Чувашские дома в старину. Обряды, традиции и праздники

Более 7 тыс. км длиной и около 5 тыс. - шириной, она имеет общую площадь 17 800 квадратных километров. Карта Южной Америки наглядно нам демонстрирует, что целиком в этот континент не поместился, часть его находится в Северном. Население материка составляет более 385 миллионов человек. Города Южной Америки восхитительны, они ошеломляют слиянием абсолютно разных, казалось бы, несочетаемых культур: древней и современной, европейской и индейской, и небоскрёбов.

Характерные особенности

Южная Америка - огромный, до конца неизведанный мир, предельно яркий и исключительно интересный. Воображение поражает прежде всего разнообразие ландшафтов. Анды (хребет Южной Америки и самая длинная в мире горная гряда в 9000 км) до сих пор не успокоились: тут часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Здесь раскинула притоки знаменитая Непроходимые болотистые джунгли в её сельве - лёгкие нашей планеты. А рядом одно из самых сухих мест на Земле - чилийские пустыни, аргентинские и уругвайские степи - жаркие, безводные, пыльные. И неподалёку огромные озёра, высочайшие водопады и обширные острова, полные скал. На севере - почти горячее Карибское море, на юге - Огненная Земля и холодные шторма Атлантики, близость Антарктиды с её пингвинами и айсбергами. Южная Америка настолько разнообразна, что любому человеку может быть интересна, каждый будет открывать для себя этот континент.

Бразилия

Это самое крупное и по площади, и по количеству населения государство. Столица - Бразилиа. Самый яркий город - Рио-де-Жанейро, полный туристов, карнавалов и первоклассных пляжей.

Аргентина

Тоже большая страна. Столица - Буэнос-Айрес, город знаменитого карнавала (16 января), и для многих жителей планеты - красивейший в мире.

Боливия

Правительство этого "срединного" государства предпочитает город Ла-Пас, но столицей числится Сукре. Ла-Пас - и очень красив.

Венесуэла

Это место, где кончается Южная Америка, её север, тёплые края. Столица страны - Каракас, расположившийся на берегу Карибского моря, а в его предместьях начинается Нацональный парк с восхитительно девственной тропической природой.

Гайана

Северо-восточное побережье, столица - Джорджтаун. Страна влажных джунглей - до 90% территории заняты ими.

Гвиана

Хотя это и Южная Америка, но здесь французский заморский регион, без визы не пускают. Административным центром является город Кайенна.

Колумбия

Северо-запад, столица - Богота. Страна названа в честь Колумба. Здесь множество музеев, демонстрирующих богатейшее историческое и культурное наследие, а также исключительно интересное слияние двух культур - европейской и индейской.

Парагвай

Столица - Асунсьон, город красивый и самобытный, со множеством архитектурных памятников.

Перу

Анды западного побережья, государство до сих пор не разгаданных инков. Столица - Лима, изумительно красивый город на высоком берегу океана.

Суринам

Тропическая страна на северо-востоке материка. Парамарибо - её столица, город без небоскрёбов, самобытный, сохранивший стиль.

Уругвай

Это юго-восток континента. Столицу - Монтевидео - прославил карнавал, известный не менее аргентинского. Колониальная архитектура не оскорбляется эклектикой.

Чили

Длинная полоса вдоль побережья Тихого океана, захватывающая и Как сказал поэт: "Нет страны прекрасней Чили". Столица - Сантьяго, город, известный путчами, бальнеологическим туризмом и прекрасными видами на горную местность.

Эквадор

Экваториальная страна на северо-западе со где сосредоточены важнейшие памятники древней культуры, музеи колониальной и доколониальной эпох.

Все государства Южной Америки появились в результате освободительных войн и революций, направленных против бывших колонизаторов, таких как Испания, Португалия и Великобритания. История становления стран Латинской Америки не менее интересна, чем европейская, и гораздо более экспрессивна.

Государства Южной Америки

Современная политическая карта Южной Америки насчитывает тринадцать государств и две зависимые территории, одну из которых - Фолклендские острова - до сих пор не могут поделить Великобритания и Аргентина. Из-за этого спора даже случилась война в 1982 году, в результате которой контроль над островами окончательно утвердился за Великобританией. Аргентина, впрочем, этого факта так и не признала и продолжает именовать острова Мальвинскими, что должно подчеркивать их принадлежность южно-американской республике.

Бразилия - крупнейшее государство Южной Америки и по площади, и по населению. Территория Бразилии была колонизирована португальцами, которые правили этими землями до 1822 года, когда была провозглашена независимость страны от метрополии.

Впрочем, новое государство унаследовало португальскую форму правления - монархию, а новая страна стала называться Бразильской империей, которую возглавил сын предыдущего монарха. Однако монархия закончилась в Бразилии в 1889, когда в результате военного переворота был свергнут император Педру l. Именно с тех пор Бразилия является республикой.

Список стран Южной Америки

Каждое существующее сегодня в Южной Америке государство является республикой по форме правления, и у многих стран это закреплено в официальном названии. В наименовании некоторых государств закреплен даже национальный состав, как, например, в Боливии.

Вот список всех государств Южной Америке и территории, которые традиционно к ней относятся:

  • Аргентинская Республика;
  • Многонациональное Государство Боливия;
  • Боливарианская Республика Венесуэла;
  • Гайана;
  • Республика Колумбия;
  • Республика Парагвай;
  • Республика Перу;
  • Республика Суринам;
  • Восточная Республика Уругвай;
  • Фолклендские острова, принадлежащие Великобритании, но оспариваемые Аргентиной;
  • Гвиана - французская заморская территория;
  • Чили;
  • Республика Эквадор.

Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова бесспорно принадлежат Соединенному Королевству, но зато не имеют постоянного населения, либо население не превышает двадцати человек.

Северная Америка

Оба американских континента соединены хоть и тонким, но очень важным перешейком, который в доколониальный период обеспечивал связность различных культур, существовавших на двух материках.

Некоторые ученые считают, что именно по этому перешейку осуществляли переход индейцы, принадлежавшие к древним культурам Южной Америки и в конечном счете оказавшиеся на территории Мексики.

Кроме общих древних корней, государства Северной и Южной Америки имеют и другое, более близкое современности общее происхождение: все они - плоды европейской колонизации, агрессивной и беспощадной по отношению к местному населению, в результате которой погибли многие миллионы людей и были уничтожены целые культуры и цивилизации, такие как инки и ацтеки.

Богатый Север и бедный Юг

Однако есть и много различий между такими странами, как США и Канада и государствами Центральной и Южной Америки.

Все испаноязычные страны и бывшие португальские колонии относятся сегодня к категории стран с развивающейся экономикой. В них наблюдаются частые политические и экономические кризисы, а также имеются сложности с государственным управлением и чрезмерным уровнем коррупции в госаппарате.

Кроме того, в Южной Америке в промышленном масштабе производится кокаин, который затем транспортируется в США через территорию Мексики. Все это создает среду для всевозможных злоупотреблений со стороны власти и максимально комфортные условия для ведения преступного бизнеса, жертвами которого становятся ежегодно тысячи людей.

Дополнительное напряжение между государствами Южной Америки и США создается по причине нелегальной миграции, вызванной естественным желанием людей с юга улучшить условия жизни.

В России почти полтора миллиона, они - пятый по численности народ нашей страны.

Чем занимаются чуваши, их традиционные занятия

Ведущую роль в традиционном хозяйстве чувашей издавна играло пашенное земледелие. Они возделывали рожь (основная продовольственная культура), полбу, овес, ячмень, гречиху, просо, горох, коноплю, лен. Было развито огородничество, сажали лук, капусту, морковь, брюкву, репу. С середины 19 века стал распространяться картофель.

Чуваши издавна славились умением возделывать хмель, который продавали и соседним народам. Историки отмечают, что еще в XVIII веке у многих крестьян были капитально построенные, с дубовыми столбами, полевые хмельники. В начале XX века у состоятельных хозяев появляются свои сушилки, прессы для получения хмелебрикетов, и вместо традиционных, лишь слегка окультуренных сортов, внедряются более урожайные - баварский, богемский, швейцарский.

На втором месте по значимости находилось животноводство – разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством.

Из кустарных промыслов в основном были распространены деревообрабатывающие: колесный, бондарный, столярный. Существовали плотничьи, портняжьи и другие артели. Многие плотники в прибрежных селах занимались изготовлением лодок и небольших суденышек. На этой базе в начале 20 века возникли небольшие предприятия (города Козловка и Мариинский Посад), где строили не только лодки, но и шхуны для каспийских промыслов.

Из ремесел были развиты гончарное дело, лозоплетение, резьба по дереву. Резьбой украшали утварь (особенно пивные ковши), мебель, столбы ворот, карнизы, наличники.

До XVII века среди чувашей было много специалистов по обработке металла. Однако после запрета инородцам заниматься этим ремеслом, даже в начале XX века среди чувашей почти не имелось своих кузнецов.

Чувашские женщины занимались изготовлением холста, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи. Одежду украшали вышивкой, бисером и монетами. Чувашская вышивка 17-19 веков считается одной из вершин народной культуры, отличается символичностью, разнообразием форм, сдержанной красочностью, высоким художественным вкусом мастериц, точностью исполнения. Особенность чувашской вышивки - на обеих сторонах ткани одинаковый рисунок. Сегодня современные изделия с использованием традиций национальной вышивки изготовляются на предприятиях объединения "Паха тёрё" (Чудесная вышивка).

Кстати, чуваши - самый многочисленный тюркский народ, большинство которого исповедует православие (есть немногочисленные группы чувашей-мусульман и некрещенных чувашей).

Один из самых известных древних праздников, связанных с земледелием, бытующий сегодня – . Дословно переводится как свадьба пашни, связан с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом Акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением о хорошем урожае. С крещением он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

До сегодняшнего дня сохранился у чувашей обряд помочей - ниме . Когда предстоит большая и трудная работа, с которой хозяева не могут справиться сами, они просят помощи у односельчан и родственников. Рано утром хозяин семьи или специально выбранный человек обходит деревню, приглашая на работу. Как правило, все, кто слышит приглашение, идет на помощь с орудиями труда. Работа кипит целый день, а вечером хозяева устраивают праздничное застолье.

Традиционные элементы сохранились и в семейной обрядности, связанной с основными моментами жизни человека в семье: рождение ребенка, вступление в брак, уход в мир иной. К примеру, у верховых чувашей еще в прошлом веке существовал такой обычай – если в семье умирали дети, то последующего (невзирая на имя, данное при крещении) называли именем птиц или диких животных – Чёкеç (Ласточка), Кашкăр (Волк) и так далее. Старались, чтоб в обиходе закрепилось именно ложное имя. Полагали, что таким образом они обманут злых духов, ребенок не умрет, и род сохранится.

Свадебные обряды чувашей отличались большой сложностью и разнообразием. Полный ритуал занимал несколько недель, состоял из сватовства, предсвадебных обрядов, самой свадьбы (причем проходила и в доме невесты, и в доме жениха), послесвадебных обрядов. За порядком следил специально выбранный мужчина из родственников жениха. Сейчас свадьба несколько упростилась, но основные традиционные элементы сохранила. Например, такие как "выкуп ворот" при въезде во двор невесты, плач-причитание невесты (кое-где), смену головного убора девушки на головной убор замужней женщины, хождение новобрачной за водой и др., исполняются и специальные свадебные песни.

Для чувашей очень многое значат родственные связи. И сегодня чуваш старается соблюдать давно сложившийся обычай, по которому раз–два в году он должен был звать к себе на пир всех родственников и соседей.

В чувашских народных песнях обычно рассказывается не о любви мужчины и женщины (как во многих современных песнях), а о любви к родственникам, к своей родине, к своим родителям.

В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относятся с любовью и уважением. Слово "амăш " переводится как "мать", но для своей родной матери у чувашей есть особые слова "анне , апи ", произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Эти слова никогда не используют в бранной речи или в насмешках. О чувстве долга перед матерью чуваши говорят: "Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды".

В формировании и регулировании морально-этических норм у чувашей всегда большую роль играло общественное мнение: "Что на деревне скажут" (Ял мён калать ). Чуваши с особым почтением относились к умению достойно вести себя в обществе. Осуждали нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство..Особое требование в этих вопросах предъявлялось молодежи. Из поколения в поколение чуваши учили: "Не срами имени чуваша" (Чăваш ятне ан çёрт ) .

Елена Зайцева

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

Традиции и обычаи чувашского народа

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун - это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

(Картина Ю.А. Зайцева "Акатуй" 1934-35 гг. )

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали - ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни - где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

Предки нынешних чувашей самыми значимыми событиями в жизни считали рождение, женитьбу и смерть. Обычаи, которые сопровождают эти важные события, называются обрядами перехода. Считается, что при рождении и при уходе из жизни, человек просто совершает некий переход в другой мир. А свадьба – это событие, которое в корне меняет положение человека в обществе и образ его жизни, знаменует переход в иную социальную группу.

Для человека чувашской национальности считается большим грехом и вообще несчастьем умереть, не выйдя замуж или не женившись. Целью жизни каждого человека считалось создание семьи и продолжение рода, воспитание потомства.

Придя в этот мир, каждый человек должен оставить на этой земле свой след, свое продолжение. Продолжение по верованиям чувашей в их детях. По обычаям детей положено не только родить, но и научить всему, что сам умеешь и тому, чему тебя твои родители научили.

Ученые отмечают в чувашской заботу не столько о самом себе, сколько о своей семье, ее благополучии, упрочнении позиций своего рода. Таким образом они считали, что держали ответ перед предками и держали его достойно, если род с поколениями возвышался.

Национальная особенность чувашей в том, что они заботятся не о приготовлении к жизни будущей, а об улучшении позиции своего рода. Ради этого было все.

Как и многих народов, чувашские традиции не допускают выбор себе в жены или мужья человека из числа родственников до седьмого колена. С восьмого колена браки разрешались. Запрет, конечно, связан с тем, чтобы соблюсти все условия для рождения здорового потомства.

У чувашей часто было так, что жители одной деревни происходили от одного какого-то предка.
Поэтому молодые чувашские женихи искали себе будущих жен в соседних и более дальних поселениях.

Чтобы молодые люди имели возможности знакомиться, часто устраивались посиделки со всевозможными играми, праздниками и общением представителей нескольких деревень из округи. Еще один вариант присмотреть себе жену или муж – это общие работы в поле, например, сенокос.

Как и в других народностях, если молодой чувашский парень говорил о своем намерении жениться, то его родители, первым делом, принимались выяснять о невесте. Из какого она рода, какое у нее здоровье, какая она хозяйка. Не лентяйка ли, какого ума и характера, да и внешность девушки имела значение.

Встречалось такое, что невеста была несколько старше жениха. Разница в возрасте могла доходить до 10 лет. Это объясняется тем, что родители жениха старались женить его быстрее, чтобы в доме появились дополнительные руки. А родители невесты наоборот, старались подержать дочь подольше возле себя, из тех же соображений.

Было такое, что родители и сами выбирали детям будущих супругов, но согласие на брак самих детей, конечно, было необходимо.

До свадьбы

Когда выбор невесты был сделан, родители желали познакомиться с семьей невесты, и следовало устроить предварительный сговор. Для этого в дом к невесте отсылались сваты из числа близких родственников или хороших знакомых.

Невесту сопровождали подруги, а также неженатые родственники из числа молодых парней.

Обязательно приглашали крестных отца и мать, а также музыкантов. Чувашская свадьба, как и любой праздник, сопровождалась большим весельем с песнями и плясками.

Начиналась свадьба в доме невесты. В назначенный день собирались гости, несли с собой угощение, старшие члены семьи читали молитвы о счастье молодой семьи и всяком ее благополучии.

Невеста совершала приготовления к свадьбе с помощью подруг в клети. Клеть — это небольшая каменная постройка на территории двора рядом с основным домом .

Свадебный наряд чувашской невесты содержал богато вышитое платье, тухъю, украшения из серебра, кольца, браслеты. На ноги надевали кожаные ботинки, а на лицо накидывали покрывало.

По обычаю невеста во время одевания должны петь грустные песни. Иногда грустные песнопения невесты сменялись более веселыми песнями подруг. Нарядив невесту, подруги вводили ее в дом.

Ноги жениха обували в сапоги, а на руки надевали кожаные перчатки, с прикрепленным к мизинцу платочком. В руки жениху давали держать плетеную нагайку.

По традиции подчеркнуто своеобразно должны быть одеты и друзья жениха. Нарядные рубахи, фартуки, бусы, сабли и луки со стрелами (в более поздние годы – оружие).

Попросив разрешения у родителей ехать за молодой невестой и получив их благословение, жених отправлялся в дом невесты.

Когда жених забирал невесту из родительского дома, их сопровождали родственники невесты и ее подруги до самого конца деревни. А выезжая из деревни невесты, жених должен был три раза ударить невесту, тем самым прогоняя злых духов, которые могли перейти в его деревню.

Встреча невесты

Молодых встречали около ворот дома и разбивали сырое яйцо. Под ноги невесте клали белую войлочную ткань, а потом жених должен был на руках занести невесту в свой дом. Суть традиции в том, чтобы пока еще чужой для этой семьи человек не оставил следов на земле этого дома.

В доме следовал обряд под названием «Инке салми». Жениха и невесту ставили у печки, накрывали войлочной тканью, в руки жениху давали маленькие вилы с наколотыми на них несколькими штучками салмы. Танцуя, парень должен был несколько раз подходить к невесте и подносить ей салму.

На войлок в это время положено было плескать бульон. Обряд этот носил символику общей еды молодоженов. У многих народов считалось, что общая еда делала жениха и невесту родственниками.

После этого ритуала с невесты снимали войлочную ткань покрывало. Невеста начинала дарить подарки своим новым родственникам. Это были полотенца, рубахи.

Большим грехом в чувашской общине считалось вступление в половую связь до брака. Потеря невинности до брака осуждалась чувашским обществом. Но среди чувашей не принято было грубых форм осмеяния девушек даже за это.


Заключительным свадебным обрядом был обряд с водой, принятый у многих народов.

  • Ходили на родник: невеста, женщины-родственницы, молодежь.
  • В воду нужно было бросить монетки, прочитать молитву и трижды набрать ведро воды и три раза его опрокинуть.
  • В четвертый раз набрав ведро воды, нужно было отнести его в дом и сварить из этой воды суп.
  • После того, как молодая невеста сварила суп и накормила новую родню, принято было считать, что она вошла в род мужа.
  • После завершения этого обряда гости гуляли еще пару дней и затем расходились.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы новые родственники должны были ездить в гости друг к другу. В одно из таких посещений молодой семье отдавали остатки приданого: коров, пчел, овец и т.д.

Считалось, что петь и плясать молодожёнам разрешалось после 40 дня со дня свадьбы.




Top