Выставка н к рериха. Музей природы в беловежской пуще

Толпится народ. Люди туристического вида с рюкзаками, барсетками и оранжево-черными пакетами из ЦУМа стоят у дверей, сидят на лавочке, ходят по узкому коридору, что-то рассматривают в фойе между стойкой приветствия, банкоматом и ретроавтоматом с прохладительными напитками. В лучших традициях советского прошлого к девушкам-хостес приходится протискиваться сквозь ряды спин.

Несколько ловких движений, отточенных в московском метро, – и я уже у цели. Улыбчивое приветствие, короткий разговор – и вот она, удача: есть свободный столик. Дама в белой блузке и красной пролетарской юбке подхватывает пачку меню и приглашает меня в путешествие по узкому белому залу, до отказа забитому разнокалиберными столами. По пути девушка мило предупреждает, что к оплате принимаются только наличные. Весело. Один из самых популярных ресторанов в центре Москвы, гордость города, магнит для туристов, «лучший из лучших», а все удовольствия только за нал.

С 2015 года в интерьере у господина «Живаго» ничего особо не поменялось. Там по-прежнему бьет через край иллюзия советского изобилия, которую нам усердно показывал отечественный кинематограф. Вокруг много белого и красного. Окна большие, витринные, с видом на Манежную площадь, гостиницу «Москва» (она же Four Seasons Hotel Moscow), Кремлевскую стену и вереницу туристических автобусов. На полу крупный темный паркет. На потолке люстры и красные звезды. Вдоль стен выстроились мраморные камины, статуи и колонны. На столах красуются белые плотные скатерти, красные фужеры и еще более красные гвоздики. В первой части зала разместились барная стойка и отдельная застекленная комната с одиночным столом и водочным стеллажом. В дальнем черном зале из-за плотной портьеры периодически вырывались запахи советской кулинарии, перемешанные с ароматами школьного буфета. Посадка плотная, людей много, повсюду шум, гам и суета. Всё это очень быстро приводит к ощущению того, что попал в усовершенствованную столовую, где самообслуживание заменили сервисом по меню.

К слову о меню, оно, как и интерьер, особо не изменилось и осталось такое же псевдосоветское и туристическо-русское. Названия звучные, с отсылками в прошлое. Набор блюд обширный, но вполне понятный. Цены средние по городу и демократичные для самого центра.

Еда в мой визит была во многом базовая, где-то вкусная, а где-то страдающая от позднего прибытия.«Хлебная корзина» (на две персоны) – достойная. Хлеб разный, свежий, мягкий.

«Холодец из 3-х видов мяса» – набор из тонких редискиных кружков, веточки укропа, нескольких маринованных грибных шапок и трех небольших полосок холодца без жил, жира и ненужных прослоек. С хреном мясная составляющая общалась хорошо. Желе-бульон домашнюю горчицу не обижало. Без нареканий.

«Сельдь Астраханский залом» прибыла верхом на газете в компании черных гренок-сухарей, маринованного лука и обжаренной картошки. Рыба была хороша: умеренно соленая, мясистая и аппетитная. Лук тоже порадовал своей сладостью и звонким хрустом. Но картофель, увы, был прохладный, сухой и с ярко выраженным крахмальным оттенком.

«Солянка сборная мясная» включала в себя жидкий, водянистый бульон, всего два вида мяса (колбаски и бекон), два вида оливок и немного соленого огурца. Если убрать из композиции заморские оливки, то получился бы типичный суп из столовой.

Своим названием «Борщ по-московски» намекал на «Борщ Московский», но таковым не являлся, потому что, как известно, в «Борще Московском» должны плавать «Московские сосиски», а их в составе блюда не оказалось. Вместо сосисок в супе комнатной температуры плавали мясные кубики, свекла и легкая кислинка. В принципе вкусно, но температура подачи подвела.

«Пшенная каша с тушеной говядиной» прибыла в белом горшочке и выглядела очень привлекательно. Вкуса в ней таилось много, мяса тоже. Специи подобрались удачные. Сытность была повышенная.

«Котлета по-киевски» от классического варианта отличалась ярко-зеленой кисловатой начинкой и плотными, суховатыми куриными пластами, которые не желали сотрудничать с толстой жесткой панировкой. Картофельное пюре могло бы быть вкусным, но страдало от легкой прохлады, в связи с чем сливочность и картофельная сладость полностью утратили свой потенциал.

«Пельмени Сибирские» – очередное еле теплое блюдо в масле. Тесто у пельменей вышло тонкое, аккуратное. Начинка перечная, упругая. В теории вкусно. На практике – очередная остывшая еда.

«Жюльен из белых грибов» забрался в чугунную посудину и прикрылся румяной сырной шапкой. Сметанно-грибная масса была горячая, насыщенная. Вкусно и как-то даже слишком щедро, не по-советски, а скорее по-буржуйски.

«Птичье молоко» из десертного меню появилось в обнаженном виде: только белое суфле и никакой шоколадной одежки. Вкус приятно сладкий, душевный.

«Картошка классическая по рецепту 1968 г.» скрывала в себе белое нутро, что отличало ее от современного варианта пирожного. За внимание рецепторов в ней боролись вкусовая и текстурная гармонии. (Кстати, и цвет, и консистенция на мой взгляд соответствовали советскому ГОСТу.)

Обслуживание в мой визит было сумбурное, забывчивое и не поспевающее за нескончаемым потоком гостей. Обвинять девушек в том, что они плохо работают, я не мог, потому что при таком ритме физически невозможно все успевать. Несмотря на их старания, каждая просьба и каждое появление блюда сопровождались долгими паузами. Вначале 10 минут пришлось ждать сервировку стола (усадили меня за голый стол без приборов, стаканов и салфеток). Через 22 минуты после посадки ко мне прибыли напитки. Первое (холодное) блюдо появилось спустя 32 минуты – и так до завершения трапезы. Опять же, я ни в коем случае не обвиняю официантов: они делали все, что могли. Виноват сам формат, который подразумевает ритм столовой, но с сервисом у стола.

Итог таков:

«» – это отличная модель успешного бизнеса, которая рассчитана преимущественно на гостей нашего города или одноразовое посещение, потому что никакого комфорта, романтики, качественного обслуживания или гастрономической изысканности в данном заведении нет и не предвидится.

Хороший русский ресторан, в самом сердце Москвы, это ли не мечта туриста?!
Вид на Кремль из окон гостиницы Националь прекрасен, обстановка внутри навевает мысли о пионерских лагерях или обкомовских столовых, только с налетом современного гламура. Красный бархат кресел на фоне таких же гвоздик, воздушные занавески, мозаичные панно... Рядом статуя бравого барабанщика.



Конечно, я утрирую. На это меня толкнуло обилие красных элементов в интерьере в сочетании с красными заездами в окне и такими же красными губами официанток, плавно снующих между столиками в приталенных фирменных платьях.
Первая мысль в ресторане, была не о нем самом, а о том, кто им так идеально красит губы? Или может, это главное условие приема на работу? Хотя не удивлюсь, если в ресторане имеется штатный визажист. Москва, она такая Москва... Но смотрится эффектно, этого не отнимешь.


Вернемся к главному - меню. В нем все, что принято считать нашим. Пельмени, блины, борщ, солянка, котлеты, вареники и т.д. В связи с этим свободных мест нет, а количество желающих попасть в недра сильно превышает возможности и без того не маленького ресторана. Нам, можно сказать, повезло, вырвали последний столик на двоих. Контингент разный, от престарелых аристократов с акцентом эмиграции на кончике языка, до обычных семей, что вышли в город пообедать. И конечно, большинство это - туристы со всего света и окрестностей.Общий фон очень спокойный и размеренный.
На старт нам выпал салат с раковыми шейками(400), большой тазик с вражескими ингредиентами. Потому что кроме обилия раковых шеек и тыквы, там проскочила еще и рукола. Вкусно, много, хорошо. Это было единственное отступление от русской линии, сила привычки.


Далее, котлета по-киевски(580), потому что мы вне политики. Порция здоровенная, исполнение по канонам. Корочка, косточка, масляная начинка... На гарнир пюре с моченой клюквой. Очень вкусно, без шуток.


Архангельский клыкач(650). Оргазм, нешуточный. Вкуснее рыбы мне есть не доводилось, как ни громко это звучит. В сочетании с овощами гриль и брусникой блюдо можно зазвать шедевром. Не за красоту исполнения, а за божественный вкус. Спасибо официантке с губами, которым позавидует любая девушка, за настоятельную на нем рекомендацию именно на нем.


На десерт, которого уже и не хотелось, съели пирожное Картошка(100) с ромашковым чаем(350). Картошка отличная, а в чае нашли сухого малюсенького червяка. Последнее отнесли к разряду личного везения. Посмеялись от души, значит не химия.



Сервис хороший, только при расчете очень много лишних движений. Приносят счет с парой российских конфет, а выяснив, что оплата будет картой, начинают странный пинг-понг. Официантка сама рассчитать не может, просит другую позвать администратора, та зовет, эта идет в итоге парой нажатий кнопок на терминале мы, наконец, облегчаем собственный счет.
Итого. Пригласить иностранца или просто гостя столицы место самое подходящее, со своей изюминкой. Вроде и с отголосками прошлого, но без налета совковости. Кухня исполнена на отлично, цены для подобной локации смешные, эмоции после знакомства с этим местом только позитивные. Все сделано со вкусом, с хорошим вкусом, оттого и подкупает вернуться.
В общем, рекомендую... Русского у нас не так много, а такой вариант без укоренившегося в сознании кабака и варьете, я только приветствую.

"Николай Рерих. Восхождение": в филиале Государственного музея Востока открылась выставка одного из самых загадочных художников XX века. Экспозиция из двух сотен картин расположилась в , вокруг которой совсем недавно утихли судебные тяжбы — здание, наконец, . Эта выставка впервые демонстрирует все этапы творческого становления художника.

Этого ждали четверть века. Долгая судебная тяжба, череда скандалов — и вот: коллекция Николая Рериха теперь доступна для всех. Новый музей имени эзотерика, поэта и художника открылся как государственный филиал Музея Востока.

"Согласно завещанию Рериха, коллекция должна была отойти Советскому фонду Рерихов. Поскольку он был ликвидирован, не оставив правопреемников, то она отошла государству. Нет уже СССР, нет Советского фонда Рерихов, но есть его воля, и мы ее исполняем", — говорит первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов.

Двадцать пять лет после распада Советского Союза особняк Лопухиных занимал Международный центр Рерихов. Картинами, по сути, также распоряжались частные лица. Содержание центра финансировал "Мастер-Банк" во главе с Борисом Булочником. После отзыва лицензии у этой финансовой организации была опасность, что картины уйдут с молотка за долги, после чего государство заявило о своих правах. Суды разных инстанций это право признали. Последнюю апелляцию оппонентов отклонили.

"Суд поставил точку в том, что будет . Что государство будет действительно нести ответственность за сохранность работ, за сохранность наследия, за популяризацию и пропаганду. То, что произошло — закономерный итог: государственное должно быть в государстве", — говорит директор Государственного музея Рерихов Тигран Мкртычев.

Эта экспозиция — под стать случаю. Выставка "Николай Рерих. Восхождение" собрала около двухсот работ мастера. Полотна привезли из Третьяковки, Русского музея и коллекции музея в Нью-Йорке.

— Это русский сказочный мотив XVII века о том, что с неба упала большая книга, и трое королей пытались разобраться в этой мудрости, и вся мудрость веков сосредоточена именно в этой книге.

Для работ великого мистификатора теперь созданы все условия. Как итог коллеги из Нью-Йорка без опасений отпустили в Москву две картины из знаменитого триптиха. Его Рерих создавал для конференции в Брюгге еще в начале века, но после одну из работ подарил югославскому королю, а две другие уехали в США.

"Впервые этот триптих соединился и был продемонстрирован на выставке именно в Москве. Это было сделано в первый раз два года назад к юбилею пакта Рериха, и сегодня снова это происходит", — говорит главный хранитель музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов.

В таком обобщённом формате экспозиция будет работать около месяца — до 17 января. Впрочем, это лишь первый шаг, говорят в музее. После возвращения картин и усадьбы государству здесь начнут масштабную научную работу по изучению тайн Рерихов.




Top