Синквейн на уроках истории и обществознания. Всеобщая история

Урок. Новая история 8 класс

Китай в Х1Х веке: от империи к полуколонии.

Цель урока:

На основании фактов сформировать представление об особенностях развития Китая в Х1Х веке: политики «закрытия Китая» «опиумные войны»

Установить взаимосвязь между процессами модернизации и сохранением независимости в Х1Х веке.

Ход урока.

Действия учителя.

Создание проблемной ситуации

Ребята, когда вы слышите о Китае, какие образы вспыхивают в вашем сознании?

(Бумага, драконы, компас, фарфор, порох)

-Рассмотрим историческую карту . Определите, как изменилось положение Китая в течение Х1Х века.

Обратимся к фактам исторических документов в конце параграфа. Прочитайте документ. Легко ли было европейским странам, судя по этому источнику, покорить Китай.?

Проанализируйте данные таблицы. Кто должен был иметь явное преимушество в столкновении Китайской империи с отдельными государствами Европы?

Действия ученика

Рассматривают карту. По условным обозначениям видно, что страна вынуждена была подписать неравноправные договоры с западными колонизаторами.

Преимущества должны были быть у китайцев.

Формирование проблемы

Китай оказался для европейцев «крепким орешком» Но обратите внимание на тему урока. В чем противоречие?

На какой вопрос нам надо найти ответ?

Гипотезы

Какие у вас есть предположения по поводу решения проблемы? Почему европейцам удалось покорить одну из самых древних цивилизаций?

(предлагают свои версии)

Актуализация знаний

- приведите примеры из каждой сферы жизни общества, которые бы доказывали то, что модернизация усиливает страну

В каком случае Китаю удалось избежать участи полуколонии?

Что нам предстоит выяснить на уроке?

Действия учеников

Экономика. Передовые заводы. Много товаров. Развитие торговли, Богатая страна.

Политика . Сильная армия Захваты территорий.

Общественное устройство . Гражданское равенство. Каждый человек имеет возможность самостоятельно решать свою судьбу.

КУЛЬТУРА. Развивается наука, достижения которой используется в военных целях.

Модернизация действительно приводит к усилению страны.

- Если бы там прошла модернизация.

Были ли признаки модернизации в китайском обществе в Х1Х веке.

Открытие нового знания

Используя материал учебника, определить к какому типу общества относится Китай в начале Х1Х века

Были ли шансы противостоять индустриальному Западу? Пытались ли найти китайцы выход из сложившейся ситуации?

Действия учеников.

Приводят факты. Выясняется, что все они свидетельствуют о том, что Китай - аграрная страна.

Шансов не было, но стала проводиться политика «закрытой страны». Когда император Китая узнал о захвате Индии английской торговой компанией, то приказал изгнать всех европейских торговцев из страны. Китайцам было запрешено строить большие корабли, изучать европейские языки. За нарушение китайских законов европейские купцы в любой момент могли быть арестованы м казнены.

Действия учителя.

Хитроумные европейцы нашли ответ на упрямство Китая. Работая в парах составьте в хронологическом порядке перечень событий 1830-1860 гг, каждое из которых приблежало Китай к превращению в полуколонию западных стран. Укажите значение каждого явления в деле превращения Китай в полуколонию.

Действия учеников

События

Последствия

    Ввоз европейцев в Китай опиума

    Наркотическая зависимость китайцев. Хозяйство Южного Китая приходило в упадок, люди болели и умирали

    «Опиумные войны»

    Поражение китайской армии (вооружена значительно хуже европейской)

    Подписание неравноправного договора с Англией

    Требование правительств Франции, США, России привилегий в торговле с Китаем.

    «Открытие Китая»

    Разделение Китая на сферы влияния. В Китай хлынул поток дешевых фабричных товаров, которые разоряли ремесленников. Высокие налоги разоряли крестьян.

Вывод: «открытие» Китая провело к разорению хозяйства всей страны

Действия учителя

Вновь китайцы оказались в сложном положении, когда остается либо смириться и «плыть по течению» либо найти в себе силы и готовиться к отпору.

Какой вариант выберут китайцы? В каком случае Китай сможет противостоять армии европейцев?

Действия учеников

Китай мог сопротивляться только в том случае, если его армия была бы вооружена европейским оружием

При императорице Сыси был взят курс на самоусиление Китая. В провинциях создавались учебные заведения европейского образца, преподавались иностранные языки, строились военные заводы, корабельные верфи, появились частные фабрики, первая железная дорога.

Но деньги императрица брала в долг у западных держав. Единой программы модернизации НЕ Было

Курс был безрезультатным

Применение нового знания

Зная положение Китая в Х1Х веке составьте синквент

Действия учеников

Например: Китай, закрытый, Опиумный, Защищается, Сопротивляется, Борется

Европейцы насильно «открыли» страну

Полуколония.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Итог урока

Какой ответ на основной вопрос урока мы теперь можем дать?

Действия учеников

В течении Х1Х века Китай превратился в полуколонию западных держав. В стране начались процессы модернизации, но курс на самоусиление потерпел крах.

Домашнее задание. Продолжить составление таблицы, задания в рабочей тетраде стр.58 (6,7,11,12.13)

Единственной страной, которой удалось избежать участи колонии, стала Япония. Как вы думаете, за счет чего? Так ли это на самом деле было, вы прочтете дома в параграфе. Ответьте на вопросы перед параграфом.

Учитель истории ГБОУ Лицей № 1571 Козий О.И.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Создание синквейнов - пятистрочных "стихотворений" - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.

Немного теории.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31).

  • Обратный синквейн — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
  • Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
  • Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
  • Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
  • Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Как работать с синквейнами:

  • Составление нового синквейна.
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейна.
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна.
  • Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы.
  • Самостоятельно на практическом занятии.
  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
  • В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна..

Вот некоторые примеры синквейнов моих учеников.


Тема « Железногорск» ,предмет ОРР, 11 класс.

Железногрск

Закрытый, загадочный

Строят, придумывают, реализуют

Инновации- наше будущее

ГХК.

Железногорск

Маленький, закрытый

Работать, наслаждаться, грустить

Лучшее место на земле, потому что тут мама

Любимый.

(Плескач Ю.)

Тема « Закон», обществознание, 6 класс.

Закон

Строгий, справедливый

Соблюдается, нарушается, наказывает

Все должны соблюдать закон

Правило

Щенина С. 7 класс

Закон

Справедливый, нужный

Защищает, оберегает, действует

Закон одинаков для всех

Цель: изучить Китай.

Задачи:

  1. На основе самостоятельной работы с источниками информации составить экономико-географическую характеристику Китая, выяснить значимость изучения этой темы.
  2. Воспитывать обучающихся толерантному отношению к культуре и быту других народов; воспитывать трудолюбие и чувство патриотизма.
  3. Совершенствовать коммуникативные умения: умение говорить, формировать культуру слушания выступлений своих одноклассников, умение высказывать свои мысли, умение анализировать, делать выводы на основе имеющегося статистического материала.

Оборудование: экономическая карта Китая, стенгазеты по Китаю, книжка-раскладушка «Искусство Китая», раздаточный статистический материал для практических работ, атласы и учебники для 10 класса, DVD «Туристический атлас мира», DVD «В поисках приключений с Михаилом Кожуховым (Китай)».

План семинара:

  1. Территория, границы, положение Китая. Государственное устройство.
  2. Население.
  3. Экономика Китая: достижения и проблемы.
  4. Сельское хозяйство.
  5. Внешнеэкономические связи.

Ход семинара

У старшеклассников уже имеются некоторые сведения и знания по этой теме. Поэтому дать комплексную характеристику Китая – вполне осуществимая задача. Семинар по изучению новой темы – высшая форма этих занятий.

Для вхождения в эту тему составим кластер (в пер. с англ. «гроздь»), т.е. какие слова и ассоциации возникают при упоминании этой темы.

Знакомимся с символикой Китая, слушаем звуковой фрагмент гимна страны.

1. Территория, границы, положение Китая

Китайская Народная республика – третье по размерам территории государство мира. С запада на восток страна протягивается на 5,7 тыс. км, а с севера на юг – почти на 3,7 тыс. км. Площадь страны 9572 тыс. км 2 . По общей длине сухопутных границ (22 тыс. км) Китай занимает первое место в мире. Но поскольку они большей частью проходят по труднодоступным природным рубежам, для внешних экономических связей используются главным образом выходы к Жёлтому, Восточно-Китайскому и Южно – Китайскому морям. Выход к морю глубинным районам даёт и речной путь по Янцзы.

Страна граничит с Монголией и Россией – на севере, с КНДР – на востоке, с Вьетнамом, Лаосом – на юге, с Мьянмой, Индией, Бутаном и Непалом – на западе, с Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Казахстаном – на северо-западе.

В административно – территориальном отношении Китай подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), некоторые из них имеют население, превышающее население самых крупных стран зарубежной Европы, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Чунцин, Тянцзинь.

В 2002 г. 16 съезд КП КНР избрал председателем КНР Ху Цзинь Тао. Премьер Госсовета КНР – Вэнь Цзябао.

2. Население Китая

Вот уже в течение двух тысячелетий Китай остаётся самой многонаселенной страной на земном шаре. Не случайно одно из китайских изречений гласит: «Жэнь шань, жэнь хай», что означает: «Горы людей, море людей».

Со времени образования КНР в 1949 г. численность населения Китая более чем удвоилась и согласно переписи 2000 г. составила 1 млрд. 284 тыс. человек. Ныне на Китай приходится 21,2 % всех жителей нашей планеты. Если бы не жёсткая демографическая политика, она была бы значительно большей. Благодаря такой политике Китай перешел от второго к первому типу воспроизводства населения, вступив в третью фазу демографического перехода, которая характеризуется низкой рождаемостью и смертностью.

В Китае более 700 млн. лиц трудоспособного возраста, из них молодёжь составляет свыше 2/5. По этническому составу подавляющее большинство населения Китая составляют китайцы. Они заселяют восточную часть страны. В китайском языке семь основных диалектов - пекинский, кантонский и др., различия между которыми велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются иероглифической письменностью. Кроме того, в годы народной власти был разработан единый национальный язык «путунхуа».

Хотя доля национальных меньшинств невелика, всё же эту страну относят к числу многонациональных. Во-первых, число некитайских народностей приближается к 60. Во-вторых, их общая численность превышает 100 млн. человек. И в-третьих, потому, что они заселяют более половины территории страны.

Для Китая очень характерны большие контрасты расселения: почти 90 % жителей сосредоточено на 1/3 части территории страны. По доле горожан Китай всё ещё относится к числу слабоурбанизированных стран. Но «городской взрыв» затронул и его. Ныне по общему числу городских поселений (500) и городов – миллионеров (50), а также по абсолютному количеству горожан (400 млн.) страна занимает первое место в мире. Однако Китай держит мировое первенство и по числу деревень, которых здесь примерно 700 тысяч!

Китай – страна древней культуры. Памятниками материальной культуры китайского народа служат знаменитые садово-парковые ансамбли, буддийские храмы и пагоды, такое великое сооружение, как Великая Китайская стена длиной 4 тыс. км. Традиции духовной культуры, сохранившиеся до наших дней – специфические китайский театр, живопись, музыка, кухня, гимнастика ушу, лунный календарь. С глубокой древности существует китайская философия, астрономия, география, медицина.

Обратить внимание на стенгазеты и книжку – раскладушку.

Просмотр видеофрагмента о Великой Китайской стене.

3. Экономика Китая: достижения и проблемы

Современный Китай – мощная индустриально – аграрная держава, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне он образует третий по экономической мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает первое место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Наряду со старыми, традиционными отраслями здесь получили значительное развитие электроника, аэрокосмическая и другие наукоёмкие отрасли. В октябре 2003 г. Китай осуществил первый запуск космического корабля с человеком на борту.

Однако нельзя не считаться и с тем, что оборудование многих предприятий сильно устарело, почти в половине деревень нет электричества, в сельском хозяйстве преобладает ручной труд. Лицо Китая во многом теперь определяет тяжёлая промышленность, которая в значительной мере опирается на отечественные ресурсы. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам; наиболее крупные из них (например, Датунский) находятся в северной части страны. Рассредоточена и добыча нефти, но на главное месторождение (Дацин) приходится 1/3 добычи.

Началось освоение нефтяных ресурсов континентального шельфа морей. Производство энергии на 4/5 базируется на ТЭС. В Китае осуществляется одна из крупнейших программ развития гидроэнергетики; главные каскады ГЭС сооружаются в верхнем и среднем течении Янцзы (в том числе крупнейшая в мире ГЭС Санься) и Хуанхэ. Сооружены первые АЭС. Началось использование нетрадиционных видов энергии – геотермальной, приливной. В последнее время Китай увеличивает импорт нефти и сжиженного газа. Разработан проект сооружения магистрального нефтепровода из Восточной Сибири в Дацин.

Основу металлургического комплекса составляют крупные комбинаты полного цикла, ориентирующиеся на месторождения каменного угля и железной руды или на их потоки. Крупнейший в Китае Аньшаньский металлургический комбинат на северо-востоке страны использует местные коксующиеся угли и железную руду. Здесь выплавляют 7-8 млн. т. стали в год, а число занятых достигает 150 тыс. человек.

В машиностроительном комплексе преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Они тяготеют, прежде всего, к крупным городам, к морским портам, к металлургическим базам. Но постепенно машиностроение начинает проникать и в небольшие города. Этому способствует развитие бытовой электротехники и электроники, а в последнее время и автомобилестроение. Ещё сравнительно недавно телевизоры и стиральные машины были в Китае редкой принадлежностью даже городского быта, а в конце 80-х гг. по их производству страна вышла на первое место в мире.

Химический комплекс опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горно-химичекое и растительное сырьё. Выделяются две группы производств: 1) минеральных удобрений (прежде всего азотных), 2) бытовой химии и фармацевтики. Для размещения этого комплекса характерно сочетание крупных комбинатов с множеством мелких и средних предприятий.

Текстильная промышленность - главная отрасль лёгкой промышленности Китая. Она работает в основном на внутренний рынок; одежду из хлопчатобумажных тканей, по производству которых Китай занимает первое место в мире, носит подавляющее большинство жителей.

К числу традиционных отраслей принадлежит также шёлковая промышленность. Выполнение практической работы №1 по экономике Китая.

Проанализировать таблицы 1, 3, 4 (приложение 1 ) и сделать вывод.

Просмотр видеофрагмента о хозяйстве Китая. Перед просмотром задаётся вопрос: какие проблемы в промышленности и сельском хозяйстве Китая вы заметили?

4. Сельское хозяйство Китая

Сельское хозяйство, в котором занято 450 млн. человек, играет большую роль. После того как в 80-х гг. произошёл переход от так называемых «народных коммун» к системе семейного подряда, эта отрасль стала более доходной; заметно выросли сборы всех основных культур. Сбор зерновых во второй половине 90-х гг. держался на рекордно высоком уровне – порядка 400-450 млн. т. Главные земледельческие районы расположены в восточной части страны. Это «жёлтый Китай» с преобладанием пшеницы, гаоляна, кукурузы и «зелёный Китай», специализацию которого определяют посевы риса; здесь же находятся чайные плантации. Рис, возделываемый в бассейне Янцзы, в дельте Сицзяна – главный хлеб населения. Известны тысячи сортов риса с разными вкусовыми качествами. Рисовая солома идёт на корм скоту и птице, используется для изготовления бумаги, шляп, циновок, сумок, верёвок. На залитых водой рисовых полях разводят рыбу.

Чай, возделываемый в холмистых районах Приморья, также традиционная культура. Китай – родина чая, и до конца 19 в. он был единственным его крупным поставщиком в мире. И теперь по экспорту зелёного чая он является крупным монополистом. Китайские крестьяне вывели десятки сортов чая.

На северо-западе, в «сухом Китае» населённым главным образом некитайскими народностями (уйгурами, монголами, тибетцами), преобладающий тип хозяйства - экстенсивное кочевое или полукочевое скотоводство с немногочисленными вкраплениями очагов осёдлого земледелия. А на юго-западе, в «холодном Китае» (Тибет), сельское хозяйство вообще слабо развито. Характерная черта китайского села – развитие кооперативной сельской промышленности, в котором занято 140 млн. человек; она даёт возможность занять свободные рабочие руки. Широкое развитие получила также аквакультура. Китаю принадлежит первое место в мире по разведению рыбы, морских моллюсков и водорослей. Вообще жизнь китайцев с самых древних времён связана с морем. «Тружеников моря» в стране – многие миллионы. Выполнение практической работы № 2 по сельскому хозяйству.

Проанализировать таблицу 2 (приложение 1 ) и сделать вывод.

5. Внешнеэкономические связи Китая

Страна торгует более чем со 160 государствами мира, но только десяток из них относится к числу её главных торговых партнёров. Во-первых, это некоторые из её соседей – Япония, Республика Корея, Малайзия, Индонезия. Во-вторых, это США. В-третьих, это страны Европейского Союза, прежде всего Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция и Италия. И, в-четвёртых, это Россия.

Китай экспортирует главным образом готовую одежду, изделия текстильной промышленности и бытовой электроники, другие товары широкого потребления, но также топливо и сырьё. В его импорте преобладают готовые изделия, в особенности машины и оборудование.

Когда выступления учащихся закончены, все пишут синквейн.

Синквейн

________________________________________________________________________________________
(первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

_____________________________________________________________________________
(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

________________________________________________________________________________
(третья строка – описание действий в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

_______________________________________________________________________________
(четвёртая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

____________________________________________________________________________________________________
(пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне,
повторяющем суть темы)

Подводя итог семинара, говорим о практической значимости изучения данной темы.

«Праздники в Китае» - Рис подается к столу в любом случае. Проект подготовлен ученицей 8 класса Д Дергачёвой Александрой. Праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени. К традиционным блюдам относится утка по-пекински. После взаимных поздравлений начиналось новогоднее застолье. Праздник Юаньсяо.

«Урок Китай» - Мы будем путешествовать по загадочной стране – Китай. Китай занимает место по величине занимаемой территории. Например, и даже придумали в Китае. Фарфор. Угол. Зонтик. Из оставшихся букв составьте слово. Шелк. Бумагу. Урок - путешествие. Каждый день там рождается тысяч детей. Мы откроем для себя много нового и интересного.

«Искусство древнего Китая» - Изделия из бронзы. Какими предметами искусства Древнего Китая мы пользуемся в современное время? Древние китайские мастера строили великолепные здания, украшенные красивыми колоннами, фигурами фантастических зверей для отпугивания злых духов. Высота колоссального сооружения достигала 10 метров, ширина – 5 метров, длина – 4 тысячи километров.

«Культура в Китае» - Возведение Великой Китайской стены началось в 4-3 вв. до н. э., а завершилась к 15в. Пагода Даяньта. Великая Китайская стена. Монастырь Юньган- пещерный храм принадлежащий к шедеврам мировой архитектуры. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому божеству. Садово-парковый комплекс. Художественная культура Китая.

«Культура Китая» - Немного истории… Архитектура. Удивительная Культура Китая. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Инь - Ян. Каллиграфия. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Конфуцианство. Философия древнего Китая строится на этико-политическом учении Конфуция.

«МХК Китай» - Пир X в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Фреска. Конфуций VI-V вв. до н.э. Павильон Цзысяодань Х в. Горы Уданьшань, Китай. Ездовой III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Дама из высшего общества I в. н.э. Ритуальная чаша для вина XV-XI вв. до н.э. Бронза. Сосуд в форме молота X в. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Бронза.




Top