Священник Алексий Плужников. Приходские анекдоты

«Нет ничего более отвратительного, чем страх внутри Церкви.

Это самое гнусное, самое подлое извращение христианства,

когда люди, верующие вроде бы в одного Христа,

боятся и ненавидят друг друга»

Алексей Плужников в статье «Зачем нужен Ахилла»

Сеанс разоблачения «Ахиллы» и его «редактора» бывшего попа Алексея Плужникова

В сети не так давно появился новый ресурс «Ахилла», сразу привлекший к себе внимание многих тем, что позиционировал себя, как прибежище обиженных РПЦ МП, и вообще недовольных и озабоченных церковными проблемами. Было декларировано, что Ахилла - это свободный ресурс, открытый для всех желающих принять участие невзирая на лица и конфессиональную принадлежность – лишь бы было о православии, злободневно и интересно читать. Авторам была обещана анонимность при условии, что они доверятся редакции, если не хотят открыть свое настоящее имя из опасения расправы и мщения со стороны церковных властей – и редакция, познакомившись с ними лично или заочно, по переписке, ГАРАНТИРУЕТ им анонимность и информационную защиту от притеснителей. Мне показалось, что это такой глоток дуновения свободы, который так необходим в спертом воздухе затхлой атмосферы церковного тоталитаризма – и я решился направить им свой текст, несмотря на имевшиеся сомнения в том, что «редакция» в том ее составе, который был представлен, захочет опубликовать такого автора как я, ненавидимого жидовствующими церковными либералами не меньше, чем черносотинцами за свою принципиально ХРИСТИАНСКУЮ позицию.

Само направление текста основателю Ахиллы Алексею Плужникову сопровождалось небезынтересной перепиской: я опасался непубликации из-за пристрастного отношения и интересовался сроками возможной публикации, а он меня укорял, обвинял в недоверии к его объективности, и утверждал свою незыблемую приверженность к одной лишь только ценности самого текста, невзирая на лица авторов – и наконец убедил меня довериться ему, и написать текст специально для Ахиллы по мотивам и в перекличку с теми публикациями, которые у них уже прошли. Более того, я так поверил в его беспристрастность, что даже устыдился, извинился и попросил у него прощение за свою недоверчивость: мол, обжегшийся на молоке дует и на воду. И получил от него заверения что текст будет поставлен в течение недели. Настроение у меня как-то улучшилось оттого, что не все «либералы» меня бойкотируют, однако – что ж, жду-пожду.
И дождался – нате-здрасте, «вам письмо, ах какая радость, развернул, а там…» - привожу его текст: «Здравствуйте, Олег. Сообщаю, что позиция редакции изменилась - Ваши тексты не будут опубликованы. Прошу принять это без обид».
Ну какие обиды, Алексей Плужников, если налицо обстоятельства НЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ – позиция «редакции» внезапно изменилась, увы. А что же это БЫЛА за позиция?

«Самое гнусное, самое подлое извращение христианства, когда люди, верующие вроде бы в одного Христа, боятся и ненавидят друг друга» написал Алексей Плужников в статье «Зачем нужен Ахилла». А также вот, цитирую из состоявшейся ранее моей переписки с ним:
14 марта: «Вы зря заранее предугадываете мое отношение к Вам - как редактор Ахиллы я в первую очередь смотрю на текст: текст хороший, я его возьму» - и, заметьте, ни слова о редакции и ее позиции;
14 марта: «Вы если хотите со мной общаться, то не придумывайте лишних препон) Я не имею привычки «дружить против кого-то»»;
27 марта: «Я ответил Вам насчет моего отношения к авторам и текстам, и совершенно не стоит устраивать мне «тесты на непредвзятость»» - наконец убедил, порадовал, пристыдил, и я написал ему: «спасибо за ответ, Алексей, и прошу на меня не обижаться за мои опасения: пуганая ворона куста боится».

Честно говоря, просто порадовался за человека, вот, думаю, поистине, словами Христа, «израильтянин, в котором нет льсти». Может, думаю, даже подружимся в дальнейшем, и будем сотрудничать?

Однако, быстро же «позиция редакции изменилась» - и в чем же?

  1. Алексей Плужников НА САМОМ ДЕЛЕ смотрит совсем не на текст, а ПРЕЖДЕ ВСЕГО на репутацию его автора в кругу тех лиц, с которыми он общается и которых называет «редакцией», на которую ссылается;
  2. АлексейПлужников «дружит против» меня с теми, кто меня ненавидит, и идет у них на поводу, отталкивая меня, как автора, чтобы угодить моим ненавистникам – наверное, чего-то боится?;
  3. Устроенный мной Алексею Плужникову тест на непредвзятость, которым он столь благородно возмущался, он провалил с треском, прилюдно обгадившись с вонью на весь крещеный мир.
  4. Не знаю кто там из них боится, а кто ненавидит меня, но отказав мне в публикации, они ДОКАЗАЛИ самим делом свое САМОЕ ГНУСНОЕ И САМОЕ ПОДЛОЕ ИЗВРАЩЕНИЕ христианства, наврав, что они христиане, и саморазаоблачившись самым недвусмысленным образом, что - НЕТ! - ни разу они не христиане, но гнусные и подлые притворщики, обольстители слабодушных и предатели Христа, обыкновенные современные ИУДЫ.

Вот вам и сеанс свободы с саморазоблачением: если У СЕБЯ вы притесняете и гоните кого-то только лишь потому, что он вам лично не нравится, то чьим «защитником угнетенных», гонимых и притесняемых вы можете быть и считаться, сами будучи гонителем у себя дома – а, Алексей Плужников с «редакцией»? Единожды солгавши – кто тебе поверит? Стыдно за вас, врунов и лицемеров – попробовали и убедились.

НЕ ВЕРЬТЕ ИМ, люди добрые, и не доверяйтесь им даже анонимно, они предадут вас и сдадут вашим гонителям не задумываясь, как только для них изменится «позиция редакции», то есть, попросту, когда этого Плужникова прижмет к стенке кто-нибудь, желающий отомстить вам, кого он испугается. Как говорил Станиславский, «НЕ ВЕРЮ!».

Олег Чекрыгин

Книга о дивеевском священнике «Пасхальная память» Владимире Шикине чрезвычайно популярна в нашей епархии. Её зачитывают до дыр, передают из рук в руки. Ею восхищаются и рекомендуют друзьям. Чему же можно научиться, прочитав эту книгу?

Во-первых, уже начиная с титульного листа, нас учат обманывать. Третье издание книги выпущено в Москве храмом Казанской иконы Божией Матери «по благословению Преосвященного Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского». Хотя, кажется, для всех должно быть аксиомой, что издавать книги в Москве можно только с благословения правящего архиерея Московской епархии - Святейшего Патриарха Алексия. Но кто-то думает иначе…

Во-вторых, нас учат верить снам, своим и чужим, на том лишь основании, что их много и они «необыкновенные». Сны об отце Владимире составляют 80-90% информации в книге. Тем самым, напрочь отметается учение Церкви о том, что снам верить нельзя, потому что можно впасть в прелесть.

В-четвёртых, создаётся фантастический образ «настоящего» священника, обладающего главными благодатными качествами: Любовью, прозорливостью и целительством.

Читателю внушается коварная мысль, что «золота - его немного и в природе и в людской породе». (1,322) То есть, обычные священники, не старцы-прозорливцы, как бы и не имеют права на существование… «Холодно. К батюшкам очередь. Исповедь формальная. Не заменить! Незаменимый человек» (об о. Владимире). (1,322)

Эта идея получила очень широкое распространение: небрежное, хамоватое отношение к священнику стало нормой. Прихожане поучают своего пастыря, что, дескать, батенька, любви-то у вас маловато; чтой-то вы не пронзаете меня светом своея благодати! Не дотягиваете, н-да…

В-пятых, подобное высокомерное отношение внушается и к архиереям: «батюшка говорил: «Вы доживёте до вторичного исполнения пророчества преподобного Серафима, в котором он пытается заступиться перед Господом за архиереев». (1,131) Время-то нынче апостасийное, архиереи «красные», продажные, завистливые…

В-шестых, нас учат, что Церковью у нас руководят старцы, а не архиереи. Откровения старцев, их видения, возводятся в ранг высшего церковного авторитета. Даже прямое непослушание архиерею только приветствуется: «Отец Владимир имел благословение трёх старцев на отчитывание больных. И запрет от митрополита Николая, которому покаялся, что нарушал его прещения.».(1,174) Противопоставление старчества и священноначалия - это глубочайшая проблема, требующая отдельного разговора.

В-седьмых, нам запрещается брать ИНН, так как старцы и о. Владимир имели на сей счёт «откровения». «На вопрос, как жить людям, оставшимся без необходимого, ответом прозвучал рассказ священника И. в доме батюшки: «Недавно я отыскал в глухой деревне свою дальнюю родственницу. Ей почти сто лет. Она не взяла первый советский паспорт. И всю жизнь прожила в своём ветхом доме без зарплат и пенсий. «Как же ты выжила?» - спросил я у неё. «Чужих детей понянчу - покормят и молочка с хлебом дадут. Псалтирь по усопшему почитаю - опять сыта. Да, и трава в поле безплатная. Если травы знать, на одних травах можно прожить. Преподобный Серафим на одной сныти три года жил. Так ни одного дня, милый, не голодала». - «Как же зимовала без дров?» - «А сухая лебеда больно жарко горит», - отвечала Наталья, не подозревая, что здесь поминает уже о чуде.».(1,135-136)

Вот только кто из ИННщиков сам собирается так жить?!

Кстати, элементарная логика учит, что, если ИНН брать нельзя - не спасёшься, а РПЦ, все епархии и все приходы ИНН взяли, то, следовательно, чтобы спастись, надо выйти из РПЦ и создать собственную, истинную, безИННую Церковь… И хотя многие ИННщики так не делают, но реально они давно уже находятся в расколе. И активно свой раскол проповедуют на приходах.

В-восьмых, проповедуется откровенно еретическая идея о «Царе-Искупителе»: «Кто правильно будет молиться Царю, сам будет спасён и другим в этом поможет. Будем поклоняться Ему, как Искупителю грехов народа русского. Говорят, у нас Искупитель один - Христос. Это мы, конечно, знаем. У нашего Государя-Николая есть Своя Книга. Как Книга Жизни у Господа, в которой записаны имена всех, кто спасается, так у Царя - Своя Книга, где записаны Его верноподданные.(..) И никогда не примут эти ИНН - все верноподданные люди русские, православные. Ц а р ь - о б р а з Б о ж и й, ж и в а я и к о н а Ц а р я Н е б е с н о г о. Исключительное служение даровано Ему Богом на земле. Исключителен - ни с чем не сравним, Его подвиг… Только с Голгофской Жертвой Христа!». (1,290)

Как говорят наши «царебожники»: «Прежде не всегда поймёшь, кто свой, кто чужой. А сейчас с первого взгляда видно: те, кто Царя не славят, категорически не хотят принимать - с теми всё понятно.». (1,287) Понятно?..

Таким образом, «истинное» Православие сводится к почитанию отца Владимира, обожествлению царя Николая и непринятию ИНН. Этому нас учат сны…

Книга Ерофеевой - это медицинская карта, в которой зафиксированы диагнозы тех болезней, которыми страдает наше церковное общество. Только вот читать медицинские карты должны врачи, чтобы знать, как лечить. Больным же положено читать рецепты по выздоровлению, которые выписывают им врачи (а не другие больные).

Приходит в храм женщина:

- Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить?

- Богу!

- КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!..

А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: «Молитвенный щит православного христианина».

Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: «наилучше продаваемой» книгой среди православных. Этот «щит» скован в Воронеже (Издательство НПО «МОДЭК») и выдержал уже несколько переизданий. Благословение «Епископа Задонского Никона» , как оказалось, липовое…

Особую популярность этот «щит» приобрёл благодаря огромному количеству молитв «на всякую потребу». Но центральная «молитва», ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане - это «молитва задержания».

О чём же предлагают помолиться составители «Молитвенного щита»? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника «Молитва на освящение всякия вещи», «Молитва на освящение воды» , причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана.

Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность - читать молитву «о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу» . Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне… Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых «замучил» страждущий родственник!

Также православным мирянам предлагается примерить на себя роль неких библейских персонажей: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19:13-16).

Для тех, кто не знаком с этим текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с тёмными силами: чтобы «избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы» советуется «ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике» . Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради «приложения». Как происходит это «приложение» иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону «Всех скорбящих Радость». Она где-то прочитала, что её, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею «полечиться»…

Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься – рекомендуется «просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь» . Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных «подвижников»-экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий «гонять» бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких «подвижников» надо бежать, как от огня, а не за ними бегать.

Большое внимание в борьбе с бесовщиной уделяется принятию святой воды разных видов: «с копием, с мацани (? Что это за слово выяснить не удалось. А.П.) и чудотворной иконой». Святая вода здесь явно аналогична некой «белой» магии, охраняющей от «чёрной» (как в сказках: «побрызгали его мёртвой водой – срослось тело, побрызгали живой водой – ожил Иван-царевич»).

Нужно ещё «носить освящённый пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)» . Священник становится аналогом шамана с бубном - и ко мне не раз обращались с подобной просьбой.

Предлагая подобные суеверно-магические обряды, составители призывают «ни в коем случае не прибегать к бабкам и колдунам». Действительно, с «Молитвенным щитом» все бабки отдыхают…

А чтобы избавиться от «лукавых духов, от вреда со стороны волшебников, от злых людей, от беснования» , предлагается список святых, «ответственных» за «бесогонство». Во главе этих святых – священномученик Киприан и мученица Иустина, имена которых, к сожалению, давно превратились в амулет, в тотем, «охраняющий» от злых духов (иконки-складни с молитвой им – наиболее продаваемый церковный товар).

Рекомендуется «молитва об исцелении от порчи» - молиться нужно пророку Малахии: «на пророка Малахию отчитывают каженика (порченого)» . Скорее, «каженики» - это те, кому «кажется», что они православные, когда пользуются «Молитвенным щитом». (А может, это последователи Гарри Поттера – там тоже употреблялись «Щитовые чары»…)

Полон сей молитвослов (хотя хочется его назвать «суесловом»!) молитв «в болезнях». Особо любопытны некоторые названия: молитвы «при расслаблении тела с потерей аппетита, бессонницей, при парализации и лишении телесных членов» (интересно: Богу нужно при молитве предъявлять полный диагноз, чтобы Он не ошибся в лечении?), «об исцелении от немоты», «при умалишении» (я тоже знаю такую молитву: все молятся иконе «Прибавление ума»! Не Божьей Матери, ибо ума на это не хватает, а именно названию иконы. Как говорят гомеопаты: грецкий орех – лучшее средство для мозгов…).

Но ведь именно такие «диагностические» молитвы наиболее востребованы нашими православными. Мне рассказывали, что на могилке у Марфы Царицынской на молебне читают прошения: «еще молимся об исцелении от рака, от болезней желудочно-кишечного тракта…». Мало кому сейчас требуется спасение души, всем нужно спасение тела и дела.

А дел у нас много, молиться нужно и «на устроение лодки» , и «над семенами» , и «над гумном» . А знаете, кому надо молиться «об урожае огурцов» , по «народному верованию» ? Никогда не догадаетесь! Равноапостольному Константину Великому, византийскому императору! Наверно, он в свободное от государственной службы время в огородике ковырялся, разводил новые сорта огурчиков…

Самая «смиренная» «щитовая» молитва – это молитва «о даре прозорливости». (!!!) И правда, что ж так скромно: не хватает молитв о «способности воскрешать мёртвых», «летать до седьмого неба», «о даре ангельских языков» и подобных из обихода клиентов психиатрической больницы…

Но главный, так сказать, эпицентр сего молитвенного ядерного взрыва – это «молитва задержания». Перед самой «молитвой» есть пояснение: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Вообще-то, в «утаении от слуха и взора» силу ищет колдовство и зло, а сила православных молитв – в любви к Богу и ближним. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин., 3:20-21).

Суть молитвы задержания можно выразить так: «Господи! Всюду враги и злопыхатели! Я долго их терпел, но теперь дай им, Господи, так, чтобы не совались ко мне боле!». Вот цитата из сей «задержалки»:

«И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.

Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя.

Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.» .

Теперь сравните слова этого заклинания с Евангельскими словами Спасителя:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.» (Мф., 5:10-12).

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.» (Мф., 5:44-45). Думается, комментарии излишни.

Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует - мужики начинают побаиваться… Другая регулярно читает перед каждым выходом на работу, а то начальник что-то часто стал придираться… «Задержалка» настолько популярна, что кочует по разным молитвословам, увеличивая тиражи.

И подержав в руках такой «щит», хочется воскликнуть: «Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников»!

К сожалению, не «Молитвенный щит» виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное, был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами «на потребы», хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы «от зубной боли», «от глазных болезней»? Почему в 21-м веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство.

Также и другие многопотребные молитвы – зачем они? Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чём забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Пётр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно об этой «многомолитвенности» говорил Спаситель:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф., 6:7-8).

Многословия в молитве – признак языческого отношения к жизни. Язычники верили во многих богов, множество олицетворённых сил в природе, поэтому с каждым богом нужно было договариваться отдельно, приносить именно ему пригодные жертвы. Это языческое отношение сохраняется и сейчас в отношениях с Богом у «православных». Стандартный вопрос у всех приходящих в храм: кому свечку поставить о здравии, кому об учении, сколько именно свечей, какого размера, а можно ли от чужой свечи зажечь? И никто не спрашивает: а насколько усердно я должен помолиться, а как я должен любить Бога, что я могу сделать для Него?

Какие нужды не выражены в молитве: «Господи, помилуй меня, грешного»? Всё доверие Богу, всю любовь, всю надежду вкладывает верующий в эту краткую молитву, как лепечущий ребёнок вкладывает свою ручонку в руку матери. Святые подвижники в положенные часы выполняли своё молитвенное правило, а всё оставшееся время заполняли этой главной молитвой, «дышали» ей.

Как много благ получили бы наши верующие, если бы приходили так же усердно на всенощное бдение, как ищут они молитвы на «потребы»! Какое богатство духовной поэзии, богословия, возвышенных, умилительных мыслей они почерпнули бы, напитались бы, просветились бы духовно! Вот наши истинные молитвы на всякую потребу – стихиры, каноны, псалмы, поемые и читаемые на вечернем богослужении. Вот время и место, где мы можем быть услышаны Господом, Божьей Матерью, святыми, где мы становимся Церковью Христовой, единым Телом.

Но, увы, пусты почти наши храмы вечерами, а те, кто и приходят, часто ждут лишь «помазания» (или, как обычно говорят старушки: «миропомазания») на полиелее, чтобы от болезней исцелиться…

Бросили мы свои истинные щит и меч: богослужение и трезвомыслие, и «вооружились» фиговым листиком и «щитовыми чарами»… «Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо...». Христос стучится к нам в сердца, а мы отвечаем Ему: «имей мя отреченна - я читаю молитву «о даре покаянных слёз» , не мешай мне, Господи…».

Эти рассказы имели и поучительное значение, заставляли задуматься: а не похожи ли и мы на героев этих анекдотов?

Приходские анекдоты

Что такое анекдоты, да ещё «православные»? Допустимы ли они в наши такие серьёзные «последние времена»?

Современные анекдоты, которые мы читаем в газетах - это выдуманные коротенькие истории (нередко пошлые), цель которых посмешить читателя. В старину же под анекдотами понимали также короткие рассказы, но не выдуманные, а чаще всего взятые из жизни. Поэтому, помимо занимательности, эти рассказы имели и поучительное значение, заставляли задуматься: а не похожи ли и мы на героев этих анекдотов?

Те забавные (и не очень) случаи, предлагаемые вашему вниманию, произошли на самом деле. Я сам был свидетелем большинства этих анекдотов. Даю честное слово, что ничего не приукрасил для «эффекта». Надеюсь, немного посмеяться над собой нам не повредит.

1.Приходит однажды в храм дедушка, не вполне, скажем прямо, трезвенький. И говорит, хитро прищуриваясь:

Я, брат ты мой, конечно, неверующий, но Христа уважаю! Да… И заповеди Его соблюдаю! Все одиннадцать! Щас я их вспомню... Мне их рассказывал энкэвэдэшник, когда я в лагере сидел. Я их на всю жизнь запомнил! И исполняю! Ну, вот, значит, заповеди: э-э, "не обворуй", "не обругай" и, это… а! - "не обессудь"!

2.Приходит в храм женщина.

Мне нужно елейное масло!

Простите, - отвечаю, - но "елей" и значит – масло. Это тавтология: "масло масляное".

Вижу: губы у тётки задергались...

Ну, ладно! Так есть "оно" у вас?

На свою голову задаю ещё один (безобиднейший!) вопрос:

А зачем оно вам?

Реакция была замечательной: тётка задохнулась от злости, развернулась и одним прыжком отскочила к порогу, распахнула дверь и, стоя на крыльце, выкрикнула:

То им… "масло масляное"!! То - "зачем"!! Да пошли вы!!..

3.Похожий случай. Заходит одна "мадам", крашенная, в брюках.

Мне десять свечей с собой!

А я-то знаю, что свечи "домой" у таких людей обычно значит - к "бабке". Спрашиваю:

А для чего они вам?

Реакция была схожей: мадам в гневе развернулась и опять с крыльца (боится, что ли - бить буду?) выпалила:

Вас тут посадили не вопросы задавать, а делать то, что вам сказано!

4. На ту же тему. Приходят две старухи:

Нам, это, чёрных свечей надо!

Каких?! – Чуть не падаю от изумления.

Ну, нам «бабушка» сказала принести. Нет чёрных? Ну, тёмных, что ли, дайте, вот эти вроде потемней… И ещё этот, как его, «молитослов» она сказала принести.

Вам какой - потолще, потоньше? – Иронизирую.

Одна старушка удивлённо:

5. Знаете, какие самые почитаемые иконы в нашем народе? "Нерушимая стена" - чтобы воры и завистники в дом не лезли. "Семистрельная" - если её незаметно (!) повесить над входной дверью, то она всех врагов "отстреливает"... (Даже в ювелирном магазине видел). "Всевидящее око" - назначение понятное (православный аналог видеофона-охранника). Нередко приходят и спрашивают «Неопалимую купину» от пожара. Спрашиваю: «Вы что, пожара в ближайшее время ждёте? Кстати, бывают ведь и другие бедствия…».

Очень ценятся такие иконочки, которые можно в кошельке и сумочке носить. Огромным спросом пользуются пояса с псалмом "Живый в помощи…". В народе это называется: "Живые помощи", "Живые помочи", "Живым в помощь"…

Многие уверены, что «Святая Троица» – это Христос и Божья Матерь с младенцем. Другой вариант – икона на машину: Христос, Богородица и Николай Чудотворец (троица).

Поменял на иконостасе «Христа-Вседержителя» на «Нерукотворный Спас». Прихожанка: «Икона, конечно, красивая, но зря вы Христа-то убрали. Божия Матерь есть, а без Христа нехорошо…».

На одной иконочке для автомобиля есть образ архангела Михаила, а под стеклом – кусочек ладана. Одна прихожанка спрашивает про этот кусочек: «Это что?». Не моргнув глазом, отвечаю: «Мощи Архангела Михаила, с Афона!». Она в простоте душевной: «Да что вы?! Как интересно…».

Стандартный вопрос: а от чего эта икона помогает? Так порой и хочется ответить: от ветра в голове!

6. Наконец-то я понял, почему наши православные нехотя ходят или вообще не ходят в храм на богослужения. Ведь церковь-то - это "духовная врачебница"... А кто ж ходит в больницу регулярно, да ещё с удовольствием? Только духовные врачи (попы, то есть) на работу, за зарплатой… Мне так одна православная и сказала: "А зачем?! Я ведь уже сходила раз, когда мне было плохо, покаялась. Теперь пускай другие ходят, которым надо. Зачем я буду мешаться?!"

Чуть другая вариация этой темы: разделение труда. Вы, попы и певчие, служите, молитесь, а мы, простые смиренные православные, недостойны присутствовать на службах, мы же мирские, нам надо работать, семью кормить, на дачу ездить... Вы уж там за нас помолитесь, а мы вам помидоров принесём...

7.Разговор с районным архитектором. Спрашиваю:

Почему вы позволяете рядом с храмом строить магазины, пивные?

Он ехидно улыбается:

Конкуренцию надо, батюшка, выдерживать! А вы возьмите и сделайте так, чтобы люди к вам шли, а не туда! Тогда они и закроются, разорятся. А не сможете, так...

8.Один шестилетний малыш на занятии воскресной школы спросил:

А правда, что человек произошёл от обезьяны?

Когда ему объяснили, что нет, человека создал Бог, - тогда он подумал и выдвинул гениальную неодарвинистскую теорию:

Значит, Бог сотворил обезьяну для того, чтобы потом от неё человек произошёл...

9.Пришли раз люди за "земелькой".

Да мы вот, собаку хороним, нам бы её земле предать. Она хорошая была собака, умная очень!

Гм! А она что, - спрашиваю, - крещёная у вас была?

Граждане пугаются:

Нет, а что - надо было? Без этого нельзя?

А что ж нам теперь делать? Как её земле предать-то?

Да как! Поезжайте в поле и закопайте.

И ничего больше не надо? И крест ставить не нужно?

Нет, - говорю, - не нужно!

10. Отпевание. Долго говорил проповедь о важности для усопшего молитв и неважности всего земного (земелька, еда, зеркала завешанные). Объяснил им символический смысл земельки. Выдохся, собираюсь. Тётушка, глубокомысленно:

Да, это вы всё хорошо сказали, правильно. Одно плохо – земельку вы всё-таки зря в дом занесли, не надо было…

Потом эта же тётушка говорит:

Да, вы правильно сказали, что можно в церковь не ходить (Я сказал: «каждый день не нужно ходить»!) и с Богом жить. Да, Бог всегда с нами, и мы с Ним.

Ну, знаете ли, - говорю,- Он-то с нами - это точно, а вот «мы с Ним» – это большой вопрос!

Нет, что вы, не говорите, и мы с Ним: вот, споткнёшься и сразу: «Господи!» - нет, мы с Ним всегда!

11. На приёме у предполагаемого спонсора. Тот ораторствует перед своими подчинёнными:

Вот! Я хочу, чтобы рядом с нашим заводом стоял храм, высотой 100 метров, шириной - 48! Я такой видел!

Со мной был парень, начинающий архитектор, он возьми да и ляпни задумчиво:

Да-а… А Вавилонская башня была высотой 91 метр...

12. Один батюшка служит в деревне. Храм - металлический вагончик. Зимой холодно, а летом такая духота, что свечи не стоят - плавятся. А над входом в вагончик надпись: "И во аде восхвалят Тя, Господи!"...

13. На нашей часовне крест в форме якоря. Тётки, проходящие мимо:

Хм! Это что ж у них крест какой-то мусульманский, как у татар! А часовня - какого-то «святого Петра»!..

14. Один товарищ (немного зацикленный на проблеме, что Бог ему жену не даёт) спрашивает у меня:

Нет, ну я одного не пойму – вот Христос: Он же – сверхсущество, самый могущественный волшебник! Он ведь всё может! Почему же Он своему лучшему другу Иоанну Крестителю не мог дать такую малость – жену?! Почему тот должен был жить один, в пустыне, голодный, холодный – почему?!!..

15. Одна прихожанка с озабоченным видом спрашивает:

Батюшка! Мы храм строить собираемся, а вы уже поговорили с жильцами близстоящей общаги? Вот начнут у нас колокола звонить, а они будут недовольны, будут нас проклинать! Вы этот вопрос решили?

Послушай, - говорю, - а может, мы это сделаем, когда храм построим, а?

Нет, что вы! Надо сейчас – они поймут, и не будут возражать, и жертвовать начнут! Вы им, главное, объясните, что от колокольного звона идёт вибрация, а она очень полезная, даже исцеляет, это и наука доказала!

16. Случай в Богоявленском приходе на праздник Крещения (2007г.). Один другому говорит:

Ты представляешь, в этом году Богоявление и Крещение совпали!

17. Разговор в церковной лавке. Прихожаночка:

Так сколько нужно пожертвовать за сорокоуст?

Ну, знаете ли, надо пожертвовать так, чтобы и совесть не укоряла, и душа чтоб была спокойна..

18. Приходит на Светлой Седмице бабулька с крашеными губами и в розовом игривом пальтишке. Ткнула две свечки в песочек (помолилась, вроде) и спрашивает меня:

А Пасха-то сколько дней длится, три или больше?

Да вообще-то сорок, - отвечаю, - до Вознесенья.

А, понятно, так дочке и скажу, что сорок дней ничего делать нельзя, а надо только Богу молиться!

19. Интервью одного батюшки (в Интернете прочитал):

Выходных у меня почти не бывает, а когда и бывают, то чувствую себя неуютно: сразу хочется сделать что-нибудь богоугодное…

20. Приходит женщина, приносит продукты на канун.

Где тут у вас стол для жертвоприношений?

21. Перед началом всенощной к клиросу подходит прихожанка и шёпотом спрашивает у регента:

Нет, а всё-таки: кто батюшка по гороскопу?..

Продолжение истории: она же допытывается у матушки, когда всё-таки у меня день рождения. Матушка не поддаётся. Та:

Да я и так догадываюсь. Я его статьи читаю, характер его поняла – Скорпион он по гороскопу!

22. Заходит в храм женщина, широко крестится трижды на меня:

Я, - говорит, - в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтоб он экзамен сдал. Кому тут помолиться?

Богу! – Отвечаю.

КАКОМУ Богу?! Иконе какой свечку поставить?..

Иду по улице. Навстречу бомж лет 60, навеселе, грязный, со щетиной, оборванный:

Батюшка! Стой! Ты мне вот посоветуй – как жить дальше?!

Ну как – пить брось, например.

Да я и так не пью! Почти. Нет, ты мне посоветуй – как жить: с девушками у меня ничего не получается!..

24. Настоятель спрашивает у библиотекаря:

Что, прихожане берут журнал «Фома»?

Нет, они смотрят, написано: «для сомневающихся» - и не берут.

25. Архиерей на епархиальном собрании рассказал анекдот про благочестивого инока, который стал перешивать штаны, ибо швы на заду пересекались под прямым углом, а он не хотел «попирать» крест…

26. Приходит к священнику женщина и спрашивает: «что такое паперть»? Он объяснил и поинтересовался, зачем ей это. Она говорит:

Мне мама умершая приснилась и говорит: «Ты бы хоть иногда мимо паперти церковной проходила!». А зачем мимо неё ходить?

Может, она всё-таки имела в виду: в храм заходила бы?

Женщина пожала недоумённо плечами (зачем, мол?) и ушла…

27. В часовню заходит дедуля лет 70.

Скажи-ка, батюшка, дедушке – когда у нас Пасочка-то?

Ага, поздняя, значит! Это хорошо – успеем рыбки насушить и самогону наготовить! Да ещё и две пенсии получить! Пойду остальным сообщу: чтоб начинали готовиться!

В современной церковной жизни уже привычным стало понятие "православный монархизм". Оживленные, подчас бурные дискуссии развиваются вокруг этого понятия и в прессе, и на приходах. Давайте и мы немного поразмышляем о "православном монархизме" и " монархистах" в нашем местном варианте. Часто идея становится гораздо понятнее, когда узнаешь тех, кто ее пропагандирует. Кто же они, наши волгоградские "монархисты"? Можно смело утверждать, что социальный состав этой группы состоит из двух неравнозначных частей. Первая - это элита, или, вернее, те, которые считают себя таковой (и, что немаловажно, очень желают, чтобы и другие думали о них также). К этой группе относятся: некоторая часть духовенства, представители казачества, бизнесмены, журналисты, люди культуры и науки. Именно из этой среды исходят идеи "православного монархизма".

Вторую часть составляют простые прихожане наших храмов, которые впитывают эти идеи через проповеди, листовки, газетные статьи, через участие в различных "покаянных" крестных ходах и т.п.

Как же выглядят основные идеи "православного монархизма"?

Главная идея - почитание "ЦАРЯ Николая Второго". Ваша "православность" оценивается по усердию почитания (и пропагандирования) этой идеи. Например, если в храме нет иконы царской семьи, или батюшка почему-либо не служит торжественного бдения 17 июля, то...

И вот тут совершается идеологическая подмена, которую сами "монархисты" изображают графически: не "царя Николая", а "ЦАРЯ Николая" они почитают. Вот главное - "ЦАРЬ", то есть формулировка почитания своей собственной идеи. Это то знамя, которое овевает политиков "от религии". Подобный "монархизм" порой доходит даже до таких крайностей, что сектоведам пришлось ввести новый термин: ересь "царебожества".

Парадоксально, но сколько бы царепочитатели не кричали о монархии, как об единственно истинной, богоустановленной форме власти, об "удерживающем", о "Третьем Риме" - на самом деле они совершенно не желают воплощения своих идей в жизнь. Наоборот, их очень устраивает современный либеральный строй, при котором они могут смело проповедовать, зарабатывать авторитет, власть, популярность (ведь только в наши времена возможны покаянные крестные ходы с телекамерами..). При Царе-то им не о чем будет кричать...

Другое знамя, которое гордо несут "православные монархисты" - это "русскость" во всех её обличиях. Не будем долго анализировать эту идею, скажем только, что сюда относятся и стремление канонизировать всякого "истинно русского" (включая И.Грозного, Г.Распутина, И.Талькова). Не удивительно, если скоро поднимут вопрос о канонизации "истинно русских" царей: Александра Первого, Николая Первого, Александра Третьего...

Это и ненависть (далеко не христианское явление) к инородцам, особенно кавказцам и евреям. Это и поиски явных и тайных врагов Руси. Это и критика всякого "нерусского" явления. Причем сами наши доморощенные "русофилы" с трудом смогут объяснить, что же такое "русское". В их смутном понимании "русское" - это синоним понятий "истинное", "настоящее", "святое", "богоизбранное". Всё же "нерусское" - это, соответственно, противоположность этих понятий.

"Монархисты" также пытаются взять в свои руки монополию на понятия "национальный" и "патриотизм". Под "патриотом" ими обычно понимается человек, мечтающий о мифической Русской Империи во главе с Белым Православным Царем, перед которым ползает на коленях в страхе весь мир. И когда на обложке книги (цитируемой ниже) патетически пишется: "РОССИЯ есть государство русского народа", - то это, простите, не национализм, а скорее, нацизм...

Самое печальное, что все это происходит внутри церковной ограды, и мир в Церкви нарушают не евреи, не масоны, а якобы "свои", которые политические интересы поставили выше Церкви, которые так и эдак подгоняют цитаты из Священного Писания и из пророчеств святых под оправдание своих идей; которые охаивают священноначалие, вплоть до Патриарха, стоит только им усомниться в твердом последовании иерархами "истинноправославному монархическому" мировоззрению. Не верите? Почитайте идейную книгу наших волгоградских монархистов, изданную местным отделением Русского Народного Собора ("Что сулит миру расчленение России". Волгоград, 2000. Тираж 5 тыс. экз.). Чтобы не быть голословным, приведем две цитаты из этой книги, которая, по словам авторов, "будет полезна гражданину России любой национальности, считающему наше Отечество своей единственной Родиной". (с.4):

"Ссоры и междоусобицы их давно захлестнули православие. Ведущую роль при этом играет Папа Римский Иоанн Павел Второй, который с самого начала стал служить не Иисусу Христу, а иудаизму. Ему под стать и патриарх Алексий Второй (Ридигер)".(с.115)

"В конце 1991 года патриарх, находясь в США, выступил перед членами американской еврейской общины, где призвал "православных быть едино с иудеями". Тем самым высший иерарх в православии совершил несколько тяжких нарушений Заветов Господа нашего Иисуса Христа, соборных канонов, учений великих православных святых. Если говорить обобщенно, то нет таких канонов, которые патриарх не нарушил бы. В подтверждение мы из великого множества бесспорных источников приведем лишь немногие, но такие, которые не оставляют ни малейших сомнений в отступничестве патриарха от Божьего дела. (...) призыв патриарха к братанию с иудеями можно и нужно с полным основанием расценить лишь, как коварную и предательскую попытку отдать православие на съедение иудаизму." (с.124,125-126).

Нам думается, что если члены Волгоградского Русского Народного Собора подписываются под этими цитатами, то мы в разных Православиях. Хающий Святейшего Патриарха и соглашающийся с этим - как они могут причащаться в храмах, где с любовью мы поминаем нашего "Великого Господина и Отца"?!

Верно сказал Святейший в одном своем выступлении: "Раньше священник на исповеди спрашивал: "Чадо! Како веруеши?", то теперь прихожанин спрашивает у священника: "Отче, какого ты политического кредо?".

И когда "монархисты" требуют всенародного покаяния за грех цареубийства - в реальности они говорят: "подклоните нам свои выи". Ведь комплекс вины - это важнейший рычаг, подавляющий свободу человека.

Психологический тип "монархистов" очень болезнен. Эти люди в большинстве своем совершенно закрыты для диалога. Как одержимые своим "пунктиком", они любой разговор переводят на свои рельсы и начинают вещать истины. Не думайте спорить или возражать: окажетесь в стане "жидов", "масонов", "демократов" (это вообще самое страшное ругательство).

Утешает только одно: этих людей немного. Они создают большой шум, чтобы казаться сильнее и многочисленнее, но всё же они не смогут (пока) прийти к власти в Церкви и обществе, так как нет внутренней сплочённости в их рядах. Но вред, наносимый ими, к сожалению, увеличивается, как воспаление. Ведь большинство наших верующих в целом инертны, не любят много думать, но и не любят просто верить и жить, как учит Церковь. Ведь катехизис - это скучно, ведь молиться на воскресной всенощной - некогда... А вот идти в крестный ход на другой конец страны - это здорово! Вот бороться за канонизацию Гришки Распутина - это патриотично! Распространять листовки по приходам - это православно!..

Печально всё это, но понятно. Вспомните историю Церкви - ведь так было всегда. Всегда боролись за власть, чины, влияние... И драки были на Вселенских Соборах среди иерархов, и подкупы, и обманы. А сколько скорбей пережила Церковь из-за споров: что выше - "священство" или "царство" (вспомните патриарха Никона и историю раскола)!

Остается только ждать и надеяться, что эта "детская болезнь правизны" пройдет и наступит выздоровление. А выздоровление заключается в трезвом следовании по "царскому" пути, предлагаемому Господом: "Богу - Богово, кесарю - кесарево". И слушать нужно соборный голос Церкви, а не лозунги религиозных политиков.




Top