Стрессоустойчивость как фактор эффективности профессиональной деятельности руководителя. Стресс и стрессоустойчивость понятия стресса и стрессоустойчивости

Введение……………………………………………………………………….3

    Понятие стрессоустойчивости в психолого-педагогической литературе………………………………………………………............4

    Индивидно-личностные факторы стрессоустойчивости……..........6

    Значение стрессоустойчивости в жизнидеятельности человека….12

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………..15

Введение

В современном обществе постоянно увеличивается темп жизни, ухудшается состояние окружающей среды и все больше появляется негативных факторов, влияющих на психологическое и физическое здоровье человека. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько люди способны противостоять этим факторам, и какие характеристики личности для этого необходимы. Сегодня в рамках этой проблемы все больше внимания уделяется такому свойству личности, как стрессоустойчивость, которая, по мнению многих ученых, является неотъемлемым механизмом безопасности личности, обеспечивающей ей нормальное функционирование в обществе.

Проблема стрессоустойчивости как механизма безопасности личности представлена в трудах отечественных и зарубежных психологов: Б. Б. Величко, Б. Х. Варданян,А.А. Баранова, В.Э. Мильман, Л.М. Митиной, Р. Лазураса, Г. Томэ, И. М. Фейнберга, П. Б. Зильбермана, которые отмечают актуальность и значимость этой проблемы.

Цель нашей работы – изучить стрессоустойчивость как механизм безопасности личности.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие стрессоустойчивости в психолого-педагогической литературе;

2. Проанализировать индивидуально-личностные факторы стрессоустойчивости;

3. Рассмотреть значение стрессоустойчивости личности в жизнедеятельности человека.

    Понятие стрессоустойчивости в психолого-педагогической литературе

В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к определению понятия стрессоустойчивость. Рассмотрим некоторые из них.

Один из подходов описан Б. Х. Варданян. Автор определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, способствующих успешному выполнению деятельности: «Стрессоустойчивость можно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» .

Также анализ понятия стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман, который указывает, что отсутствие устойчивости может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации. П. Б. Зильберман обращает внимание на то, что отсутствие стрессоустойчивости может указывать на недостаточную гибкость и приспособляемость. Он предлагает понятие стрессоустойчивости как «...интегративного свойства личности, которое характеризуется таким взаимодействием всех компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает оптимально успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» .

В своих работах понятие стрессоустойчивости также анализирует С.В. Субботин. Под стрессоустойчивостью он понимает индивидуально-психологическую особенность, которая заключается в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает постоянство внутри биологической и психологической системы организма и приводит к наилучшему взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности .

Таким образом, термин стрессоустойчивости в настоящее время не имеет однозначной трактовки, существует несколько подходов к определению стрессоустойчивости, однако большинство авторов указывают на то, что стрессоустойчивость является характеристикой личности и оказывает непосредственное влияние на деятельность человека и ее успешное выполнение, а также выполняющей функции поддержания организма человека в различных ситуациях, в том числе сложных и стрессовых.

    Индивидно-личностные факторы стрессоустойчивости

К основным индивидуально-личностным факторам стрессоустойчивости большинство ученых относит темперамент, тревожность, мотивацию, установки личности, гендер, индивидуальный стиль деятельности, стили совладающего поведения.

Рассмотрим подробнее перечисленные факторы.

Темперамент

Как отмечает В. С. Мерлин, темперамент отражает определенные психические свойства, такие как сензитивность, эмоциональную возбудимость, уровень активности, реактивность, а также соотношение последних, темп реакций, степень ригидности или пластичности, экстраверсии–интроверсии .

Психологи отмечают, что перечисленные свойства темперамента непосредственно оказывают влияние и на устойчивость личности к стрессу. Так, А. В. Махнач и Ю. В. Бушов определяют несколько темпераментных свойств, влияющих на протекание стресса: экстраверсия, ригидность, импульсивность, тип направленности реакций во фрустрирующих ситуациях .

Тревожность

Не менее важным показателем устойчивости личности к стрессу, по мнению многих ученых (А. В. Махнач и др.), является такое свойство личности, как тревожность. Как указывает А. В. Махнач, тревожность характеризует систему отношений человека. Она, как правило, связана с такими нейродинамическими и темпераментными свойствами, как слабая нервная система, неуравновешенность нервных процессов, сензитивность и эмоциональная возбудимость .

И.М. Фейнгерберг отмечает, что у высокотревожных людей выполнение деятельности в условиях стресса вызывает большое нервно–психическое напряжение, причиной которого является их чрезмерная требовательность к себе. В результате этого смещается мотив деятельности и личность вместо того, чтобы сосредоточится на решении задачи, концентрируется на успешности выполнения деятельности, повышая значимость совершенных ошибок и ответственность за них .

Гендер

Следующим фактором, характеризующим стрессоустойчивость личности, является гендер. Значительное число ученых, изучающих подверженность человека стрессу в контексте гендерного подхода, отмечают большую устойчивость к стрессовым факторам средней интенсивности и длительно действующим представителей женской половины человечества.

При этом, Д. Гринберг, подчеркивает, что их лучшая переносимость стресса обусловлена биохимической и физиологической спецификой женского начала, призванного в процессе эволюции играть главную роль в обеспечении процесса наследственности, в то время как биологическое предназначение мужчин заключается в привнесении изменчивости в фенотипическую составляющую человеческого рода, а поэтому он более приспособлен к экстремальным условиям деятельности .

Также исследователи отмечают, что некоторые мужские и женские черты имеет свои эволюционно-генетические и физиологические основания. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, обусловлены уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие же черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Именно поэтому существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности.

В этом ракурсе психологический пол радикально отличается от пола биологического. Однако, большинство ученых подчеркивают, что, несмотря на гендорные отличия, уровень стрессоустойчивости лиц с превалированием того или иного психологического гендерного начала будет определяться также следующими факторами: а) условиями разворачивающейся стрессогенной ситуации; б) требованиями деятельности (в том числе профессиональной, статуснороле-вой и др.); в) ресурсами личности как субъекта деятельности.

Мотивация, установки личности

Также необходимо отметить, что к индивидуально-психологическим установкам личности, определяющим ее отношение к другим людям, а соответственно и выступающим регулятором взаимодействия с ними, можно отнести местоположение контроля над происходящими событиями, иначе объясняемую как экстернальность-интернальность, предложенную Дж. Роттером.

Многие исследователи данной характеристики, в частности и Б. Х. Варданян, подчеркивают, что степень стрессоустойчивости лиц с внутренним локусом контроля выше, чем у людей с внешним локусом контроля. Экстернальность же, указывают авторы, затрудняет процесс преодоления трудностей в профессиональной деятельности, чаще способствует развитию заболеваний психогенного характера и уменьшает вероятность достижения успехов в избранной профессии, в силу того, что человеку с внешним локусом контроля трудно взять ответственность за происходящее на себя и проанализировать свои ошибки, так как причины всего происходящего для них кроются во внешних факторах .

ТакжеБ.Г. Ананьев указывал на необходимость рассмотрения психической сущности человека не только на личностном и индивидуальном уровнях, но и как субъекта основных социальных деятельностей - «труда, познания, общения», с помощью которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и формирование внутренней жизни личности. Б Г. Ананьев говорит о том, что именно через разные виды деятельности, в процессе субъект-субъектных (общение) и субъект-объектных (труд, познание) отношений, в основном развиваются и проявляются индивидуальность и личность, что, в свою очередь, отражается в стилях деятельности .

Индивидуальный стиль деятельности

Индивидуальный стиль деятельности главным образом характеризует устойчивость личности к стрессу в контексте какой-либо деятельности.

Ученые отмечают, что успешность противодействия факторам стресса зависит от сформированности индивидуального стиля деятельности, хотя эффективность самой деятельности при этом может быть и невысокой.

Так, Е.П. Ильин приводит следующее возможное сочетание индивидуального стиля деятельности и ее эффективности:

    Стиль деятельности выбирается по склонности, но вопреки требованиям деятельности (вариант приспособления деятельности к человеку). Эффективность деятельности может быть низкой.

    Стиль деятельности выбирается исходя из целесообразности, то есть с учетом требований деятельности и ситуации (вариант приспособления человека к деятельности). Эффективность деятельности может возрастать, но человек на первых порах испытывает напряжение, дискомфорт, что сказывается на замедлении темпов овладения профессией.

    Стиль выбирается по склонности и не противоречит условиям деятельности и требованиям ситуации. Степень эффективности деятельности высокая, у личности преобладают положительные эмоции и чувство удовлетворения (оптимальный вариант соотношения стиля и требований деятельности) .

То есть стиль деятельности и уровень стрессоустойчивости личности в деятельности тесно связаны с параметрами выбора профессии, требованиями к деятельности, удовлетворением выполненной деятельностью.

Стили совладающего поведения

Важным фактором стрессоустойчивости личности, по мнению А. В. Либиной, являются стили совладающего поведения, то есть механизма регуляции личностью своего поведения для оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их изменения в соответствии со своими намерениями .

Для выделения особенностей реагирования в зависимости от особенностей отношения человека к ситуации и от его способности понять ее в поведенческом подходе возникла необходимость выделения стилей реагирования.

В общем виде, пишет А. В. Либина, эти стили разделяются на защитные (человек реагирует на происходящее в форме психологической защиты) и на конструктивные (активность личности, направленная непосредственно на разрешение возникшей проблемы) .

В ряде исследований указанные выше формы поведения названы coping, однако в более поздних работах эти стили стали различаться и термин «coping» стал относиться только к конструктивным формам, а для защитного стиля стало использоваться слово «defence» («защита» от чего-либо, например, от неприятных переживаний).

В основном исследователи выделяют два уже названных полюса –совладающее поведение, подчеркивая его конструктивный характер, и защитное поведение, крайней точкой которого является дезадаптация личности в разных аспектах проявления.

То есть, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессовых ситуациях, существует, по мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles Рихарда Лазаруса, два глобальных типа стиля реагирования .

При этом, некоторыми исследователями предлагается разделить эти полюса в виде шкалы или построить иерархию, представляющую собой ту же шкалу, только повернутую вертикально.

Между полюсами, или уровнями этой иерархии, располагаются стилевые характеристики, которые отражают особенности реагирования личности. Их выявил и описал Ганс Томэ.

По мнению Г. Томэ, к «верхним» стилям относятся такие способы, как «поведение, направленное на достижение успеха», «размышление над ситуацией», «поощрение себя» и др., а к «нижним», наряду с пассивными действиями, относятся также «уклончивое поведение», «обесценивание значимости других», «жалобы на состояние здоровья».

Предложенная Г. Томэ схема является достаточно удобной для анализа поведения личности в реальных жизненных ситуациях и для прогнозирования степени эффективности поведенческой реакции .

Таким образом, стрессоустойчивость личности тесно связана с социально-психологическими особенностями личности, которые определяют характер ее реагирования на стрессовые ситуации, а также определяет ее поведение в трудной ситуации.

    Значение стрессоустойчивости в жизнедеятельности человека

Стрессоустойчивость, как свойство личности, играет большое значение в жизни человека, особенно в условиях нашего общества, в котором возникает необходимость быть гибким и уметь приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

В частности, исследовании Б.Б. Величковского выявлены закономерные связи между уровнем индивидуальной устойчивости к стрессу и различными аспектами благополучия человека .

Например, им было установлено, что высокая индивидуальная устойчивость к стрессу приводит к снижению вероятности развития острых заболеваний в течение шестимесячного периода, предшествовавшего обследованию, а также что высокая индивидуальная устойчивость к стрессу связана с меньшим риском развития хронических заболеваний.

На поведенческом уровне, отмечает Б.Б. Величко, высокая индивидуальная устойчивость к стрессу проявляется в менее частом использовании неадекватных стилей совладания со стрессом, таких, как курение и употребление алкоголя. Опасность «вредных привычек», в данном случае, заключается в том, что, принося известное краткосрочное облегчение, в долговременной перспективе они могут приводить к существенным нарушениям здоровья и в значительной степени снижать возможности человека к противостоянию стрессорам. Также были прослежены тенденции, позволяющие предположить, что лица с высокой индивидуальной устойчивостью к стрессу значительно реже и менее интенсивно курят и употребляют алкоголь, чем лица с низкой индивидуальной устойчивостью к стрессу. В целом для лиц с высокой индивидуальной устойчивостью к стрессу характерен более здоровый образ жизни, что проявляется в соблюдении режима труда и отдыха и регулярности физических упражнений .

Таким образом, высокая индивидуальная устойчивость к стрессу играет большую роль в предупреждении комплексных психологических расстройств, которые не только приводят к резкому снижению качества жизни человека, но и снижают добросовестность его отношения к профессиональным и межличностным взаимодействиям.

Индивидуальная устойчивость к стрессу нейтрализует действие имеющихся стрессогенных факторов, что позволяет сохранять высокое психическое и соматическое здоровье даже в случае долговременных жизненных затруднений.

Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стрессоустойчивости как механизма безопасности личности показал, что:

Проблема стрессоустойчивости как механизма безопасности личности является на сегодняшний день актуальной и исследуется многими учеными, так как на сегодняшний день, по мнению ряда ученых, стрессоустойчивость непосредственно влияет на способность человека к функционированию в обществе;

В психолого-педагогической литературе есть несколько подходов к определению стрессоустойчивости, каждый из которых по-своему раскрывает это понятие. Однако, большинство ученых отмечают, что стрессоустойчивость является свойством личности и напрямую зависит от ее индивидуально-психологических особенностей, таких как: темперамент, тревожность, мотивация личности, установки личности, индивидуальный стиль деятельности, гендер, совладающее поведение. Развитие каждой из перечисленных особенностей напрямую оказывает влияние на стрессоустойчивость как механизм безопасности личности.

Стрессоустойчивость напрямую связана с психологической безопасностью личности так как непосредственно влияет на уровень психологического благополучия человека, обеспечивая его полноценное функционирование в обществе и устойчивые межличностные отношения в разных сферах. Кроме того, стрессоустойчивость как свойство личности обуславливает поведение человека в трудных жизненных ситуациях, определяет его стиль реагирования на них и, те или иные механизмы преодоления стресса. Чем выше уровень стрессоустойчивости, тем более конструктивные способы преодоления стрессовых ситуаций наблюдается у человека, и наоборот, чем он ниже, тем более деструктивные способы выбирает человек в сложной ситуации. То есть стрессоустойчивость напрямую связана с психологической безопасностью личности, являясь одним из ее механизмов.

Список использованной литературы

    Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – С. 58–62.

    Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. – М., 1983. – С. 542–543.

    Величковский Б.Б. Индивидуальная устойчивость к стрессу как фактор психичесческого и соматического здоровья / Б.Б. Величковский // Здоровье нации и образование: материалы Всероссийского науч.практ. конгр. – М., 2009. – С. 23–25.

    Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. – М., С.-Петербург, Н.-Новгород, Воронеж: ПИТЕР, 2002. – 480 с.

    Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. – М.: Наука, 1974. – С. 138–172.

    Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

    Либина А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями / А.В. Либина, А.В Либин // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. – М.: Смысл, 1998. – С. 190–204.

    Махнач А. В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности / А.В. Махнач Ю.В. Бушов // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – 130–133.

    Мерлин В.С. Темперамент как фактор трудовой деятельности / В.С. Мерлин // Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973. – С. 148–167.

    Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Субботин. – Пермь, 1992. – 152 с.

    Фейнгерберг И.М. Видеть - предвидеть – действовать. Психологические этюды / И.М. Фейнгерберг. – М.: Знание. – 1986. – 160 с.

    Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – N.Y., 1966. – 466 с.

    Thome H. Theory of aging and cognitive theory of personality / H. Thomae // Human development. – 1970. – Vol. 12. – P. 1–16.

Стрессоустойчивость как качество личности – способность адекватно переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), напряженную или экстремальную ситуацию без особых вредных последствий для дела, окружающих и своего здоровья.

— Дорогая, а где моё пиво? В холодильнике была бутылка… — Я её ещё вчера выпила. Приходить домой надо раньше. — И что мне теперь пить? Последнюю бутылку «Жигуля»? — Вообще не надо ничего пить. — Как это не надо? У меня же стресс! — С чего это у тебя стресс? — Ну, как… Было пиво, а теперь нет…

В обычном состоянии в голове человека за сутки пролетают около шестидесяти тысяч мыслей. Стресс – это когда одна доминантная мысль сверлит мозг, а остальные даже боятся высунуть нос. По этому признаку можно диагностировать, испытывает ли человек стресс, или просто проявляет беспокойство, тревожность или взволнованность.

Стрессоустойчивый человек обладает одним замечательным свойством. В народе иногда это называют «толстокожестью». На самом деле в стрессовой ситуации он оставляет за собой право выбора, как реагировать на тот или иной раздражитель. Вспыльчивый человек обкрадывает себя на право выбора, он сразу гневно реагирует на раздражитель. Стрессоустойчивый человек, как правило, разумен. Он говорит себе: — Я нахожусь в автомобильной пробке. От меня ничего не зависит. Если я дам волю чувствам, начну нервничать, переживать и ругаться, ничего не изменится, пробка как непреодолимое обстоятельство, от моего недовольства не рассосется. Зато испортится настроение, приеду на работу раздраженный и вымотанный. Поэтому лучше включу магнитолу и послушаю классическую музыку».

Стрессоустойчивость – э то способность игнорировать всевозможные раздражители, оставаясь спокойным и безмятежным. Советские разведчики рассказывают, как у них на тренировках вырабатывали стрессоустойчивость на тренировках в 70-е годы ХХ века. Человеку дается лист бумаги с каким-нибудь текстом и задание – например, обвести кружком буквы «о», подчеркнуть буквы «е», поставить галочку над буквами «а». Дается лимит времени – например, 2 минуты. Время пошло, и тут начинаются помехи. Например, включается запись, голос на которой орет: «Подчеркни «о»! Обведи «а»! Поставь галочку над «е»!» – пытаясь сбить. Либо вообще некий человек пытается вырвать лист бумаги, толкнуть под руку или сказать что-нибудь.

Почему стрессоустойчивость является положительным качеством личности? Стрессоустойчивость помогает человеку достойно пройти уроки жизни, поменять своё понимание счастья, то есть осознать главную цель своей жизни. О.Г. Торсунов пишет: «Стресс возникает у человека, кода он теряет свою жизненную нить. Это особый вид испытания души, при котором судьба не посылает нам привычную дозу счастья до тех пор, пока мы не осознаем, как нам жить дальше. Только поменяв высшую цель жизни, и решительно встав на путь истины, человек может обрести покой и постепенно выйти из продолжительного стресса.

Сверхдуша каждую секунду жизни посылает нам небольшое ощущение счастья, которое мы называем хорошим настроением. Однако случаются дни, месяцы и даже годы, когда посылаемый уровень настроения ниже, чем необходимо для спокойной жизни. В этом случае человек начинает впадать в различные стрессовые ситуации: раздражительность, обидчивость, депрессивность, угрюмость, отчужденность, молчаливость и т. д. Если же критическая нехватка внутреннего счастья сохраняется в течение продолжительного времени, то стрессовая реакция превращается в стрессовое состояние, при котором человек теряет веру в то, что он когда-либо вновь сможет стать счастливым. Пока мы не поменяем своё понимание счастья (главную цель своей жизни) и не сдадим этот экзамен судьбы, до этих пор Сверхдуша будет воспитывать нас голодом по счастливой жизни».

Стрессоустойчивость – это способность сориентироваться в экстремальной ситуации, разумно и хладнокровно отразить чрезмерные нападки раздражителей на психику, осознать, что действительно для меня значимо, а что лишь «мелочь пузатая», от которой можно просто отгородиться толстой стеной с надписью «not available».

Стрессоустойчивость мужское или женское качество личности? Вопрос сложный. Женщины лучше приспосабливаются к продолжительным неблагоприятным воздействиям (блокада, лишения). Мужчины в длительной стрессоустойчивости женщинам не конкуренты. В то же время при резких и неожиданных неприятностях женщины значительно уступают мужчинам в стрессоустойчивости. Например, мужчина, оказавшись за рулем в экстремальной ситуации, будет до последней секунды бороться за жизнь. Женщины, как правило, в таких ситуациях бросают руль, закрывают глаза руками и оглушительно кричат.

Стрессоустойчивость – это не «наступить на горло собственной песне» и «не молчать в тряпочку». Искусственное подавление и сдерживание эмоций не имеет ничего общего со стрессоустойчивостью. К примеру, человек с проявленным самообладанием внутренне бурно реагирует на какой-то внешний раздражитель, но усилием воли предпочитает отмалчиваться. Иными словами, он проявил сдержанность, но о стрессоустойчивости он заявлять не вправе.

Психологи считают, что существование и распространенность такого «псевдо нереагирования» обусловлено в первую очередь культурными ограничениями. Стрессоустойчивость (а точнее – отсутствие внешних проявлений реагирования) считается признаком культурного человека. Часто стрессоустойчивость является требованием при приеме на работу. При этом работодателю в абсолютном большинстве случаев наплевать на реальную устойчивость работника к стрессам, лишь бы он сидел и не «бузил», когда будут мозг «выносить». Естественно, в такой формулировке вакансии редко встречаются, гораздо чаще пишут про требование стрессоустойчивости. Так культурней… А в итоге – именно стрессы на работе являются в настоящий момент основным источником хронических стрессов. И во многом это обусловлено именно требованием к работникам быть стрессоустойчивыми. Не всегда явными требованиями – часто бывает достаточно уже сформированного у работника представления о том, что стрессоустойчивость – это хорошо. Стрессоустойчивость – это действительно хорошо! Просто не надо подменять понятия настоящей стрессоустойчивости и «молчания в тряпочку».

Петр Ковалев 2014 год

Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Р. Маннинга «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» .

Первым, кто стал изучать стресс, был канадский ученый Г. Селье. В журнале «Nature» 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В этом письме приводились данные о стандартных реакциях организма, которые возникали из-за воздействия различных болезнетворных агентов. Эти данные положили начало учению о стрессе.

По мнению Г. Селье, «...стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование . В своей книге он писал, что факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, биологическую реакцию, которая состоит в активации приспособительных способностей организма.

Г. Селье выделяет три стадии стресса. Первая - реакция тревоги из-за столкновения человека со стрессором, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления(резистентности), когда организму удается успешно справится с внешними воздействиями. Если действие стрессогенных факторов долгое время не удается устранить, то наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются, начинают использоваться невосстановимые ресурсы. В этот период организм хуже сопротивляется новым воздействиям, увеличивая опасность заболеваний.

Позднее Г. Селье предлагает разделять стресс на два вида: дистресс (distress - истощение, несчастье) и эустресс. Эустресс Г. Селье рассматривает как положительный фактор, источник радости от усилия и успешного преодоления, повышения активности. При таком виде стресса происходит активизация процессов самосознания, осмысления, памяти. Дистресс наступает лишь при чрезмерных стрессах, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, невозможности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

Таким образом, психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В этот термин включаются эмоционально-психические реакции, синдромы, аффективные реакции, а также физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Первым, кто попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса, был Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную . В последние годы отмечают условность разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд считают, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат .

Л.А. Китаев-Смык полагает возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле. Он говорил, что индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль .

По мнению А.С. Разумова имеющиеся стрессовые факторы можно разделить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленной деятельности. Эти стрессоры способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

А) экстремальные стрессоры - участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

Б) производственные стрессоры - работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и другие.

В) стрессоры психосоциальной мотивации - разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок: могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

А) старт-стрессоры и стрессоры памяти - предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

Б) стрессоры, побед и поражений - успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

В) стрессоры зрелищ - спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и другие.

3. Стрессоры рассогласования деятельности:

А) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и другие.

Б) стрессоры ограничений - психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и другие.

4. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и другие .

Таким образом, любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и может возникать из-за боли, высокой и низкой температуры воздуха, шума, вибрации, гипоксии, непереносимости запахов и других причин, и всегда эмоциональным, так как обладает соответствующими эмоциональными переживаниями, также стресс может быть и информационным, который возникает по причине внезапности, новизны обстановки, недостатка или избытка информации. Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с рабочего ритма, нужно иметь хорошую стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость личности - это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья .

Многие авторы сводят устойчивость, толерантность к стрессу к понятию «эмоциональная устойчивость». Давая определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке .

Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели .

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость - способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека .

Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов под термином «стрессоустойчивость» понимают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности .

А.А. Баранов под стрессоустойчивостью понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья предполагая, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях.

В.А. Пономаренко считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель - преодоление и победу» . Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому - фундамент психологической устойчивости.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),

Б) эмоционального компонента - эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента - профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента - оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .

Некоторые авторы сводят стрессоустойчивость к понятию «жизнестойкости». Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом .

Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного .

Жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и тому подобное), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям .

К факторам (ресурсам), влияющим на стрессоустойчивость, можно отнести (по Китаеву-Смыку Л.А.): врожденные особенности организма и ранний детский опыт; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) .

Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной - без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость личности играет важную роль в преодолении стресса, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс и тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Таким образом, стрессоустойчивость личности - важнейший фактор преодоления стресса.




Top