Образовательная деятельность «Рисование белого медведя. "мишка косолапый" рисование с старшей группе

Нетрадиционное рисование мятой бумагой в детском саду в средней группе на тему «Медвежонок» поэтапно

Разгуляева Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25» г. Кострома.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Медвежонок». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов и родителям.
Цель : знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования мятой бумагой.
Задачи:
Образовательные:
1. Вызывать у детей интерес к нетрадиционному рисованию.
2. Учить рисовать изображение крупно и располагать в соответствии с размером листа.
3. Закреплять умение изображать части тела, соблюдать их относительную величину, расположение и цвет.
Развивающие:
1. Развивать воображение и творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность.
2. Воспитывать аккуратность.
Методы и приёмы: наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям - словесная.
Материалы и оборудование: игрушка-медведь; картины с изображением медведя художника Е. Чарушина; альбомный лист бумаги, листы бумаги, гуашь, кисть, баночка с водой, карандаш, влажные салфетки.
Предварительная работа: Подвижная игра «У медведя во бору», рассматривание внешнего вида медведя, раскраски медвежонка; беседа о нетрадиционной технике рисования - мятой бумагой.

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь.
Ребята, к нам сегодня гость пришёл. Посмотрите, кто это? (Мишка)
Кто же такой медведь? (животное)
Да, ребята, медведь – это сильное животное. Посмотрите, какое у него мощное туловище. (рассматривание игрушки - медведя.)
Какой формы голова у медведя? (круглой)
Что расположено на голове? (ушки)
Что есть ещё у медведя? (туловище - овальной формы, вытянутый нос круглые глазки.)
У медведя ещё четыре лапы – две передние и две задние – и хвостик. Посмотрите, пожалуйста, как художник Евгений Чарушин изобразил медведей на своих картинках. Он те только рисовал, но и писал рассказы о животных.
Рассматривание картин Е. Чарушина.


Посмотрите какие замечательные медведи нарисованы на этой картинке. что они делают (ответы детей.)
Ребята, а посмотрите на нашего гостя, он что-то загрустил. Давайте узнаем, что у него случилось?
Дети – мишка, что случилось?
Мишка говорит – да, скучно мне одному, хочу много друзей.
Ребята, давайте поможем мишке, нарисуем ему друзей – медвежат.
Дети – Да, давайте.
Но прежде чем начать рисовать, давайте разомнём наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «В гости к мишке».
Нас позвали мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке (пальцы шагают по столу)
Топ-топ, топ-топ (ладони хлопают по столу)
Прыг-прыг, прыг-прыг (кулачки стучат по столу)
Видим дерево высокое (наставляют кулачки друг на друга)
Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями)
Топ-топ, топ-топ, прыг-прыг, прыг-прыг
Птицы песенки поют (ладони перекрестно)
Зернышки везде клюют.
Тут клюют и там клюют (пальчиком по ладошке)
В гости к мишкам мы пришли (крышу показывают)
Дверь в избушке мы нашли
Постучали: раз-два-три (постучали кулачком о ладонь)
Поскорей нам отвори (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
С чего вы начнете рисовать медведя? (с головы)
Правильно, сначала рисуем карандашом голову.


Затем рисуем туловище.


Что ещё нам поможет нарисовать мохнатую шерсть медведя? (мятая бумага)
Берем несколько листов бумаги и сминаем в комочки.


Обмакнём комочки в гуашь и будем прижимать к нарисованным линиям.


Что ещё не хватает у наших нарисованных медвежат? (глаз и носа).
Правильно. Давайте нарисуем глазки и носик с помощью кисточки.


(Дети работают. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь.)
Физкультминутка «Мишка»
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.

Работа готова!
Ну, что ж, ребята, смотрите какие замечательные друзья Мишке у вас получились.
Мишка говорит. – Спасибо ребята за моих новых друзей.
Молодцы!

Цель занятия:

Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки, передавая относительную величину, форму частей, расположение, цвет, соблюдая пропорции;

Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист бумаги;

Упражнять в рисовании и закрашивании круглых и овальных форм круговыми движениями, не выходя за контур;

Развивать творческие способности детей;

Расширять и активизировать словарный запас;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Рассматривание игрушек, составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи, чтение стихов А. Барто «Игрушки», дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов, игры с игрушками, уточнение их формы.

Оборудование: иллюстрации с изображением мишки весёлого и грустного, игрушка-мишка, альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия:

Ребята, вы любите играть в игрушки? Скажите, как можно играть с ними?

С машинкой? (возить, катать, нагружать, не бросать)

С куклой? (укладывать спать, кормить, расчёсывать, купать...)

С мячом? (бросать, катать ловить…)

Кубики? (строить дома, мосты, дороги…)

С какими игрушками любят играть девочки? Мальчики? Для чего нужны игрушки? Когда вы с ними играете, какое у вас настроение? (ответы детей) Правильно. У вас хорошее настроение, вы улыбаетесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А когда у вас сломается игрушка, что вы делаете? Правильно, вы грустите. Покажите,каким бывает человек, когда он грустит. Посмотрите, как у вас изменилось выражение лица. Посмотрите на картинку и скажите, на какой картинке грустный мишка, а на какой - весёлый.

(Обратить внимание детей, что кто-то спрятался под ёлкой)

Как вы думаете, кто там? Отгадайте загадку:

Где живёт? В самой чаще, самой- самой настоящей.

Там гуляет, там и спит, там детей своих растит.

Любит груши, любит мёд, сладкоежкою слывёт.

Но всего сильнее он любит крепкий долгий сон.

Ляжет осенью, встанет лишь когда весна настанет.

(Медведь)

После того, как дети отгадали загадку, показ игрушки.

К нам в гости пришёл медвежонок, только он почему - то очень грустный. Давайте узнаем у него, почему он такой. Оказывается, он потерял своих друзей и теперь ему очень грустно и одиноко. Как бы нам его развеселить? Надо помочь ему найти друзей. Но как?

(ответы детей)

А нарисовать можно?

Успокойся Мишутка и не грусти, мы тебе поможем найти друзей, нарисуем их таких же красивых, как ты.

Но перед тем как приступить к рисованию мы немножко отдохнём.

Физ. Минутка.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Давайте рассмотрим Мишутку. Скажите, какие части тела медвежонка самые крупные, какой формы у него голова, туловище, лапы, уши (ответы детей) . Чтобы Мишка получился как настоящий, рисовать надо крупно. Ребята, давайте сначала в воздухе нарисуем овал, потренируемся(закругление, длинная сторона, опять закругление и снова длинная сторона) Молодцы, начинаем рисовать игрушку, но перед этим надо разогреть наши пальчики.

Пальчиковая игра:

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так и головки убирали.

Теперь вы будете рисовать каждый своего мишку.

Как вы думаете, с чего мы начнём рисовать? Вначале рисуем самую большую часть у мишки - туловище.Какой формы туловище?(овальной). Где располагается? (по середине части листа, чтобы все части поместились; показ рисования) Какая часть поменьше туловища? (голова) Голова какой формы? (круглой) Где располагается? (сверху туловища) На голове рисуем маленькие ушки. Теперь нарисуем овальные лапы - 2 сверху, 2 -внизу(показ). А теперь раскрасим мишку. Не забудьте нарисовать Мишке мордочку с чёрным носиком и ясными круглыми глазами. Постарайтесь передать настроение Мишки: весёлое или грустное.

Дети выполняют задание, ещё раз обратить внимание детей на строение тела медвежонка, особенно его окраски, следить за осанкой детей

В конце занятия - все рисунки на выставку.

Мишка, посмотри, сколько у тебя теперь друзей! Дети очень старались тебе помочь, теперь ты уже не будешь грустить.

Спасибо вам, ребята, что вы помогли медвежонку. Вам понравилось? А какой рисунок понравился больше? Вы все сегодня молодцы, справились с заданием. Но медвежонку пора в лес уходить, но прежде он поиграет с нами (игра «Мишка косолапый»), медвежонок прощается, уходит.

Трудно переоценить значение изобразительной деятельности для психического развития дошкольника. На занятиях рисованием педагог в детском саду предлагает детям самые разнообразные темы: дом и семья, природа и времена года, одежда и игрушки, город и транспорт. Что же касается изображения домашних и диких животных, то это одна из самых любимых тем для юных художников.

Специфика рисования животных в средней группе ДОУ

Дети в средней группе умеют изображать предметы, примерно передавая их форму, величину и цвет. В этом возрасте дошкольники уже могут составить несложную композицию из нескольких предметов, поэтому можно предложить им сюжетное рисование животных (например, «Козлята пасутся на лугу» или «Ежики идут по лесу).

Малыши 4–5 лет довольно хорошо подбирают цвета, оценивая окраску животного на картинке.

Процесс обучения рисованию животных можно условно разделить на два направления: познавательная деятельность (дети уясняют особенности строения, окраски живых существ) и совершенствование непосредственно изобразительных навыков. Чтобы изобразить какого-либо зверька дошкольник должен хорошо уметь рисовать округлые и овальные, треугольные и прямоугольные формы (ведь, именно из них складывается тело объекта). Педагог также должен совершенствовать композиционные умения детей - гармонично располагать предметы на листе бумаги.

Отметим, что ребятам 4–5 лет легче изображать игрушечных животных: как правило, у них большая голова, толстые лапки, относительно короткое туловище. Поэтому правильные пропорции в таком рисунке будут не очень важны. Перед тем, как приступить к рисованию, воспитатель должен дать малышам потрогать игрушку, поиграть с ней.

Обучая дошкольников рисованию животных, воспитатель должен подчеркивать, что в их строении много общего. Кроме того, крайне желательно, чтобы занятию по рисованию предшествовала лепка по аналогичной теме.

Что касается образца, то в средней группе он имеет очень большое значение. Перед самостоятельной детской деятельностью педагог демонстрирует ребятам все этапы рисования. Образец остается на доске до конца занятия, чтобы дети могли ориентироваться на него в процессе работы.

Используемые материалы и основа

Животные изображаются на листе бумаги формата А4. Поскольку чаще всего их изображают красками (гуашь или акварель), то педагог предварительно тонирует основу в природный фон. Это может быть голубая верхняя часть (небо) и низ зеленого цвета (травка). Если предполагается, что животное будет рисоваться в домашней обстановке, например, кошка, то тонировать бумагу можно в любые пастельные оттенки.

Использование гуаши позволяет сделать работу яркой, насыщенной. Это особенно актуально, например, при рисовании жирафа или белого козленка на зеленом фоне.

Воспитанник средней группы рисует гуашью

Изображения акварелью получаются более нежные.

Если рисунок предполагает наличие мелких деталей (травка, грибы, ягоды и пр.), можно предложить дошкольникам цветные карандаши.

Рисунок карандашом

В некоторых случаях уместно использование фломастеров. Например, с помощью рисования «петельками» можно передать особенность шкуры козлят.

Рисование петельками с помощью фломастеров

Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании животных

Обучая детей 4–5 лет рисованию животных, необходимо отрабатывать навык правильного закрашивания кистью. Контур тела зверька и мелкие детали (мордочка, лапки, хвост) аккуратно прорисовываются кончиком кисти. Туловище же закрашивается более интенсивно, всем ворсом.

Штриховка же карандашом должна быть в одном направлении: сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, ребята должны овладеть навыком своевременной остановки движения, регулировать его размах в зависимости от размера закрашиваемой поверхности.

Дети должны учиться по-разному держать кисточку и карандаш. Например, при закрашивании больших фигур карандаш можно побольше наклонить к бумаге - штрихи будут более широкими. При прорисовке мелких элементов инструмент удобнее держать практически вертикально. Те же приемы касаются и использования кисти. Все это способствует легкости и свободы движения кисти.

Отметим, что усвоив способ изображения одного животного, ребенку будет значительно проще изобразить любое другое. Однако это вовсе не принуждает малыша к однотипному решению образов.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

Рисунок в анималистическом жанре в средней группе вполне можно разнообразить включением в него аппликативных деталей. Например, изображая козлят, которые пасутся на зеленом лугу, можно оформить травку из полосы цветной бумаги с надрезами: приклеивается только нижняя часть, а надрезанный верх остается свободным - возникает эффект объема. С помощью аппликации также можно украсить кошку бантиком на шее или смастерить яблоки, которые ежик будет нести на спинке (мелкие детали прорисовываются).

Вверху композиции можно разместить солнышко, выполненное в технике пластилинографии.

Что касается пластилина, то можно предложить малышам вылепить из него глазки и носик животного. Если это кошка, то можно сделать ей красивые усы из тонких пластилиновых жгутиков. А нарисованный ежик будет смотреться более эффектно, если добавить ему несколько вылепленных колючек.

Отметим, что все эти приемы можно использовать также в рамках индивидуального подхода, поскольку в средней группе уже начинают просматриваться способности детей. Кто-то справляется быстрее, и такому ребенку будет интересно внести дополнительную оригинальность в вою композицию.

Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы

Во втором полугодии в средней группе детям предлагается лепка игрушечного животного по выбору, чуть позднее лепка козленка с последующим рисованием на тему «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок». Далее следует лепка и последующее рисование зайчиков (в виде изображения подвижной игры «Бездомный заяц»).

Кроме того, дошкольникам можно предложить следующие темы в анималистическом жанре:

  • «Медведь», «Медвежонок», сюжетная композиция «Медведь с бочонком меда», «Три медведя» (иллюстрация к сказке), «Мишка спит в берлоге».
  • «Ёжик», «Ёжик везет на спине грибы (яблоки)».
  • «Белка», «Белочка с грибочком (орешком)».
  • «Кошка», «Кошка спит», «Котенок играет с клубком», «Котенок есть из мисочки».
  • «Собака», «Веселый щенок», «Собака в будке».
  • «Лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк» (по русской народной сказке).
  • «Поросенок», «Три поросенка» (иллюстрация к сказке).
  • «Волк», «Волк из мультфильма «Ну-погоди» (в одежде), «Злой волк из сказки про Красную Шапочку».

Рисование животных при желании можно преобразовать в коллективную деятельность. Например, педагог может предложить ребятам средней группы оформить композицию «Ферма»: дети работают в группах по 4–5 человек, каждый рисует какое-то домашнее животное. Другой вариант - оформить иллюстрацию к сказке «Зимовье» (также изображение домашних животных).

Варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание предметов, тематических картинок, иллюстраций, беседа, сказка и прочее

Рисование животных для ребенка 4–5 лет - довольно сложная деятельность. Поэтому на занятии его внимание нужно активизировать, стимулировать с помощью игровых моментов. Нужно задействовать сказочных персонажей (игрушки), которые приходят к детям в гости и приглашают их совершить путешествие.

Герои могут обратиться к малышам с просьбой о помощи. Например, кошечка грустит, что ее бабушка живет далеко, и она хочет отправить ей свой портрет, однако не умеет рисовать. Дети никогда не откажут в такой просьбе, ведь, они так любят почувствовать свою значимость.

Другой вариант - коза просит детей собрать ее козляток, которые разбежались и спрятались, так как испугались серого волка. С такой же просьбой к ребятам может обратиться и мама-зайчиха.

На занятие может прийти игрушечный ежик, которому скучно гулять одному - малыши с удовольствием нарисуют ему друзей. Так же скучно и медведю, который вдруг проснулся зимой в берлоге, ведь, все остальные мишки крепко спят. Почему бы в гости к ребятам не прийти медвежонку из сказки про трех медведей: он попросит их сделать фотографию его мамы и папы.

Фотогалерея: игрушки - зверята

Плюшевая игрушка
Плюшевая игрушка Резиновая игрушка

Воспитатель может начать занятие с загадки: сказать, что у нее под платком спрятался лесной зверек, который зимой не спит, а меняет окраску с серой на белую. Малыши догадываются, что это зайчик.

Мотивацию к изобразительной деятельности вполне можно почерпнуть из русских народных сказок про животных. Например, дети могут изобразить одного из героев сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (волка, лису или сразу обоих персонажей), лисицу из сказки «Лиса-лапотница», проиллюстрировать русские народные потешки «Идет лисичка по мосту…», «Зайчишка-трусишка…», Сидит, сидит зайка…». Можно предложить проиллюстрировать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нарисовать козленочка рядом с лужей, из которого он только что попил воды. Отметим, что все эти произведения входят в программу средней группы, прочтение сказки обязательно должно сопровождаться показом иллюстраций, которые педагог вывешивает на доску.

Фотогоалерея: подборка иллюстраций из сказок

Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» Иллюстрация к сказке

Из зарубежных сказок порекомендуем «Красную шапочку» Ш. Перро - после знакомства с произведением ребята рисуют злого волка и дополняют композицию соответствующим фоном, например, комната в доме бабушки или дерево, из-за которого он выглядывает. Другой вариант - английская сказка «Три поросенка»: дошкольники с удовольствие нарисуют ее забавных персонажей. Сюжетом для изображения также может стать эпизод из сказки братьев Гримм «Заяц и еж».

Фотогалерея: картинка с изображением животных из детских сказок

Герои сказки братьев Гримм Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Герои английской сказки

Если детям предстоит изображать медвежонка, то замечательным решением будет продемонстрировать им мультфильм «Умка». Малышам наверняка захочется нарисовать портрет этого милого персонажа.

В занятие по рисованию можно успешно включать стихотворения о животных. Приведем следующие примеры:

Александрова З. «Белочка»

Белая грудка,
Рыженький хвостик.
Сказка приходит
К Оленьке в гости.
Сказка лесная.
Белка живая
Скачет по соснам,
Хвост развевая.
Прыгнет в беседку,
Схватит конфетку
И удирает
С ветки на ветку.
В чащу ускачет,
Но ненадолго.
К Оле вернется,
Прыгнет на елку,
Кинется шишкой,
Выпросит булку.
Олю с собой
Зовет на прогулку.
Вместе попрыгать
Ловко и метко
С ветки на ветку,
С ветки на ветку!

Из этого стихотворения можно позаимствовать сюжет для композиции - нарисовать белку с конфетой.

Степанов В. «Ежик и дождик»

Ёжик, ёжик,
Видишь: дождик
Так и льёт
Как из ведра.
Может, на небе дыра?

Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке
В горку
Топай,
Дырку на небе
Заштопай.

http://allforchildren.ru/poetry/index_animals.php

После прочтения стихотворения дошкольники могут нарисовать ежика под дождем.

Блок А. «Зайчик»

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать…
Только б потеплее,
только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать.

http://allforchildren.ru/poetry/index_animals.php

Данные строки подсказывают тему для рисования - грустный зайчик на фоне осеннего пейзажа (желтые деревья и падающие листья).

Перед самостоятельной деятельностью дошкольников педагог обязательно проводит физкульминутку или пальчиковую гимнастику, которые, конечно же, также должны быть на анималистическую тему:

«Зайчики»

« Медвежата»

«Кошка и собачка»

Отметим, что педагогу желательно использовать на занятии рисованием музыкальное сопровождение. Так, рисовать живых существ детям будет приятнее под инструментальную композицию Поля Мориа «В мире животных», которая давно уже стала классической.

Рисование в средней группе домашних и диких животных: конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Чикунова Л.Г.

Образовательные задачи : учить рисовать кошку, передавая ее характерные черты.
Развивающие задачи : развивать глазомер, цветовосприятие, чувство пропорций.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечная кошка.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, гуашь, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них.
Ход занятия:
Занятие начинается с сюрпризного момента - кто-то плачет. Оказывается, это кошечка. Она грустит, потому что ее бабушка живет далеко. Кошечка хочет отправить ей свой портрет, но не умеет рисовать (мотивация). Дети с радостью соглашаются помочь животному.
Беседа на тему: что есть у кошки, какие части тела, что находится на мордочке. Какого цвета может быть это животное, какого размера? Что любят делать кошки?
Проводится дидактическая игра «Кто больше?»: кошки сравниваются по размеру с лисицей, собакой, хомячком, медведем, мышкой и пр.
Воспитатель демонстрирует поэтапное изображение кошки. На доске оставляется образец и схема поэтапного рисования.
Проводится пальчиковая гимнастика «Кошки»:
Раз, два, три, четыре, хлопают в ладоши
В нашем доме кошки жили. руки вверх «показывают крышу»
Кошки мячиком играли, руки вытянуты «показывают мяч»
Кошки молочко лакали. ладошки в виде «ковша» поднести к губам
Кошки коготки точили, «точить» об коленки
Мышек сереньких ловили. руки вытянуты пальцы сжимать–разжимать.

Физкультминутка: дети имитируют передвижения кошки.

  • Полюбуемся немножко,
    Как ступает мягко кошка.
    Еле слышно: топ-топ-топ,
    Хвостик к низу: оп-оп-оп. (Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это максимально бесшумно.)
    Но, подняв свой хвост пушистый,
    Кошка может быть и быстрой.
    Ввысь бросается отважно,
    А потом вновь ходит важно. (Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь.)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Выставка работ. Кошечка обещает подарить их своей бабушке, чтобы она не так сильно скучала.

Тонких Л.П.

Занятие начинается с мини-беседы о животных.
Сюрпризный момент: кто-то шевелится в сугробе. Чтобы узнать, кто это, дети должны отгадать загадку.

  • «Где живет он? В самой чаще,
  • Самой-самой настоящей,
  • Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит.
  • Любит груши, любит мёд,
  • Сладкоежкою слывет,
  • Но всего сильнее он
  • Любит крепкий долгий сон.
  • Ляжет осенью, а встанет
  • Лишь когда весна настанет.
  • Кто это?»

Появляется игрушечный медведь - оказывается, он потерял свою маму и забрел к детям на лесную полянку. Нужно помочь животному - нарисовать его портрет и развесить по лесу на деревьях. Мама увидит его и найдет (мотивация).

Беседа на тему: какая по цвету шубка медведя, какой формы его голова, лапы, туловище, сколько лап у медведя.

Педагог показывает технику рисования и раскрашивания медведя.
Проводится физкультминутка

  • Мишка с куклой бойко топают…»
  • Бойко топают, посмотри! (Дети топают ногами)
  • И в ладоши громко хлопают,
  • Громко хлопают: раз, два, три! (Хлопают в ладоши)
  • Мишке весело, мишке весело, (Делают «пружинки»)
  • Крутит мишенька головой. (Повороты головы влево-вправо)
  • Кукле весело, тоже весело, (Руки на поясе, ногу выставлять вперед на пяточку)
  • Тоже весело ой-ой-ой!

Самостоятельная деятельность дошкольников под музыкальное сопровождение.

Луканина Ю. Г
(на контурной основе)

Занятие начинается с беседы о зиме. Педагог подводит детей к тому, что зимой диким животным в лесу холодно.
Детям демонстрируется презентация «Дикие животные», которая сопровождается коротким рассказом воспитателя о каждом звере.
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Найди маме её детёнышей»
Физкульминутка

  • «Звери шли на водопой»
    (Дети спокойно идут по кругу за воспитателем.)
    За мамой - лосихой топал лосёнок, (идут громко ступая)
    За мамой - лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
    За мамой - медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалочку)
    За мамой - ежихой катится ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
    За мамой - зайчихой, косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
    Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)
    Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают» - гимнастика язычка)

Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

Дидактическая игра «Где, чей дом?»

Беседа о ежах: где они живут, чем питаются, для чего им нужны иголки.

Сюрпризный момент - появляется зайчик с посылкой и письмом из леса. Письмо написал ежик: у него в норке мрачно, он хочет сделать ее нарядной - повесить над кроваткой свой портрет (мотивация). А за это он передает детям гостинцы.

Педагог показывает, как нарисовать ежика.
После пальчиковой гимнастики ребята приступают к работе.

Тажекенова С.А.

Занятие начинается с чтения стихотворения «Козленок»

  • Козочка сынка-козлёнка
    Уговаривает звонко –
    –Мой сынок, пойдем на грядки!
    Вкус капусты сочный, сладкий
    Мне так нравится, сынок,
    Скушай хоть один листок!
    – Ме - проблеял козлик грустно,
    – Не хочу я есть капусту,
    Кочерыжка в ней жестка!
    Дай мне, мама, молока…
    (И. Реутова)

Беседа по содержанию: кто герой стихотворения, куда мама звала сыночка, что ответил ей козленок.
Дошкольники рассматривают картинку с изображением козленка, обсуждают форму его тела, шерсть.
Демонстрация приемов рисования (животное изображается белой краской, силуэт рисуется по частям, начинается с головы). Педагог предлагает ребятам нарисовать также цветочки на лужайке (по желанию).
Проводится физкультминутка на цветочную тему:

    Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
    Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.
    Наши яркие цветы распускают лепестки.
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    Наши яркие цветы закрывают лепестки.
    Головой качают, тихо засыпают.

Самостоятельная деятельность детей.
Выставка работ.

Примеры готовых работ воспитанников средней группы с комментариями по выполнению работы

Ребята с удовольствие создают иллюстрации к любимым сказкам - сюжетные композиции «Злой волк» (персонаж сказки «Красная шапочка» Ш. Перро), «Три медведя», «Три поросенка» (герои одноименных произведений русского и английского фольклора).

Для изображения животных очень уместна техника тычка сухой кистью. Она позволяет передать мохнатость шкуры или пушистость меха зверька. Таким нетрадиционным способом выполнены композиции «Медвежонок», «Зайчишка», «Рыжий кот», «Мишка косолапый», «Кошечка есть из миски».

Некоторых животных очень хорошо рисовать с помощью ладошек, например, это работа «Жираф». А чтобы нарисовать колючки ежика, нет лучше инструмента, чем вилка (работа колючий ежик»).

Ребята очень любят дополнять изображения животных характерными атрибутами. Это грибочек и шишечка для белки (рисунок «Белочка с грибком»), мисочка из которой есть кошка («Кошечка ест из миски»). А козлятки пасутся на лугу, украшенном красивыми цветочками («Козлятки вышли на лужок», «Козленок пасется на лугу»).

Фотогалерея: подборка детских рисунков

Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Иллюстрация к сказке Рисование гуашью Рисование акварелью Рисование акварелью Рисование тычком Рисование гуашью Рисование акварелью Рисование гуашью Рисование ладошкой Рисование гуашью Рисование тычком Рисование гуашью на цветной бумаге Рисование тычком Ричование гуашью Рисование вилкой Рисование тычком Рисование тычком

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе

"Рисование медведя" (нетрадиционный способ: «Рисование тычком»)

Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы персонажей литературных произведений (иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина).
  • Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, а также движение фигур.
  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционными средствами рисования, используя губку и гуашь (сухой способ).
  • Продолжать формировать умение работать аккуратно, экономно расходуя материалы.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок "Маша и медведь", "Три медведя", Е. Чарушин "Медведь" и др. рассказы о животных. Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина. Конструирование из геометрических фигур животных, дорисовывание частей тела лисе, зайцу. Рассматривание фото иллюстраций с животными весной, беседа о жизни животных весной, настольно - печатная игра "У кого какое жилище?", дидактическая игра "Кто, чем питается?". Аппликация, лепка животных.

Материалы: Звукозапись рычание медведя, игрушка плюшевого медведя. Художественная литература загадка о медведе, дидактическая игра «На лесной полянке», набор игрушек животных, иллюстрация медведя Евгения Ивановича Чарушина, гуашь, кисти, поролоновая губка, салфетки, 1/2 альбомного листа зелёного фона.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям собраться на лесной полянке.

Какое время года на дворе? (весна)

Педагог включает звукозапись «Рычание медведя».

Ребятки, послушайте, кто рычит? (Если дети затрудняются в ответе, загадывает загадку о медведе):

Он в лесу глухом живёт,

Он большой и косолапый

Любит ягоды и мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь)

Воспитатель организует дидактическую игру "Мишка". Дети по кругу передают плюшевого медвежонка друг другу и описывают мех медвежонка, используя тактильные ощущения (густой, лохматый, мохнатый, коричневый, бурый, длинный, тёплый, толстый и т.д. ).

Основная часть

Воспитатель приглашает детей рассмотреть иллюстрации Евгения Чарушина. Спрашивает:

Знакома ли вам эта иллюстрация? Выслушивает ответы детей. (На этой иллюстрации медведя, нарисовал художник Евгений Иванович Чарушин).

Обращает внимание на мех медвежонка, как художник изобразил его.

А вы хотели бы, нарисовать медвежонка с таким же красивым мехом? (ответы детей)

Как вы думаете, что нам понадобится для рисования? Выслушивает ответы детей (альбомный лист, простой карандаш, гуашь, тонкая кисть).

Педагог обращает внимание детей на материалы для рисования:

Чем же нам нарисовать мех медвежонку? (жёсткой кистью, губкой, шерстяными нитками и др.)

А что у Вас на столе? (палочка, на конце которой поролон ).

Потрогайте поролон, какой он на ощупь? (жёсткий, пористый с крупными пузырьками, сухой)

Воспитатель предлагает нарисовать медвежонка необычным способом, нетрадиционными средствами рисования, используя губку и гуашь (сухой способ «метод тычка»).

Воспитатель:

Как вы думаете, с чего нужно начинать рисовать медвежонка? (Ответы детей)

Молодцы! Сначала мы нарисуем медвежонка простым карандашом, плавными линиями сделаем контур фигуры. Рисовать тело всегда начинают свержу вниз. Какая часть тела у медведя на верху. (Голова )

Правильно! Какой формы у медвежонка голова? (Круглая )

Воспитатель приглашает по желанию одного из детей нарисовать на мольберте голову медвежонка.

Хорошо. Какую часть тела нужно изобразить следующую? (Туловище/тело медвежонка )

Замечательно, на какую фигуру похоже туловище медвежонка? (Овал )

Педагог предлагает одному из детей изобразить на мольберте тело медвежонка.

Какие части надо ещё дорисовать нашему медвежонку? (передние и задние лапы, они овальные, уши полукругом ).

Воспитатель предлагает детям дорисовывать на мольберте недостающие части тела медвежонка.

А чтобы наш медвежонок получился пушистым, лохматым, мы будем рисовать губкой. Если обмакнуть сухую губку в краску нужного нам цвета (коричневую ), а затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной карандашом линии и тут же оторвать её от поверхности, то получиться отпечаток, который придаст линии объём и пушистость. Не забывайте снимать лишнюю краску на листочек. Следующий отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства предыдущим и последующим отпечаткам. Когда контур готов, заполнить отпечатками пространство внутри.

Воспитатель сопровождает инструкцию показом, приглашает детей.

Чего же не хватает у нашего медвежонка? (Ответы детей )

Правильно. Когда рисунок подсохнет, тонкой кистью мы дорисуем медвежонку глаза. нос, рот и когти.

Приглашаю вас отдохнуть на лесную полянку сделать зарядку

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Молодцы, какие замечательные медвежата у нас получились. А хотели бы Вы подарить своим родителям по маленькому пушистому медвежонку? (Да ).

Давайте нарисуем таких медвежат!

Самостоятельная работа детей.

Заключительная часть

У воспитателя на магнитной доске прикреплены разные деревья, импровизированный лес.

Как вы думаете, где живут медведи? (ответы детей)

Медведи очень любят гулять в лесу. Нашим медвежатам тоже нравится лес.

Дети размещают своих медвежат на импровизированной лесной полянке, они общаются друг с другом, рассказывают о своём медвежонке.

Как получился красивый, пушистый мех у медвежонка?

Какие средства выразительности мы использовали? (поролон, гуашь, цвет ).

Список литературы.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., испр. и доп. – М: Мозаика-Синтез, 2014 - 368 с.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (4-5 лет). Средняя группа / Т. С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2015 – 112с.

Задачи.

  • Учить детей рисовать медведя из округлых форм, соблюдая пропорции.
  • Закреплять умение рисовать карандашом, упражнять в закрашивании гуашью.
  • Развивать воображение.
  • Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к рисованию животных, умение довести работу до конца.
  • Предварительная работа: беседа о зимних видах спорта, размещение в книжном уголке материалов по теме “Олимпийские игры”, размещение в уголке художественно-эстетического развития схемы рисования животных (зайца, ежа, медведя).

    Материалы и оборудование: тонированные листы бумаги формата А4, простой карандаш, ластик, гуашь белого, черного, синего цвета, кисть “Белка” №2 и №5. Магнитофон, диск с записью гимна Олимпийских игр, проектор, ноутбук, диск с записью изображений, игрушка Белый медведь (символ Олимпийских игр 2014 года).

    Методический прием.

    Ребята, скажите, какое время года сейчас продолжается? (Зима. ) Молодцы! Скажите, пожалуйста, а чем мы с вами можем заниматься на улице на прогулке в зимнее время? (Катаемся на санках, на лыжах, на коньках, играем в снежки и др.) <Рисунок 1> Мы с вами уже говорили о том, что люди зимой активно проводят время на улице. И такое времяпрепровождение стало для некоторых людей чем-то больше, чем просто прогулки. Конечно, я говорю сейчас о спортсменах, которые не просто катаются на коньках, а соревнуются, например, в фигурном катании или показывают мастерство и умение при игре в хоккей.

    Сегодня пойдет речь о зимних видах спорта. Самым крупным спортивным событием, в котором соревнуются тысячи спортсменов по разным видам спорта, является Олимпиада или Олимпийские игры. И в этом году Олимпиада пройдет в нашей стране России (показ на карте) в городе Сочи. Олимпийские игры имеют свою символику: флаг, гимн, огонь, медали, салют, клятва, лозунг.

    На флаге Олимпийских игр изображены пять колец <Рисунок 2>. Эти кольца окрашены в синий, желтый, черный, зеленый и красный цвет, и переплетены друг с другом. Пять колец представляют пять частей света: Европа, Азия, Африка, Океания и Америка <Рисунок 3>.

    А какие же зимние виды спорта вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы!

    Посмотрите, пожалуйста! К зимним видам спорта относится:

    биатлон <Рисунок 4>,

    горные лыжи <Рисунок 5>,

    бобслей <Рисунок 6>,

    керлинг <Рисунок 7>,

    санный спорт <Рисунок 8>,

    скелетон <Рисунок 9>,

    сноуборд <Рисунок 10>,

    фигурное катание <Рисунок 11>,

    хоккей на льду <Рисунок 12> и др.

    Для того чтобы стать спортсменом необходимо каждый день заниматься спортом, делать зарядку, обливаться холодной водой и др.

    Физкультминутка “Превращаемся в спортсменов”

    Превращаемся в спортсменов
    Активных, смелых и умелых. (Шаг на месте)
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
    Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
    Раз, два, три.
    Наклонился левый бок.
    Раз, два, три.
    А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
    И похлопаем у тучки.
    Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
    Разомнем мы ножки.
    Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
    Раз, два, три!
    Согнем левую ножку,
    Раз, два, три.
    А теперь попрыгать можно
    Только будь ты осторожен. (Прыжки на месте поочередно на правой и левой ногах.)
    Головою покачали (Движения головой.)
    И все дружно вместе встали. (Встали.)

    Присаживайтесь на места.
    Отдохнуть успели? (Да.)

    Загадку угадайте-ка!

    Живет на Севере, где холода,
    И ловит рыбу из-под льда.
    Он в шубе белой щеголяет,
    Умеет плавать и ныряет.
    (Белый медведь )

    Молодцы! Ребята, символом Олимпийских игр в городе Сочи признан белый медведь <Рисунок 13>. (Звучит олимпийский гимн, заходит мишка.)

    Ой, посмотрите, он пришел к нам сегодня в гости!

    Воспитатель читает стихотворение от лица Мишки:

    В Арктике вас точно встретят,
    Дети, белые медведи.
    Они очень любят холод,
    Утоляют рыбкой голод.

    Постоянно спят в снегу
    На морозном берегу.
    И охотятся во льдах
    Наводя на живность страх.

    Много плавают, ныряют,
    До трех метров вырастают
    И живут они не стаей.
    Долгою полярной ночью
    Ходят-бродят в одиночку.

    Дорогие дети, белые медведи -
    Хищники активные,
    Часто агрессивные,
    Никогда не замерзают,
    Потому что у них шуба
    Теплая и грубая.
    И зимой, и летом
    Мишки одним цветом.

    Белый медведь – это животное. Животные – значит (живые ). Что есть у всех животных? (Четыре лапы, хвост, морда, шерсть .) На схеме изображено то, что всегда помогает вам определить – животное это или нет. Сколько лап изображено в первом окошке? (Четыре лапы. ) Что нарисовано во втором окошке? Хвост . В третьем окошке? Морда . У животных морда, а у человека? (Ответ детей: лицо ). А в последнем окошке изображена шерсть. А если вместо шерсти тело покрыто перьями. То это животное или нет? А кто? (Птица.)

    Белый медведь имеет очень сильное обоняние, зрение и слух, а также белую шерсть, невидимую на фоне белого снега. Белый медведь прекрасно плавает и практически никогда не впадает в зимнюю спячку.

    Пальчиковая гимнастика:

    Ребята, сегодня мы с вами нарисуем этого замечательного мишку, и каждому из вас портрет Мишки будет долго напоминать об Олимпийских играх и о знакомстве с этим удивительным животным.

    Сначала мы определим расположение листа: горизонтально или вертикально? (Ответы детей с пояснениями .)

    Мы начинаем рисовать со знакомых нам форм: круглая голова, овальное тело, полукруглые уши, передние лапы округлой формы, начинаем рисовать от линии шеи, задние лапы округлой формы пропорциональные длине тела. Далее прорисовываем морду.(Показываю прием.)

    Дети рисуют. Сначала простым карандашом с использованием ластика (цель: уменьшить саму возможность появления отрицательных чувств у ребенка, таких как неуверенность в своих силах и др.), а затем закрашивают белой гуашью большой кистью. После прорисовывают детали черной гуашью малой кистью. Дорисовывают синий шарф.

    Работы помещаются на выставку.

    Белый Мишка прощается с детьми, сообщает, что Олимпийские игры совсем скоро начнутся и ему надо лететь в Сочи.

    Он покидает группу. Звучит гул самолета (запись CD).



    
    Top