Зима крестьянин торжествуя автор и название. Стихи о зиме Пушкина А

Смотрю я этта уже давненько программу Время и показывают там как Станислав Говорухин пеняет президенту Путину на современных детей. Его, мол, знакомый учитель словесности им предложил значение слов из стиха Пушкина Зима объяснить. ,Таки не знают”,- пенял мэтр кино. К чести президента он за детишек то как то заступился, сказал что то типа, не так всё плохо”…
А надобно сказать что теперь уже расхитованный тест по сути на знание русской архаики это ведь изобретение вашего покорного слуги в 2005 году. Именно тогда я повесил на сайт Ром-коллекция этот опус. А жена моя под ником Кити вбросила его на сайт Семья:
…Зима!.. Крестьянин*, торжествуя,
На дровнях** обновляет путь;
Его лошадка***, снег почуя****,
Плетётся рысью***** как-нибудь;
Бразды****** пушистые взрывая*******,
Летит******** кибитка********* удалая**********;
Ямщик*********** сидит на облучке************
В тулупе*************, в красном кушаке**************.
Вот бегает дворовый мальчик***************,
В салазки**************** Жучку***************** посадив;
Себя в коня****************** преобразив;
Шалун******************* уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(из романа,Евгений Онегин”)
и учебника для учащихся начальной школы.
Сравни четыре заголовка:,Зима”,Зима?”,Зима!”, и,Зима!..”.
Прочти каждый из них и сопоставь со всем содержанием стихотворения.
Какой заголовок больше всего подходит к этим стихам?
Немного статистики:
В стихе 44 слова, из них 19 непонятны современным детям, они или архаизмы или редки, или их значение с течением времени изменилось(ZB-взрывая).
Этта же / намедни значит, тверское народное слово, не путать с это// моя дочура подошла ко мне в слезах и сказала, что им задали два ужасных стиха учить наизусть. Она тогда была во 2-м классе гимназии и ей было 7лет8мес.
Это, конечно, не то, что раннее развитие на Руси, когда Петра 1-го в 5 лет посадили псалтырь на ум учить. Результат мы все знаем – он усвоил псалмы Царя Давида наизусть и стал свиреп и зломогуч! Памятники везде стоят. А Л.Толстой, когда его спросили, когда книга о Петре будет (он одно время материалы собирал), окрысился в ответ:
Пьяница и развратник! и писать не буду...
… я обнаружил, что ребенок не понимает 50% слов и 100% содержания этого текста, вроде бы написанного на русском, да ещё на каком русском! языке…
Я готов объяснять детям, что такое Грузия и ночная мгла столько, пока не поймут!
Но я не готов оказался изъяснять, какие-такие бразды пушистые взрывает удалая кибитка и почему эта коробочка на полозочках, тащимая лошаденкой, двигаясь со скоростью в лучшем случае, 20 км/час, летит…:);
По смыслу получается что это что-то вроде вертолета МИ-8, оснащенного ПТУРСами…
Текст этот из детских учебников надо, конечно убирать, он безнадежен ввиду его архаичности, но что дать взамен, когда вся последующая стихотворная цивилизация не создала на русском языке про зиму ничего сравнимого с А.С.Пушкиным!?
…Олжас Сулейменов вспоминает в интервью:
Помнится, первый вечер советской поэзии в Париже в 1977году. Константин Симонов говорил, что вывез,поэтическую сборную СССР”. Мы собрали большой четырёхтысячный! Зал. Обычно парижские вечера поэзии – несколько человек в небольших кафе. А тут Париж впервые слушал стихи в таких залах. И слушали нашу, советскую, трибунную поэзию, которая в Москве собирала большие аудитории…
…мы выступали вдевятером(Вознесенский не поехал – узнал, что будет Евтушенко:))
- Высоцкий, Окуджава, Рождественский…
А современные стихи, для всех возрастов, про зиму, кто будет писать!?
Опять Пушкин… Александр Сергеевич?
Не знаю сравнимого рейтинга стихов, ей-же богу нечего предложить детям!
Интонационно в великом и могучем можно смысл любой фразы изменить с точностью на противоположный!
Помните Есенинский, я считаю, гениальный, стебок:
Небо – как колокол…
Месяц – язык…
Матть моя Родина!!
Я-а-а… большевик???
АС тоже любил:
…шалун уж заморозил…пальчик... :);
Мне ещё в детстве казалось, а сейчас тем более, что не пальчик он имел ввиду!
В рифму там идет другой, парный, орган…
Вот я и закончил о зиме:
Пушкин, это наше всё?
:))))))))
Пушкин – это наше всё! /Т.Толстая, КЫСЬ, раньше-А.Блок/
Или:
Пушкин, это наше всё?
А дальше и пошло и поехало – все бросились детишек проверять на знание архаики:
Из публикаций сети:
Коллега прислала мне душераздирающую страшилку о пушистых браздах. По прочтении стало понятно, что историю с браздами нужно проверить на бородатость. И точно – я никогда не знаю, как употреблять слово «баян», но похоже это то самое:

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак".
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
http://children.kulichki.net/parents/pushkin.htm (описание геноцида обнаружилось в самых разных закоулках русского Интернета).

Впрочем, смутило меня совсем не это. Я видала-слыхала всякие-разные ошибки, но никогда не поверю, чтобы первоклашки с родным и единственным русским языков вдруг наделили браздов душой. Не могло их это не смутить! Бразды можно взорвать, но они никогда не были живыми!
Горя исследовательским пылом, я не поленилась дать то же задание русскоязычным студентам разной степени русскоязычности, а потом и собственной четырнадцатилетней дочери.
Результаты поразили мое воображение. Большая часть людей, закончивших от одного до шести классов российской (!) школы не поняли в этой строфе ни одного существительного. Самым продвинутым (пока все совпадает с результатами упомянутого исследования) были знакомы слова «тулуп» и «кушак». Кибитка таки, как и было объявлено у Пушкина, летела, взрывая, и у многих художников выглядела чем-то вроде зенитки с вертикальным взлетом. Да, она палила по пушистым браздам, но никаких признаков кровавой расправы не было, хотя кое-какие брызги наблюдались. Ни один из испытуемых не счел ямщика копателем ям. Облучок, кажется, выглядел чем-то вроде пенька.
Самые знающие все же догадывались, что такое «кибитка» (в конце концов, армянское радио тоже ведь сообразило, что такое «горжетка»!), и поняли, что на самом деле это не летит, а мчится. Удивительно, что в кибитку было запряжено что угодно, кроме лошади – от верблюда до чего-то вроде африканского слона! И при этом кибитка все равно взрывала многострадальные бразды, так что опять-таки была слегка зениткой и самую малость тачанкой. Сообщение о том, что кибитка – это повозка, превращало экзотических животных в лошадей, но не влияло на раскрытие темы браздов. Тема эта не была раскрыта ни у кого! Но и пушистость этих браздов не заставила художников поверить в геноцид.

После пережитого на занятиях, от собственной дочери я уже ничего не ожидала. Да и до этого она не подавала надежд: http://lila-krik.livejournal.com/31353.html. И дочь снова не подвела! Единственное существительное, которое ей удалось семантизировать в контексте, - тулуп. Судя по картинке, тулуп был теплой верхней одеждой. Красный кушак ей пришлось обмотать вокруг головы мужика, похожего на грузчика. Мужик (все-таки пушкинский гений взрывал какие-то бразды) был бородатый! Кибитка оказалась огромной ухмыляющейся птицей (почему бы нет, бывают же галки-сойки-канарейки, про птицу-тройку она вряд ли знала), а облучок, приютивший мужика, (привет от Алисы) – немного облачком, немного бочкой. Бразды, понятно, взрывались, а их пушистость была обусловлена пернатостью птицы. Возможно, кибитка была жар-птицей, и отлетающие перья взрывались при сбрасывании... Я заскулила и отправила ее дочитывать заданный на дом первый том "Войны и мира", раз уж с "Онегиным" ничего не получается.

А весьма интересно, всё–таки, оказалось мнение народа...
Если не брать некоторые частные, то общее, таково:
да и не вредно заучить побольше умных слов, безразлично, к чему они приложены!
...ну,у не согласен вовсе я с такой формулировкой!... Петрушу Первого вспомните, уж его-то с пяти до семи, когда он, по традиции, псалтырь наизусть шпарил, учил дьячок отменно преимущественно словам незнакомым!!
Монтеня ещё хочется вспомнить, Мишеля многострадального, когда сумасшедший папаша его, сначала бедной крестьянке с рождения до двух лет, сыночка сбачил – для народного вскармливания?! – а затем запретил всем в округе ста верст иначе как по латыне говорить…
Таким вот образом, мазес лэнгвич, у него латинь была! Если бы господь не вразумил родителя, быть бы сыночку в сумасшедшем доме, но: сдался тату, отдал в нормальную школу французскую, где Миша благополучно латинь-то и позабыл, кроме как для того, чтобы школу эту закончить с отличием да депутатом местного совета стать:)))
Я не сторонник играться с множеством непонятных слов, в незрелом возрасте - в особенности. Билингва ведь как выращивается? - нужен минимум второй носитель языка с рождения. А если ты не носитель - не берись! Сделаешь сшибку в мозгах ребенка и не будет знать никакого языка толком.
Вредны умные слова в большом количестве без понимания их! А понять, это меня ещё батя (а его самого, в армии в 1937г) учил:
Понять, это значит, запомнить и - уметь применять...:)))))))))))
А Пушкин здесь, действительно – ни при чём…
Зима, снег...
На улице темно, как в день творенья,
Да сыплет снег, всё также сыплет снег,
Как сыпал он всегда. Без промедленья
Растут сугробы шапками наверх.

Сегодня снег и, завтра то же будет.
Но, не пугает меня поздняя заря –
Вся суть моя так снег безбожно любит,
Безгласно, безответно, может, зря

С утра я здесь, снегами занесённый,
То ль лес в снегу, то ли душа моя.
Как тихо в них, покой спасённый,
Пусть спит в обоих радость жития.

Надеюсь, жду, с тобою снова выйдем
В мои снега, там чисто и светло.
Там несть любви, не больно, не обидно,
Недобрый хищник, замерзает зло.

Зима пройдёт и все снега растают,
Появится опять зелёная трава
Однажды мне не увидать её, я знаю,
Снег падает и сыплются слова.

Минор, правда...а деткам в учебник мажорное что то нужно...

Евгения Онегина я иногда про себя пою – на мотив Златые горы. Не пробовали? подлечивает однако, попробуйте:
Когда б имел златые горы-
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И: Лучше выдумать не мог!


На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

Эта строфа Пушкина из «Евгения Онегина» изучается в младших классах, как стихотворение о природе. Удивительно красиваые и живописные строки о зиме, о первом снеге.

У Пушкина нет ничего лишнего, каждое слово многозначительно и полновесно. Зима! Крестьянин торжествуя. Исследователи обратили внимание на то, что Пушкин в поэме слово крестьянин упоминает только один раз. На дворе святки – дни, значимые для христианина. Крестьянин и христианин не просто созвучны. Крестьянин, – человек который несет крест, христианин. Он торжествует. Напомним, что события относятся к 3-му января. В те времена бытовало поверье, что если снег не выпадет до 2-го января – дня поминовения Сильвестра Печерского, то людей ждет страшный неурожай. Но снег выпал на 3-е в ночь. Отсюда и торжество крестьянина, который наверняка накануне был в отчаянии и вымаливал у Всевышнего, чтобы тот послал снег, и защитил его от недорода.

Снег выпал, и крестьянин позволил себе запрячь лошадку в сани (дровни). Может быть, он выехал в лес за дровами. Спешить некуда, и он позволил своей лошадке плестись, не спеша. Картина жизни русского села нашла отражения в 16 строках Пушкина.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

С удивительно трогательной простотой А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

В домах всё темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

Когда мы читаем о неизбежном снеге, о том, как волшебница зима преображает всё вокруг, так и кажется, что мы физически чувствуем этот снег, и то, как дворовый мальчуган катает собачку на маленьких санках, и добрые звуки зимней природы.

***
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша! Зимой особенно светло оттого, что под ногами – не чёрная земля, а белый ослепительный снег. Какими только эпитетами не наградил Пушкин снежную массу: «пухлая пелена», «волнистые ковры», «великолепные ковры»…

***
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
***
Прекрасные и солнечные образы чудесного зимнего утра сплетены в этих поэтических строках с любовной темой. Превосходно сочетание лирических выражений, таких как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с обыденными, заправскими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не происходит нарушение целостности композиции стиха, а наоборот, добавляются элементы непредсказуемости.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
***
«Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
***

«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
***

«Опрятней модного паркета»
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
***

Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит - и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

>"Крестьянин, торжествуя..."

В 1926 году я занимался в Ленинградском университете в семинарии (тогда говорили "семинарий", а не "семинар", как сейчас) по Пушкину у Л. В. Щербы. Занятия шли по методике "медленного чтения", которая приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов. За год мы прочли только несколько строк из "Медного Всадника". В нашем распоряжении были всевозможные словари и грамматики. Мы доискивались грамматически ясного, филологически точного понимания текста, углублялись в историю изучения значений каждого слова. Помню, что несколько занятий мы посвятили выяснению того, к чему относится местоимение "их" в следующих строках:

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...

Это затруднение реальное, решить его однозначно нельзя. Но в пушкинских стихах есть затруднения мнимые, вызываемые тем, что мы плохо знаем уже некоторые реалии, особенности быта, которые были близки Пушкину.

В "Евгении Онегине" в главе пятой строфа II начинается всем знакомыми с детства строками:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

Почему "торжествуя"? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему "обновление пути" по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?

Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.

"Торжество" крестьянина относится не к "обновлению пути" по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом "на третье в ночь" спасен урожай.

Что такое толкование верно, доказывает начало стихотворения "Домовому" (1819):

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!

Малопонятны сейчас и следующие слова - "снег почуя". Почему лошадь "чует снег", а не видит? Почему она "плетется рысью как-нибудь"? По этому поводу я обратился к известному литературоведу и одновременно мастеру конного спорта, автору книги "Железный посыл" Д. М. Урнову. Вот что он мне ответил в письме. Привожу с любезного согласия Д. М. Урнова текст его ответа мне.

""Как-нибудь" означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота - земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает. Это - обычное дело со всякой лошадью, необязательно крестьянской. Лошади, как правило, подслеповаты, всякое пятно под ногами кажется им ямой. Некоторые из них ни за что не пойдут через тень, лужу, а начнешь понукать - прыгнут, именно как через яму, а так не пойдут. Кроме того, как я уже сказал, лошадь очень не любит, когда дорога зыбкая, нога у нее ползет, куда-то уходит, проваливается. И вот выезжаешь по первому снегу, и начинает лошадь упираться. Иногда упирается она буквально, останавливается перед какой-нибудь чернеющей на снегу палкой и не идет (еще вчера по грязи мимо той же палки шла как ни в чем не бывало!), но вообще это конники так говорят- "упирается", то есть идет неохотно, и Пушкин, много в деревне ездивший, это, конечно, хорошо знал.

"Снег почуя" - лошадь прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное - чутье".

Очень часто у читателя вызывает недоумение - как это можно "плестись рысью". В современном русском языке рысь ассоциируется с быстрым бегом лошади. Но это с точки зрения знатока лошадей не совсем так. Рысь - это родовое понятие. Бывает медленная рысь. С нее по разъяснениям Д. М. Урнова, рысь начинается: "трюх-брюх". Лошадь трусит рысцой, потом - "средняя рысь" и, наконец, "мах" - быстрая рысь.

Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни.




Top