Недоросль полный анализ. Фонвизин «Недоросль» – анализ

ВВЕДЕНИЕ

Тема: Подсемейство розанные. Биологические особенности и значение.

Цель: Проанализировать особенности онтогенеза растений подсемейства розанные с учетом их биологических особенностей.

Семейство РОЗОЦВЕТНЫЕ, или РОЗОВЫЕ -- (ROSACEA)- это одно из крупнейших семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 2000 видов. Семейство объединяет деревья, кустарники и травы с большей частью очередными, реже супротивными, простыми или сложными листьями, часто снабженными прилистниками. Цветки правильные, круговые, одиночные или в соцветиях. Плоды -- семянка, орешек, костянка, листовка, ложные, ягодовидные, яблоковидные.Семейство розановые на основании особенностей структуры цветков и плодов подразделяют на четыре подсемейства: спирейные, шиповниковые, яблоневые, сливовые.

Имеются общие признаки с другими семействами: с лютикоцветными- множество тычинок и пестиков, а признаки более высокой организации- это нижняя завязь и пятичленный венчик.

Отличительной особенностью подсемейства розанные является, то что обладают хорошо выраженным гипантием, наличием прилистников у листьев,подчашия только у травянистых форм; цветки всегда актиноморфные, циклические, с двойным 5-членным околоцветником и многочленным андроцеем, с расположенными кругами тычинками в числе, кратном всегда 5. Среди травянистых форм розановых, почти нет кормовых растений, ядовитые виды встречают крайне редко.

Подсемейство разанных является одним из крупнейших и экономически важных семейств растений, объединяющее декоративные, плодовые, медоносные, витаминоносные и лекарственные растения, произрастающие по всему миру.

Подсемейство розоцветных дало человечеству огромное количество полезных растений. С древнейших времен население земного шара употребляет в пищу плоды многих рубусов: малину, ежевику (темноплодные виды, относящиеся к подроду Rubus, особенно обильно представленные в Европе), княженику (Rubus areticus) и морошку. Благодаря содержанию большого количества дубильных, флавоновых, пектиновых и других веществ, а также сахаров и кислот многие представители подсемейства используют в медицине. Поэтому актуальностью моей работы и исследований является изучение роз, и факторов влияющих на их рост и развитие в различных средах обитания, под воздействием различных раздражителей.

Общая характеристика семейства розоцветные.

Особенности растений подсемейства розанные.

Значение в природе и практической деятельности человека растений подсемейства розанные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ

Растения семейства розоцветных распространены по всей Земле, но наиболее многообразны они в тропических областях северного полушария. Жизненные формы этого семейства -- многолетние (реже однолетние) травы, листопадные или вечнозеленые деревья, кустарники. К многолетним травам относятся земляника, клубника, гравилат, манжетка (рис.1), к деревьям -- черемуха, рябина, вишня, слива, яблоня, груша; к кустарникам -- шиповник, малина, ежевика.

Цветки одиночные или собранные в соцветия различных типов, обычно энтомофильные, актиноморфные, циклические, обоеполые, часто с хорошо развитым гипантием - плоским, вогнутым или бокаловидным. Околоцветник двойной, редко венчик редуцирован. Чашелистиков и лепестков обычно по 5, реже 3, 4, 6, 8 или более. Чашечка часто с подчашием, образующим как бы наружный круг чашелистиков. Тычинок в 2-4 раза больше, чем лепестков, реже столько же, сколько лепестков или чашелистиков, редко всего 2 или 1; они расположены различно, но всегда 5- или 10- членными кругами; в бутоне тычинки обыкновенно загнуты внутрь или даже закруглены; нити тычинок тонкие, свободные или реже сросшиеся. Оболочка микроспор 3- борозднопоровая или редко 3- поровая (Dryas, Agrimonia, Polylepis) или многоборозднопоровая (Sanguisorba). Между тычинками и плодолистиками расположен подушкообразный или кольцевидный нектарный диск. Гинецей апокарпный или синкарпный, число плодолистиков либо неопределенно, либо строго фиксировано, иногда плодолистик всего 1 (мономерный гинецей). Стилодии свободные или сросшиеся, терминальные или нередко боковые, почти гинобазические. Завязь верхняя или нижняя. В каждом плодолистике или в каждом гнезде завязи или обычно несколько семязачатков (Spiraeoideae) или только 1-2 семязачатка (остальные подсемейства). Семязачатки анатропные или реже кампилотропные, с двойным или, реже, простым интегументом. .

Стебли большинства розоцветных -- прямостоячие, а также олиственный или ползучий.

Листья очередные или, очень редко, супротивные, простые или сложные, снабжённые прилистниками, свободными или прирастающими к черешку, реже без прилистников, с перистым или пальчатым жилкованием. Устьица аномоцитные. Узлы обычно 3- лакунные, реже 1- лакунные (Spiraea) или многолакунные. Членики сосудов обычно с простой перфорацией, реже также с лестничной перфорацией (Neillia, Quillaja, Polylepis, виды Sorbus); поровость боковых стенок очередная или реже супротивная (Maloideae). Древесинная паренхима диффузная или диффузная и метатрахеальная, иногда главным образом метатрахеальная. Лучи смешанно- гетерогенные или гомогенные. Волокнистые элементы с окаймлёнными порами.

Опыление - насекомыми. розанный лапчатка биологический

Плоды розоцветных сухие или сочные, листовки, коробочки, орешки, костянки, яблоки. В формировании плода у многих родов участвует разрастающийся гипантий, составляющий основу адаптивности плодов к различным агентам распространения. Семена без эндосперма.

На основании различий главным образом в морфологии плодов семейство разделяется на 4 подсемейства: спирейные (Spiraeoideae) -- плод -- листовка, редко коробочка; розоцветные (Rosoideae) -- плодыорешки, многоорешки, многокостянки, часто с участвующим в образовании плода гипантием; яблоневые (Maloideae) -- плод -- яблоко; сливовые (Prunoideae) -- плод -- костянка.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с типичным представителем семейства ро-зоцветные на примере распространенного местного вида — ши-повника; научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжить фор-мирование навыков работы с натуральными объектами, выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцвет-ные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы

Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый). Какими особенностями обладает стебель ши-повника?

Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изре-занный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рас-смотрите их.

Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цвет-ка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Яв-ляются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

Рассмотрите главные органы цветка с помощью лупы. Опре-делите количество тычинок и пестиков.

Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение цветка ши-повника, укажите его основные части.

Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз-можности изобразите диаграмму цветка.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника, его внутреннее строение, аккуратно разрезав его препаровальным ножом. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки ши-повника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами из коллекции и определите тип плода.

Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, под-пишите его и укажите основные части.

Обобщите полученные результаты и на их основании сде-лайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

К семейству розоцветные относится большое количество ра-стений, используемых человеком в пищу и в хозяйственной дея-тельности.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48), а также используя лич-ный опыт, выпишите направления использования растений семейства розоцветные в жизни и хозяйственной деятель-ности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы. На выпол-нение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту, учитель дополняет ответы.)

Направления использования растений семейства розоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека

Использование растений

Примеры растений

Использование в пищу (плодовые деревья)

Яблоня, груша

Использование в пищу (косточковые)

Слива, вишня, черешня, персик, абрикос, терн, алыча

Использование в пищу (прочие)

Малина, ежевика, земляника, клубника, морошка, костяника, княженика

Лекарственные растения

Малина, земляника, лапчатка прямостоя-чая (калган), кровохлебка аптечная, ши-повник

Декоративные растения

Получение красок

Калган (с железным купоросом дает чер-ную краску, а с квасцами — красную), миндаль (из оболочек и кожуры плодов по-лучают желтую краску), сабельник (из кор-ней получают красную краску)

Получение дубильных веществ

Калган, манжетка

Получение эфирных масел

Некоторые виды роз, гравилат, миндаль

Образование живых из-городей

Боярышник, терн

Медоносы

Черемуха, рябина

Художественный про-мысел (резьба по дереву)

Боярышник, миндаль

Ядовитые растения

Горький миндаль

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин ученикам об одном из наиболее интересных пред-ставителей семейства розоцветные, о лекарственных растениях этого семейства.)

Рассказ учителя

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных ра-стениях данного семейства и направлениях их применения в ме-дицине. Например, лапчатку прямостоячую (калган) употребляют как вяжущее, тонизирующее средство, а также для полосканий при ангине, при заболеваниях и слабости десен.

Сушеные плоды малины используются как потогонное сред-ство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят си-роп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и ли-монную кислоту, витамин С.

Плоды и листья земляники применяют при подагре, образова-нии почечных камней и других заболеваниях.

Кровохлебка аптечная содержит большое количество дубиль-ных веществ, эфирные масла, щавелевую кислоту. Употребляют ее как вяжущее средство, а также при заболеваниях кишечника и как потогонное средство.

Некоторые виды шиповника применяют в медицине как противоцинготное средство. Многие виды этого растения со-держат большое количество витамина С, а также провитамин А (каротин).

Семена айвы при размачивании образуют слизь, которую при-меняют в качестве наружного обволакивающего средства, а также как примочки при некоторых заболеваниях глаз.

Водные и спиртовые настои, а также жидкие экстракты пло-дов боярышника используют при нервных, сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии.

Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а также применяют вытяжку из цветков в качестве глазной примочки.


Подведение итогов уроков

Творческие задания.

Найти сведения о различных сортах яблонь. Какие сорта произрастают в вашей местности? Составить план-схему распо-ложения яблоневых деревьев различных сортов на территории пришкольного участка. Подобрать сорта таким образом, чтобы они плодоносили как можно дольше (от самых ранних сортов до самых поздних). При разработке плана нужно учитывать кли-матические условия вашего региона.

Зелёная аптека - Лапчатка прямостоячая (Калган) -

Лапчатка белая Полезные свойства

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Класс двудольные. Семейство розоцветные

Растения семейства розоцветные очень разнообразны по строению. Что же объединяет их в одно семейство? Какие розоцветные - культурные растения, как их использует человек?

Разнообразие растений семейства розоцветные. В семействе розоцветные насчитывается около 100 родов и 3 тыс. видов. Это многолетние растения. Одни из них деревья: яблоня, слива, рябина, черёмуха . Другие - кустарники: боярышник, шиповник, спирея . Третьи - травы: земляника, гравилат, манжетка .

Разнообразны и листья: простые - у вишни, груши ; тройчатые - у земляники, костяники и клубники ; непарноперистые - у шиповника, малины, рябины . У многих видов листья имеют прилистники.

Побеги чаще прямостоячие, но у земляники и гусиной лапки побеги укороченные, имеются также столоны - усы. У многих розоцветных есть колючки на стеблях (слива, боярышник, груша) и даже листьях (шиповник), волоски и шипики на плодах (шиповник, миндаль ).

Но особенно разнообразны у розоцветных плоды. Сухие плоды - орешки и многоорешки - у лапчатки , манжетки, гравилата (у последнего - с крючочками, цепляющимися за шерсть животных, одежду). Сочные плоды костянки у абрикоса , сливы, черёмухи; многокостянки у ежевики , малины.

У некоторых - сочные ложные плоды: яблоко у рябины, яблони, земляничина у клубники, земляники.

Цветок у розоцветных правильный, с широким, выпуклым или чашевидным цветоложем. Разрастаясь, оно часто образует ложные плоды. Околоцветник двойной, из 5 чашелистиков и 5 лепестков. Иногда чашечка состоит из двух кругов по 5 чашелистиков. Тычинок много. Если присмотреться, то можно увидеть, что они расположены в кругах и имеют разную длину. Пестик может быть либо один, либо множество. Как правило, цветоложе разрастается и становится сочным в плодах с большим количеством пестиков. Каждый пестик образует один маленький плод - орешек (у шиповника, земляники) или костянку (у малины).


Выполните первую часть виртуальной лабораторной работы

Составьте формулу цветка по данной диаграмме. (Интерактивное задание)

Культурные растения семейства розоцветные. Можно сказать, что наши плодовые сады составлены из розоцветных: яблоня, груша, вишня и черешня, слива, персик и абрикос, а также айва, миндаль . Среди розоцветных есть и ягодные культуры : малина, клубника, земляника.

Из плодовых культур у нас особенно распространена яблоня. Сортов у неё больше, чем у всех других культур - не менее 20 тыс. Более 40 сортов выведено нашим учёным-селекционером И. В. Мичуриным.

Груша - более теплолюбивая культура, живёт она до 200 лет. У груши не только вкусные плоды, но и красивая древесина, из которой изготавливают ценную мебель, делают музыкальные инструменты.

Груша и яблоня - семечковые культуры . На разрезе их плода - яблока - видны 5 плёнчатых гнёзд, образовавшихся из покровов семязачатка, в каждом из которых расположено по 2 семени. Слива, абрикос, миндаль, персик, вишня - косточковые культуры .

Видов декоративных культур немного: спирея с крупными пушистыми соцветиями, которую выращивают в парках, в виде живых изгородей, но самая главная царица всех цветов - роза . Розу в древние времена вывели из дикорастущего шиповника. Почему же у шиповника (некоторые его виды также очень декоративны) всего 5 лепестков, а у роз их десятки? У шиповника много, до 100, тычинок, которые превратились в лепестки розы. В настоящее время известно более 25 тыс. сортов розы, что вполне заменяет недостаток видового разнообразия декоративных розоцветных.

Из розовых лепестков получают розовое масло, которое используется в парфюмерии. Розоцветные приносят нам не просто вкусные плоды, они богаты витаминами (плоды шиповника - одни из рекордсменов по содержанию витамина С) и минералами. Наиболее ценным по содержанию витаминов и минералов является отечественный сорт яблок Антоновка.

МБОУ «Общеобразовательная Сурская средняя школа №2»МО «Пинежский муниципальный район»,

Аннотация:

В статье речь идет о практическом значении семейства Розоцветные в Пинежском районе Архангельской области. Проведен анализ основных направлений практического применения растений данного семейства. Проведенный анализ позволил выделить наиболее популярные сферы применения розоцветных в Пинежском районе.

The paper presents the practical importance of the plants Rosaceae in Pinezhsky District of the Arkhangelsk region. The analysis of the main directions of the practical application of this family of plants. The analysis allowed to identify the most popular scope the practical application of the Rosaceae Pinezhsky area.

Ключевые слова:

Cемейство Розоцветные (Розовые); практическое значение; лекарственное значение; декоративные растения; сырье растений

Rosaceae (Rose); practical value; medicinal value; ornamental plants; plant materials

УДК 58

Семейство Розоцветные - одно из крупных семейств цветковых растений. Его представители распространены по всему земному шару, в общей сложности оно объединяет 100 родов и не менее 3000 видов, при этом большинство видов приурочено к различным природным зонам северного полушария . По своим жизненным формам растения данного семейства очень разнообразны: деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички и травы (короткокорневищные, длиннокорневищные, наземноползучие и др.).

Общеизвестно большое практическое значение растений семейства. Среди дикорастущих розовых много лекарственных, пищевых, технических и декоративных растений. Культурные растения из этого семейства в основном относятся к группе декоративных и плодово-ягодных. В связи с широким практическим применением растения семейства Розоцветные как объект изучения и исследования представляют значительный научный и прикладной интерес.

Пинежский район находится на востоке Архангельской области и, как и весь регион, имеет умеренно-континентальный климат лесной зоны. Особенностью климата района является частая смена воздушных масс различного происхождения и большая неустойчивость погоды. В целом для района оказывают большое влияние арктические воздушные массы.

В рельефе Пинежского района преобладают в основном равнины. Но общую равнинность территории нарушают отдельные моренные холмы и гряды высотой до 150-200 м над уровнем моря. Территория района расположена в зоне хвойных лесов с преобладанием подзолистых и болотных почв, а климатические условия Пинежского района, как и всей области, благоприятствуют скоплению вод на поверхности. Этот и другие перечисленные факторы благоприятствуют произрастанию в Пинежском районе многочисленных представителей семейства Розоцветные.

По результатам собственных полевых исследований и на основании анализа литературных данных установлено, что на территории Пинежского района Архангельской области произрастает 27 видов растений семейства Розовые.

Анализ литературных сведений, а также опросы местного населения дали возможность установить, что из 27 видов семейства Розовые 19 видов (70,4%) имеют то или иное практическое значение (таблица 1).

Таблица 1 - Основные направления практического использования растений семейства Розовые Пинежского района

Вид растений

Использование в медицине

Пищевое значение

Техническое значение и прочие области применения

Гравилат городской

Воспаление слизистой оболочки желудка, запоры гнойные раны, бессонница, глазные болезни, ревматизм, геморрой .

Пюре, супы, салаты из надземной части .

Гравилат речной

Воспаление слизистой оболочки желудка, запоры, гнойные раны и язвы, головная боль, бессонница, глазные болезни, ревматизм, геморрой .

Салаты, супы, пюре из надземной части .

Корм для животных. Дубление кожи, окраска тканей в красно-коричневый цвет .

Дриада восьмилепестная

Не установлено

Не установлено

Д. точечная, куропаточья трава

Не установлено

Не установлено

Декоративное значение (при создании альпийских горок).

Земляника лесная

Мочегонное средство, общеукрепляющее для регуляции деятельности кишечника, при воспалительных заболеваниях желудка и желчевыводящих путей .

Компоты, варенья, джемы. Листья заваривают как чай .

Не установлено

Кизильник черноплодный

Не установлено

Не установлено

Декоративное растение, для озеленения улиц городов и поселков.

Княженика арктическая

При кашле, катаре верхних дыхательных путей, астме, тонизирующее, противомикробное, потогонное средство, при малокровии .

Не установлено

Не установлено

Костяника каменистая

Отвар, настои при гинекологических заболеваниях, при стенокардии, головной боли, подагре, болезнях органов дыхания, неврозах и невралгии .

Не установлено

Не установлено

Кровохлёбка лекарственная

Вяжущее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, бактерицидное средство. Способствует сужению сосудов, тормозит перистальтику кишечника, сокращает мускулатуру матки .

Вяжущий чай

№33 .

Не установлено

Таволга вязолистная

Настойки при нервных

заболеваниях,

сосудоукрепляющее,

противовоспалительное,

диуретическое,

противоязвенное. Отвар при нефрите, цистите, геморрое .

Не установлено

Не установлено

Лапчатка гусиная

Дизентерия, диарея, почечно-каменная болезнь, грыжа, цинга, ангина, стоматит, колит, головные боли, мигрень, ревматизм, артрит .

Приправа к пище .

Окраска тканей в песочный, светлый и чёрно-бурый цвет; дубление кожи; косметическое средство; медонос .

Малина обыкновенная

Отвар (настой листьев) как гомеостатическое средство, при кашле, ангине, геморрое, гриппе, бронхите, ревматизме. Сироп как жаропонижающее и потогонное средство .

Варенья, джемы.

Не установлено

Манжетка городковатая

Вяжущее, отхаркивающее и улучшающее обмен веществ средство; от сердечной боли, при вздутии кишечника, катарах верхних дыхательных путей, туберкулёзе лёгких, язве желудка; при диабете, водянке, болезни печени и почек .

Не установлено

Не установлено

Морошка

При катаре верхних дыхательных путей, кашле .

Варенье, компоты .

Не установлено

Роза иглистая

Применяют наружно при болезнях кожи, ожогах, язвенном колите, в виде клизм; болезнях печени .

Компот, сиропы .

При дублении кожи .

Роза майская

Применяют в виде настоя, экстрактов, сиропов. Используют как поливитаминное средство при авитаминозе, ранозаживляющее, при заболеваниях, сопровождающихся повышенной потребностью в витаминах .

Сироп, настой, компот.

Рябина обыкновенная

Поливитаминное средство .

Компоты, варенья, джемы.

Для озеленения населенных пунктов.

Сабельник болотный

При заболеваниях суставов .

Не установлено

Не установлено

Черёмуха обыкновенная

Потогонное средство. Настои из листьев при заболеваниях лёгких, бронхите, кашле, диарее, фурункулёзе; цветки - при конъюнктивите .

Компоты.

Для озеленения населенных пунктов.

Из 19 видов семейства, имеющих практическое значение, 16 видов являются лекарственными (84,2%).

Оказалось, что из 16 видов лекарственных растений при простудных заболеваниях используется сырье 9 видов (56,3%), в числе таких видов - малина обыкновенная, морошка, княженика арктическая, костяника каменистая, шиповник майский. Мочегонным действием обладают плоды и листья одного вида (6,3%) - земляники лесной. Для улучшения обмена веществ в медицине используется сырье манжетки городковатой (6,3%). Как витаминное средство используются плоды 6 видов (37,5%) лекарственных растений, например, земляники лесной, шиповника майского и иглистого, рябины обыкновенной, костяники каменистой.

Противовоспалительным действием обладает лекарственное сырье 5 видов (31,3%): гравилата городского и речного, земляники лесной, кровохлебки лекарственной и таволги вязолистной. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта используется лекарственное сырье 8 видов (50,0%), в числе которых - лапчатка гусиная, манжетка городковатая, таволга вязолистная, шиповник иглистый.

При ревматизме используется лекарственное сырье 3 видов (18,8%) растений - гравилата городского и речного, лапчатки гусиной. Сырье таких видов, как костяника каменистая и кровохлебка лекарственная широко применяется в народной медицине для лечения гинекологических болезней. Костяника каменистая, манжетка городковатая и таволга вязолистная (всего 3 вида или 18,8%) находят применение при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы. Гравилат городской и речной, черемуха обыкновенная (3 вида или 18,8%) - ценные лекарственные растения, использующиеся в народной медицине для лечения глазных болезней.

Небольшое число видов (4 или 25,0%) применяют в медицинской практике для лечения заболеваний нервной системы и при головных болях, в числе таких видов - костяника каменистая, таволга вязолистная, лапчатка гусиная. Кровоостанавливающим действием обладает сырье кровохлебки лекарственной (6,3%). В качестве средства для лечения заболеваний верхних дыхательных путей, в частности, при кашле, используется лекарственное сырье 6 видов (37,5%), например, княженики арктической, костяники каменистой, малины обыкновенной, морошки.

Такие лекарственные растения, как гравилат речной и городской, таволга вязолистная и малина обыкновенная (всего 4 вида или 25,0%) оказывают лечебное действие при геморрое. Для лечения ревматизма и других заболеваний суставов используется сырье 4 видов растений (25,0%): сабельника болотного, лапчатки гусиной, гравилата городского и речного. Бактерицидные свойства характерны для лекарственного сырья кровохлебки лекарственной и княженики арктической (2 вида или 12,5%).

Для лечения ран применяется лекарственное сырье трех видов (18,8%), в числе которых - гравилат речной и городской, шиповник майский. Манжетка городковатая, лапчатка гусиная, таволга вязолистная (3 вида или 18,8%) - лекарственные растения, использующиеся при заболеваниях почек. Для лечения фурункулеза используются плоды черемухи обыкновенной, при болезнях печени - плоды шиповника иглистого, как вспомогательное средство при лечении туберкулеза - надземная часть манжетки городковатой, для лечения дизентерии и диареи - надземная часть лапчатки гусиной и т.д.

В целом выполненный анализ свидетельствует о том, что один и тот же вид розовых может оказывать эффективное действие при лечении комплекса заболеваний.

Из 16 видов розовых, имеющих практическое значение, 11 видов (68,8%) относятся к группе пищевых растений. Большинство из этих видов (7 видов или 63,6%) имеют сочные съедобные плоды, которые могут употребляться в пищу в сыром виде или в виде компотов, варенья, джема, сиропов (земляника лесная, черемуха обыкновенная, малина обыкновенная и другие виды). Корневища кровохлебки лекарственной используются для приготовления вяжущего чая. У трех видов травянистых растений в пищу используется вся надземная часть, при этом листья лапчатки гусиной применяют как приправу к пище, а надземная часть гравилата речного и городского используется для приготовления супов, пюре и салатов.

10 видов (62,5%) розовых имеют иное практическое значение. Такие виды, как шиповник майский, кизильник черноплодный, рябина обыкновенная и ряд других (всего 6 видов или 37,5%) являются декоративными растениями и используются, в частности, для озеленения городов и поселков. 4 вида (25%) розовых (гравилат речной и городской, шиповник иглистый, лапчатка гусиная) используют при дублении кожи. Сырье трех видов (18,8%) применяют для окраски тканей (лапчатка гусиная, гравилат речной и городской).

Подводя итог, можно сказать, что растения семейства Розовые, произрастающие на территории Пинежского района, имеют очень широкий спектр практического использования. Занимая 4 место по числу видов во флоре Архангельской области , розоцветные среди своих представителей насчитывают много лекарственных, пищевых, технических и декоративных растений.

Библиографический список:


1. Алеутский Н.Н.. Дикорастущие съедобные растения Севера. Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1998. 128 с.
2. Алеутский Н.Н., Кашин В.И. Северная кладовая целебных трав. Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1998. 198 с.
3. Губанов И.А. и др. Дикорастущие полезные растения, М.: Изд-во Московского университета. 1987. 160 с.
4. Еленевский А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 310 с.
5. Кортиков В.Н., Кортиков А.В. Полная энциклопедия лекарственных растений. М.: Издательский дом «Проф- Пресс», 2002. 800 с.
6. Пастушенков Л.В. и др. Лекарственные растения. Л.: Лениздат, 1990. 384 с.
7. Шмидт В.М. Флора Архангельской области. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского госуд. ун-та, 2005. 346 с.


Top