Вопросы к сказке аленушкины сказки. Дмитрий Мамин-Сибиряк - Алёнушкины сказки

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ»

ПО ТВОРЧЕСТВУ Д.Н. МАМИНА – СИБИРЯКА

(для детей старшего дошкольного возраста).

Дети входят в музыкальный зал под музыку.

Ведущий:

«…Эти маленькие безделки доставят мне больше популярности,

Чем все написанное ранее для большой публики».

Д.Н. М – Сибиряк.

Именно такие слова говорил Дмитрий Наркисович про «Алёнушкины сказки».

«Аленушкины сказки» Д.Н. М – Сибиряк посвятил своей дочери. В детстве Аленушка часто болела, и отец, сидя у ее кровати, рассказывал сказки. Сегодня мы снова будем вспоминать эти сказки, ведь вы их уже прочитали. Вспомним героев, названия сказок. А кто правильно ответит на вопросы, будет отмечен призом.

Итак, начинаем викторину.

1. С каких слов начинается «Присказка» этих сказок?

(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает»).

2. Продолжи название сказки «Сказка про храброго зайца - …»

(длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

3. Следующую сказку открываем и читаем:

«- Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо!.. И все мое!.. » Кто так говорил? Кто оказался таким жадным? (козявочка)

4. Как называется сказка, главной героиней которой является козявочка? («Сказка про козявочку»)

5. Кто кого хотел слопать в «Сказке про Комара Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост?

(комар медведя)

Разные герои сказок Мамина – Сибиряка разговаривают человеческим голосом – это жучки, цветочки, травка, птицы и животные.

6. Вот герои другой сказки Мамина – Сибиряка, между которыми идет такой разговор:

«- Милая, идите ко мне… Какая красивая у меня паутинка!

Покорно благодарна… Вот еще нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутинка. Наверно, ты когда- нибудь был человеком, а теперь притворяешься…»

Назовите, между кем и кем идет разговор? (мухой и пауком)

7.Вспомните, как называется сказка, главной героиней которой является муха? («Сказка о том, как жила-была последняя муха»)


Подписи к слайдам:

1.С каких слов начинается «присказка» « Алёнушкиных сказок»? («Баю, баю, баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает») 2.Продолжи название сказки: «Сказка про храброго зайца - …» (длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

3.Следующую сказку открываем и читаем: «- Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо!.. И все мое!.. » Кто так говорил? Кто оказался таким жадным? (козявочка) 4.Как называется сказка, главной героиней которой является козявочка?

5. Кто кого хотел слопать в «Сказке про Комара - Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост? (комар медведя) 6. «- Милая, идите ко мне… Какая красивая у меня паутинка! - Покорно благодарна… Вот еще нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутинка. Наверно, ты когда- нибудь был человеком, а теперь притворяешься…» Назовите, между кем и кем идет разговор? (между мухой и пауком)

7.Как называется сказка, главной героиней которой является муха? («Сказка о том, как жила-была последняя муха») 8. А вот этот сказочный герой говорит про себя: «Я самая умная птица!» Кто это среди всех птиц оказался умнее? (индюк)

9. Какое событие произошло на птичьем дворе, которое подтвердило слова индюка о том, что он «самая умная птица». (разговор индюка с ежом) 10. Вспомните название данной сказки.

11. Назовите сказку, в которой главной героиней является ворона? 12. Что за неведомая птица поселилась на жительство в гнезде вороны, которую та считала не птицей? (желтая канарейка)

13. Вспомните, в какой сказке Мамина – Сибиряка варилась каша? 14. Уточните, какая каша варилась в сказке Мамина -Сибиряка? (овсяная каша)

15. В спомните, когда Алёнушка засыпала, кем она хотела быть? (царицей) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Алёнушкины сказки

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Алёнушкины сказки

А.Чернышёв. "Алёнушкины сказки" Д.Н.Мамина-Сибиряка

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Сказочка про Козявочку

Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и

про мохнатого Мишу - короткий хвост

Ванькины именины

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Умнее всех. Сказка

Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Пора спать

"Алёнушкины сказки"

Д.Н.Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, - писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать... Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит... Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег...

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера - отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось "представление воли, дикого простора".

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. "Это счастье писать для детей", - говорил он.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её "Алёнушкины сказки".

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище - длинный носище - это большой, старый комар, а вот Комаришко - длинный носишко - это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке "Пора спать" избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке "О том, как жила-была последняя Муха" рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей...

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя ("Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост").

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Алёнушкиными сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное".

Андрей Чернышёв

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Баю-баю-баю...

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки.

Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.

Баю-баю-баю...

СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА

ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА,

КОРОТКИЙ ХВОСТ

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

Да что тут долго говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем...

Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: "Вот бы хорошо зайчиком закусить!" - как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

У Д.Н.Мамина-Сибиряка есть очень трогательные, написанные с большой любовью, «Алёнушкины сказки». Алёнушка – это дочь писателя. Он безгранично любил эту девочку, которая имела, к сожалению, слабое здоровье. Чтобы наполнить мир девочки радостными эмоциями, Мамин-Сибиряк писал сказки. Алёнушкины сказки — щемяще нежные, поэтические, в них много картин родной природы.

Викторина «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамин-Сибиряк

1. Как зовут лохматого деревенского пса из присказки к «Алёнушкиным сказкам»?
Ответ: Постойко

2. Над кем смеялись старые зайцы, зайчихи, маленькие зайчата, а также главный герой — хвастливый заяц, собравшиеся все вместе в лесу?
Ответ: над волком

3. Какой персонаж «Сказки про Козявочку» назвал себя существом «серьёзным»?
Ответ: Червячок

4. В какое время суток случилась ссора комаров во главе с Комаром Комаровичем и медведем Михайло Иванычем?
Ответ: в самый полдень

5. Какой водоём отстояли комары в борьбе с медведем в сказке про Комара Комаровича?
Ответ: болото

6. Какой вопрос куклы Кати в адрес куклы Ани вызвал среди гостей именинника Ваньки спор и размолвку?
Ответ: кто здесь всех красивее

7. Какая часть лица Петрушки больше всего пострадала в результате свалки, возникшей на праздновании Ванькиных именин?
Ответ: его длинный нос

8. Перечислите всех птиц, которые встречаются в «Сказке про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Ответ: Воробей Воробеич, ястреб, утки, гуси, ласточки, бекасы, вороны, голуби, синичка, Бекасик-песочник

9. Кого маленькая Мушка из сказки про последнюю Муху назвала «добрым существом»?
Ответ: человека

10. Как звали героиню, которая каждый день варила ягоды в сахаре? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)
Ответ: тётя Оля

11. В какой сезон года настроение всех мух резко падало? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)
Ответ: с наступлением осени

12. Кто помог Канарейке, которая попалась на приманку, вновь очутиться на свободе?
Ответ: Ворона

13. Почему, после того, как Канарейка едва не попала в клетку, она, обосновавшись в вороньем гнезде, больше не жаловалась ни на холод, ни на голод?
Ответ: потому что свобода ей была дороже всего

14. Какая птица из «Алёнушкиных сказок» считала, что она умнее всех?
Ответ индюк

15. Какую характеристику дал Ёж сам себе в сказке «Умнее всех»?
Ответ: Ёж — середнячок-мужичок

16. По какой причине горячилось Молочко?
Ответ: ему не нравилось хвастовство овсяной Кашки

17. Какой сосуд в «Алёнушкиных сказках» облюбовала овсяная Кашка?
Ответ: глиняную кастрюльку

18. Кем хотела быть Алёнушка в сказке «Пора спать»?
Ответ: царицей

19. Какое дерево наклонилось над кроваткой Алёнушки и шептало ей ласковые слова?
Ответ: берёзка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872). В 1872 поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).
Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец; вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург. В Екатеринбурге женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.
В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург.
Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.
Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге.

«Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, а другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным.

Сказки представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой ограничено, сочетаются нравственные и общественные идеи.

Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Сказки поучительны, мораль их умная, она воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

«Сказка про храброго Зайца» - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут!» Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. «Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…»

С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – «надоело бояться», «надоело прятаться». Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношение слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: «С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится». Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания («Умнее всех»; «Сказочка про Воронушку–черную головушку и желтую птичку канарейку»; «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» ). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спеть, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица:

« - Ведь я умнее всех? Да?

Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила: Ах, какой умный… Кхе-кхе! Кто же этого не знает?

Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех – одна, это я.

Умнее всех ответила индюшка. Кхе-кхе».

Уже это начало настораживает ребенка. А когда с таким же вопросом Индюк обращается ко всем птицам, живущим во дворе, он получает в ответ: «Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый маленький читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом. Но автор не ограничивается только намеком на глупость своего героя. С юмором изображает он позорный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо – Еж, серячок-мужичок, окончательно разоблачает хвастуна.

Но сказка на этом не кончается. «Порядочное и благовоспитанное» птичье общество не могло помириться с тем, что какой-то пришелец, мужичок-серячок, критикует одного из самых знатных членов этого общества. Петух и другие птицы готовы наброситься на Ежа. В конце концов, все переходят на сторону Индюка. В такой концовке заложен большой социальный смысл.

В сказке «Умнее всех» чванливому птичьему «порядочному» и «благовоспитанному» обществу противопоставляется серячок-мужичок Еж, который и оказывается умнее всех.

В сказке «Ванькины именины» изоблачаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи. Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся.

В сказке скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости по отношению к Башмачку и Зайчику, которые от расправы едва успели выскочить в окно.

«Сказка про Воробья Воронбеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» рассказывает о том, как трудно приходится в борьбе с всесильными врагами двум приятелям, Воробью Воробеичу и Ершу Ершовичу. Они часто говорили о своих схожих невзгодах. У них и враги были «одинаковые». Воробей Воробеич даже считал, что «ястреб когда-нибудь был щукой, а щука была ястребом».

В борьбе за жизнь гибнет неприспособленная, неопытная Канарейка и стойко выдерживает все испытания разбойница Ворона («Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»).

Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Маминслог». Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями.

«Аленушкины сказки» - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

К.Д.Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя: «Дети в роще», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Утренние лучи» и др. Познавательная направленность рассказов.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в городе Туле. Детство он провел на Украине, в маленьком городе Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. В 16 лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьезно изучал историю и географию. Но больше всего привлекала его педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет он исполнял обязанности профессора.

Однако Ушинскому недолго пришлось работать в должности профессора. Человек независимого характера, он не заботился о карьере, не считался с мнением начальников. С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания».

В 1854 году как талантливого литератора-педагога его приглашают преподавателем в Гатчинский, а затем в Смольный институт, где он становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанницам широкое образование. Но эти реформы вызвали недовольство начальства. И Ушинский был вынужден оставить работу и уехать за границу. Там продолжает писать для детей.

Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде.

Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868-1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание – 1861), «Родное слово» (первое издание – 1864), а также методические пособия для учителей.

Книги «Детского мира» знакомят маленького читателя с природой, людьми разных народов и профессий, народным творчеством. Основное место в Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского – популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.

Приемы изложения в статьях самые разнообразные. Статьи о природе, о растительном и животном мире соответствуют уровню науки того времени. Животные и птицы показаны в их естественной среде, даны с описанием их повадок, изображены в тесной связи с деятельностью человека.

В разных частях книги то и дело упоминается бог, якобы придавший всей природе целесообразный характер и управляющий миром. Таковы статьи «О человеке», «Чудный домик». Премудростью бога объясняются и способы распространения семян у растений (статья «Размножение растений»).

В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей.

Животные в рассказах К.Д.Ушинского представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. В рассказе «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу – будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому дано от природы свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот.

В рассказе«Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива – «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»…

Тематика маленьких рассказов Ушинского разнообразна: жизнь детей, семейный быт, природа. В них высмеивается лень, зазнайство, прославляются трудолюбие, взаимопомощь. Несмотря на краткость в них всегда скрыт глубокий смысл, и тем самым они дают обильную пищу для бесед, развития мысли и речи детей.

В рассказе «Гадюка» Ушинский подробно говорит о том, чем отличается ядовитая змея от простого ужа. Упоминает о разных случаях, когда гадюка кусала животных и детей. Ненавязчиво проступает смысл рассказа – ребенок сам может сделать соответствующие выводы.

В рассказе «Дети в роще» рассказывается, как шли брат с сестрой в школу, захотелось им поиграть в тенистой, прохладной роще. Увидели они жука: «Поиграй-ка с нами!» Жук ответил, что ему недосуг: «Я должен добыть обед». С той же просьбой дети обратились к пчелке – отказалась и пчелка: «Мне нужно собирать мед». Нашлось дело и у муравья, и у белки, и у голубя, даже у ручья и веселой малиновки, которая не просто распевала песню,

а баюкала своих птенцов. Малиновка дала ребятам совет поспешить в школу: «Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто

поработал и сделал все, что обязан сделать». В этой морали Ушинский с его убеждением, что ребенок должен знать свои обязанности.

В рассказе «Утренние лучи» писатель не прибегает к скучной назидательности. Он говорит о радости утреннего пробуждения – встало солнце, пробудился жаворонок и запел: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Проснулся заяц – побежал есть траву; пробудился петух, куры слетели с насеста; полетела пчела за медом. И только «маленький лентяй», хотя солнечные лучи били ему в глаза, не проснулся, лишь повернулся на другой бок. Мораль прямо не сформирована, но ясна.

В своих рассказах Ушинский предостерегает ребят и против несбыточных, неразумных желаний. Таков рассказ «Четыре желания»: мальчик так радовался зиме, весне, лету, и осени, что всякий раз хотел, чтобы время года не кончалось. Желания несбыточны тем, что исключали друг друга.

Книги К.Д.Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, очерки, сказки, рассказы, стихи – в них можно найти почти все малые жанры детской литературы. Они создают богатую, пеструю, но единую по замыслу картину

Однажды в лесу родился маленький зайчик. Он очень боялся всех и всего: лису, волка, медведя, громкого шороха и неожиданного звука. Зайчишка прятался под кустиками и в траве.

Когда заяц вырос, ему очень сильно надоело бояться. Он сказал всем своим сородичам, что ничего и никого не боится. Храбрый Заяц так расхвастался и расшумелся, что не заметил волка, который пришёл на шум. От страха герой подпрыгнул высоко, а затем упал на голову волка.

Волк от неожиданности испугался и убежал. Все зайцы поверили, что Храбрый Заяц не хвастается, а на самом деле ничего не боится. Сам герой тоже поверил в своё бесстрашие.

Сказочка про Козявочку.

Тёплым весенним днём на свет появилась маленькая Козявочка. Когда она увидела небо и солнце, то очень обрадовалась. Малышка была убеждена, что всё вокруг принадлежит лишь ей одной. Козявочка летала и радовались солнечному свету и зелёной траве.

Вдруг внизу она увидела прекрасный аленький цветочек. Он так и манил Козявочку угоститься сладким нектаром. Маленькое насекомое наслаждались едой, когда на цветок прилетел Шмель. Он заявил, что цветок принадлежит ему и прогнал Козявочку.

Затем малышка узнала, что в мире существует множество опасностей. Необходимо опасаться птиц, лягушек и рыб. Все стремятся полакомиться маленькими насекомыми.

Но не всё так плохо вокруг. Козявочка познакомилась со своими сородичами и весело проводила лето. Затем она отложила яички и уснула на зиму крепким сном.

Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост

Полуденный сон Комара Комаровича был прерван писками и криками его сородичей. Как оказалось, в их болото пришёл медведь, который в воде спасался от жары. Когда Миша-короткий хвост лёг отдохнуть, он задавил много комаров. Затем сильно вдохнув в себя воздух, он проглотил ещё несколько сотен комариков.

Комар Комарович - длинный нос решил отомстить губителю насекомых. Он прилетел к болоту и стал угрожать медведю расправой. Огромное животное лишь рассмеялось в ответ и улеглось спать.

Комар же сказал, что Миша-короткий хвост умер со страху. Все полетели на болото, но медведь оказался жив и невредим.

Комары дружно начали нападать на нежеланного гостя. Они кусали его и громко пищали. Как только не отбивался Миша-короткий хвост, но пришлось ему уступить комарам и уйти прочь.

Ванькины именины

К игрушечному Ваньке пришли на день рождения другие игрушки. Среди них были: Волчок, две куклы, Петрушка, Волк, Клоун, Цыган и многие другие. Всем было весело. Ванька приготовил угощение. Гости ели и болтали.

Играла музыка. Две куклы поспорили, кто из гостей красивее всех. Петрушка сразу же крикнул, что он самый красивый. Все гости обиделись и посчитали себя уродами. Ванька пытался всех успокоить. Именинник сказал, что только он является уродом. Но было уже поздно. Среди гостей начиналась драка.

Ванька хотел разнять дерущихся, но случайно ударил одного из них. Началась всеобщая потасовка. Куклы упали в обморок. Заяц и Башмачок успели спрятаться под диван.

Затем хозяин прогнал вредных гостей. Башмачок и Зайчик выбрались из своего убежища. Куклы же обвинили их в том, что они начали драку. Невиновные Зайчик и Башмачок еле смогли убежать от Вани.

Именинник вернул всех гостей и они ещё долго обсуждали Зайца и Башмачка, которые, по их мнению, начали драку.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Воробей Воробеич и Ёрш Ершович были закадычными друзьями. Они болтали о разных важных вещах и приглашали друг друга к себе в гости. Но птица не могла плавать, а рыба - летать.

Воробей Воробеич дружил с трубочистом Яшей, который часто приходил на крышу. После работы Яша кушал хлеб, а крошки отдавал воробышку.

Однажды Воробей и Ёрш поссорились. Воробей нёс червячка к себе в гнездо, а Ёрш обманул, что в небе ястреб. Воробышек уронил червя, а рыба его съела. Когда Яша пришёл умыться к озеру, то его попросили рассудить эту ситуацию. Яша решил, что виноват Ёрш.

Затем выяснилось, что червяка нашла другая птичка, а воробей его украл. Яша хотел покормить обиженную птичка крошками, но мелкий воришка воробышек унес его краюху хлеба.

Другие птицы налетели на воришку и отобрали у него хлеб. Краюха была тяжёлой и упала в воду. Так трубочист остался без обеда, но зато смог повеселиться, глядя на птиц и рыб.

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Муха, которая недавно родилась, летала в саду и наслаждалась жизнью. Она была уверена, что всё для неё: сахар в доме, цветы в саду, продукты на кухне. Она любила людей, потому что те оставляли после себя крошки и капельки молока. Муха считала, что садовник специально задолго до её рождения вырастил цветы в саду.

Старая муха убеждала её, что люди не такие уж и добрые. Человек, которого все называли Папой, курил табак. Мухи не выносили этот запах. Ещё он пил пиво. Но пиво нравилось мухам, хоть после него и болела голова. Он писал чернилом, которое было не вкусным и в нем утонули две молоденькие мушки.

Муха радовалась тёплому лету. В доме стало так много насекомых, что люди начали их уничтожать. Муха была умной и осталась жива.

Когда похолодало, Муха осталась жить в доме. Другие мухи уснули, а последняя из них летала и вселилась. Она была счастлива, что никто ей не мешает. Затем последней Мухе стало скучно. Её даже люди не хотели убить, потому что она была одна.

Последняя Муха села в уголок и никуда не вылетала. С наступлением весны в доме появилась молодая мушка. Они стали весело летать по дому и радоваться потеплению.

Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Однажды Ворона увидела, как воробьи гонятся за маленькой жёлтой птичкой. Она спасла бедняжку от вредных птиц, которым не понравился желтый цвет перышек незнакомки. Ворона выяснила, что это канарейка. Она сбежала из клетки. Ворона и Канарейка стали жить в одном гнезде.

Ворона объясняла подруге, как надо жить на воле. Она часто жаловалась, что её никто не любит. Мальчишки без какой-либо причины швыряли в неё камни. Ворона считала себя самой лучшей птицей.

Когда наступила осень, Канарейке стало холодно и голодно. Она попалась в силки к мальчишками, но Ворона спасла беднягу.

Но, привыкшая к жизни в неволе, Канарейка погибла после наступления зимы от мороза.

8. Умнее всех. Сказка

На птичьем дворе жил Индюк, который считал себя самой умной птицей на всём белом свете. Индюшка всегда хвалила мужа и поддерживала его во всём. Индюк любил ссориться с Петухом и Гусаком, потому что был уверен, что они не уважают его.

Однажды к ним пришёл Ёж. Никто из птицы не знал, что это такое. Петух думал, что это гриб. Индюк не смог угадать, что это за существо. И тогда Ёж назвал его глупцом. Вся домашняя птица заступилась за Индюка и хотели порвать Ежа на куски. Но Индюк решил конфликт мирно. Ёж признал птицу умной.

9. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Кухарка утром готовила кашу. Молочко закипало и спорили с овсяной кашей: "Я - молоко, я - молоко!" Каша отвечала ему тем же. Так они и общались. Если кухарка уходила куда-нибудь по делам и забывала о готовке, молоко или даже каша убегали на печь.

Ещё на кухне жил кот Мурка. Он очень любил печень и рыбу. Один раз, когда кухарка ушла на рынок, кот выпил все молоко. Он сделал это, чтобы примирить кашу и молоко.

Пора спать

Перед тем, как крепко уснуть, маленькая Алёнушка сказала папе, что она хочет стать царицей. Это пожелание услышали цветы. Они начали бурное обсуждение. Полевые цветы говорили, что девочка любит их больше. Садовые цветы утверждали, что именно одним из них мечтает стать Алёнушка.

Затем к девочке прилетела божья коровка и они полетели путешествовать. Алёнушка увидела много стран, где растут цветы из её сада. По дороге домой они попали в деревню, где старичок устраивал рождественскую ёлку для птиц. Девочка встретила многих героев из сказок, которые ей рассказывал отец. Старик же объяснил малышке, что каждая женщина является царицей.

  • Краткое содержание Бианки Оранжевое горлышко

    Начинается сказка с пробуждения жаворонка. Проснулся. Отряхнулся, взмыл в небо, и запел, приветствуя весну, пробуждая всех. Жаворонка ещё предупреждает лесных обитателей об опасности. Герой соседствует с куропатками

  • Краткое содержание Толстой Севастопольские рассказы

    С зарей первые лучи солнца появились над Сапун-Горою и всё ещё чёрным морем. Бухта покрылась густым туманом. Снега нет, но очень морозно. Вокруг тишина и безмолвие, прерываемые шумом морских волн

  • Краткое содержание Бернетт Таинственный сад

    События в романе англо-американки Бернетт «Таинственный сад» связаны с началом XX века. Главная героиня, девочка-подросток Мери считает себя никому не нужной, она обижена на весь мир.



  • 
    Top