Тема вов в прозе 20 века. Проза о великой отечественной войне

Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1-2 произведений.)

Важнейшая тема 1960-1980-х годов – военная. Ос­мысление событий Великой Отечественной войны, ху­дожественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. «Окопная правда» войны, собы­тия, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писа­телей все в большей степени.

Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924) один из при­знанных представителей так называемой «лейтенант­ской прозы». Бондарев умеет как бы перенести читателя в самый центр боя. Звуки, огонь взрывов и выстрелов, крики злобы, отчаяния, боли в словесных картинах пи­сателя сочетаются с умением поведать о том, что пережи­вают реальные участники сражения. Все это оставляет у читателя ощущение ожога от прикосновения к реаль­ности войны. Особенно сильно это впечатление, потому что в страшных схватках и нечеловеческих испытаниях действуют зачастую отнюдь не супермены и богатыри, а очень юные, обыкновенные, даже слабые «мальчики», солдаты и офицеры. Фронт стал суровой школой муже­ства и нравственных испытаний для вчерашних студен­тов и школьников. Нравственная чистота, человечность, умение понимать людей, дружить и любить – неожи­данно оказываются главными качествами, которые тре­бует борьба со смертью, врагом.

Офицеры Ермаков («Батальоны просят огня») и Но­виков («Последние залпы») – тоже совсем еще моло­дые люди. Их человеческое становление еще не завер­шено, а они уже вынуждены больше думать о других, чем о себе. Крупным планом изображены переживания человека на войне в экстремальной ситуации.

Роман «Горячий снег» (1969) свидетельствовал о творческой зрелости писателя.

Историческое основание сюжета романа – попыт­ка танковой армии Манштейна зимой 1942 года про­рваться к попавшей в окружение группировке фельд­маршала Паулюса. Остановить танки в широкой степи должны были артиллеристы. Генерал Бессонов отда­ет суровый приказ: «Стоять на занимаемых рубежах до последнего. Для всех без исключения объективная причина ухода с позиции может быть одна – смерть…» И солдаты стоят насмерть, уничтожая немецкие танки.

Ю. Бондарев создает целую галерею портретов солдат и офицеров: от командира артиллерийской батареи Дроздовского и командира взвода Кузнецова до командующего армией Бессонова, от совсем юного ездового Сергуненкова, посланного Дроздовским на бессмысленную смерть в неравной схватке один на один с танком, до человечного члена Военного совета Веснина, всегда заботившегося о сохранении солдатских жизней и по­гибшего в скоротечном бою просто, отнюдь не героически, случайно – по-солдатски.

Это не безликая масса, а яркие личности, непохожие друг на друга характеры. Дроздовский внешне выигрывает, отличается командирской статью, готовностью решать и принимать ответственность. Но постепенно выясняется, что он эгоистичен, стремится всем показать свою храбрость, сделать на войне карьеру. И в решающие моменты боя он пасует. Писатель не говорит о прямой трусости, но и не показывает никакого реального вклада Дроздовского в победу, единственного, чем измеряется мера свершенного в бою солдатом, офицером. Кузнецов, напротив, скромен, поначалу не очень уверен в себе. Но в конце концов обнаруживается его нравственное превосходство. Именно это не позволяет Кузнецову смотреть на подчиненных как на материал для достижения военных целей. Сам он до последне­го снаряда продолжает схватку с танками, в наиболее опасные моменты боя оказывается в нужном месте.

В повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же. Ему удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реагировали на пролетавшие юнкерсы. Главный герой повести Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела». Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «…Снег- легкий, сухой, голубой.

Он отдавал запахом антоновских яблок… ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Молодые лейтенанты ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. Они не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории», и он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут ее заложниками.

Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Командир капитан Рюмин уже знал: «на нашем направлении прорван фронт», когда в расположении роты появился генерал Переверзев - странный, растерянный, утративший волю. Алексею Ястребову Рюмин посоветовал сказать ребятам, что Переверзев - контуженый боец, изображающий себя генералом. Об истинном положении на фронте рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь». Появление политрука Анисимова вызвало надежду, когда он «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят соседи». Но это было очередное вранье. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях страданий раненного в живот Анисимова: «Отрежь… Ну, пожалуйста, отре-жь…» - умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея. Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» - решает он про себя, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «ура! за Сталина!».

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

по предмету:

“Литература”

“Великая Отечественная война в прозе XX века”

Выполнила:

ученица ****

Проверила:

Введение…………………………………………………………. 3.

    Человек на войне в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые»…………………………………………………… 6.

    Человек на войне (по повести Василия Быкова «Сотников»)…………………………………………………9.

    Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»……………........... 11.

Заключение………………………………………………………. 14.

Список используемой литературы…………………………….....16.

Введение

Советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа.

А. ТОЛСТОЙ

Выдающаяся победа Советского Союза над фашисткой Германией явилась всемирно-историческим событием, имевшим огромное международное значение. Фашизм был разбит. Советская Армия разгромила и уничтожила свыше 500 немецких дивизий и около 100 дивизий сателлитов Германии. Чтобы понять значение этих цифр, достаточно вспомнить, что в расправе над Западной Европой участвовало всего 100 фашистских дивизий.

История еще не знала такой жестокой, кровопролитной и уничтожающей войны, какой была вторая мировая война. Особенно тяжелой, разрушительной эта война была для советского народа. Вторжение гитлеровцев принесло нашей стране огромные бедствия, гибель миллионов людей. Четыре года сражений Советской Армии с фашистскими захватчиками были самыми напряженными в ходе второй мировой войны.

«Нам война была не нужна. Но когда она началась, великий советский народ мужественно вступил в смертельную схватку с агрессорами» 1 .

Война явилась величайшим испытанием и проверкой всех сил народа, и эту проверку социалистический общественный строй и советский человек выдержал с честью.

Несмотря на то что в настоящее время события войны отошли в прошлое, стали историей, тема Великой Отечественной войны остается предельно современной. Она является предметом острой идеологической борьбы двух миров, вызывает столкновение различных точек зрения, ожесточенную полемику в области истории, этики, философии, искусства.

Война была серьезнейшим испытанием и для советской литературы. В годы Великой Отечественной войны литература, обогащенная традициями советской литературы предшествующих периодов, не только сразу откликнулась на происходящие события, но и стала действенным оружием в борьбе с врагом. Отмечая напряженную, поистине героическую творческую работу писателей во время войны, М. Шолохов говорил: «Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви в Родине» 2 .

Послевоенная литература, отражающая героический подвиг народа в борьбе с фашизмом, с каждым годом обеспечивается новыми и новыми произведениями.

Писатели и поэты советской страны стали в ряды защитников Отчизны. Свыше тысячи писателей были на фронтах войны, из них более двухсот погибли за свободу и независимость Родины. Своим художественным творчеством в Великой Отечественной войне приняли непосредственное участие М. Шолохов, А. Фадеев, К. Федин, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург, А. Сурков, Л. Соболев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Полевой, Б. Горбатов и другие.

Многие писатели получили правительственные награды. Восемнадцати художникам слова было присвоено звание Героя Советского Союза.

Важным этапом развития литературы о войне являются 60-70-е годы. В эти годы среди писателей героической темы выдвинулись новые имена К. Симонов, В. Быков, В. Гроссман и многие другие.

Сейчас трудно представить современную литературу о войне без большого количества мемуарной литературы, созданной не просто участниками войны, а выдающимися полководцами.

Обращены к нашим современникам слова об участниках Великой Отечественной войны, о подвиге, который мы не имеем права забыть: «И сегодня, спустя многие годы после сражений, среди множества дел мы обязаны постоянно помнить о тех, кто прошел войну. Окружить их заботами и вниманием, помогать им в житейских делах – это моральный долг органов власти, всех граждан, это закон нашей жизни».

Человек на войне в трилогии

К. Симонова «Живые и мертвые»

Константина Симонова считают основателем «панорамного» романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов и другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова «Живые и мертвые», благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название – «панорамного» романа или романа-события. В один ряд с симоновской трилогией ставятся «Война» и «Москва, 41-й» И. Стаднюка, «Блокада» А. Чаковского.

Сам Симонов признавался, что центральное в его романе – это человек на войне. «Мне кажется, что в «Живых и мертвых» я напрасно отдал дань мнимой обязательности для романа наличия в нем семейных линий. И как раз это оказалось самым слабым в моей книге», - признает К. Симонов. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало о него введения большого количества действующих лиц – свыше 200. Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны – когда люди пропадали без вести. «Я оборвал эти судьбы сознательно», - говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью.

Вот как представлен в романе самый бесстрашный из командиров дивизии, который погибает немного ранее Серпилина: «Талызин, бирюковатый по натуре и казавшийся по первому впечатлению малообразованным, на самом деле был хорошо начитан, знал службу и командовал своей дивизией хотя и небезошибочно, но честно: не раздувал успехов и не прятал неудач. И вообще, по составившемуся у Серпилина мнению, был человек высокопорядочный…». Далее в нескольких предложениях Симонов раскрывает об этом человеке буквально все. В сорок первом отн вместе с несколькими другими генералами был отдан на Западный фронте под трибунал. Талызину предъявлялось обвинение в трусости и утере управления дивизии.

За это о был приговорен к расстрелу, замененному десятью годами лишения свободы. Из лагеря просился на фронт и летом сорок второго был послан вновь заместителем командира полка.

Человек на войне у Симонова – это практически реальный человек, о есть взятый из жизни. Судьба Талызина – это художественное воплощение в романе реальных событий. То же можно сказать и о большинстве судеб героев романа.

При написании трилогии. К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе он опирался на документы, свидетельства очевидцев, свой собственный опыт.

Я думаю, что наиболее широко тему реферата можно раскрыть на примере образа Серпилина, являющегося одним из центральным в повествовании. Образ Серпилина, прошедшего во время войны путь от командира полка до командарма, считается открытием Симонова. С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы – те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Федор Серпилин был осужден без суда и следствия на десять лет, несмотря на то, что он не признал предъявленных ему обвинений.

«Фигура комбрига Серпилина сложилась у меня из воспоминаний двоякого рода, писал Симонов, - во-первых, у меня в памяти осталось несколько встреч в разные годы войны с людьми, превосходно воевавшими и имевшими… ту же самую нелегкую биографию… во-вторых, мне врезались в память некоторые эпизоды обороны Могилева в июле 1941 года и облик командира одного из полков… человека, не желавшего отступать. И внешний, и внутренний облик этого человека легло в первооснову образа Серпилина».

Человек на войне

(по повести Василия Быкова «Сотников»)

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василия Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экспериментальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрываться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов – Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.

Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

Василий Семенович Гроссман изобразил в романе «Жизнь и судьба» Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом про­изведении героизм людей на войне, борьбу с преступ­лениями фашистов, а также полную правду о происхо­дивших тогда событиях внутри страны: ссылке в ста­линские лагеря, арестах и всем связанным с этим.

В судьбах основных героев произведения Василий Гроссман запечатлевает неизбежные во время войны страдания, утраты, смерти. Трагические события этой эпохи рождают в человеке внутренние противоречия, нарушают его гармонию с внешним миром. Это видно на примере судеб героев романа «Жизнь и судьба» -Крымова, Штрума, Новикова, Грекова, Евгении Нико­лаевны Шапошниковой.

Народные страдания в Отечественной войне в «Жизни и судьбе» Гроссмана более мучительные и глубокие, чем в предшествующей советской литера­туре. Автор романа приводит нас к мысли, что героизм победы, завоеванной вопреки сталинскому произволу, более весом. Гроссман показывает не только факты и события сталинского времени: лагеря, аресты, ре­прессии. Главное в сталинской теме Гроссмана - это влияние этой эпохи на души людей, на их нравствен­ность. Мы видим, как храбрецы превращаются в тру­сов, добрые люди - в жестоких, а честные и стой­кие - в малодушных. Мы уже даже не удивляемся, что самых близких людей порой пронизывает недове­рие (Евгения Николаевна заподозрила в доносе на нее Новикова, Крымов - Женю).

Конфликт человека и государства передается в раз­мышлениях героев о коллективизации, о судьбе «спец­переселенцев», он ощущается в картине колымского лагеря, в раздумьях автора и героев о тридцать седь­мом годе. Правдивый рассказ Василия Гроссмана о скрывавшихся прежде трагических страницах нашей истории дает нам возможность увидеть события войны более полно. Мы замечаем, что колымский лагерь и ход войны, как в самой реальности, так и в романе связаны между собой. И именно Гроссман был первым, кто по­казал это. Писатель был убежден, что «часть прав­ды - это не правда».

Герои романа по-разному относятся к проблеме жизни и судьбы, свободы и необходимости. Поэтому у них и раз­ное отношение к ответственности за свои поступки. На­пример, штурмбанфюрер Кальтлуфт, палач у печей, убивший пятьсот девяносто тысяч человек, пытается оп­равдать себя приказом свыше, властью фюрера, судьбой («судьба толкала... на путь палача»). Но дальше автор говорит: «Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен, не хотеть». Проводя параллель меж­ду Сталиным и Гитлером, фашистским концлагерем и ла­герем на Колыме, Василий Гроссман говорит, что призна­ки любой диктатуры одинаковы. И ее влияние на лич­ность человека разрушающее.

Показав слабость человека, неумение противосто­ять" силе тоталитарного государства, Василий Гроссман вместе с тем создает образы поистине свободных лю­дей. Значимость победы в Великой Отечественной вой­не, завоеванной вопреки диктатуре Сталина, более ве­сома. Эта победа стала возможной именно благодаря внутренней свободе человека, способного, сопротивляться всему, что бы ни уготовила ему судьба

Сам писатель сполна изведал трагическую слож­ность конфликта человека и государства в сталинскую эпоху. Поэтому он знает цену свободы: «Только люди, не испытавшие на себе подобную силу авторитарного государства, его давления, способны удивляться тем, кто покоряется ей. Люди, познавшие на себе подобную силу, удивляются другому - способности вспыхнуть хоть на миг, хоть одному гневно сорвавшемуся слову, робкому, быстрому жесту протеста».

Заключение

Четыре десятилетия минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечества совершенный нашим народом подвиг.

Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самые тяже­лые дни войны, в самые критические ее минуты не покидала советского человека уверенность в победе, ибо истоки ее, как говорилось на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы, - «в природе социализма, советского образа жизни, во всенародном характере Великой Отечественной войны. Война, как величайшее испытание, с необычайной выпуклостью и ре­альностью подтвердила, что именно народные массы - ре­шающая сила истории. Проявляя массовый героизм в боях и труде, отстаивали и защищали свою социалистическую родину советские люди разных национальностей. Их сплачивал и вооду­шевлял великий русский народ, мужество которого, выдержка и несгибаемый характер являли собой вдохновенный пример несокрушимой воли к Победе» 3 .

И сегодняшний день, и наше будущее во многом обуслов­лены маем 45-го года. Салют великой Победы вселил в миллионы людей веру в возможность мира на земле. «Самое главное, самое ценное, что дала нам Победа - это возможность жить и тру­диться в условиях мира» 4 .

Литературу о Великой Отечественной войне принято называть военной литературой. Термин условный и, конечно же, не сов­сем точный, не отражающий всего разнообразия, всего богатства, жизненного содержания, идей, проблем, конфликтов, характеров произведений о народном подвиге. И если уж отталкиваться от слова «война» как производного, то это скорее литература: антивоенная, ибо ей всегда был чужд дух военного угара, милитаристского психоза, который захлестывает искусство Запада.

Список используемой литературы

    К. Симонова «Живые и мертвые»;

    В. Быков «Сотников»;

    Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

    Брежнев Л.И. Малая земля. – «Новый мир», 1978, № 2, с. 6

5. Шолохов М. Выступление на II съезде советских писателей СССР в 1954 г. – В кн.: II съезд. Стенографический отчет. М., 1956, с. 374.

1 Брежнев Л.И. Малая земля. – «Новый мир», 1978, № 2, с. 6.

2 Шолохов М. Выступление на II съезде советских писателей СССР в 1954 г. – В кн.: II съезд. Стенографический отчет. М., 1956, с. 374.

Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше на тему произведения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.

Очень много произведений посвящено теме войны. Сразу вспоминаются работы «В окопах Сталинграда» Некрасова, «Батальоны просят огня», «Тишина» Бондарева. Кстати особенно мне запомнилось произведение Бондарева под названием «Горячий снег», где достоверно изображается Сталинградская битва и защитники Сталинграда. Берет за душу произведение Воробьева под названием «Убиты под Москвой», которое автор написал в 1961 году. Повесть рассказывает о начале военных действий под Москвой в 1941 году. Невозможно оставаться равнодушным, читая о молодых курсантах, которые были посланы на бой без оружия, практически на верную смерть.

Какие еще рассказы о войне мне запомнились? И здесь, освещая тему Великой Отечественной войны в литературе и в своем сочинении, хочется вспомнить еще работу «Красное вино победы», написанную Носовым, где герой произведения встречает Великую Победу в госпитале. Там он и получает вместе с остальными ранеными бокал вина в честь победы над фашизмом.

Проза о войне заняла особое место в послевоенной литературе. Она стала не просто темой, а целым континентом, материком в литературе, где на специфическом жизненном материале нашли решение едва ли не все идейные и эстетические проблемы современности.

Сейчас можно со всей полнотой проследить эволюцию жанров военной прозы: от самых малых форм до многотомных эпопей. Такое развитие обусловлено проблемами, с которыми столкнулись народы при внезапном нападении фашистских войск, а также пятилетним сроком тяжелейших испытаний для миллионов людей.

Начиналась военная проза с кратких лозунгов, призывов, имевших своей целью мобилизовать людей. Многие писатели с горечью отмечают растерянность людей в первые дни войны. Официальная пропаганда тех лет утверждала, что с Германией подписан мирный договор, что немцы наши друзья, а Сталин, ослепленный собственным величием, не верил в возможность нападения Гитлера на СССР. В трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», в романе М. Шолохова «Они сражались за Родину» и многих других произведениях описаны первые дни войны, когда советские солдаты психологически не могли стрелять в немецких солдат, не было в их душах ненависти. И только когда перед их глазами предстали горящие поля хлеба и сожженные фашистами деревни, в их сердцах начала подниматься ненависть к врагу.

Как правило, большинство писателей и журналистов в дни войны стали военными корреспондентами. Именно им выпало сообщать о событиях с фронта и формировать правильное отношение к врагу. Началом их деятельности стали короткие заметки, небольшие очерки, описывающие зверства фашистов и мужество русских солдат и населения, оказавшегося на оккупированных территориях. Ситуация требовала адекватных изобразительных и жанровых средств. Жанр очерка идеально подходил для многостороннего охвата событий. Военные годы принято называть первой волной прозы о войне. Основной ее задачей было поддержание мужества и стойкости людей, их воли к победе, с чем авторы успешно справились.

Позже, когда стало очевидным, что гитлеровцам не удалось молниеносно завоевать страну, у писателей появилась возможность шире и глубже осмыслить ситуацию, используя жанр рассказа. При этом очерк продолжал выполнять функцию пристального слежения за биением пульса страны.

Второй волной развития военной прозы стали послевоенные годы. Первый всплеск произошел сразу же после смерти Сталина в 1954-1955 годах. Советский Союз, вынесший на своих плечах все тяжести войны, победивший фашистскую Германию и освободивший полмира, не мог продолжать существовать в режиме лагерей. Наступало время собирать камни и подводить итоги. Достоверная информация о боевых событиях, облеченная в художественную форму, стала наиболее востребована в литературе. Уже в первых рассказах и повестях этого периода наблюдается нарастание новых качеств, в том числе интерес к документальной прозе, к подлинным свидетельствам участников военных действий. Сюда можно отнести очерк С. Смирнова «Герои Брестской крепости» (1954), положивший начало документальной повести «Брестская крепость», завершенной десять лет спустя.

В 1957-1959 годах появились рассказы «Судьба человека» М. Шолохова, «Иван» В. Богомолова, повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», «Пядь земли» Г. Бакланова, роман К. Симонова «Живые и мертвые» и многие другие. Аналогичный взлет переживал и кинематограф. Появились фильмы «Летят журавли», «Баллада о солдате», «У твоего порога». Это время кульминации военной прозы: своего предела достиг тонкий лирический психологизм, основанный на реальных фактах, судьбах, историях. Отличительными чертами второй волны военной прозы считаются образы и детали, максимально приближенные к реальному фронтовому бытию, смелые и резкие подробности, пристальный психологизм, изображение событий и людских судеб в их противоречивой сложности, интерес к восстановлению имен и событий, незаслуженно остававшихся в тени, осознание всей меры утрат, причиненных войной. Заметно возрос общий уровень достоверности изображаемых событий.

Новые произведения дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека.

Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», «эпос, сжатый до размеров рассказа». Благодаря этому рассказу военная проза перешла от подчеркивания эпитета настоящий человек к повествованию о судьбе человека. В дальнейшем писатели последовательно осваивали весь спектр проблем военного времени. Теме извлечения горьких уроков из трудных ситуаций войны, особенно на первом этапе, посвящены повести и романы «Неудача» Ю. Гончарова (1964), «Июль 41 года» Г. Бакланова (1965), «Наш комбат» Д. Гранина (1967).

Изображению психологии предателей посвящены «Дезертир» Ю. Гончарова, «Бездна» Л. Гинзбурга. Тема деревни в годы войны освещена в народно-эпических повествованиях «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Ивушка неплакучая» М. Алексеева и других. Книгами о военном детстве были «Иван» В. Богомолова, рассказы Веры Пановой «Валя» и «Володя». Появились лирико-драматические автобиографические произведения «Где-то гремит война» В. Астафьева, «Когда отец ушел на фронт» Ю. Щеглова, «Ранние журавли» Ч. Айтматова и другие. В этой прозе главенствовали три основных мотива: трагедийность войны, быстрое гражданское возмужание детей и гуманистическое неприятие войны.

Изображение любви на войне отражало способность сохранить и оценить чистое чувство, любовь была своеобразным вызовом войне, символом жизни. Сюда относятся такие произведения: «Звездопад» и «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Зося» В. Богомолова, «Красное вино победы» Е. Носова и другие.

Широкое развитие получила «воспитательная» военная проза: «До свидания, мальчики» Б. Балтера, «Повторение пройденного» С. Баруздина, «От дома до фронта» Е. Ржевской, «Один из нас» В. Рослякова. Материал с сайта

Наиболее резко новые начала военной прозы проявились в произведениях психологического драматизма. К шедеврам этого направления принадлежат произведения «Мертвые сраму не имут» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева, первые повести В. Быкова «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница» и другие. Их герои, как правило, молодые солдаты или лейтенанты, лишь внешне были схожи с персонажами зарубежных романов о «потерянном поколении». Однако внутренне они полемизировали с героями Первой мировой войны. Из новой войны наши солдаты выходили закаленными, нравственно возмужавшими, уверенными в своей правоте.

Рядом с прозой психологического драматизма развивалась эпическая проза, но уже в новом качестве. Произведения, нацеленные на широкий панорамный охват действительности, разделились по типу повествования на три группы.

Первый тип можно назвать информативно-публицистическим: в романе множество персонажей, действующих на фронте и в тылу. Это сочетается с показом деятельности Ставки и высших штабов. Лучший пример — это пятитомная «Блокада» А. Чаковского, действие которой перебрасывается из Берлина в маленький городок Белокаменск, из бункера Гитлера в кабинет Жданова, на дачу Сталина и в комитет партии. Позже из такого типа повествования возник политический роман.

Вторую ветвь составили романы панорамно-семейные: «Истоки» Г. Коновалова, «Вечный зов» А. Иванова, «Судьба» П. Проскурина.

Третьим типом эпического полотна явился новый тип батального монументального романа. Это трилогия К. Симонова «Живые и мертвые», в которой, как нигде, зримо показана динамика победы.

Для нас военная проза ценна тем, что показывает противоборство двух систем, двух идеологий, которое актуально и в наше время. Развитие военной прозы вступило в новый «виток». Оказалось, что не все трагические страницы этой страшной книги-войны прочитаны, не все тайны раскрыты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • военная проза 20 века рубцов
  • жанры военной прозы
  • сочинение как жилось детям в военные годы из рассказа иван зося
  • военнная проза 20й век
  • Русская военная проза ХХ в



Top