Возвращение блудного сына рембрандт анализ. Рембрандт ван Рейн

Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам, ухудшение экономического положения в стране, где он оказался, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом он произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.

«Блудный сын в таверне», 1635. (Pinterest)


Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И хотя отец призвал его к милосердию, из притчи мы не узнаем, какое решение принимает старший сын.

Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Во-первых, он изобразил отца слепым. В тексте не оговаривается прямо, был ли мужчина зрячим или нет, но по тому, что он издалека узрел сына, можно сделать вывод, что проблем со зрением у него все же не было.

Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата.


«Возвращение блудного сына», 1666−1669. (Pinterest)


В-третьих, сама встреча описана иначе. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. У Рембрандта же мы видим молодого мужчину, смиренно стоящим на земле, и отца, тихо положившим ладони ему на плечи. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая — как сильная, удерживающая, отцовская.

Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет.

Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.

Контекст

«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.

Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли ее купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.


«Пир Валтасара», 1635. (Pinterest)

Судьба художника

Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии было престижно и прибыльно быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.

Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.


«Ночной дозор», 1642. (Pinterest)


Саския была его музой, вдохновением, светочем. Он писал ее портрет в различных одеяниях и образах. В то же время она была из состоятельной семьи, что позволяло им еще и жить на широкую ногу. Последнее обстоятельство раздражало родственников Саскии — классических фламандцев, не переносивших разнузданную жизнь не по средствам. Они даже подали на Рембрандта в суд, обвинив в расточительстве, но художник предъявил, как сказали бы сегодня, справку о доходах и доказал, что гонораров им с женой вполне хватает на все капризы.

После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. Обладатель и без того неприятного характера, он стал окончательно беспощаден к другим — был желчен, упрям, своеволен и даже груб. Во многом поэтому современники старались ничего не писать о Рембрандте — плохое неприлично, а хорошего, видимо, не было.


Хендрикье Стоффелс, 1655. (Pinterest)


Постепенно Рембрандт ополчил против себя почти всех: и заказчиков, и кредиторов, и других художников. Вокруг него сложился своего рода заговор — его практически целенаправленно довели до банкротства, вынудив распродать всю его коллекцию за бесценок. Даже дом ушел с молотка. Если бы не ученики, которые сложились и помогли мастеру купить жилье попроще в еврейском районе, Рембрандт рисковал остаться на улице.

Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Он был погребен на кладбище для нищих. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию. Там следы ее семьи теряются. Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам — при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1. Картина «Возвращение блудного сына» написана около 1668-1669 г.г. голландским художником Рембрандтом Харменс ван Рейном. Сейчас она хранится в Эрмитаже. Размер картины 262 x 205 см, холст, масло.

2. Мифология (жанр)

3. Сюжетом к картине послужила последняя часть притчи из Библии, где рассказывается о заблудшем сыне, который в итоге приходит к родному порогу и кается перед отцом. Родитель рад увидеть живого и непутевого младшего отпрыска, по-отечески обнимает его, а старший брат сердит и не подходит.

Рис. 1 Рембрандт. Возвращение блудного сына

Именно эта воображаемая сцена и легла на полотно. Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. Молодой человек изображен стоящим на коленях перед своим родителем, прижимаясь бритой головой к отцовскому телу. Одежда его грязна и оборвана, она носит следы былого блеска и роскоши, но видно, что молодой человек упал на самый низ человеческих грехов и не смог оттуда подняться. Ноги его исходили немало дорог. Об этом говорят стоптанные туфли, их уже и обувью нельзя назвать -- один башмак просто не держится на ноге. Лицо сына скрыто, живописец его изобразил так, чтобы зритель сам догадался, какие чувства могут быть отображены на лице молодого человека.

Главная фигура произведения -- отец. Его фигура чуть наклонена к сыну, руками он нежно сжимает плечи сына, голова чуть наклонена влево. Вся поза этого старика говорит о страдании и горе, которое он испытывал все те годы, пока сын отсутствовал в доме. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца -- великая радость. Отец смотрит на коленопреклоненного отрока и улыбается. Его лицо безмятежно и старик счастлив. Интерьер угла дома: резные барельефы, колонны; одеяние старца: красный плащ и парчовые рукава в его прорезях -- говорят о хорошем достатке дома, богатстве и достоинстве здесь собравшихся.

С остальными четырьмя фигурами эксперты до конца так и не разобрались. Версии значительно разнятся. Одним из предположений считается, что сидящий молодой человек с усами и в щегольской шляпе, украшенной пером -- старший брат блудного. Возможно и так, поскольку его выражение лица говорит об осуждении и он не участвует в примирении родственников.

Рис. Рембрандт. Возвращение блудного сына. (Фрагмент)

Самая удаленная фигура считается женской -- едва различимая стоящая на ступенях девушка в платке могла быть служанкой в отеческом доме. Стоящий рядом с кающимся грешником мужчина держит посох, на нем надет плащ, у него длинная борода, на голове тюрбан. Весь его вид говорит о том, что он может быть таким же странником, но более умен и требователен в своих целях. Взгляд этого немого свидетеля обращен на молодого человека, стоящего на коленях перед отцом. Какими думами омрачено лицо странника, остается гадать.

Все полотно написано в излюбленных Рембрандтом красновато-коричневых тонах. Художник сумел мастерски отобразить световые акценты на лицах изображенных людей и приглушить второстепенных персонажей. Даже не ведая, о чем написано в библейской притче, увидев это великое произведение, можно все прочесть на нем.

4. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету. Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке.

Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте - вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.

Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.

Рис. Схема картины

возвращение блудный сын рембранд

5. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты.

6. История блудного сына (Евангелие от Луки, 15:11-32) волновала великого голландского художника XVII в. Рембрандта на протяжении всей его жизни. Им были созданы рисунки, офорт, картина на тему евангельской притчи. Художник осмысляет жизненный путь беззаботного молодого человека даже в "Автопортрете с Саскией на коленях" (1635). В конце многотрудного жизненного пути Рембрандт пишет монументальное полотно "Возвращение блудного сына", в котором наиболее полно выражает свои представления о вечных человеческих ценностях. В отчий дом возвращается сын, долгие годы не вспоминавший о доме и отце своем, живший беспечно и праздно. Старик-отец встречает раскаявшегося и павшего на колени сына, прижимая его к своей груди. Склонив над нечастным свое лицо, озаренное светом, старик замер, излучая доброту и тепло всепрощающей любви. Торжествующим аккордом звучат пламенный красный и отливающий золотом охристый цвет в плаще старика и рубище юноши. Слитые воедино, отец и сын пребывают в животворной среде золотисто-коричневой рембрандтовской светотени. В полумраке замерли свидетели сцены. Светотень Рембрандта становится эквивалентом духовной энергии человека, его любви и сострадания, прощения и раскаяния. Евангельская притча в понимании и претворении Рембрандта вечна, она обращена к сердцу каждого: "А о том надо радоваться, что этот сын был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

7. Да, бесспорно, картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи. Особое место в ней занимает его картина "Возвращение блудного сына" (ок. 1666-69г.г.). Рембрандт писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все же наперекор року он писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил.

Темой для написания полотна "Возвращение блудного сына" послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу.

Исследователи любят обращать внимание на то, что левая рука имеет подчеркнуто мужские очертания, тогда как правая больше похожа на руку женщины (она почти повторяет, например, линию руки главного персонажа картины «Еврейская невеста», хранящейся в амстердамском Риксмузеуме).

Возможно, таким образом Рембрандт символизирует возвращение в отчий дом, где сына ждут и мать, и отец.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541г.), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны -- Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры.

Существует так же версия, что две фигуры в правой части картины, юноша в берете и стоящий мужчина, это те же самые отец и сын, но только до ухода блудного сына из дома навстречу приключениям.

Рембрандт умер в 63 года в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, в мир единства существования образа и мысли.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Использование Рембрандтом ван Рейном в гравюре "Возвращение блудного сына" притчи о блудном сыне и о бескорыстном прощении отца. Толкование голландским художником в картине "Жертвоприношение Авраама" повеление Бога и изображение проблемы "отцов и детей".

    контрольная работа , добавлен 21.06.2014

    Биография великого голландского художника Рембрандта. Обстановка и дух бюргерской голландской семьи того времени. Постижение азов живописи. Художественная карьера Рембрандта: гравюры, картины, портреты. Автопортреты художника, создание "Урока анатомии".

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Биография, годы ученичества Рембрандта Харменсзона. Выработка собственного стиля, успех в Амстердаме. Влияние на дальнейшую карьеру художника картины "Ночной дозор". Отличительная черта рембрандтовского творчества. Ученики и известные картины Рембрандта.

    презентация , добавлен 19.02.2011

    Мифический образ Данаи. Изображение древнегреческого мифа о Данае. Подход к художественно-пластическому и композиционному решению картины у Тициана Веччелио и Рембрандта ван Рейна. Характерные черты стилей. Изображение световоздушного пространства.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2016

    Спираючись на досягнення голандського реалістичного мистецтва XVII століття, найбільше повно, багатогранно і глибоко це завдання вирішив найбільший художник Голландії - Рембрандт ван Рейн. Чорно-біла гама та використання світла у портретах Рембрандта.

    реферат , добавлен 04.04.2008

    Ознакомление с историей рождения и учебы Рембрандта ван Рейна. Основы портретов живописца: использование ним для эскизов, картин и гравюр лиц своих близких и своего собственного. Период широкой известности и жизнь великого художника в Амстердаме.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Жизнь и творчество голландского художника Герарда Доу. Занятия у Рембрандта, подчинение его требованиям к точности прорисовки деталей, технике письма, соотношению света и тени. Уникальные особенности в работах, их высокая ценность еще при жизни живописца.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Особенности создания человеческого образа в работах эпохи барокко и неоклассицизма. Анализ картин Рембрандта "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" и Никола Монсио "Сократ у Аспазии". Сравнение изобразительных особенностей и колорита в работах великих мастеров.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Границы жанра портрета. Исторический портрет Ивана Грозного. Портрет-картина "Ночной дозор" Рембрандта. "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке". Парадный (репрезентативный) портрет, главная задача. "Император Карл V в сражении при Мюльберге".

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Характеристика эпохи абсолютизма, классицизма, барокко. Творчество Рембрандта и Эль Греко. Культура и искусство XIX века. Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков. Философия Канта, Гегеля, теория Шиллера, идеи импрессионизма, постимпрессионизма.




Холст, масло.
Размер: 260 × 203 см

Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Художник: Рембрандт Харменс ван Рейн
Название картины: «Возвращение блудного сына»
Картина написана: 1666-1669 г.
Холст, масло.
Размер: 260 × 203 см

17 век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать. Все свелось к пьянству и кутежу, а впоследствии молодой человек трудоустроился свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой, а отец принял его и расплакался.

Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира. Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.

«Возвращение блудного сына» - это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.

Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богаты домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу.

Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна. Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций. Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.

Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев. Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал. Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.

Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина – это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение.

Образ младшего сына – это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит – это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата – это совесть, а мать становится символом любви.

Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами. Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии. Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду.

Интересно и то, что самого мастера кисти не считаю т набожным человеком. Он думал и наслаждался земной жизнью, обладая мышлением самого обычного человека со всеми его страхами и переживаниями. Скорее всего, по этой причине «Возвращение блудного сына» - иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту.

Кроме этого, центр картины считается отражением внутреннего мира художника, его мировоззрения. Он – стоящий в стороне наблюдатель, который хочет уловить всю суть происходящего и вовлечь зрителя в мир человеческих судеб и переживаний.

Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия. Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.

… Рембрандт умер в 63 года. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Нотариус описал его имущество быстро: пара фуфаек, несколько носовых платков, десяток беретов, принадлежности для картин и Библия. Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. Этот крестьянин познал все, а его жизнь напоминала стихию, качающую душу по волнам триумфа и величия, славы и богатства, настоящей любви и невероятных долгов, травли, презрения, банкротства и нищеты.

Он пережил смерь двух женщин, которых любил, его оставили ученики и осмеяло общество, но Рембрандт работал так, как и в пору расцвета своего таланта и славы. Художник все так же вынашивал сюжет будущего полотна, подбирал краски и светотени.

Один из величайших мастеров кисти умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли. Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.

XVII век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать. Все свелось к пьянству и кутежу, а впоследствии молодой человек трудоустроился свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой, а отец принял его и расплакался…

Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира.

Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.

«Возвращение блудного сына» - это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.

Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богатым домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам.

Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу.

Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна.

Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций. Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.

Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев. Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал. Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.

Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина – это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение.

Рембрандт

Образ младшего сына – это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит – это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата – это совесть, а мать становится символом любви.

Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами. Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии. Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду.

Интересно и то, что самого мастера кисти не считают набожным человеком. Он думал и наслаждался земной жизнью, обладая мышлением самого обычного человека со всеми его страхами и переживаниями. Скорее всего, по этой причине «Возвращение блудного сына» - иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту.

Кроме этого, центр картины считается отражением внутреннего мира художника, его мировоззрения. Он – стоящий в стороне наблюдатель, который хочет уловить всю суть происходящего и вовлечь зрителя в мир человеческих судеб и переживаний.

Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия.

Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.

… Рембрандт умер в 63 года. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Нотариус описал его имущество быстро: пара фуфаек, несколько носовых платков, десяток беретов, принадлежности для картин и Библия.

Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. Этот крестьянин познал все, а его жизнь напоминала стихию, качающую душу по волнам триумфа и величия, славы и богатства, настоящей любви и невероятных долгов, травли, презрения, банкротства и нищеты.

Он пережил смерь двух женщин, которых любил, его оставили ученики и осмеяло общество, но Рембрандт работал так, как и в пору расцвета своего таланта и славы. Художник все так же вынашивал сюжет будущего полотна, подбирал краски и светотени.

Один из величайших мастеров кисти умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли. Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.

Возвращение блудного сына, ок. 1666-69

«Возвращение блудного сына» - знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Лк.15:11-32

Сюжет картины

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Описание

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи - встречи отца и сына и прощении.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь - одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик"».

Второстепенные персонажи

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны - Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя - на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат - это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна - по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям - именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда - также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

Обстоятельства создания


Офорт 1636 года

Это не единственная работа художника на этот сюжет, хотя он создавал произведения с другой композицией. В 1636 году он создал офорт, а в 1642 году - рисунок (музей Тейлера в Харлеме).


Рисунок 1642 года

В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство.

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгене, свидетельствуют о подлинности полотна.

Традиционная датировка 1668-1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.


Автопортрет с Саскией на коленях


Top