Выставки пейзажной живописи. Пейзажа в «Зарядье» стало больше

Выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи» в «Зарядье». Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Третьяковской галереи» разместилась в подвальном этаже медиацентра парка «Зарядье». Помещение оснащено передовой техникой (даже название и описания разделов выставки показываются с помощью проекторов), и выставки теперь будут проходить тут регулярно.

Кураторы Третьяковки Фаина Балаховская и Софья Аксенова показали основные направления пейзажной живописи последних 200 лет. Из запасников были извлечены редко или даже никогда на показывавшиеся работы, среди авторов которых есть очень известные имена. Здесь и лирические пейзажи Исаака Левитана, и импрессионистические работы Константина Коровина, и эксперименты Наталии Гончаровой в духе примитивного искусства, и сказочные городские сцены Бориса Кустодиева. Есть и индустриальные пейзажи первых десятилетий советской власти (например, Георгия Нисского, Александра Морозова), и искания советских художников второй половины XX века (таких как Алексей Грицай, Николай Андронов, Николай Ромадин), заключающиеся, впрочем, в попытках по-новому вернуться к открытиям начала века. Как сказала TANR Фаина Балаховская: «Русская пейзажная живопись делает круг и возвращается к одним и тем же темам».

Александр Борисов. «В области вечного льда. Лето». 1897. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Этот круг кураторы структурировали на очень понятные и подходящие для атмосферы легкой прогулки по парку разделы. Отдельный раздел экспозиции отдан Дальнему Северу. Здесь много работ интересного художника и путешественника рубежа XIX-XX веков Александра Борисова. По словам генерального директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, большое полотно Борисова «В области вечного льда» было отреставрировано специально для выставки и потом, возможно, появится в экспозиции Третьяковки.

Работа с выставки «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи» в «Зарядье». Фото: Государственная Третьяковская галерея

На открытии присутствовал руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Как выяснилось, это он боролся за идею проведения в «Зарядье» художественных выставок еще на стадии создания парка.

Департамент культуры и туризма Ивановской области
Плесский музей-заповедник
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

«Поэзия русского пейзажа»

В Музее пейзажа Плесского музея-заповедника открывается выставка «Поэзия русского пейзажа» сформированная из собрания двух музеев Рязанской области – Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина и Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново). На ней представлены сорок произведений пейзажной живописи второй половины XIX-XX веков, кратко показывающих не только историю развития пейзажа, но и запечатлевших изменчивый, но всегда прекрасный образ русской природы.
Пейзаж – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. В русском искусстве он сравнительно поздно получил самостоятельность. Только к концу XVIII века природа стала восприниматься достойной живописи темой, а не просто красивым фоном портрета или исторической картины. Однако, на протяжении всей первой половины XIX века художники привычной им русской природе предпочитали великолепные итальянские виды или парадные городские панорамы. Только ко второй половине XIX столетия произошло окончательное становление национального пейзажа, где русская природа окончательно утвердилась в качестве главной темы.
На выставке представлены работы выдающихся мастеров второй половины XIX века. Их творчество во многом определило подлинный расцвет русского реалистического пейзажа, полного скрытой красоты и глубоких чувств. Передачей света и точностью деталей выделяется «Ручей в лесу» признанного знатока русского леса И.И. Шишкина. Обыденность выбранного мотива в работе В.Д. Поленова «Таруса. Сарай» раскрывается через лирическое, вдумчивое переживание этой скромной красоты.
Рядом со скромностью и непритязательностью природы в работах художников этого круга существовал целый ряд живописцев, продолжавших традицию русского, но намеренно идеализированного пейзажа. Привлекающая взгляд «Усадьба Спасское» И.Е. Крачковского, яркий и детально исполненный «Хутор» А.А. Киселева в свое время пользовались неизменным успехом публики.
Пейзажная живопись рубежа XIX-XX веков испытала на себе сильное влияние импрессионизма, ориентированного на быстро, почти случайное, впечатление от натуры. Работы А.М. Васнецова, В.М. Васнецова, С.Г. Никифорова и многих других мастеров знаменуют собой этот новый этап развития русского пейзажа.
Особую часть выставки составляют произведения классиков отечественного искусства ХХ века: С.В. Герасимова, А.А. Пластова, Н.М. Ромадина и многих других. Воспитанные на лучших традициях русской пейзажной школы, они отличаются глубиной и цельностью восприятия природы. Монументальностью и целостностью отличаются полотна народного художника В.И. Иванова, чье творчество тесно связано с рязанской землей. Запечатленная обобщенными формами и сдержанными цветовыми пятнами природа обретает у него подлинно философское, сравнимое с библейским, звучание.
В творчестве рязанских живописцев пейзажу принадлежит ведущее место. Главной для них была и остается деревенская тематика, искренне прочувствованная и великолепно раскрытая в работах В.А. Минкина, С.Ф. Якушевского, В.П. Корнюшина.

Открытие выставки 21 апреля в 14-00 по адресу: г. Плес,

Музей пейзажа, ул. Луначарского, 20.

  • Выставка работает: с 21 апреля - 13 юня 2017 года

С 6 сентября по 6 декабря в Выставочном зале Медиацентра «Парка «Зарядье» пройдет выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи».

Выставка посвящена русской пейзажной живописи XIX-XX веков. В экспозиции представлено 55 картин 36 отечественных художников разных направлений из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Выставка показывает, как пейзаж, ставший важнейшим жанром русской живописи на рубеже XVIII-XIX веков, прошел путь от идеального классического ландшафта — «портрета» местности или города, к многозначным художественным построениям, осмыслениям пространства, показу сложных взаимодействий человека и окружающего мира в начале XXI столетия; как впечатления от конкретного вида природы и города превращались в многоплановый художественный образ.

Экспозиция познакомит москвичей и гостей столицы с редко экспонирующимися произведениями известных отечественных авторов — А. К. Саврасова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. Г. Перова, К. Ф. Юона, а также с работами художников ХХ века.


Экспозиция выставки построена по разделам, объединяющим картины по тематическому и отчасти хронологическому принципу. Открывает выставку раздел «Столица», посвященный видам Москвы, где будут представлены работы Н. Н. Гриценко, Ф. А. Алексеева и А. К. Саврасова, которые показывают Москву во всей ее красоте и величии.

В разделе «Исследуя страну» зритель встретится и с хорошо знакомыми художниками, такими как И. С. Остроухов, И. И. Левитан, К. А. Коровин и с менее известными мастерами — О. А. Лагода-Шишкина, Г. Ф. Ярцев. Дальние путешествия — суровый Север, романтические скалы Крыма, героическая мощь сибирских рек стали новыми источниками вдохновения для художников.

Создание на полотне особого мира, далеко не всегда воссоздающего конкретику реальной жизни природы, приводит художников рубежа XIX-XX веков к совершенно особому виду пейзажа — пейзажу-сказке. Они представлены в разделе, который так и называется — «Традиция и сказки». Интерес к истории, к национальным корням, к народным традициям становится одной из наиболее ярких особенностей русской культуры и раскрыт в работах Б. Кустодиева, К. Юона, Ю. Анненкова, Н. Гончаровой.


Полные оптимизма, проникнутые пафосом преобразовательной деятельности, пейзажи советских художников, представленные в разделе «Время — вперед». Они утверждают особую красоту нового мира. В работах Г. Г. Нисского и В. К. Бялыницкого-Бируля реальность предстает в предчувствии перемен. Взаимодействие человека и природы меняет ландшафт, дает новое измерение пространству, важнейшими компонентами которого становятся динамика и современные ритмы.

Если в живописи первых послереволюционных десятилетий особенно важной была линия промышленного, индустриального пейзажа, то во второй половине ХХ века стало превалировать обращение к традиционным формам изображения и уклада, к природе нетронутой или пребывающей в согласии с человеческой деятельностью, как например картины Николая Ромадина «На родине Сергея Есенина» и Виктора Попкова «Ветлы в Боровске». Эти пейзажи представлены в разделе «В природе ничего не меняется».

Заключительный раздел выставки — «В области вечного льда» (1897) — самый необычный во всей экспозиции. Он полностью посвящен творчеству мало известного широкой публике художника конца XIX — первой трети ХХ века Александра Алексеевича Борисова — первого живописца Арктики, писателя, исследователя полярных земель.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Задача выставки русского пейзажа, приуроченной к 200-летнему юбилею И.С. Тургенева, - показать русскую природу глазами писателя-классика и современных живописцев, обозначив тем самым художественную преемственность. Отобранные для выставки живописные пейзажи не могут и не должны считаться иллюстрацией тургеневских пейзажных зарисовок. Это самостоятельные произведения наших современников, удивительно созвучные в восприятии красоты окружающего мира видению великого писателя.

На выставке представлено 30 живописных работ, закрепленных между панелями, на которые натянуты ткани с пейзажными зарисовками из произведений И.С.Тургенева на русском, английском, французском и немецком языках. Большинство стихотворных цитат были переведены впервые специально для данной выставки.

Мы надеемся, что наша выставка сможет стать еще одним «окошком», из которого её посетители сумеют увидеть красоту русской природы и почувствовать красоту русской души.

График передвижения выставки

Адрес: Friedrichstraße 176-179, 10117 Berlin

20 — 30 ноября 2018 Париж, Российский центр науки и культуры

Адрес: 61, rue Boissière, 75116 Paris

Отзывы

А.А. Токовинин, Посол Российской Федерации в Бельгии: «С удовольствием посетил эту замечательную, трогательную экспозицию. Эта выставка — очень полезный вклад в развитие культурных связей между Россией и Бельгией. Хотел бы выразить искреннюю признательность её организаторам».

Александр Звигильский, основатель и директор Европейского музея-дачи И.С. Тургенева в Буживале, один из переводчиков выставки: «Поздравляю с великолепной выставкой картин русской природы по текстам Тургенева!»

М. Одесская, профессор РГГУ, Москва: «Спасибо большое за выставку, созданную и оформленную с тонким вкусом и изяществом».

Виктор Каган д.м.н., писатель, поэт, дипломант Международного литературного Волошинского конкурса, лауреат премии «Серебряный век»: «Выставка небольшая, сказал бы камерная – тридцать перекликающихся с текстами И.С. Тургенева картин современных российских художников. Очень простая, не заслоняющая материал экспозиция – картина и на боковых щитах уголком, как на распахнутых ладонях, текст на русском и в хороших переводах на английский, немецкий и французский. Эта геометрия создаёт интимные пространства для персональной встречи зрителя с каждой парой «текст – картина», для неспешной медитации. Уходишь не оглушённым количеством картин и столь нередкой выставочной пышностью, а лёгким и – насколько, конечно, способен – светлым. Остаётся лишь поблагодарить создателей и организаторов выставки».

Гости из Санкт-Петербурга: «Находимся под большим впечатлением от выставки. Это полноценный вклад русской культуры в мировую духовную культуру. Гордимся, что мы соотечественники наших художников. В наши непростые дни – это великий вклад в наши культуры!»

Технические требования к выставочной площадке:

— площадь 150 — 250 кв.м.

— возможность точечного и направленного освещения

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВЫСТАВКИ ДЛЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ, ОБРАТИВШИСЬ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ cultexchange@сайт.




Top