Тайная жизнь и обычаи цыган: гадание, гипноз и воровство людей. Откуда произошли цыгане: мнение учёных Кочевая жизнь цыган


Цыгане - один из самых, пожалуй, непонятных и мифологизированных народов на нашей планете, и так было на протяжении многих веков. По всему миру ходят слухи, что когда цыгане приходят в город, они соблазняют мужчин и женщин, а затем воруют все, что попадается им на глаза, в том числе детей. Существует также много мифов о хитрых и загадочных цыганках-гадалках и цыганских таборах. В любом случае, даже, если отставить все мифы и заблуждения в сторону, цыгане остаются одной из самых интересных этнических групп в истории.

1. Откуда они пришли


Происхождение цыган окутано тайной. Порой казалось, что они появились на планете неким таинственным образом. Это само по себе, возможно, вызвало чувство страха у европейцев и способствовало возникновению атмосферы таинственности вокруг цыган. Современные ученые предполагают, что цыгане изначально массово мигрировали из Индии в пятом веке.

Эта теория предполагает, что их бегство было связано с распространением ислама, которого цыгане отчаянно пытались избежать, чтобы защитить свою свободу вероисповедания. Эта теория утверждает, что цыгане мигрировали из Индии в Анатолию и далее в Европу, где разделились на три отдельные ветви: домари, ломаврен и собственно сами цыгане. Другая теория предполагает, чтобы было целых три отдельных миграции в течение нескольких столетий.

2. Кочевой образ жизни цыган


Вокруг цыган уже давно сформировалось множество стереотипов. Кто не знает фразы "цыганская душа" (которая применяется в отношении свободолюбивых людей). Согласно этих стереотипов, цыгане предпочитают жить, что называется, не в "мейнстриме" и сторонятся социальных норм, чтобы иметь возможность вести кочевой образ жизни, изобилующий весельем и танцами. Правда же гораздо мрачнее.

На протяжении многих веков цыган часто насильственно изгоняли из стран, в которых они жили. Подобное принудительное выселение продолжается по сей день. Многие историки предположили, что истинная причина кочевого образа жизни цыган очень простая: выживание.

3. У цыган нет родины


Цыгане - люди без определенного гражданства. Большинство стран отказываются предоставлять им гражданство, даже если они родились в этой стране. Столетия преследований и их замкнутое сообщество привели к тому, что у цыган попросту нет родины. В 2000 году цыгане были официально объявлены внетерриториальной нацией. Это отсутствие гражданства делает цыган юридически "невидимыми".

Хотя они не подчиняются законам ни одной страны, они не могут получить доступ к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам. Более того, цыгане не могут даже получить паспорта, что делает их путешествия очень затрудненными или невозможными.

4. Цыганские гонения.


Начать стоит с того, что цыгане фактически были порабощенными людьми в Европе, особенно в 14 - 19 веках. Их обменивали и продавали, как товар, и они считались "недолюдьми". В 1700-х годах императрица Австро-Венгерской империи Мария Терезия приняла закон, который ставил цыган вне закона. Это было сделано, чтобы заставить цыган интегрироваться в общество.

Аналогичные законы были приняты в Испании, а многие европейские страны запретили цыганам въезжать на их территорию. Нацистский режим также преследовал и истреблял цыган десятками тысяч. Даже сегодня цыган преследуют.

5. Никто не знает, сколько цыган в мире


Никто не знает, сколько сегодня живет цыган во всем мире. Из-за дискриминации, с которой часто сталкиваются цыгане, многие из них публично не регистрируются и не идентифицируют себя как цыгане. Кроме того, учитывая их "правовую невидимость", рождение детей без документов и частые переезды, многие цыгане числятся пропавшими без вести.

Также проблематичным является то, что цыганам не предоставляют социальные услуги, что помогло бы составить более четкую картину относительно их количества. Тем не менее, The New York Times оценивает количество цыган во всем мире в 11 миллионов человек, но эта цифра часто оспаривается.

6. Цыгане - оскорбительное слово


Для многих людей термин "цыган" означает кочевника и не считается расовым оскорбительным намеком. Но для самих "рома" (или "ромалы" - самоназвание цыган) это слово имеет зловещие обертоны. Например, по данным Оксфордского словаря английское слово "gypped" (образованное от "gypsie" - цыган) означает уголовно наказуемое действие.

Рома, которых часто называют цыганами, считали неудачниками и ворами, а это слово им выжигали на коже во время нацистского режима. Как и многие другие расовые оскорбления, слово "цыган" использовалось в течение многих столетий, чтобы угнетать представителей народности рома.

7. Будущее, недорого...


Есть много мифов, окружающих цыган. Одним из таких мифов гласит о том, что у цыган есть своя магия, которая передается веками из поколения в поколение. Миф связан с картами таро, хрустальными шарами и палатками гадалок, а также с прочими стереотипами. Литература изобилует ссылками на цыганский язык и магические искусства этого народа.

Кроме того, есть много фильмов, в которых показывают проклятия цыган. Даже в искусстве, есть много картин, описывающих рома, как мистических и волшебных людей. Тем не менее, многие ученые считают, что эта вся магия - выдумки, произошедшие от того, что люди попросту вообще ничего не знали о цыганах.

8. Отсутствие формальной религии


В европейском фольклоре часто утверждается, что рома сделали храм из сливочного сыра. Предположительно, они съели его, когда наступил период жестокого голода, поэтому остались без официальной религии. Как правило, цыгане присоединяются к церкви, которая является наиболее распространенной в стране, в которой они живут. Однако, есть много традиционных цыганских верований. Некоторые ученые считают, что есть очень много связей между верованиями рома и индуизмом.

9. Скромность


Хотя цыганские свадьбы часто сопровождаются массовыми гуляньями и роскошными одеяниями, в повседневной одежде цыган отражается один из главных их жизненных принципов - скромность. Цыганские танцы чаще всего ассоциируется с женским танцем живота. Тем не менее, многие цыганские женщины никогда не исполняли то, что принято считать сегодня танцем живота.

Вместо этого они исполняют традиционные танцы, в которых для движений используются только животы, но не бедра, поскольку движения бедрами считаются нескромными. Кроме того, длинные струящиеся юбки, которые обычно носят цыганки, служат для того, чтобы закрывать их ноги, поскольку обнажение ног также считается нескромным.

10. Цыганский вклад в мировую культуру огромен


С самого начала своего существования цыгане были тесно связаны с пением, танцами и актерской игрой. Они пронесли эту традицию на протяжении веков, существенно повлияла на мировое искусство. Многие цыгане ассимилировались в разные культуры, повлияв на них. У многих певцов, актеров, художников и т. д. были цыганские корни.

Загадочные народы на нашей планете жили и в прошлом. Например, такие, как .

На территории России живет более 200 тысяч цыган. Тем не менее едва ли найдется другой народ, о котором существует больше мифов и легенд. Источниками некоторых из них являются сами цыгане, другие сложились
в результате обобщений населения, третьи — фантазия конкретных авторов, четвертые просто глупость. Наша задача — попробовать изменить эти
во многом основанные на заблуждениях представления.

Миф первый: цыгане — это единый народ. Основан миф на том, что цыгане обладают единым языком. Но существует огромное количество самых разнообразных этнических групп цыган, которые могут отличаться практически всем, прежде всего — диалектами и традициями.

Миф второй: у цыган нет собственного языка, цыгане перенимают язык народов, на территории которых живут. Но цыганский язык существует.
Он генетически родственен индийским языкам; во время миграции цыган
из Индии в Европу язык был подвержен множеству влияний, затем появились различные диалектные группы.

Миф третий: все цыгане кочуют. По всей видимости, исторически цыгане
не были кочевым народом: передвижения цыган относятся к эпохе их миграции в Европу. Кроме того, кочевье цыган сильно зависит от региона и от времени.

Миф четвертый: цыганские общины возглавляются баронами. Дело в том,
что в цыганском языке существует слово «баро», которое дословно значит «большой» и в словосочетании «баро мануш» или «рай баро» может означать большого человека, важную персону. На самом деле непосредственно вожака, который бы вел основные дела общины, у большинства этнических групп нет.

Миф пятый: цыгане — криминальный народ и промышляют исключительно преступными деяниями. В действительности существует огромное количество цыганских профессий, а в некоторых общинах есть табу на те или иные занятия, например, на торговлю наркотиками.

Миф шестой: цыгане крадут детей. Миф связан, по всей видимости, с тем,
что у цыган всегда много детей и среди них попадаются дети со светлой, «нецыганской» внешностью. 

Конспект

В русской традиции для названия народа, о котором идет речь, прижилось слово «цыгане», но сейчас все чаще употребляется термин «ром» или «ромы».
В Европе употребление слова «цыган» считается нежелательным.

В XIX веке этнографы Воронежской губернии зафиксировали такой факт: когда крестьяне хотят обидеть цыган, они называют их «фараоны». Все названия — «цыган», «фараон», «ром» — отсылают нас к той или иной версии
о происхождении цыган.

Ром. Это слово взято из цыганского языка и является самоназванием.
По всей видимости, название «ром» восходит к касте, которая в современной Индии называется «вом». С течением времени слово приобрело разные формы
в разных диалектах индийских языков: в частности, на территории Ближнего Востока и на Кавказе проживает народ, который принято называть «домы», а их язык — «домари»; на территории Армении проживает народ, который называют «ломы», а их язык — «ломоврен». По всей видимости, они восходят к единому индийскому предку.

Название «фараон» могло появиться благодаря легенде, которую, видимо, цыгане сами выдумали и использовали во время своих передвижений
по Европе. Согласно этой легенде, они — выходцы из Малого Египта
и отбывают наказание в виде паломничества по Европе за то, что отступились
от христианской веры. Цыгане рассказывали эту историю населению и даже получали от местных правителей охранные грамоты, разрешающие им беспрепятственно передвигаться по европейским землям. Так, в Венгрии цыган какое-то время называли «фараоново племя», а английское слово «gypsy» является искаженным от «Egypt» — «Египет».

«Цыган» — слово, которое используется в русском языке, — отсылает
к так называемым атсингани: некоей византийской секте отступников
от христианской веры (впервые упоминаются в XI веке), возможно, использовавших колдовство. Это слово укоренилось во многих европейских языках, и отсюда мы имеем русское название «цыган», немецкое «цыгойна»
и так далее.

Существует несколько легенд о происхождении цыган, в действительности
же они пришли из Индии: немецкий ученый Иоганн Рюдигер в 1782 году,
на основе лингвистических данных, первым доказал индийское
происхождение цыган.

Так или иначе, когда они оказались в Европе в XV веке, поначалу их принимали
с большим почетом: в первую очередь — потому что паломники, во вторую — потому что щедро платили за постой. Но уже со второй половины XV века все чаще звучат обвинения в том, что цыгане являются турецкими шпионами; женщин, практикующих гадание, объявляют отступницами от веры.

Постепенно появляются законы против цыган — в некоторых странах даже разрешалось убить любого цыгана, встреченного на улице. Так, с одной стороны, укоренялось негативное отношение к этому народу, а с другой — проводились попытки его ассимилировать, и довольно удачные: цыганам запрещалось использовать свой язык, дети отбирались и отдавались
в христианские семьи, запрещались браки между цыганами, устраивались экзамены на знание христианских догматов, все юноши забирались в армию, цыганам запрещалось жить на определенных территориях, а на территории Молдавии и Валахии цыгане долгое время фактически являлись рабами. 

Конспект

Первое упоминание, которое нам известно о цыганах на территории Российского государства, относится к 1721 году. В 1733 году появляется указ — начать взимать подать с цыган, как это делается в Малой России (из чего следует, что в Малой России цыгане оказались раньше). Те цыгане, что появились в России в первой трети XVIII века, были выходцами из Польши.

Довольно быстро эти цыгане находят себе основное занятие — музыка. Цыганские хоры, как правило, организовывались при поместьях; постепенно хоры приобретали независимость, и цыганское пение, пляска, умение повеселиться становятся лейтмотивом в русской литературе XIX — начала
XX века.

Одни группы цыган в большей степени приобщаются к традициям того государства, где проживают, другие — в большей степени сохраняют традиционный уклад жизни. Так формируются различные этнические группы цыган. В современной научной традиции существует деление на четыре основные европейские группы: северо-восточная группа (русска рома, цыгане Польши и прибалтийских стран); центральная группа (цыгане Германии — синти, цыганское население современной Чехии и Словакии, а также частично Западной Украины и Южной Польши); влашская группа, сформированная
под влиянием румынского языка и румынской культуры (кэлдэрары, ловары, влахи, сэрвы и многие другие); балканская группа (крымские цыгане, исповедующие ислам).

Цыганский язык практически исчез во многих общинах Венгрии и Словакии, быстро исчезает в Финляндии, у испанских цыган. В некоторых странах произошло специфическое явление, которое в цыгановедческой традиции принято называть появлением парацыганских языков, когда язык практически утрачивает свою грамматику и морфологию, но сохраняется в виде отдельных лексем, которые могут использоваться для того, чтобы речь была непонятна для окружающего населения. 

Конспект

Две самые большие группы цыган на территории России — русска рома
и кэлдэрары. Какова история этих названий? В балтийских странах русских цыган часто называют «хладытко рома». В языке этих цыган слово «холодо» обозначает солдата. Так русские цыгане оказываются «солдатскими цыганами».

У слова «кэлдэрары» более сложная история: румынский корень обозначает «котел». Это название практически не используется на территории России
и неизвестно самим кэлдэрарам. В России обычно эта группа именуется «котляры», что, по всей вероятности, является переводом с румынского. Оно несет в себе заодно информацию об основной профессии, которой занималась эта этническая группа: кэлдэрары прежде всего были известны как кузнецы
и лудильщики, и по сей день их занятия связаны тем или иным образом
с металлом. Русские же цыгане, как правило, занимались торговлей лошадьми.
И сейчас их специализация в основном связана с торговлей.

У русских цыган кочевье происходило так: они приезжали на новое место, табор располагался, женщины уходили в ближайшую деревню просить еду и гадать, а мужчины ездили на ярмарки, меняли или продавали лошадей.

Раньше отличительным признаком цыгана считались штаны, сапоги, борода
и длинные волосы. Теперь у мужчин практически не сохранилось никакого особого костюма, зато у женщин еще остались некоторые обязательные элементы. Главным образом у котлярок: они не могут носить брюки,
до недавнего времени существовало строгое правило ношения головного убора. Кроме того, котлярки носят характерную прическу в виде двух заплетенных вокруг уха косичек.

Что касается обычаев, важной особенностью до сих пор остается понятие женской нечистоты и опоганивания. Нечистой считается, например, юбка, которая соприкасается с нижней частью тела женщины; в силу этих же причин, женщина не может оказываться выше мужчины, переступать провод или другие вещи на полу и так далее (на случай осквернения у некоторых групп цыган существует ритуал распоганивания).

Другая важная вещь, объединяющая русских цыган и котляров, — цыганский суд, собирающийся для решения каких-либо конфликтов, финансовых вопросов, вопросов чести. Его решения исполняются беспрекословно. Важно, что, хотя у этих групп существует много общего, различия в обычаях и обрядах подчас довольно сильны; свадеб между котлярами и русскими цыганами почти не бывает. 

Конспект

В языке и в культуре цыган существует четкое противопоставление между цыганом и нецыганом. Если «цыган» по-цыгански будет «ром» или «гом»,
то человек нецыганской национальности будет называться «гадьжо»
или «гажю». Есть действия, которые могут совершаться только по отношению
к цыганам: так, существует запрет выходить замуж или жениться на нецыганах. Сейчас этот запрет все чаще нарушается у русских цыган, но почти никогда — у котляров.

Другой важный момент касается религии. Многие считают, что цыгане принимают ту веру, какая оказывается выгоднее. Отчасти это верно —
многие исповедуют преобладающую в том или ином регионе веру, но есть
и исключения, как в случае с цыганами-мусульманами на Балканах.

Истории известно много попыток создать литературный цыганский язык, одна из самых интересных, но безуспешных — в Советском Союзе в 1920-е годы.
Был образован Цыганский союз, начали печататься учебники на цыганском языке, были открыты цыганские школы, создавалась оригинальная литература, делались переводы классики на цыганский язык. Эта инициатива практически провалилась, в частности потому, что к 1938 году коренным образом изменилась национальная политика в СССР: был взят курс на приобщение цыган к культуре основного населения. В России до сих пор существует довольно много цыганских школ и цыганских классов, где цыганские дети обучаются отдельно от русских детей. Однако никаких курсов и тем более уроков по родной речи не существует.

Уникальная культура, несмотря на репрессии и политику ассимиляции, тем
или иным образом сохраняется. И хотелось бы, чтобы попытки по воссозданию цыганской культуры предпринимались чаще и давали возможность будущим поколениям знать и видеть, кто такие цыгане, каков их язык, культура
и традиции. 

Так уж сложилось в обществе, что цыганам мало кто доверяет. В лучшем случае, их стараются избегать и игнорировать, в худшем – издеваются. Чаще всего причина кроется в том, что люди не знают откуда произошли цыгане. Нельзя спорить с тем, что среди этого народа много людей с сомнительной репутацией. Несмотря на это, их история довольно интересна, поэтому чтобы судить объективно нужно учитывать влияние постоянных гонений и унижений, которым цыгане были подвержены веками. Такое отношение общества заставило их сплотиться и стать одной большой семьёй. Возможно, именно это толкнуло их на нечестный заработок и обман, ведь будем честны – цыгану не просто найти работу.

Демография

Этот народ берёт свое начало в Индии, на острове Цы. Учёные уже давно установили тот факт, что цыгане появились на северо-западе Индии около полутора тысяч лет назад. Впервые эта мысль была высказана двумя немецкими учёными – Й. Рюдигером и Г. Грельманом. Подтверждением служит то, что цыганский язык на треть состоит из санскрита. При этом следует помнить, что значительное влияние на формирование цыганского языка оказали персы и греки. По прошествии 6 столетий, ромы (ещё одно название цыган) начали иммигрировать на территорию Европы – к такому заключению пришли учёные-генетики после исследования их генома. Причина возможной иммиграции кроется в вытеснении народности мусульманами. Современные расчеты позволяют полагать, что родиной этого народа является территория Гуджарата и Кашмира.

Генетики считают, что всех цыган объединяет два основных фактора: они были выходцами из Индии и активно вступали в браки с людьми разных национальностей, иммигрируя в Европу. На сегодняшний день там проживает около 11 миллионов цыган – утверждают специалисты. Большая часть занимает территорию Восточной и Центральной Европы, Венгрии и Румынии. Численность их колеблется в пределах 2,5 - 8 млн человек, по различным подсчетам. Стоит отметить, что во времена тирании Адольфа Гитлера цыгане массово уничтожались. Поскольку письменных свидетельств у цыганского народа нет, ученые решили сопоставить геномы людей из 13 разных групп цыган со всего мира. Общие выводы исследования показали, что демографическая история цыган достаточно богата. Однако практически бесправное положение людей этой национальности по всему миру не позволяет более детально и качественно изучать их исторические корни.

Известно, что до XV века цыгане в Европе принимались очень доброжелательно, но уже через некоторое время они завоевали репутацию попрошаек, шарлатанов и бродяг. Вытеснение народа из культурной и социальной жизни общества происходило на законных основаниях. Их выселяли за пределы города, запрещали участвовать в общественной жизни. Обычные люди ненавидели цыган, издевались и даже убивали их без тени смущения. Спустя 3 столетия отношение людей к этому народу стало более терпимым.

Возникает деление на оседлых, полуоседлых и кочевых. Каким был кочевой табор? Это была группа людей, которая перемещалась по определенной территории. У табора всегда был один вождь – вайда. Он представлял своих людей перед органами власти той страны, где табор кочевал. Также вайда имел полное право на независимое разрешение внутренних конфликтов. Положение женского пола у цыган незавидное: она должна была подчиняться отцу, а потом мужу. На плечах юных девушек лежала забота об уходе и пропитании каждого члена семьи. Решение о выдаче дочери замуж тоже принимал отец, который сам находил подходящего кандидата. Считалось, что хорошая жена принесёт своему мужу большое потомство. Оседлые и полуоседлые цыгане приживались везде, так как они с лёгкостью переходили из одной веры в другую и подчинялись церковным обычаям народа, среди которого жили. Кочевники остаются верны своим традициям и обрядам, чтут их и передают через поколения. Отдельные кочевые группы до сих пор продолжают заниматься своими исконными делами: танцами, пением, плетением, мистическим гаданием и предсказанием, колдовством, дрессировкой живности, обработкой дерева.

Откуда появились цыгане на территории России?

Они попали сюда посредством двух путей: через теплые балканские страны, а также через северные Германию и Польшу. До революции 1917 года мужчины-ромы занимались куплей-продажей и обменом лошадей, а женщины – мистическими платными делами. Кочевники существовали за счет попрошайничества и гадания, иногда – за счет лужения и кузнечного дела. Цыгане Петербурга, которые осели в городе, массово пополняли состав хоров. После революции вышел указ о том, что этот народ должны принять более трудовой и подходящий способ жизни. Таким образом, цыгане незаметно влились в огромную советскую семью. Когда началась Великая Отечественная война множество мужчин этой национальности сражались с солдатами Советской Армии бок о бок. В 1956 году был издан ещё один подобный указ, после которого значительная часть бродяг приняла оседлый образ жизни. На сегодняшний день цыганский народ не ограничен в правах: он может получать среднее и высшее образование, свободно выбирать любую сферу деятельности. К сожалению, лишь единицы пользуются этими правами. С середины прошлого века многие страны, в которых живут этнические группы цыган, принимают ряд мер для улучшения положения этих людей в обществе. Начинают появляться общественные организации, которые занимаются повышением культурного и экономического уровня жизни цыган. Во Франции есть «Международный комитет цыган», работающий ещё с 1971 года; в Великобритании действует «Институт современных исследований о цыганах». Подобного рода организации есть в Индии и Америке.

Несмотря на то, что исследователям давно известно, откуда произошли цыгане, среди простого народа всё ещё можно услышать самые невероятные слухи и легенды о происхождении людей этой национальности. Существует даже мнение, что они являются потомками затонувшей Атлантиды. Стоит понимать, что цыганские группы очень разнятся между собой, поэтому нельзя приписывать отдельные негативные качества всему народу. Всё же в век информационных технологий стыдно не знать о происхождении и истории цыган.

Цыганам объяснять не надо. А вот русские часто задают вопрос: «Многие ли цыгане имеют дома?» Вот уже полвека минуло с указа 1956 года, поставившего кочевье под запрет, но неосведомлённость общества просто поразительна. Трудно сказать, кто тут виноват: то ли кино, усердно внедрявшее штамп о том, что почти все цыгане – кочевники, то ли журналисты. У нас ведь принято с апломбом судить о жизни «таинственного народа», не имея ни одного знакомого из его числа. Факт остаётся фактом. Для множества россиян фраза: «Цыгане России живут оседло» звучит как удивительная новость.
По идее следовало бы объяснить, что былой образ жизни отошёл в прошлое и поставить на этом точку. Но не получится. Люди рассуждают на бытовом уровне:
-Кого же мы тогда видим на улицах и вокзалах? Разве эта публика похожа на граждан, имеющих крышу над головой?
Игнорировать такие суждения бесполезно. Поэтому мы вынуждены уделить особый раздел тому, что зарубежные цыгановеды называют «феноменом вторичного кочевья».
Для начала повторим, что «классическое» традиционное кочевье в нашей стране умерло. Если бы не насильственные меры советского правительства, оно скончалось бы естественной смертью. Ведь не тяга к приключениям вела цыган по бесконечным дорогам. Для ремесленников, барышников и гадалок это был оптимальный способ заработать. Уже к середине ХХ века развитие промышленности (и сферы развлечений) вытеснило цыган на обочину. Им так или иначе приходилось вписываться в изменившееся общество. Вот почему указ за подписью К.Ворошилова не встретил сопротивления.

Прощайте шатры и повозки!
Здравствуйте квартиры и школы!
А для частной торговли (на милицейском жаргоне «спекуляции») не помешают дома как базы и перевалочные пункты. Дают – бери. А вы бы отказались, если бы вас сейчас остановил милиционер и, угрожая пятью годами исправительных работ, навязал недвижимость стоимостью в тысячи долларов? (Цены, я конечно, привёл в современном исчислении, но суть дела от этого не меняется). Квартиры, дома и земельные участки, которые бесплатно дало советское правительство, послужили основой для дальнейших перепродаж и обменов. Разумеется, сейчас одни цыгане живут лучше, другие хуже. Но никто не обещал полного равенства. Была цель: дать кочевому народу возможность остановиться. Цель достигнута. А уж как к этому относиться – личное дело каждого. Поколение современных российских цыган не мыслит своей жизни без комфорта цивилизации. Зарубежные цыгановеды громко сетуют на уничтожение традиции кочевья, указывая на признаки ассимиляции. (Сами, впрочем, критикуя, имеют жильё со всеми удобствами). Это очень похоже на стоны русских «патриотов-деревенщиков», которые при Брежневе ратовали за возвращение к народным устоям, но в лаптях не ходили и землю деревянной сохой не пахали. Поступь истории остановить нельзя.
И всё же, кого мы видим с протянутой рукой на улицах российских городов?
Перед нами весьма интересное и мало изученное явление. Вторичное кочевье.
Крушение социализма дало неожиданные последствия, причём не только у нас, но и за рубежом. Десятилетия целенаправленной работы по встраиванию цыганских диаспор в общество во многом пошли насмарку. В Восточной Европе делали ставку на «перековку» цыган в фабричных рабочих или труженников сельхозкооперативов.

До поры всё шло успешно. А потом начался экономический кризис, сопровождаемый безработицей. Землю вернули прежним владельцам (в числе которых не было цыган). Естественным следствием этих процессов стало возвращение многих цыганских семей к таким «традиционным промыслам» как попрошайничество.

Фотография: Войцех Данко.

В Италию и прочие страны Европы хлынула волна разом обнищавших цыган из Югославии и Румынии. Подчеркну, что это были представители оседлых групп. Всем им волей-неволей пришлось заново «изобретать велосипед».
Как ставить палатки?
Как договориться с властями?
Как организовать жизнь на таборной стоянке?
Все эти вопросы, давно и успешно разрешавшиеся традиционными кочевыми цыганами вроде кэлдэраров , представляли для вчерашних рабочих загадку.

Однако, методом проб и ошибок они создали новую субкультуру. Со временем её будут изучать как любопытный зигзаг в истории цыганского народа. Но сейчас палатки, обтянутые полиэтиленом, привлекают мало внимания со стороны этнологов. Особенно в России. У нас прочно господствует точка зрения, что «вторичное кочевье» – как бы не настоящее. Вот если бы к жизни под открытым небом вернулись русские цыгане, ловари или котляры – тут профессионалы оказались бы на высоте! А к чему тратить время на людей, которые даже не говорят на цыганском языке?
Для меня такой подход удивителен. Хорошо известно, что цыганский язык почти полностью сдал позиции в Испании, Венгрии, Армении и множестве других стран. Если руководствоваться чисто лингвистическим критерием, то надо исключить из числа цыган многих сэрвов или московских артистов. А пока этот шаг ещё не сделан, мы будем осторожнее в своих оценках. Что касается лично меня, то я, начиная с 1998 года, веду регулярные «полевые исследования» в среде тех цыган, которые ставят палаточные лагеря вокруг Москвы и Петербурга. Насколько мне известно, я долгое время был единственным в СНГ, кто проводил такие исследования. Однако, в 2003 году в среде таджикских цыган начал работать мой молодой коллега Сергей Габбасов.
Так или иначе, на этом сайте вы найдёте взвешенную информацию о «новом кочевье». Статьи или репортажи, которые публикует наша пресса (и дублирует интернет) основаны в лучшем случае на разовых посещениях таборных стоянок. В двух выпусках «Цыгане и пресса» я разбирал, к каким грубым заблуждениям это приводит. (См. отрывки о репортаже журналистов МК и о статье "Табор на свалке " (это в середине главы "Странная этнография").

*****
Давйте лучше перенесёмся в Закарпатье, откуда приезжают к нам жертвы экономического кризиса.
Представьте себе маленький кусочек Венгрии, отторгнутый Сталиным в 1945 году, и находящийся ныне в составе Украины. Этот цветущий солнечный край населён цыганами многие столетия, и практически весь этот срок существовали цыганские слободки. Венгерские цыгане развивались по восточноевропейской модели. Если во всех остальных регионах СССР главенствовали торговые заработки, то в Закарпатье преобладал физический труд. Причём уровень образования в ряде цыганских посёлков оставался очень низким. Не удивительно, что цыгане России «перестройку» пережили почти без потерь, а диаспора Западной Украины угодила в тот же кризис, который так больно ударил по диаспорам Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии.

Конечно же, оказавшись за воротами предприятий, цыгане-«мадьяры» стали лихорадочно искать выход. Кто-то живёт за счёт сбора металлолома, кого-то кормит изготовление саманного кирпича, кого-то - конный рынок. Русские цыгане этому не поверят, но для многих в Ужгороде или Берегово светлой мечтой является место дворника. Цыганам, которые сумели устроится подметать улицы, откровенно завидуют. Как же! Реальные деньги. Конечно, небольшие и порой с многомесячными перебоями – зато честные.

Цыганская девушка-дворник в центре Берегово. Фото: Н.Бессонов.

Однако, если численность людей в компактном поселении превышает несколько тысяч, то все случайными заработками перебиваться не могут. И вот, тогда цыгане, имеющие представление о кочевье лишь по фильму «Табор уходит в небо», вдруг вспоминают о своих «корнях». Целыми семьями они снимаются с места и разъезжаются в поисках удачи по украинским и русским городам. Шансов получить работу у них практически нет. Русский они знают слабо, а украинского не знают вовсе. Ни к чему было учить, когда вокруг одни венгры. А теперь поздно.
Вот этих «экономических беженцев» и увидели в метро Москвы и Петербурга с протянутой рукой в начале 1990-х.
*****
С той поры прошло пятнадцать лет. Уже выросло поколение, которое большую часть жизни проводит в палатках. «Мадьяры» крайне неудачно вкомпоновались в изменившуюся общественную структуру. Российская цыганская диаспора не имеет с ними никаких контактов, считая, что они «позорят нацию». Никто не задумывается о том, насколько закономерна эволюция этих людей, поскольку никому не известен комплекс причин, породивших «вторичное кочевье».
Как бы там не было, непрятие со стороны россиян год от года возрастает. Несомненно, в этом частично есть вина и со стороны приезжих. Но в одном им надо отдать должное. Начав с нуля, они создали своеобразную социальную модель. Их таборы, передвигающиеся железнодорожным транспортом способны быстро «отстроиться» на любом пустыре.

На стоянке венгерских цыган в Подмосковье. Конец 1990-х. Фото: Н.Бессонов.

Из жердей, картона, фанеры и плёнки они «лепят» палатки, в которых даже зимуют. (См. ГАЛЕРУЮ 2). Я жил в таких «будках» и лично убедился, что при наличии дров с русскими морозами цыгане вполне справляются. На «заработки» женщины и дети уходят «бригадами». Из среды табора выделились «переговорщики», улаживающие конфликты с властями. На стоянках функционируют «магазины», снабжающие едой тех, кто не позаботился об этом в городе сам. Конечно, всё это мало похоже на тот красочный табор, который мы привыкли видеть на экране. Тем более, что у каждого современного «кочевника» имеется как минимум лачуга на родине. Но не будем зацикливаться на киношном караване из кибиток. Специалисты знают, как изменчиво цыганское кочевье в зависимости от обстоятельств. На Западе, к примеру, привыкли представлять себе табор как вереницу красивых деревянных фургонов. Однако далеко не всем известно, какой исторически короткий век был у этих повозок. В Англии цыгане вплоть до конца XIX века навьючивали всё своё добро на спины лошадей и ослов. Когда некоторые богатые семьи стали делать в мастерских на заказ «вурдоны», соплеменники воспринимали это как немыслимую роскошь. Потом повозками обзавелись практически все. Но уже в середине ХХ века путешествие на конной тяге стало анахронизмом. Сейчас резные деревянные фургоны - коллекционная редкость со стоимостью выше автомобиля. Надеюсь, читатель понимает, почему я привёл этот пример. Всякому времени - свои песни. Цыгане всегда стремились приспособить к походному быту блага цивилизации; в той же Англии они из соображения экономии заменили на рубеже XIX и XX веков дрова на каменный уголь. Так что не удивляйтесь комфортным автофургонам немецких и французких «синти». И не считайте чем-то неестественным магнитофон на подмосковной стоянке венгерских цыган.
*****
Современное «кочевье» не сводится к приезжим из Закарпатья. Подобные палаточные лагеря разбивают молдавские цыгане (кстати, тоже исторически оседлые). Жители Подмосковья хорошо запомнили музыкантов с аккордеонами, поющих в пригородных электричках. Это они и есть.

Ещё я встречал походное жильё «влахов », которые приезжали в столицу по торговым делам. Их товар солёная рыба и одежда; палатки же не имели ничего общего с традиционным шатром. Те же «будки» из подручных досок и картона. Цель элементарная. Съэкономить на гостинице, чтобы привезти домой побольше денег.
А ведь попади к этим влахам из Волгограда журналист – сразу запишет их в «кочевые цыгане».

Пожалуй, лишь одну этногруппу на всём пространстве СНГ можно с определёнными оговорками назвать «традиционно кочевой». Это мугат (они же люли) из Средней Азии. Я не буду углубляться в описание этих обаятельных восточных людей. На сайте есть текст «Эпопея о люли », с которым вы можете ознакомиться, если ещё этого не сделали. Здесь я повторю лишь главное. Мугат не говорят по-цыгански. Они абсолютно чужды российской цыганской диаспоре по своей культуре. На родине у них имеются дома, однако проблемы с работой властно заставляют мигрировать по России. В отличие от венгерских цыган, мугат ищут малейшую возможность заработать руками, с удовольствием нанимаясь на земляные, строительные и сельскохозяйственные работы. Среднеазиатские цыгане и криминал – понятия несовместимые. Им можно попенять разве что за выпрашивание милостыни, но … не хочешь – не давай!

С точки зрения цыгановедения, мугат – типичные “сезонные кочевники”. В своё время эта модель была характерна для балканских этногрупп или для русских цыган-сибиряков. Зима – в своих домах, лето, весна и осень – жизнь под открытым небом. Несмотря на серьёзное вовлечение в социалистическую экономику, мугат сохранили и кочевые традиции, которые никогда окончательно не прерывались. Благодаря этому только они умеют организовать быт таборной стоянки в соответствии с вековыми устоями. Свои конфликты они разрешают на собрании, аналогичном русско-цыганской сходке. У них имеется (как и у кэлдэраров ) формальный лидер, ответственный за отношения с властями, которого именуют “оксокол”. В таборе среднеазиатских цыган процветает взаимопомощь. Только у них можно изредка увидеть традиционные палатки в виде полотняных навесов. Хотя, конечно, это исключение. На территории современной России даже мугат предпочитают конструкцию из жердей, обтянутую полиэтиленом. Летом в такой палатке парниковый эффект, зимой – быстрая потеря тепла как только прогорят дрова в печке. Но возможность быстро построить, а потом без особого сожаления бросить, компенсирует все неудобства.

И напоследок. На стоянке мугат всегда очень чисто. Если “вторичные кочевники” – мадьяры – мусорят вокруг палаток объедками, памперсами и тому подобным, то “традиционно кочевые” среднеазиатские цыгане сжигают или закапывают каждую бумажку.

Полагаю, общая картина уже понятна. “Кочевье” в России носит исключительно импортный характер. Все наши этногруппы вот уже полвека живут осёдло. Иллюзия, будто цыгане до сих пор кочевой народ, создаётся приезжими из Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и Западной Украины. Да и те - жертвы жесточайшего экономического кризиса, временно оставляющие свои дома в поисках лучшей доли.
А что тем временем в Европе?
Смотря где. В странах Западной Европы многие цыганские семьи кочуют в уютных автофургонах и трейлерах. Государство предоставляет им места для стоянок. Одним словом, древняя традиция приняла современные формы. (См. ).
А вот в Восточной Европе наблюдается удивительный процесс. Помимо уже описанного “вторичного кочевья” (которое базируется на попрошайничестве и мелком воровстве), вновь появились таборы традиционно кочевавших этногрупп. (См. ГАЛЕРУЮ 3). Это возвращаются к прежнему образу жизни люди, интегрированные одно время в социалистическую экономику. Переход восточноевропейских стран к капитализму больно ударил по цыганским посёлкам. В итоге пустились в путь и те, кто ещё не забыл, как это делается. Повозки у этих цыган, конечно, на резиновых колёсах. Но стороннему наблюдателю трудно отделаться от впечатления, что возвращается романтика XIX века. Вот они – палатки. Вот телеги с матерчатым верхом. Вот босые загорелые женщины в ярких национальных нарядах. Не хватает только ручного медведя.
А почему, собственно, не хватает? В Болгарии сейчас не меньше ста цыганских семей кормятся тем, что водят медведей. Косолапый вам и на задних лапах походит, и футболиста, вымаливающего пенальти, изобразит. О болгарских урсарах пишут мои друзья и коллеги Елена Марушиакова и Веселин Попов. Репортажный снимок, который вы здесь видите, сделан ими во время недавних «полевых исследований». И кто знает. Может быть однажды появятся мемуары о представлениях с медведем, написанные на русском языке. Ведь при Брежневе многие болгарские урсары приезжали на стройки социализма и некоторые из них возвращались, женатые на русских девушках.

Николай Бессонов

Цыгане - кочевой народ... традиции и обычаи...

Одна цыганская легенда гласит,

что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал
привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни
весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме
Антарктиды.

Одно из самых интересных цыганских
понятий - это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела
замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь
пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая
носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются
«осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган
мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть
оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

Только 1% российских цыган кочует.

Короткие волосы у цыган - это символ
бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане
избегают совсем коротких стрижек.

Медицине неизвестны случаи заболевания лепрой в среде цыган. То есть, цыгане не болеют проказой.

Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.

У цыган есть «нежелательные» профессии,
которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества.
Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.

Как и каждый народ, цыгане имеют свои
национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него,
поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и
прочими. Особенное национальное блюдо цыган - ёж, жареный или тушёный.

Носители цыганских генов называются
романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать
цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни
Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.

Слово «лавэ?» в русском жаргоне
заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ?» (цыгане не
«акают») и значение «деньги».

Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

И ещё о цыганах...

Слово «цыгане» у многих ассоциируется с
такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской
семье царят довольно строгие нравы.

Цыгане, выходцы из Индии, где бы ни
появились, вели обособленный образ жизни - они везде чужаки. Но те, кто
задерживался надолго в той или иной местности, с годами перенимали
обычаи коренного населения. В России живут в основном русска рома
(русские цыгане) и сэрвы (украинские цыгане). Цыгане-мадьяры из Западной
Украины и среднеазиатские цыгане-люли приезжают в Москву в поисках
работы.

Цыгане различаются по вероисповеданию - в
России и Украине в основном проживают православные христиане, но
встречаются мусульмане и католики.

НИКАКИХ ДИСКОТЕК!

Браки у цыган заключаются довольно рано:
старшие боятся, что молодежь «разгуляется и испортится». К тому же более
юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа.

У цыган не принято ходить на свидания, на
дискотеки. Обычно молодежь знакомится на свадьбах родственников и
других торжествах. Родители, разумеется, присматривают будущих супругов
для своих детей, но чаще выступают в роли советчиков, а не диктаторов.
Каждому отцу, каждой матери хочется, чтобы семья, с которой предстоит
породниться, была уважаемой, благородной и порядочной. А если богатой -
еще лучше. Но насильно никто замуж не выдает.

Жизнь среди своих предполагает
информированность обо всем. «Цыганская почта» знает, где подросла
красавица и куда можно засылать сватов. Как только сын намекнул
родителям о своем выборе, начинается приготовление к сватовству.

Иногда это отдельное праздничное действо
со своими канонами - кому что говорить, где сидеть и так далее. А если
семьи договорились, готовится свадьба.

СВИДЕТЕЛИ ЦЕЛОМУДРИЯ

Цыганские свадебные торжества похожи на
театрализованные представления. Например, к приготовлению праздничного
каравая допускаются только те женщины, чья семейная жизнь удалась.
Обязательно благословение жениха и невесты иконами - у христиан,
разумеется.

А уж целомудрие невесты - непременное
условие. Жениха и невесту торжественно провожают в отдельные апартаменты
с песнями, танцами, потом так же торжественно встречают. В знак
непорочности девушки гостям прикалывают на грудь красные цветы. Над
головами жениха и невесты раскрывают свадебное покрывало, чтобы гости
могли удостовериться в невинности невесты, молодым поют другие, уже
«взрослые» песни и частушки. Девушка надевает новый наряд, на голову ей
повязывают платок.

В некоторых группах цыган-крымов за
невесту еще платят калым. А на свадьбах цыган-ловарей не дарят подарки,
считается, что любой может прийти и просто порадоваться счастью молодых.

Легенды о том, что цыгане воруют невест,
имеют под собой реальную основу. Это происходит и в наше время, если
родители не одобряют выбор детей. Но в таких случаях свадебные
пиршества, как правило, не устраиваются. Все проходит тихо и скромно.

«БАРО РОМ» И ЕГО ЖЕНА

Молодые в большинстве случаев остаются
жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под
собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьей должен
остаться с родителями - надо же кому-то за ними ухаживать.

Невестка встает раньше и ложится позже
всех. Она выполняет все домашние функции под руководством свекрови.
Цыганка никогда не перечит мужчине, не вступает в мужской разговор, пока
к ней не обратятся. О верности цыганских женщин ходят легенды, они
умеют уважать мужчин, ухаживать за ними, а главное - берегут честь
семьи. Никогда вы не услышите, чтобы цыганка позорила мужа при
посторонних или говорила о том, что он должен делать. Сама безмолвно
пойдет и сделает. Сама заработает и никогда не упрекнет мужа, что он не
принес денег.

Однако в большинстве своем цыганские
мужчины чувствуют ответственность за семью, детей, родственников. Это в
них воспитано с малолетства.

Иногда мужчины, конечно, позволяют себе
полениться, полежать на диване перед телевизором. Обожают покрасоваться в
обществе в шикарной одежде, пустить пыль в глаза: он большой человек,
«баро ром»!

Все мужчины влюблены в лошадей. Перстень с
изображением конской головы или подковы - достойное украшение для
цыгана. Если уж нельзя иметь в собственности лошадь, то хоть выковать ее
изображение на воротах дома! Многие мужчины коллекционируют фигурки
этих животных. Сейчас на смену коням приходят автомобили, и любой
цыганенок назовет вам десятки лучших иномарок.

«ВОЛИ ХОЧЕТСЯ!»

Уровень жизни многих цыган очень низкий:
это самострой без воды, канализации и газа. Такие места есть по всему
постсоветскому пространству. Но в Европе, как, впрочем, уже и у нас,
некоторые цыгане живут вполне достойно: путешествуют в уютных вагончиках
с прицепом.

Генетика - вещь упрямая. Поэтому в
многоэтажных домах цыганам душно, трудно, воли хочется. Они стараются
жить ближе к земле - в частных домах или по крайней мере на первых
этажах.

Свое жилье цыгане украшают коврами,
лепниной, любят дорогую посуду. Еды всегда готовят очень много - мало ли
кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит из дома человека,
не напоив его хотя бы чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в
него дольки лимона и яблока, и пьют из хрустальных стаканов.

Современные цыганки, конечно, не надевают
по 12 юбок, как горьковские или толстовские персонажи. Но одежда их
часто отличается от того, что носят другие. Больше всего, конечно,
цыганки любят черный цвет. Но неравнодушны и к ярким тонам - красному,
белому, бирюзовому, золотому. Излюбленные ткани - шифон, бархат, гипюр.
Длина - макси или миди, короткие юбки носят разве что городские девушки,
и то редко. Обувь в быту - без каблука, но праздничная очень шикарна!
Украшения цыгане любят золотые, да чтобы бриллиантов побольше. Любимые
камни - бирюза и кораллы.

ЧЕЙ ТЫ, КТО ТВОЙ ОТЕЦ?

У цыган не принято говорить вслух о
любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце. Если ты
настоящий мужчина, умей управлять своими эмоциями. Понравилась другая
цыганка - не подавай виду, ну разве что в песне или танце выплесни свою
страсть. Горячий темперамент мужчин иногда приводит их в объятия чужих,
не цыганских женщин. Общество к этому относится снисходительно, хотя и
не приветствует.

Смешанные браки тем не менее случаются. И
если жена другого роду-племени, она постепенно «оцыганивается»:
принимает цыганскую культуру, обычаи, язык. Если супруг иной
национальности, то цыганки иногда пытаются взять верх, чтобы построить
жизнь по-своему. В конечном итоге так и получается: быт ведь зависит от
женщины. Крайне редко происходят в цыганских семьях разводы. Но если
мужчина уходит, то он, как правило, заботится о детях или забирает их в
новую семью. При знакомстве цыгане спрашивают друг друга: «Чей ты? Кто
твой отец?»

Гадание - исконно цыганское мастерство,
передаваемое из поколения в поколение, - и радость, и горе для гадалки.
Если ты видишь беду и не можешь ничего сделать - это тяжело! Со стороны
может показаться, что все просто - глянул на карты и озвучил. На самом
деле - тяжкий труд для души, для ума. Чтобы увидеть прошлое, настоящее,
будущее, надо настроиться, войти в определенное состояние и
сосредоточиться. А после сеанса следует восстановить силы. Но когда тебя
благодарят люди, нашедшие свою любовь или победившие недуг, ро дившие
малыша или достигшие успехов в бизнесе, - разве это не счастье?

ВНЕ ВРЕМЕНИ

Но настоящее цыганское счастье - это быть
ребенком в таборе. Тебе - самое вкусненькое, ты всегда с мамой, тебя
все любят, целуют, дарят подарки, балуют. Поэтому если кто-то из «чужих»
в вагоне или на улице отказался цыганенку дать монетку, он не
огорчится, и его самооценка от этого уж точно не пострадает. Ну а если
обидят, то в таборе всегда найдется кто-то - сестра, брат, тетя или
крестная, которая утешит, успокоит.

К сожалению, свою задачу цыганская мать
видит только в том, чтобы ребенок был сыт и здоров. Необходимость
образования понимают далеко не все. Да и трудно цыганским детям учиться в
обычной школе. Мешает плохое знание местного языка - малыши просто не
понимают, чего от них хотят. К тому же для цыган не существует категории
времени, из-за этого научиться приходить на урок вовремя для них не под
силу.

Социальные условия тоже иногда против
учебы - не во что одеться, обуться, нет места в доме, где делать уроки.
Кроме того, у цыган существует предубеждение, что в школе более
раскрепощенные сверстники научат их детей чему-нибудь плохому.

Но тем не менее иметь образование
становится уже престижным. И многие поощряют учебу своих детей. Из вузов
цыгане предпочитают институты культуры и… туристического бизнеса - вот
где она проявилась, тоска по кочевью!

ПРИБЕЖИЩЕ ДЛЯ СТРАННИКА

Для того чтобы выжила цыганская семья,
требуется чуть больше усилий, чем коренному населению. Яркая,
характерная внешность иногда препятствует устройству на работу.
Стереотипы («цыган украл - и поет и пляшет!») мешают относиться к
человеку объективно. Поэтому семья для цыгана - прибежище, где его
выслушают, накормят, приголубят, развеселят. Жизнь вне родины научила
моих соплеменников держаться вместе, не оставлять в беде своего брата.
Президент Международного союза цыган Стахиро Станкевич однажды сказал:
«Если не-цыган приехал в чужую страну, он ищет гостиницу, чтобы
поселиться. А цыган найдет другого цыгана, который даст ему и еду, и
кров».




Top