Сценарий лекции концерта о вальсе. Лекция-концерт "приглашение к танцу"

Разработка внеклассного мероприятия.

Форма проведения: Лекция – концерт

1.Познакомить учащихся с жанром «танец», с историческим развитием танца, лучшими образцами танцевальной музыки.

2.Развитие интереса к предмету, развитие музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора.

3.Воспитание интереса к классической музыке, воспитание духовной культуры учащихся.

Использование материалов: Иллюстрации

Портреты композиторов

Муз. материал для слушания

Видеоматериалы.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир музыки, в небольшое путешествие во времени. Помните, как в сказке «Волшебник изумрудного города», Элли со своими друзьями тоже отправилась в путь. У каждого была мечта, которую они хотели осуществить: Элли – поскорее вернуться домой, Соломенный Страшила – приобрести ум, Железный Дровосек – любящее, настоящее сердце, Трусливый Лев – смелость.

И нам тоже пригодятся и умная голова (чтобы быть внимательным) и понимающее, чуткое сердце (чтобы понимать музыку). Слушать музыку не так-то просто. Нужно не просто слушать, а услышать ее. А чтобы услышать и понять музыку, нужно научиться слушать тишину.

1. Игра:

«Слушаем тишину»

Продолжим наш разговор о музыке, а говорить мы будем о танцевальной музыке, о танце, который танцуется уже три столетия. Недаром я вам сказала, что мы отправимся в музыкальное путешествие во времени. Мы проследим историю этого танца XVII века и до наших дней.

Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Ядро каждого танца – это темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Ребята, а кто из вас знает, под какой счет танцуется вальс? (ответ уч-ся)

«Раз-два-три, раз-два-три» - так много лет назад танцевали жители австрийских деревень и маленьких городков. По праздникам собирались они на лужайке в нарядных костюмах и грубых деревянных башмаках. Бойко притоптывая, плясали под нехитрую музыку скрипочки. Парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали в танце. Эта пляска называлась - немецкий народный танец и с вальсом было мало общего (только размер). Вскоре этот танец дошел до главного города Австрии – Вены. А жители Вены любили танцевать и на балах, и у себя дома, и в гостях. Сначала на этот танец они смотрели свысока и пренебрежительно говорили: «Ландаль! (что означает «деревенщина»). Как грубо они танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать! В городе люди ходят важно, плавно, мягко. А если его так и исполнить?»

Затем у немецкого танца появилось другое название: Лендлер. А сам танец стал благородней предыдущего.

Исполнение:

2. Л.Бетховен «Немецкий танец»

3. Ф.Шуман «Немецкий танец»

К концу XVIII века танец получил новое название – вальс. Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся». Музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца. Вскоре вальс распространился во всей Европе. «Королем вальса» называют австрийского композитора Иоганна Штрауса – сына. Им было написано более 600 танцев, его вальсы – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» - знают и любят люди всего мира.

Слушание:

Помимо танцевальных вальсов, есть вальсы для концертного исполнения. Лучшие из них написаны Ф.Шубертом, Ф.Шопеном, П.Чайковским и другими. Среди 17 вальсов Ф.Шопена очень популярен вальс до минор. Он построен на чередовании эпизодов различного характера: грациозного, подвижного, песенно – лирического.

Слушание:

5. Ф.Шопен «Вальс»

Вальсы есть в творчестве каждого композитора. По характеру они могут быть разные: медленные, мечтательные, стремительные, фантастические. Исполняться могут на разных инструментах и симфоническим оркестром.

Исполнение:

7. Д.Б.Кабалевский «Вальс»

8. А.Гречанинов «Вальс»

9. Э.Григ «Вальс»

10. П.Морис «Вальс голубого перса»

11. А.Гречанинов «Вальс»

Многие композиторы включали вальсы в оперные и балетные спектакли. Широко известны вальсы из балетов П.И.Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин».

Исполнение:

12. П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

13. П.И.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

Мы очень часто можем услышать вальс по радио и на телевидении. Они звучат в спектаклях, музыкальных сказках, в кинофильмах. Многие композиторы пишут музыку к кинофильмам. Если музыка красива и запоминающая, она становится визитной карточкой фильма.

Исполнение:

14. А.Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»

15. Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

В наше время тоже танцуют вальс. Танцоры разных хореографических коллективов исполняют разные танцы: венский вальс, медленный вальс, фигурный вальс.

Просмотр видео:

16. «Фигурный вальс» в исполнении ансамбля «Звездный экспресс»

17. «Медленный вальс»

18. «Венский вальс» в исполнении танцоров спортивно-бальных танцев.

Вальс обогатил и народную песню, и городской романс. В песне – вальсе может «высказаться» вся жизнь. Первый школьный вальс и вальс выпускного бала. Вальс первой влюбленности и свадебный вальс. Если прислушаться – невольно удивляешься, как часто звучит вальс вокруг вас, а мы этого не замечаем.

Исполнение:

19. Музыка Я.Дубравина сл. С.Суслова «Вальс»

20. Музыка В.Литвинова сл. Л.Хохловой «Вальс расставанья»

Мы подошли к концу нашего пути, ребята. Я думаю, вы придете еще к нам, в нашу музыкальную гостиную. Ведь музыка так разнообразна и интересна. Я хочу пожелать вам светлых, радостных музыкальных дорог. До свиданья, до новых встреч!

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»

Преподаватель О.А. Слободскова

феврпаль 2017г.

пгт. Октябрьское

Если на сердце грустинка,

Мало ли вдруг почему?

С вальсом поставьте пластинку,

Всё расскажите ему!

С легким изящным поклоном

С вами проститься печаль.

Вальс – это танец влюбленных!

Вальс – это все-таки вальс!!

В танцах главное – движение, в каждом свое, особенное. Как вы думаете, каким основным или главным будет движение в вальсе? Ну а какой размер в вальсе наверное знают все.

«Вальс начинается, дайте ж сударыня руки…

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Раз, два, три, раз…»

Вальс – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь. Какие кружащиеся, вращающиеся предметы вы можете себе представить? Велосипед, роликовые коньки, вал турбины, электродрель, круглый валик дивана. Если смотреть в корень – вал, рол , дрель , то становится ясным название танцаев.

В а л – вальс, по-немецки вальцер /вращение/,

Р о л – роллер /круженец/,

Д р е л ь – дреер /вертенец/.

Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что по давнему своему происхождению – это немецкие танцы. Между прочим, вальс когда-то называли дойчер, т.е. немецкий или лендлер – крестьянский.

А. Гречанинов Вальс

И. Хуторянский Вальс

Дмитриев Вальс

А вот ещё два забытых любопытных названий вальса – шпиннер – прядильщик и шляйфер точильщик. Названия несут в себе подражательную функцию. Люди повторяют в танце движения, которые видят в жизни, вокруг себя.

Б. Грачов Лирический вальс

Д. Шостакович Лирический вальс

Наряду с инструментальной музыкой многие композитроры писали вальсы в вокальном жанре. Сейчас вы услышите один из таких примеров.

Муз. Елисеева, сл. К. Бальмонта «Осень»

О популярности вальса часто говорит его название. Вальс, о котром пойдет речь, был очень популярен в годы войны. Вспомним слова этого вальса:

«С берез не слышен, невесом

Слетает желтый лист,

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы

И словно в забытьи

Сидят и слушают бойцы

Товарищей своих».

А. Джойс Вальс «Осенний сон»

Н. Титов Вальс

Коней XVIII века. Вена – столица австрии. На «престоле» вальс. Его танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт смеется: «…забавно видеть, как люди начинают ходить кругами, на немецкий лад, /т.е. танцуют вальс/ под любой мотив, даже вовсе не подходящий».

Вальс оказался весьма заразительным танцем. Вскоре в 19 веке эпидемия под названием вальс, заразила весь мир. Нашлись композиторы, сделавшие всё возможное для всемирного распространения вальса, это, прежде всего, знаменитый не только в Вене Иоганн Штраус.

И. Штраус Вальс

Вот уже на часах истории XXI век, но вальс по-прежнему лидирует среди всех танцев мира. А с какой легкостью и свежестью он ведет борьбу!

Иногда слушатели замирают, слушая музыку вальса, чеще всего это танцы не прикладногоо назначения, т.е. не предназначенные для движения под музыку. В таких танцах часто происходит смена темпа, настроения, характера звукоизвлечения. Это вальсы П.И. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта. Это музыка для тонких душевных переживаний. Послушайте несколько таких вальсов.

Э. Грига Вальс /ля минор/

В. Косенко Вальс

С.Майкапар Вальс

А.Лямин Вальс «Шепот роз»

Кроме представленных классических вальсов у всех на слуху вальсы, написанные композиторами к балетам, сказкам, опереттам, кинофильмам.

А.Петров Вальс из кинофильма «Петербургские тайны»

А.Петров Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

В заключении послушайте ещё два вальса в исполнении ансамбля баянистов.

Листов Вальс из оперетты «Севастопольский вальс»

Ребиков Вальс из оперетты – сказки «Елка»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3»

Лекция – концерт

"Танец в музыке"

Выполнила:

Преподаватель МУДО «ДШИ №3»

Сметухина Ирина Вячеславовна

г. Воскресенск

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на нашем необычном концерте.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танец - это искусство движений в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.


  1. Н. Дуссек «Старинный танец»
Исполняет на домре Шикарёва Татьяна – 2 класс


Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.


  1. П. Панин «Татарский танец»
Исполняет на гитаре Бахтина Анастасия – 3 класс

.
Менуэт – танец XVI – XVII вв., в умеренном темпе и трехдольном размере; название происходит от французского слова menu (pas menu - "шажок", "маленький шаг"). Менуэт занял место куранты и был основным придворным танцем с середины XVII по середину XVIII в. Изначально это был сельский танец, но затем менуэт превратился в образец французского придворного балета. Ж. Б. Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта - церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе. В XVIII в. он включался в клавирные сюиты (в трехчастной форме: менуэт - трио, собственно второй менуэт - менуэт), занимая место между сарабандой и жигой. Менуэт в сюите толковался как подвижный танец в простой фактуре. В отличие от большинства танцев эпохи барокко, менуэт в последующие эпохи не исчез, а стал частью циклической формы в классических сонатах и симфониях XVII и XIX вв. Менуэт классического периода испытал сильное влияние австрийского крестьянского лендлера, в результате чего в менуэте появились характерные широкие мелодические ходы, скачки. В Дон Жуане В. А. Моцарта менуэт, символизирующий аристократическое общество, написан в медленном темпе, но менуэт в симфониях и сонатах всегда отличался большей подвижностью.


  1. Л. Ронкалли «Менуэт»
Исполняет на гитаре Боярсков Александр – 1 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Сарабанда – танец XVII - XVIII вв. в медленном темпе, трехдольном размере. Название, происходит от персидского слова "сарбанд" - "лента, развевающаяся вокруг головы"; подобное название носили также песни определенного жанра. Первоначально это был озорной, буйный танец, но потом, попав во Францию в начале XVII в., сарабанда превратилась в танец медленный и важный. В операх сарабанда обычно выступала как символ величия Испании. В сюитах И.С.Баха и Г.Ф.Генделя сарабанда помещается между курантой и жигой, создавая темповый контраст.


  1. А. Корелли «Сарабанда»
Исполняет на гитаре Байбаков Константин – 4 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI – XVIII вв. Бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И.С.Баха).


  1. И. С. Бах «Бурре»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.


  1. Г. Муффат «Бурре»
Исполняет на домре Москвитина Полина – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

.
Жига – Английский танец, распространенный в XVI в. Название происходит либо от старофранцузского слова giguer ("танцевать"), либо от древнеанглийского слова giga (народная скрипка). Сначала жига имела размер 4/4, позже жиги стали сочиняться в размере 6/8 с пунктированными восьмыми. В XVII и XVIII в. жига (с названием по-французски - gigue) попала в инструментальную сюиту и стала финалом в последовательности четырех основных танцев т.н. французской сюиты. Часто такие жиги сочинялись в полифонической форме, причем во втором разделе разрабатывалась тема, представляющая собой обращение темы первого раздела.


  1. Л. Обер «Жига»
Исполняет на домре Барынина Дарья – 5 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

Контрданс - старинный английский танец фольклорного типа. В контрдансе танцующие образуют две линии, лицом друг к другу - мужскую и женскую, используются самые разнообразные движения, часто из других танцев. Около 1685 г. контрданс распространился из Англии в Нидерланды и Францию и вскоре стал одним из самых любимых европейских танцев. Сначала музыка контрданса напоминала английские жиги (что доказывает сборник Георга Муффата Florilegium secundum, 1698), но в XVIII – XIX вв. для контрданса стал характерен пунктирный ритм. В контрдансе часто использовались народные наигрыши и другие популярные мелодии. Наилучшее собрание таких мелодий - сборник Джона Плейфорда Английский учитель танцев (The English Dancing Master, 1651), за которым последовали многочисленные сборники того же типа. Известностью пользуются контрдансы из опер «Зороастр» Рамо и «Дон Жуан» Моцарта. Популярная песня времен Французской революции a ira имеет в основе мелодию контрданса.


  1. Л. В. Бетховен «Контрданс»
Исполняет на домре Сметухина Юлия – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Гавот – танец в спокойном темпе и трехдольном размере, берущий (от провансальского слова gavoto - "житель области Овернь"). Изящный и радостный французский танец XVI – XVIII вв., исполнявшийся в умеренном темпе. Размер 2/2 или 4/4, начинается с затакта 2/4 или 2/8. Гавот состоит из двух частей по 8 тактов. Первоначально был частью бранля. В XVII в. был хороводным танцем, в XVIII в. превратился в парный танец с разными фигурами. Популярности гавота способствовал Ж. Б. Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха.


  1. C. Бренчинелло “Гавот» из Партиты»
Исполняет на гитаре Ткаченко Дарья – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII – XVIII веках. Его размер 6/8, с сочетанием пунктирного ритма. Он плавный и грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого – нибудь крупного произведения, например сонаты или сюиты .


  1. И. С. Бах «Сицилиана»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна
Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная . Музыка, под которую танцуют, называется прикладной . Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские танцы” Й. Брамса.


  1. Е. Дербенко «Испанский танец»
Исполняет на домре Зайтер Нелли – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Нетрудно заметить, что эта плясовая по характеру и ритму очень напоминает польку . Узнаем подробнее об этом танце. Итак...

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили . В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.


  1. В. Польдяев «Полька – Забава»
Исполняет на домре Сметухина Юля – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна


  1. В. Котельников «Чешская полька»
Исполняет на балалайке Трухин Дмитрий – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна

Кадриль. Французский танец, возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилас из сельского танца. В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт.


  1. М. Глинка “Кадриль»
Исполняет на домре Хуртина Ася – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна
Танец, о котором пойдет речь, был не менее популярен в Европе в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.


  1. Н. Бакланов «Мазурка»
Исполняет на домре Романова Елена – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк . В музыкальной литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки, П.Чайковского.


  1. В. Ефимов «Мазурка»
Исполняет на балалайке Балабанов Николай – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях.


  1. С. Федоров «Вальсок»
Исполняет ансамбль домристов - 1 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

А.Пушкин . “Евгений Онегин”

Родина Вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер . Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.


  1. Ф. К. Янель «Юля – вальс»
Исполняет дуэт в составе: Сметухина Юлия – 3 класс (домра)

Бахтина Анастасия – 3 класс (гитара)

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна
Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот , что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.
Чарлстон (чарльстон). Танец в характере быстрого фокстрота, возникший в городе Чарлстон (шт. Южная Каролина) и в 1925 г. завоевавший танцевальные площадки всего мира. Танец отличается остро акцентированным ритмом, причем при исполнении танца особое ударение делается на синкопу. Самыми ранними авторами чарлстона были североамериканские негры (Сесил Мак, Джеймс П.Джонсон и др.). Эрвин Шульгоф в своих Джазовых этюдах для фортепиано (Etudes de Jazz, 1927) ввел чарлстон в профессиональное музыкальное искусство.


  1. А. Подешт «Бабушка научи меня танцевать Чарльстон»
Исполняет на домре Шаин Дмитрий – 4 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Танго – один из самых популярных танцев XX века. В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго, пришедшее из другой испанской провинции-Андалусии. Оно так и называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни – танца – милонги. Так в начале XX века в Европу проникло и всех покорило аргентинское танго – медленный и томный парный танец.

По телевидению часто транслируют различные танцевальные конкурсы, где можно увидеть множество танцев разных стилей и направлений. А недавно появились телевизионные танцевальные шоу с участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое шоу “Ледниковый период” и “Звезды на льду”. Вы, ребята, наверняка смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар, танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго. Такие пьесы встречаются и в репертуаре для учащихся.


  1. Аноним ред. Ю. Зырянова «Танго»
Исполняет на гитаре Ткаченко Дарья – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна
Болеро – еще один танец, родиной которого является Испания. Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп болеро умеренный, в трехдольном размере. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро” знаменитый композитор первой половины XX века М.Равель. Поэт Н.Заболоцкий посвятил его произведению замечательные строки стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –

Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое искусство.


  1. Е. Меццакапо Болеро «Толед»
Исполняет на домре Казеннова Анастасия – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

В заключение нашего необычного концерта хотелось бы поговорить о марше.

Марш – музыкальная омпозиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии XVIII в., до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента. В конце XVI в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана; этот обычай позаимствовали и французы. Другая ранняя форма марша появляется в театральных пьесах и операх XVIII в., сопровождая выходы и уходы актеров со сцены. Много замечательных сценических маршей создано такими оперными композиторами, как Ж. Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, Г.Ф.Гендель и К. В. Глюк. Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее XVIII в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к XX в. - и во всей маршевой музыке. Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Ф. Шопена) и марши – шествия (например, хор пилигримов из «Тангейзера» Вагнера). Маршевые ритмы и приемы инструментовки повлияли на другие жанры; так, многое в раннем джазе идет от уличных маршей Нового Орлеана.

И в заключение нашего концерта послушаем марш современного композитора в исполнении ансамбля.


  1. Г. Колобов «Веселый Марш»
Исполняет ансамбль русских народных инструментов «Калинка»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

Ребята. Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились. Вы услышали старинные танцы: Менуэт, Сарабанда, Буррэ, Сицилиана и др. Узнали многое о бальных танцах XIX века: Вальс, Полька, Мазурка и др. Наверняка вам понравились испанские танцы Болеро и Танго, а также музыка (пьесы) в современных ритмах. Мы рады, что этот вечер вы провели с нами.
В концерте принимали участие учащиеся МУДО «ДШИ №3 г. Воскресенска преподавателя Сметухиной И. В., концертмейстер Николаева Н. А.
Концерт – лекцию подготовила и провела преподаватель МУДО «ДШИ №3» г. Воскресенска Сметухина Ирина Вячеславовна.

Спасибо за внимание! Всего вам доброго! До новых встреч!

Список используемой литературы.


  1. В. Л. Брылина “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками” Киев, 1995 г.

  2. Ю. Булучевский, В. Фомин “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, 1983 г.

  3. Л. П. Горюнов “О развитии музыкальной культуры школьника”, 1994 г.

  4. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова “В мире музыки” 1997 г.

  5. М. Г. Рыцарева “Музыка и я”, 1998 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова »

г. Елабуга

Методическая разработка

лекции-концерта

преподаватель Высшей квалификационной категории

Липатова М.Е.

    Введение 3

    Сценарий 4

    Заключение 13

Введение

«Приглашение к танцу» - это разработка комбинированного обобщающего урока в ДМШ. Диалогический метод ведения урока позволяет учителю в форме познавательной лекции представлять музыкальные номера, которые инструментально иллюстрируются учащимися класса. Такая форма лекции-концерта идеально подходит для проведения классных вечеров с родителями, для музыкальных лекториев. Разработка предназначена для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.

Цели урока:

    Повысить положительную мотивацию к обучению, развить интерес учащихся ДМШ к инструментальной музыке.

    Обобщить и систематизировать знания по истории музыки и истории танца, связать их с практическим инструментальным музицированием.

    Научить учащихся применять полученные знания на практике,

развить у них навык сценической стабильности.

    Развить творческие и личностные качества учащихся

(воли, самостоятельности, самообладания, ответственности)

В задачи данной работы укрепление связей между преподаванием специальной гитары в ДМШ и традициями домашнего музицирования, которые в настоящее время значительно ослабли.

Использование современных инновационных технологий (например, медиапроектора для показа слайд-шоу) при исполнении концертных номеров превращают привычную форму концерта в красочный рассказ об истории развития танцевальной музыки.

Представление несложных танцевальных движений (русской плясовой, чешской польки, французского менуэта, европейского вальса) силами учащихся (например, хореографического отделения ДШИ или приглашёнными танцевальными коллективами) также обогатят рассказ ведущего.

Инструментальная танцевальная музыка на таком концерте становится ближе и понятнее. Благодаря экскурсу в историю, расширяются и актуализируются представления слушателей о развитии европейской культуры. Воспитывается не только публика. Дети, участвующие в таких концертах, обычно испытывают гордость музыкантов - просветителей, творящих красоту своим трудом и работой души. Для них это не просто личное выступление, а совместное (силами всех учащихся класса) построение крупной музыкально-сценической формы с важными для детей элементами синкретизма (нерасчленённости музыки, движения и зрительных образов).

Ведущий : С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра...

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в

которой родились, от времени своего рождения, от того, кто и где их исполнял.

Названия многих танцев произошли от глаголов, геометрических фигур, от названия животных

Бал – от лат. ballare «танцевать»,

Рил – от англ. «катушка»,

Менуэт – от франц. р as menu «маленький шаг, шажок»,

Болеро – от исп. valere «летать» (изобретен около 1780 года Себастьяном Соресом из Кадиса),

Вальс – от нем. valzen «кружиться»,

Галоп – от франц. galoper «скакать»,

Жига – от старофранц. giguer «танцевать»,

Сальтарелло – от итал. saltare «» прыгать,

Кадриль – от франц. quadrille «четырехугольник»,

Павана – от pavo «павлин».

Котильон – от названия нижней юбки во Франции.

Или от места происхождения:

Хабанера – Havana , о. Куба

Тарантелла – г. Таранто, Италия

Сицилиана – о. Сицилия, Италия

Бергамаска – г. Бергамо, Италия

Гавот – гавото, житель области Овернь во Франции

Чардаш – Венгрия («чарда» – «корчма» – «трактир»)

Чарльстон – г. Чарльстон, штат Южная Каролина, США

Ведущий : По весне, когда зеленью одевались луга и леса, в праздничный день народ выходил на гулянье. И звучали хороводные песни, и среди них эта, «ласковая, весёлая». Позже популярную в народе мелодию (сейчас бы ее назвали хитом!) использовали очень многие русские композиторы, а композиторы – народ серьезный.

П. И. Чайковский, слушая эту мелодию, радовался, как ребенок. Мелодия его подбадривала в трудные минуты жизни, словно говорила: «Если тебе грустно, смотри на других людей. Смотри, как они умеют веселиться…» Радостный голос народного веселья слышен с этой мелодии.

    Русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

исполняет Дмитриев - Лепихин Сергей

Ведущий : На протяжении столетий люди танцевал, аккомпанируя себе на разных инструментах: лютне, флейте, виоле, волынке, аккордеоне, балалайке.

Однажды, в середине XVII века царь Алексей Романович приказал показать (впервые в России!) модный тогда в Европе балет об Орфее и Эвридике, но запретил в нем танцевать под музыку. Плясать под музыку в России тогда считалось дело нечестивым, пристойным лишь скоморохам. Но просвещенные исполнители при дворе все же убедили царя, что балет без музыки немыслим, как плясуны без ног.

    Русскую народную плясовую «Подгорная» в обр. В Калинина

исполняет Прокопчук Павел

Ведущий : Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую.

    В. Калинин. Полька.

Исполняет Галиев Айбулат

Это интересно :

Собачий вальс - это небольшая и предельно незатейливая пьеса для фортепиано. Но при этом, данная пьеса не является вальсом, в собственном смысле этого слова. Так как, она исполняется в не размере присуще вальсу 3/4 , а в размере 4/4 или 2/4. Намного ближе данная композиция к другим танцам - галопу или польке. А знаете ли Вы, что «Собачий вальс» на самом деле не всегда «собачий», так как в разных странах он имеет разное название?

В Германии, Нидерландах, Бельгии, Норвегии - Блошиный вальс. В Финляндии - Кошачья полька. В Болгарии - Кошачий марш. В Венгрии - Ослиный марш. Во Франции ее называют отбивной котлетой. В Дании - Принцессой двуногой или Фрикадельки убегают через забор. В Майорке - Полькой дураков. В Корее – Кошачий танец. В Мексике – Маленькие обезьянки. В Японии она имеет интересное название «Я наступил на кошку». В Китае – Марш воров. В Испании – Шоколадница (посуда). В Швейцарии – Котлетный вальс. В Швеции – Кале Юханссон. Заметьте, что в названиях данной пьесы преобладают направления - темы «блошиные», «кошачьи» и «котлетные». И в принципе, персонажи, фигурирующие в названиях пьесы, являются в свою очередь, очень веселыми и забавными персонажами интересных сказок и забавных историй (обезьянки, ослы, воры, дураки).

    Собачий вальс

Исполняет Шашерина Лида

Ведущий : А вот старинные европейские придворные танцы сформировались к концу XVI – началу XVII в. Аллеманда, баргамаска, бурре, гальярда, куранта, ригодон, павана воплотили в себе национальные особенности каждой страны. Старинный французский танец бурре возник около середины XV в. в провинции Овернь. Его характерной особенностью являются неожиданные или резкие прыжки.

    Л. Моцарт. Бурре.

« Ave music »

Ведущий : Например, модный в то время итальянский танец сицилиана имел пасторальный характер и минорный лад. Сицилиану использовали все знаменитые композиторы того времени: И.С. Бах, В.А. Моцарт и др.

    Л. Перголези. Сицилиана

Ave music »

Ведущий : Танцующим аккомпанировали музыканты на лютнях, флейтах, арфах, на духовых инструментах. Композиторами того времени впервые были изданы сборники танцевальной музыки. Дух времени в этой музыке чувствуется особенно ярко, её ни с чем не перепутаешь.

    Старинную лютневую мелодию «Зелёные рукава» исполнит

Усачёв Никита.

Ведущий : Бальные танцы требовали соблюдения целого набора правил.

Например, полонез – танец поистине рыцарский. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом – парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки своеобразного, торжественного марша, но в трехдольном размере выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Цель полонеза – привлечь внимание к партнеру, к его красоте и щегольской осанке. Каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но не страстное, а сдержанное, исполненное внутреннего достоинства и такта. Этот танец появляется одним из первых в старинных сборниках лютневых пьес.

    И.С. Бах. Полонез

Исполняет Зяблицева Татьяна

Ведущий : Старинные танцы скорее представляли, чем танцевали.

Мужские костюмы шились из тяжелой золоченой парчи, венецианского бархата, атласа, украшались мягкими соболями. Дорогая обувь была или красной, или золотой, а сабли с золотыми насечками. Особым искусством было умение грациозно снимать и перекладывать из одной руки в другую шапку, в складках бархата которой сверкали алмазы.

Кадриль появляется в средние века, ее танцуют вооруженные всадники, участвующие в турнире.

Рыцари делились на 4 группы, которые пародировали, составляли поочередно различные фигуры. Каждая кадриль отличалась эмблемой и цветом костюма. Кадриль явилась преемницей старинного контрданса (танца – противопоставления двух двигающихся друг к другу линий танцующих) и стала любимым танцем на русских балах. Под кадриль танцевались все русские романсы, даже арии из серьезных опер превращались в кадрили.

В России балы появились лишь при Петре I.

На ассамблеях Петра танец – это некая повинность. В 1731 году в Шляхетском Кадетском корпусе танцы – обязательный предмет в обучении будущих офицеров армии (а также в Царскосельском Лицее, в Академии Художеств, в скромных коммерческих учебных заведениях). Екатерина I считала важным недостатком в воспитании неумение танцевать. Полная программа воспитания включала в себя верховую езду, фехтование, гимнастику, танцы, музыку.

Менуэт – прародитель вальса придворный танец французской знати.

Однако в середине XVIII века условность, жеманность и скованность движений этого танца порождает иронию современников.

    Робер де Визе. Менуэт.

Исполняет Шафигуллина Валерия

Ведущий : Духу Нового времени больше соответствует вальс.

Этот танец более способен выразить романтические идеалы, так как имеет душу, он выражает неподдельную страсть, подражая естественности природы.

Один из французских писателей издевался: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они его разрешают танцевать своим дочерям?»

Журналисты того времени сетовали: «Молодежь ставит ни во что утонченность, она с прославляемой простотой и страстностью танцует вальс». Наверное, по этой причине вальс в России при Павле Петровиче с 1805 года запрещен. Еще не так недавно, в начале VIII века, его дед Петр I запирал на замок ворота Летнего Сада и всех силой потчевал вином, а теперь его потомок уже борется с распущенностью нравов молодежи. Однако русские танцевали вальс несмотря ни на что и достигли определенных успехов.

Француз Пойль восклицает: «…для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и никто, кроме русских дам, не выдержит этих чересчур быстрых, воздушных летков – ни англичанка, ни немка, ни француженка».

Прежде для народных вальсов были характерны подпрыгивания и притоптывания, подбрасывание девушек парнями; на скользком паркете движение танца стало более плавным, осмотрительным, кругообразным. Не исчезло одно: это был любимый танец влюбленных пар.

    Х.Сагрерас. Вальс

Исполняет Шашерина Лидия

Это интересно

В настоящее время существует огромное количество вальсов (вальс-менуэт, вальс-мазурка, вальс-миньон, венский, английский, австрийский, немецкий, вальс-фантазия, вальс теней). Все они разные по темпераменту, по темпу, авторские или народные. Всех их объединяют поэтичные, изящные мелодии (композиторы Иоганн-отец и Иоганн-сын Штраусы, Ф. Крейслер, Л. Годовский, Ланнер, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский).

Конкуренцию вальсу в середине XIX века составила лишь полька, завоевавшая в 1839 году Вену, в 1840 году – Берлин.

Это интересно

Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

    В.Козлов. Полька.

Исполняет Льдокова Мария

Ведущий : Можно с определенностью сказать, что каждый танец очень точно выражал правила поведения мужчин и женщин своего времени. Великосветский менуэт – чопорность, манерность (дотрагиваться до руки дамы нарушение норм морали!),

контрданс – это дух свободы от средневековых и феодальных предрассудков, вальс вообще считался танцем простолюдинов. Так, у В. Моцарта в его операх четко видна социология танцев: Дон Оттавио и Донна Анна танцуют менуэт, Дон Жуан и Церлина – контрданс, а слуга Лепорелло и Мазетто – вальс.



Невероятная мода на польские танцы – полонез, мазурку, краковяк, – танцы горделивые, символизирующие военную удаль, пришлась по нраву в России.

Изначально эти танцы предназначались для мужчин: рыцарей и их оруженосцев.

    В.Калинин.

Польский танец Мазурка

Исполняет Фомин Илья

Ведущий : А в России военные всегда были в моде у дам.

И популярные мужские танцы стали танцеваться с дамами. Только дама танцевала плавно и изящно, а кавалер – с резкими притоптываниями, позвякиванием шпор.

С налаживанием прочных торговых связей с Америкой в Европе установилась мода на латиноамериканские танцы: румбу, самбу, ча-ча-ча, хабанеру, босса-нову, танго. В 1915 году газета New York Times писала: «Опасность танго больше, чем немецкий империализм». Аргентинские мужское танго – парный мужской танец соперников за обладание любимой женщиной. Дело в том, что в Буэнос-Айресе на 9 мужчин-эмигрантов из Европы приходилась одна женщина, и мужчины порой ценой жизни в драках, порой мирно в танце выясняли отношения между собой. В интонациях танго всегда слышна тоска по покинутой Родине, стремление быть любимым, надежда. И все-таки латиноамериканские танцы – танцы откровенные, куда до них вальсу, который обвиняли в чрезмерной непристойности.

    Л. Иванова. Танго.

Исполняет Козырев Роман

Ведущий : Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем.

15. В.Козлов. Румба.

Исполняет Мокшин Дмитрий

Ведущий : Особняком среди танцев стоят испанские танцы. Многие из них родились при слиянии латиноамериканских, африканских и европейских танцевальных мотивов. Так, песня-танец хабанера, родом с кубинской Гаваны, настолько давно и прочно прижилась в портовых кабаках Испании, что по праву может считаться испанской.


    Н.Роч. Хабанера.

Исполняет ансамбль гитаристов « Ave music »

Болеро – это танец-полет.

Танец скорее постановочный, театральный, зрелищный.

18. Б Калатаунд. Болеро

Исполняет Боярчук Евгений

Ведущий : Современный танец живет. Однако сценическая его жизнь не отражает реальную современную дискотеку. В 1960 году появление твиста фактически ознаменовало конец парных танцев. Появление моды на унисекс в одежде, поведении, манерах, сексуальной ориентации ускорило этот процесс. Хотелось бы, чтобы этот процесс не стал необратимым. Возможно, вернется мода на галантных, мужественных мужчин и изящных, нежных женщин и тогда к парным танцам вновь вернется интерес и желание их танцевать.


Вспомним, что даже вальс возник как обращение к XV веку и его фаворитки, мадам Помпадур. Причина возникновения вальса – ностальгия-ретро к трехдольному, кружевному менуэту.

    Кватро Мано.

Венесуэльский вальс

Исполняет ансамбль гитаристов

« Ave music »

Заключение

Тема классного вечера для учащихся средних и старших классов и их родителей – танцевальная музыка для гитары. Эта дожившая до нашего времени (благодаря нотным записям XVI-XVII веков) старинная лютневая музыка, музыка Нового времен – эпохи расцвета шестиструнной гитары, и, конечно же, современная музыка.

Танец в своем историческом развитии предстаёт перед слушателями: сначала это камерный лютневый аккомпанемент к придворным танцам и в завершении концерта искромётные латиноамериканские танцы и король танцев – вальс.

В рассказе преподавателя преподнесены интересные факты из истории народных танцев, впоследствии ставших церемониальными, светскими, бальными. Этот рассказ переплетен разнообразными музыкальными вставками – сольными и ансамблевыми пьесами в исполнении юных инструменталистов класса.

Активная концертная деятельность юных гитаристов всегда плодотворно влияет на их положительную мотивацию к обучению, на укрепление связей между детьми, их родителями и педагогами.

Для повышения эффективности

внеклассных мероприятий желательно:

    Приготовить и развесить заблаговременно объявление или красочную афишу.

    Придумать и изготовить оригинальные пригласительные билеты.

    Украсить концертное помещение детскими рисунками, цветами, рисованными декорациями и т.п.

    Использовать инновационные средства: интерактивные доски, медиапроектор. Красочные слайд-шоу способствуют созданию праздничного настроения, помогают в полной мере раскрыть содержание темы лекции - концерта.

    Позаботиться о том, чтобы у детей остались на память о проведенном вечере фотографии или маленький сувенир, которые будут еще долго напоминать о приятных минутах, проведенных в родной школе с учителями и одноклассниками.

    Использовать костюмы: это будоражит богатую детскую фантазию. Чем больше вы приятно удивите детей, тем ярче и долговременней будут их впечатления.

(Старинные европейские танцы XVI–XVIII века)

С древнейших времён и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера непринуждённо веселясь, или усаствуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудрённые звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол, или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь Бальными . А как мы знаем, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Многие старинные бальные танцы представляли собой торжественные шествия: аллеманда, сарабанда, павана, пассакалья, полонез.

Аллеманда - серьёзная и неторопливая. Как бытовой и придворный танец - аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звычавших при встрече высоких особ - князей, владетелей графств и герцогств. Размер 2/4, реже 4/4, начинается всегда характерным затактом.

Звучит Аллеманда Генделя в исполнении ученицы 5 класса Кузиевой Разии. Совсем иная сарабанда (от испанского zarabanda). Это тоже танец - шествие. Происхождение сарабанды связано с обрядовой музыкой: её исполняли во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Звучит сарабанда Генделя в исполнении ученицы 2 класса Талгат Махаббат. Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее из них известны - полонез, краковяк, мазурка.

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался «Великим», или «Пешим танцем». Нынешнее его название французское, в переводе означает «польский». Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трёхдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

Звучит полонез И. С. Баха в исполнении ученицы 3 класса Волощенко Аделины. Завершая обзор популярных в XVI–XVII веках старинных европейских танцев, мы перейдём к танцам так называемого «Нового века». В этот период из старинных галантных танцев некоторое время сохраняется лишь менуэт.

Менуэт - старинный придворный французский танец. Темп умеренный, размер ¾. Музыка полна вежливых поклонов и реверансов. Обратите внимание на иллюстрации баллов того времени. Посмотрите на костюмы мужчин и женщин, в большой степени определявшие стиль танца (у женщин - кринолины необъятно широкие, требовавшие плавных движений; у мужчин - обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках с красивыми подвязками - бантами у колен). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом сделать реверанс, поменяться местами. Для передачи гибкости. Изящества, тонкости, нужно заострить внимание на исполнении штрихов (лиг, снятия рук в конце фраз, portamento, staceato).

Нежно играет нам кларнет,

В зале танцуют все менуэт.

Раз, два, три,

Наш танцмейстер так:

Раз, два, три,

Отбивает такт

Раз, два, три,

Знаем, он подскажет нам каждый шаг!

Слышно, как платья шуршат,

В зале, мерцая, свечи горят,

Стройно и в лад флейты звучат.

О, как прекрасен сказочный бал!

Раз, два, три,

Дам благодарить

Раз, два, три,

Я прошу всех вас,

Раз, два, три,

И прощальный сделать всем реверанс.

Звучит менуэт Моцарта в исполнении ученицы 2 класса Дорош Екатерины.

Решительному изменению вкусов европейского городского населения способствовали события Великой французской революции 1789 года. Широкое общеевропейское распространение получает с началом XIX века вальс, возникший из плавных народных танцев. Вальс - плавный, кружащийся, как бы «полётный» парный танец довольно быстрого движения в трёхдольном размере.

«Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро ухватил всю музыку Европы…», писал Б. Асафьев. Широкую известность получили вальсы Штрауса, Шуберта, Шопена, Чайковского, Листа.

Звучит вальс П. Чайковского из оперы «Е. Онегин» в исполнении ученицы 3 класса Разорёновой Ядвиги.

Из характерных для XIX века быстрых прыжковых танцев в двухдольном размере особенно популярны были полька и галоп. Изящные польки сочиняли: Глинка, Чайковский, Рахманинов.

Народный танец полька по созвучию многим кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу - чехам. Название его происходит от слова pülka - половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой, непринуждённый танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслышав её весёлые звуки, никто не мог устоять на месте. Звучит полька М. Глинки в исполнении ученицы 4 класса Айтугановой Анелии.

Следует упомянуть и об контрдансе. Это круговой английский парный танец (или две линии танцующих пар). Темп подвижный, размер - 2/4 или 6/8.

Звучит контрданс Л. Бетховена в исполнении ученицы 2 класса Бобровой Полины.

Целое море танцевальной музыки окружает нас. И всё-таки главное в плясках - показ силы, удали, ловкости, фантазии. Оэтому они так часто превращаются в танцы - соревнования: кто кого перепляшет.

Звучит «Норвежский танец» Э. Грига в исполнении ученицы 6 класса Кузиевой Разии и «Венгерский танец» И. Брамса в исполнении ученицы 5 класса Низаметдиновой Ольги.

Эти танцы полны яркости, задора, энергии, тенмперамента.

Всех благодарю. Спасибо за внимание.




Top