Корабль помощи и раздача продовольствия. Российско-американские сюжеты

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Искусство никогда не шло на поводу у власть имущих. И даже у самых ярых приверженцев идеи «искусства ради искусства» нет-нет да и проскальзывает сюжет, неугодный тем, кто имеет возможность вершить судьбы. Одни картины удается быстро реабилитировать, а другие произведения могут ждать «выхода в свет» годами. И это притом, что мастерство художника может быть на высоте. Но кого это волнует, если сюжет на злобу дня?

Мы в сайт собрали самые выразительные примеры цензуры, чтобы вы могли поближе познакомиться с шедеврами «запрещенного искусства».

1. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин, 1885 г.

Мир знает это произведение искусства под именем «Иван Грозный убивает своего сына». Но мало кто знает, что, когда художник закончил свое полотно, Александру III и его окружению очень не понравился сюжет картины. Поэтому 1 апреля 1885 г. она была запрещена к показу , став первой картиной, которую подвергли цензуре в Российской империи. И только через 3 месяца, 11 июля 1885 г., по ходатайству близкого ко двору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.

2. «Раздача продовольствия», Иван Айвазовский, 1892 г.

Необычная картина посвящена событиям 1891–1892 гг., когда Америка послала в Россию гуманитарную помощь в момент экономического и эпидемического кризиса , охватившего основную часть Черноземья и Среднего Поволжья. Положение людей было бедственным, и император Николай II лично поблагодарил Америку за существенный финансовый вклад. Но одно дело быть благодарным, и совсем другое - выставлять данный период истории на всеобщее обозрение. Неугодную правительству картину Айвазовский во время своего визита в США подарил вашингтонской Corcoran Gallery of Art (вместе с картиной «Корабль помощи» с тем же сюжетом).

3. «Что есть истина?», Николай Ге, 1890 г.

Написал картину русский живописец Николай Ге (1831–1894). И хотя сейчас она находится в Третьяковской галерее (по просьбе самого Льва Толстого), но на момент своего создания картина навлекла на себя много критики как со стороны Священного Синода, так и со стороны государственных мужей, и в итоге ее сняли с выставки Товарищества передвижников в 1890 г. Все дело в том, что художник подобрал необычное световое решение для своих персонажей: если обычно Иисуса изображали в сиянии солнечного света, то тут он стоит в тени, явно контрастируя с залитой солнцем фигурой Пилата. А ведь свет по традиции отождествляется с добром, а тьма - со злом. Немаловажным фактором негативной реакции на данное произведение было еще и то, как именно здесь изображен Иисус: на картине он тщедушный и жалкий, лишенный значительности. Неудивительно, что ее убрали с выставки.

4. «Мистерия XX века», Илья Глазунов, 1978 г. и 1999 г.

Довольно необычная картина современного художника произвела невероятный фурор , поскольку на ней наиболее значительные фигуры эпохи были изображены совсем не в том свете, в каком их обычно представляли художники того времени. Глазунова чуть не сослали в Сибирь (ему чудом удалось этого избежать), а все из-за того, что он отказался менять изображение Солженицына (известного врага власти) на Брежнева. Картина надолго пропала из виду, но в 1999 г., когда режим пал и появилась возможность выставить полотно, художник представил 2-й вариант «Мистерии ХХ века» с добавленными историческими лицами и постперестроечными эпохальными событиями.

5. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие», Николай Неврев, 1866 г.

И хотя нет прямых указаний на существование запрета на эту картину, все же данное полотно вызывало неудовольствие тем, что служитель церкви изображен здесь в явно нетрезвом виде. Да и сама атмосфера картины говорит о том, что происходящее на ней далеко от общепринятого идеала. Художник Николай Неврев написал множество полотен на исторические и бытовые темы, причем некоторые из них были очень близки к журнальным карикатурам.

Страница из журнала Illustrated London News от 6 февраля 1892 года с изображением сцены голода в России (нижняя иллюстрация), когда крестьяне снимают солому с крыши, чтобы прокормить домашний скот. Иллюстрация отражает пристальное внимание мирового сообщества к голоду, охватившему в 1889-1892 годах 29 губерний Российской империи, жертвами которого, по разным подсчетам, стали 1,75 млн.человек. Причиной голода стали неурожаи, поразившие самые плодородные регионы страны — Черноземье и Поволжье, а также необдуманная политика российских властей, наращивавших экспорт зерна в ущерб внутреннему рынку. Суть этой политики ярко иллюстрируют слова министра финансов И.А.Вышнеградского: «Сами не будем есть, а будем вывозить!» В результате России пришлось уже самой принимать грузы продовольствия — в виде гуманитарной помощи, присланной американцами на борту кораблей, входивших в знаменитый «Флот голода». Эта помощь, наряду с состоявшимся двумя десятилетиями раньше визитом американской военной эскадры во главе с адмиралом Густавом Фоксом в Россию (см.заметку ) составила одни из наиболее ярких страниц в истории дружбы двух стран.


Фрагмент газеты «Illustrated London News» из коллекции «Маленьких историй»

У знаменитого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского есть одно малоизвестное полотно под интригующим названием «Раздача продовольствия». Картина эта весьма необычна. И дело даже не в том, что здесь вы не найдете главного атрибута его живописного стиля – собственно моря. Удивителен, прежде всего, сюжет этой картины. На первый взгляд, никакой особой экзотики нет: перед нами центр русского села (или уездного городка) со всеми привычными глазу приметами родной жизни. Деревянные дома, золотые купола церкви, главная улица, заполненная радостно возбужденными жителями, приветствующими несущуюся во весь опор удалую русскую тройку и её по-праздничному разодетого в красное ездока, лихо размахивающего в ответ флагом. Вот только флаг этот, расположенный в центре композиции, по-настоящему необычен на фоне окружающей его обстановки, поскольку это звездно-полосатый флаг США.


И.К.Айвазовский «Раздача продовольствия», 1892 г.

Своеобразным приквелом к этой картине служит и другое полотно Айвазовского — «Корабль помощи», посвященное прибытию в русский порт одного из кораблей американского благотворительного каравана. Оба полотна были написаны Айвазовским специально ко всемирной выставке в Чикаго 1893 года, посвященной 400-летию открытия Америки, и переданы им в дар американскому народу в благодарность за помощь, предоставленную годом ранее. То была не просто личная благодарность художника, а по сути официальная позиция российских властей, потрясённых и смущённых даже не самим голодом 1889-1992 гг и его последствиями, а тем общественным резонансом, который голод вызвал в Старом и Новом свете.


И.К.Айвазовский. «Корабль помощи»

Для самой же России голод никогда не был редким явлением. Как свидетельствует ещё словарь Брокгауза и Эфрона, со времени первого летописного упоминания о нем в 1024 году отмечается не менее 7-10 случаев массового голода, а в XVII –XVIII веках число их доходит порой и до полутора десятков. Не изменил ситуацию и XIX век, отмеченный как общим ростом числа случаев голода, так и их распространением с запада на восток и юго-восток страны.


К слову, во все времена люди задумывались о причинах возникновения массового голода и чаще всего связывали его с неблагоприятными погодными условиями, влияющими на размер урожая. Свой негативный вклад, особенно в средние века, вносил и человеческий фактор – опустошение земель вследствие войн, внутренних междоусобиц и непродуманных действий правителей, как было, например, при Иване Грозном. В первой половине XIX века нехватку продовольствия в городах связывали, во многом, с трудностями подвоза зерна, однако с развитием железных дорог эта проблема была решена. Тогда-то и стало окончательно ясно, что главной причиной, наряду с капризами климата, является низкая урожайность российского сельского хозяйства, не позволяющая накопить зерновую «подушку безопасности» для неудачных по погодным условиям лет.
Что касается голода 1889-1892 гг., то его российские власти упорно старались не замечать. Князь В.Оболенский пишет в своих мемуарах: «Передавали, что Александр III на докладе одного из министров… сделал пометку: «У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая», и эту удобную формулу с готовностью подхватили газетные цензоры. (Заметим на полях, что в истории бывают удивительные сближения: в современной Северной Корее принято заменять однозначно трагическое «голод» на почти героическое «трудный марш»).


Но скрыть проблему уже не получалось. В Тамбовской губернии академик Владимир Вернадский организует сбор средств в помощь голодающим крестьянам, его поддерживают студенческие друзья, которым удаётся привлечь благотворителей из России и Франции. Типичную картину того времени описал в письме Вернадскому его студенческий товарищ В.Келлер: «…за день… видел столько, что потерял голову и отупел… Всюду на лицах голод, у всех глаза заплаканные; все худы, бледны, большинство и говорят с трудом соображая. Страшная картина!» В результате активной деятельности Вернадского в Тамбовской области удалось открыть более 100 столовых, закупить и раздать 479 лошадей, прокормить около 2 тысяч крестьянских лошадей.


В других губерниях дела шли хуже. Земские власти пытались оказывать помощь голодающим, но хватало её ненадолго. Положение усугубляла и первоначальная позиция высшей власти, отказывавшейся признать голод массовым. Всё это способствовало возникновению мощного общественного движения частной помощи голодающим посредством сбора денег, организации бесплатных столовых и пекарен, доставки зерна непосредственно в голодающие районы. В движение вовлекались неравнодушные люди самых разных сословий и званий: от бедных студентов до Великого князя Николая Михайловича, анонимно передавшего на нужды попавших в беду наследство, доставшееся ему от умершей матери. Особый резонанс общественному движению придавало присутствие в нем известных писателей, деятелей науки и искусства — Ивана Айвазовского, Владимира Вернадского, Льва Толстого.
Наконец, замалчивать проблему далее стало решительно невозможно. Голод был официально признан, ссуды земствам увеличены, и к концу 1892 года ситуация была взята под контроль.
Во всей этой истории было много примеров неравнодушия и отзывчивости, но самой удивительной её страницей по праву стоит признать кампанию помощи голодающим, развернувшуюся в далекой Америке. Инициатором благотворительного движения в помощь России стал Уильям Эдгар, редактор журнала «Северо-Западный Мельник», который писал в декабре 1891 года: «Пожертвуйте великодушно. Это вопрос не политики, это вопрос гуманности». Призыв, брошенный им, был подхвачен общественностью, считавшей, что помощь будет ответной благодарностью за недавнюю поддержку русскими Северных штатов в период Гражданской Войны. Но нашлись и сомневающиеся: одни считали, что странно помогать России – основному конкуренту США на мировом зерновом рынке. Другие переводили разговор в политическую плоскость – стоит ли свободной республике оказывать помощь жестокой деспотии даже в таком гуманитарном вопросе.
Пока политики спорили, со всех уголков страны стали приходить отклики людей, желающих помочь России. Губернаторы различных штатов, благотворительные организации, религиозные общины, простые граждане протянули руку помощи голодающим. Это был впечатляющий образец поистине «народной дипломатии», которой не нужны решения властей и благословение политиков. Так, в штате Массачусетс за считанные недели были собраны более 10 тысяч долларов, а в Филадельфии на пожертвованные средства организаторы закупили свыше двух тысяч тонн продовольствия, к тому же бесплатно доставив их к месту отправки. Деньги собирались везде: в школах, церквях, на благотворительных концертах и спектаклях. Порой люди были готовы отдать последнее: в газетах писали о женщинах, готовых продать украшения, чтобы купить хлеба для голодающих, юном чистильщике обуви из Сан-Франциско, приславшем свой заработок, или старике, пожертвовавшем отложенные на похороны деньги.


Стоит отметить, что огромную роль в убеждении людей (прежде всего, «образованного класса» Америки) сыграли статьи Льва Толстого, а также его личная переписка со многими известными американскими интеллектуалами. Общий размер собранных средств (с учетом стоимости продовольственных запасов) оценивался в диапазоне от 1 млн. до 1,6 млн. долларов. В то время на эти деньги можно было прокормить 800 тыс. человек в течение месяца. Оставалось только решить вопрос о том, как деньги и продукты попадут к нуждающимся в России. Серьезное недоверие к правительственным структурам Российской империи из-за их неэффективности и коррупционности предопределили отказ от более легкого варианта перевода денежных средств в пользу поставок реальных продуктов. Кроме того, было решено, что получателями помощи станут не правительственные, а общественные структуры, возглавляемые людьми с высоким моральным авторитетом, подобные тому же Толстому, чья популярность в это время в Америке была поистине невероятной.
На следующем этапе нужно было понять, кто и как доставит спасительные грузы через океан. Эту эскадру транспортных кораблей так и назвали — «флот голода» (Famine Fleet), он включал в себя пять кораблей. 22 февраля 1892 года первый «гуманитарный» пароход «Индиана» под восторженные крики 50-тысячной толпы отправился из Филадельфии в российский порт Либава. Это было по-настоящему грандиозное событие. «Подумайте только! Американские республиканцы поют русский национальный гимн. Какое братство любви!» — вспоминал один из очевидцев. В кратчайшие сроки был собран следующий продовольственный «пакет», и второй пароход «Конемаг» с 2,5 тыс. тонн продовольствия на борту отправился в путь уже в конце апреля. Аналогичным образом были отправлены и другие корабли «флота голода»: «Миссури», «Тьюнхед» и «Лео».


«Миссури» на пути в Россию

О том, насколько серьезно и с душой подходили к своей миссии организаторы, говорит тот факт, что к отправляемой кукурузе – культуре незнакомой в массе своей российским потребителям – была приложена книжечка с рецептами на русском языке, которая составила переводчица Льва Толстого — Изабелла Хэпгуд. Наиболее активные участники благотворительной миссии сопровождали груз, собираясь не только проследить за разгрузкой и распределением продовольствия, но и посетить голодающие губернии, чтобы оценить ситуацию на месте. Именно из их позднейших рассказов Америка узнала о том, с каким необыкновенным радушием встретили собранную помощь русские. Прибывших приветствовали толпы народа, на берегу оркестр играл национальный гимн США, всюду реяли американские флаги. В честь делегации проводились многочисленные обеды, спектакли и факельные шествия. В столичных газетах писали об исторической дружбе между двумя странами и рассказывали подробности о компании милосердия. Самые известные участники кампании удостоились даже аудиенции на высочайшем уровне, в ходе которой император Александр III и цесаревич Николай выражали свою признательность американскому народу, а все капитаны кораблей получили памятные подарки от имени царя. Не меньшее впечатление на гостей произвела встреча с Л.Н.Толстым, так много сделавшим для борьбы с голодом в деревне.
Во время поездки посланцы Америки были поражены великодушием и открытостью русских, восхищались их талантами, но не обошли вниманием и негативные стороны российской действительности: нищету, пассивность, невежество и фатализм простого народа. Но даже в этом они винили не самих крестьян, а, скорее, сложившуюся систему. «Будь у русского Ивана Ивановича… вместо коллективной собственности на землю индивидуальная, появись возможность использовать современные технические средства для её обработки, купить хороших лошадей, обучаться в бесплатных школах… он не уступит американскому фермеру Симпсону», — делал вывод уже известный нам издатель У.Эдгар.
Дополнительным итогом этой впечатляющей миссии было то, что она способствовала укреплению, развитию и «потеплению» российско-американских отношений. Яркой иллюстрацией этому служит широкомасштабное участие России во всемирной выставке в Чикаго 1893 года, посвященной 400-летию открытия Америки. Для участия в торжествах была отправлена целая эскадра, на борту которой были доставлены многочисленные экспонаты самой масштабной экспозиции России за рубежом. 27 мая 1893 года на борт флагманского корабля пригласили тех, кто участвовал в компании помощи, где русский посол в США вручил им ценные подарки: У.Эдгару, например, достался «серебряный кувшин с позолотой весьма тонкой работы».


Кстати, именно для участия в чикагской выставке в далекий путь за океан отправился и Иван Айвазовский, взяв с собой в качестве подарка американскому народу те самые две картины, с которых мы начали свой рассказ. Их будет ждать удивительная судьба: подаренные автором вашингтонской галерее «Коркоран», в начале 60-х годов по инициативе Жаклин Кеннеди они переедут в Белый дом, где станут молчаливыми свидетелями многих исторических событий, включая знаменитую пресс-конференцию Джона Кеннеди во время успешного разрешения Карибского кризиса. Кто знает, может сейчас самое время вновь вернуть их на сцену истории в качестве талисмана удачи?

В будущность Крыма украинской территорией я на протяжении 8 лет подряд летний отдых проводил исключительно в Феодосии. Ну полюбил я этот город, несмотря на переполненные пляжи и набережную. В обязательном порядке при каждом приезде в Феодосию я посещал картинную галерею Айвазовского (и только иногда по два раза за приезд). В конце концов, я настолько примелькался к персоналу, что они пригласили меня в хранилище фонда Айвазовского и разрешили ознакомиться с теми работами, которые не демонстрируются для широкой публики.
Скажу честно, сначала было интересно, потом познавательно, но посмотрев свыше тысячи акварелей великого художника мне уже стало тошнить.
Тем удивительнее мне было увидить приведенные ниже две картины, о которых я ранее даже не подозревал.

Картина Айвазовского «Раздача продовольствия» , написанная художником в 1892 году - одна из тех которые не приветствовались к показу в современной России.

Именно поэтому указанное полотно вместе с другим полотном «Корабль помощи» были проданы в 2008 году на аукционе Sotheby’s за $2,4 млн. одному из меценатов, который сразу же передал их музею “Corcoran Gallery” в Вашингтоне, где они до сих пор хранятся.

Не слишком знаменитые картины Айвазовского посвящены широкомасштабной американской гуманитарной помощи 1891-1892 годов голодающей России. В то время Айвазовский лично стал свидетелем встречи кораблей с долгожданным продовольствием, прибывшим из США в рамках кампании “Famine Fleet” (“флот голода”), организованной американскими филантропами.

На полотне «Раздача продовольствия» Айвазовский изобразил прибытие американского продовольствия в одну из русских деревень и восторженную встречу повозок с едой для голодного местного населения.

Заинтересовавшись этой темой я разыскал информацию в одном из постов ЖЖ . Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.

В свою очередь, сам художник (Айвазовский) в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям. Они, просвещал граждан США Айвазовский, - не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки.

Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: " Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи ".

Понятно, что в свете современных событий, помощь американцев кому бы то ни было рассматривается официальной Россией исключительно в виде данайских даров. Однако, как мы видим, так было не всегда.

Давненько я не писал сюда историй о русско-американских отношениях. Не потому, что они кончились, - совсем нет, просто времени становится все меньше, а дедлайнов - все больше. И все же...

Давайте поговорим об Иване Константиновиче Айвазовском. Да, он тоже побывал с США, и, как смог, внес свой вклад в формирование образа России в этой стране. Художник-маринист оказался в США в 1892-1893 годах.

ИИ.К.
И.К.Айвазовский. Автопортрет . 1892 г.

Прибыв за океан в год празднования открытия Америки, Айвазовский не мог обойти молчанием "колумбову тему". В Нью-Йорке он пишет "Отплытие Колумба из Палоса".


И.К Айвазовский. Отплытие Колумба из Палоса. 1893 г.


Айвазовский путешествовал по США, и даже попробовал свои силы в изображении непривычного ему состояния воды, - не морской стихии, а падающего потока:

И.К.Айвазовский. Ниагарский водопад . 1894 (?) г.


Работы Айвазовского были представлены в русском отделе Колумбовой выставки в Чикаго (наряду с полотнами Ф. Васильева, К. Коровина, К. Маковского. В. Перова, И. Репина, Г. Семирадского, П. Трубецкого, И. Шишкина и др., - всего 133 картины):






Художник прибыл в США в разгар развернувшейся в стране кампании помощи страдающей от голода 1891-1892 гг. России; еще до отъезда он был свидетелем восторженной встречи, устроенной в России кораблям с продовольствием, отправленным американскими филантропами (так называемый "флот голода" - Famine Fleet). В 1892 году Айвазовский запечатлел это событие в двух картинах, - "Корабль помощи" (по другим сведениям, первоначальное название этой картины "Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию") и "Раздача продовольствия".



И.К.Айвазовский. Корабль помощи . 1892 г.


И.К.Айвазовский. Раздача продовольствия. 1892 г.


Особенно интересна вторая картина. На русской тройке, груженной, очевидно, американским продовольствием, стоит крестьянин, гордо поднимающий над головой американский флаг. Жители деревни размахивают платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь.

Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.

В свою очередь, сам художник в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям. Они, просвещал граждан США Айвазовский, - не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки.

Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: "Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи ".

"Корабль помощи" и "Раздача продовольствия" - нетипичные картины в творчестве знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского. Но именно эти полотна первая леди США Жаклин Кеннеди "одолжила" в одной из американских галерей, когда ядерное столкновение двух держав казалось почти неизбежным. И выставила их в конференц-зале Белого дома.

Возможно, это был единственно верный ход, чтобы остудить горячие головы заокеанских "ястребов".

Современники (страшный голод накрыл Россию в 1892 году) отлично понимали смысл сюжета: помощь голодающим русским крестьянам поступает из Америки. Это не госпоставки и не межгосударственная торговля; продовольствие собирали простые люди. Их объединил Комитет по оказанию помощи российским голодающим, он финансировался на общественные средства. Был сформирован и так называемый "Флот голода". "Индиана" доставила 1900 тонн еды в порт Либава (сейчас - Лиепая), "Миссури" туда же - 2500 тонн зерна и кукурузной муки. Всю весну и лето 1892 года действовал морской мост дружбы. Общая стоимость гуманитарной помощи, предоставленной США в 1891-1892 годах, оценивается почти в 1 миллион долларов...

У победившей советской власти были основания отнестись к полотнам Айвазовского с неудовольствием. По проницательной оценке современного историка, там куда больше преклонения перед американскими благодетелями, чем заботы о голодающих согражданах:

"На русской тройке, груженной американским продовольствием, стоит крестьянин, гордо поднимающий над головой американский флаг. Жители деревни размахивают платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь".

Не удивительно, что "неморские" полотна великого морского живописца были отодвинуты с авансцены советской культуры, - чтобы в 1962 году выйти на авансцену мировой политики.

И это повод уже для сегодняшних размышлений: а ведь умели мы с американцами улаживать дела. И находить общий язык в драматичных ситуациях. Бесценный опыт! Замечательный человеческий пример сотрудничества без оглядки на политическую злобу дня. На злобу, готовую взорвать мир.

Никуда нам не деться друг от друга. Наши отношения - ось мирового равновесия.

Голод, не голод - а мы готовы были подкормить друг друга.

И теперь договоримся!

В 2008 году "сухопутные" полотна Ивана Айвазовского ушли с молотка. Имена покупателей неизвестны. Известна сумма: 2,4 миллиона долларов.

Всплывут ли они снова со дна архивов, чтобы напомнить нам о бренности ядерного мира? Надеюсь, до этого не дойдет. Очень хочу верить, что карибская экспозиция русского живописца уже сыграла свою роль в истории.




Top