Рисовать можно линией. Технологическая карта урока "изображать можно линией"
Урок изобразительного искусства в 1 классе
Тема: Изображать можно линией. Домик улитки.
Цель: Познакомить учащихся с выразительным характером линии, развивать умение пользоваться линией , дать понятие о спиралеобразной форме на плоскости, учить сравнивать предметы по форме, развивать глазомер, образное мышление, воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.
Вид: Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.
Задачи:
Раскрыть особенности графических средств в образной поэтической форме.
Учить детей с помощью различных графических средств изображать окружающий мир.
Ход занятия
I . Организационный момент
Проверка готовности детей к занятию.
II . Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы отправимся в гости в художественную студию пана Кисточки (слайд 2). Он обучает двух своих учеников собаку Тюбика и кота Кляксу (слайд 3).Чтобы уметь правильно рисовать, нужно обладать теоретическими знаниями. Вот сейчас мы проверим, насколько вы обладаете теоретическими знаниями. Какие основные цвета? Какие цвета относятся к тёплой гамме? К холодной гамме?
Пан Кисточка дал ученикам задание: нарисовать героев мультипликационных фильмов. Но их рисунки остались незаконченными. Давайте поможем закончить рисунки, но знайте, что у нас всего лишь три цвета: красный, жёлтый, синий. Как с помощью этих цветов можно дорисовать зайцу (слайд 4) зелёную рубашку, коту Леопольду (слайд 6) фиолетовый бант, Смешарику (слайд 8) оранжевую шляпку?
III . Сообщение темы и цели урока.
Диалог пана Карандаша и пани Краски (слайд 10)
Пан Карандаш .У меня к вам серьёзный разговор. Мои друзья: фломастеры, ручки, карандаши возмущены тем, что вы постоянно даёте предпочтение кисточкам.
Пани Кисточка . На всё своё время. Как раз сегодня мы будем рисовать не красками, а карандашами, ручками, а также познакомимся с выразительными возможностями линий, их видами и характерами. Ещё мы проследим, как изменяются линии, в зависимости от того, что мы рисуем.
IV . Работа над темой урока
Главным выразительным средством рисунка есть линия. Она может быть (слайд 11) тоненькой и плавной,
колючей и злой.
Художники придумали несколько названий для линий: нежная, пушистая, бархатная, весёлая, тонкая.
Линией можно передать характер, настроение (слайды 12-19). Например: горизонтальные линии вызывают чувства спокойствия, потому что они напоминают нам про море, небо. Даже про диванчик, на который можно лечь с любимой книжкой. А вот вертикальные линии вызывают беспокойство. Наверное, потому, что они кажутся быстрыми, устремлённые вверх, будто зовут за собой к звёздам. С помощью волнистых линий можно изобразить спокойное равномерное движение волн моря. Если волк или акула попросят вас нарисовать им острые зубы, то не обойтись без ломаной линии – она острая и злая.
Линии делятся на прямые и кривые. По направлению линии могут быть горизонтальными или вертикальными. Если линии не имеют горизонтального или вертикального направления, их называют наклонными. В рисовании используют разнообразные линии: ломанные, волнистые, комбинированные. Все эти линии - прямые и ломанные, толстые и тонкие, короткие и длинные – можно превратить на горные вершины, морские волны, колючие растения, пушистые облака и многое другое.
Анализ формы, тренировочные упражнения
Сегодня мы попробуем нарисовать линиями улитку и её домик.
Какую форму имеет домик улитки? (слайд 20)
Домик улитки (слайд 21) имеет спиралеобразную закрученную форму. Возьмите в руки ручку. Кисть руки не кладите на стол, держите её свободно. Лёгкими касаниями осуществляйте плавные вращательные движения, как будто сматываете клубок с нитками.
Игра- упражнение «Домик улитки»
Улитка на листе капусты играла
И свой дом ненароком потеряла (слайд 22).
Мы поможем улитке и нарисуем ей домик. Для этого возьмём ручку и сделаем плавное движение, как будто постепенно закручиваем линию. Ваши домики очень понравились улике (слайд 23). Она не знает, в каком поселиться. Пока улитка выбирает себе домик, нарисуем её портрет (слайд 24).
Появилась улитка на тропинке,
Как будто турист с рюкзачком.
Она собственный дом несёт на спинке,
Еле двигается ползком.
Блестящие рожки, как антенны,
Стремятся в небо угловато
Изучает она дорогу
И идёт увлечённо куда-то.
IV . Итог урока
Сегодня мы не просто рисовали, творили, а помогли улитке нарисовать её домик и портрет. Кроме того, изображая характер улитки, использовали разные виды линий.
В ыставка работ учащихся и их обсуждение.
Литература:
1. Л.Н. Любарская «Изобразительное искусство». Киев. «Форум», 2003.
Тема: изображать можно линией
Образовательная задача:
Дать понятие о выразительном средстве – линии. Учить выражать через линию различные чувства и мысли. Познакомить учащихся с выразительным характером линии, развить умение пользоваться линией.
Знать о выразительном характере линии.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью
линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Развивающая задача: Развивать умение видеть линии в природе.
Способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений, развивать воображение. Уметь пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
Воспитательная заадача:
Формировать желание прилагать максимум творческих усилий для успешного выполнения работ. Стимулировать мотивацию учащихся созданием ситуаций успеха.
Оснащение урока: ,мультимедиа, природный материал: ветви, коряжины, рисунки. образцы графики.
Материал:Белый лист бумаги, уголь
Литературный ряд: загадки.
Музыкальный ряд: Сен Санс. Карнавал животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности детей к занятию.
II. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня на уроке наш знакомый Мастер-Изображения познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия и познакомитесь с новым художественным материалом.
III. Введение в тему урока.
Вступительная беседа.
– Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)
– При помощи чего он научил изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.) А чем вы работали?
Красками.
Презентация.
Отгадайте, пожалуйста, загадку о художественном материале, которым вы будете работать сегодня.
Загадка
По бумаге я бегу,
Все умею, все могу:
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад.
Мне любой ребенок рад.
Что это, ребята?
Карандаш.
Молодцы.
Слово «карандаш» означает «черный камень».
«Кара» - «камень», «аш» - «черный».
Именно черным камнем или углем рисовали в древности люди. Графитный карандаш был изобретен в XVI веке.
Так что это очень древний художественный материал.
А что оставляет на листе карандаш?
Линии
– Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.)
Экран.
– Линии бывают разные. Что напоминают линии в природе? (Ветви деревьев.)
– Что вы видите на доске? (Пейзажи.)
– Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.)
– Это графическая работа художника.
Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой . В графических рисунках мы видим изображение линией.
– с помощью линии можно нарисовать рисунок.
IV. Показ учителем на листе бумаги линейных изображений.
– Переверните, пожалуйста ваши листочки. Что вы вилите?
Разные линии.
Нашему Мастеру поступил большой заказ из картинной галереи – нарисовать зверей, птиц и жителей подводного мира. Но, он один не успевает его выполнить.
И поэтому его рисунки оказались не законченными.
Помогите, пожалуйста Мастеру Изображения закончить их.
Давайте разделимся на три группы. И закончим рисунки по темам:
1 группа - Подводное царство
2 группа – Мир птиц
3 группа – Мир зверей
V. Практическая творческая деятельность детей.
– Вы получили тему и задание, а теперь посмотрите внимательно на свои линии, пофантазируйте и закончите рисунок.
Используйте для этого черный уголек, который лежит у вас на столе. Это для вас новый материал. И можно работать как и простым карандашом.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Изображение каких зверей, птиц, рыб у вас получилось?
– Придумайте общий рассказ о своих рисунках.
Рассказ детей.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке?
3. Уборка рабочего места.
Департамент образования города Москвы
Государственное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский институт открытого образования
Методика ИЗО в дошкольном учреждении
Педагог: Доцент Горяева Н.А.
Слушатель 1 курса: Панкратова И.Н.
Москва 2011г.
Урок 6
Тема
:
изображать можно линией
Цели: развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение.
Оборудование: карандаши, фломастеры, фотографии пейзажей, образцы графики.
Ход урока
I . Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке наш знакомый Мастер-волшебник познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия.
III . Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Какому способу изображения предметов учились на прошлом уроке? (Изображать предметы в объеме.)
– Что такое объем?
– Приведите примеры объемного изображения.
– Посмотрите и назовите, что я сейчас сделала. (Провели линию на доске мелом.)
– Да, я провела линию. Линию можно провести не только мелом на доске, карандаш, ручка, фломастер тоже оставляют на бумаге след – это и есть линия.
– Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.)
– Линии бывают разные. Что напоминают линии в природе?
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите фотографии на с. 29 учебника.
– Что напоминают линии? (Ветви деревьев.)
– Что вы видите на доске? (Пейзажи.)
– Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.)
– Это графическая работа художника.
Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой . В графических рисунках мы видим изображение линией.
– Из линий можно сделать путаницу.
IV . Показ учителем на листе бумаги линейных изображений.
– Посмотрите, какую путаницу я сделала.
путаница
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
К. Чуковский
– Какая путаница произошла?
– Что можно дорисовать, чтобы получилось какое-то изображение?
– Я дорисовала хвост, лапы – у меня получился кот.
Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну сторону, то в другую . На слова «тише» дети приседают. На слова «выше» – выпрямляются и поднимают руки верх.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
V . Практическая творческая деятельность учащихся.
– Попробуйте и вы нарисовать путаницу из линий.
– Рассмотрите, постарайтесь обнаружить в ней какое-нибудь изображение.
– Дорисуйте так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Используйте для этого черный фломастер или карандаш.
VI . Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Изображение каких предметов у вас получилось?
– Расскажите о своих рисунках.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке?
3. Уборка рабочего места.
1 класс, 1 четверть, 5 урок
Урок: "Изображать можно линией"
Задачи:
Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.
Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни.
Научить изображать линией осенние листочки.
Зрительный ряд:
Презентация.
Осенние листики, собранные на прогулке предыдущего урока.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! На предыдущем уроке путешествии мы с вами наблюдали, рассматривали, изучали осеннюю природу. Что красивого мы увидели на прогулке?
Учащиеся: - Небо с облаками.
В лужах листики плавали.
На деревьях яблочки висят.
Красиво, когда листики падают от ветра.
Ковёр из листьев.
Учитель: Листочки каких деревьев вы увидели?
Учащиеся: - Дуба, берёзы, клёна, яблони, тополя.
Учитель: Верно, эти деревья растут у нас около школы. Все листочки были одинаковые?
Учащиеся: Нет, они разные.
Учитель: Листочки отличаются только по цвету?
Учащиеся: Листочки отличаются по размеру, по форме и по цвету.
Учитель: Сейчас мы посмотрим как украшают листья осеннюю природу. Вы будете смотреть презентацию и отмечать для себя: разные цвета листьев, строение листика – его очертание и форму, запомните то, что вам понравится.
Просмотр презентации.
Учитель: Что вам запомнилось больше всего?
Учащиеся: -Как листики просвечивают; - У дубовых листочков красивая форма, изогнутая; - Мне понравилась рябинка – листики и ягоды…
Учитель: То, что листочки разные мы с вами убедились в этом. А вот что у листочков одинаковое, похожее?
Учащиеся: Они растут на деревьях.
Учитель: Верно, но не только то, что они растут на деревьях, у них у всех – одинаковое строение: у листика есть средняя прожилочка, похожая на ствол дерева, ветки дерева на листике изображают прожилочки, растущие в стороны – потрогайте пальцами выпуклые прожилочки, почувствуйте их рельефность, и наконец, сама форма листочка на просвет очень напоминает крону дерева. Давайте попробуем представить как из семечка дерева вырастает растение и становится высоким деревом.
Физкультминутка. («Ветер дует мне в лицо, прорастает деревцо. Ветерок всё тише, деревцо всё выше.». «Мы листики осенние, на деревце сидели, дунул ветер – полетели. Мы летели и летели и на землю тихо сели.»)
Учитель: Я покажу, как линия мне поможет изобразить разные листочки. Можно узнать с какого дерева они летят и падают на землю. (Показ рисунка на доске.)
Учитель: Возьмите карандаш и начинайте выполнять изображение, выбирайте листочки, которые вам больше всего нравятся, позвольте им занять свободное пространство.
Учащиеся выполняют самостоятельную художественную работу карандашом.
Учитель: Чтобы листочки выглядели нарядными, яркими, осенними мы воспользуемся фломастерами и цветными карандашами. Начинайте работу.
Учащиеся фломастерами дополняют яркие линии в рисунке и заполняют штриховкой цветными карандашами изображение осенних листочков.
Учитель готовые работы закрепляет на доске для экспресс-выставки.
Учитель: Какой ковёр у нас получился?
Учащиеся: Разноцветный, нарядный , яркий, красочный, такой как в парке.
Учитель: Сегодня в изображении нам помогала линия. Линия умеет изображать, рисует всё, что хочет художник. Линия – большая помощница, мы часто к ней будем обращаться. Скажем ей «спасибо» за помощь. Вас, мои дорогие ученики, я благодарю за творчество и старание. Урок окончен.
Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе
Тема «Изображать можно линией»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Формам урока: Коммуникативно-диалоговая.
Дидактическая структура урока. (Этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
||
Предметные | Личностные | Метапредметные |
|||
1.Организационный этап | Приветствие. Постановка интриги. Чем можно изображать на плоскости? | Приветствие. Подготовка рабочего места. | Формирование внимания Умение высказывать предположение | Готовность слушать собеседника, вести диалог | Постановка учебной задачи и темы урока. Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием; |
2.Этап мотивации и актуализации знаний | Учитель предлагает найти содержание темы урока.. Рассмотреть изображение леса (слайд) Создает ситуацию, направляет. Кто догадался, о чем пойдет речь? | Игра-опрос. Повторение пройденного материала. О линии | Умение рассказать о своих наблюдениях природы. | Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы. Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями | Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса; |
3. Постановка учебной задачи | Какой бывает линия? (Слайды) Кто дорисует фигуры? Во что их можно превратить? | Ученики отгадывают характер линий, используют ассоциации. | Умение разгадывать загадки. | Способность постановки вопросов. | Самостоятельное формулирование познавательной цели. |
4. Открытие учащимися новых знаний. (Практическая деятельность по изучению нового материала). | Использует возможности интерактивной доски. Работа с учебником. Советует, консультирует, помогает. Может ли линия рассказать историю? | Интерактивная деятельность. Работают с учебником стр. 30-31 Да. Работа с учебником Овал и круг. | Умение рассказать о себе при помощи линий. Умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время беседы. | Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов. Интерес к окружающей действительности. | Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; Умение находить нужную информацию в учебнике. |
5. Проверка и закрепление нового материала | Учитель демонстрирует превращение путаницы из линий в птицу или рыбу и т.д. | Ученики угадывают, что это за животное | Построение логической цепочки рассуждений. | Умение доводить работу до конца; | Участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений . |
6. Динамическая пауза | Учитель предлагает изобразить характерные движения животных. | Зайчики прыгают, птички машут крыльями, слоны - топают и т. д. | |||
7. Творческая практическая деятельность | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Учитель делает целевые обходы, индивидуальная работа с учениками. | Ученики выполняют творческое задание. | Умение выбирать характер линий для реализации творческого замысла . | Осознание качества и уровня освоения. Умение доводить работу до конца; | |
8.Рефлексия. | Учитель организует рефлексию. Закончите фразу: У меня получилось… Я знаю… Я понимаю… Контроль. В заключении учитель возвращается к теме урока. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Делают выводы. Подведение итогов | Осознанное построение высказываний | Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение; адекватная оценка результатов своей деятельности. | Понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного. Обогащение словарного запаса. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности детей к занятию.
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на уроке наш знакомый Мастер-Изображения познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия и познакомитесь с новым художественным материалом.
III. Введение в тему урока.
Вступительная беседа.
- Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)
- При помощи чего он научил изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.) А чем вы работали?
Красками.
Презентация.
Отгадайте, пожалуйста, загадку о художественном материале, которым вы будете работать сегодня.
Загадка
По бумаге я бегу,
Все умею, все могу:
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад.
Мне любой ребенок рад.
Что это, ребята?
Карандаш.
Молодцы.
Слово «карандаш» означает «черный камень».
«Кара» - «камень», «аш» - «черный».
Именно черным камнем или углем рисовали в древности люди. Графитный карандаш был изобретен в XVI веке.
Так что это очень древний художественный материал.
А что оставляет на листе карандаш?
Линии
- Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.)
Экран.
- Линии бывают разные. Что напоминают линии в природе? (Ветви деревьев.)
- Что вы видите на доске? (Пейзажи.)
- Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.)
- Это графическая работа художника.
Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой . В графических рисунках мы видим изображение линией.
- с помощью линии можно нарисовать рисунок.
IV. Показ учителем на листе бумаги линейных изображений. Показ учителя превращения путаницы в птицу, животное
- Переверните, пожалуйста ваши листочки. Что вы видите?
Разные линии.
Нашему Мастеру поступил большой заказ из картинной галереи - нарисовать зверей, птиц и жителей подводного мира. Но, он один не успевает его выполнить.
И поэтому его рисунки оказались не законченными.
Помогите, пожалуйста Мастеру Изображения закончить их.
Давайте разделимся на три группы. И закончим рисунки по темам:
1 группа - Подводное царство
2 группа - Мир птиц
3 группа - Мир зверей
V. Практическая творческая деятельность детей.
- Вы получили тему и задание, а теперь посмотрите внимательно на свои линии, пофантазируйте и закончите рисунок.
Используйте для этого черный уголек, который лежит у вас на столе. Это для вас новый материал. И можно работать как и простым карандашом.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Изображение каких зверей, птиц, рыб у вас получилось?
- Придумайте общий рассказ о своих рисунках.
Рассказ детей.
2. Обобщение.
- Что нового узнали на уроке?
3. Уборка рабочего места.