Проект по литературному чтению 4. Презентация - Проект по литературному чтению «Природа и мы

Учитель МБУ гимназии №38

Кротова Галина Александровна

1. Тема проекта.

Тема проекта связана с изучением жанра «Сказки» на уроках литературного чтения в начальных классах со знакомством народных и авторских сказок, их видами, национальной самобытностью, особенностями языка. Работая над проектом узнать историю возникновения сказок, попробовать создать свою сказочную страну. Написать сказки при помощи взрослых и ответить на вопрос: «Зачем читать сказки?» и «Чему учат нас сказки?».

2. Сбор информации.

Цель данного этапа: узнать как можно больше интересного об авторских и народных сказках. Поиск информации велся по 2 направлениям. Сходства народных и авторских сказок, а также их различие. А также анализ героев сказок, как положительных, так и отрицательных.

Дети работали индивидуально и группами. Некоторые отправились в школьную и городскую библиотеку, для работы со справочниками, энциклопедиями, журналами и публикациями. Другие с помощью родителей искали информацию в Интернете. Группа детей провела опрос учащихся школы, учителей и родителей:

1. Какие сказки они помнят?

3. Читают ли они сказки сейчас?

Свои материалы ребята представляли классу в виде небольших сообщений. Итогом работы стала понятная доступная информация по исследуемой теме:

3. Обоснование актуальности темы проекта.

В процессе сбора информации участники проекта убедились в том, что выбранная тема актуальна. Сказка - один из древнейших жанров литературы, что она появилась очень давно. Именно этот жанр является основоположником литературных произведений, многие авторы обращались к теме «Сказка». Ни один человек не вырос без сказок, он слышал их с младенчества. Сказки и сейчас любимы и читаемы детьми и взрослыми. В сказках много добра и мудрости.

4. Выявление проблемы и способа ее решения.

Выбранная тема, на взгляд учеников; недостаточно освещена в программе, хотя произведений много. Учащиеся решили сами попробовать написать свои сказки и создать свою страну «Вообразилию». Создать буклет «Там, на неведомых дорожках...» и папку «Наши классные сказки».

5. Цель проекта:

5.1. Собрать дополнительные материалы и сформулировать представление об особенностях уникального сказочного жанра, как народного так и авторского.

5.2. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

5.3 Проект нацелен на воспитание чувства прекрасного, формирование осознанного и выразительного чтения.

6. Задачи проекта:

1. Иметь представление об устном народном творчестве.

2. Изучить материалы учебника.

3. Научить различать виды сказок.

4. Уметь видеть национальные особенности сказок.

5. Создать словарь архаизмов, характерных для русского народа.

6. Поставить инсценировки собственных сказок.

7. Создать папку творческих работ и презентаций.

7. Проблемный вопрос: «Для чего нужно читать сказки?»

8. Творческое название проекта «Путешествие в страну Вообразилию».

9. Работа над проектом.

9.1. Начать работу решили с опроса школьников, учителей и взрослых родственников по опросному листу. Лучшие ответы были оформлены в информационном листе.

9.2. Эта работа помогла составить Викторину и Кроссворд по сказкам.

9.4. В ходе работы над сказками выяснили что в этом виде творчества очень много устаревших слов (архаизмов). Решили создать «Словарь архаизмов».

9.5. Для наглядности и систематизации полученной информации в ходе исследования решили изготовить буклет «Там на неведомых дорожках...».

9.6. Все сказочные истории оформить в папку «Наши классные сказки», а лучше передать в детскую газету «Ставроша».

10. Представление работы.

10.1. Оформили выставку творческих работ.

10.2. Выступили перед детьми начальной школы с инсценировками своих сказок.

10.3. Подарили буклет «Там на неведомых дорожках» учителям русского языка и литературы.

10.4. Провели открытый урок-отчет «Там на неведомых дорожках»

10.5. Наградили всех участников проекта в разных номинациях.

Слайд 1

Проект по литературному чтению «Природа и мы»
Выполнили учащиеся 4 класса.

Слайд 2

Развивать интерес и любовь к природе, природным явлениям, проявление бережного отношения к природе, к родному краю; увлечь чтением рассказов и стихов о природе, повышать творческую активность учащихся.
Задачи

Слайд 3

Лето
Самое теплое и благодатное время года -это конечно же лето. Это мое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода. Летом самые длинные дни в году. Лето - это чудесное время теплой погоды. Именно сейчас оживают реки и озера. Мне очень нравится купаться и загорать. Особенно прекрасна летом природа. Шумит зелеными листьями лес, поспевают ягоды, расцветают самые удивительные цветы. Можно бесконечно гулять по цветущим лугам и любоваться на скромные ромашки. Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Птицы наперебой подают свои голоса, щебечут, поют. Попробуй-ка услышать такой концерт зимой! Множество красок дарят лету цветы. Красные розы, белые ромашки с желтой серединкой, оранжевые лилии, голубые анютины глазки, синие колокольчики. Абрикосы, полосатые арбузы, ароматные дыни, ярко-красные помидоры, желтоватые груши, краснощекие яблоки! Это дары природы, которые по своему раскрашивают лето. Летом природа особенно преображается, когда после долгих жарких дней начинается дождь. Мне особенно нравится «слепой» дождь, когда светит солнце и идет дождь - это очень красивое и интересное природное явление. Природа летом в стихах богата сочными красками. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе. Сергей Есенин о лете. Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

Слайд 4

Стихи о лете
А.А. Фет Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало Что оно горячим светом, По листам затрепетало. С. Я. Маршак Пришел июнь. Июнь! Июнь!- В саду щебечут птицы На одуванчик только дунь - И весь он разлетится, Владимир Орлов Что ты мне подаришь, лето? Много солнечного света! В небе радугу-дугу! Что еще подаришь мне? Сосны, клены и дубы, землянику и грибы! Подарю тебе кукушку, Ключ, звенящий в тишине

Слайд 5

Сильным, слабым он бывает И осенним и грибным, Все растения поливает, Урожай чтоб лучше был Солнце печет, все цветет, Хлеб поспевает, когда это бывает? Цветной аэропланчик - сел на желтый одуванчик.
Краски взял семи цветов- Разноцветный мост готов. Дождик небо украшал, Воду с солнышком мешал Ждали, звали, а показался - все прочь побежали.
ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ

Слайд 6

Красота осени прекрасна. Листья осенью становятся желтыми или красными. А потом они падают с деревьев на землю. Трава тоже меняет цвет на желтый. Солнце осенью светит уже неярко. Осенью все звери и насекомые ложатся в спячку например: медведь, еж, муха, комар.
Осень

Слайд 7

Загадки
Дни стали короче, длинней стали ночи кто скажет, кто знает когда это бывает? Рыжий Егорка упал на озерко сам не утонул и воды не всколыхнул? Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? Он всегда следит за своим нарядом что это такое?

Слайд 8

Лес осенью Меж редеющих верхушек Показалась синева Зашумела у опушек Ярко -желтая листва Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок И, хвостом махая, белка Легкий делает прыжок Стала ель в лесу заметней Бережет густую тень Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. А.Твардовский
Осень Ласточки пропали А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера все спится На дворе темно Лист сухой валится... А.Фет
Стихи

Слайд 9

Слайд 10

Когда наступает осень, люди убирают урожай например: картошку, помидоры, огурцы, перец, морковку.Из этих продуктов люди могут делать заготовки на зиму.

Слайд 11

Зима- прекрасное время года. В народе принято считать,что настоящая зима наступает тогда, когда замерзают водоемы и выпадает снег. Косые лучи зимнего солнца не успевают нагревать её. Ведь солнце ненадолго поднимается над горизонтом. В суровые морозные дни звери даже одеты в зимние шубы и не выходят из своих нор. Земля, вода, лес- всё покрыто снегом, всё погружено в глубокий непробудный сон.
Зима

Слайд 12

Холодным белым пухом Всё небо застлала, А как заснет старуха- Не будет больше пуха. Зимой вырастает Весною тает. Любит снег, снежинки, лед. И на санках с горки катят. И на лыжах круглый год! Потому что эскимос Любит зиму и…
Загадки

Слайд 13

Слайд 14

Весна- кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лучах вместе с воробьями. Всё хорошо в это время года, в особенности если вы любите природу. Прилетают из дальних стран птицы, начинают цвести цветы, распускаются почки на деревьях, зеленеет трава, начинают выползать разные насекомые, многие животные выходят из зимней спячки весной. Весна самое любимое мое время года потому, что весной вся природа оживает.
Весна

Слайд 15

Весенняя девчонка- Пухленькие щёчки. Желтые сережки Да голенькие ножки Перед Пасхой народ Девочку в гости зовет. Выйдут на балконы В зеленых балахонах. Хрустальные бусы На солнце тают, Текут ручьями, Тепло встречают.
Загадки

Слайд 16

Ф. И. Тютчев Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
А. Н. Плещеев Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Проект: «Былины.Богатыри русские»

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Выполнили: ученики 4 «В» класса

Учитель: Кречетова Ю.С.

МБОУ «Школа №38» (филиал)

г.Рязань

2016г

1.Введение

2.Основная часть

Определение понятия «былины, богатырь».

Опрос среди одноклассников и его результаты

3. Заключение. Закрепление материала с помощью защиты стендового доклада.

4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

« Былины.Богатыри русские »

Актуальность и практическая значимость проекта : мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Гипотеза (предположение):

что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.

Богатырь – это пример великого духа русского человека.

Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри

Задачи:

Научиться работать коллективно;

Изучить и рассмотреть различные источники информации на тему « Русские богатыри »;

Дать определение « былины, богатырь »;

Изучить историю богатырей ;

Подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях среди одноклассников, учеников 3в класса с помощью защиты стендового доклада.

Участники проекта – 4 «В» класс, разделённый на пары.
Проект среднесрочный.

Формы представления учащимися результатов исследования :

    Стендовый доклад (защита пар).

    Презентация (на все пары)

Что такое былины?

  • Былины - русские народные песни-сказания о богатырях.
    Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной

    жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная

    гордость.

    Былина произошла от слова «быль», Слагались былины сказителями - хранителями русской старины. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Значение слова Богатырь :

1. русских былин и сказок.

отличающийся необычайной

мужеством, удалью.

2. крепкого сложения,

Главные богатыри Руси:

Русский богатырь Илья Муромец

Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович) - один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, народный заступник.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Старцы велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу Киеву» и приходит сперва к тому камню неподвижному. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру, служит ему и народу русскому. Про это прочитайте в былинах «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Русский богатырь Добрыня Никитич

Хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец - он не щадит врага.

Среди богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.

Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей.

В былинах часто говорится о нём, что нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство.

Добрыня гусляр, певец (или скоморох). Добрыня совершает много подвигов: один из важнейших, первый по времени подвиг его – бой во время купания в Почай -реке со Змеем. Богатырь освободил из пещеры пленников, между которыми была и племянница князя Владимира, «молода Забава Путятишна».

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с матерью Добрыни, в добром согласии и мире.

Русский богатырь Алеша Попович

К нему русский народ не относился с сочувствием. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». Но относятся к нему со снисхождением. Богатыри говорили, что он хвастается своей удалью.

Но есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает слово «смелый». У него есть желание победить врага. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие.

В русских былинах Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Предположение:

Илья Муромец,

Добрыня Никитич и Алеша Попович

это призыв

и стремление народа к единству. Сила народа –

в единении. Объединение качеств трех богатырей

говорит о том, что для защиты родины, победы важна

не только сила натиска, но и находчивость и умение

решать вопросы мирным путем.

«Три богатыря» -

это образ богатырского духа и мощи русского народа.

Русский богатырь

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка - народный богатырь, герой сказок Киевской Руси. Никита занимался выделкой кож и, в результате своей тяжелой работы, развил в себе необычайную силу.

Однажды, змей украл у киевского князя дочь. Та, вместе с голубем отправила отцу письмо, в котором написала, что змей боится только одного богатыря - Никиту Кожемяку. Князь с трудом убедил его сразиться со змеем. Никита обмотался пенькой, обмазался смолой и пошел на змея. В тяжелом сражении Никита одолел его и освободил княжескую дочь.

Сказка о Никите очень древняя. Ее датируют 9-10 веком. Есть версия, что у Никиты был прототип в лице богатыря, победившего печенежского великана, который потом превратился в змея.

Русский богатырь Микула Селянинович

Микула Селянинович – русский богатырь, умеющий крестьянствовать. Микула – земледелец, трудяга. От него исходят уверенность и мощь.

А какой замечательной внешностью наделил Микулу русский народ! Богатырь статен, могуч, у него глаза ясны, как у сокола, а брови черны, словно соболиные. А кудри какие чудные! Качаются, словно жемчуг рассыпается. Русский народ не поскупился на краски, чтобы достойно изобразить русского богатыря!

Труды Микулы Селяниновича славные! И связаны они с матушкой-землей. Он ловко управляется с сохой. Борозды такие делает, что если в один край уйти, то и другого не видать. Мощные коренья вывертывает, как каменья, валит в борозды.

При знакомстве с былиной о Вольге и Микуле Селяниновиче, приходит понимание того, что симпатии русского народа на стороне землепашца Микулы, а не вояки богатыря Вольги. Первенство в силе и достоинстве они отдают именно тому богатырю, который связан с матушкой-землей.

А заканчивается былина Вольге и Микуле Селяниновиче добрым рассказом именно о Микуле. О том, как он с рожью управляется, да крестьян угощает.

МНОГО БЫЛО БОГАТЫРЕЙ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ:

Богатырь Святогор, богатырь Вольга, богатырка Синеглазка…

А и сильные, могучие

богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей

Земле!

Не топтать их коням Землю

Русскую

Не затмить им солнце наше

красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не

шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Народные пословицы:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Вывод- Заключение:

Тема нашего проекта важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

4. Использованные материалы.

1.Картинки с сайта в Интернете

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

3. Интернет-сайт Википедия

Подготовили ряд вопросов в виде анкеты. Опрошены ученики 3в класса(19ч)



Как решить проблему? 1.Познакомиться ближе с разными детскими журналами. 1.Познакомиться ближе с разными детскими журналами. 2.Выяснить, кто их создает. 2.Выяснить, кто их создает. 3.Выяснить, о чем пишут в журналах. 3.Выяснить, о чем пишут в журналах. 4.Сделать вывод: нужно ли читать детские журналы? 4.Сделать вывод: нужно ли читать детские журналы? 5.Создать проект своего журнала. 5.Создать проект своего журнала.






Рубрики журналов Почитаем/ стихи, рассказы, сказки Почитаем/ стихи, рассказы, сказки Анкета Анкета Мастерица/ сделай сам Мастерица/ сделай сам Раскраска Раскраска Комиксы/ читалка –хохоталка /анекдоты Комиксы/ читалка –хохоталка /анекдоты Загадки/ребусы /кроссворды /головоломки Загадки/ребусы /кроссворды /головоломки Наша почта Наша почта Конкурсы для читателей Конкурсы для читателей Живой уголок Живой уголок Фокусы Фокусы Рецепты Рецепты Поздравляем Поздравляем


Проект «Наш журнал» этапы работы: 1.Выбрать тему и название журнала. 1.Выбрать тему и название журнала. 2. Выбрать рубрики журнала. 2. Выбрать рубрики журнала. 3.Подобрать информацию для рубрик. 3.Подобрать информацию для рубрик. 4.Подобрать иллюстрации для рубрик. 4.Подобрать иллюстрации для рубрик. 5.Придумать обложку журнала. 5.Придумать обложку журнала. 6.Оформить журнал. 6.Оформить журнал.




Данный раздел содержит темы исследовательских работ и проектов по литературному чтению для 4 класса , которые способствуют формированию у учащихся собственной читательской позиции, а также творческих способностей.


В данном разделе предлагаются темы проектов по литературному чтению для 4 класса начальной школы, которые способствуют формированию у учащихся читательской позиции, формированию собственного мнения о прочитанном произведении, а также рассчитаны на проведение самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.

Представленные темы исследовательских работ по литературному чтению для 4 класса начальной школы интересны учащимся возможностью проведения сопоставительного, аналитического и обобщающего анализа, а также более углубленного изучения выбранной темы.

Предложенные темы проектных работ литературному чтению в 4 классе начальной общеобразовательной школы можно отредактировать и расширить по необходимости и сконсультацие учителя - руководителя проекта.

Темы проектов по Литературному чтению, 4 класс

Примерные темы исследовательских проектов по литературному чтению для 4 класса:


О времени года. Праздник поэзии.
Богатыри прошлого и настоящего.
Великий подвиг моего народа.
Воздействие красоты на героев произведений.
Времена года. Праздник поэзии
Детские журналы
Законы волшебной сказки.
Зима в изображении русских поэтов.
Золото в русских сказках.
Иванушка-дурачок - главный герой народного творчества.
Интерес к истории в былинах.
Как повысить скорость чтения?
Какая роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?
Л.Андреев "Петька на даче" и А.П. Чехов "Ванька"
Мотивы весны в поэзии и живописи
Никто не забыт, ничто не забыто!
Они защищали Родину!
Отражение древних представлений о мире в волшебных сказках.
Почему необходимо чтение?
Поэзия В.А. Жуковского.
Поэзия И.А. Бунина.
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Русские богатыри
Сборник произведений о Родине.
Сказки Г.Х. Андерсона.
Создаём свою сказку
Создание коллажа «Моя Родина»
Создание сборника былин
Сравнение литературного произведения Л. Кушнера «Сирень» и живописного произведения П. Кончаловского «Сирень».
Сравнение положительного и отрицательного героя сказки.
Сравнение содержания произведения с иллюстрациями.
Сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»
Сравнительный анализ стихов об осени А.С. Пушкина и А.А. Фета.
Средства художественной выразительности в стихотворениях.
Тайны имени
Там на неведомых дорожках.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Что такое подвиг?
Элементы волшебной сказки в авторских произведениях.
Яркие краски в стихотворениях С.Я. Маршака.



Top