Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Сочинение: что такое патриотизм

При устойчивости многих черт характера, убеждений, чувств Болконского (патриотизм, верность долгу, гражданская активность, обостренный интерес к общефилософским, нравственным проблемам), при рационалистическом складе его натуры он не лишен, хоть и сдержанной, эмоциональности, что наиболее полно выразилось в дружбе и в любви, а на первых порах - в желании славы, органично сочетающемся с стремлением действовать, быть полезным. «Князь Андрей был одним из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела».

В Брюнне, узнав, что Вена взята французами, он срочно едет в армию, находящуюся в опасности: «Еду для того, чтобы спасти армию». Им руководит чувство оскорбленной русской гордости, надежды славы, готовности умереть. «Я сделаю это не хуже других». Перед Шенграбенским сражением Болконский мечтает о подвиге, о славе наполеоновского размаха: «Началось! Вот оно!.. Как же выразится мой Тулон?» Но, совершив подвиг (остается на неприкрытой батарее капитана Тушина, действия которой обеспечили успех сражения), Болконский, докладывая о ходе сражения и героизме Тушина, оставляет себя в тени. Перед Ау- стерлицкой битвой потребность в славе достигает у Болконского апогея: «Завтра... мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать»; он с нетерпением ждет счастливой минуты своего Тулона, предвкушая сделать все только им одним, мечтая о славе, известности, любви людей, торжестве над ними.

И эта «счастливая минута» своего рода парадного героизма наступает: он бросается со знаменем вперед, увлекая за собой батальон. Но затем - тяжелое ранение, и наступает прозрение, понимание незначительности такой мечты в сравнении с вечными ценностями, олицетворенными в образе высокого неба. «Вот прекрасная смерть!» - произносит Наполеон, остановив свою лошадь около раненого Болконского. И этот кумир многих гаснет в сравнении с высоким, справедливым, добрым небом. Наполеон кажется теперь Болконскому маленьким человечком, несущим в мир зло и несправедливость. 3

Так заканчивается этот этап неровного, драматического пути исканий Болконского. Следующий этап - после его выздоровления и смерти жены, принесшей остро пережитое чувство вины перед нею, - ознаменован действенным облегчением положения крестьян в своих имениях: одних перечисляет в вольные хлебопашцы, другим заменяет барщину оброком. Но и этот «один из первых примеров в России» не приносит Болконскому удовлетворения, так как мужики с недоверием встречают нововведения.

Не удовлетворяет его и попытка приобщиться к реформаторской деятельности Сперанского. И в этом случае Болконский не избежит иллюзий. Ему представлялось, что Александр I делает шаги к государственному преобразованию, ограничивает свою власть. Но при ближайшем рассмотрении замечает, что намерения Сперанского и других изменить легальным путем суд, административные, финансовые порядки в России не реальны так же, как проект освободить крестьян, обновить военный устав, учредить новые «Права лиц» и т.д. Кризис, пережитый Болконским на этом этапе, сменяется, хотя и ненадолго, «выздоровлением», возвращением к жизни.

Это влечет за собой внимание к природе (ночь в Отрадном, расцветший, засохший было дуб), любовь к Наташе Ростовой. Но и любовь оказывается для него драматичной. Высокая нравственность, повышенное чувство собственного достоинства и рационалистичность, максимализм требований к другим и к себе «помешали» ему как предугадать возможность катастрофы (длительная разлука не для Наташи, остро переживающей чувство любви), так и простить измену (да еще с таким недостойным человеком, как Анатоль Курагин).

Разрыв для Болконского - человека чести и долга - представился единственным выходом, несмотря на глубоко осознанное им несчастье. На последнем витке жизни князь Андрей - участник Отечественной войны 1812 года. После разрыва с Наташей он решает служить в армии, но не при штабе, а полковым командиром. «В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Он отказался от возможности быть при особе государя или главнокомандующего Кутузова. «Я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жаль было оставить полк». На эти слова Кутузов отвечает согласием: «Я знаю, твоя дорога - это дорога чести».

Накануне Бородинского сражения Болконский начинает преодолевать сословный взгляд на народ; он ставит себя в один ряд с ним.

Успех битвы при Бородино «зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем офицере Тимохине, в каждом солдате». Смерть настигла Андрея Болконского на подступах победы, именно тогда, когда он делал первые шаги к сближению с народом, когда состоялось его запоздалое примирение с Наташей Ростовой. В драматической неосуществленное личного счастья и оппозиционной гражданской деятельности - своего рода отголосок трагической судьбы декабристов.

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это. Во-первых, князь...

    Роман “Война и мир” - величайшее произведение мировой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В романе более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны. И хотя Толстой именно мирную...

Вступление

Тема патриотизма в романе «Война и мир» является одной из центральных. Не случайно ей посвящёны почти два тома знаменитой эпопеи.

Патриотизм народа в произведении

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские любят своё Отечество. Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдаёт все товары солдатам и собственноручно поджигает своё имущество. «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам!» – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждёт депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы. Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать. Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: «Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу». Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: «я не Иоанна д′Арк и не амазонка».Москвичи покидали родной город, «потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть».

Наташа и Пьер во время войны

Не могут остаться в стороне от общей беды и любимые герои писателя. Пьер решает остаться в столице, чтобы застрелить французского императора «с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». Он спасает из горящего сада незнакомую девочку, набрасывается с кулаками на французского солдата, пытающегося снять ожерелье с женщины. Пьер оказывается на поле битвы и в плену, его чуть было не расстреляли французы и спасли русские партизаны. Именно война заставляет Пьера взглянуть другими глазами на себя и других, почувствовать свою близость к простому народу.

Ощущение «потребности жертвы и страдания» во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Истинные патриоты на полях сражений

Нельзя, говоря о теме патриотизма в «Войне и мире», не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах.

Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова. Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность «в длинном сюртуке на огромном толщиной теле», «с сутуловатой спиной», «с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице» – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой. Толстой подчёркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов. Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.

Ложные патриоты в романе

Истинным патриотам Толстой противопоставляет патриотов ложных, которым нет дела до общей беды, и которые пытаются извлечь из неё собственную выгоду.

Так, обычной жизнью живут посетители салона Шерер. Она устраивает приём даже в день битвы при Бородино. Патриотизм хозяйки модного салона проявляется только в том, что она мягко журит тех, кто посещает французский театр.

«Лжепатриоты» находятся и среди штабных офицеров. Среди них Борис Друбецкой, который благодаря своей пронырливости «сумел удержаться при главной квартире». Берг, который патетическим тоном произносит пламенную речь перед графом Ростовым, а затем начинает выторговывать у него «шифоньерочку» и туалет «с англицким секретом». И, конечно, граф Ростопчин, которой своим призывами и пустой деятельностью обрёк на гибель тысячи людей, а потом, отдав на растерзание разъярённой толпе сына купца Верещагина, бежит из Москвы.

Заключение

В заключение сочинения по теме патриотизма в романе «Война и мир» необходимо сказать, что Толстой сумел показать читателю, как должен вести себя настоящий патриот своей Родины в час грозящей ей опасности.

Тест по произведению

«Война и мир» - великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которой является русский народ, проявивший невиданный героизм и в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года. Огромный жизненный материал этого романа объединен единым замыслом. «Я пытался писать историю народа», - говорит Толстой.

Народ, по мнению Толстого, - это не только крестьяне, но и дворяне, тб люди, которых тревожит судьба страны, кто находится в водовороте великих событий. Колоссальная волна гнева поднялась в народе после нападения французов. Все русские люди, за исключением небольшой кучки придворных аристократов, не могли себе представить, как они смогут жить под властью французов. Всякий русский поступал так, как он находил это возможным для себя.

Кто поступал в действующую армию, кто уходил в партизанские отряды. Такие, как Пьер Безухое, отдавали часть своих денег на снаряжение ополченцев. Многие, как смоленский купец Ферапонтов, сжигали лавки и свое имущество, чтобы ничего не осталось врагам. А многие просто собирались и уходили из своих родных мест, уничтожая после себя все.

Толстой отмечает в русских людях простое, порой неосмысленное чувство патриотизма, которое выражалось не в громких фразах о любви к отечеству, а в решительных действиях. Жители Москвы без всякого призыва покидали древнюю столицу.

Толстой подчеркивает, что для москвичей не могло быть вопроса о том, что хорошо было бы под управлением французов в Москве или дурно. Просто так нельзя было жить, так как это было хуже всего. То же самое происходит и в других городах и деревнях русской земли.

На территории, куда враг уже вступил, он видел ненависть и неподдельное возмущение народа. Крестьяне отказывались продавать французам продовольствие и сено. Стихийно возникло партизанское движение, без какого бы то ни было приказа свыше. По образному выражению Толстого, «партизаны подбирали те опавшие листья, которые сыпались с общего дерева французского войска, а иногда и трясли это дерево».

Не только простой народ, но и передовые слои дворянства и интеллигенции прониклись ожесточением к врагу. Недаром князь Андрей говорит, что они разбили его дом, а теперь идут разорять Москву, оскорбляя ее каждую секунду. И поэтому, по его понятиям, они не только враги, но и преступники.

Князь Андрей честно выполняет свой долг, вступая в действующую армию в самом начале войны, хотя до этого и решил, что никогда больше не будет военным. Он не остался в штабе, как ему предлагали, а пошел на передний край событий. Особенно ярко проявился героизм и неподдельная любовь россиян к родине в Бородинском сражении. Накануне сражения Андрей Болконский говорит: «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть... и кто будет злее драться... Завтра, во что бы то ни было, мы выиграем сражение».

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили изумительную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх. Нельзя не гордиться русскими людьми. И можно не сомневаться, что у такого народа великое будущее.

«Война и мир» — роман Льва Николаевича Толстого — национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.

Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам-пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата-реи. Капитан Тушин — рядовой офицер, человек, олицетворяющий на-родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом-бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.

Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче-ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.

По мнению Толстого, война — «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли — долг каждо-го русского человека.

Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз-вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли-же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» — при-мер истинного патриотизма.

Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо-тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка-ждый русский человек по-своему боролся с врагом.

Бородинская битва — это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на-родом навалиться хотят», — говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.

Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.

Кутузов — выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ». Материал с сайта

Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де-нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав-шемся особой удалью. Щербатый — один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.

Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи-церов и простых солдат — вот залог непобедимости русского народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Л. Н. Толстому, по мнению А. П. Чехова, принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Гениальный автор "Войны и мира" известен всему миру. Анатоль Франс писал: "Толстой - наш общий учитель". Замечательные рассказы, повести, драмы и три гениальных романа - "Война и мир", "Анна Каренина" и "Воскресение" - никогда не перестанут волновать человеческие умы и сердца. На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей "Война и мир", который охватывает русскую жизнь начала XIX века. С большой симпатией автор изображает Андрея Болконского, Пьера Безухова, искавших правду, справедливость и подлинное человеческое счастье в жизни.

В центре внимания романа - Отечественная война 1812 года. Среди огромного числа персонажей "Войны и мира" есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны. Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который в 1812 году испытали русские люди. "В "Войне и мире" я любил мысль народную", - говорил писатель. Всем содержанием "Войны и мира" Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.

Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над народом. В битве под Шенграбеном русские жертвовали собой во имя спасения своих товарищей, проявляя при этом чудеса храбрости, и делалось это бессознательно, инстинктивно.

Патриотизм русских людей выражался очень просто. Мелкий торговец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск кричал солдатам, чтобы они забирали из его лавки все товары, так как "решилась Расея" и он сам все сожжет. Карпы и Власы не продавали французам сено "за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его", чтобы оно не досталось врагу. Семья Ростовых отдала подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Московская беднота хотела вооружиться, чтобы защитить старую столицу, крестьяне вступали в партизанские отряды и уничтожали захватчиков. Московские жители оставляли: столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом: нельзя, даже если им непосредственно не угрожает никакая опасность. Московская барыня покидает столицу со своими арапками и моськами: еще в июне из соображения, что "она Бонапарту не слуга".

Наташа Ростова тоже не остается в стороне от событий 1812 года. Она понимает, что ничей не сможет помочь России, ко ж оставаться безучастной не в ее силах. Перед взятием Москвы французами люди срочно эвакуируются на города, в Москве много раненых, срочно нужны подводы. И когда Наташа узнает об этом, она ни минуты не колеблется: она не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда погибают люди. Князю Андрею в кризисные моменты жизни помогает русское начало, которое в нем заложено, оно помогает ему понять всю лживость ж лицемерие его кумира - Наполеона: "Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием, и радостью победы, в сравнении с. тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему".

Величайшим: проявлением патриотизма была Бородинская битва, в которой русское войско одержало победу над численно сильнейшим неприятелем. Французские генералы, сообщали Наполеону, что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско". "Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят", -доносили Наполеону адъютанты, и он чувствовал, как "страшный размах руки падал волшебно-бессильно". Одновременно с этим Раевский доносил Кутузову, что "войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более".

Кутузов - выразитель патриотического: духа русской армии, ее идейный вдохновитель и руководитель. Внешне дряхлый, инертный и слабый старик оказался силен: ж красив внутренне: он один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, видя перед собой лишь одну великую цель, которая была его стремлением к желанием, - победу над ненавистными захватчиками. Его "простая, скромная и потому истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали".

Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени - с одной стороны, и с другой - нравственного духа войска, о котором он всегда ревностно заботился. Он глубже других понимал значение каждого события в ходе войны; связь с родиной, с Русской землей, единство с армией были источником его силы как полководца, так и человека. Патриотизм Кутузова, как и патриотизм простых русских людей - Тушина, Тимохина, Тихона Щербатого, - совершенно лишен внешних эффектов, его патриотизм основан на уверенности в силе и мужестве русского человека, на его вере в победу.

Толстой резко разграничивает истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм- это ненависть к врагам, но любовь к людям вообще. А ложный - только ненависть.

В эпизоде на мосту К. Б. Шуберт сообщает о том, сколько раненых и убитых было после сражения, и в его голосе слышится какая-то удовлетворенность, а Николай Ростов, присутствующий при этом, никак не может понять такой разговор, потому что за этими голыми цифрами стоят люди. Истинный патриотизм русского народа проявляется в минуты действительной опасности для родины, то есть только тогда, когда "потревожен рой". Когда же война идет на чужой территории, русский народ не вступает в борьбу, а солдаты только выполняют свой воинский долг.

Толстой также разграничивает скрытый и показной патриотизм. Показной патриотизм - это лживость, неестественность. Эта идея, скорее всего, приходит к Толстому из Евангелия, Нагорной проповеди: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".

В русской литературе нет другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в "Войне и мире", были изображены мощь и величие русского народа. Патриотический роман Толстого имеет всемирное значение: "Этот роман - быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны", - говорил французский писатель Луи Арагон.




Top