Самарская народная вышивка 19 век. Творческий проект

ГБ(С)КОУ школа-интернат № 71 г.о. Самара
Творческий проект.
Народный костюм Самарской губернии.
Выполнили: ученики 12 «А» класса.
Руководитель проекта:
Учитель Корчагина Е. В.
г. Самара.
2015 г.
СЛАЙД 1(Творческий проект)
СЛАЙД 2 (Выбор темы проекта)
Народный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно развитие любого вида и жанра современного искусства.
Актуальность проблемы
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
СЛАЙД 3(Обоснование возникшей проблемы)
Русская народная одежда отличалась большим разнообразием. А как же выглядел национальный костюм нашей, Самарской губернии, чем он был схож с костюмами других губерний и какие имел свои этнические особенности? Желание выяснить этот вопрос и привело нас к проблеме.
СЛАЙД 4(Цель)
Цель: изучить историю женского русского народного костюма, на основании теоретического материала и исследовательской деятельности определить каким был женский русский народный костюм Самарского края.
СЛАЙД 5(Задачи)
Задачи:
Теоретически рассмотреть историю возникновения женского русского народного костюма;
сопоставить материал о региональных особенностях женского русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;
способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;
воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа.
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Он представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически.
СЛАЙД 6(Народный костюм)

Народный костюм - это еще и традиционный комплект одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, фактуры и колорита ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.Сведения об одежде русских, населяющим Самарскую область, сохранились куда более скудные, чем по другим народам. Этнографическим экспедициям, организованным в последние несколько лет, удавалось зафиксировать устные свидетельства старожилов, так как в годы Великой Отечественной войны практически все крестьянские сундуки опустошались (все продавалось или обменивалось на продукты). Поэтому реконструируемый русский костюм описан со слов информаторов, по их отдельным высказываниям и описаниям. Правда, сохранились некоторые архивные и другие данные, позволяющие составить конкретное представление о том, во что одевались русские крестьяне, а также городские жители Самарской губернии в прошлом столетии.
Самарская губерния – многонациональный край. Здесь проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы, казахи, немцы, калмыки, башкиры, евреи - всего 135 национальностей!
Слайд 7(Русские девушки)

Слайд (Мордва)

Слайд 9(Чуваши)

Слайд 10 (Башкирские женщины)

Слайд 11(Татары)

Слайд 12(Украинские женщины)

Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования – все это нашло отражение в народном костюме.
Слайд 13(Русский народный костюм)

Слайд 14(Казачий народный костюм)

Слайд 15(Татарский народный костюм)

Слайд 16(Мордовский народный костюм)

Слайд 17(Чувашский народный костюм)

Слайд 18(Марийский народный костюм)

Слайд 19(Украинский народный костюм)

Русский костюм Самарской губернии своеобразен. Конечно, в разных уголках губернии костюмы отличались своими украшениями и мелкими элементами. Костюм, который изготовили мы, скорее, собирательный образ. Мы соединили воедино наиболее типичные детали костюмов многонациональной губернии. И вот что у нас получилось.
Основой женского костюма Самарской губернии была длинная рубаха.
Слайд 20(Рубаха)

Обычно женская рубаха не имела украшений. Лишь в южных районах Самарской губернии, где русские живут по соседству с украинцами, рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи - горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета.
Концы рукавов оставляли свободными или собирали в сборки. Иногда рукава обшивали кружевами, расшивали вышивкой - гладью или крестом, как правило, двух цветов, красным и черным.
СЛАЙД 21(Вышивка)

Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.
Несмотря на то, что рубахи отличались по своему крою, внешне они были похожи друг на друга. Вокруг шейного выреза делалось большое количество бориков. Рукава шили широкими, пышными.
Все типы рубах имели ворот в виде узкой полоски ткани - "обшивки"; края иногда покрывались вышитым рисунком или тесьмой красного цвета.
Выделялись следующие типы рубах:СЛАЙД 22(Типы рубах)
1. Рубаха с поликами - небольшими прямоугольными плечевыми вставками. 2. Рубаха с "ложными поликами". Плечевые вставки и рукав выкраивались вместе. 3. Бесполиковая рубаха
СЛАЙД 23(Рубаха с поликами)

СЛАЙД 24(Бесполиковая рубаха)
Рубахи подпоясывали. Из украшений одежды следует отметить пояса - "опояски".
СЛАЙД 25 (Пояса)

В южных уездах губернии женщины к поясу пришивали "лакомки", "карманы" - небольшие мешочки, вышитые ярким разноцветным рисунком.
СЛАЙД 26 (Карманы-лакомки)

Они служили не только украшением, но имели практическое значение. В них обычно держали иголку с ниткой, деньги, а иногда, при уходе на работу в поле - небольшой завтрак.
Одну рубаху, как правило, никогда не носили ни дома, ни тем более на улице. На нее надевали сарафан, а позднее - юбку. Праздничный сарафан отделывали лентами, кружевом и бисером.
Сарафаны раньше обязательно носили с поясами. В середине XIX века на большей части территории Самарской губернии в основном бытовал косоклинный сарафан.
СЛАЙД 27 (Косоклинный сарафан)

Позднее стали шить сарафаны с «перекладинкой» и прямые на лямках.
СЛАЙД 28 (Сарафан с перекладинкой)

Низ юбки обычно украшался какими-нибудь декоративными деталями: воланами -"уборочками", нашивными лентами или полосками ткани каких-нибудь контрастных цветов.
СЛАЙД 29 (Юбка)

На сарафан, как правило, надевали фартук (запон), который подвязывался под мышками или на талии и спускался ниже колен. Запоны шили из холста, ситца и коленкора, а богатые - из шелка разнообразных расцветок. В южных районах Самарской губернии широко бытовал другой вид запона - "с грудинкой".
СЛАЙД 30 (Запон)

Другим южнорусским заимствованием можно считать ношение поневы в некоторых местах нашего края, (Понева - это набедренная одежда, сшитая из трех прямых продольных полотнищ шерстяной домотканины, одна из древнейших одежд восточных славян). Ее надевали поверх рубахи и укрепляли на поясе плетеным шнуром. По своему крою поневы делились на распашные и глухие.
СЛАЙД 31 (Понева)

Таким образом, женский русский народный костюм Самарской губернии включает в себя и сарафановый комплекс, на что повлияли переселенцы с северных губерний, и поневный комплекс, где прослеживается влияние переселенцев южных губерний России.
В Самарской губернии женщины на работу надевали рубаху и юбку, а при выходе из дома – сарафан. Также юбки женщины надевали и под сарафан, для того чтобы «толще казаться».
С конца 19-го века начинают появляться различные переходные формы от сарафана к платью и юбке, жакеты городского, мещанского покроя; стали входить в быт нижние рубашки, сшитые без рукавов, с большим шейным вырезом и с широкими проймами.
СЛАЙД 32 (Верхняя одежда)

Верхняя одежда состояла из различных "круток" (курток), кафтанов, шуб, тулупов. Покроены они были в талию, со сборками сзади, хотя широко бытовала и одежда прямого, халатообразного покроя, которую надевали в прошлом веке при выходе из дома, при работе на усадьбе, зимой, в дождливую погоду и т.д.
В качестве шейных украшений использовались различные бусы, ожерелья, монеты, кружева; причем девушки носили их значительно в большем количестве и более яркие по окраске. Бусы были дутые, стеклянные, а также - янтарные, надевавшиеся в несколько рядов – «жерелки». На руках носили кольца и перстни.
СЛАЙД 33 (Украшения)

Головные уборы у русских Самарской губернии были разнообразными по форме, но все они сводились к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Наиболее широко был распространен кокошник с закругленным верхом, имеющий вид полумесяца. Это был праздничный головной убор. Во все остальные дни на голове носилась "ширипка", (Ширипка - полоса красного холста, завязывавшаяся вокруг головы) с вышитыми на концах рисунками, изображающих различных животных и птиц.
СЛАЙД 34(Головные уборы)

Непокрытые же волосы считались показателем девственности, поэтому девушки волосы не прятали. В южных уездах губернии в праздники девушки надевали на головы венки из полевых цветов, а сзади к ним прикрепляли ленты, которые свободно ниспадали по спине. Замужние женщины носили волосники (повойник, кичка, чехол)
Вместе с тем, в это время в быт широко входят платки и шали.
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. Несмотря на весьма сильное проникновение в деревню в конце XIX и начале ХХ вв. валяной и кожаной обуви, основная масса крестьянства продолжала носить плетеную обувь – лапти, лишь мечтая о приобретении кожаных сапог или ботинок.
Таким образом, прообраз костюма, который мог бытовать в регионе в первой половине XIX столетия, вобрал в себя национальные и бытовые особенности народов, проживающих на территории губернии.
СЛАЙД 35
СЛАЙД 36, 37 (Варианты костюмов)

В итоге наряд сложился из длиннополой рубахи с чередующимися белыми и красными вставками, украшенными вышивкой с геометрическим узором; из клетчатой пёстротканой юбки-панёвы, символизирующей распаханное поле и земледельческие традиции. К слову, коричневато-бардовые поневы часто встречались в самарской губернии, так как местные сельчане нередко красили ткань с помощью коры дуба, которая дает характерный цвет. Популярность такого способа окраса одежды объяснялась тем, что в то время на территории региона дубовые рощи имелись в избытке. Юбка сшита с характерной черной вставкой, имитирующей передник. Костюм дополняет пояс-кушак с концами одинаковой длины, символизирующими семейное равноправие. На голове – платок, повязанный назад, как у татарок и мордовок. СЛАЙД 37 (Наша модель)

Заключение
СЛАЙД 38 (Народные костюмы)

Народный костюм, его колорит, удивительные отделки, вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться этим произведением искусства. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народных песен и танцах.
Изучение истории народного костюма позволяет познать тесную связь времени и общества, приобщить наше новое поколение к исторической памяти народа, привить уважительное отношение к родной земле, к народным традициям, обычаям, искусству.

Литература.
1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
2. Ведерникова Т.И. Статья «Одежда русских Самарской губернии».
3. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.
4. Моисеенко Е.Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания.
6. Преображенский Л.А. История раскрывает тайны. М.,1991 г.
7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
8. Шпикалова Т.Я В мире народного творчества М.,1998 г.
9. Ж-л «Народное творчество» № 6 - 1990 г., № 1 -2006 г.10.Бородина, Н. В. Народный костюм Самарского края / Н. В. Бородина, Т. И. Ведерникова; рук. и гл. ред. Т. И. Ведерникова; фото: С. А. Осьмачкина, Н. В. Бородина.- Самара: Издат. дом «Агни», 2007.- 236 с.
11.Этносы Самарского края: ист.-этногр. очерки / Администрация Самар. обл.; рук. проекта: Н. П. Осипова, М. Г. Федоров; редкол.: Т. И. Ведерникова [и др.].- Самара: Администрация Самар. обл., 2003.- 288 с.
12. Ведерникова, Т. И. Русские Самарского края: история и традиционная культура / Т. И. 13.Ведерникова, Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т. И. 14.Галыгина, Г. В. История костюма по материалам фонда общества истории, археологии и этнографии / Г. В. Галыгина // Самарская область. Этнос и культура.- 2002.- N 3.- С.21–29.
СЛАЙД 39 (Спасибо за внимание)

Этнографические куклы

С начала основания народной самодеятельной студии "Хилковские самоцветы", уже больше десяти лет, мастерица Наталья Литвинова вместе с детьми воплощает в изобразительном искусстве этническую "географию". С ее легкой руки первой появилась коллекция кукол в народных костюмах уроженок российских губерний. Вскоре к ним присоединились барышни самарского края – представительницы России, Армении, Чувашии, Татарстана, Мордовии в рамках студийного проекта "Национальности Хилково". Все они представали перед публикой межрегиональных и международных фестивалей в костюмах, сшитых рукодельницей по "историческим" образцам XIX века. Подлинные эскизы и конструкции моделей, включая орнаменты и детали костюмов, она находила в самарском областном историко-краеведческом музее имени Алабина, в фондах которого накоплен богатейший этнографический материал. Будучи профессиональным модельером-конструктором, все свое мастерство и виртуозное владение несколькими видами декоративно-прикладного творчества, в том числе вышивкой, бисероткачеством и вязанием, Наталья вложила в создание этнографических кукол, которые снискали славу в стране и за рубежом.
"Кукол в народных костюмах Орловской, Курской и Тамбовской губерний мы впервые показали в 2004 году на международном фестивале художественного творчества "Мир вокруг нас" в Сызрани и оказались лидерами смотра, - рассказала Наталья, - Позже по заказу Московской епархии были созданы шесть кукол в костюмах губерний, соседствующих с Подмосковьем. Появилась и кукла – уроженка Московской губернии. Эти воссозданные по этнографическим материалам народные костюмы представляли собой не сарафанный, а более старинный – понёвный комплекс, в который входили вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник ("запан"). Со временем коллекция этнографических кукол разрослась до 15-ти. Мы воссоздали женские народные костюмы Тверской, Пензенской, Рязанской и других губерний. Возможность вести изыскательскую и творческую работу давали гранты, завоеванные на региональных профильных конкурсах".
Спустя некоторое время эти куклы "разбрелись" по всей России, многие пополнили частные иностранные коллекции. Однако автору не давал покоя вопрос, который ей часто задавали ценители ее творений: почему в этой коллекции нет народного костюма Самарской губернии. Риторическим это вопрошание не осталось. В поисках ответа мастерица обратилась к самарским этнографам. После общения с экспертами и исследования научной литературы она решила собрать воедино детали костюмов многонациональной губернии.

На стыке Европы и Азии

Руководством в ее "пошивочной" научной работе по созданию единого образа местного костюма позапрошлого столетия, что, к слову, до нее никто не пытался сделать, стала книга "Народный костюм Самарского края" кандидата исторических наук, профессора СГАКИ Тамары Ведерниковой - специалиста по вопросам формирования этнически смешанного населения региона по этнографическим и историческим источникам. Издание посвящено костюму народов Самарского края: русских (в том числе казаков), татар, чувашей, мордвы, украинцев, марийцев и прослеживает развитие традиционного костюма, начиная с XIX века. Кроме этого, немаловажным источником информации стал сборник "Этносы Самарского края: историко-этнографические очерки".
"Поскольку губерния была значительно моложе других территорий России, ее народный костюм попросту не успел сформироваться, - объяснила Наталья Литвинова, - Утверждению этнического единообразия мешало и то, что земли среднего Поволжья занимали срединную позицию, являясь своего рода "проходным" двором. Географическое положение на стыке Европы и Азии предопределило их многонациональный облик. С древнейших времен Среднее Поволжье являлось пограничьем различных по происхождению этнических групп. Рядом селились русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи – всего 135 национальностей! Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования – все это нашло отражение в народном костюме".
Помимо национальной пестроты сложности в работе добавлял и чрезвычайный дефицит подлинных свидетельств. Дело в том, что из-за страшного голода в Поволжье, случившимся в начале XX века, большая часть одежды была продана и поменяна на продукты, поэтому в домах губернии сохранилось немного вещей того времени. По словам Натальи Литвиновой, нашлись единичные фрагменты, например, юбка XIX века жительницы Кинельского района губернии, юбка и кофта нефтегорской женщины, пестравский сарафан. Кроме этого, обнаружился старинный мордовский костюм представительницы Ставропольского уезда, который в XIX веке находился на территории Красноярского района. Что касается более позднего, панёвного комплекса, то основными источниками тут послужили сохранившиеся записи, содержащие рассказы и воспоминания жителей губернии по поводу своей одежды и традиционных нарядов их предшественников.
"Мозаичный" наряд
Не взирая на немногочисленные вещественные материалы, Наталья Литвинова создала наряд самарской барышни по крупицам, как мозаику. Прообраз костюма, который мог бытовать в регионе в первой половине XIX столетия, за полвека до появления, так называемой "фабричной" двойки, вобрал в себя национальные и бытовые особенности народов проживающих на территории губернии. В итоге кукольный наряд сложился из длиннополой рубахи с чередующимися белыми и красными вставками, украшенными вышивкой с геометрическим узором, свойственным женскому наряду Пензенского уезда; из клетчатой пёстротканой юбки-панёвы, символизирующей распаханное поле и земледельческие традиции. К слову, коричневато-бардовые поневы часто встречались в самарской губернии, так как местные сельчане нередко красили ткань с помощью коры дуба, которая дает характерный цвет. Популярность такого способа окраса одежды объяснялась тем, что в то время на территории региона дубовые рощи имелись в избытке. Юбка сшита с характерной черной вставкой, имитирующей передник. Костюм дополняет пояс-кушак с концами одинаковой длины, символизирующими семейное равноправие. На голове куклы – платок, повязанный назад, как у татарок и мордовок. Налобная повязка – один из главных элементов головного убора, украшена бисером. Украшения - серебряной и медной ковки с цветными камнями: дутые стеклянные бусы, так как в Самаре не было жемчуга и янтаря. Этот народный костюм Самарской губернии, представляющий собой авторскую версию, созданную по мотивам исторического костюма, был одобрен экспертной комиссией в 2007 году. Потом началось его создание в натуральный рост.
"К этой работе я подошла еще более детально с соблюдением исторической достоверности, на что ушло несколько лет, - поделилась Наталья, - Например, рубаху скроила с косыми "поликами", сохранив историческую конструкцию, когда в прорез белого полотна вставляется кусок красной ткани. Изменился и платок: он стал шелковым с розами и бахромой. Юбку дополнил карман-лакомка, заимствованный из мордовского костюма. Карман отделан вязаным кружевом ручной работы, которое было в большом почете у женщин губернии. Вместо бус появился гайтан - нагрудное украшение из бисера, которое в старину в Самаре именно ткали, а не плели". Благодаря мастерице наша губерния, спустя много лет, обрела, наконец, свой собственный народный костюм, который вызвал огромный интерес ее коллег из других городов страны. Сейчас она продолжает работу, чтобы на свет появился еще один, более историчный, вариант костюма.

Студия "Хилковские самоцветы" Красноярского района губернии - один из четырех народных коллективов области, занимающихся прикладным творчеством. Основателем и бессменным руководителем мастерской уже более десяти лет является модельер-конструктор Наталья Литвинова. Она и ее воспитанники в копилке своих многочисленных наград имеют дипломы престижных российских и международных конкурсов. Среди основных студийных занятий - создание сувенирной куклы в одежде представительниц Самарской области разных национальностей, бисерное ткачество, вышивка владимирской гладью, ткачество лентами, создание ленточных панно и костюмов из конфетных фантиков.

ГБ(С)КОУ школа-интернат № 71 г.о. Самара

Творческий проект.

Народный костюм Самарской губернии.

Выполнили: ученики 12 «А» класса.

Руководитель проекта:

Учитель Корчагина Е. В.

г. Самара.

2015 г.

СЛАЙД 1(Творческий проект)

СЛАЙД 2 ( Выбор темы проекта)

Народный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно развитие любого вида и жанра современного искусства.

Актуальность проблемы

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

СЛАЙД 3(Обоснование возникшей проблемы)

Русская народная одежда отличалась большим разнообразием. А как же выглядел национальный костюм нашей, Самарской губернии, чем он был схож с костюмами других губерний и какие имел свои этнические особенности? Желание выяснить этот вопрос и привело нас к проблеме.

СЛАЙД 4(Цель)

Цель: изучить историю женского русского народного костюма, на основании теоретического материала и исследовательской деятельности определить каким был женский русский народный костюм Самарского края.

СЛАЙД 5(Задачи)

Задачи:

    Теоретически рассмотреть историю возникновения женского русского народного костюма;

    сопоставить материал о региональных особенностях женского русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;

    способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

    воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа.

Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Он представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически.


СЛАЙД 6(Народный костюм)

Народный костюм - это еще и традиционный комплект одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, фактуры и колорита ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Сведения об одежде русских, населяющим Самарскую область, сохранились куда более скудные, чем по другим народам. Этнографическим экспедициям, организованным в последние несколько лет, удавалось зафиксировать устные свидетельства старожилов, так как в годы Великой Отечественной войны практически все крестьянские сундуки опустошались (все продавалось или обменивалось на продукты). Поэтому реконструируемый русский костюм описан со слов информаторов, по их отдельным высказываниям и описаниям.

Правда, сохранились некоторые архивные и другие данные, позволяющие составить конкретное представление о том, во что одевались русские крестьяне, а также городские жители Самарской губернии в прошлом столетии.

Самарская губерния – многонациональный край. Здесь проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы, казахи, немцы, калмыки, башкиры, евреи - всего 135 национальностей!

Слайд 7(Русские девушки)

Слайд (Мордва)

Слайд 9(Чуваши)

Слайд 10 (Башкирские женщины)

Слайд 11(Татары)

Слайд 12(Украинские женщины)

Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования – все это нашло отражение в народном костюме.

Слайд 13(Русский народный костюм)

Слайд 14(Казачий народный костюм)

Слайд 15(Татарский народный костюм)

Слайд 16(Мордовский народный костюм)

Слайд 17(Чувашский народный костюм)

Слайд 18(Марийский народный костюм)

Слайд 19(Украинский народный костюм)

Русский костюм Самарской губернии своеобразен. Конечно, в разных уголках губернии костюмы отличались своими украшениями и мелкими элементами. Костюм, который изготовили мы, скорее, собирательный образ. Мы соединили воедино наиболее типичные детали костюмов многонациональной губернии. И вот что у нас получилось.

Основой женского костюма Самарской губернии была длинная рубаха.

Слайд 20(Рубаха)

Обычно женская рубаха не имела украшений. Лишь в южных районах Самарской губернии, где русские живут по соседству с украинцами, рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи - горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета.

Концы рукавов оставляли свободными или собирали в сборки. Иногда рукава обшивали кружевами, расшивали вышивкой - гладью или крестом, как правило, двух цветов, красным и черным.

СЛАЙД 21(Вышивка)

Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

Несмотря на то, что рубахи отличались по своему крою, внешне они были похожи друг на друга. Вокруг шейного выреза делалось большое количество бориков. Рукава шили широкими, пышными.

Все типы рубах имели ворот в виде узкой полоски ткани - "обшивки"; края иногда покрывались вышитым рисунком или тесьмой красного цвета.

Выделялись следующие типы рубах:
СЛАЙД 22(Типы рубах)


1. Рубаха с поликами - небольшими прямоугольными плечевыми вставками. 2. Рубаха с "ложными поликами". Плечевые вставки и рукав выкраивались вместе. 3. Бесполиковая рубаха

СЛАЙД 23(Рубаха с поликами)

СЛАЙД 24(Бесполиковая рубаха)

Рубахи подпоясывали. Из украшений одежды следует отметить пояса - "опояски".

СЛАЙД 25 (Пояса)

В южных уездах губернии женщины к поясу пришивали "лакомки", "карманы" - небольшие мешочки, вышитые ярким разноцветным рисунком.

СЛАЙД 26 (Карманы-лакомки)

Они служили не только украшением, но имели практическое значение. В них обычно держали иголку с ниткой, деньги, а иногда, при уходе на работу в поле - небольшой завтрак.

Одну рубаху, как правило, никогда не носили ни дома, ни тем более на улице. На нее надевали сарафан, а позднее - юбку. Праздничный сарафан отделывали лентами, кружевом и бисером.

Сарафаны раньше обязательно носили с поясами. В середине XIX века на большей части территории Самарской губернии в основном бытовал косоклинный сарафан.

СЛАЙД 27 (Косоклинный сарафан)

Позднее стали шить сарафаны с «перекладинкой» и прямые на лямках.

СЛАЙД 28 (Сарафан с перекладинкой)

Низ юбки обычно украшался какими-нибудь декоративными деталями: воланами -"уборочками", нашивными лентами или полосками ткани каких-нибудь контрастных цветов.

СЛАЙД 29 (Юбка)

На сарафан, как правило, надевали фартук (запон), который подвязывался под мышками или на талии и спускался ниже колен. Запоны шили из холста, ситца и коленкора, а богатые - из шелка разнообразных расцветок. В южных районах Самарской губернии широко бытовал другой вид запона - "с грудинкой".

СЛАЙД 30 (Запон)

Другим южнорусским заимствованием можно считать ношение поневы в некоторых местах нашего края, (Понева - это набедренная одежда, сшитая из трех прямых продольных полотнищ шерстяной домотканины, одна из древнейших одежд восточных славян). Ее надевали поверх рубахи и укрепляли на поясе плетеным шнуром. По своему крою поневы делились на распашные и глухие.

СЛАЙД 31 (Понева)

Таким образом, женский русский народный костюм Самарской губернии включает в себя и сарафановый комплекс, на что повлияли переселенцы с северных губерний, и поневный комплекс, где прослеживается влияние переселенцев южных губерний России.

В Самарской губернии женщины на работу надевали рубаху и юбку, а при выходе из дома – сарафан. Также юбки женщины надевали и под сарафан, для того чтобы «толще казаться».

С конца 19-го века начинают появляться различные переходные формы от сарафана к платью и юбке, жакеты городского, мещанского покроя; стали входить в быт нижние рубашки, сшитые без рукавов, с большим шейным вырезом и с широкими проймами.

СЛАЙД 32 (Верхняя одежда)

Верхняя одежда состояла из различных "круток" (курток), кафтанов, шуб, тулупов. Покроены они были в талию, со сборками сзади, хотя широко бытовала и одежда прямого, халатообразного покроя, которую надевали в прошлом веке при выходе из дома, при работе на усадьбе, зимой, в дождливую погоду и т.д.

В качестве шейных украшений использовались различные бусы, ожерелья, монеты, кружева; причем девушки носили их значительно в большем количестве и более яркие по окраске. Бусы были дутые, стеклянные, а также - янтарные, надевавшиеся в несколько рядов – «жерелки». На руках носили кольца и перстни.

СЛАЙД 33 (Украшения)

Головные уборы у русских Самарской губернии были разнообразными по форме, но все они сводились к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Наиболее широко был распространен кокошник с закругленным верхом, имеющий вид полумесяца. Это был праздничный головной убор. Во все остальные дни на голове носилась "ширипка", (Ширипка - полоса красного холста, завязывавшаяся вокруг головы) с вышитыми на концах рисунками, изображающих различных животных и птиц.

СЛАЙД 34(Головные уборы)

Непокрытые же волосы считались показателем девственности, поэтому девушки волосы не прятали. В южных уездах губернии в праздники девушки надевали на головы венки из полевых цветов, а сзади к ним прикрепляли ленты, которые свободно ниспадали по спине. Замужние женщины носили волосники (повойник, кичка, чехол)

Вместе с тем, в это время в быт широко входят платки и шали.

Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. Н есмотря на весьма сильное проникновение в деревню в конце XIX и начале ХХ вв. валяной и кожаной обуви, основная масса крестьянства продолжала носить плетеную обувь – лапти, лишь мечтая о приобретении кожаных сапог или ботинок.

Таким образом, прообраз костюма, который мог бытовать в регионе в первой половине XIX столетия, вобрал в себя национальные и бытовые особенности народов, проживающих на территории губернии.

СЛАЙД 35

СЛАЙД 36, 37 (Варианты костюмов)

В итоге наряд сложился из длиннополой рубахи с чередующимися белыми и красными вставками, украшенными вышивкой с геометрическим узором; из клетчатой пёстротканой юбки-панёвы, символизирующей распаханное поле и земледельческие традиции. К слову, коричневато-бардовые поневы часто встречались в самарской губернии, так как местные сельчане нередко красили ткань с помощью коры дуба, которая дает характерный цвет. Популярность такого способа окраса одежды объяснялась тем, что в то время на территории региона дубовые рощи имелись в избытке. Юбка сшита с характерной черной вставкой, имитирующей передник. Костюм дополняет пояс-кушак с концами одинаковой длины, символизирующими семейное равноправие. На голове – платок, повязанный назад, как у татарок и мордовок.

СЛАЙД 37 (Наша модель)


Заключение

СЛАЙД 38 (Народные костюмы)

Народный костюм, его колорит, удивительные отделки, вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться этим произведением искусства. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народных песен и танцах.

Изучение истории народного костюма позволяет познать тесную связь времени и общества, приобщить наше новое поколение к исторической памяти народа, привить уважительное отношение к родной земле, к народным традициям, обычаям, искусству.

Литература.

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

2. Ведерникова Т.И. Статья «Одежда русских Самарской губернии».

3. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

4. Моисеенко Е.Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания.

6. Преображенский Л.А. История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

8. Шпикалова Т.Я В мире народного творчества М.,1998 г.

9. Ж-л «Народное творчество» № 6 - 1990 г., № 1 -2006 г.
10.Бородина, Н. В. Народный костюм Самарского края / Н. В. Бородина, Т. И. Ведерникова; рук. и гл. ред. Т. И. Ведерникова; фото: С. А. Осьмачкина, Н. В. Бородина.- Самара: Издат. дом «Агни», 2007.- 236 с.

11.Этносы Самарского края: ист.-этногр. очерки / Администрация Самар. обл.; рук. проекта: Н. П. Осипова, М. Г. Федоров; редкол.: Т. И. Ведерникова [и др.].- Самара: Администрация Самар. обл., 2003.- 288 с.

12. Ведерникова, Т. И. Русские Самарского края: история и традиционная культура / Т. И. 13.Ведерникова, Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т. И. 14.Галыгина, Г. В. История костюма по материалам фонда общества истории, археологии и этнографии / Г. В. Галыгина // Самарская область. Этнос и культура.- 2002.- N 3.- С.21–29.

СЛАЙД 39 (Спасибо за внимание)

Библиографическое описание: Алыева А. Г., Соболева И. В. Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 4-6..06.2019).





Ключевые слова: народный костюм, орнамент, головной убор, украшения.

Бабьи рубашки-те же мешки:

Рукава завяжи да что хошь положи.

(народное высказывание)

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Она зависела от климатических условий местности, где жил данный народ и от того, чем занимался.

В Самарской области народный костюм особенный т. к. содержит элементы многих костюмов. Именно об уникальности народного костюма нашей области, мы узнали, побывав в доме-музее И. Е. Репина в с. Ширяево. Мне было очень интересно, я узнала, что в нашей области проживает много народностей и у всех очень красивые и интересные народные костюмы. Экскурсовод рассказал нам, в чём ходили раньше, как называли каждый элемент одежды. Я услышала много не понятных для меня названий. И приехав домой, я решила поподробнее узнать о народном костюме Самарской губернии, выдвинув гипотезу, что народный костюм может рассказать историю его обладателя, отразить личность и образ человека.

Объектом исследования послужил народный костюм, его элементы, узоры, орнамент.

Целью исследованиястало изучение особенности народного костюма Самарской области.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи: изучить историю места; узнать предания старины; изучить народный костюм в деталях; выделить индивидуальные черты народного костюма Самарской области; подготовить презентацию по теме исследования, провести классный час; способствовать популяризации знаний о народных традициях нашего края.

Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь мало что знает о народных русских костюмах. Русскую традиционную одежду можно увидеть только на фольклорных праздниках.

Практическое значение исследования велико, т. к.обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды, материалы исследования можно использовать на уроках окружающего мира.

Долгое время Самарский край был пограничной территорией, охранявшей от вражеских набегов русские земли. Шли годы, государство ширилось. Самарская губерния, напоминавшая очертаниями сердце, стала хлебным центром России, местом, где пересекались торговые зерновые пути огромной империи.

1 января 1981 года по указу императора Николая I была учреждена Самарская губерния. В нее вошли уезды нескольких губерний: Оренбургской (Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский), Симбирской (заволжская часть Сызранского, Ставрополький, Самарский), Саратовской (Николаевский и Новокузнецкий). Самарская губерния занимала территории, распложенные по левой стороне великой реки Волги. Население Самарской губернии было неоднородным. Оно состояло из бывших жителей Казанской, Нижегородской, Тамбовской и Пензенской губернии, а также немецких колонистов, татар, мещеряков и тептярей, чувашей, мордвы, черемисов и башкир. Русские сохраняли быт и культуру тех губерний, откуда переселились их предки. Так тульчане и рязанцы, рассеянные по Самарскому и Бузулукскому уездам, между чувашами и мордвой, сберегли не только свой диалект, но и традиционный народный костюм. Они следили за чистотой дворов, тщательно белили избы, в их хатах печи клали с трубой, выходившей на улицу, дома отапливались «по-белому», пол заливался глиной или застилался отструганными досками. Они с успехом занимались хлебопашеством, имели большие поголовья скота и умели наживать капиталы. Быт их и разговорный язык не претерпели изменений.

В Самарской губернии жили трудолюбивые люди, благодаря которым она прослыла родиной талантливых ремесленников.

Главными занятиями населения были земледелие и огородничество, так же занимались пчеловодством. Гончарный промысел, несмотря на трудности добычи глины, получил в Самарской губернии развитие. Керамическая посуда от изделий, произведенных в другой местности, отличалась красным цветом, которого добивались, подмешивая к глине купорос и сурик.

В селениях Бузулукского уезда делали деревянную посуду и прялки. Один из самых известных и распространенных женских промыслов в Самарской губернии - изготовление кушаков (пояс, сшитый из широкого и длинного куска материи).

Одежда русских крестьян Самарской губернии практически не отличалась от нарядов жителей тех мест, откуда они переселились. Мужчины летом носили армяки (верхняя долгополая распашная одежда из грубой шерсти, без пуговиц) или кафтаны из домашнего серого толстого сукна. Зимой жители Самарской губернии кутались в шубы, полушубки, нагольные тулупы из овечьих шкур.

Женщины здесь носили сарафаны из крашенины (однотонная окрашенная льняная или конопляная ткань полотняного переплетения), кумача (льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета) и китайки (грубая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения). Голову, если позволяли средства, украшали кокошниками с фатой или покрывалом из шелковой материи. Девушки, заплетая косу, повязывали широкие ленты из позумента (нарядная лента, тесьма, которой обшивали края одежды) к которым крепили подвязки из белого бисера.

В Самарской губернии русские жительницы носили как сарафанный комплект одежды, так и поневный (рубаха, понева-юбка, передник, нагрудник, кушак). Основу женского костюма, как и во многих уголках России, составляла рубаха. В некоторых уездах под сарафан надевали очень широкую юбку. Поверх сарафана надевали фартук, также известный как «запон». Изначально его шили из холста, затем для праздничных фартуков стали использовать ситец, коленкор (хлопчатобумажная ткань полотняного плетения однотонного цвета, пропитанная крахмалом или клеем) и даже шелк. Верхнюю женскую одежду составляли кафтаны, тулупы, шубы, чапаны и различные куртки (холодники, душегреи, ватошники и стуколки).

Головные уборы являлись обязательным элементом женского костюма. В селениях на юге губернии в праздники молодицы носили венки из полевых цветов с прикрепленными к ним и свободно ниспадающими на плечи и спину лентами. Женщины, Бугурусланского и Бугульминского уездов, недавно вышедшие замуж, носили кокошники в виде полумесяца с закругленным верхом. В Новоузенском уезде невесте в первый день свадьбы надевали на голову кокошник, расшитый серебряными и золотыми нитями. Этот головной убор она не снимала первые три дня свадебных торжеств, а затем надевала лишь во время церковных праздников, прикрывая сверху белым кисейным покрывалом и широким шелковым платком. Повсеместную популярность получили шали и платки. В Самарской губернии существовало несколько способов их завязывания. Будничные платки складывали на угол, завязывали свободные концы узлом под подбородком. Во время работы по дому или в поле концы скрепляли сзади. Платки для торжественных случаев носили «под булавочку».

Вплоть до 1850-х годов в теплое время года женщины в Самарской губернии обували лапти. Их надевали на писанки - узорные шерстяные вязаные чулки длиной до колена. К праздничной женской обуви относились высокие кожаные ботинки с вязаным верхом. Их могли себе позволить зажиточные крестьяне и мещане. Зимой жительницы Самарской губернии носили чунки (валяные туфли) и валенки. Во второй половине XIX века большое распространение получили полусапожки - кожаные ботинки с застежкой спереди на небольшом каблучке, похожие на них по фасану гусарики (вместо застежек у них были шнурки) и штиблеты - плотно облегавшие ногу кожаные сапоги на крючках.

Яркий нарядный костюм дополнялся аксессуарами и украшениями. Непременным атрибутом женского наряда были опояски. В некоторых уездах к ним крепились небольшие мешочки - лакомки, украшенные вышивкой и разноцветной аппликацией. В них держали деньги, нитки с иголками, угощения. Девушки и женщины любили серебряные, медные, а также оловянные кольца и перстни. В уши вдевали серьги различной формы, а также разноцветные пушки из гусиного и утиного пуха. Самыми популярными шейными украшениями были бусы из дутого стекла и янтарные ожерелья - жерелки.

На протяжении столетий основой женского и девичьего наряда была длинная рубаха. В Самарской губернии существовали три ее вида. Рукава всех трех разновидностей рубах, присборенные под обшивку, отличались пышностью. Их длина чаще всего доходила до локтя. Шейный вырез делали с множеством мелких складок, спереди у горловины наличествовал прямой вырез до груди. Его застегивали на пуговицу и петлю из ниток. Их различие заключалось в крое и способе соединения рукавов. В деревнях рубахи не вышивали. Исключение составляло Левобережье, где проживали русские и украинцы. Праздничные рубахи обильно орнаментировали по вороту, груди и рукавам. А в деревнях Фоминовка и Поповка узором из красных нитей декорировали полики и рукава. В других местностях лишь иногда концы рукавов украшали кружевом, а манжеты расшивали двухцветными, чаше всего красными и черными, узорами.

Палитра народного костюма в губернии была многообразна благодаря народностям, населявшим ее территории.

Летний костюм Самарской губернии включал в себя: платок «под булавочку», сарафан на лямках (с лифтом), запон из коленкора, украшенный по нижнему краю растительным орнаментом, рубаха с поликами, тканая опояска из разноцветных нитей.

Ромб, разделенный внутри на четыре части с точками контрастного цвета, один из популярных элементов вышивки мастериц Самарской губернии, означал поле, засеянное семенами.

Вышивкой украшали одежду и предметы обихода. Каждая вышивка имела свое значение. Основным мотивом была женская фигура - Богиня - Мать. Она считалась покровительницей плодородия и земледелия. Так же популярен был мотив руки (ладони). Он сравнивался с пучком растений, что было актуально для сознания ранних земледельцев. Землю, дающую урожай, представляли в форме квадратов, покрытых густой сеткой, т. е. засеянную.

Изучив историю Самарской губернии, ее географию, особенности традиций, мы узнали о культуре одежды, об особенностях ее ношения, о красноречивом языке народного костюма, познакомились с особенностями каждого элемента народного костюма Самарской губернии.

Цель, поставленную в начале работы, мы выполнили, особенности народного костюма Самарской губернии изучили.

Гипотеза подтвердилась. Действительно если внимательно рассмотреть народный костюм, можно многое узнать о его обладателе.

Литература:

  1. Журнал «Куклы в народных костюмах» Издатель: DeAgostini http://dolls.deagostini.ru/

Ключевые слова: народный костюм, орнамент, головной убор, украшения .

Аннотация: В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Одежда русского населения Самарской губернии до начала ХХ века представляла все три выше обозначенные этнографические группы: северную, южную и среднюю. На раннем этапе переселенцы переносили на новое местожительство традиции одежды, сложившиеся в районах их прежнего проживания. К концу 20-х годов ХХ века русский традиционный народный костюм практически вышел из употребления.

Главным элементом северорусского комплекса русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором и «душегреей» - короткой нагрудной одежды, имевшей различные названия (епанечка, коротена, перышки). В зависимости от материала и покроя сарафаны имели различные названия. Наибольшую известность получил сарафан - клинник - косоклинный, распашной, застегивавшийся на медные или оловянные пуговицы, пришитые сверху до подола, или со швом спереди и с фальшивой застежкой. Шили такой сарафан из кумача или китайки (отсюда и название - кумач, китайка), из крашенины (крашеного сукна), а богатые - из шелковой, иногда парчовой ткани всевозможных цветов.

В описаниях одежды конца XIX века в Самарской губернии встречался «русский сарафан (сукман)», который шился или из шерстяной материи синего цвета своего изделия, или же из холста того же цвета. Такой сарафан шился в талию, без оборов, перед его отделывался парчой или кумачом, который нашивался в две полосы во всю длину сарафана, а между полосами пришивали пуговицы.

Был распространен также сарафан с нагрудником или с перекладинкой. По описанию старожилов села Большая Рязань (Самарская Лука) этот тип сарафана выглядел следующим образом: «Он шился из четырех полотен, на застежке по центру, на узких лямках, с «опушкой» по подолу, сшитой из дру-гой ткани. Особо выделялась «грудина» сарафана каким-нибудь украшением- вышивкой, лентами, тесьмой или машинной строчкой определенного рисунка». В XIX веке сарафан стал общерусским элементом одежды в крае.

Вместе с северными переселенцами пришла традиция изготовления короткой нагрудной одежды, имевшей самые различные названия. Из Нижегородского края русские жители принесли так называемую епанечку, шившуюся из яркого красного (бордового, синего) бархата, украшенную золотым и серебряным шитьем - затейливыми растительными узорами, рассыпанными по бархату.

Согласно этнографическим сведениям конца XIX века, на юге Самарской губернии встречались « телогрейки, кроившиеся без рукавов, с широкими мышками, густыми сборами сзади и с полами на пуговицах спереди, шушунчики из шерстяной самодельной ткани синего цвета со сборами сзади, стеганая коротайка, покрытая казинетом, шушпан белого цвета, наподобие шушунчика, только сбористее, душегрейки зеленого цвета, стеганные, без рукавов, со сборами и только до пояса».

Особенностью южнорусского комплекса русского народного костюма являлась понёва - набедренная одежда, надеваемая поверх рубахи. Она шилась из 1-3 полотнищ шерстяной домотканины. В XIX - начале ХХ века понева являлась элементом женского костюма. Надевание поневы приуро-чивалось к свадьбе, иногда - ко дню совершеннолетия девушки.

Основным элементом женского костюма на протяжении XIX века оставалась длинная рубаха. Несмотря на различие рубах по покрою, внешне они были похожи. В каждой из них соблюдалось одинаковое соотношение между длиной основного полотнища - «стана» и рукавов. Вокруг шейного выреза делалось большое количество сборок. Рукава были широкими и пышными. Отличие заключалось в принципе кройки собственно рукавов и остова рубахи, в их украшениях.

Длина рукавов могла быть разной, обычно доходила до кистей рук, но бытовали и короткие рукава, до локтя. Концы рукавов оставляли свободными или собирали в сборки на манжет. Иногда рукава обшивали кружевами, расшивали вышивкой - гладью или крестом, как правило, двух цветов - красным и черным.

Все типы рубах имели ворот в виде узкой полоски ткани - обшивки. Спереди на вороте делали небольшой разрез, который застегивался на одну пуговицу и нитяную петлю. Края ворота иногда покрывали вышитым рисунком или тесьмой красного цвета.

Характерной деталью русского женского костюма был фартук - запон. В прошлом его шили из холста, позднее - из ситца и коленкора, а в зажиточных семьях - из шелка разнообразных расцветок. Запон мог подвязываться под мышками или на талии. В южных районах губернии широко бытовала другая его разновидность - запон с грудинкой. В этих же местах в конце XIX - начале XX века встречалась завеска из холста - разновидность передника с узкими рукавами: спереди она спускалась до колен, а сзади лишь прикрывала лопатки. К подолу пришивали кружева собственного плетения.

На рубеже XIX-XX веков типичной одеждой русских женщин становится «парочка», состоящая из юбки и кофты. В этом выражалось сходство костюма жителей села и города. Юбки шились, в основном, из 4-6 полос домашнего холста, собранных на поясе. Низ при этом украшали различными декоративными деталями: воланами, оборками, нашивными лентами или полосками ткани контрастного цвета; 2-3 полоски черного бархата по подолу юбки назывались «земля». Юбки часто красили в отваре из дубовой коры, в результате чего они приобретали «теплые» оттенки - от оранжевого до коричневого. Именно такие юбки сегодня представлены в коллекциях городских и сельских музеев Самарской области (например, в сёлах Богатое и Арзамасцевка Богатовского района).

Кофты шили с разрезами спереди, сбоку, а также нераспашные, которые надевались через голову. В Бугульминском и Бугурусланском уездах широкое распространение получили кофты красного и синего цвета с застежкой на боку или спине, с глухим стоячим воротником. Грудь и рукава, собранные в небольшие складки, обычно отделывали полосками из разнообразной ткани. Крестьянки из зажиточных семей носили бархатные кофты, широкие, отделанные атласом и кружевами.

В некоторых селениях бывшего Бугурусланского уезда бытовали теплые кофты из черного сатина, на вате, с отложным воротником, расклешенные к низу и отделанные полосками из черного или синего бархата. Такие кофты носили в осенне-весенний период.

Кофты с передним разрезом были тоже достаточно широко распростра-нены. Спереди они застегивались на пуговичках и имели отложной ворот-ничок. Рукава у кистей рук часто собирали в складки и украшали круже-вами. Грудь, ворот и низ кофты обшивали цветными лентами и тесьмой. В южных уездах такие кофты назывались кохтами или накидками (сёла Марьевка, Красная Поляна Николаевского уезда).

Во многих местах носили кофту под названием казачок (казачка). Она кроилась до талии, к которой пришивалась «баска» в оборку, от чего кофта выглядела очень нарядно (сёла Падовка, Малоархангельское нынешнего Пестравского района). Кофту аналогичного покроя в селе Жигули Ставропольского района называли коротайкой, но шили ее из более дорогой ткани - милестина и надевали поверх более легкой кофты.

В ряде случаев кофты заправляли в юбку, имевшие отрезную баску - надевали поверх юбки. Пышные, буфонированные у плеча рукава постепенно сужались у кисти. Изготавливался такой костюм из фабричных пестрых и гладких тканей. Однотонные кофты украшали лентами, сутажом, кружевами по вороту, груди и рукавам. В другом варианте кофта, присобранная на вороте сзади на спине, выпускалась поверх юбки, закрывая пояс.

Обязательным элементом женского костюма являлись головные уборы, ношение которых различалось по возрастному признаку. Замужняя женщина должна была тщательно скрывать свои волосы от постороннего взгляда. Девушки волосы не прятали, заплетая их в косу, в которую обычно вплетали какое-нибудь украшение - так называемые косоплетки, бантом привязывали длинную цветную шелковую ленту. Иногда к ленте прикрепляли небольшой вышитый или парчовый треугольник, который получил название косник. В южных уездах Самарской губернии девушки в праздники надевали на головы венки из полевых цветов с лентами, свободно ниспадавшими по спине, наподобие украинских девичьих головных уборов.

Замужние женщины носили волосинки, которые в различных местностях назывались по-разному: сетка-волосник, повойник, чехол, чехольчик, наколка.

Среди праздничных женских головных уборов были известны различные кокошники, бытовавшие в крае повсеместно, за исключением южных левобережных районов. Наиболее широко был распространен кокошник с закругленным верхом, имевший вид полумесяца (Бугульминский, Бугурусланский уезды). Его бытование связано с основной коло-низационной волной, шедшей в Поволжье из центральных районов России, для которых он был характерен.

Кокошник имели право надевать молодые женщины и молодушки, только что вышедшие замуж. В некоторых местностях было принято носить кокошник до рождения первого ребенка, затем его заменяли волосником, который женщина носила до конца жизни.

Со второй половины XIX века кокошник начинает постепенно выходить из употребления. Волосник, как основной вид будничного головного убора, продолжал бытовать примерно до 30-50-х годов ХХ века. В некоторых местах его носили и как праздничный головной убор. В это же время в быту широко распространяются платки и шали. Обувью в середине XIX века являлись лапти. Когда на улице было сыро и грязно, к подошвам лаптей при-вязывали иногда деревянные колодки, каждая из которых состояла из двух дощечек (для передней части ступни). Надевали лапти поверх шерстяных чулок, доходящих до колен. Среди них известны писаные чулки, вязанные с вкраплением различных узоров: в змейку, кочетами, цветочками, репьями. Зимой носили валенки, реже валяные туфли - чунки. В праздничные дни женщины надевали высокие глухие или с небольшим разрезом впереди ботинки с кожаными вставками и вязаным узорчатым верхом (вязанки). В это же время в моду вошли полусапожки или ботинки с резинками на небольших каблуках, с застежками или на шнурках - гусарики. Достаточно широко были распространены и штиблеты - разновидность сапог из кожи, с козырьком, крючками и матерчатыми вставками, которые плотно облегали ноги. Эту обувь привозили с ярмарок и базаров, она распространялась в сельской местности под влиянием городской моды. Несмотря на широкое проникновение в деревню с конца XIX-начала ХХ века валяной и кожаной обуви, основная масса крестьянского населения продолжала носить плетеную обувь, лишь мечтая о приобретении кожаных сапог или ботинок.

Женские украшения, входившие в комплекс традиционного русского костюма, можно условно разделить на четыре группы: ушные, шейные, украшения для рук и одежды.

Непременным украшением девушек и женщин являлись серьги. В большинстве случаев они представляли собой медные или серебряные подвески разнообразной формы со вставленными в них цветными стеклышками. Золотые серьги носили лишь в зажиточных семьях. Во многих селениях в качестве ушных украшений применяли гусиные пушки. Их вставляли в уши вместе с серьгами. В некоторых деревнях Бугульминского и Бугурусланского уездов пушки было принято окрашивать в разные цвета.

На шею надевали бусы, ожерелья, монеты, кружева. Бусы были дутые, стеклянные, янтарные. В селе Покровка Борского района янтарные бусы называли ожерелки.

Руки украшали кольцами и перстнями: девушки - с дешевыми камнями разных цветов, а женщины - оловянными, серебряными, а иногда и золотыми.

Самобытным украшением женской одежды были пояса - опояски, к которым иногда пришивали карманы. Они служили не только украшением, в них обычно держали нитки, деньги, сладости. Именно поэтому в некоторых местах такой навесной карман назывался лакомкой (сёла Марьевка, Красная Поляна ныне Пестравского района).

Мужская одежда, по сравнению с женской, однообразна. Ее основными элементами были рубаха и штаны - нательные и выходные одновременно.

Мужская - ряднинная - рубаха шилась из одного куска домашнего холста, с боков вшивались два клина. Рукава кроили прямыми, под мышками делали вставки-ластовицы. Такая рубаха застегивалась на пуговицы или завязывалась на тесемки. Застежка располагалась на верхней левой стороне грудного разреза - косоворотка, но могла находиться и посередине груди. В будни надевали некрашеные рубахи, а в праздники - разноцветные: красные, синие, черные, зеленые.

На рубеже XIX-XX веков появился еще один тип мужской рубахи -толстовка. Ее шили из шерстяных тканей, поскольку она предназначалась для зимы.

Рубаху подпоясывали поясом под живот. Пояса были самые разнообразные: от самотканых и плетеных до покупных шелковых, с бахромой и кистями на концах. Они являлись украшением праздничной одежды, а свадебная рубаха подпоясывалась обычно более широким и нарядным кушаком.

Мужские брюки-порты или портки (позже - штаны) шили из двух прямоугольных кусков домотканины. Брюки застегивали, подвязывали веревкой или шнурком. Встречались также и шаровары - более широкие брюки, которые надевали обычно под заправку в сапоги.

Обувь, как и одежда, была повседневной и праздничной. В праздники носили кожаные или хромовые сапоги. Самой распространенной будничной обувью оставались лапти. В холодное время года лапти надевали на онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти или поскони (конопли). Онучами оборачивали стопы и голень до колен, перевязывали опорками. Зимой носили валенки, реже бахилы - сапоги из выделанной овечьей шкуры. С конца XIX века в деревню проникает мода на галоши. Сначала они считались праздничной обувью. Резиновые галоши надевали поверх сапог, а кожаные носили самостоятельно.

С весны до осени мужчины носили фуражки и картузы, представлявшие собой разновидность военной фуражки с блестящим жестким козырьком. Этот вид головного убора со второй половины XIX века стал преобладающим. Зимой мужчины носили шапку-ушанку.

Некоторые изменения в мужском костюме произошли во второй половине XIX века в связи с проникновением в деревню городской моды. Рубашки стали шить из покупных тканей (сатина, шелка), шаровары - из плиса. Поверх рубахи носили жилетку и поддевку (легкую стеганную жилетку с большим количеством сборов сзади), а также - пинджак и городское пальто.

Верхняя одежда русского населения Самарского Поволжья в прошлом имела много универсальных черт и мало отличалась от одежды народов Поволжья.




Top