Сергей рахманинов женился на двоюродной сестре. Сергей Рахманинов: биография, видео, интересные факты, творчество

«Музыка призвана приносить облегчение. Она должна оказывать очищающее действие на умы и сердца, но современная музыка не делает этого. Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом, она должна раскрывать глубокие чувства». С. В. Рахманинов

Я люблю музыку Сергея Рахманинова. С юности. Отзывалась душа мгновенно и музыка поднимала меня над миром, обещая, что жизнь моя обязательно состоится, я найду себя, справлюсь со всем, и все будет хорошо. И с возрастом ничего не менялось в моей привязанности. Просто человек, написавший эту музыку, стал мне близким знакомым, мудрым и родным по духу человеком, который всегда рядом, стоит включить его музыку. Слушаю музыку его очень часто. Дышится легко, и снова веришь, что сможешь понять что-то в этой жизни.
Неожиданно судьба подарила мне еще одну незабываемую возможность встречи с Рахманиновым. Так случилось, что последнее время я бываю в Америке, под Нью-Йорком. Оказалось, что совсем недалеко, в 20 минутах езды на машине, на кладбище Кенсико, в городке Валхалла находится могила Сергея Рахманинова.

Хотелось поехать к Рахманинову поздней весной, когда цветет сирень. Я помнила, что на могиле Рахманинова известный пианист Ван Клиберн (Van Cliburn) посадил куст белой сирени, привезенный из Москвы. История этого куста сирени достойна отдельного упоминания. Для участников Первого конкурса пианистов имени Чайковского в Москве в 1958 году была устроена экскурсия в Клин, в дом-музей Чайковского. Там Клиберн выкопал куст сирени и до окончания конкурса ухаживал за ним в номере гостиницы, а потом забрал его в Америку и посадил на могиле Рахманинова.

Май под Нью-Йорком месяц буйный, цветет сирень, тюльпаны, азалии, фруктовые деревья облиты цветом. Роскошь природы после зимних непогод и холодов.
Чудное солнечное утро. Желающих поехать к Рахманинову собралось несколько человек с детьми. Ехали недолго. Крупнейшее в штате Нью-Йорк кладбище очень ухожено. Красиво, чисто, оград нет, везде зелень, цветы, деревья.
Рабочие сразу показали нам это памятное для русских место, за ним установлен особый уход. Сказали, что эту могилу часто посещают.
Место Рахманиновых довольно большое. По бокам от могилы две каменные лавочки. За крестом, огораживая место, посажены три рододендрона и два
вечнозеленых куста азалии. Сирень есть на соседнем участке, обычная, лиловая.
А на могиле композитора сирени нет. Видно, много времени прошло с 1958 года…

Могила покрыта зеленым ковром вьющейся зелени. На большом светлом православном кресте имя и даты жизни Сергея Рахманинова. А на небольшой плите у могилы имена обоих, Сергея и его жены, Натальи Рахманиновых.
Здесь же рядом, слева, плита с именем Ирины Волконской, их старшей дочери.
Мы присели на лавочки. Слушали «Рапсодию на тему Паганини» из айфона, а детвора весело бегала вокруг. Подумалось, нехорошо, что они бегают, веселятся, а потом решила, что ничего. Сергей Васильевич любил детей, не мог пройти мимо, всегда останавливался. И внуков своих очень любил, Софиньку и Сашу.

Умер Сергей Васильевич в Калифорнии. А похоронен под Нью-Йорком… Почему?
Сергей Васильевич скончался от скоротечной формы рака, меланомы, 28 марта 1943 года в своем доме в Беверли Хиллс, в Калифорнии, не дожив трех дней до своего семидесятилетия.
Отпевали его в маленькой церкви «Иконы Божьей Матери Спасения погибающих» на окраине Лос-Анжелеса. Родственники пожертвовали церкви историческую в семье покойного икону Св. Пантелеймона, бывшую в семьях графов Шуваловых и князей Волконских. Цинковый гроб запаяли, в надежде перевезти в Россию через Нью-Йорк. Но почему-то этого так и не случилось до сих пор.

Наталья Александровна, вдова композитора, купила место на кладбище Кенсико в городке Валхалла под Нью-Йорком. Похороны состоялись первого июня 1943 года.
Служил митрополит Феофил, пел большой русский хор. На похороны приехало очень много народа — музыканты, друзья, русские и американские поклонники Рахманинова, были и представители Советской России, приехавшие из Вашингтона.
Из опубликованного в «АиФ Тамбов» интервью с Александром Ермаковым, директором музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка», я узнала, что аренда места захоронения на кладбище Кенсико была заключена на сто лет. Срок ее истечёт в 2043 году. Решение о месте перезахоронения праха Сергея Васильевича будут принимать его родственники. Конечно, музей просит, чтобы это была Ивановка, где похоронен его отец и другие родственники. Пока неизвестно, как будет решен этот вопрос.
Захотелось узнать больше о жизни Рахманинова в эмиграции, о судьбе его потомков. Новый виток погружения в информацию о жизни Сергея Васильевича Рахманинова в Америке захватил меня.

О судьбах потомков Сергея Рахманинова
У Сергея и Натальи Рахманиновых было две дочери: Ирина и Татьяна.
Семейная жизнь старшей дочери Рахманинова оборвалась почти в самом начале: муж Ирины Сергеевны, художник, князь Волконский, умер спустя год после женитьбы. Она осталась вдовой с маленькой дочкой Софинькой и далее всегда жила с родителями, скрашивая последние годы их жизни дочерней любовью, своей непосредственностью и весёлым характером. Дочь Ирины Сергеевны Софья Волконская (1925-1968) была обожаемой внучкой Сергея Васильевича, унаследовавшей музыкальный талант своего деда и художественные способности отца. Первый её брак оказался неудачным, но затем она вышла замуж за дипломата Ванемейкер и уехала с ним в Коста-Рику. К сожалению, её жизнь оказалась короткой. Софья Петровна умерла от сердечной недостаточности совсем молодой, оставив сиротами трёх маленьких детей.

Прошло много лет, и, казалось бы, следы потомков Софьи Петровны навсегда затерялись где-то на американском континенте, но, как известно, детективные
истории имеют место не только на страницах приключенческих книг, но и в жизни.
В столице государства Коста-Рики, городе Сан-Хосе, оказалась правнучка Ф. И. Шаляпина — Кристина Райт, которой удалось найти детей С.П. Ванемейкер и связаться с ними. И вот в июле 1989 года по приглашению Советского фонда культуры в Москву прилетели правнуки С. В. Рахманинова: Питер, Натали и Алисон вместе со своим отцом Ал. Т.Ванемейкером.
Как выяснилось, в этой семье чтут память предков, берегут семейные традиции Рахманиновых-Сатиных. Муж Софьи Петровны уже после её смерти принял участие в строительстве культурного центра в Сан-Хосе, где был открыт выставочный зал, носящий её имя. В доме Ванемейкеров вблизи города Сан-Хосе бережно хранятся реликвии, относящиеся к последним годам жизни великого русского музыканта: его последний рояль, рабочая нотная библиотека, многочисленные документы, портреты и фотографии. В этом доме жили глава семьи и его младшая дочь Алисон. Питер Ванемейкер, бизнесмен, и его сестра Натали (в замужестве Ховьер) проживают в США. У Натали, носящей имя прабабушки Н. А. Сатиной, растет сын, которого она назвала в память своего великого прадеда Сергеем. Кто знает, быть может, праправнук С. В. Рахманинова унаследует вместе с именем и музыкальную одарённость своих предков…

Александр Рахманинов-Конюс, сын дочери Рахманиновых Татьяны, единственный наследник и правопреемник, внук Сергея Рахманинова, наследовал от матери дом Рахманиновых виллу «Сенар» в Швейцарии и жил там. Александр Борисович основал Фонд Рахманинова и старался пропагандировать творчество деда во всем мире, приводил в порядок дела по творческому наследию. 1 ноября 2012 года он скончался от инсульта в возрасте 79 лет. Завещание оставлено в пользу вдовы Александра Рахманинова-Конюса, Натальи. У него осталось 4 детей от предыдущих
браков. Об их судьбе нигде сообщений не найдено.

С просьбой купить виллу «Сенар» для дома-музея Рахманинова, обратился к президенту России пианист Денис Мацуев, арт-директор Фонда Сергея Рахманинова.
В. В. Путин дал согласие на покупку Россией фамильного дома Рахманиновых в Швейцарии.
Вдова Александра Рахманинова, Наталья, продолжает работу Фонда и хочет продать «Сенар» России. Как только семейные финансовые отношения между
родственниками будут улажены, вопрос с продажей дома будет решен. Совсем недавно стало известно, что какой-то меценат дает деньги на эту покупку. Имя его пока не сообщается.

На этом поиски мои не закончились. О том, как складывалась судьба Сергея Рахманинова в эмиграции, я надеюсь написать позже.

Использованы материалы:
http://menkova.ru/Rahmaninov_Rodstvennoe_okrujenie.pdf
magazines.russ.ru/nj/2013/270/r20.htm

Газета «Аргументы и факты» опубликовала интервью внука гениального русского композитора Сергея Рахманинова - руководителя Международного фонда им. Рахманинова в Швейцарии Сергея Борисовича Рахманинова. В этом интервью Сергей Борисович рассказал об удивительном любовном треугольнике длиною в жизнь, в котором жил его знаменитый дед.

Известно, что талант Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки. А в 9-летнем возрасте Сергей поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Обучение шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н.С. Зверева. Однако спустя четыре года между Рахманиновым и Зверевым произошла ссора, Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники - Сатины, на дочери которых Наталье, тоже пианистке, он впоследствии женился.

В воспоминаниях членов семьи Рахманинова, дошедших до нашего времени, великий композитор предстает примерным семьянином, который всю жизнь был верен одной жене. Их брак был религиозным, а сам Рахманинов не любил гостей - предпочитал общаться в основном с многочисленной родней жены.

Другое распространенное сегодня мнение о Рахманинове - что он был мрачным, депрессивным человеком. Всякая творческая заминка очень быстро приводила его к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию. Кроме того, считается, что он был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжёлой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился весёлым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности.

Однако, по словам внука композитора, вдова Рахманинова Наталья Александровна незадолго до своей смерти решила «освободить душу от греха» и рассказать, что этот образ мужа был создан ею самой - и образ этот во многом далек от того, каким Сергей Васильевич был на самом деле.

Композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) с женой Натальей Сатиной. 1925 год, США. Из фондов Государственного музея музыкальной культуры им.М.И.Глинки в Москве. Фото: РИА Новости


«Когда Сергей Рахманинов создал Первую симфонию, её ожидал полнейший провал, - рассказывает внук композитора. - Пьяный дирижёр Глазунов абсолютно не понял произведение и дирижировал соответствующе. Реакция русской прессы и публики в Санкт-Петербурге оказалась ужасной. Сергей Васильевич испытал совершенно жуткий психологический удар. 3 года после этого после провала Рахманинов музыки не писал, в меланхолии лежал в постели и не хотел вставать. А в Москве тогда уже зарождалась психотерапия. И Рахманинову посоветовали известного гипнотизёра, психиатра доктора Даля. У него была дочь Лана. Рахманинов влюбляется в эту яркую красавицу-иудейку».


В благодарность Рахманинов даже посвятил доктору свой Второй концерт. Однако Наталья, которая на тот момент была невестой композитора, заставила его путём шантажа изменить надпись и посвятить Второй концерт ей. Она сказала: «Если ты не исправишь надпись на нотах, я не выйду за тебя замуж и скажу, что ты меня обесчестил. А ведь ты дворянин и прилюдно обещал на мне жениться. В итоге твоя репутация будет испорчена». И Рахманинов, из чувства долга перед семьей Сатиных, был вынужден подчиниться. Как считает внук Рахманинова, осуждать его бабушку за этот шаг трудно - она с юности безумно любила Сергея, этого высокого юношу с огромными ручищами, который жил в своём мире музыки, и стала для композитора супругой, мамой, сестрой.


«Наталья Александровна знала, что многие годы Сергей Васильевич любил другую женщину, встречался с ней, - рассказывает внук композитора. - И жена Рахманинова решила преподнести его визиты в дом врача как лечение. Вот отсюда и появилась легенда о тяжелой душевной болезни Рахманинова. Наталье Александровне было выгодно представить дело таким образом, чтобы скомпрометировать мужа перед обществом. Хотя на самом деле композитор ходил в дом Даля, чтобы встретиться с женщиной, которую он безумно любил.

На все концерты Рахманинова Лана всегда приходила с белой сиренью. Если бы это было в Италии, законная жена запустила бы туфлей в любовницу, увидев её на выступлении мужа.

Но Наталья Александровна, видя Лану в зале, никогда и слова не сказала. 40 лет эта история была тайной и никто об этом не знал, только участники этого любовного треугольника».

В 1917 году, после Октябрьской революции Лана достала визы для Сергея Васильевича и его семьи, чтобы они буквально перед самым закрытием границы сумели выехать через Финляндию в Швецию, куда король пригласил Рахманинова.

«А потом Лана эмигрировала в Соединенные Штаты и случайно увидела там афишу Рахманинова. Она даже хотела уехать из США, чтобы не разрушить стабильную семью Рахманинова. Но не нашла в себе сил, слишком любила его. Когда они с Рахманиновым наконец-то встретились, его сердце стало биться в полную силу. И Наталья Александровна, видя, что на концертах снова стали появляться букеты белой сирени, снова молчала. Это был своеобразный подвиг - она ни разу не потребовала от Рахманинова, чтобы Лана не посещала его концерты, ни разу не устроила семейной сцены. У бабушки с дедушкой вообще были идеальные с виду отношения, они ни разу не повысили друг на друга голоса.

Отношения с двумя женщинами мучили его. На самом деле Сергей Васильевич себя всю жизнь карал. Если послушать его музыку, возникает ощущение, что это грешник, который просит прощения. Там есть вина. Не только из-за того, что он покинул родину, не только из-за того, что у него был разрыв с матерью, которую он оставил в России и потом с ней практически не общался. Не только из-за того, что он оказался в благополучной Америке, а родная страна была в пучине Второй мировой войны. Всё это Сергей Васильевич очень тяжело переживал. Но ещё была и эта жизнь втроём, когда он не мог ни одну, ни вторую женщину из своего сердца выкинуть. Наталья была для него абсолютно всем в доме, в быту. А Лана вдохновляла его либидо, благодаря этой красивой женщине из-под его пера много лет выходили величайшие произведения».

Когда Рахманинов умирал, Наталья Александровна послала шофёра за Ланой. Она приехала. В предсмертный момент Рахманинову вдруг послышалось, что на улице исполняют его музыку. Он тихо-тихо сказал: «Послушайте... Моя „Всеношняя“ звучит». У изголовья умирающего Рахманинова в тот момент стояли две женщины.

1 апреля 2008 года исполняется 135 лет со дня рождения великого русского композитора, пианиста Сергея Васильевича Рахманинова. Его классические произведения, его романсы и гениальное мастерство пианиста знают и любят во всем мире. Прожив 26 лет в эмиграции, Рахманинов остался истинно русским музыкантом, сохранившим и развившим традиции русской духовной культуры.


Анкетные данные


Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года. Умер 28 марта 1943 года. Похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

Длительное время местом рождения считалось имение его родителей - Онег, что недалеко от Новгорода. Но исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии, где он был зарегистрирован в церковной книге. Тем не менее, скорее всего, сразу же после рождения семья Рахманиновых переехала в Онег.

Рахманинов рос в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Александрович, учившийся у музыканта Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений были изданы в XVIII столетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности.

Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие».

На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переезд в Петербург. Осенью 1882 года С.В.Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории и поселяется в семье Трубниковых.

Однако нелады в семье, развод родителей, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя самостоятельность мало способствовали учению.

Самым близким человеком для Рахманинова в те годы была его бабушка по материнской линии С.А.Бутакова. По окончанию каждого года занятий в Петербургской консерватории она забирала внука к себе в Новгород или близлежащее имение Борисово, где Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные народопесенные истоки. В дальнейшем это отразилось на его творчестве.

Так как занятия Сергея Рахманинова в Петербургской консерватории в течение трех лет шли плохо, то мать его, по совету А.И.Зилоти, двоюродного брата Василия Аркадьевича Рахманинова и в то время уже известного музыканта, решает перевести сына в Московскую консерваторию и отдать на воспитание профессору Н.С.Звереву. Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты ярких пианистов А.Н.Есипова, А.И.Зилоти, А.Г.Рубинштейна и др., знакомится с С.И.Танеевым , В.И.Сафоновым, П.И.Чайковским , дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории. В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С.Зверева и поселяется в семье Сатиных - Александра Александровича и Варвары Аркадьевны - родной сестры отца. Перейдя весной на следующий курс консерватории, Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Его учителем по классу фортепиано становится А.И.Зилоти.

Еще в годы обучения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. 30 января 1892 года он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений.

29 мая 1892 года С.В.Рахманинов заканчивает консерваторию с большой золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За нее присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятерку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнесся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П.И.Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась», - писал он своему брату. В те же годы появился Первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных и любимых произведений Рахманинова.


Трудовая биография


Ободренный первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории быстро сочинил целый ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утес», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».

Уже в возрасте 20 лет он стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова . Он работал всего лишь один сезон, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

В период с 1897 по 1890 годы Рахманинов переживал тяжелый творческий кризис, связанный с провалом его Первой симфонии. В эти годы он периодически дает частные уроки и ведет концертную деятельность.

В 1900 году Рахманинов возвращается к композиторской деятельности; он пишет две части второго фортепианного концерта, законченного годом позже; тогда же написана вторая сюита для двух фортепиано. Успешное исполнение его Второго концерта для фортепиано с оркестром в 1901 году полностью восстановило творческие силы Рахманинова и помогло вернуть уверенность в своих возможностях. Второй концерт для фортепиано с оркестром стал одним из знаменитейших произведений Рахманинова. Здесь сочетаются характерная для композитора колокольность и стремительное бурное движение. В этом национально-колористическая черта гармонического языка Рахманинова.

Также Вторым концертом открылся плодотворнейший период в композиторской деятельности композитора. Появляются прекрасные произведения: прелюдии, этюды-картины. Созданы лучшие романсы, среди них: «Сирень», «Вокализ», «У моего окна». Крупнейшие симфонические сочинения этих лет - Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых». В эти же годы созданы: поэма-кантата «Колокола», прекрасное произведение для хора а cappella «Всенощное бдение», оперы «Скупой рыцарь» по А.С.Пушкину и «Франческа да Римини» по Данте .

Не меньшую известность Сергей Рахманинов приобрел и как пианист. С 1900 года Рахманинов постоянно концертировал в России и за рубежом. Он с успехом выступал во Франции, в Америке. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких пианистических трудностей: таким блестящим, виртуозным было его исполнение, отличавшееся огромной внутренней силой. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Но он также был и талантливым оперным и симфоническим дирижером, давшим своеобразное толкование многих классических произведений.

Дирижерский дебют Рахманинова состоялся 3 сентября 1904 года в Большом театре. Здесь он вел целый ряд спектаклей, прежде всего - оперы русских композиторов. Под руководством Рахманинова были осуществлены новые постановки «Ивана Сусанина» М.И.Глинки и «Пиковой Дамы» П.И.Чайковского. В мае 1907 года в парижской «Гранд Опера» Рахманинов провел один их четырех исторических концертов русской музыки (другими концертами дирижировали А.Никиш , К.Шевиллар и Н.Римский-Корсаков ). Выступая с концертами в США, он не только дирижировал собственными сочинениями, но и предложил интересную трактовку произведений таких композиторов, как Чайковский и Моцарт .

Фортепьянная музыка занимает особое место в творчестве Рахманинова. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента - фортепиано. Это 24 прелюдии, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934) и др.

В 1915 году умирает товарищ и соученик Рахманинова по классу Зверева, великий русский композитор и пианист Александр Скрябин . Концертный репертуар Рахманинова состоял главным образом из собственных сочинений. Но в память Скрябина Рахманинов дал несколько концертов из его произведений, в том числе и для того, чтобы поддержать в материальном плане семью Скрябина.

В годы Первой мировой войны создана «Всенощная» Рахманинова (1915) - большой цикл для хора без сопровождения на темы древних церковных напевов. К сожалению, «Всенощная» оказалась последним крупным сочинением, созданным на родине. Февральскую революцию 1917 года Сергей Рахманинов полностью поддержал, а вот к Октябрьской социалистической революции его отношение было крайне отрицательным. Дворянин и помещик не принял революцию рабочих и крестьян, и когда в конце 1917 года его пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах, он поехал вместе с семьей и больше в Россию не вернулся. Он покинул родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество.

Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» - говорил он.

Сначала Рахманинов жил в Дании, где много выступал с концертами, зарабатывая на жизнь, потом, в 1918 году, переехал в США. С первого концерта в маленьком городке Провиденс в штате Род-Айленд началась концертная деятельность Рахманинова, которая продолжалась без перерыва почти 25 лет. В Америке Сергей Рахманинов добился ошеломляющего успеха, который когда-либо сопутствовал здесь иностранному исполнителю. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта. «Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства, должен, прежде всего, научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…» - было написано в одной из рецензий.

Вплоть до 1926 года Сергей Рахманинов не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвертый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки, все эти поздние сочинения отмечены глубоким трагизмом, пронизаны любовью к России. Рахманинов до конца жизни оставался русским композитором.

В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижерские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но он не согласился и лишь изредка вставал за дирижерский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.

В 1941 году Сергей Рахманинов закончил свое последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - «Симфонические танцы». Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак легких). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращенную лишь незадолго до смерти.

Всего за шесть недель до смерти Рахманинов выступал с первым концертом Бетховена и со своей «Рапсодией на тему Паганини». Приступ болезни заставили прервать концертную поездку. Перед смертью на его имя пришла телеграмма от советских композиторов, поздравлявших его с семидесятилетием.


Сведения о родственниках


Сергей Рахманинов родился в семье генеральской дочери Любови Петровны Бутаковой (1853-1929) и отставного гусарского офицера Гродненского полка Василия Аркадьевича Рахманинова (1841-1916). Любовь Петровна получила в приданое пять имений с большими земельными угодьями (одно имение было родовое, другие - получены в награду за службу в кадетском корпусе отцом Петром Ивановичем Бутаковым), которые ее муж - «вертопрах», по выражению матери Любови Петровны, Софьи Александровны Бутаковой, - промотал менее чем за десять лет.

Мать - Любовь Петровна - была женщиной музыкально одаренной, образованной, эрудированной. Окончила консерваторию по классу фортепиано у известного педагога Антона Рубинштейна, неплохо пела.

Отец - Василий Аркадьевич Рахманинов - прекрасно музицировал, владел даром импровизации.

В семье родились шестеро детей: Владимир, Сергей, Аркадий, Елена, София, Варвара.

Жена - Наталья Александровна Рахманинова, в девичестве Сатина (1877-1951), окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано.

Дочь - Ирина, родилась в 1903 г. на тамбовской земле, в селе Ивановка. Ирина получила образование в Америке, окончив колледж и в совершенстве овладев английским и французским языками. В 20-30-е годы XX века жила в Париже. Здесь в 1924 г. Ирина вышла замуж за князя Петра Григорьевича Волконского, художника, сына эмигранта. Семейное счастье было недолгим, через год Волконский скоропостижно скончался в возрасте 28 лет. Дочь Софья родилась уже после смерти отца в 1925 г. Во время Второй мировой войны Ирина с Софьей успели покинуть Париж до захвата его немцами. Они переехали в Нью-Йорк. Княгиня Ирина Волконская скончалась в 1969 г. Ее дочь Софья умерла в 1968 г. на Багамских островах.

Дочь - Татьяна, родилась в 1907 г. в селе Ивановка. Образование получила в Америке, окончила гимназию в Нью-Йорке. С 30-х годов ХХ века Татьяна жила в Париже. Здесь она вышла замуж за Бориса Юльевича Конюса, сына известного музыкального педагога, скрипача и композитора, учившегося вместе с Рахманиновым в Московской консерватории. У Татьяны и Бориса родился сын, Александр. Всю Вторую мировую войну Татьяна прожила в Париже. В 30-е - 40-е гг. Татьяна следила за имением родителей в Швейцарии, впоследствии наследовала его. Умерла Т.Конюс в 1961 г.

Александр Рахманинов-Конюс - единственный внук великого композитора. Имение Сенар в Швейцарии принадлежит ему, он наследник архива, автографов, писем С.В.Рахманинова. Александр - юрист, очень много делает для сохранения памяти о знаменитом деде. Он часто приезжает в Россию, является организатором конкурсов им. С.В.Рахманинова, президентом Международной ассоциации друзей Рахманинова, организатором Рахманиновских торжеств в Швейцарии.


Личная жизнь


В сердце великого композитора не раз вспыхивала любовь, которая подвигала его на сочинение прекрасных лирических романсов.

Гостя летом в Ивановке, в имении сестры своего отца, семнадцатилетний Сергей Рахманинов встретился там с тремя сестрами Скалон, одной из которых была Верочка, которую Сергей прозвал «Психопатушка». Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответил ей взаимностью. Это была чистая юношеская любовь. Своей «Психопатушке» он посвятил в то изумительное для них лето в Ивановке созданный там же романс «В молчанье ночи тайной» (на стихи А.Фета ). Уехав в Москву, он писал ей трогательные, возвышенные письма, которых было написано более 100 штук. Но почти в то же время восемнадцатилетний Сергей Рахманинов безоглядно влюбляется в жену своего друга Петра Лодыженского, Анну Лодыженскую, кроткую и ласковую женщину с огромными черными глазами, сестру известной цыганской певицы. Ей он посвятил свой романс «О нет, молю, не уходи!»

А Верочке Скалон Сергей оставил, кроме романса «В молчанье ночи тайной», еще два бесценных подарка: романс для виолончели и фортепьяно и вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Но уже в 1893 году он увлекся Натальей Александровной Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет и с которой провел практически все отрочество. Ей 20-летний композитор посвятил изумительный романс «Не пой, красавица, при мне». 29 апреля 1902 года они поженились. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года - дочь Татьяна.

Людмила Ростовцова, дальняя родственница Сергея Рахманинова, сестра Верочки Скалон, писала полвека спустя: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает…» Молва приписывает Сергею Рахманинову еще много романов. Высокий, красивый, неизменно элегантный, он имел множество поклонниц. За свою жизнь С.Рахманинов написал более 80 романсов, каждый из которых имел посвящение какой-то женщине. Так, в сентябре 1916 года всего за две с половиной недели им были написаны шесть романсов, посвященные молодой 22-летней певице Нине Кошиц (ее полное имя - Нина Павловна Порай-Кошиц). В октябре прошли ее концерты, на которых ей аккомпанировал Сергей Рахманинов, потом прошли их гастроли по многим городам России. Рахманинов не скрывал своей влюбленной восторженности, что давало почву для пересудов. Но революция и эмиграция Рахманинова положили конец этой истории. В эмиграции им не было написано ни одного романса. Последние восемнадцать лет Сергея Васильевича в его гастрольных поездках сопровождала его жена, которая делила с ним все тяготы длительных переездов, многочисленных пересадок и утомительных бессонных ночей. Она оберегала его от сквозняков, следила за его отдыхом, едой, после концертов укладывала вещи и, главное, морально поддерживала его. Сергей Васильевич называл свою жену «добрый гений всей моей жизни».


Увлечения


Главным увлечением Сергея Рахманинова (после музыки, разумеется) была техника. Всем гостям роскошной виллы «Сенар», расположенной под Люцерном и названной по первым буквам имен владельцев - Сергей и Наталья Рахманиновы, непременно демонстрировались лифт, пылесос и игрушечная железная дорога. А на свое изобретение - муфту с грелкой внутри для согревания рук перед концертом - Сергей Рахманинов даже получил патент. Поддерживал композитор и конструктора вертолетов - Сикорского , так что вертолетная промышленность США многим обязана русским людям - Сикорскому и Рахманинову.

Особой страстью Рахманинова были автомобили. Знаменитейший скрипач Натан Мильштейн вспоминал: «Рахманинов очень любил водить автомашину. Каждый год Рахманинов покупал новый «кадиллак» или «континенталь», потому что не любил возиться с ремонтом».

Почти каждое лето, гостя в Ивановке, он понемногу заинтересовался, а потом и сильно увлекся сельским хозяйством. Унаследовав от отца любовь к лошадям, он великолепно ездил верхом и любил объезжать молодых лошадей. Все свободные от занятий часы он проводил в поле среди крестьян, наблюдая за ходом работ. Нередко он завидовал тем, кто был свободнее его и мог больше времени отдавать хозяйству. Стремясь улучшить хозяйство, он много средств тратил на улучшение инвентаря, пород скота и приведение в порядок внешнего вида усадьбы с ее большими садами и службами. Всякая неудача его искренне огорчала. Удачный посев, хорошая пахота, порядок в конюшне, в молочном хозяйстве сильно радовали его и всегда приводили в хорошее настроение.

У него была большая библиотека. Каждую осень он привозил с собой из Европы наиболее понравившиеся ему прочитанные за лето книги. Давая их близким и друзьям, он делился с ними впечатлениями о прочитанном. Последние годы он увлекался также чтением речей знаменитых русских адвокатов и судебных деятелей, восторгаясь красотой их языка. Он также увлекался историей и читал много соответствующей литературы.


Враги


Вражда, возникшая между директором консерватории Сафоновым и Зилоти, была перенесена Сафоновым и на Рахманинова, когда последний был еще учеником консерватории. Сафонов недолюбливал его и как пианиста, и как человека. Поэтому в тяжелый период, в 1897-1899 гг., когда С.Рахманинов очень нуждался в каком-то заработке, рассчитывать на профессуру в консерватории или на выступления в концертах Русского музыкального общества он не мог. Возможно, что Сафонов переменил бы свое отношение к нему, если бы Рахманинов сделал шаг навстречу Сафонову. Но как ни нуждался Рахманинов, конечно, ни гордость, ни самолюбие, ни достоинство никогда не позволили бы ему это сделать. При случайных встречах с Сафоновым, Альтани и другими власть имущими стоило только Рахманинову подумать, что его могут заподозрить в заискивании, как лицо молодого артиста делалось суровым, и он принимал совершенно неприступный вид. В последующий период, когда С.Рахманинов пытался совмещать все свои музыкальные специальности - и композиторскую, и исполнительскую, и дирижерскую, это вызывало много критических откликов в музыкальных кругах. Недолюбливавшие его консерваторские круги во главе с Ипполитовым-Ивановым говорили, что с ним никто не уживется, так как он слишком требователен, суров и непреклонен, а один из музыкальных критиков писал, что «Рахманинов жжет свою свечу с трех концов».


Соратники


Сергей Рахманинов, еще учась в консерватории, имел много друзей из музыкальной среды, среди них были и его сокурсники, и те, кто уже был связан с музыкой профессионально - музыканты, композиторы, певцы. Так, он был дружен с композитором Петром Лодыженским, его своячничей -Надеждой Александровной, знаменитой в то время цыганской певицей.

Учась в Московской консерватории, Сергей Рахманинов тесно сошелся с Александром Скрябиным, будущим великим русским композитором и пианистом, с которым продолжал дружить до самой его смерти в 1915 году. Еще одним товарищем, с которым он был дружен в годы учебы, был Юлий Эдуардович Конюс. Он, также как и Рахманинов, эмигрировал после революции и жил во Франции, где они впоследствии часто встречались, и с которым Рахманинов переписывался на протяжении многих лет. Впоследствии его младшая дочь вышла замуж за сына Конюса.

Последние несколько лет учебы в консерватории Рахманинов часто общался с П.И. Чайковским, который внимательно наблюдал за талантливым студентом и во многом помогал ему. Долгие годы дружбы соединяли Рахманинова и с его учителем и старшим товарищем С.И.Танеевым. Придя на должность второго дирижера в театре С.И.Мамонтова, Рахманинов встретился с выдающимися русскими художниками и артистами - В.Серовым , К.Коровиным , Н.И.Забелой-Врубель. Там же завязалась тесная дружба с великим певцом Ф.И.Шаляпиным , который оставался ближайшим другом Рахманинова до конца жизни.

Живя три года в Дрездене, он встретился там с русским музыкантом Н.Г.Струве. Знакомство их скоро перешло в большую дружбу, которая не прекращалась до самой смерти Струве, трагически погибшего в 1920 году. Также он близко общался с известными музыкантами - Метнером, Брандуковым, Морозовым.


Слабости


К слабостям Сергея Рахманинова можно отнести то, что он очень тяжело переносил какие-либо неудачи. Они надолго выводили его из равновесия и приводили к унынию и депрессиям. К тому же, Сергей Рахманинов был не слишком хорошим педагогом. Частные уроки, которые он вынужден был давать в период 1987-1990 гг., вызывали у него отвращение, его раздражало неумение учеников, их непонимание. Он был с ними вспыльчив, нетерпелив. Возможно, это сказалось на его отношении к преподаванию и в дальнейшем, поэтому у Рахманинова не было учеников и последователей его мастерства.

Увлечение Рахманинова автомобилями, первый из которых он приобрел еще в 1914 году, со временем превратилась в настоящую слабость музыканта. Сергей Васильевич «страдал» от нанесенной автомобилю царапины, отменял поездки, если накрапывал дождь, чтобы, не дай бог, как-нибудь не пострадала окраска машины, и ни за что не давал, за очень редкими исключениями, управлять машиной другим лицам. Такое отношение к автомобилям было предметом частых шуток в семье, но Сергей Васильевич оставался непоколебимым.

Шоферы, служившие у него, знали, как угодить Сергею Васильевичу. Кажется, ничто не доставляло ему такого удовлетворения, как подача машины в хорошем виде, то есть вымытой и блестящей от начищенных металлических частей.

Еще одной слабостью Рахманинова была любовь к хорошим костюмам. Исключительно скромный в привычках, редко тративший на себя деньги, Сергей Васильевич не жалел средств, когда речь шла о хорошей одежде. Он одевался всегда у лучшего портного Англии. Рахманинов, смеясь, рассказывал со слов своего английского менеджера историю, как после его концерта один из слушателей, встретив этого менеджера, обратился к нему с вопросом не об игре Сергея Васильевича, не об исполнении какого-нибудь произведения, а о том, у какого портного так поразительно хорошо одевается Рахманинов. Посетитель был очень доволен, узнав, что портной английский. Музыка Сергея Васильевича произвела на него меньше впечатления, чем костюм.


Сильные стороны


Музыкальный талант Сергея Рахманинова проявился очень рано. Уже в четыре года он играл со своим дедом на фортепиано в четыре руки. Учась в консерватории, он поражал своих учителей феноменальным слухом и памятью. Ему достаточно было посмотреть ноты пьесы, и он уже мог ее сыграть. Современники в музыкальном кругу ставили Сергея Рахманинова очень высоко уже в очень юном возрасте. Обратив внимание на талантливого студента, П.И.Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Все творчество Рахманинова пронизано русским духом. В нем отражены детские впечатления от народных песен, церковной русской музыки.

В 47 лет покинув Россию, он до конца остался патриотом, глубоко переживающим свою разлуку с родиной. Находясь в эмиграции, он писал: «Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя. Я русский композитор, и мое отечество воздействовало и на мой темперамент, и на мое мировоззрение, поэтому и музыка моя - русская…» Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов Рахманинов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

По-видимому, это повлияло на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию великого композитора.

Сергей Рахманинов постоянно занимался благотворительностью.

Так, выступая в Петербурге, он передает половину сбора от концерта 21 февраля 1916 года музыкальному фонду, а половину сбора от концерта 26 февраля в Москве - Союзу городов. Кроме того, Рахманинов решает еще раз выступить в сезоне 1917 года и отдает весь сбор на нужды армии. На этот раз, чтобы собрать наибольшую сумму денег, концерт устраивается в Большом театре, и Рахманинов для привлечения публики играет в один вечер три концерта: Концерт Листа, Концерт Чайковского и свой Второй концерт. В 1921/22 годах Сергей Васильевич дает с 10 ноября по 21 апреля шестьдесят четыре концерта в Америке. Сборы с двух последних концертов в Нью-Йорке поступили на нужды русских людей. Сбор с 21 апреля пошел на помощь русским студентам в Америке. Сбор с симфонического концерта 2 апреля, в котором Сергей Васильевич опять исполнял свои Второй и Третий концерты под управлением Дамроша, был передан через организацию ARA (American Relief Administration) в пользу голодающих в России. Сергей Васильевич настоял на том, чтобы часть этой суммы была истрачена организацией на помощь его сотоварищам по профессии: артистам, музыкантам и персоналу русской консерватории, филармонических училищ и оперных театров, включая, конечно, и членов оркестров и хоров. В этот тяжелый и страшный для России год Сергей Васильевич посылал, кроме того, очень большое количество индивидуальных посылок: родным, знакомым, музыкантам, актерам, художникам, ученым, преподавательскому персоналу некоторых средних школ и школы живописи и ваяния, профессорам многих высших учебных заведений Петрограда, Киева, Харькова и других городов. В Москву посылки были отправлены во все без исключения высшие учебные заведения для распределения между наиболее нуждающимися. Эти посылки с сахаром, мукой, жирами и прочими пищевыми продуктами посылались и через ARA, и просто по почте. По припискам к пришедшим обратно распискам в получении пакетов можно видеть, как оценили эту память и внимание Сергея Васильевича в России, как сильны и трогательны были слова благодарности.

Поразительны упорство и настойчивость, с которыми Сергей Васильевич продолжал свои ежедневные занятия. Несмотря на огромный успех, которым сопровождалось каждое его выступление, он не почил на лаврах, а, наоборот, становился к себе все требовательнее, стремясь к дальнейшему усовершенствованию в исполнении вещей. Нередко после концерта он бывал недоволен собой и делался мрачным, потому что ему еще не совсем удалось сыграть какую-нибудь вещь так, как он хотел, как он ее чувствовал. И тут никакие похвалы, вызовы и овации делу не могли помочь.


Заслуги и провалы


Величайший композитор, виртуозный пианист, блестящий дирижер, чьи произведения знают и ценят во всем мире, рано приобрел известность.

После окончания с отличием Московской консерватории, где его имя написано золотыми буквами на памятной мраморной доске, которая до сих пор находится в учебном корпусе и первыми произведениями, имевшими огромный успех, он испытал удар, который заставил потерять веру в себя на долгих три года. В 1895 году Рахманинов заканчивает свою первую симфонию, которая в начале 1897 года была исполнена в одном из «Русских симфонических концертов» под управлением А.К.Глазунова. Симфония потерпела фиаско, ее не поняли. По словам родственницы Рахманинова Л.Д.Ростовцевой-Скалон, Глазунов флегматично стоял у пульта и также флегматично ее провел. Симфония не понравилась ни публике, ни критике. Цезарь Кюи писал, например, в своей рецензии, что автор талантлив, но что, если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником. Это до такой степени расстроило Рахманинова, что он впал в депрессию. Ему даже пришлось лечиться у психиатра. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного доктора Николая Даля помогла ему выйти из кризиса.

И еще один период в жизни был отмечен творческим кризисом композитора. Его эмиграция из России очень сильно подействовала на него, и в течение почти десяти лет С.Рахманиновым не было написано ни одного произведения, вся его деятельность сводилась в основном к исполнительской, хотя и имела грандиозный успех как в Америке, так и в Европе.


Компромат


29 апреля 1902 года в церквушке 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы состоялось венчание Сергея Рахманинова и Натальи Сатиной. Шел сильный ливень, в церкви почти не было людей, и церемония проходила как-то наспех. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодые уехали на вокзал и взяли билеты в Вену, откуда уехали дальше в свадебное путешествие. Спустя несколько месяцев они вернулись в Россию, но еще некоторое время жили в Ивановке, где родилась их первая дочь. Почему же все происходило таким образом? Дело в том, что Сергей и Наталья были двоюродными братом и сестрой. Браки между близкими родственниками были запрещены, и на их проведение требовалось личное разрешение государя-императора России, которое давалось в исключительных случаях. Прошение было послано, но жених и невеста не стали дожидаться ответа от царя - и рискнули, несмотря на угрозу больших неприятностей, нарушить закон. Все обошлось, и молодые вернулись в Москву в свою квартиру на Воздвиженке. Супруги прожили вместе всю жизнь, но слабое здоровье дочерей, их постоянные болезни постоянно напоминали о последствиях кровосмешения.


Досье подготовил Дионис Каптарь
KM.RU 1 апреля 2008

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.


Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев .


Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.


В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.



Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы «Алеко », к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта », если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.

  • Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
  • Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
  • Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.


  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь » Бородина, «Русалка » Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион , была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова . Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.


  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.


Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.



Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.


В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.


Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  20. Блеск (1996)
  21. Нью-йоркские ночи (1984)
  22. Доктор Живаго (1965)

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

Видео: смотреть фильм о С. Рахманинове

По сложившейся традиции открыл «Белую сирень» внук композитора Александр Рахманинов - руководитель Международного фонда им. Рахманинова в Швейцарии, почётный президент казанского фестиваля. Александр Рахманинов, постоянный читатель «АиФ», впервые согласился рассказать о неизвестных страницах жизни своего деда.

Сеансы «гипноза»

О моём дедушке Сергее Васильевиче в музыкальной среде сложилось крайне неверное мнение. Мол, композитор имел тяжёлый, мрачный характер. На самом деле в семье сохранились воспоминания, что он был очень весёлым, обожал шутить, устраивать розыгрыши. Как-то ближайший его друг, знаменитый бас Фёдор Иванович Шаляпин, попросил Рахманинова написать для него камерное сочинение. Композитор согласился с загадочной ухмылкой. Был салонный концерт певца. Шаляпин, держа в руках, как он думал, ноты уже известного ему по репетициям нового сочинения, приготовился к премьерному исполнению. Рахманинов же сел у двери в последнем ряду... Шаляпин начал петь и запнулся - не хватило дыхания. Извинился перед публикой. Во второй раз - то же самое... А в третий раз знаменитый певец схватил стул и в гневе стукнул им об пол. Оказалось, что в экземпляр нот Шаляпина Сергей Васильевич втихую «всунул» ноту, которую великий бас заведомо не мог взять. Мой дед выбежал из зала и смеялся полчаса. …Три месяца друзья не разговаривали, но потом, конечно же, помирились. У них были удивительно близкие отношения, оба постоянно подтрунивали друг над другом. Фёдор Иванович любя называл Сергея Васильевича «ты моя татарская морда», зная о татарских корнях древнего рода Рахманиновых.

Есть ещё одно неверное мнение: оно касается длительной меланхолии, которой якобы страдал композитор. Как ни странно, слух об этом распространила жена Мастера, моя бабушка Наталья Александровна. Сделала она это преднамеренно... За шесть месяцев до смерти она пригласила меня и сказала: «Я хочу освободить свою душу от греха и расскажу тебе правду… Однако при одном условии - что до 2000 года (т. е. почти в течение 50 лет. - А. Р.) ты никому не расскажешь о моей исповеди…»

Сергею Рахманинову было всего 22 года, когда он написал свою Первую симфонию. Тогда он не мог и предположить, что её судьба окажется настолько тернистой. Во время первого её исполнения дирижёр А. Глазунов, как известно, способный встать за пульт в нетрезвом виде, управлял оркестром соответствующе. Но главное - он абсолютно не понял глубины и масштаба произведения, написанного таким молодым человеком... Как итог - провал сочинения... Для Сергея Васильевича это стало настоящим потрясением. В течение трёх лет после этой неудачи он ничего не мог писать - меланхолия лишила его творческих сил. Семья невесты (в тот момент он уже был официальным женихом Натальи Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой) бросилась на помощь Сергею. Рахманинов согласился обратиться к известному московскому врачу Николаю Далю, которого ему настоятельно советовали родственники. Наталья и представить не могла, чем обернутся в их будущей семейной жизни с Сергеем эти несколько сеансов «гипноза». Ведь у доктора была красавица-дочь…

Постепенно силы и вдохновение возвращались к композитору. Он пишет Второй концерт, ставший всемирно известным. Однако не посвящает его ни своей невесте, ни её семье, ни Николаю Далю. Наталья чувствовала, что за частыми поездками Сергея в дом врача кроется отнюдь не забота о здоровье. Она тяжело переживает, что концерт посвящён не ей. И буквально за несколько минут до первого публичного исполнения произведения, зная, в каком невероятно напряжённом состоянии пребывает Сергей (уже переживший тяжёлый провал Первой симфонии), моя бабушка требует изменить дарст­венную надпись и посвятить Второй концерт доктору Далю, чтобы таким образом навсегда скрыть имя соперницы. Она сказала: «Ты дал слово жениться на мне. Если не изменишь посвящение - я откажусь стать твоей женой». Рахманинов сдержал слово дворянина, и молодые были обвенчаны в военной церкви.

Кроме глубокой сердечной привязанности к Наталье Сергей всю свою жизнь оставался безмерно благодарен её матери, своей тётке - Варваре Сатиной (сестре его отца), в доме которой нашёл теплоту и любовь. Дело в том, что отец юноши, мой прадед Василий Рахманинов, спустил всё приданое супруги в карточных играх, ушёл из семьи, оставив жену с детьми в абсолютной нищете. Московская родня Сергея, генерал Сатин, его жена и дочери приняли юношу в семью как родного и тем самым спасли его от нищенского существования.

Букет сирени

Любимая кузина Наталья Александровна обожала Сергея и прощала его насмешки: «Чёрная, как галка, тощая, как палка, мне тебя жалко, девка-Наталка». Она боготворила этого высокого, с благородной внешностью, а главное - Богом отмеченного молодого человека. И стала Рахманинову женой, матерью их двоих детей. Душевная красота и духовное величие этой женщины заслуживают отдельного разговора. Истинный смысл визитов Сергея к доктору Далю она решила завуалировать навсегда. Так и появилась созданная ею легенда о длительной меланхолии композитора. О том, какие страсти кипели в душе этой сдержанной женщины, можно было только догадываться. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однако оба они знали: после каждого концерта музыканта в его артистической будет ждать букет белой сирени от другой женщины. Наталья никогда не произнесла ни слова упрёка и не выясняла отношений с мужем.

Отцом Сергей Васильевич был невероятно нежным и заботливым. Сохранились кинокадры, снятые в США, Швейцарии и Франции, - его игры с дочерями Ириной (старшей) и Татьяной (моей мамой), его искренний смех, нежные взгляды... Татьяну он нежно называл Тутушок, Тутунька, Туки. Наша семья во время войны осталась во Франции - моя мать категорически отказалась уехать со мной в благополучный Нью-Йорк, потому что отец был на фронте. Через Красный Крест Сергей и Наталья Рахманиновы при любом удобном случае передавали коротенькие письма, где дедушка спрашивал: есть ли в семье деньги?... не очень ли Танюша устала?... Каждое из его писем завершалось словами: «Христос с Вами, мои Дорогие. Люблю Вас!» Все эти письма Сергея Васильевича и Натальи Александровны бережно хранятся в нашем семейном архиве. Рахманинов тяжело переживал расставание с Родиной, а когда она оказалась в пучине войны - известно, какую огромную помощь он оказывал и армии, и отдельным людям в России. Он очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей.

Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина были рядом. Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна. Ни произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…

Фото из семейного архива Александра Рахманинова




Top