Проектные работы по литературе 7. Проектная деятельность на уроках литературы

Фильм учащихся 8И класса "Есенин и Лидия Кашина"

В преддверии 120-летия со дня рождения С. А. Есенина мы с ребятами побывали в селе Константиново Рязанской области, посетили дом поэта, дом Лидии Кашиной, литературный музей, посмотрели окрестности. Конечно, сняли видео и решили использовать его для создания небольшой биографической справки на тему: "Есенин и Лидия Кашина". С результатом нашей работы вы можете познакомиться

Фильм учащихся 10И класса "Карабиха"

Проект учащихся 10И класса в виде заочной экскурсии "Карабиха"

Я как-то летом побывала в Карабихе, сняла там видео и сделала фото, а вот ребята написали сценарий экскурсии и смонтировали фильм. Недостаток работы детей - это то, что они не умеют декламировать. Есть над чем работать.

Работа учащейся 11И класса Галынской Карины

Это коллективная работа ребят разных лет

Ниже дан пример оформления лингвистической сказки в форме клипа. Ребята сочинили сказку, потом Степанова Даша нарисовала кадры, их отсканировали, потом записали звук и на звук наложили картинки. Вот фильм и готов! Конечно, тема и так простая, надо бы что-то потруднее.

Не с глаголами. Лингвистическая сказка

Владимир Красно Солнышко. Проектная работа Шестернёнковой К. и Литвиненко А.

"Судьба священника Константина Голубева"

Документальный фильм "Фёдор Недосекин"

Эта проектная работа участвовала в городском конкурсе "Шаг в будущее. Электросталь - 2010". Мы хотели рассказать о человеке, о котором узнали от его внука - Константина Васильевича Владыченского. Фильм наш рассказывает о священнике Богородского края отце Сергии Владыченском. Он был репрессирован, как многие священнослужители в 30 годы. О его судьбе, поведанной нам его внуком, мы и рассказали в этом фильме. Авторы проекта - Симагина Екатерина, Коренкова Нина, Клиншова Ксения. В озвучании фильма помогали учащиеся 11М класса и К. В. Владыченский.

Документальный фильм из цикла "Священники Богородского края" "Отец Сергий Владыченски"

В 2009 году мы отметили 210-летие со дня рождения А. С. Пушкина. В городе проходил конкурс минипроектов "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу". Я предлагаю вам познакомиться с проектом-победителем - видеоклипом "Памяти Пушкина". Над проектом работали учащиеся 7М класса Красотенко Татьяна, Судакова Кира и Кузнецова Екатерина.

МБОУ «Агибаловская СШ»

Творческий проект

по литературе на тему

« Мой любимый литературный герой»

(составление синквейнов)

Выполнили: учащиеся 7 класса

Руководитель: Серегина О.Е

Агибалово

2015 - 2016

СИНКВЕЙН

Синквейн-прием технология развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять».

Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1строка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например,

синквейн на тему русской народной сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

Обогащает словарный запас;

Подготавливает к краткому пересказу;

Учит формировать идею (ключевую фразу);

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

Получается у всех.

Былины

Илья Муромец

Богатырь

Сильный, смелый

Пашет, сражается, защищает

Илья Муромец – защитник земли Русской

Герой

Садко

Гусляр

Красивый, талантливый

Играет, торгует, плавает

Садко играет на гуслях и торгует товаром

Мастер

Микула Селянинович

Пахарь

Сильный, работящий

Пашет, трудится, сражается

Едет воевать за землю-матушку

Богатырь

Синквейн

выполнила ученица 7 класса

Байкова Анна

Древнерусская литература

Владимир Мономах

Князь

Умный, просвещённый

Учит, наставляет, просвещает

Владимир Мономах - древнерусский князь

Киев

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Соловьёв Андрей

Древнерусская литература

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин

Олег

Воин

Смелый, сильный

Воюет, пирует, умирает

Олег не поверил кудеснику и принял смерть от коня

Герой

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Байкова Анна

«Полтава» А.С.Пушкин

Пётр

Карл

Царь

Король

Сильный, смелый

Больной, слабый

Строит, сражается,

побеждает

Сидит, отступает, проигрывает

Один из самых смелых людей

Своего времени

Напал на Россию и проиграл сражение

Победитель

Побеждённый

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Пирожников Тимофей

«Станционный смотритель» А.С.Пушкин

Дуня

Гусар

Самсон Вырин

Девушка

Красавец

Старик

Красивая,

Ветреная

Хитрый,

удалой

Любящий,

заботливый

Помогает,

влюбляется, уезжает

Притворяется,

Увозит, прогоняет

Воспитывает,

любит, ищет

Дуня бросает отца

Забирает Дуню у родного отца

Едет в город, пытаясь найти дочь

Бессовестная

Бесчестен

Жалок

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Соколов Станислав

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М. Ю.Лермонтов

Иван Васильевич

Калашников

Кирибеевич

Алёна Дмитриевна

Царь

Купец

Опричник

Красота

Грозный, могучий

Смелый, удалой

Влюблённый, лживый

Верная, честная

Правит, судит, казнит

Любит, защищает, сражается

Обижает, молчит, сражается

Признается, просит, любит

Вершит судьбы людей

Заступается за честь семьи

Живёт по своим законам

Рассказывает мужу правду и просит защиты

Могущество

Долг

Эгоист

Жена

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Рыбаков Егор

«Тарас Бульба» Н.В.Гоголь

Тарас Бульба

Казак

Сильный, смелый

Любит, защищает, поддерживает

Славный воин своей земли

Герой

Остап

Сын

Смелый, сильный

Сражается, воюет, погибает

Достойный сын своего отца

Доблесть

Андрий

Сын

Умный, слабый

Влюбляется, предаёт, умирает

Выбирает любовь

Романтик

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Русские женщины» Н.А.Некрасов

Жёны декабристов

Женщины

Верные, преданные

Отрекаются, любят, поддерживают

Эти героини олицетворяют самые лучшие женские качества

Сила

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Василий Шибанов» А.К.Толстой

Василий Шибанов

Слуга

Верный, мужественный

Передает, выносит, погибает

Образец мужества и стойкости духа

Товарищ

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Тырцев Данила

«Князь Михайло Репнин» А.К.Толстой

Михайло Репнин

Князь

Православный, верующий

Воспротивился, чтит, отказывается

Указывает Ивану Грозному на его недостатки

Смелость

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Тырцев Данила

« Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил » М . Е . Салтыков - Щедрин

Мужик

Генералы

Человек

Ордена

Работящий, умелый

Ленивые, неприспособленные

Кормит, находит, подчиняется

Лежат, мечтают, охают

Русский мужик умеет всё делать

Считают, что за них работать должны другие

Молодец

Позор

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Детство» Л.Н.Толстой

Николенька

Маменька

Отец

Карл Иванович

Наталья Савишна

Мальчик

Любовь

Строгость

Учитель

Няня

Добрый, впечатлительный

Внимательная, ласковая

Далёкий, образованный

Умный, знающий

Добрая, преданная

Учится, мечтает, живёт

Любит, уважает, оберегает

Знает, сидит, понимает

Учит, читает, поучает

Помогает, заботится, любит

Николенька пытается понять себя и окружающий мир

Самый родной человек

Отца надо уважать

Учитель должен быть всегда

Невозможно представить жизнь без няни

Взросление

Счастье

Почёт

Классы

Член семьи

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

«Цифры» И.А.Бунин

Женя

Дядя

Мама и бабушка

Мальчик

Взрослый

Родные

Маленький, капризный

Умный, строгий

Добрые, безучастные

Просит, настаивает, плачет

Ленится, не хочет баловать, «не слышит»

Любят, скрывают, не жалеют

Ребёнок просил, чтобы взрослые обратили на него внимание

Считает, что это верный подход в воспитании ребёнка

Разве так правильно поступать?

Жалость

Не прав

Недоумение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

«Хамелеон» А.П.Чехов

Очумелов

Надзиратель

Грубый, несправедливый

Отбирает, дрожит, заискивает

Меняет свое мнение в зависимости от ситуации

Хамелеон

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Пирожников Тимофей Приезжает, живёт, мечтает

Поёт, слушает, спасает

Учит, злится, ругается

Помогает, работает, танцует

Открыт для всего нового

Самый светлый человек

Сложный персонаж

Окружающие ценили этого человека

Жизнь

Любовь

Одиночество

Иван

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

« Данко » М . Горький

Данко

Герой

Отважный, сильный духом

Зовёт, спасает, погибает

Такие люди вызывают восхищение

Подвиг

«Челкаш» М.Горький

Челкаш

Вор

Свободный, смелый

Плывёт, любуется, отдаёт

Для него главное быть свободным от всего

Порядочность

Гаврила

Парень

Трусливый, жадный

Боится, трясется, пытается убить

Откуда у простого крестьянина такая жадность?

Презрение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Необычайное приключение,

бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В.В.Маяковский

Солнце

Златолобо

Яркое, смелое

Светит, приходит, разговаривает

Светить всегда, светить везде

Предназначение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Хорошее отношение к лошадям»

В.В.Маяковский

Лошадь

Лирический

герой

Толпа

Животное

Участник

Зеваки

Безобидная, трудолюбивая

Добрый, милосердный

Злая, бесчувственная

Упала, лежит, плачет

Жалеет, успокаивает, поддерживает

Ходит, скучает, смеётся

Мы в ответе за тех, кого приручили

Все мы немножко лошади…

Лишена милосердия и сострадания

Ответственность

Человек

Жестокость

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Юшка» А.Платонов

Юшка

Человек

Нужный, добрый

Работает, живёт, помогает

Я нужен, раз живу на свете

Милосердие

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Рыбаков Егор

«Кусака» Л.Андреев

Кусака

Собака

Одинокая, безымянная

Сторожит, знакомится, любит

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми…»?

Тоска

Леля

Девочка

Юная, «добрая»

Скучает, приручает, бросает

«Собака выла…»

Тоска

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина


  • Выполнили учащиеся 7 класса:

  • Андреева Любовь,

  • Афанасьева Кристина,

  • Чикина Елена.

  • Руководитель: учитель литературы

  • Давыдова М.А.

Эпиграф

  • Пока мы боль чужую чувствуем,

  • Пока живёт в нас сострадание,

  • Пока мечтаем мы и буйствуем,

  • Есть в нашей жизни оправдание.


Задачи проекта по литературе:

  • при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими;

  • формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;

  • научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию;

  • воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»;

  • формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека;

  • формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.


Введение

    Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.


Лексическое значение слов по Толковому словарю Ожегова:

  • Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживанию других.

  • Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.


Лексическое значение слов по словарю Ушакова:

    Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.


    Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.


По словарю Ушакова:

  • Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм".

  • Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"


    Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".


По словарю Даля:

  • ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».

  • Добро делай, никого не бойся.

  • От добра худа не бывает.

  • За добро злом не платят.


Словарная работа по словарям синонимов и антонимов:

  • Сочувствие- сострадание

  • Синонимы:

  • Милосердие, доброта, гуманизм.

  • Антонимы:

  • Равнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостность


Произведения, изученные по теме в 7–ом классе: М.Горький «Детство». Л.Андреев «Кусака». В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Ф. Абрамов «О чем плачут лошади». А.Платонов «Юшка». Е.Носов «Кукла».


Афоризмы

  • «Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин.

  • «Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд.

  • «Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье» . Плутарх.

  • «Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет».

  • «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.


Афоризмы

  • «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон.

  • «Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).


Божьи заповеди:

  • Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:

  • Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ».

  • Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует , любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ».

  • Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие , вера, кротость, воздержание ».


  • Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас:

  • « Помнящий добро никогда не сотворит зла».


Из «Евангелия от Матфея»:

  • «Возлюби ближнего твоего…»

  • «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас».

  • «Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…»


Социальный опрос, проведенный учащимися. Тема «Нужны ли сочувствие и сострадание в наши дни?» Предварительная работа: -письменное разрешение родителей на проведение социального опроса; -разрешение администрации школы на проведение опроса Ход работы: опрошено 28 взрослых и 20 детей «Результат:

  • «Да»:

  • «Взрослые-28.

  • Дети-18.


Сочинения-миниатюры (выдержки)

  • Из сочинения Чикиной Елены:

  • «При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».


Из сочинения Афанасьевой К.


Из сочинения Андреевой Л.

    Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.


    Алеша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку. Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу. Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкидышем, бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весёлый нрав, золотые руки и беззлобный характер. Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком.


Иллюстрации к обложке книг


Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: «КТО ЖЕСТОК С ЖТВОТНЫМИ, ТОТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ» А.ШОПЕНГАУЭР

  • «Кусака»


«Кусака»

  • «Кусака»


Надо уметь прощать

  • Алексей Нескородов

  • Красиво жить не запретишь И с Божьей помощью, быть может, Ты где-то, в чем-то победишь, Я знаю: Бог тебе поможет!

  • Поможет Он тебе любить, Быть добрым, честным и бесстрашным, Добро на всей земле дарить И жить в гармонии, в мире нашем!

  • Я знаю: много есть всего, Чего бы ты хотел увидеть. Я знаю: есть добро и зло, Есть те, кого можно обидеть!

  • Есть те, кто обижал тебя, Весь мир ты можешь упрекать. Поверь: всем надо жить любя. Поверь: надо уметь прощать!


СИТУАЦИИ

  • Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

  • Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

  • А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

  • Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


  • «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».

  • Владимир Мономах.


Призыв:

  • В представленном разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 7 класса посвящены творчеству Беляева Александра Романовича, Булата Окуджавы, Гоголя Николая Васильевича, Жюль Верна, Пушкина Александра Сергеевича, Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича, Толстого Льва Николаевича, Тургенева Ивана Сергеевича, Чехова Антона Павловича и др.


    В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 7 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

    Представленные темы проектов по литературе 7 класса интересны учащимся, дают возможность проведения самостоятельного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, развивают научное и творческое мышление.

    Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 7 класса могут быть видоизменены и расширены, в зависимости от задач, поставленных для исследования.

    Темы проектов по литературе 7 класс

    Примерные темы исследовательских проектов по литературе для учащихся 7 класса:

    Беляев Александр Романович

    Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".
    Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

    Булат Окуджава

    Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
    Песни Б.Окуджавы о Великой Отечественной войне.

    Гоголь Николай Васильевич

    Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").
    Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
    Гоголь - словесный кулинар.
    Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
    Повесть "Тарас Бульба" в кинематографе.

    Изображение степи в произведениях Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и А.П. Чехова "Степь".
    Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.
    "Тарас Бульба" Н. Гоголя и русский героический эпос.
    Литературное путешествие по гоголевским местам.
    Экранизация произведений Гоголя в отечественной анимации.

    Жюль Верн

    Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.
    Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".
    Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

    Пушкин Александр Сергеевич

    Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
    Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
    Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
    "Притча о блудном сыне" в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина.
    Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
    Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
    Судьба романа "Дубровский" А. С. Пушкина в иллюстрациях, кино, музыке.
    От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").
    Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.
    Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
    Поэзия А. С. Пушкина в музыке.
    Образы цветов в творчестве А. Пушкина.
    Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар» и «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.
    История стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».

    Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

    Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
    Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
    Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    Проблематика и поэтика сказки Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

    Толстой Лев Николаевич

    Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
    Рассказ Л. Толстого "Алеша Горшок" и рассказ Платонова "Юшка".
    Образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького.

    Тургенев Иван Сергеевич

    «Муму» и «Бирюк» И.С. Тургенева.
    Темы и мотивы "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.
    Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
    И.С. Тургенев в изобразительном искусстве.

    Чехов Антон Павлович

    Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
    Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
    Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
    Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
    Изображение степи в произведениях А.П. Чехова "Степь" и Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

    Лермонтов Михаил Юрьевич

    Цветовая гамма в произведениях М.Ю. Лермонтова.
    Лирика М.Ю. Лермонтова.

    Есенин Сергей Александрович

    Читая лирику С. Есенина...
    Венок Есенину.
    Литературно-краеведческая экскурсия «Есенинское Константиново».

    Темы исследовательских работ по литературе 7 класс

    Дополнительные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 7 класса:


    «Здравствуй, здравствуй, я вернулся». Памяти Ю. Визбора.
    «Левша» в изобразительном искусстве.
    «О, Русь моя…». По произведениям русских поэтов ХХ века.
    «Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.
    «Сказ Н.С. Лескова на театральной сцене».
    «Театр не мода, вечен всегда!» (По произведениям русских и зарубежных драматургов 19 века).
    Анализ казачьих пословиц и поговорок XIX – XX вв. – начала XXXI века (сравнительный анализ по категориям)
    Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
    Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
    Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
    Богатыри земли Русской.
    Буклет "Русская усадьба 19 века".
    Быт и нравы Запорожской Сечи.
    Воспитательный процесс в сказках Г.Х. Андерсена.
    Говорящие фамилии в произведениях писателей.
    Две правды в «Песне про купца Калашникова».
    Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
    Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Заслуженно ли забыт писатель…
    Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения (по произведениям русских писателей и поэтов первой половины 19 века).
    Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».
    Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
    История гитары.
    Какие загадки знают современные школьники?
    Какие существуют литературные премии сегодня
    Картины художников, посвящённые русским богатырям.
    Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».
    Лирические интонации в творчестве О. Генри.
    Литературно-краеведческая экскурсия по чеховским местам.
    Литературные места Санкт-Петербурга.
    Литературные сообщества в Интернете.
    Мир, полный приключений. Они – рядом!
    На родине И.С. Тургенева
    Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.
    Образ дождя в творчестве современных поэтов
    Образ Евпатия Коловрата в творчестве русских писателей 19 века.
    Образ Луны в произведениях И. Бунина.
    Образ русалки в романтической литературе XIX века.
    Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе.
    Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.
    Образы главных героев в поэме Мустая Карима «Бессмертие» и поэме Твардовского «Василий Тёркин».
    Образы растений и цветов в литературе.
    Образы-символы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
    Одинокий будетлянин. По творчеству В. Хлебникова.
    Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
    Памятники литературным героям.


    Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
    Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений.
    Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и повесть «Планета людей».
    Подготовьте материал к выставке о М.В. Ломоносове, эпиграфом к которой можете взять слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
    Почему предание о граде Китеже получило такую популярность в русской литературе?
    Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
    Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. (По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»
    Притягательная сила русского народного костюма.
    Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде.
    Романтизм в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века.
    Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
    Русские поэты о празднике Рождества.
    Своеобразие раскрытия темы детства в произведениях русских и зарубежных писателей (произведения по желанию).
    Святочные гадания и баллада В. А. Жуковского "Светлана".
    Символика цвета в произведениях Гаршина.
    Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
    Слова-символы в японской поэзии.
    Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением
    Судьба произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
    Сценарий фильма
    Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи.
    Сюжет былины "Садко" в произведениях живописи.
    Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
    Тема Кавказа в пушкинской лирике.
    Тема Родины, отчего дома, любимого края в произведениях XX века.
    Традиции рождественского (святочного) рассказа в произведении Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
    Хронотоп в ранней лирике В. Маяковского.
    Читательский портрет моего сверстника.
    Язык героев в рассказах М.М. Зощенко.
    Языковые средства создания юмора в произведениях…




Top