Рисунок в стиле стимпанк. Все интересное в искусстве и не только

Примечание переводчика: steam в переводе с английского языка означает пар , а посему термины паропанк и стимпанк имеют одинаковое значение.


Цель этого урока состоит не в том, чтобы научить вас рисовать. Этот урок нужен для того, чтобы научить художников, которые не совсем понимают, как работает пар, рисовать стимпанк машины. Фокус в том, чтобы научиться добавлять достаточно логичные детали в рисунки, что позволит сделать ваши машины более правдоподобными.


Мне кажется, порой фантазия заводит дизайнеров стимпанка слишком далеко. Их проекты начинаются так хорошо, а под конец теряют весь свой важный вид, очарование старой паровой техники. Я же делаю реально работающие стимпанк машины. Мой стим-сайт: Crabfu SteamWorks , содержит много изящных, реально работающих, живых паровых машин. Методом проб и ошибок я понял, что нужно создавать что-то, что не только выглядит, будто оно может работать, но и действительно работает.


Небольшая оговорка: я - аниматор и художник по профессии. Однако только моя преданность паровому хобби позволяет моим стимпанк проектам достигнуть того уровня подлинности, которого часто недостает в стимпанк арте.
Ниже я попытался достаточно сжато объяснить, как рисовать и проектировать машину, которая выглядит убедительно.
Пожалуйста, имейте в виду, что все эти описания очень упрощены, думается мне, описания компонентов паровых машин профессионалы будут разрывать на части. Просто мне кажется, что важно выделить основную идею, и нет необходимости в сухих и скучных деталях. Я не эксперт в паровых двигателях. Эта информация взята из моего личного опыта работы с маленькими паровыми машинами. Большинство примеров ниже это образцовые двигатели, которые работают на тех же принципах, что и такие же большие. Это только гид. Нет никакого определенного набора правил для концепт-арта. Другими словами, это пар для художников, а не для посвящения вас в детали строения паровых машин!:) Однако, важно понять некоторые основные принципы действия этой паровой силы, чтобы ваши рисунки стали выглядеть правдоподобно, будто ваш концепт действительно был создан в Викторианскую эпоху. Сначала вы должны понять пар и то, как он работает, благодаря наблюдениям за отдельными частями машины.

Компоненты паровых машин


Котёл (бойлер)

Большинство котлов имеют цилиндрическую и вытянутую форму. Они предназначены для того, чтобы кипятить воду, оригинально, не правда ли.

Внутри у большинства котлов имеются жаровые трубы, которые выглядят внутри как связка труб, в которых горит огонь, что позволяет нагреть и вскипятить воду быстрее. Паровую трубу следует рисовать на вершине котла, там, где выходит пар. В некоторых случаях паровая труба может выйти в другом месте визуально... Но, дабы ничего не усложнять, рисуйте трубу, выходящую сверху. Котлу необходимо нарисовать дымоход, нужный для вентиляции огня, который горит в топке. Размеры и форма дымоходов сильно варьируется. Другими словами, дымоход любой формы и размеров должен выйти хорошо и прекрасно сбалансирует дизайн.

Топка/горелка

Высокую температуру и, собственно, огонь можно получить разными способами. Обычно их выделяет источник топлива, будь то уголь, газ или еще что-нибудь, что способно гореть действительно сильно. Если это уголь, вы должны нарисовать контейнер с дверцей, через которую он будет попадать внутрь. Перед этой дверцей необходимо оставить некоторое пространство для того несчастного, кто будет бросать туда уголь или дрова. Если вы используете газ, вы должны нарисовать газовую горелку, которая будет крепиться к основанию котла. К горелке должны вести трубы для поставки газа из контейнера любой формы (хотя чаще всего всего он имеет цилиндрическую форму). Если смешивать газ с воздухом в процессе, это позволит управлять интенсивностью огня, используя клапаны на контейнере для газа.

Двигатель

Существует много типов паровых двигателей.

Работа двигателя производится благодаря расширению разогретого пара, который давит на поршень или на лопатки паровой турбины, движение которых передаётся другим механическим частям, в том числе вращающейся оси. Если сильно не углубляться в строение паровых двигателей, то вот основные принципы их рисования.

Рисуем большой цилиндр. Поршень внутри и его видно не целиком, он выходит из большого цилиндра и выглядит как другой цилиндр, маленький и длинный. Пар проходит через цилиндр и воздействует на поршень с разных сторон. Если воздействие одновременное - сразу с двух сторон - к цилиндру должен крепиться коллектор, клапан прямоугольной формы, или, проще говоря, коробка. В итоге мы имеет просто цилиндр с коробкой сбоку.

Хотя некоторые паровые двигатели имеют немного другой вид, наверно, не стоит ничего усложнять.

Маховое колесо

Маховик - большое, тяжелое колесо. Без него ездить машина будет рывками и может остановиться. Маховик присоединяется к оси, к которой ведут поршни. Такое колесо позволяет машине двигаться более плавно.

Лубрикатор

Лубрикатор (смазчик) предназначен для смазывания двигателя. Обычно он присоединяется к цилиндру вплотную или находится очень близко от него, скажем, находиться на трубе, ведущей в двигатель. Обеспечивает смазывание поршней в двигателе - вместе с паром в двигатель постепенно попадает масло. Лубрикатор может выглядеть контейнером в форме цилиндра.

Центробежный регулятор

Выглядит регулятор очень эффектно. Два вращающихся шарика, работающие за счет главной оси двигателя. Они нужны для регулирования количества пара, попадающего в двигатель. Когда двигатель вращается, вращается и регулятор, и центробежная сила заставляет шары подниматься. После того, как скорость достигнет установленного значения, механизм сдвинет специальное соединение, которое и ограничит количество пара, поставляемое в двигатель, не позволяя двигателю набирать обороты и дальше. Регулятор должен быть расположен строго вертикально, чтобы работать правильно.

Конденсатор

Конденсатор задерживает паровой выхлоп двигателя, содержащий масло. Внутри масло конденсируется вместе с водой, и наружу выходит из конденсатора только чистый пар. Отработанный пар может выводиться по трубам в дымоход, и тогда дым из основной трубы будет белый и пушистым. Не то чтобы конденсатор был абсолютно необходимым механизмом для работы двигателя, но без него все покроется грязью и маслом. Так или иначе, это просто еще один цилиндр, который ничего не стоит нарисовать.

Клапаны

Клапаны выглядят классно, особенно когда их много. Управляемые вручную клапаны контролируют множество вещей, но в основном они задерживают или пропускают пар.

Предохранительный клапан

Необходим для безопасности. Так, если давление в котле станет слишком высоким, предохранительный клапан выпустит пар, чтобы предотвратить взрыв котла. Он располагается в верхней части котла, так как он выпускает пар, а не воду. Может также выпускать пар в дымоход.

Индикатор уровня воды

Нужен для того, чтобы вы видели, сколько воды находится в котле. Если котел высохнет и будет продолжать работать, это закончится очень нехорошо. Индикатор может быть как застекленным смотровым окошком, так и стеклянной колбой, выведенной наружу.

Водяной насос и резервуар для воды

Водяные насосы и баки нужны для закачки воды в котел. Насосы могут быть как ручными, так и работающими за счет двигателя. Из бака вода подается прямо в котел. Не абсолютно необходимая вещь, но продлевает продолжительность работы машины, особенно если котел маленький.


Датчики

Датчики давления (манометры) показывают давление в данный момент. Небольшие диски, они не особенно страдают разнообразием, их легко рисовать, зато выглядят они довольно внушительно и эффектно. В основном это датчики давления пара в котле и других частях машины.

Теплоизоляция

Теплоизоляция это попытка свести к минимуму потерю высокой температуры. Изолируют котлы, трубы, цилиндры двигателя. Деревянная обшивка выглядит круче всего, я часто рисую именно такую, она придает работе вид старой техники. Конечно, любая современная изоляция, которая способна сохранять высокую температуру, также может использоваться. Трубы часто покрывают веревкой или белым веществом, и я без понятия, из чего оно делается.

Шестерни

Шестеренки, множество и множество шестеренок. Шестеренки нужно рисовать со спицами, иногда изогнутыми. Большое количество шестеренок в любом случае будет выглядеть классно, но удостоверьтесь, что вы правильно их всех состыковали.

Цепное колесо (звездочка), цепь

Цепные колеса и цепи хороши для того, чтобы двигать что-то, что находится далеко от двигателя. Они также более просты, нежели шестеренки и я часто использую их в своих паровых роботах. Однако, цепные колеса и цепи могут сорваться.

Соединения

Существует множество видов соединений... в рисунке, чтобы быть убедительными, они должны только выглядеть правильно, но совсем не обязательно они должны правильно работать . Чтобы соединения выглядели правильно, необходимо обосновать логически их размещение в том или ином месте, особенно если соединения большие. В основном соединения просто придают круговое движение чему-то еще. Мастера подобных вещей вы можете найти .

Рычаги

Рычаги управляют большим количеством вещей. Сцепляют и расцепляют шестерни, регулируют направление движения пара, притормаживают колеса и т.д. Нарисуйте их побольше для машиниста... помните, вам надо заставить их только выглядеть правильно, не надо думать, для чего они предназначены.

Свисток

Паровые свистки прикрепляются к котлам или по крайней мере какой-нибудь трубе, которая в котел входит. Пар проходит через него через своего рода рычаг и издает тот самый классический паровой свист. Чем больше свисток, тем глубже он звучит, но и пара расходуется больше.



Теперь я знаю обо всех важных составляющих, с чего же мне начать?

Помните про основные формы и дизайн компонентов, описанных выше (чаще всего встречаются цилиндрические объекты). Просмотрите каждую из частей выше и соберите изображения нужных компонентов, фотографии старого парового транспорта, локомотивов, чтобы использовать их в качестве референсов. Как только вы разберетесь со всеми необходимыми частями, вы можете приступать к эскизу, и не забывайте пользоваться референсами, чтобы ваша работа выглядела правдоподобной.


Сначала продумайте свою идею. Определитесь, что именно вы хотите нарисовать. Может быть, это двуногий робот? автомобиль? танк? многоногая ходячая машина? Добавьте немного индивидуальности и характера вашим машинам, даже если они и неодушевленны. Цель должна быть хорошо разработана, продумана и уравновешена. Побеспокойтесь о том, как ваша машина будет работать после того, как набросаете грубый эскиз, иначе он не будет стоить ваших усилий.


Поначалу работа будет небрежной, даже если вы хотите получить в итоге детализированный и проработанный проект. Лично я выбираю путь небрежный и ленивый, просто набрасываю эскиз и говорю всем, что это и так хорошо. Пока работа выражает вашу идею, вы не должны тщательно вырисовывать каждый зубчик шестеренки - мнение людей будет хорошим даже о нескольких соединенных линиях, если в них будет какой-то смысл. Однако вы можете детализировать ваш объект как вашей душе угодно, это всего лишь дело вкуса.


В целях демонстрации я состряпал концепт колесной паровой машины ниже. Что это? хех, я без понятия...
Сначала нарисуйте котел, поскольку это самая большая и самая тяжелая часть всего механизма. Обратите внимание на его вес и центр тяжести. Котлы заполнены водой и добротно спроектированы, поэтому они очень тяжелы. Они могут располагаться и вертикально, и горизонтально, и даже под углом. Не забывайте о пространстве для топки или горелки. При рисовании колес помните о том, что они должны поддерживать действительно большой вес. Затем составьте несколько цилиндров... почти все в стимпанк машинах построено на цилиндрических формах... Конденсатор, топливный бак, водяной бак, оси и т.д.... Узнайте, как рисовать цилиндры в разных ракурсах, это пригодится. Затем нарисуйте главные оси и определите, к чему должна быть приложена сила для обеспечения передвижения.

Затем решите, где нарисовать двигатель(и). Двигатели могут находиться под любым углом, они прекрасно функционируют в любом положении. Нарисуйте несколько шестеренок или цепное колесо, которые будут на виду.

Спроектируйте кузов, постарайтесь сохранить ощущение старой техники от работы. Если вы запутались и не понимаете, как работает тот или иной механизм (как это часто случается со мной), вы можете прикрыть те или иные места кузовными панелями. Впрочем, мне кажется, вся прелесть стимпанка состоит в открытых и простых вещах, так что я люблю показывать все механизмы в максимально возможной степени. На этом этапе вы как раз и можете прикрыть любые механические детали, работы которых не понимаете и слишком ленивы, чтобы выяснять.

Что такое стимпанк? Представьте себе цивилизацию, ну, где-то сродни романам Герберта Уэллса. На главной площади самого большого города пыхтит и чихает машина времени. Еще бы ей не пыхтеть - она ведь паровая! Такой, казалось бы, нонсенс - паровая машина времени - основной сплав, симбиоз стимпанка. В стимпанке смесь технологий будущего с компонентами паровой техники обязательно. Это направление очаровательно, есть в нем мечта о более простых путях развития, есть и налет викторианской мелодраммы.

У стимпанка есть родственные направления и разновидности. Фэнтези-стимпанк - объединяет в себе мир фэнтези и стимпанка.

Сейлапанк - мир из летающих островов, воздушные корабли и всё что связано с небом. Наверно, ое самый выигрышный для живописи - небеса и дирижабли…


Таймпанк - это путешесвия во времени и всё что с этим связанно.

Теслапанк - это наличие электрогенераторов и элекрических волн в стимпанке. Клокворкпанк - это механический компьютер на валах и пружинах, он превозносит эстетику механизма доведённого до совершенства. Есть ещё разновидности таймпанка, но для ориентира этого достаточно.


Вот и получается, что стимпанк - богатый оттенками и разнообразием мир. И если вы подумаете, что стимпанк встречается везде, то не ошибетесь. Сейчас модны кафешки и бары, оформленные в этом направлении, есть кватртиры в дизайне стимпанка и стиль в одежде, где каждая вещь просто дышит фантазией. Но особенно фантастический мир раскрывается в рисунках и фотографиях, где воображению нет границ.




Если бы паровые двигатели не сменила электроника…

Только представьте, что мир завоевали не нанотехнологии и мобильные гаджеты, а паровые двигатели! Мода Англии рубежа XIX-XX веков продолжает оставаться популярной, а ученые - поголовно гении механики со слегка съехавшей крышей. За окном процветает капитализм, а в обществе выраженно расслоение. И в, казалось бы, обычное течение жизни порой удивительно вплетаются фэнтези и даже ужасы. О подобно альтернативной реальности и повествует стимпанк.

Первые работы, которые считаются образцами стиля, стали мелькать в творческой среде еще в 60-х годах прошлого столетия, но сам термин возник гораздо позже. В обиход его ввел писатель Кевин Джетер, как альтернативу слову «киберпанк». В отличие от последнего стимпанк более реалистичен, т.к. основан на действительно существующих технологиях или тех, которые вполне могли бы быть.



Панки, кипяточку не желаете?

Стимпанк в дословном переводе звучит как паропанк . Паро - потому что главным элементом стиля стал паровой двигатель. Но почему именно панк? И если это панк, то где же тогда парни с разноцветными ирокезами и косухами на голое тело?

На самом деле слово панк в данном контексте надо понимать немного иначе. Здесь оно обозначает человека - яркую индивидуальность, того, кто противостоит системе. Жанр антиутопичен, пессимистичен и особо акцентирует низменные черты человеческой природы.

Но несмотря на, казалось бы, мрачное содержание стиль изобилует пародийными и юмористическими элементами. Кроме того, до наших дней он дошел дополненный романтизмом и эстетикой старушки Европы, что придало направлению особый шарм.




Стимпанк в живописи

Сам по себе стимпанк зародился как литературный жанр, и его основоположником считают Жюля Верна. Но все-таки большую популярность стилю принесли отнюдь не книги. Именно с того момента, когда стимпанк плотно вошел в живопись , он разросся до невероятных масштабов!

Дизайны помещений, мебели, техники, одежды и украшений - все это определило появление новой субкультуры. На сегодняшний день выделяют несколько направлений паропанка:

  • Фэнтезийный стимпанк.
  • Вестерн-стимпанк.
  • Альтернативно-исторический стимпанк.

Несмотря на индивидуальным особенности каждого, их объединяют общие черты присущие данному жанру. Особенно это можно увидеть на рисунках в стиле стимпанк. Посмотрев однажды на стимпанковскую картину или иллюстрацию, Вы уже никогда не спутаете этот стиль с каким-то другим.



Во-первых, в глаза сразу бросается урбанистичность . На картинах в стиле стимпанк Вы не найдете природы - сплошной городской пейзаж. Облачное небо, будто бы задымленное от смога множества заводских труб, брусчатка на мостовой, витрины магазинов и лавок «под старину», газовые уличные фонари и сплошные трущобы. Художником создаётся мрачная, немного тяжелая атмосфера.

Во-вторых, кругом изобилие паровой техники и механических приборов. Паровозы, дирижабли, котлы, машины и даже роботы с рычагами и миллионом шестерёнок, циферблаты и стрелки. Среди материалов - дерево и медь. При этом внешний вид приборов строго выдержан в Викторианской эпохе.



Последний пункт нашел отражение в одежде и в поведении людей на рисунках в стиле стимпанк, нарисованных чаще карандашом. Аристократы в цилиндрах и фраках, леди в пышных платьях с корсетами. Рабочий люд в кепках, кожаных куртках и сапогах. И обязательно - слегка чокнутые ученые, инженеры и даже маньяки.

Кроме них, на улочках стимпанк-городка встречаются смелые путешественники и детективы. Беспризорники, «ночные бабочки» и, как противопоставление им, девушки «со взором горящим», острым умом, которые интересуются наукой наравне с мужчинами. И конечно же неотъемлемым элементом почти каждого жителя становятся очки-гогглы и их всевозможные вариации.


Стимпанк: из рисунков в жизнь

Необычность и красота стиля стала притягательной для многих людей. Им стало не хватать простого созерцания старинных городских улочек, которые при этом были будто бы из будущего. Жанр стал твердо оседать в повседневной, реальной жизни и приобрел альтернативное название - нео-викторианство.

Мода стимпанков - это сочетание готики, панка и моды Англии второй половины XIX века. Она представляет собой тоску по потерянной «золотой эпохе», ведь людям всегда кажется, что раньше было лучше… А особенно когда в тесьму реальности начинает вплетаться красная нить фантастики, человеку становится очень трудно оторвать от нее глаза и вернуться в привычный, серый, скучный мир.




Стимпанк — это не только викторианская Англия, но и другие планеты, летающие города, параллельные миры


Зачастую фантазия заводит создателей стимпанка слишком далеко, и очарование старых простых технологий приносится в жертву нагромождению изощренных механизмов. Между тем, можно создавать новые технологии, оставаясь в строгих рамках стиля — например, придумывать необычные движители или их комбинации


Среди создателей произведений в стиле стимпанк можно встретить немало людей с инженерным образованием


Рисовать машины в стиле стимпанк довольно просто


Главное — запомнить все классические компоненты паровой машины, научиться хорошо рисовать цилиндры под разными углами (практически все конструктивные элементы имеют цилиндрическую форму) и последовательно выполнить четыре основных шага, которые продемонстрировал нам И-Вей Хуанг


В стимпанке автор не может сослаться на искусственный интеллект, беспроводные технологии и изобретения будущего тысячелетия. Все конструкции должны быть выставлены на всеобщее обозрение и подчиняться простым законам механики, за каждое малейшее движение должен отвечать свой привод, рычаг, вентиль. С помощью художника И-Вей Хуанга мы разобрались, какие конструктивные элементы присутствуют в каждой паровой машине, для чего они служат и как работают.

Котел

Котел — это центральный элемент любой паровой машины. Чаще всего он имеет круглую или цилиндрическую форму и занимает немало места. В герметичном котле кипит вода, образуется пар и накапливается необходимое для работы двигателя давление. Внутри большинства котлов имеются жаровые трубы. Горящий внутри них огонь помогает воде быстрее нагреваться и выделять больше пара.

Водяной бак и насос

Размер котла должен соответствовать мощности двигателя, чтобы обеспечивать необходимое давление пара. Слишком большой котел неэффективен — зачем греть лишнюю воду, тратить драгоценное тепло, чтобы потом стравливать большую часть пара регулятором скорости? Если же котел мал, а поездка предстоит далекая, воду можно запасти в отдельном баке с насосом.

Индикатор уровня воды

Для нормальной работы двигателя котел должен быть всегда наполнен водой минимум на три четверти. Индикатор уровня может представлять собой застекленное смотровое окно, проделанное прямо в стенке котла, или же прозрачную трубку, выведенную наружу по принципу сообщающихся сосудов.

Предохранительный клапан

Крайне необходимый клапан, который выпускает пар, когда давление внутри котла становится слишком большим. Отсутствие или неисправность предохранительного клапана могут закончиться взрывом котла. Клапан располагается в верхней части котла — нам нужно стравливать пар, а не воду. Пар, выходящий через клапан, может быть направлен в дымоход.

Свисток

Жизненно необходимый аксессуар. Свисток помогает узнать, есть ли давление в котле, стравливает лишний пар при необходимости, распугивает зевак и, конечно, отлично выглядит.

Пароперегреватель

Паровые трубы выходят из верхней части котла — ведь в его нижней части кипит вода. Иногда «паропровод» вновь возвращается в котел, чтобы пройти сквозь жаровые трубы в виде змеевика. Такое устройство называется «пароперегреватель» (superheater). Пароперегреватель дополнительно увеличивает давление пара в трубах, а также уменьшает вероятность конденсации влаги в двигателе.

Дымоход

Как в печке или камине, на паровой машине дымоход служит для вентиляции огня, который горит в топке и кипятит воду в котле. Дымоход может быть практически любого размера и формы. Иногда внутрь дымохода заводят выходную трубу с отработавшим паром от двигателя или прямо от котла, через клапан. Выход пара под давлением создает разрежение внутри дымохода, способствуя дополнительной воздушной тяге.

Топка

Чтобы преобразовать воду в пар, в топке можно сжигать все, что хорошо горит, — уголь, дрова, газ, керосин. Подача топлива должна регулироваться, обеспечивая точный контроль над мощностью двигателя. В случае с газом и жидким топливом с регулировкой отлично справляются вентили и клапаны, когда же речь идет об угле или дровах, роль клапана приходится исполнять кочегару. Для каждого вида топлива необходимо предусмотреть хранилище — баллон для газа, бак для керосина, контейнер для угля. Кроме того, интенсивность горения можно регулировать, изменяя подачу воздуха. Для этого служат воздушные заслонки.

Двигатель

Паровые двигатели могут иметь разное количество цилиндров разной конфигурации. Цилиндр — это главный элемент мотора, он скрывает поршень, который перемещается под давлением пара. Рядом с цилиндром располагается коллектор — клапан, который поочередно направляет пар с разных сторон поршня. И поршень, и коллектор соединяются с коленчатым валом практически одинаковыми шатунами. На коленчатом валу обязательно располагается тяжелый маховик. Он делает работу двигателя более плавной и исключает остановку в мертвой точке.

Лубрикатор

Этот небольшой цилиндрический резервуар, как правило, располагается рядом с коллектором на паровой трубе и обеспечивает двигатель смазкой. Вместе с паром масло постепенно попадает в коллектор и цилиндр. В некоторых случаях лубрикатор оснащается ручным насосом.

Центробежный регулятор

Самый эффектный приборчик паровой машины ограничивает обороты двигателя. Повинуясь центробежной силе, тяжелые металлические шарики поднимаются тем выше, чем быстрее вращается «карусель», и увлекают за собой коромысло, открывающее клапан. Как только скорость достигает установленного значения, клапан стравливает давление пара, не давая двигателю развить более высокие обороты. Чтобы работать правильно, регулятор должен стоять строго вертикально.

Конденсатор

Конденсатор улавливает отработанный пар, содержащий масло. Масло конденсируется вместе с водой, а наружу выходит чистый пар. Конденсатор не обязателен для работы двигателя, он заботится, скорее, об экологии и чистоте лиц пассажиров. Затем отработанный пар может выводиться по трубам в дымоход — тогда белые облака будут исходить прямо из основной трубы. Как вариант, с помощью конденсатора можно пополнять запасы воды, увеличивая тем самым запас хода.

Стрелочный манометр

Манометр — классический и очень эффектный элемент паровой машины. Манометры могут располагаться в разных местах, показывать давление пара в котле и других частях системы. Чем больше стрелок — тем внушительнее выглядит машина.

Теплоизоляция

В XIX веке теплоизоляция чаще всего применялась на судовых двигателях, чтобы минимизировать потери тепла. Изолировать можно котел, паровые трубы, цилиндры двигателя. Самая эффектная теплоизоляция — дерево. Оно придает машине характерный старинный облик.

Шестерни

Разнообразные шестеренки — это символ всего механического, от часов до разводных мостов. Крутящий момент парового двигателя зачастую приходилось передавать на движитель с бóльшим передаточным отношением. Для этого использовались сложные комбинации шестерен разного диаметра. Чем больше зубчатых колес — тем внушительнее выглядит конструкция.

Рычаги

Рычаги могут делать все что угодно: открывать и закрывать клапаны, управлять сцеплениями, соединять или разъединять шестерни, притормаживать колеса. Главное, чтобы их было как можно больше!




Top