Скульптура рабочий и колхозница история. История рабочего и колхозницы

Фото: Скульптура "Рабочий и колхозница"

Фото и описание

Скульптура «Рабочий и колхозница» - памятник монументального искусства, символ советской эпохи. Замысел принадлежит архитектору Борису Йофану. Скульптурный конкурс выиграла скульптура Веры Мухиной.

Монумент изготовили из нержавеющей хромированной стали. Высота монумента примерно 25 метров, а высота постамента примерно 33 метра. Вес монумента равен 185 тоннам.

В начале Мухина изготовила полутораметровую гипсовую модель. По этой модели на опытном заводе Института металлообработки и машиностроения выполнили огромный монумент. Руководил работами профессор П. Н. Львов. Скульптура украсила советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Во время перевозки из Парижа монумент был поврежден. В первой половине 1939 года ее реставрировали и установили на постамент у входа на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку (ныне ВВЦ). В Большой советской энциклопедии скульптуру назвали «эталоном соцреализма».

В 1979 году монумент реставрировали. Но к началу двухтысячных монумент требовал капитальной реконструкции. В 2003 году монумент был разобран. 40 отдельных фрагментов отправили на реставрацию. Предполагалось вернуть его на место к концу 2005 года. Проблемы финансирования привели к задержке реставрационных работ, и они были завершены только к ноябрю 2009 года.

Реставраторы укрепили несущий каркас скульптуры. Все части монумента очистили и провели антикоррозийную обработку. Установили монумент на прежнее место, но на новый постамент. Он в точности повторял оригинальный, построенный в 1937 году, но немного укороченный. Новый постамент выше старого на 10 метров. Устанавливали монумент «Рабочий и колхозница» 28 ноября 2009 года, специальным краном. Торжественно открыли 4 декабря 2009 года.

В постаменте-павильоне находится выставочный зал и музей Веры Мухиной. В сентябре 2010 года в павильоне открыли музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В нем размещена экспозиция, посвященная истории создания памятника в проектах, макетах и фотографиях.

После реконструкции монумент «Рабочий и колхозница» вошел в состав объединения музеев «Столица». Кроме него в «Столицу» входят: МГВЗ «Новый Манеж», ЦВЗ «Манеж», «Домик Чехова», музей Сидура и другие.

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в . Поскольку павильоны и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.


Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.


В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.


С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH - серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Говорят, что... ...в конкурсном варианте Вера Мухина вылепила рабочего обнаженным, но жюри потребовало надеть на него комбинезон.
...во время работы над статуей поступали доносы, что в профиле рабочего и в складках юбки колхозницы угадывается «враг народа» Лев Троцкий. Но принимавшие скульптуру Молотов и Ворошилов сходства не заметили, только попросили убрать мешки под глазами у колхозницы.
...Мухиной не нравился постамент Рабочего и Колхозницы, поэтому она называла его «пенек», а восстановленную с нарушением расположения локтевого сустава руку рабочего - «кишкой» .
...рабочие долго мучались с развевающимся шарфом, и тогда Молотов пришел к Мухиной с вопросом, можно ли обойтись без этого непростого элемента. Скульптор ответила, что шарф нужен для равновесия, имея в виду художественную гармонию. Испугавшийся Молотов воскликнул: Ну раз для равновесия, тогда делаем! и дал «добро» на продолжение работ.


1 июля исполняется 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной , самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница» . Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.





В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».





Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.



Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.





В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.





Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.



После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание

В Москве и выражающая идеологию Советского государства в период строительства социалистического строя. Памятник сооружен для Всемирной выставки в Париже 1937 года, идея его создания принадлежит архитектору Борису Иофану, а воплотила в жизнь проект скульптор Вера Мухина.

Можно ли назвать скульптурную группу «Рабочий и колхозница» памятником? В каком-то смысле – да, поскольку это памятник советской эпохе.

Описание

Композиция представляет собой динамичные фигуры девушки и юноши, в поднятых руках которых – серп и молот, эмблема СССР. Работая над проектом, Борис Иофан хотел показать единство, дружбу и целеустремленность рабочего класса и крестьянства, что именно они являются хозяевами страны Советов.

Монумент выполнен из нержавеющей стали, его высота составляет 23,5 метра. Памятник установлен на павильоне-постаменте высотой 34,5 метра, в котором размещается Музейный комплекс «Рабочий и колхозница», общий вес композиции – около 185 тонн.

Экспонаты музея рассказывают об истории сооружения памятника, в его залах представлены проекты, макеты и фотографии, личные вещи создателей монумента.

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Проспект Мира, дом №123Б, проезд до станции метро ВДНХ

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Вскоре монумент «Рабочий и колхозница», выражавший идеологию социалистического государства, появился на экранах фильмов «Подкидыш», «Светлый путь» и «Здравствуй, Москва», а с 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм.

В 2003 году монумент был разобран на 40 частей и началась его реконструкция. Открытие скульптурной группы «Рабочий и колхозница» состоялось в ноябре 2009 года. Основанием памятника служит специально построенный павильон музейно-выставочного центра, по своей форме, напоминающий тот, что был сооружен на выставке в Париже в 1937 году.




Top