Сценарий экскурсии в музее русская изба. Тематическая экскурсия "русская изба"

МДОУ детский сад № 366 Волгоград.

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Овощи для ежика»

ЗАДАЧИ:

Образовательная: познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину. Учить скатывать пластилин в шар, раскатывать цилиндр, сглаживать поверхность предмета пальцами.

Развивающая: развивать зрительные и тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательная: учить вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия, повторяя отдельные слова и словосочетания.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Муляжи овощей (помидор, чеснок, морковь, перец, огурец, ежик, корзинка, иллюстрации «Овощи на огороде», д/и «Что в корзинке?», «Собери урожай».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В. — Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся. (здороваются)
В. — Ежик, а почему ты такой грустный? В моем огороде выросло много овощей. Но мне одному не справиться.
В. – Ребята, давайте возьмём ведерочки, отправимся на огород и поможем ежику собрать овощи.
В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем,
Мы морковки натаскаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, круглый, очень вкусный.
— Мы пришли на огород, там много овощей растет. Вы ребята, не зевайте, урожай весь собирайте!

Игра «Собери овощи»

— Потрудились мы на славу, много овощей собрали. Пойдемте, покажем ежику, какие овощи мы собрали. (Дети садятся на стульчики, воспитатель достает овощи из ведерок, называет их)
— А вот таких овощей у ежика на огороде не было? (дети рассматривают картинки с овощами и называют их)

ИГРА «Узнай на ощупь»

Как на нашей грядке
Вырос помидор
Сочный да крупный,
Смотрите, вот и он.
(Дети рассматривают и обследуют помидор.)
— Как называется овощ? Какого цвета помидор? Какой формы? На что похож? Какой на ощупь (гладкий)
— Мама сделает салат,
И накормит всех ребят.
Он длинный и зеленый,
То свежий, то соленый,
Растет он в огороде,
Любим во всем народе,
Вот какой он молодец,
А зовется — огурец.
(Дети рассматривают и обследуют огурец)
— Как называется овощ? Какого цвета огурец? Какой формы? На что похож? Какой на ощупь? (шершавый)
— Мама сделает салат,
И накормит всех ребят.

Ребята, а давайте ежику слепим из пластилина помидор и огурец. Нам понадобится пластилин красного цвета для помидора и зеленого для огурца (Воспитатель показывает приёмы лепки огурца и помидора. В конце занятия хвалит детей)

ИТОГ:

— Какие вы молодцы! Все постарались сегодня, помогли ежику собрать овощи на огороде. А какие овощи вы лепили? (помидор и огурец) Давайте отдадим их ежику, ему пора к себе домой, в лес.
(Дети прощаются с ежиком.)

Путешествие по школьному музею

Руководитель: руководитель музея

Биктимирова Э.Д.

Нефтекамск

2016

Сценарий экскурсии

Тема: «Путешествие по школьному музею»

Цель экскурсии:

Нравственное, гражданско - патриотическое и эстетическое воспитание учащихся средствами краеведения.

Задачи экскурсии:

1.Использую схему маршрута, провести обзор экспонатов музея, по всем его экспозициям.

2.Привлечь внимание и интерес учащихся к истории школы, края героизму жителей нашего города в Великой Отечественной войне.

3.Провести итоговые мероприятия экскурсии, в целях закрепления ее познавательных, воспитывающих, эмоциональных результатов.

Направленность экскурсии:

Учащиеся ГБОУ Нефтекамской коррекционной школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 11-16 лет.

Продолжительность экскурсии: 45 минут

1.Предварительно пройти инструктаж по правилам поведения в общественных местах, и ОБЖ

2.Экскурсию проводить организованно, дисциплинированно, обеспечивая внимание слушателей к рассказу экскурсовода.

Технологическая карта экскурсии

«Путешествие в школьный музей»

2.Тема экскурсии:

«Обзор экспозиции школьного музея»

3.Вид экскурсии:

Музейная

4.Состав экскурсантов:

Для детей 11-16 лет

5.Продолжительность

30 минут

Текст рассказа экскурсии

Вступительная беседа

Здравствуйте, нас зовут Лилия и Анастасия. Мы учимся в 9 классе нашей школы и являемся членами нашего школьного музея. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему музею. Наша экскурсия начнется со стенда «Наши традиции», у которой мы с вами находимся, и закончится у входа в музей. В ходе экскурсии мы с вами ознакомимся со всеми экспозициями нашего музея, узнаем много интересного из истории нашей школы, также из истории нашего края.

Прежде всего, призываем вас к порядку, быть внимательными, соблюдать правила безопасности, вести себя спокойно, не толкаться, не разговаривать громко. При необходимости, организованно, спокойно задавайте вопросы.

Основная часть

Экспонаты нашего музея сгруппированы по экспозициям. В настоящее время их в музее пять: «Наши традиции», «История школы», «Краеведение», Военно – патриотический раздел - «Никто не забыт…», «История города».

Вы видите стенд «Наши традиции». Здесь собраны альбомы, повествующие о трудовых буднях наших учителей и многих бывших учеников. Это одни из любимых экспонатов для многих наших посетителей, особенно, для тех кто, когда – то учился в этой школе. Они оставляют самые теплые воспоминания о детстве, юности, о чудесных школьных годах. А какие интересные альбомы о бывших учителях, учащихся. Учительские династия. В нашей школе работали и работают потомственные учителя, то есть те, у кого и родители и, возможно, дедушки и бабушки тоже были учителями, ля них учительская профессия не стала случайным выбором.

Учительские династии.

1 Саматова Лиля Файзрахмановна, учитель биологии, проработала в школе с 1981г. по 2007г.

Дочь Ямаева Анжела Эльгисовна, воспитатель, работает с 1.09.1997 года по сегодняшний день.

2 Насибуллина Лена Минуловна, учитель начальных классов, работает 1969г., по сегодняшний день

Дочь Шафикова Ирина Феликсовна, учитель начальных классов, работает с 1992 года.

3 Зинова Тамара Федоровна, музыкальный работник, проработала в школе с1999г. по 2001г.

Крюкова Ирина Александровна, психолог, работает в школе с 2001 г.

4 Замараева Таисия Ивановна, воспитатель, проработала в школе с 1979г. по 1998 г.

Гудкова Наталья Семеновна, воспитатель, 1980-2003гг.

Саматова Л.Ф. Ямаева А.Э.

Шафикова И.Ф. Насибуллина Л.М.

Зинова Т.Ф. Крюкова И.А.

Гудкова Н.С. Замараева Г.

Первые учителя

Баландина Лидия Михайловна

Антропова Валентина Степановна

Галева Венера Муллаяновна

Насибуллина Лена Минулловна

Наши учителя - Ветераны Великой Отечественной войны

Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы проработали в школе, отдавая тепло своей души, ветераны Великой Отечественной Войны Султан Саитович Саитов и Ираида Никитична Тимофеева. Ираида Никитична Тимофеева была призвана на фронт летом 1943 года. Она попала на Украинский фронт и стала фронтовым водителем «ГАЗика» - «полуторки». Девушка подвозила раненых к госпиталю. Приходилось и оборудование военное возить, и воду для питья, солому, дрова… В конце войны Ираида Никитична была ранена осколком и попала в военный госпиталь в Варшаве, где и встретила праздник Победы. Тимофеева Ираида Никитична за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. награждена «Орденом Отечественной войны II степени». Огромный вклад в войну внесли и труженики тыла. Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы они проработали в школе, отдавая тепло своей души. Наши ветераны тыла: Баязитов Аймет Павлович, Гибаева Насима Галимовна, Заварина Зоя Ивановна, Дьячкова Валентина Акимовна, Замараева Таисия Ивановна, Метузене Салиха Габдрахмановна, Ржевкина Валентина Михайловна, Ростовцева Мария Петровна, Сабиров Нил Кабирович, Самусько Екатерина Андреевна, Тюлькина Клавдия Алексеевна, Шакирова Шакира Нажиповна.

Наши ветераны.

Тимофеева Ираида Никитична.

Теперь посмотрите направо. Перед вами большой стенд под названием «История школы», являющийся продолжением экспозиции наши традиции. Уже само название помогает нам понять содержание стенда. Решением исполкома Нефтекамского городского совета депутатов трудящихся БАССР № 354 от 9 сентября 1969 года была открыта Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, тогда она носила другое название – вспомогательная школа, обучалось в 1969 – 1970 гг. – 82 ученика в 6 классах комплектах. Школа располагалась в барачном здании по ул. Нефтяников, 8.

В 1978 школа переезжает в здание бывшего детского дома по адресу: переулок Кувыкина 10 А и становится школой – интернат VIII вида. Растет число воспитанников: в 1980 – 1981гг. – 196 обучающихся

в 1982 – 1983гг. – 230 обучающихся

в 1985 – 1986гг. – 269 – это было самое

большое количество обучающихся.

На сегодняшний день в школе обучается 178 детей, из них 33 обучаются на дому.

Баязитов Аймет Павлович – был первым директором школы. Он заложил традиции, сплотил коллектив, добился того, что школа из барачного здания переехала в типовое здание.

За годы существования школы в ней сложились свои традиции, основанные на большой педагогической практике талантливых педагогов – энтузиастов своего дела.

Лидия Михайловна Баландина, Лена Минуллиновна Насибуллина, Валентина Степановна Антропова, Венера Муллаяновна Галеева – стояли у истоков данной школы.

Опыт старшего поколения учителей и воспитателей, совместно с новейшими методами и формами работы, позволяют в настоящее время вести работу на высоком профессиональном уровне. Главная цель – руководства школы – содействовать повышению квалификации каждого члена педагогического коллектива таким образом, чтобы новые приемы и методы обучения, лучший педагогический опыт учителей и воспитателей были достоянием каждого работающего. Это осуществляется с помощью продуманной системы непрерывной учебы педагогических кадров, позволяющий расширить общие сведения по психологии, педагогике, методике обучения и воспитания детей разных возрастных групп и получить необходимые знания.

Коллектив учителей и воспитателей школы творчески работающий, влюбленный в свою профессию.

Особая заслуга в этом принадлежит Князевой Светлане Фасиховне. Светлана Фасиховна работает директором школы с 1985 по 2009 года. Еще в 1974 году она приехала в эту школу молодым специалистом и прошла путь от учителя, завуча до директора.

Светлана Фасиховна владеет прекрасными организаторскими способностями, компетентна и, конечно, талантливый руководитель. Залог её успеха – глубокое, разностороннее знание психологии, педагогики, удивительная трудоспособность, высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям, и большая работа, которую директор проводит с учениками, педагогами, с родителями и обслуживающим персоналом.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» - этими словами Б. Пастернака можно определить жизненное кредо Светланы Фасиховны.

С нового учебного 2009 года директором назначена Хабибуллина Зифина Абсаховна.

Прямо у входа вашему взору открывается экспозиция «Краеведение». Здесь собраны материалы, посвященные нашему краю. На витрине вы видите рефераты, альбомы и книги о нашем крае. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашей Республики Башкортостан. Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, названный по имени коренного народа – башкир. Республика расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Код региона – 02.

23 марта 1919 г. была создана Башкирская Автономная Советская республика - первая национальная автономия в России. Республика образована 11 октября 1990 года, а с февраля 1992 г. было принято название Республика Башкортостан.
Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км или 0,8 % от общей площади страны. На севере Башкортостан граничит с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областями, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой.
Столица Башкортостана – город Уфа с населением 1 млн. 050 тысяч человек. В Башкортостане 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города – Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск. Климат республики континентальный с влажным, тёплым летом и умеренно суровой зимой. Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки. Республика Башкортостан - многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3% населения республики составляют русские, 29,8% - башкиры, 24,1% - татары. Коренное население республики - башкиры. В республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей.
Главой республики и ее высшим должностным лицом является Президент Республики Башкортостан. Высший законодательный и представительный орган - Государственное Собрание - Курултай. Высший орган исполнительной власти - Правительство Республики Башкортостан.

А теперь посмотрите направо. Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам, солдатским вдовам – участникам этой страшной войны. Это героические страницы нашей истории всегда чтили, и будут чтить. Перед вами стенд солдатским вдовам г.Нефтекамска.

Балакина Надежда Константиновна.Потеряла своего мужа в ноябре 1941г. 8 октября 1947 году пришло извещение № 1\ 1436, что муж уроженец д. Балакина Барахаевского района Аскинского района БАССР находясь на фронте пропал без вести.В военное время работала в колхозе «Вперед».

Сюткина Анастасия Ананьевна. Потеряла своего мужа 17 февраля 1942г. Она работала в колхозе в деревне Буйске Камбарского района. Работала в колхозе конюхом, косили сено, убирали хлеб.

Маннанова Нурикамал Хабибулловна. В 1942 году его отправили на фронт, где он воевал под Сталинградом и через месяц в апреле 1942 года пропал без вести. Семья получила извещение, что Мажит Маннанов пропал без вести только в 1944 году. В годы войны Нурикамал Хабибуловна работала в колхозе «Парижская Коммуна». Вся эта экспозиция словно проносит нас через десятилетия, в эпоху военного времени, заставляя нас задуматься, не оставляя нас равнодушными, не позволяя нам предавать забвению Великих подвигов наших дедов и прадедов.

А теперь перед вашим взорам – экспозиция «История города». Здесь собраны экспонаты, посвященные нашей «Малой Родине» - городу Нефтекамск. Вы на витрине видите рефераты, альбомы и книги о нашем городе. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашего города. 1 февраля 1963 года рабочий поселок Нефтекамск был преобразован в город республиканского подчинения. Но днем рождения является 3 марта 1963 года. Своим рождением Нефтекамск обязан открытию нового нефтяного месторождения, в районе старинного села Арлан Краснокамского района. Город четвертый по численности населения после города Уфы, Стерлитамака и Салавата. Нефтекамск – город многонациональный. Средний возраст жителей – 36 лет. В городе более 250 ветеранов участников Великой Отечественной войны. 30 жителей Нефтекамска имеют звание "Почетный гражданин города". Удачное географическое расположение Нефтекамска на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей – естественная возможность развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны. Нефтекамск рос и по численности, сегодня население города составляет около 130 тысяч человек. Национальный состав: башкиры, русские, татары, марийцы и др. Средний возраст населения 36 лет. В систему образования города входит 21 общеобразовательная школа, Башкирская гимназия, физико-математический лицей № 1, гимназия № 1, 30 дошкольных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования, 2 профессиональных лицея, 2 профтехучилища, нефтяной, педагогический и машиностроительный колледжи. Высшее образование представлено филиалом Башкирского государственного университета, Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета и специальностью 151001 "Технология машиностроения" в Нефтекамском Машиностроительном Колледже. Кроме того в городе присутствуют многочисленные филиалы факультетов вузов других городов. В городе работают: «Сбербанк», «ВТБ24», «Уралсиб», «Инвесткапиталбанк», «РБР», «Газпромбанк», «Русь-банк» и другие. Печатаются различные газеты и журналы: Нефтекамск-Business, «Красное знамя», «Контакт», «Весточка», «Деловая», «Метро 74», «Честь имею», журнал «В городе Н» и другие. Редакция республиканской марийской газеты «Чолман» находится в Нефтекамске. С 4 декабря 2004 года в городе работает корпункт республиканского телерадиовещания ООО «Телестудия БСТ-Нефтекамск». В 2007-м в городе появился собственный телеканал «Нефтекамск-ТВ».Хоккейный клуб «Торос», спортсмены играют в высшей и первой лиге российского хоккея. Действует ДЮСШ. В Нефтекамске более 30 тысяч жителей города постоянно занимаются в 150 спортивных сооружениях (38 спортзалах, 9 подростковых клубах, 4 детско-юношеских спортивных школах, центре детско-юношеского туризма и экскурсий, клубе «Венед», в 3 плавательных бассейнах, спортивном комплексе «Торос» со стадионом на 10000 зрителей и ледовым дворцом, «Доме физкультуры», на спортивных площадках). Ежегодно в городе проводятся свыше 240 городских и более 10 республиканских и всероссийских спортивно-массовых мероприятий. Известная за пределами республики хоккейная команда «Торос» результативно играет в первенстве страны. В 2006 году женская волейбольная команда «Олимп» заняла 2 место в финале Первенства России, представляя сборную Республики Башкортостан. В городе культивируются 49 видов спорта. Наравне с традиционными видами развитие получили велогонки, мотоспорт, автогонки, туризм, кикбоксинг, горнолыжный, пожарно-прикладной, конный и многие другие виды спорта . На протяжении многих лет остается культурным центром северо-западного Башкортостана. Здесь работают 152 творческих коллектива. 26 из них присвоены звания Образцовый и Народный. В ежегодной программе городских культурно-массовых мероприятий есть множество фестивалей и конкурсов, в том числе Международный фестиваль национальных культур "Бердемлек – Содружество", Международный фестиваль-конкурс башкирской и татарской песни "Дуслык-моно", Дни национальных культур, Праздники родословной (Шежере), Республиканский конкурс исполнителей романса "Романсиада" и другие. К числу городских достопримечательностей относится Нефтекамский историко-краеведческий музей.

Заключение

Наша экскурсия подошла к концу. Только, что вы еще раз самостоятельно осмотрели богатство нашего школьного музея. Хочется заметить, что все экспозиции нашего музея постоянно пополняются, музей растет. Возможно, в будущем музей будет рассказывать восторженным посетителям о ваших успехах, о вас, ваших близких и друзьях. Для этого призываю вас вносить свой вклад в пополнение нашего музея, приносить старые предметы, вещи, которые, возможно вам и не пригодятся, а здесь займут достойное место и будут играть роль свидетелей прошлого…Прошлого нашей школы, нашего края, нашей «малой родины».

А из этого слагается история нашей Республики, нашего Отечества, всего мира. Когда вы станете взрослыми, не забывайте школу, наш музей, приходите сюда, сообщайте о себе, своих успехах. Возможно, что сведения о вас стану интересными и полезными для будущих поколений учащихся.

Закончить нашу экскурсию позвольте строчками из поэмы белорусского пота Петруся Бровки:

«Показать музей не стыдно,

Все тут собрано у нас.

Чем когда – то жили, видно,

Видно, чем живем сейчас».

А теперь всего доброго. Приглашаем посетить наш музей еще раз, пригласить с собой ваших братишек, пап, мам, друзей, знакомых.

После этого экскурсанты, под руководством экскурсовода, организованно выходят из музея и актового зала.

Список использованной литературы

1.Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей. Под ред. Н.С.Борисова. г.Москва, «Просвещение»,1982г.

2.М.П.Новиков, М.С.Зеликман, А.Н.Яшина. Нефть на Каме. Москва, «Недра»,1988г.

3.История отечества. Справочник школьника.Москва,1996г.

Цель:
ознакомление обучающихся с историей родного края;
стремление хранить и приумножать историю села.

Задачи:
дать знания о том, что историко-краеведческий музей – это подлинный памятник, духовная культура нашего села;
расширить и углубить знания учеников об истории родного села;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Встреча с экскурсоводом
1 ученик:
Холмы, перелески,
Луга и поля -

Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Хотелось бы начать нашу экскурсию с истории нашего родного села. Село Петровское основано в 1930 году, названо по фамилии жившего здесь помещика Петрова. Сейчас на территории сельского совета находиться несколько сел: Петровское, Подгорное, Зерновое и Родниковое.


2 ученик: История нашего села тесно связана с переселением греков из Крыма в Приазовье, и их традиции и культура не могли не повлиять на культуру и быт коренного населения. На этом столе вы можете увидеть рецепты национальной кухни греков, узнать немного интересных фактов о греках. Также перед вами стоят макеты старинных поселений греков.


3 ученик: В конце 20х годов 20-того века начинается непосредственно история нашего села. В апреле 1927 года несколько семей греков из села Раздольное переехали на жительство в одну из бригад колхоза «Сталино – Раздольное». Колхоз построил им дома, и они основали село Подгорное. В бригаде сеяли зерновые культуры и выращивали овощи. Но мирный труд был прерван войной. Оккупация хутора Сталинский началась в октябре 1941 года, фашисты создали новый орган управления.


4 ученик: В сентябре 1943 года в хуторе шли ожесточённые бои. Жители села укрывались на разъезде Войково. 9 сентября село было освобождено Третей Гвардейской стрелковой дивизией, в составе которой находились стрелковая рота, 511-тый огнеметно танковый батальон, разведчики, саперы и противотанковая батарея. При освобождении погибло 220 человек, село было полностью сожжено. Наши односельчане сражались на разных фронтах, они освобождали Киев, Москву, Севастополь, Вену, Будапешт и другие города Европы.


5 ученик: После окончания войны началось восстановление хозяйства. Возникла необходимость в перерабатывание сельскохозяйственной продукции, и был построен консервный завод. Также строились новые мастерские, гараж, столовая для рабочих, жилые дома, а в 1975 году была построена Петровская школа. На этом стенде вы можете увидеть фотографии первых учителей Петровской школы.


6 ученик: Создание нашего музея началось в 1998 году, когда ученики и учителя нашей школы начали собирать предметы народной культуры и быта украинцев и греков. В 2001 году музей получил статус «Музей украинского быта». Здесь вы можете увидеть фрагмент интерьера украинского дома. В углу – иконы, украшенные рушниками. Центральное место в доме занимает отбеленная и расписанная печь. Рядом с печью – кровать, а возле кровати – колыбель, которая была атрибутом каждого дома.

Вышивала, мне мама рушник,
Белоснежный, на счастье был вытканный
Вышивала в погожие дни
Разноцветными тонкими нитками.

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей Алексеевской школы! Перед тем как начать экскурсию, скажите, пожалуйста, был ли кто из вас в музее?

А что означает слово «музей»?

Музей (от греч, - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников и культуры.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Как надо вести себя в музее?

В музее надо вести себя надо тихо, нельзя ничего трогать руками без разрешения экскурсоводов.

Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводам.

1 . Здравствуйте, уважаемые гости нашего музея! Сегодня мы приглашаем вас совершить экскурсию по нашему краеведческому музею. Наш музей занимает очень маленькое помещение, но в нем хранится более 2000 экспонатов. Некоторые экспонаты представлены в экспозициях. В нашем краеведческом музее представлены несколько основных экспозиций «История», «»Культура», «Образование», «Природа», «Нумизматика».

Начнем наше увлекательное путешествие с исторического отдела. Просим Вас подойти поближе к исторической карте нашего села.

2. Более 300 лет тому назад место, где расположено село Алексеевка, было глухое и болотистое, окруженное лесом. Эти края издавна славились чистыми родниками, богатой дичью, плодородными почвами, тем самым привлекая переселенцев из центральных районов России.

Вдоль реки северо-западной части в 1701 году основал поселение Дорофей, а в центральной части Алексей – беглые солдаты Петра Первого. Они скрывались в наших лесах от тяжелой и продолжительной службы. Их имена до сих пор сохранились в названиях частей села – Алексеевка и Дорофеевка.

Богатства нашего края стали привлекать сюда крестьян, скрывавшихся от крепостного гнета. Так часть территории заселили крепостные крестьяне, бежавшие от хозяина – крепостника Чудова монастыря – эта часть до сих пор называется Монастырщина.

3 . Все поселения – Дорофеевка, Алексеевка, Солдатчина, Монастырщина, Ховрищина, Неелова, Дьядковка, Ямочка, Песчанка по началу были разобщены и только гораздо позже соединились в одно село. И по большей части стало называться Алексеевкой. Или по одной из версий имя селу было дано в честь отца Петра Первого – Алексея Михайловича.

Но не только крестьяне заселяли наши земли, сюда тянулись и помещики. Они получали лучшие земли и закрепощали крестьян. Части села - Ховрищина, Нееловая - носят названия от фамилии помещиков. Все они отличались жестокостью по отношению к крепостным. Барин Неелов выменивал крестьян на собак.

1. Самым богатым был князь Львов, его замок «Орлиное гнездо» возвышался в западной части села. Князь владел большой частью земли и лесом. Жителям запрещалось ходить в лес за грибами и ягодами. А тех, кто не слушался, травили собаками. В последствии замок Львова разгромили крестьяне. Сейчас это место носит название «графские развалины», где сохранилось основание здания.

До революции землей владели помещики и кулаки. Малоземелье вынуждало крестьян прибегать к подсобным промыслам. С давних времен в Алексеевке было развито сапожное ремесло.

2. А сейчас мы с вами посмотрим - как же жили крестьяне нашего села. В крестьянской избе было много домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Обратите внимание на экспозицию! (кринки, корчаги и др.) В быту использовали кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А это самовар! Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

3. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься у крестьян было специальное приспособление - ухват.

Сейчас у каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .

1. А это прялка , на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием . Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какие красивые изделия ручной работы, сейчас такие не купишь в магазине. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки), короба, головные уборы.

2. Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

3. Сейчас Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам - участникам войны, труженикам тыла, детям войны. Это героические страницы нашей истории, которые мы всегда чтили, и будем чтить. Здесь вы видите предметы военных лет: полевой бинокль, каску, солдатскую шинель и многое другое. Здесь же представлены альбомы, посвященные Великой Отечественной войне.

В экспозиции « Культура» представлены фото – и видеоаппаратура прошлых лет, граммофон, литература соответствующей тематики.

1. В « Образовании» мы можем увидеть школьные принадлежности советского периода, а также фотоальбомы, посвященные истории нашей школы.

Следующий отдел «Природа» знакомит нас с богатством нашего края.

«Нумизматика».

Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея, школы. Многие люди, жители нашего села, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сейчас наше село славится своими достопримечательностями:

1.Дом-музей пограничников, который не имеет аналогов в области!

2.Свято-Сергиевский женский монастырь, который своим великолепием поражает каждого!

3.Серебряный родник, знаменитый своей чистейшей водой!

Добро пожаловать на алексеевскую землю!

Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.




Top