Проблемные аспекты предотвращения кризисной ситуации в организации. Кризисы в деятельности предприятия

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность подвергнута различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

Одним из наиболее значимых факторов, на наш взгляд, который может привести к кризису на предприятии является недостаток управления.

Качество управления современным предприятием существенно влияет на результаты его деятельности. Ошибки в производственной деятельности и управлении предприятием могут привести к его убыточности и несостоятельности (банкротству). Поэтому неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Мы выявили следующие факторы, которые наиболее существенно влияют на качество управления, это: отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентации на краткосрочные результаты, что, в свою очередь, негативно отражается на среднесрочных и долгосрочных; низкая квалификация и неопытность менеджеров; уход от ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Сегодня на первый план все больше выходят вопросы, связанные с предупреждением зарождения и развития кризисных процессов, а также процедуры их своевременной и достоверной диагностики.

Поэтому хорошо организованное и грамотно управляемое предприятие сможет выйти из сложной ситуации, в отличие от предприятия, управление которым осуществляется неудовлетворительно, даже если текущие финансовые показатели его работы хорошие. Вследствие этого особую актуальность приобретают вопросы построения качественной системы управления предприятием.

С точки зрения проблем предупреждения кризисов на предприятии, методика оптимизации качества управления позволяет своевременно определить эффективность функционирования организации, выявить проблемные участки и принципиальные недостатки в ее деятельности, тем самым, не допустить развития кризисных процессов и убыточную деятельность. Диагностика системы управления не только позволяет определить текущее состояние дел на предприятии на базе финансовых показателей и коэффициентов, но и позволяет оценить деятельность предприятия на перспективу.

Антикризисное управление предлагается рассматривать как комплекс мер, позволяющих своевременно предупреждать зарождение и развитие кризисных процессов на предприятии, разрабатывать и реализовывать наиболее правильный вариант выхода предприятия из состояния кризиса, а также эффективно (с минимальным ущербом для всех субъектов экономической деятельности) ликвидировать факторы проявления кризиса. Другими словами, антикризисное управление заключается в разработке направлений по предупреждению и ликвидации зарождения, развития и последствий кризиса на предприятии.

Таким образом, мы считаем, что наиболее оптимальные пути разрешения кризисных процессов на предприятии на основе повышения эффективности управления следующие: исследование эффективности существующих методик состоятельности предприятия, предупреждения кризисов на различных стадиях развития и обеспечения конкурентоспособности; определение ключевых направлений повышения эффективности управления и критериев качества системы управления на предприятии; разработка практической методики управленческого процесса и оптимизации организационной структуры предприятия; обоснование комплексной методики оптимизации качества управления на предприятии;

Внедрение этих решений в практику антикризисного управления, позволит повысить надежность работы и экономическую эффективность предприятий, а также оздоровить экономику в целом.

Литература: Агафонова, Н. Н. Антикризисное управление [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под. общ. ред. А. Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. универ. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Омега, 2008. – 542 с. Бахвалов, Н. С. Антикризисное управление предприятием [Текст] : учеб. пособие для экономич. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков; под общ. ред. К. В. Балдина. – 4-е изд. – М. : Гардарики; СПб. : Нев. диалект, 2008. – 438 с. Зуб А.Т. Методология антикризисного управления предприятием [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. Б. Юн; под. общ. ред. А. Г. Каргина; авт. вступ. ст. Н. Н. Подкопаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. универ. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Дело, 2008. – 340 с.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Писаренков Олег Сергеевич. Предупреждение кризисных процессов на предприятиях на основе оптимизации качества управления: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2005 153 с. РГБ ОД, 61:06-8/1874

Введение

Глава 1. Предупреждение кризисных процессов на предприятии: проблемы, задачи, пути решения 9

1.1 Причины и следствия кризисов, методы диагностики и предупреждения кризисов 9

1.2 Развитие методик предупреждения кризисов, нефинансовые показатели деятельности предприятия 19

1.3 Качество управления как основополагающий фактор результатов его деятельности 28

Выводы по первой главе 42

Глава 2. Оптимизация качества управления и его влияние на результаты деятельности предприятия 46

2.1 Критерии оптимизации качества управления в контексте предупреждения кризисных процессов 46

2.2 Ключевые аспекты управления предприятием в условиях рынка 55

2.3 Подходы к методике предупреждения кризисных процессов на предприятии через оптимизацию управления 77

Выводы по второй главе 86

Глава 3. Методика изучения и оптимизации качества управления на предприятии 89

3.1 Комплексная методика изучения качества управления на предприятии 89

3.2 Оптимизация информационной структуры предприятия 95

3.3 Оптимизация организационной структуры предприятия 111

3.4 Эффективность применения методик оптимизации качества управления 126

Выводы по третьей главе 131

Заключение 134

Библиографический список использованной литературы 139

Приложения 145

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Качество управления современным предприятием существенно влияет на результаты его деятельности. Ошибки в производственной деятельности и недостатки в управлении предприятием могут привести к его убыточности и несостоятельности (банкротству). Убыточность предприятия означает нанесение вреда не только самому предприятию, но экономике государства и всему обществу путем неэффективного использования ограниченных ресурсов, и с этих позиций банкротство является методом прекращения его убыточной деятельности. Основным способом недопущения убыточной деятельности предприятия является предупреждение развития кризисных процессов.

В настоящее время накоплен значительный опыт проведения различных процедур банкротства, однако, как свидетельствуют статистические данные, на практике доминируют ликвидационные процедуры. Следует заметить, что доля убыточных предприятий в экономике намного больше, чем количество дел по несостоятельности. Из этого следует, что предприятие, прежде чем окончательно разориться, долгое время ведет убыточную деятельность, и существующие правовые механизмы не позволяют исправить эту ситуацию. В то же время, как показывают исследования, определение кризисно ситуации на предприятии (несостоятельности) по официальной методике не всегда свидетельствует о реальной их несостоятельности.

Введенный в действие с 1993 г. и затем неоднократно корректируемый Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» имеет несовершенный механизм реализации. В первую очередь это касается диагностики кризисных ситуаций и обоснованности оценки несостоятельности предприятий. При прогнозировании и диагностике кризисных ситуаций на предприятиях используются различные методы

оценки, которые преимущественно базируются на финансовых показателях. В связи с этим прогнозирование носит характер некой экстраполяции результатов деятельности, которая не учитывает качественное состояние предприятия, а также наличие многих причин кризисов. Поэтому хорошо организованное и грамотно управляемое предприятие в состоянии выйти из сложной ситуации, в то время как предприятие, управление которым осуществляется неудовлетворительно, окажется в кризисной ситуации, даже если текущие финансовые показатели его работы хорошие. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы построения качественной системы управления предприятием. Ее изучению посвящены классические и современные работы таких отечественных и зарубежных авторов как: И. Ансофф, А.Н. Андрухович, Д. Бодди, Д.В. Валовой, М. Вебер, П. Друкер, Ю.С. Дулыциков, П.В. Забелин, Н.Л. Карданская, В.И. Кнорринг, Э.М. Короткое, Г. Кунц, В.И. Меньшов, А. Морита, А.И. Наумов, П.В. Нестеров, Н.Н. Пилипенко, З.П. Румянцева, А.Н. Силин, Н.А. Соломатин, Ф. Тейлор, Р. Уотермен, Э.А. Уткин, А. Файоль, Ф. Хедоури, К. Хейлс, В.А. Шаховой, Г. Эмерсон, и др.

Вопросы антикризисного управления и методов преодоления кризисных процессов изложены в трудах отечественных ученых: СВ. Антюганова, СП. Беляева, А.В. Богомолова, А.В. Волкова, Ю.В. Гусарова, И.А. Дуборкиной, А.Н. Дондукова, М.Е. Залманова, Г.П. Иванова, А.П. Ковалева, Э.М. Короткова, Г.М. Курошева,

Е.Г. Красновий, Е.Б. Лисицына, Г.П. Лузин, М.Д. Медников, а Ю.М. Осипова, К.В. Павлова, Е.А. Фролова, И.В. Циганова, В.А. Шевченко, и др.

Несмотря на значительный интерес и большое число фундаментальных научных трудов и публикаций в периодических изданиях, ряд ключевых теоретических и методических вопросов создания и функционирования системы управления на предприятии раскрыт не в полной мере.

Существующие работы по управлению предприятием акцентируют внимание на разработке целей, функций, способов их достижения, в то время как вопросы диагностики качества самого управления, управленческой структуры, ее оптимизации, остаются в тени. Недостаточно раскрыты вопросы практического создания системы управления, и в первую очередь, алгоритмы бизнес-процессов, их приоритетность. Большего внимания требуют вопросы оценки качества действующей системы управления, выработки оптимизационных критериев и методов.

С точки зрения проблемы предупреждения кризисов на предприятии, методика оптимизации качества управления позволит своевременно определить эффективность функционирования организации, выявить проблемные участки и принципиальные недостатки в ее деятельности, тем самым не допустить развития кризисных процессов и убыточную деятельность. Диагностика системы управления не только позволяет определить текущее состояние дел на предприятии на базе финансовых показателей и коэффициентов, но и позволяет оценить деятельности предприятия на перспективу. Это определяет актуальность и практическую значимость диссертационного исследования.

Целью работы является поиск способов предупреждения кризисных процессов на предприятиях на основе повышения эффективности управления, а также разработка методики оптимизации системы управления на предприятии.

Для решения поставленной цели в ходе исследования решены следующие задачи:

Анализ состояния предприятий, проблем оценки их экономической несостоятельности, а также возможностей антикризисного управления и эффективности существующих процедур антикризисного управления;

Экспертное изучение причин неплатежеспособности предприятий с позиций и интересов различных субъектов экономических отношений и показателей,

количественно определяющих экономическую несостоятельность предприятий;

Исследование эффективности существующих методик диагностики несостоятельности предприятий, предупреждения кризисов на различных стадиях развития и обеспечения конкурентоспособности;

определение ключевых направлений повышения эффективности управления и критериев качества системы управления на предприятии;

Обоснование и разработка комплексной методики оптимизации качества управления на предприятии;

Разработка практической методики управленческого анализа и оптимизации организационной структуры предприятия с использованием сетей Петри.

Объектом исследования является процесс функционирования предприятий и организаций и предупреждения на них кризисных явлений.

Предметом исследования явились экономические и организационные отношения между государством и хозяйствующими организациями в процессе предупреждения кризисных явлений и совершенствования управления предприятиями на основе оптимизации его качества.

Теоретической и методологической основой исследование являются теоретические и методологические положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, работающих в области экономики, организации и управления предприятием, а также исследования кризисов и антикризисного управления, законодательные акты, концепции и положения по государственному регулированию и антикризисному управлению.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись методы наблюдения и сравнения, системного и управленческого анализа, синтеза, абстрагирования, моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному, а также специальные методы управления, теории автоматического управления, теории принятия решений, методы построения

корпоративных информационных систем и системного представления организации управления.

Информационной базой послужили обзоры аналитических материалов, опубликованных в периодической печати, материалы научно-практических конференций и семинаров, самостоятельные исследования автора, данные, размещенные в сети Интернет, статистические данные государственных органов РФ, нормативно-правовые документы.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

Определены подходы к предупреждению развития кризисных процессов на предприятии, доказана взаимосвязь прогнозирования несостоятельности предприятия и уровня его конкурентоспособности;

Разработаны критерии оптимизации качества структуры управления с целью предупреждения кризисных процессов, в том числе сформулированы критерии эффективности структур управления: функциональный, информационный и оперативный;

Определены пути повышения конкурентоспособности предприятия: адаптационный, инновационный и повышения качества управления, уточнены их достоинства и недостатки;

Разработана комплексная модульная методика оптимизации качества управления на предприятии с целью предупреждения кризисных процессов;

Разработана специальная методика исследования качества и оптимизации организационной и информационной структур предприятия с использованием сетей Петри.

Практическая значимость исследования заключается в разработке подходов к предупреждению кризисов в деятельности предприятия и комплексной методики оптимизация качества управления предприятием в целях предупреждения развития кризисных процессов. Внедрение приведенных в работе подходов и методик в практику антикризисного

управления позволит повысить его экономическую эффективность, повысить надежность работы предприятий и оздоровить экономику в целом.

Основные положения и результаты, выносимые на защиту: научно-методические рекомендации и концепция качественной оптимизации деятельности предприятия с целью предупреждения кризисных процессов;

Подходы к изучению и оптимизации качества управления предприятием;

специальная методика исследования качества и оптимизации организационной и информационной структур предприятия с использованием сетей Петри;

Комплексная модульная методика оптимизации качества управления на предприятии с целью предупреждения кризисных процессов.

Апробация результатов работы: результаты исследования и выводы автора докладывались, обсуждались и получили одобрение на научных конференциях: межвузовских студенческих научно-практических конференциях в ИЭАУ в 2003, 2004г., научно-практической конференции в РАГС при Президенте РФ в 2004г., конференции молодых ученых в ИПКгосслужбы в 2004г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 4 приложений.

Диссертация выполнена на кафедре антикризисного управления Института повышения квалификации государственных служащих при Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 2002-2005 гг.

Причины и следствия кризисов, методы диагностики и предупреждения кризисов

В настоящее время в экономической науке различают значительное количество видов кризисов, связанных как с цикличностью развития, так и с просчетами в деятельности конкретных субъектов. Определения и классификация кризисов, предложенная в ряде публикаций носит общий характер, что объясняется широтой предмета изучения. В контексте данной работы можно остановиться на определении кризиса как ситуации, создающей угрозу или препятствие дальнейшего осуществления субъектом своей деятельности. Результаты кризиса могут быть как отрицательными, так и положительными. Отрицательные результаты кризиса на предприятии - это прекращение (стагнация) деятельности, увольнение сотрудников и т.п. Положительные результаты - это реорганизация деятельности, освоение новых технологий, выход на новые рынки, и, как следствие, увеличение оборота, прибыли и пр. На основании этого представляется необходимым различать «кризисы развития» и «кризисы ошибок». Первые относятся к ситуациям, когда предприятие по мере своего развития достигает точки бифуркации, после которой оно может либо стагнировать, либо совершить эволюционный скачок и выйти на новый уровень деятельности. В таком кризисе результат во многом зависит от персональных предпочтений руководства и владельцев предприятия (предполагается, что предприятие работает нормально, вся необходимая информация поступает к менеджменту вовремя). В свою очередь, «кризисы ошибок» - это такие кризисы, в которые предприятие попадает в результате своих ошибочных действий - неправильные действия менеджмента, использование недостоверной информации, неэффективная организация работы и пр. Соответственно, кризисы первого типа нельзя предотвратить, можно только способствовать их более легкому прохождению, в то время как кризисы второго типа предупреждать можно и нужно , и содействовать этому должны как сами предприятия, так и государство, регулирующим инструментом которого является институт антикризисного управления.

Антикризисное управление по своей сути заключается в разработке и реализации наиболее рационального варианта выхода предприятия из состояния кризиса. Данное определение соответствует общепринятым подходам . В существующей литературе антикризисное управление часто приравнивается к арбитражному управлению , которое жестко регламентируется законодательством РФ о несостоятельности и связано, прежде всего, с реализацией мер по проведению процедур банкротства предприятий, что на современном этапе развития экономики государства и законодательной базы представляется недостаточно полным. В существующей практике также происходит отождествление понятий «кризис», «несостоятельность» и «банкротство». Несостоятельность и банкротство отождествляются на уровне Федерального Закона. Действительно, несостоятельность является качеством, атрибутом текущего состояния организации, а банкротство - процедурой или процессом, одним из возможных следствий несостоятельности. Понятие «кризис» несколько шире, подразумевает некоторые нарушения в функционировании предприятия, однако приобретает юридический смысл только тогда, когда оно соответствует понятию «несостоятельность», а до того времени является внутренним делом организации. В этой ситуации представляется необходимым растождествить понятия кризиса и банкротства и понимать антикризисное управление (в соответствии с самим названием) именно как меры по разработке и реализации наиболее рационального варианта выхода предприятия из состояния кризиса.

Учитывая относительную стабилизацию экономики в России, создаются более благоприятные условия для финансового оздоровления предприятий. Исходя из этого, основной недостаток определения антикризисного управления как комплекса мер по разработке и реализации наиболее рационального варианта выхода предприятия из кризисного состояния видится в том, что по нему антикризисное управление предполагает наступление некоего кризиса, из которого надо выводить предприятие. Эта концепция, актуальная в 90е годы, сегодня является несколько устаревшей. Последние тенденции говорят о том, что развитие антикризисного управления как комплекса мер, направленных на устранение последствий кризиса, уходит в далекое прошлое и России, и других стран мира. Эти меры связаны с несостоятельностью, назначением «администрации», конкурсным производством . Сегодня на первый план все больше выходят вопросы предупреждения зарождения и развития кризисных процессов и, как следствие, процедуры их своевременной и достоверной диагностики .

По мнению д-ра экон. наук М.И. Гончарова, в результирующем виде современная концепция антикризисного управления заключается в совершенствовании механизма создания условий для финансового оздоровления предприятий с решением проблем: антикризисного регулирования (макроэкономическая категория) -создание на государственном уровне организационно-экономических и нормативно-правовых рычагов воздействия, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций (совершенствование законодательной базы, преодоление кризиса неплатежей, оздоровление (санация) жизнеспособных предприятий и т. д.);

Развитие методик предупреждения кризисов, нефинансовые показатели деятельности предприятия

Существующие методики антикризисного управления, несмотря на то, что они с успехом позволяют решать существенную часть проблем, имеют ряд недостатков. Если рассматривать данные Высшего Арбитражного Суда по несостоятельным предприятиям, видно, что в 2002 году количество дел о банкротстве существенно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. На 1 января 2002 года в производстве находилось 43185 дел, а на 1 января 2003 года в производстве находилось 84937 дел, из них дел о банкротстве отсутствующего должника 69270 .

С началом действия нового закона в 2003 году количество дел также резко сократилось, главным образом потому, что теперь, прежде чем начинать процедуру банкротства отсутствующего должника, необходимо определить источники финансирования данной процедуры. Как видно из таблицы 1, доминирует начальная (наблюдение) и ликвидационная (конкурсное производство) процедуры банкротства. При этом, если процедура внешнего управления была введена в 2003 году в отношении 2081 предприятия (8,4% от общего количества возбужденных дел о банкротстве), то в результате проведения этой процедуры только в 28 случаях (1,3% от количества дел, по которым проводилась процедура внешнего управления, или 0,11% от общего кол-ва дел) производство было прекращено в связи с удовлетворением требований кредиторов. Таким образом, имеем приблизительно следующие результаты: около 95% дел о банкротстве превращаются в конкурсное производство, 4% заканчиваются мировым соглашением, менее 1% - финансовое оздоровление и успешное внешнее управление (рис.2). Таким образом, если имеющаяся до сегодняшнего дня процедура банкротства позволяла прекратить дальнейшую неэффективную растрату ресурсов кризисным предприятием, то сейчас необходимо создание механизма, позволяющего предотвратить само появление таких предприятий . Банкротство - это всегда крайняя мера, когда кредиторы не могут договориться с управляющим (владельцем) предприятия, не получают обратно кредитованные средства или доход от бизнеса (а чаще терпят огромные убытки) и вынуждены идти на крайние меры - обращаться в суд - для возврата хотя бы части вложенных средств. Реальное количество убыточных организаций гораздо больше (по данным РосСтатАгенства, около 40% в 1999-2000 годах ). Количество предприятий, находящихся на различных стадиях банкротства, намного меньше. Таким образом, очевидно наличие трудностей. Убыточность предприятия означает либо «проедание» основных средств, либо «проедание» заемных средств, что так или иначе приведет к банкротству. При этом одна лишь убыточность предприятия не позволяет констатировать его несостоятельность (или кризис с юридической точки зрения) и инициировать процедуры банкротства.

С другой стороны, в различной литературе отмечается, что формирование и развитие рыночных отношений подразумевает наличие эффективно действующей системы санации и банкротства хозяйствующих субъектов. Создание системы банкротства стало одним из институциональных результатов, достигнутых в ходе реализации экономических реформ в российской экономике . В качестве альтернативы (по характеру последствий), с одной стороны, и как логическое развитие и расширение понятия "система банкротства", с другой стороны, выступает санация экономических субъектов, т.е. профилактика и предупреждение развития кризисных процессов. Формирование системы мер и процедур санации происходит значительно сложнее, требует выраженного системного подхода со стороны регулирующих органов.

Критерии оптимизации качества управления в контексте предупреждения кризисных процессов

В первой главе данной работы был сделан основной вывод о том, что функция управления предприятием является важнейшим фактором эффективности его работы. Это прямо подтверждается теоретическими исследованиями в области экономики предприятия , об этом говорят ведущие топ-менеджеры крупных корпораций и консалтинговые организации , это косвенно подтверждается ненадежностью методик прогнозирования, основанных на финансовых показателях деятельности предприятия, а также результатами государственного регулирования процессов антикризисного управления, основанного на финансовых результатах деятельности предприятия. В результате на первый план выходит задача обеспечения качественного управления организацией, оптимизации качества управления в соответствии с текущими потребностями предприятия. Для того, чтобы рассматривать оптимизационные критерии, необходимо определить контекст их применения.

Управление в общем смысле рассматривается как функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами системы, а также данной системы с окружающей её средой. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения. Для любого предприятия в условиях свободного рынка характерна динамическая организационная структура, приспосабливающаяся под изменяющиеся внешние условия, а также режим и содержание работы, соответствующие цели деятельности данного предприятия. Учитывая, что и структура предприятия, и содержание его деятельности динамически изменяются в соответствии с внешними условиями и интересами руководителя (собственника), основная задача руководителя предприятия состоит в том, чтобы создать такую управляющую систему, которая обеспечивала бы ему регулярное (с необходимой частотой и детализацией) получение информации о состоянии всей организации и каждого составляющего элемента в отдельности, а также позволяла оперативно воздействовать на функционирование системы в требуемой части с необходимым усилием (рис.5). Интересно отметить, что в авиации под эффективностью органов управления понимается их способность создавать при своём отклонении управляющий момент относительно соответствующей оси координат. Применяя данное положение к деятельности предприятия, получаем, что управление организацией эффективно, когда при минимальных затратах времени и сил руководителя достигается максимальный результат. Это полностью согласуется с понятием экономической эффективности, которая определяется как отношение между получаемыми результатами производства - продукцией и материальными услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой.

По мнению классика современной западной теории управления П. Друкера, управление - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента «производственные ресурсы» остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. Управление не может быть пассивным и адаптивным, напротив, оно подразумевает активные действия, направленные на достижение требуемого результата. Предприятие создаётся и управляется людьми, управлять предприятием - значит управлять на основе поставленных целей, менеджмент сам субъект и творец. Предприятие не управляется «факторами», экономические факторы устанавливают ограничения для того, что может сделать менеджмент. Бизнес не возможно определить с точки зрения прибыли., прибыль - это не цель предприятия или предпринимательской деятельности, не оправдание его существования, и не объяснение его действий, это проверка их правильности и обоснованности. Косвенная задача любого предприятия - не максимизация прибыли, а достижение уровня прибыли достаточного, чтобы покрыть риски экономической деятельности и, таким образом, избежать убытков .

П. Друкер выделяет две предпринимательские функции - маркетинг и инновации. В данном случае предпринимательство отождествляется с руководством, поскольку руководитель олицетворяет свое предприятие. Соответственно, первостепенными задачами руководителя является налаживание маркетинга и инноваций. Здесь маркетинг понимается в широком смысле как все процедуры, способствующие продвижению товара, его реализации и распространению . Инновации в данном случае синонимичны понятию общественного прогресса, или стратегического направления деятельности.

Комплексная методика изучения качества управления на предприятии

Рассмотренные во второй главе работы вопросы функционирования предприятия позволяют предложить общую методику, или порядок, алгоритм изучения ситуации на предприятии для введения процедуры санации, т.е. предупреждения развития кризисного процесса. Рассматривая систему управления на предприятии именно как систему, необходимо определить особенности такого подхода. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Более конкретно она обнаруживается в следующих моментах.

При исследовании объекта как системы описание элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не «как таковой», а с учетом его «места» в целом.

Один и тот же «материал», субстант, выступает в системном исследовании обладающим одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже принципами строения. Одно из проявлений этого-иерархичность строения систем, причем тот факт, что все уровни иерархии «выполнены» из одного материала, делает особенно трудной проблему поиска специфических механизмов взаимосвязи различных уровней (плоскостей) системного объекта. Конкретная (хотя, быть может, и не единственная) форма реализации взаимосвязи - управление. Поэтому проблема управления возникает практически в любом системном исследовании.

Исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследований условий ее существования. Для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов, и наоборот.

Как правило, в системном исследовании недостаточны чисто причинные (в узком смысле этого слова) объяснения функционирования и развития объекта; в частности, для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения, хотя целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы.

Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе; поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем, существеннейшая черта целого ряда системных объектов - самоорганизуемость. С этим тесно связана и другая особенность: обязательное допущение у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Данный подход к изучению системы управления на предприятии требует изучения каждого из аспектов управленческой деятельности без отрыва от других ее сторон. Поскольку интенциональность человеческого восприятия не позволяет одновременно изучать комплекс факторов, на практике данную концепцию можно реализовать через промежуточное согласование результатов, полученных на различных этапах изучения деятельности предприятия. Ниже предлагается условно разделенная на этапы методика, позволяющая комплексно охватить систему управления на предприятии. Необходимо подчеркнуть, что деление на этапы (пункты) является условным, т.е. для системного изучения качества управления результаты, полученные по каждому из нижеперечисленных пунктов, необходимо рассматривать только в связи со всеми остальными результатами.

Диагностика кризисов в организации - это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и "узких" мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности. Диагностику можно понимать:

  • - как оценку деятельности организации с точки зрения получения общего управленческого эффекта;
  • - как определение отклонений, существующих параметров системы от первоначально заданных;
  • - как оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.

При диагностике кризиса ведется исследование не статического состояния объекта, а его развития во времени. Критериями диагноза организации являются основные технико-экономические показатели этой организации, применяемые в бухгалтерском учете.

Основная информация, необходимая для получения заключения об объекте, обобщается по двум основным блокам:

  • – влияние факторов, стабилизирующих систему;
  • – динамические свойства системы и масштабы их проявления.

Процесс диагностики --исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Прежде чем подробнее остановиться на процессе, необходимо определить, что может являться объектом диагностирования, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие исследованию понятия.

Цель диагностики -- установить состояние объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать правильную и грамотную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на совершенствование работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. Задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами -- прогнозом и анализом происхождения.

Методы диагностики кризиса в организации включают: мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, аудит финансового состояния, анализ кредитной политики и задолженности организации, определение рисков, оценку текущего состояния организации и прогнозирование ее возможных состояний в будущем.

Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени. Этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Признаком, позволяющим провести диагностические исследования, является организация самого процесса диагноза.

Диагностика начинается с анализа. На основе анализа выявляются общие закономерности и общие патологии развития. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т. п.

Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных, коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.

Линейное программирование -- математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Чтобы использовать этот прием, менеджер должен количественно определить цель -- параметр, который будет, подвергнут этому приему, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время).

Динамическое программирование -- вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с п переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:

  • * построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;
  • * решение управленческой задачи;
  • * анализ и обобщение полученных результатов.

Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы относительно его экономического и социального развития.

Инструменты диагностирования кризисного состояния, такие как: статистика, моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговые исследования и т. д., применяются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления.

Системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, предложенный отечественными исследователями позволяет рассматривать в совокупности целый ряд параметров, которые служат индикаторами кризисных явлений, нарастания угроз выполнению миссии организации, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей организации. Данная методика является эффективной на этапах раннего диагностирования кризисов, когда ставится цель предупредить их возникновение, не допустить дальнейшего ухудшения показателей деятельности.

Рассмотрим группы показателей (сигналов о нарастании угроз), которые помогают определить возможные негативные тенденции, препятствующие выполнению стратегических целей организации.

  • · Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов.
  • · Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий.
  • · Свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры.
  • · Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное "переключение" покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.
  • · Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.
  • · Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами.
  • · Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери.
  • · Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы.
  • · Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.
  • · Отсутствие гибкости организационной структуры: ее застой и ориентированность на исполнение функций, бюрократизация.
  • · Финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.

Диагностика кризисов, проводимая в рамках системного подхода, дает возможность получить наиболее полное представление об исследуемом объекте. В практике предприятий часто используются методы анализа, которые позволяют с минимальными затратами сделать оценку рисков, финансового состояния, прогнозировать будущие тенденции развития.

Наиболее полная система отражает диагностику кризиса в рамках внутренней и внешней среды бизнеса. Такая комплексная оценка позволяет лучше судить об истинных причинах возникновения кризиса, а следовательно, и эффективнее с ними справляться.

1 этап. Установление объекта анализа.

Установление объекта исследования, или, другими словами, очага кризиса. На этом этапе оценивается масштаб кризиса и его возможный уровень и характер. Если кризис локальный, то это, скорее всего, свидетельствует о внутренних причинах его возникновения, которые достаточно легко обнаружить. Если же ситуация имеет более глубокий характер и стабильное финансовое положение фирмы находится под угрозой или уже нарушилось, то можно говорить о совокупности факторов, повлиявших на состояние предприятия.

Очень важно определить все уровни предприятия, которые оказались на критической отметке. Упущение из виду какого-либо объекта не позволит разработать точный план анализа, вследствие чего будут получены недостоверные выводы.

2 этап. Определение системы параметров.

Определение системы основных параметров и показателей, по данным которых можно будет судить о состоянии предприятия на данный период. Также на этом этапе определяются методы сбора данных показателей. В настоящее время большинство предприятий оснащены современными электронно-вычислительными программами на основе использования компьютерной техники. Это позволяет значительно сокращать время и усилия сотрудников. Кроме того, благодаря таким программам погрешность составляет меньший процент по сравнению со старыми методами. Если позволяют сроки, то устанавливается возможность проведения аналогии данных отчетного (кризисного) периода с прошлыми периодами. Это поможет выявить уровень отклонения в деятельности предприятия и точнее определить глубину кризиса.

3 этап. Определение ответственных лиц.

Руководитель предприятия обычно имеет команду менеджеров, которая в кризисной ситуации выполняет функции антикризисного отдела (если такового не имеется на предприятии). Это выглядит следующим образом: определяются подразделения или отделы, которые оказались в кризисе. Их менеджеры становятся ответственными лицами на период диагностики кризиса.

Помимо этого, руководитель назначает главного специалиста, который следит за ходом исследований, суммирует полученные данные и предоставляет их руководителю.

4 этап. Исследование среды бизнеса.

Как уже отмечалось, факторы возникновения кризисной ситуации могут быть как внутренние, так и внешние. Если данные о внутренней среде свидетельствуют, об отсутствии причин внутри предприятия, то исследуется внешняя среда. Во многих организациях с целью экономии времени идет одновременная оценка внутренних и внешних факторов. Однако это требует больших усилий и, как правило, затрат.

Выявление причин кризиса дает намного больший объем информации, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь речь идет в первую очередь о макро- и микросреде бизнеса. Часто кризис возникает по причине неудовлетворительной управленческой политики, плохой организации взаимосвязей между отделами и т. д.

5 этап. Обоснование выводов.

На этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто устраиваются переговоры, на которых обсуждается текущее состояние предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Распространенным явлением стало создание временной команды для решения той или иной проблемы: в ее состав, как правило, входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме.

6 этап. Разработка плана и выбор стратегии.

Этот этап является заключительным. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации.

Для диагностики состояния кризисного предприятия часто приглашаются специалисты из фирм и агентств.

Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. д. К их помощи прибегают в том случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет исследования. Обычно такая практика «приглашения» используется более молодыми предприятиями в силу неопытности. Однако и крупные фирмы прибегают к услугам специалистов.

Антикризисное управление актуализирует функциональные аспекты по выявлению и преодолению причин, препятствующих оздоровлению предприятия, и радикализации мер, восстанавливающих его платежеспособность. У предприятий, достигших стадии развития и подъема в своем жизненном цикле, экономическая сторона кризиса и, следовательно, необходимость диагностики выражается в дефиците денежных средств, необходимых для ведения производства и расчетов с кредиторами. Но этот подход, страдает абстрактностью, так как не учитывает индивидуальные особенности жизненного цикла предприятия, в котором возможны кризисы, обусловленные процессом развития и роста, возрастом и размерами организации.

Подводя итог можно сказать следующее, возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы относительно его экономического и социального развития предприятия.

  • I. Финансовый менеджмент как научное направление и практическая сфера деятельности
  • II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III. Движение денежных средств от финансовой деятельности
  • Кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития.

    В соответствии с диалектикой развития любая компания зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и прекращает свое существование либо переходит на новую ступень развития. В целях прогнозирования дальнейшего поведения компании менеджмент должен знать, на какой ступени развития она находится. Именно поэтому все большее внимание уделяется понятию жизненного цикла компании.

    Жизненный цикл компании разбивается на отдельные стадии или фазы. В настоящее время отсутствует единая классификация такого разделения. Так ряд авторов выделяют такие стадии жизненного цикла компании, как рождение, развитие, зрелость, старение. На каждой стадии жизненного цикла выделяются факторы, способствующие развитию кризисного состояния компании. И, соответственно, важной задачей является своевременное выявление начальных признаков изменения существующего состояния компании.

    Таким образом, кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла компании.

    Экономическая сущность понятия «антикризисное управление» непосредственно связана с пониманием кризиса компании. В научном мире еще не установилось общепризнанного представления о кризисах социально-экономической системы и отдельных компаний. На практике довольно часто проявление макроэкономических кризисов рассматривается лишь как систематическое невыполнение государством, финансовыми институтами и реальным сектором экономики своих обязательств. Кризисная ситуация в отдельных компаниях нередко воспринимается только как финансовая несостоятельность, а под мерами антикризисного управления понимается только внешняя санация и ликвидационные мероприятия.

    Такая узкая трактовка понятия кризиса не позволяет комплексно выявить причины кризисов и меры по их устранению. Без внимания остаются возможности предупреждения и предотвращения кризисов на ранней стадии их возникновения, проведения определенных корректирующих мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию. Кроме того, при узком понимании кризиса исключается возможность использования позитивных аспектов этого процесса, который можно рассматривать как переход компании в другое состояние.

    Кризис предприятия складывается под влиянием множества факторов. Применительно к конкретной компании их целесообразно подразделять на внешние и внутренние. При этом внешние факторы не зависят от компании, и на них она не может повлиять, в то время как внутренние факторы кризиса возникают в результате деятельности самой компании.

    Анализ внешних факторов включает изучение макроэкономической среды - политической ситуации, денежно-кредитной, инвестиционной, а также налоговой политики государства. Получив достаточно широкую информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев, на которых затем апробируется та или иная антикризисная стратегия предприятия. В результате сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать организации и приспосабливаться к ним.

    К внешним причинам финансового кризиса предприятия можно отнести: действие закона стоимости; действие конкуренции; экономическую нестабильность в стране; действие инфляции.

    В свою очередь, к внутренним кризисным факторам можно отнести жизненный цикл отрасли, длительность производственного цикла, конкурентные позиции компании, низкий уровень маркетинговой политики и применяемых технологий, физический и моральный износ основных фондов, непрофессионализм персонала компании, неадекватная структура управления и организации производства, отсутствие диверсификации производства, рискованная и чрезмерно агрессивная программа развития, ограниченность ресурсов, недоучет финансовых рисков, нерациональная структура активов и пассивов, неконкурентоспособные цены, слабые кредитные возможности, значительная дебиторская задолженность.

    Также среди внутренних причин кризиса предприятия можно выделить следующие:

    ü кризис стиля руководства, когда от руководителя требуется наличие новых знаний, новых подходов в управлении, а его способность к обучению ограничена или он принципиально не хочет менять стиль руководства;

    ü кризис бюрократии характерен для тех предприятий, где сложилось субъективное отношение ведущих специалистов и администрации к выполнению своих функций - они не хотят ничего менять;

    ü кризис независимости наблюдается у тех предприятий, которые находятся на стадии резкого увеличения объемов производства, при этом собственных средств не хватает, а поэтому привлекаются заемные;

    ü кризис контроля наблюдается в организациях, где система контроля не может обеспечить своевременное и качественное выявление отклонений от стабильных, нормальных условий развития из-за отсутствия управленческого учета.

    Сочетание вышеназванных причин приводит к общему кризису коммерческой организации.

    Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения.


    | | | 4 | | | | | |
    1. Антикризисное управление финансами организаций

      Контрольная работа >> Финансы

      Финансы организаций На тему «Антикризисное управление финансами организаций» Выполнил научный руководитель: Иваново 2011 Антикризисное управление финансами организаций ...

    2. Антикризисное управление кредитной организацией

      Реферат >> Менеджмент

      Тест по дисциплине «Антикризисное управление кредитной организацией» Вариант 2 Группа__________ Фамилия И.О. ... по страхованию вкладов Процедуры антикризисного управления кредитной организацией регулируются: только нормативными актами...

    3. Разработка мероприятий по антикризисному управлению кредитной организацией

      Реферат >> Банковское дело

      Нам о теоретических аспектах антикризисного управления организацией . Вторая глава является аналитической... мероприятий по антикризисному управлению кредитной организацией . 1. Теоретические основы антикризисного управления кредитными организациями 1.1 ...

    4. Антикризисное управление . Конспект лекций

      Конспект >> Менеджмент

      И тактика антикризисного управления 1. Роль стратегии в антикризисном управлении 2. Разработка антикризисной стратегии в организации 3. Реализация выбранной антикризисной стратегии 4. Организация осуществления антикризисной стратегии...



    
    Top