожиданная встреча приводит в восторг обоих. Мужчины начинают оживленный разговор, в который вмешивается невероятно грязная девушка-цветочница. Умоляя джентльменов купить у нее букетик фиалок, она издает такие немыслимые нечленораздельные звуки, что приводит в ужас профессора Хиггинса, рассуждающего о преимуществах своей методики обучения фонетике. Раздосадованный профессор клянется полковнику, что благодаря его урокам эта грязнуля запросто сможет стать продавщицей цветочного магазина, в который сейчас ее не пустят даже на порог. Более того, он клянется, что через три месяца сможет выдать ее за герцогиню на рауте у посланника.
    Хигинс с огромным энтузиазмом берется за дело. Одержимый идеей во что бы то ни стало сделать из простой уличной девчонки настоящую леди, он абсолютно уверен в успехе, и совершенно не задумывается о последствиях своего эксперимента, который коренным образом изменит не только судьбу Элизы (так зовут девушку), но и его собственную жизнь.

    9. Уильям Теккерей - “Ярмарка тщеславия”

    Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман “Ярмарка тщеславия”. Все персонажи романа – положительные и отрицательные – вовлечены, по словам автора, в “вечный круг горя и страдания”. Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутый иронией и сарказмом, роман “Ярмарка тщеславия” занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.

    10. Джейн Остин - “Чувство и чувствительность”

    “Чувство и чувствительность” – один из лучших романов замечательной английской писательницы Джейн Остин, которую по праву называют “первой леди” британской литературы. Среди самых известных ее произведений такие шедевры, как “Гордость и предубеждение”, “Эмма”, “Нортенгерское аббатство” и другие. “Чувство и чувствительность” – это так называемый роман нравов, представляющий любовные истории двух сестер: одна из них сдержанна и рассудительна, другая со всей страстью отдается душевным переживаниям. Сердечные драмы на фоне условностей общества и представлений о долге и чести становятся настоящим “воспитанием чувств” и венчаются заслуженным счастьем. Жизнь большого семейства, характеры героев и перипетии сюжета описаны Джейн Остин легко, иронично и проникновенно, с неподражаемым юмором и чисто английской сдержанностью.



    
    Top