Три мушкетера: старая сказка на Новый лад. «Три мушкетера»: секреты съемочной команды

ТРИ МУШКЕТЁРА
«Только мужеством - слышите ли вы, единственно мужеством! - дворянин в наши дни может пробить себе путь. Кто дрогнет хоть на мгновение, возможно, упустит случай, который именно в это мгновение ему предоставляла фортуна. Вы молоды и обязаны быть храбрым по двум причинам: во-первых, вы гасконец, и, кроме того, - вы мой сын. Не опасайтесь случайностей и ищите приключений. Я дал вам возможность
научиться владеть шпагой. У вас железные икры и стальная хватка. Вступайте в бой по любому поводу, деритесь на дуэли, тем более что дуэли воспрещены и, следовательно, нужно быть мужественным вдвойне, чтобы драться. Воспользуйтесь всем этим и живите счастливо и долго...»

Александр Дюма.

Это, детки, одна из самых известных и любимых всеми от мала до велика сказка.
Множество прочтений великой сказки породило бесчисленное количество экранизаций от детских мультфильмов с животными в виде героев, до мрачных фантастических триллеров, от тщательных экранизаций до самого вольного трактования сюжета. И вряд-ли этот поток будет уменьшаться, ведь практически каждый читатель находит что-то своё, близкое к своему мировоззрению в этом повествование о дружбе, любви, коварстве, предательстве.

Но в любимой всеми сказке на удивление мало приключений и подвигов. Особенно это относится к первой и самой знаменитой части - к собственно «Трём мушкетёром». Ну в самом деле, для произведения, описывающего историческую эпоху с весьма бурными событиями, как-то мало битв и грандиозных событий, и гораздо больше описаний пирушек, балов, дуэлей и любовных интриг.

Анекдот в тему:
Миледи и граф Де Ла Фер. Первая брачная ночь. Граф снимает брюки.
Миледи:
- Нет, ну для графа Де Ла Фер это довольно много, но для мушкетера Атоса этого слишком мало...

Единственной масштабной батальной сценой является завтрак главных героев на бастионе у Ла-Рошели с последующей перестрелкой и отступлением. Событие происходило на виду всей армии, все были в восхищении, но особого подвига в этом никто не увидел.

Во второй части событий уже больше. Тут и гражданская война, и похищение кардинала, и реализация мечтаний героев.
Третья часть уже явно мало связана с насыщенными яркими событиями первыми книгами. Ну погнался мэтр Дюма за объёмом, так ведь ему и платили построчно, надо же было как-то объём нагонять, он и постарался, используя бесконечные описания мельчайших событий и незначительных персонажей.

Была и история с подвесками. В книге всё приключения с драгоценностями королевы описаны истинным подвигом Д’Артаньяна и мушкетёров, но при более тщательном рассмотрении это вызывает большие сомнения. Они спасли королеву? Ой, не смешите. Вот чего проще было бы той же королеве, в случае малейшей опасности для себя, объявить воровкой любую фрейлину или служанку, да хоть бы и ту самую Констанцию Бонасье, тем более, что знатностью и богатством последняя не отличалась. По тем временам следствие было бы быстрым и эффективным. Период между обвинением и повешением вряд ли составил бы более пары суток, только необходимое время для интенсивных пыток и неизбежных признаний в чём угодно. Видимо сама Констанция что-то подобное подозревала, поэтому срочно начала искать любого, который смог бы помочь ей избежать петли. Доверить страшную тайну королевы первому встречному - ну явно не свою правтельницу она стремилась спасти.

Да и королева потом более тридцати лет наблюдала Д’Артаньяна в личной охране, и никаких попыток как-то отблагодарить или возвысить его не предпринимала. Видимо не считала его поступок чем-то таким уж ценным или героическим.
Сам Д’Артаньян с друзьями никаких особых благ от всей этой истории не приобрёл. Даже пришлось продавать подаренных английским герцогом коней, чтобы расплатиться с долгами, впрямую связанными с поездкой. Арамис получил пулю в плечо, Портос рану шпагой в грудь глубиной три дюйма, Атос пьянствовал не просыхая в подвале три недели, что тоже не способствует здоровью.

Анекдот в тему:
Просыпается Атос утром в развороченном погребе. Удивленно оглядываясь по сторонам, он поднимается вверх по лестнице. В общем зале тоже разгром: сломано все, что можно было сломать. Посреди этого хаоса прямо на полу, обхватив голову руками, сидит трактирщик. Атос участливо обращается к нему:
- Скажи, любезный, кто тут так все разворотил?
Трактирщик тяжело вздыхает.
- Ох, сударь, какой Вы добрый, когда трезвый!..

Герои не выведены идеальными и безгрешными болванчиками, у них хватает недостатков и отрицательных черт.
Дружба дружбой, а повоевать между собой они успели немало. Даже странно получается, если посчитать все случаи, когда героям доводилось скрещивать шпаги между собой. Сама дружба началась в первой книге с вызова друг друга на дуэль, потом во второй части, «Двадцать лет спустя», Атос и Арамис сталкиваются в бою со своими друзьями при бегстве опального герцога, а в третьей части военные действия королевских войск против Арамиса и Портоса приводят к смерти последнего. И Д’Артаньян только чудом не участвовал в этой битве против своих друзей.

Анекдот в тему:
Мушкетеры празднуют. Атос открывает бутылку вина и сказав "Один за всех", опустошает бутылку. Все удивились, но промолчали.
То же самое повторяется еще два раза. Наконец Д’Артаньяну это надоело и он гневно спрашивает:
- Атос, а когда же будет "все за одного"??!!!
Изрядно подвыпивший Атос:
- А "все за одного", Д’Артаньян, будет 20 ЛЕТ СПУСТЯ...!!!

Но нам эта сказка сейчас интересна в качестве прекрасного источника типажей для иллюстрации процессов трудовой миграции.

Не верите? А вот присмотримся повнимательнее, что есть общего у всех персонажей.

Первое . Среди главных действующих героев местных нет, все пришлые. И мушкетёры, и их слуги не коренные парижане. Типичная «лимита», как выражались в застойные времена в Москве. Мушкетон был нормандец, Базен берриец, Планше - пикардиец. Только происхождение Гримо неясно, но и он точно не парижанин. Классические трудовые мигранты из разных социальных слоёв общества.

Второе. Все герои отличаются повышенным уровнем пассионарности и положительным импринтингом. Ведут активную и полную приключений жизнь, и им это нравится. Исключение составляет, пожалуй, только Мушкетон, который нашёл полное счастье в сытой и спокойной жизни в имении своего разбогатевшего хозяина и искренне не желавший больше участвовать в похождениях Портоса и его друзей.

Самый пассионарный герой, без сомнения, это Арамис. Он постоянно затевает всякие интриги, карьерный рост его самый впечатляющий. От простого мушкетёра и кандидата в священники достигает звания епископа и генерала ордена иезуитов.
Д’Артаньян тоже достиг немалых высот, и даже несколько мгновений перед смертью побыл маршалом Франции.
Портос сумел реализовать свои планы и разбогател, но при первой же возможности кидается в предлагаемые авантюры.
Самая низкая пассионарность из всех - у Атоса. Ему мушкетёрская полунищая жизнь нравится больше, чем жизнь в родовом графском имении, и ни к камим особым вершинам он не стремится.

Из слуг повышенной пассионарностью отличаются Планше и Базен. У Мушкетона пассионарность явно нулевая. Про Гримо нет данных, это какой-то неживой персонаж.

Третье . Все мушкетёры поначалу снижают свой социальный статус. Их имена, которые они носят на службе у короля, не дают иногда даже возможности драться на дуэли со знатными дворянами - вспоминаем сцену дуэли с англичанами.
Значит, социальный статус и карьерный рост не является самым важным стимулом к переезду в Париж для поступления на военную службу. Приведём пример: у Д’Артаньяна похищают рекомендательные письма написанные отцом. Событие отвратительное, но что делает герой? Он всё-же является к адресату и заявляет о пропаже. В результате реализация его мечты стать мушкетёром отодвигается на очень длительное время. Уточняем: мушкетёром Д’Артаньян стал в срок, прошедший с первого понедельника апреля 1625 года по 5 августа 1628 года. Больше трёх лет понадобилось нашему герою, чтобы реализовать свою мечту стать мушкетёром. Вместо того, чтобы просто-напросто взять новые рекомендательные письма и решить проблему радикально.

Что его остановило? Расстояние от его родной деревни до Парижа около 800 километров. Немало. Но вскоре после этого ему довелось съездить в Англию и назад. До Лондона почти 500 километров, включая море. И на каждом перекрёстке ждали наёмные убийцы, вооружённые до зубов.

Перемещались мушкетёры за подвесками со средней скоростью около 6 километров в час ("В два часа ночи наши четыре искателя приключений выехали из Парижа через ворота Сен-Дени… они добрались до Амьена и в полночь спешились у гостиницы "Золотая лилия" ) - расстояние от Парижа до Амьена сейчас 143 километра. Вряд-ли оно было тогда больше.
Это они спешили и прорывались с боями. Без таких приключений, совершенно не напрягаясь и не загоняя насмерть коня, Д’Артаньян мог проехать в сутки 80-90 километров.Двадцать лье, ежели по-французски. Хорошо, пару недель поездка домой, столько же назад. Теряется максимум месяц. Или ещё проще, можно было бы по почте запросить новое письмо у отца, уж почта-то уже и тогда работала. Ушло бы на это максимум месяц-два. Ну, ведь не три же года! Он этого не делает. Почему? Да просто это ему не интересно .

Периодически Д’Артаньяна посещают мысли вроде: «Мне бы только заработать достаточно, чтобы восстановить Артаньян, пришедший в упадок с тех пор, как мои предки разорились на крестовых походах, да прикупить по соседству акров тридцать земли, - больше мне не нужно. Я поселюсь там и спокойно умру». Но для реализации таких планов он ничего не делает.

Также в сказке хорошо расписаны пути достижения успеха.

Личная храбрость и владение шпагой - это в первую очередь Д’Артаньян, хотя и все остальные герои дворянского происхождения по определению храбры. Смелы и все враги. Но сами по себе храбрость и мастерское владение оружием никому из других героев ничего не принесли в смысле материальных благ.

Брак по расчёту. Это Портос. И Миледи. Что у них общего? Путь достижения цели в эмиграции. Матримониальный способ. Половая эмиграция, выражаясь современным языком. Путь простой, быстрый, эффективный, и иногда смертельно опасный. Портосу удалось таким образом на восемнадцать лет решить все свои проблемы. Миледи на этом пути один раз повесили и один раз голову отрубили, ну и уже по мелочам - клеймили калёным железом, и чуть было на пожизненную каторгу не сослали. Издержки профессии, однако. Это уж как кому карты лягут, или звёзды встанут, или на роду написано, ну кто во что верит.

Анекдот в тему:
Ищу мужа. Найду - убью! Миледи.

Происхождение. Если изначально не сработало, то без дополнительных факторов, типа протекции, и не срабатывает. Атос под псевдонимом не дослужился даже до младшего офицерского звания.

Образованность и хитрость . Арамис. Ришелье. Мазарини. И получается, что это самый надёжный метод достижения своих высоких целей. И, кстати, и среди слуг, кто там у нас хоть чего-то самостоятельно достиг? Только Планше. Между прочим, выучивший самостоятельно целый иностранный язык - голландский, а до этого нахватавшийся минимальных знаний английского.

Это у дворян. У слуг изначально шансов подняться самостоятельно до высокого уровня немного. Да и не стремится большинство добиться чего бы то ни было.

Наиболее характерный для трудовой иммиграции персонаж, это Портос. В книге неоднократно утверждается, что он глуп, не отличается сообразительностью, но авторские оценки персонажа часто не коррелируют с реальными действиями и фактами. Глупым Портос является только по мнению Атоса. Но при этом знает испанский язык и владеет искусством фортификации на высочайшем уровне. Кстати, многие трудовые иммигранты работают именно на стройке. Да, не интеллектуал, но, как выразился много позже знаменитый историк и писатель Лев Гумилёв: «я не интеллигент, у меня профессия есть!» И библиотеки в трилогии упоминались всего у трёх персонажей: у кардиналов Ришелье и Мазарини, а также в замке Портоса. Только вдумайтесь: по тем временам было проще и дешевле собрать коллекцию картин или драгоценных камней. А вот Портос имел библиотеку, книги из которой читал даже его слуга Мушкетон.

Во время своей мушкетёрской службы в Париже сумел решить основную задачу трудовых иммигрантов, разбогател и приобрёл жильё и средства к безбедному существованию до конца жизни. Но полного счастья это ему не принесло, и погиб он в бою, участвовать в котором лично ему не имело не малейшего смысла.

Достаточно распространённый тип иммигранта - Атос. По мнению автора, самый храбрый и благородный персонаж. Обладал обширнейшими знаниями, в том числе «он знал, какими правами пользуются крупные землевладельцы». В мушкетёры попал по зову сердца, после того, как в один прекрасный день на опушке леса повесил свою жену и при этом овдовел. Правда сам он не считал этот день прекрасным. Мнение его жены по этому поводу неизвестно. И остаётся открытым вопрос: миледи после повешения была его бывшей, или настоящей женой?

Д’Артаньян считал это убийством, Атос тоже. Кардинал, помнится, на основании похищенных писем добивается казни дворянина, так его за это все персонажи книги дружно осуждали и считали чудовищем. Все его боятся, но в действительности только один раз приводится пример его злобности и коварства, когда кардинал добивается казни графа де Шале, кстати, за вполне реальный заговор с целью свержения короля. Да и то, голову графу смогли отрубить только с двадцать девятой попытки. Видимо, не было у тогдашних французских палачей достаточного опыта и практики, раз не дотягивали даже до уровня обычного мясника на рынке. Формально Атос даже страшнее смотрится: свою жену он ухитрился казнить аж два раза. Развод по мушкетёрски, однако.

Но: казнить и миловать граф, как представитель высшей аристократии, на тот момент во Франции безусловно имел право. Казнить и миловать по закону, по приговору суда, где аристократ был главой этого суда. Граф являлся высшей феодальной знатью, которой принадлежало право на сеньориальную юстицию, в компетенцию которой входило право рассматривать и карать любые преступления, включая тяжкие, совершенные на его территории. По решению суда. А вот суда-то как раз и не было. Граф повесил свою жену, находящуюся в бессознательном состоянии, без всяких процессуальных заморочек, без заслушивания свидетелей и показаний собственно обвиняемой. Жена его на тот момент являлась дворянкой, а значит по действующим законам её было запрещено казнить через повешение даже по решению суда. Потом-то граф де Ла Фер исправился, и организовал своей бывшей жене казнь с отрубанием головы. Но, по старой привычке, опять без суда. Однако тенденция…

За пару веков до описываемых событий примерно в тех-же местах, за похожие проделки был осуждён и казнён Жиль де Рэ, имевший титулы и барона, и графа. Ему не помогло даже то, что он был маршалом Франции и ближайшим соратником Жанны д’Арк. Поймали, осудили, удавили и сожгли. А в памяти народной он остался, как герой сказки «Синяя борода». Но там он считается персонажем крайне отрицательным, хотя творит примерно то же самое, что и Атос. Различия минимальны: Синяя борода убивал разных жён, а Атос всего одну, но неоднократно.

Анекдот в тему:
"Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром", - размышлял Атос, вешая Миледи.

Так в чём типичность Атоса в качестве иммигранта? А в том, что ему, как и огромному числу людей, скучно сидеть на одном месте. Спокойная, обеспеченная и размеренная жизнь раздражает. Из сельской тихой глуши тянет в шумную и опасную городскую жизнь. Устроить себе вторую молодость, попробовать написать свою жизнь с чистого листа.

Несколько слов стоит сказать и о семейной жизни наших героев.
Ох, детки, тут уже не сказки нужны, не сказочники. Тут другие литературные жанры требуются. И специалисты другие, типа психологов и сексопатологов. Но вот не было этих специалистов в те времена, ни при дворе французских королей, ни во Франции времён мэтра Дюма-старшего. Что однозначно и несомненно - всё грустно и бесперспективно. Ну, это в сказке так, а в реальной жизни всё может и повеселее будет.

Более-менее нормальная семейная жизнь была в какой-то период только у Портоса, и довольно долго - около восемнадцати лет. У остальных никакого даже намёка на семейные отношения.

Наследника сподобился сделать только Атос. Случайно, переспав на постоялом дворе с неизвестной женщиной, и поверив потом в то, что его мимолётная пассия именно от него зачала ребёнка.

Ни у кого из других основных персонажей, кроме миледи, нет детей и наследников. Нет - с большой буквы. То есть, как дворяне убивают друг друга по всякому поводу или вообще без повода - написано много и красочно, а вот как те же самые дворяне размножаются - практически ничего.

В конце первой части трое из четырёх мушкетёров бросают военную службу и начинают заниматься мирными делами. Атос уезжает в своё имение, Портос на деньги жены приобретает поместье и замок, Арамис ударяется в религиозную деятельность. Но уже через какое-то достаточно продолжительное время они вновь возвращаются к авантюрной жизни, без видимых и жизненно важных причин. Не голод и не нищета толкают их на подвиги. В этом принципиальное отличие наших мушкетёров от разбойников с большой дороги. Бандиты, детки, могут осуществить один удачный грабёж или налёт, и потом надолго угомониться, и жить в своё удовольствие. То есть, определённые ограничения они для себя признают. У мушкетёров такой границы нет, они постоянно стремятся к чему-то новому и необычному. Это не хорошо, и не плохо. Это повышенная пассионарность не даёт им сидеть на месте и наслаждаться размеренным, мирным и сытым существованием. Охота на фазанов в парке не может заменить гром пушек, звон шпаг и смертельный риск.

Анекдот в тему:
Ришелье пытается чего-то добиться от четвёрки мушкетёров, а те упираются. Подходит Тревиль, уясняет суть дела, говорит что-то каждому из своих подчинённых, после чего те быстро принимаются за дело. Кардинал удивлён:
- Что вы им сказали?
- Ну, к каждому свой подход.
Атосу я сказал, что это приказ короля.
Портосу - что это модно.
Д"Артаньяну - что за это дадут денег.
А Арамису - что это запрещено.

Марк Тарловский

«...- Защищайтесь, сударь! - вскричал д"Артаньян... и луч солнца, коснувшись в эту минуту его головы, оттенил тонкие и смелые черты его лица...»

В тот же миг в воздухе зазвенела сталь скрестившихся клинков.

Борьба была недолгой. Парируя один из яростных выпадов противника, д"Артаньян, как змея, скользнул мимо вытянутой руки гвардейца и пронзил его шпагой. Тот рухнул как подкошенный...

Я был в восторге. Еще одна попытка кардинала провалилась. О, его преосвященство еще не знает, с кем имеет дело. Шпага д"Артаньяна не ведает поражений, его рука тверда, как железо, и он дьявольски умен, этот гасконец...

Каждую минуту я подсчитывал, сколько страниц уже прочел и много ли осталось. Пятьдесят, сто, двести страниц позади, но впереди еще целых пятьсот!

«...Тот рухнул как подкошенный. Д"Артаньян вскочил в седло и пришпорил коня...»

Но конь д"Артаньяна уже мчится, он переходит на галоп, и я бросаю на ходу:

Еще пять минут!

А вот и берег Франции. Последняя отчаянная стычка - и д"Артаньян почти у цели. Но все ли препятствия позади и доберется ли он до Бекингема? Кардинал хитер и опасен, от него все можно ожидать...

Пять минут уже прошли. Что за наказание!..

Еще одну страницу.

Ни строчки!

Полстраницы! Ну до главы, до главы!

Я высоко поднимаю книжку и показываю, где глава. Обмана быть не может, здесь все как на ладони. Я поворачиваю книжку к свету, я подношу ее к самому папиному лицу - как мало, как до смешного мало до следующей главы.

Согласен.

И снова в путь, и снова скачка. Наконец Англия. Бекингем потрясен, он вызывает ювелира...

«...- Сколько дней понадобится,- спрашивает герцог,- чтобы изготовить два таких подвеска? Вы видите, что здесь двух не хватает...»

И тут меня буквально вытащили из следующей главы, куда я не замедлил углубиться. Мягко стукнув, книга перекочевала на полку в шкаф.

Я перевел невидящий свой взор на стол. Он был покрыт учебниками и тетрадями и был мне непонятен. Отыскав дневник, я раскрыл его - далекая действительность заглянула мне в лицо. География, ботаника, арифметика...

«...Сколько дней понадобится, чтобы изготовить два таких подвеска? - Голос герцога звучал тревожно и настойчиво.- Вы видите, что здесь двух не хватает...»

Он повелевал, он требовал. Еще бы! Если они не успеют, французская королева выйдет на бал без алмазных подвесков, и трудно представить, чем все это кончится. Что же все-таки ответил ювелир? И вообще, что было дальше?

Я раскрыл задачник.

«На одной свиноферме было восемьдесят свиней, на другой-в пять раз больше. На каждую свинью приходилось...»

Проклятые свиньи! Там их восемьдесят, а тут в пять раз больше... И на каждую приходилось...

Я отложил задачник.

«За десять таких задач я не дал бы и двух ливров... Клянусь честью мундира, эти свиньи мне изрядно надоели!» - так думал я, трогая эфес шпаги...

Потом я раскрыл географию и узнал, что большая часть Восточной Сибири представляет собою низменность. Я задумчиво прищурил глаза и увидел ее, низменность. Она была голой и гладкой, как клеенка.

Но вот вдалеке вспыхнуло легкое облачко. Оно росло, оно приближалось. Бешеный топот копыт - д"Артаньян! Атос! Портос! Арамис!..

«А не пора ли нам закусить?» - важно покручивая ус, спрашивает Портос и подмигивает мне. Он все такой же, этот добродушный великан Портос.

В 1974 году в московском ТЮЗе состоялась премьера музыкального спектакля «Три мушктера». Спектакль имел большой успех, хотя существовало и существует неисчислимое количество других «театральных» и «киномушкетеров». Многие постановки и, особенно, кинофильмы по роману А. Дюма имеют всемирную известность.
Однако авторам этого задорного спектакля - драматургу Марку Розовскому, поэту Юрию Ряшенцеву, композитору Максиму Дунаевскому, а также режиссеру-постановщику Александру Товстоногову - удалось по-своему взглянуть на героев и события любимой всеми книги, сказать зрителю нечто новое, что заставляет его как в первый раз переживать все перипетии знакомого сюжета. Секрет заключается в том, что всем известные герои романа А. Дюма, их характеры, поведение, мотивировки поступков в спектакле были максимально приближены к нашим дням, к психологии современной молодежи, ее духовным запросам. Этому способствовала яркая музыка Максима Дунаевского, сыгравшая в спектакле одну из главных ролей.
М. Дунаевский, постоянно пишущий музыку для театра, умеет увлечь зрителя или слушателя своим собственным отношением к драматургическому материалу. Вот и в «Трех мушкетерах» романтически возвышенный симфонический фрагмент и незатейливая песенка являются выразительным п средствами, которыми пользуется композитор для расстановки нужных смысловых и эмоциональных акцентов, уверенно ведя нас за своим прочтением романа.
В музыкальной стилистике спектакля важное место занимают современные песенные интонации, которые делают героев произведения близкими молодежной аудитории. Так Д"Артаньян из супермена, каким его трактует западное кино, превратился в реального, земного парня, обладающего наряду с отвагой и благородством еще и обычнымн человеческими слабостями. Явный комедийный элемент, идущий от ироничности авторов по отношению к дворцовым интригам, конечно же, наивным с точки зрения политических коллизий XX века, перемежаясь с искренней романтичностью, еще больше подчеркивает современную направленность спектакля.
Дальнейшая жизнь этого мюзикла еще больше подтверждает правомерность новой версии «Трех мушкетеров». Спектакль в расширенной музыкальной редакции ставится на сценах многих музыкальных театров нашей страны и за рубежом, и везде ему сопутствует успех.
В 1978 году та же авторская группа вместе с кинорежиссером Георгием Юнгвальд-Хилькеви-чем создает трехсерийный телефильм «Д"Артаиьян и три мушкетера». Безусловно, и в фильме также главенствующая роль принадлежит музыке, частично знакомой нам по спектаклю, но в большой своей части написанной заново. Многие песпн с остроумными стихами Ю. Ряшенцева быстро приобрели широкую популярность.
На этих двух дисках записаны все лучшие музыкальные номера и песни из спектакля и телефильма. Инсценировку для этого альбома сделал режиссер Марк Айзенберг. Удачный драматургический прием инсценировщика (рассказ самого Д"Артаньяна о своей молодости и приключениях) позволил включить в альбом песни и музыкальные номера, которые по разным причинам не были использованы ни в театре, ни в кино. Так что слушателей, помимо встречи с уже известной музыкой М. Дунаевского, ожидает ряд сюрпризов.
Я не сомневаюсь, что сочная и образная музыка «Трех мушкетеров» порадует слушателей выразительными мелодиями, органично сочетающимися с острой ритмикой и современной аранжировкой, которая не является самоцелью, а верно служит раскрытию содержания.
Вместе с известными, популярными артистами М. Боярским, Л. Гурченко, Ж. Рождественской, Л. Серебренниковым, П. Бабаковым, Г. Трофимовым в фильме поют пока малоизвестные, но многообещающие исполнители. Их объединяет в одну «мушкетерскую компанию» редко встречающееся синтетическое дарование - музыкально-драматическое. Поэтому все партии, порой весьма трудные в вокальном и актерском планах, исполнены отлично.
Очень большой объем студийной работы проделал вокально-инструментальный ансамбль «Фестиваль», организованный в 1978 году. Благодаря тому, что почти каждый исполнитель этого небольшого коллектива владеет несколькими инструментами, создается богатое звучание, выгодно отличающееся от звучания стандартных ВИА и порой достигающее оркестрального.
Естественно, окончательную оценку всей этой работы дадут слушатели и любители грамзаписи. Как всегда, последнее слово за ними. Но один, главный вывод уже можно сделать вполне определенно: Д"Артаньян и три мушкетера продолжают полнокровно жить и сегодня, заражая всех нас своей искрометной энергией и оптимизмом!
Марк Фрадкин

(48 стр.)
Книга адаптирована для смартфонов и планшетов!

Только текст:

Во Франции жили три маленьких мальчика - Микки, Дональд и Гуфи. Они мечтали о поединках на шпагах, верховой езде и приключениях. Друзья стремились вырасти смелыми, отважными и сильными, потому что больше всего на свете они хотели стать мушкетёрами.
Но прежде чем стать героями, им предстояло на практике понять, что означает известный девиз мушкетёров:
«Один за всех, и все за одного!».
Шли годы. Микки, Дональд и Гуфи оставались лучшими друзьями, но их мечта стать мушкетёрами всё ещё не осуществилась. Чтобы хоть немного приблизиться к ней, они устроились уборщиками при штабе мушкетёров.
Как-то утром из водопровода в их комнате начала капать вода. Дональд попытался подтянуть гайку, но в этот момент в трубе что-то загремело, перепугав его до смерти. Бедняга свалился с лестницы, но, падая, вырвал трубу целиком. Вода хлынула в комнату. А капитан мушкетёров Пит, мывшийся наверху, с недоумением глядел на переставший работать душ.
Борясь с трубой и льющейся во все стороны водой, троица не заметила, как в комнату вошёл Пит. И тут Гуфи случайно окатил водой разъярённого капитана.
-Мы хотим стать настоящими мушкетёрами и учимся командной работе, - попытался оправдаться Микки.
-Ха! - безжалостно рассмеялся капитан Пит.
- Вы кое-что упустили.
Он указал на Дональда:
-Во-первых, он - трус!
Затем он повернулся к Гуфи:
- Во-вторых, ты - болван! Что же до тебя, - сказал он Микки, - то ты слишком мал.
Он ни за что не произвел бы троих друзей в мушкетёры.
Капитан Пит вынашивал подлый план: он хотел захватить власть в стране и стать королём Франции. В этом коварном деле ему помогали преданная лейтенант Кларабелль и нанятые им братья Гавс. Бесчестный Пит собирался похитить принцессу Минни и подменить её младшим братом Гавс.
А тот должен был объявить, что Пит достоин стать новым королём!
- Любит - не любит, плюнет - поцелует, - вздыхала принцесса Минни, отрывая один за одним лепестки ромашки.
Придворная дама по имени Дейзи только покачала головой:
- Хочешь любви - купи собаку!
Ты думаешь, что идеальный мужчина когда-нибудь войдёт в эту дверь?
А даже если бы и так, откуда тебе знать, что это он?
- Ах, поверь, Дейзи. Я узнаю его с первого взгляда!
Погрузившись в мечты о своем идеальном мужчине, принцесса Минни села на ступеньки, ведущие в розовый сад. Замечтавшись, она не заметила нависшей опасности. Братья Гавс собирались сбросить на неё огромный железный сейф.
- Время пить чай! - позвала Дейзи принцессу в тот момент, когда сейф летел вниз. Услышав приглашение, Минни поднялась и сделала шаг вперёд. А за её спиной уже рухнул тяжеленный сейф
- Я сказал «украсть», а не «упасть», идиоты! - возмущался капитан Пит после того, как Кларабелль рассказала ему о неудаче братьев Гавс.
- У меня есть план, и план этот - похитить принцессу, а не убивать её, бестолочи!
- Брось этих клоунов в яму, - приказал он Кларабелль.
- Только не в яму! - взмолились братья Гавс.
Но сердце Кларабелль не знало пощады.
Минуту спустя зазвонил телефон. Кларабелль взяла трубку, и её лицо сразу же изменилось.
Заикаясь, она выдавила из себя:
- О, принцесса Минни!
- МНЕ НУЖНЫ ТЕЛОХРАНИТЕЛИ! — потребовала принцесса Минни.
- Телохранители?! - наигранно удивился капитан Пит.
Он понимал, что телохранители могут сломать его коварный план. Но принцесса Минни настаивала:
-Мне нужны мушкетёры-телохранители!
И нужны ПРЯМО СЕЙЧАС!
Загнанный в тупик капитан Пит вспомнил о трёх незадачливых уборщиках.
-Принцесса, вам очень повезло! У меня есть подходящие люди для вас, - довольно улыбнулся он.
Микки старался подбодрить своих расстроенных друзей:
-Я уверен, мы сможем стать мушкетёрами!
В этот момент в их комнату неожиданно вошёл капитан Пит.
-Мои поздравления! Вы прошли испытание!
Вы, ребята, самые настоящие мушкетёры!
Микки, Дональд и Гуфи с удивлением поглядели друг на друга. Затем они бросились прыгать от радости, а Микки радостно выкрикнул девиз мушкетёров:
-Один за всех!
-И все за одного! - торжественно ответил Гуфи.
- Ваше Королевское Величество, позвольте представить Вам тех, кто обеспечит Ваш покой и безопасность. Это Ваши мушкетёры! - пробасил с наигранным уважением капитан Пит.
Но Минни не слушала его. Ей так понравился Микки, что она не могла оторвать от него глаз. То же самое чувствовал и молодой мушкетёр.
- Нож! - закричал вдруг Гуфи. Он увидел Дейзи, которая собиралась нарезать немного сыра. Три мушкетёра немедленно схватили её.
Перепуганная Минни закричала:
- Освободите её немедленно! Это моя придворная дама!
Мушкетёры очень расстроились из-за своей ужасной ошибки. А капитан Пит только посмеивался, направляясь в своё тайное логово. Он был уверен, что три новоиспечённых мушкетёра не смогут защитить принцессу от его злых помыслов.
- Правда, здорово быть мушкетёром?! - восхищённо говорил Микки Дональду, пока карета принцессы неспешно катилась по просёлочной дороге.
- Не то слово! - ответил ему Дональд.
Мушкетёры сопровождали принцессу Минни и Дейзи обратно во дворец. Заболтавшись, они не заметили братьев Гавс, притаившихся на дереве у дороги.
-Разбойники! - закричал Микки, когда братья Гавс спрыгнули на карету. Перепуганный Дональд тут же нырнул внутрь к Минни и Дейзи, но они выпихнули его обратно.
-Иди и дерись, трус! - скомандовала Минни, но Дональд был слишком напуган. Он просто спрыгнул с кареты.
Гуфи схватился с братьями Гавс.
Он вытащил из ножен свою шпагу и дрался, как мог. Но в одиночку у него не было никаких шансов. Вслед за Дональдом он улетел в грязь на обочину. На пути трёх разбойников встал отважный Микки.
- К бою! - крикнул он. Но в доли секунды его форму изрезали на полоски, а его самого скинули с кареты.
-Принцесса! - крикнул Микки, видя, что карета исчезает из виду.
-Бесполезно… - вздохнул Дональд.
- Мы не должны сдаваться! Капитан Пит верит в нас! - крикнул Микки.
- Ты думаешь? - спросил Гуфи.
- Конечно! Он же произвёл нас в мушкетёры, так? Мы должны спасти принцессу или отдать за неё свои жизни.
Микки, Дональд и Гуфи отыскали королевскую карету у старой заброшенной башни.
- Тяни! - крикнул Микки Дональду, и они вместе попытались открыть тяжёлую дверь башни.
- Дайте-ка мне попробовать, - сказал Гуфи и решительно направился ко входу.
- Нет, Гуфи, подожди, - попытался остановить его Микки.
Они с Дональдом поняли, что дверь нужно было толкать, а не тянуть. Но было поздно, Гуфи уже ворвался внутрь.
Быстрее молнии Гуфи взлетел вверх по лестнице.
Он взял такой разбег, что просто не мог остановиться. По пути он опрокинул несколько старых доспехов, которые с жутким грохотом обрушились в реку, протекавшую внизу. Добравшись до вершины башни, Гуфи наткнулся на братьев Гавс.
Сперва Гуфи хотел было затормозить, но затем ему в голову пришла неплохая идея. Врезавшись в братьев Гавс на полной скорости, Гуфи вытолкнул их в окно.
И этим он спас принцессу Минни и Дейзи. Они были ошеломлены внезапным появлением спасителя. Похоже, что три мушкетёра и вправду становились героями.
Во дворце всё было спокойно. Но капитан Пит и его приспешники уже готовили новый удар.
Охраняя спальню принцессы, Гуфи услышал скрип открывающейся двери и увидел на стене большую тень. Испуганный мушкетёр скоро успокоился,так как понял, что это…
… была тень Микки.
- Мушкетёр Гуфи, мне нужна твоя помощь! - услышал Гуфи голос Микки.
Он показался ему немного странным, но как настоящий мушкетёр Гуфи не мог бросить друга в беде и побежал по дворцу. Вскоре выяснилось, что это Кларабелль хитростью вынудила его оставить свой пост.
- Держитесь, негодяи! - Дональд вытащил шпагу, встретившись с братьями Гавс. Впервые в жизни он попытался быть храбрым, но братья только расхохотались. Как только они достали своё оружие, вся храбрость Дональда сразу же улетучилась.
И он мгновенно спрятался в старых доспехах. Когда братья проходили мимо, Дональд услышал, как они говорили о плане капитана Пита.
Так он узнал о похищении принцессы и о том, что Пит хочет убить мушкетёров.
- Здесь творится что-то странное, - сказал себе Микки, обнаружив, что его друзья оставили свой пост. Обойдя дворец, он нашёл Дональда, спрятавшегося в доспехах и дрожащего от страха. Дональд рассказал Микки о коварном плане капитана Пита.
- Но он же произвёл нас в мушкетёры?! - с недоумением пробормотал Микки.
- Он обманул нас, Микки, обманул!
- Врал он или нет, но пока на нас форма мушкетёров. Мы не должны бежать от опасности! - решительно сказал Микки.
- Правильно! Тогда без формы, каждый сам за себя! - ответил Дональд, срывая с себя мушкетёрское облачение.
- Мне очень жаль, - сказал он своему другу и выбежал из дворца.
Оставшись один, Микки побрёл по коридору.
Вдруг перед ним появился капитан Пит.
- Надо же! Никак один из моих героических мушкетёров?! - хрипло расхохотался он.
Слова Пита привели Микки в ярость. С него было достаточно. Он сказал громко и смело:
- Капитан Пит, властью, данной мне званием мушкетёра, я арестовываю вас.
Но капитан Пит рассмеялся ему в лицо и одним ударом отправил Микки в нокаут.
Затем капитан Пит отнёс Микки в тюрьму Монт-Сен-Мишель и приковал его к стене в тёмной и сырой камере.
- Что ж, Микки, похоже, это конец, - усмехнулся довольный капитан Пит.
- Мои друзья спасут меня! - ответил Микки, ни на миг не усомнившись в верности своих мушкетёров.
- Ну да, конечно! Селезень бросил тебя, не так ли?
А Гуфи вот-вот пойдёт ко дну!
Слова капитана Пита заставили Микки замолчать.
Услышав шум прилива, Пит засмеялся. Через трубу в стене начала подниматься вода в камере. Скоро она заполнит всё пространство. Если Микки не удастся выбраться, он - покойник.
- Что ж, время прилива. Мне пора, - сказал Пит.
Этим вечером он собирался пойти в Оперный театр и не мог ждать.
- Ну, вот и всё, красавчик, пора прощаться!
Кларабелль честно пыталась исполнить свой долг лейтенанта, служащего при капитане Пите. Но Гуфи тайно влюбился в неё. И на протяжении всего этого времени не только пел серенады, но даже пытался танцевать с ней танго. Когда ушёл Пит, покорённая мушкетёром Кларабелль ничего не могла с собой по делать и освободила Гуфи от цепей. И тут… перила моста обрушились в воду.
- Твой друг Микки в большой беде. Он находится в Монт-Сен-Мишель, - успела крикнуть Кларабелль, пока они с Гуфи летели вниз. Затем они приземлились прямо на проплывавшую под ними лодку Дональда. БАХ! Лодка разлетелась пополам и стала тонуть.
- Мы должны спасти нашего друга, - сказал Гуфи Дональду, пока они плыли к берегу.
- Нет! - трусливо ответил Дональд. - Пит убьёт нас!
- А как же тогда наш девиз: «Один за всех, и все за одного»? Ты что, забыл? - взревел Гуфи.
А в Монт-Сен-Мишель Микки изо всех сил пытался освободиться от цепей, но они не поддавались.
Его надежды таяли по мере того, как поднималась вода. Когда она почти дошла до носа Микки, в камеру ворвался Гуфи и принялся тянуть цепь. С ним был и Дональд. Он нашёл в себе силы, чтобы прийти на помощь своему другу. Все вместе мушкетёры смогли разорвать цепь и выбраться из затопленной камеры.
- Вы вернулись, - устало улыбнулся Микки.
- Конечно, вернулись, - ответил Дональд.
- Мы бы никогда тебя не бросили. Мы же друзья! - добавил Гуфи.
- А теперь мы должны спасти принцессу, - решительно сказал Дональд.
- Ребята, а вы уверены, что мы должны это делать? - заколебался Микки.
- Мы же не настоящие мушкетёры.
Но Гуфи кивнул:
- Конечно, Дональд труслив, я далеко не гений, а ты не вышел ростом. Но если мы будем держаться вместе, нам всё по плечу!
- Ты прав, друг! Нам нужно спасти принцессу! - согласился Микки, и они вместе отправились в Оперный театр.
- Где мои телохранители? - спросила принцесса Минни, приехав в оперу.
- Сегодня я буду вашим телохранителем, - сказал капитан Пит, высунувшись из-за длинной портьеры. Он схватил принцессу и Дейзи. Затем засунул их в большой мешок и бросил его братьям Гавс.
- Вы знаете, что надо делать, - сказал он и удалился в свою ложу. Пит и представить не мог, что Микки, Дональд и Гуфи появятся здесь и преградят братьям Гавс дорогу.
Самый маленький из братьев, переодевшись принцессой, вышел на сцену и объявил, что Пит должен стать новым королём.
Но прежде чем кто-то успел что-либо сказать, все услышали шум драки. На сцену выскочили два брата Гавс, преследуемые Микки, Дональдом и Гуфи. Шпаги звенели, со свистом рассекая воздух. Против братьев дрались все три мушкетёра.
Со своего места капитану Питу было хорошо видно, как разворачиваются события. Он заметил, что принцесса вот-вот выберется из мешка, и поспешил остановить её. Но на сцене его поджидал Микки, который уже освободил принцессу и Дейзи.
- Что ж, Микки, всё кончено! Ты остался один! - расхохотался капитан Пит, прижимая Микки к краю сцены. Но тут вернулись друзья Микки, которые разделались с братьями Гавс. Они поспешили ему на помощь. Втроём они легко одолели капитана и помешали его коварному плану завладеть троном.
На следующий день на дворцовой площади состоялась торжественная церемония посвящения Микки, Дональда и Гуфи в мушкетёры. Взяв в руки шпагу, Минни велела им преклонить колени и торжественно сказала:
- В благодарность за спасение Франции я возвожу Микки, Дональда и Гуфи в чин королевских мушкетёров.
Трое друзей не верили в происходящее. Их мечта наконец-то осуществилась! Они справились со своими недостатками и превратились в отважных, умных и сильных мушкетёров. Преисполненные радости, они вскочили на ноги и громко прокричали: «Один за всех, и все за одного!».

Первый раз книгу читала лет в 12, кажется. До того момента прочла у Дюма "Граф Монте-Кристо", и как-то он впечатлений не оставил. А пылившиеся на полке "Три мушкетера" так и мозолили глаза. Я сдалась, прочла пару страниц, потом пару глав, потом пару десятков глав... так, дня за три и осталась позади вся книга, а вместе с ней и потрясающие приключения этой отважной четверки. На тот момент я и знать не знала, что существует продолжение, а так бы хотелось побыть с полюбившимися персонажами подольше. Раньше-то интернета у меня не было.
Но вот я выросла и решила перечитать первую книгу, а за ней и остальные четыре. Чтобы вновь окунуться в этот мир, только уже сосредотачивать свое внимание не на этом квартете, а на всем, на чем делал упор Дюма, а именно - еще и на политической теме (ох, как я ненавижу политику). Это оказалось гораздо труднее, чем в детстве.
На первый взгляд серия книг полна "воды" - все пять книги и сами по себе пухленькие, кажется, что Дюма так щедро поливал каждую; и тем не менее, в "Трех мушкетерах" определенно есть своя неповторимая изюминка, они цепляют и не отпускают. И, попав в этот мир, назад уже не хочется.
Сказать по правде, самой интересной частью я считаю "Двадцать лет спустя" - главные герои уже умудренные опытом мужчины, с головой на плечах (вроде как), в них уже не кипит та юношеская кровь, заставляющая идти на самые безумные поступки. Да и преподносит книга хороший урок всемирной истории - времена английской революции, окончившаяся казнью короля Карла I.
И если в первой книге Д"Артаньян был центром вселенной и ничего, кроме раздражения не вызывал (у меня), то во второй книге к нему проникаешься уважением. Он поступал очень благородно, наплевал на приказ Мазарини и прикладывал все свои силы, чтобы помочь королю Карлу избежать казни.

Наш старый советский фильм заслуживает отдельной похвалы. Я не знаю, может быть, Дюма каким-то непостижимым образом сотрудничал с режиссерами прямо с того света, но то, как подобрали актеров и как искусно они передали характеры всех героев, это просто поразительно! Глядя на них понимаешь, что именно так и должны были выглядеть Д"Артаньян с троицей, Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем... Браво

P.S. Пишу на случай, если кто-нибудь наткнется на книгу "Сын Портоса". Прочла ее тогда спустя год после прочтения "Трех мушкетеров" - собственно, а как же иначе-то? - и осталась ужасно разочарованной. Так запороть образ Арамиса надо уметь. Тогда я еще и не подозревала, что автором сего произведения является вовсе не Александр Дюма, как почему-то было написано на обложке, и впала в депрессию. Решила, что больше о мушкетерах ничего не хочу слышать. Но, Бог миловал - Дюма ничего подобного не писал и не собирался дальше. Моя душа спокойна, а другим ее читать не советую.




Top