Арабская культура кратко. История мировой и отечественной культуры ()

Крещение Христа

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи
(~1470-1475) Дерево, темпера, масло.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Леонардо да Винчи сложился как художник в мастерской своего учителя - Андреа дель Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

Будучи еще подмастерьем, Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.

Первоначально заказ на картину "Крещение Христа" от одного из монастырей получил Андреа Вероккьо - скульптор и в то же время художник Тосканы. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.

Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела).

«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Нужно оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины "Крещения Христа".

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур. Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато».

Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки. Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований: тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков ангелов Леонардо и необычного изображения пальмы на фоне красивого пейзажа за главными действующими фигурами.

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи
Крещение Христа
(~1472-1475) Масло на дереве. Галерея Уффици Флоренция, Италия.

«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Должны оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов) В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями:
Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше-руки Бога Отца.(14кбт)
Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы, картина кажется наполненной воздухом.

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины "Крещения Христа".

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур.
Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки.
Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований:
тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Первоначально заказ на картину от одного из монастырей получил скульптор и в то же время художник Андреа Вероккьо. Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела, находящегося внизу слева). После этой картины и пошла легенда о том, что Вероккьо, увидев работу Леонардо, был поражен ее точностью и "забросил кисть". Правда, затем он написал еще пару работ, но больше стал уделять внимания скульптурам. Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков и тонкого изображения пейзажа за действующими фигурами.

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи "Крещение Христа". Примерно 1472-1475 год.

Пьеро делла Франческа "Крещение Христа". Примерно 1450 год.

Это одна из немногих картин, которая передавала на те годы событие в более "человеческой" форме, нежели "божественной". В центре неподвижно стоит Христос, рядом с ним Иоанн Креститель, который омывает голову Сына Божьего водой. За этим рядом наблюдают три ангела, а уже на фоне виднеется еще одна фигура человека, который снимает одежду перед своим крещением у реки Иордан. Многих завораживает в этой картине передача цветов и геометрическая пропорция фигур и предметов. В подобной стилистике итальянский художник, теоретик Пьеро делла Франческа работал и над другими творениями. Говоря о его работах, эксперты отмечают, что в каждой из картин автор пытался передать торжественность, пропорциональность, а также сохранить композицию в каждом образе.

Теодор Аксентович "Праздник Иордана (Благословение воды)". 1893 год.

Вспоминая работы польского художника армянского происхождения Теодора Аксентовича, современники обычно называют его портретистом. Конечно, его портретные работы не зря удостоились отдельного места в польских музеях, но кто интересовался его творчеством, знает, что писал он не только лица - славу он получил и благодаря изображению жанровых сцен. Теодор работал как над исторической тематикой, так и над "народной". Одна из известнейших его работ в этом направлении картина "Праздник Иордана" 1893 года. Из-за прохладных оттенков передается ощущение утреннего мороза. Укутавшись потеплее, жители небольшого поселка приходят к водоему, чтобы послушать праздничную литургию и набрать освященной воды. Казалось бы, картине больше века, а традиции в тихих и негусто населенных селах не изменились.

Николай Грандковский "Купание после освящения воды шестого января". 1903 год.

Это еще одна картина, смотря на которую можно с восторгом воскликнуть: "За сто лет ничего не изменилось!" Название работы говорит само за себя - жители поселения собираются у проруби после освящения воды 6 января (19 января). Николай Грандковский при жизни работал как над портретами, так и изображением динамичных народных сцен, поэтому его крещенское творение передало всю атмосферу праздника - раздетые люди ныряют в воду, омывая себя с ног до головы холодной водой, рядом стоит хорошо укутанная детвора, использующая сено в виде подстилки. И только женщины наблюдают за всем со стороны… Правильно, негоже дамам в холодной воде плескаться - лучше дома, да водицей, нагретой на печке.

Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год.

Да-да, художник Кустодиев на своих полотнах изображал не только пышнотелых красоток с розовыми щечками и губками. Борис Михайлович работал и над воплощением атмосферы народных гуляний, а также праздников. Созданием одной из самых ярких и живописных работ и послужил праздник Крещение. Работа затем так и вошла в историю под названием "Крещенское водосвятие". В ней он уделил внимание каждой мелочи - в самом низу у вырезанной в виде креста проруби стоят священники, недалеко видна вмерзшая и укутанная снегом лодка. На самой верхушке под блеск колокольни церкви и дымок из труб уже собралась огромная очередь из местных, которые, видимо, часами стоят на горке, ожидая возможности набрать воды. Чем вам не праздничная атмосфера?

Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год. Да-да, художни

СПРАВКА "КП"

Крещение Господне является двунадесятым не переходящим праздником, поэтому каждый год его отмечают в один и тот же день - 19 января. Однако это дата для православных, католики празднуют его 6 января. В 2017 году Крещение у православных выпадает на четверг. Крещение - завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в возрасте 30 лет.

(Матфей 3: 13 – 17; Марк 1:9 – 11; Лука 3:21 – 22; Иоанн 1: 29 – 34)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мф. 3:13–17)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мк. 1:9–11)

“Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч. Скоуфилд. В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение.

Во-первых, как свидетельствует Марк, “увидел Иоанн разверзающиеся небеса”. Разверзающиеся небеса – метафора, отражающая божие вмешательство в людские дела с целью спасения его народа.

Во-вторых, Иоанн увидел “Духа, как голубя, сходящего на Него”, то есть в доступной созерцанию форме (у Луки сказано еще определеннее: “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь”).

В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым Он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и Его миссии.

Кроме того, в этой евангельской истории зафиксировано второе, дошедшее до нас изречение Христа – слова, обращенныек Иоанну крестителю: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить свякую правду». (Первые Его слова см. МАРИЯ И ИОСИФ УПРЕКАЮТ ОТСТАВШЕГООТ НИХ ИИСУСА. )

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа.

В силу всего сказанного сюжет “Крещение Христа” приобрел огромное значение с первых веков истории христианства и встречается уже начиная с III века в росписях римских катакомб и на саркофагах.

Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна. Он провел свою жизнь отшельником, проповедями своими подготавливая приход Христа, призывая к покаянию и пророчествуя приход Мессии. Оба они – Иоанн и Иисус – больше ни разу не встретятся в их земной жизни. В силу того кардинального значения, которое крещение имело для них обоих, оно находит место в повествовательных циклах картин на сюжеты из жизни как Иоанна, так и Иисуса. В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.

Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях. Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов. Для нас в данном случае важно отметить, что художники, зная об этих различиях, отражали их в своих живописных интерпретациях сюжета крещения.

Так, Матфей и Марк свидетельствуют, что Иисус уже крестился и вышел (Мф. 3:16) или выходил(Мк. 1:11) из воды, когда разверзлись небеса и Святой Дух сошел на Него. Лука же утверждает, что Святой Дух сошел на Иисуса именно в тот момент, когда, крестившись, Он молился: “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него” (Лк. 3:21–22). Что же касается четвертого евангелиста, то Иоанн приводит свидетельство Крестителя – пророчество его ученикам.

В живописи большее распространение получила версия Луки (Мазолино, Перуджино, , Андреа дель Верроккио , ).

Пьероделла Франческа Крещение Христа (1445). Лондон. Национальная галерея.

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции. Главное действующее лицо – Иисус Христос – предстает обычно с длинными волосами и бородой, обнаженный (в одной набедренной повязке), посреди реки Иордан, по пояс или по колено в воде; Его руки сложены в молитвенном жесте. Слева от Него на берегу реки стоит Иоанн Креститель, он облачен в длинные одежды, в левой руке держит длинный посох с крестом на конце или свиток со своим пророчеством, а правую возлагает на голову Христа. За Иоанном нередко стоят его ученики на фоне гористого пейзажа. Над головой Иисуса простираются небеса, откуда опускается благословляющая рука – символ Отца Небесного; с неба льется луч света, падающий на голову Христа, а по нему слетает голубь – символ Святого Духа. Это самая общая схема. Теперь необходимо подробнее остановиться на ее отдельных элементах, чтобы проследить, как менялось их изображение.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Других рассказов, которые бы полно характеризовали хотя бы главные части изображения, древняя литература не дает. Апокрифы в данном случае повторяют сведения, имеющиеся в канонических Евангелиях. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий. Тем не менее источники эти, взятые вместе, причем в сопоставлении с литургической практикой крещения, дают достаточный материал, проясняющий все формы сюжета Крещения, как оно предстает в памятниках раннего христианского и византийского искусства. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками.

ИИСУС ХРИСТОС

Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос. Он не сразу стал изображаться мужчиной зрелого возраста и с бородой. В скульптуре римских саркофагов IV–VI веков, как и в живописи римских катакомб, Иисус предстает в виде мальчика, а Иоанн – человеком зрелого возраста, что не согласуется с историей. Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения. Крестятся дети, крестятся и взрослые, которые таким образом рождаются к новой жизни, иначе говоря – становятся юными. С такой точки зрения Спаситель метафорически может быть назван отроком, каковым он изображается в раннем христианском искусстве. Вид Христа зрелого по возрасту в сцене крещения окончательно установился в VI веке, и с тех пор возвращения к Христу-отроку в этом сюжете не было.

ИОАННКРЕСТИТЕЛЬ

Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей. Его мы видим уже в одном из ранних изображений крещения в сакральной капелле катакомб Каллиста (ок. 230 г.). Иоанн обычно изображается на берегу реки, тогда как Иисус стоит в воде, таким образом, Иоанн может объективно находиться выше Христа и склоняться к нему, опустившись на колени, что являлось выражением его смирения и должно указывать на его слова, обращенные к Христу: “Мне надобно креститься от Тебя”. В искусстве Контрреформации чаще коленопреклоненным перед Иоанном стоит Иисус. Такая трактовка опирается на учение мистиков XVI–XVII веков, особенно подчеркивавших момент смирения Христа: Иисус, сам будучи безгрешным, уподобил себя грешным и исполнил очистительный обряд.

БОГ-ОТЕЦ И ГОЛУБ – СВЯТОЙ ДУХ

Над головой Иисуса всегда изображается парящий белый голубь – символ Святого Духа, а над ним символ Бога-Отца – поясное изображение, или голова и плечи (Рогир ван дер Вейден), или только одни руки, выпускающие голубя ( Леонардо да Винчи). Такой тип изображения господствовал вплоть до второй половины XVI века. При этом в деталях могли быть различия. Когда Бога-Отца символизируют только руки, их пальцы излучают потоки света. Слова “Hic est filius meus dilectus ” (лат. – “Сей есть сын мой возлюбленный”) могут быть написаны в пространстве картины над парящим голубем. Очень красивую линию эта латинская надпись образует на картине Рогира ван дер Вейдена.

АНГЕЛЫ

Ангелы, дабы уравновесить композицию, помещаются на противоположной от Иоанна Крестителя стороне картины – это левый от Христа, стоящего лицом к зрителю, берег реки. В памятниках древнейшего христианского искусства ангелов обычно два – число, естественное для выражения мысли художников: один ангел созерцает Святого Духа, сходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога-Отца, другой с благоговением смотрит на Спасителя. Начиная с XI–XII веков количество ангелов увеличивается: чаще всего изображают трех ангелов, но порой их число доходит до семи. В Евангелии ничего не говорится о присутствии ангела (или ангелов) при крещении Иисуса Христа. Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители Божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н. Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”.

В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали. в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба.

Джотто. Крещение Христа (1304 - 1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


Различные бытовые подробности в композицию Крещения вносят итальянские художники XIV–XV веков: на берегу реки гуляют животные, крещение принимают толпы народа – возможность для художников дать портреты своих современников, как это делает, в частности, Перуджино.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением. Крещение обливанием (или окроплением) допускалось в виде исключения. На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. На крещении погружением настаивали западные Соборы: клермонский (1268), кёльнский (1280), экзетерский (1287), утрехтский (1293), вюрцбургский (1298), парижский (1355). Но в XIV веке положение меняется, и крещение обливанием все смелее и наконец как единственное утверждается в западной церкви окончательно (к XVII веку).

Анализ памятников изобразительного искусства подтверждает эту хронологию: преобладающей формой крещения вплоть до XIV века было погружение в купель, в XIV–XV веках все чаще встречается обливание, в XVI веке обычным становится именно обливание.

Среди множества картин западных мастеров на тему “Крещение Христа” особое место ввиду исключительной сложности своей иконографии занимает знаменитая лондонская картина Пьеро делла Франческа. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Позади этой главной группы раздевающийся мужчина, собирающийся принять крещение (намек на крещение множества народа; см. Мф. 3:5 – 6). Над головой Иисуса парит голубь – Святой Дух. На заднем плане группа людей, по виду восточного типа (кто они? что означают их позы и жесты? их яркая одежда?). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене). Они не поклоняются Христу. Один из них смотрит на зрителя и, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие – крещение Христа, но при этом он устанавливает непосредственный контакт со зрителем и таким образом как бы приглашает его принять участие в этом сакраментальном акте. Поз и жестов, подобных тем, какие мы видим у ангелов на картине , никогда не встречалось в контексте Крещения Христа. Сравнение с аналогичными трехфигурными композициями античности (позы, ракурс, жесты) заставляет согласиться с остроумной догадкой М. Лавина, согласно которой ангелы здесь являются аллюзией на “брачный пир” и в таком случае вводят в сцену крещения Христа водой другое чудо с водой – превращение ее в вино на брачном пире в сюжете “Брак в Кане”. Соединение на одной картине крещения и намека на брак в Кане с превращением воды в вино (Bethany ) имеет литургическое обоснование: оба события отмечаются западной церковью в один и тот же день – 6 января.

Картина поразительным образом вводит в Крещение Христа и третий праздник этого дня – Поклонение Волхвов (Epiphany ): четыре фигуры на заднем плане, которые поначалу вызывают удивление, – это именно волхвы, один из которых рукой указывает на звезду, приведшую их к месту рождения Иисуса. Родство всех трех событий как трех Богоявлений подчеркивали средневековые литургисты, такие как Гонорий Отёнский (Августодунский), Руперт и Дуранд. Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. В одном средневековом антифоне читаем:

Tribus miracululus ornatum diem sanctum colimus ;

hodie stella Magos duxit ad praesepium:

hodie vinum ex aqua factum est ad nuptias:

hodie in Iordane a Ioanne Christus baptizare volui

ut salvaret nos , alleluia

“Мы храним сей день святым в честь трех чудес: в этот день звезда привела мудрецов к яслям; в этот день вода обратилась в вино на брачном пире; в этот день Христос избрал быть крещенным Иоанном в Иордане для нашего спасения, аллилуйя”.

Типологические аспекты Крещения Христа получили наиболее полное живописное выражение в “Библии бедных”. Соответствующая иллюстрация в ней дает – помимо основного события – изображение, как обычно в этой книге, четырех пророков с их текстами, относящимися к этому новозаветному эпизоду. Итак, здесь изображены Исаия: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения” (Ис. 12:3); Иезекииль: “И окроплю вас чистою водою” (Иез. 36:25); Давид: “В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!” (Пс. 67:27); Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову”. Из сцен Ветхого Завета, являющихся прообразом Крещения Иисуса Христа, здесь изображены: переход евреев через Чермное (Красное) море и гибель фараоновых воинов, гнавшихся за ними (Исх. 14:26 – 30), и огромная гроздь винограда – символ плодородия земли обетованной, которую несут на жерди два соглядатая (Чис. 13:24).

Замечательный образец живописной интерпретации Крещения дает Рогир ван дер Вейден на своем алтаре Иоанна Крестителя (алтарь Мирафлорес). Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа). Сцена Крещения помещена в обрамлении портала готического собора: вдаль между колоннами уходит река Иордан; в центре по колено в воде фигура Христа в набедренной повязке; Иоанн стоит на берегу и из ладони поливает воду на голову Христу; на другом берегу ангел держит одежды Христа. На двух колоннах и двух консолях, как и на двух других панелях этого алтаря, изображены четыре апостола с их атрибутами. В архивольте – шесть сцен в виде скульптурных композиций, три из которых связаны с Иоанном (они предшествуют Крещению), а три другие представляют три искушения Христа. Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (см. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ ). Сцены эти предстают в такой последовательности (слева направо): Захария молится, осененный Святым Духом (голубь), перед колыбелью Иоанна Крестителя (?); Иоанн Креститель в пустыне; Иоанн Креститель крестит народ; первое искушение Христа (с камнями); второе искушение Христа (“на крыле храма”); третье искушение Христа (на высокой горе). (О боковыхстворках алтаря см.: РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ; СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ )

Популярность сюжета Крещение Христа объясняется еще и тем, что картины на этот сюжет заказывались не только для алтарей баптистериев (крещален) или церквей, поставленных в честь Иоанна Крестителя, но также заказчиками, носившими такое имя.

Примеры и иллюстрации

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ПьетроПеруджино. Коещение Христа (1478 – 1482).Ватикан. Сикстинская капелла.

Рогир ванг дер Вейден. КрещениеХриста (после 1450). Алтаь Иоанна Крестителя (Алтарь Мирафлорес) (центральная чатсь). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

© А. Майкапар

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв.

В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками;

Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду.

Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские;

Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17);

Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду.

На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко:

“Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа.

Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета);

Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя.

Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27).

В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31).

Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9).

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.

Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы.

Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем;

Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне.

И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Икона "Богоявление"

Киево-Печерская Лавра. Фреска

источник о Крещении:текст – фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне – епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2

А Иванов.Явление Христа народу

Явление Христа народу.

Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х 750.

Русский музей, Санкт-Петербург

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.

Святой любви и страха полный,

В его евангельские волны,

Купель крещенья христиан,

Я погружался троекратно,

Молясь, чтоб и душа моя

От язв и пятен бытия

Волной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,

Среди житейских попечений,

Как мало свежих впечатлений

Осталось на душе моей!

Они поблёкли под соблазном

И едким холодом сует:

Во мне паломника уж нет.

Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,

Поэт и труженик-художник!

Отвергнув льстивых муз треножник

И крест единый возлюбя,

Святой земли жилец заочный,

Её душой ты угадал,

Её для нас завоевал

Своею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?

В наш век блестящих скороспелок,

Промышленных и всяких сделок,

Как добросовестен твой труд!

В одно созданье мысль и чувство,

Всю жизнь сосредоточил ты;

Поклонник чистой красоты,

Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,

Как схимник, жаждущий спасенья,

Свой дух постом уединенья

Ты отрезвил, ты окрилил.

В искусе строго одиноком

Ты прожил долгие года

И то прозрел, что никогда

Не увидать телесным оком.

Священной книги чудеса

Тебе явились без покрова,

И над твоей главою снова

Разверзлись в славе небеса.

Глас вопиющего в пустыне

Ты слышал, ты уразумел -

И ты сей день запечатлел

С своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;

На берегу реки - Предтеча;

Из мест окрестных, издалече,

К нему стекается народ;

Он растворяет упованью

Слепцов хладеющую грудь;

Уготовляя Божий путь,

Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин

Неведомый, смиренный странник:

«Грядёт он, Господа избранник,

Грядет на жатву Божий Сын.

В руке лопата; придет время,

Он отребит своё гумно,

Сберёт пшеничное зерно

И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня

Тот, кто идёт вослед за мною;

Ему - припав к ногам - не стою

Я развязать с ноги ремня.

Рожденья суетного мира,

Покайтесь: близок суд. Беда

Древам, растущим без плода:

При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,

В недоуменье ждавшей чуда,

Покрытый кожею верблюда

Посланник Божий, муж святой.

В картине, полной откровенья,

Всё это передал ты нам,

Как будто от Предтечи сам

Ты принял таинство крещенья.

Пётр Андреевич Вяземский

Крещение Господне (Богоявление)

Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.

Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

Крещенское водосвятие.

Борис Кустодиев. 1921 г.
Частное собрание



отрывок из стихотворениея...(...)

В России в это время года
Стоят крещенские морозы.
На реках толстый лед лежит,
Под солнцем северным блестит.

А накануне Дня Святого
Во льду том прорубь прорубают
«Крестом». В нем воду освящают
И Иорданью называют.

В Крещенье в Иордани может,
Кто хочет, или окунуться,
Или Воды набрать Святой
И принести ее домой.

И в церквях сию воду освящают.
Крещенская Вода- целебна,
Свята и Богоявленна,
Жилища ею окропляют.

Святой водой священник крестит,
Нисходит Дух Святой с небес.
Крещеные- мы члены Церкви,
Нас всех роднит нательный крест.

Он от несчастий охраняет,
Христос в нем с нами пребывает,
С ним крестным мы идем путем,
По жизни крест мы свой несём.

Ариадна Лещинская, прихожанка
Январь 2003г.
Написано для Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном
Острове г. Санкт- Петербурга.
источник Русская Православная Община Св. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день – 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.
В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир:
Рождество – это начало его земной жизни, Крещение – выход Спасителя на общественное служение.
Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.
Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения.
Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.
В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января.
В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю –
Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи.
Праздником Богоявления называется теперь только Крещение – 19 января.
Сейчас это синонимы.

Для сравнения западная живопись

Хуан Карреньо де Миранды. Крещение Христа. Испания, приблизительно 1680 г.

Коллекция Уильям Coesvelt, Амстердам, 1814 г.

Мазолино да Паникале. Крещение Иисуса. 1430-е годы

Эль Греко. Крещение Христа. 1596 -1600 г.г.

Салимбени. Крещение Христа. 1416 г.




Top