Поурочный план на тему карамзин осень. В чем смысл произведения осень карамзина

9 класс литература 04.10.17

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения и его анализом; развивать воображение, устную речь, навыки литературоведческого анализа, навыки монологического высказывания; расширять читательский кругозор учащихся; воспитывать любовь к родной природе, любовь к русской культуре и истории, формировать патриотические чувства и эстетические вкусы учеников.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

    Где родился Н. М. Карамзин?

а) в Московской губернии, б) в Казанской губернии,

в) в Тверской губернии, г) в Архангельской губернии

2. На военную службу поступил Карамзин в

а) Семеновский полк, б) Преображенский полк,

в) Нижегородский полк г)в действующую армию

3. Основателем какого направления в русской литературе считается Н. М. Карамзин?

а) Романтизм, б) классицизм, в) сентиментализм , г) реализм

4. В чем заключается новаторство Карамзина?

а) во внимании к внутреннему миру человека, б) в изображении великих людей,

в) в критике существующих порядков, г) в обращении к русской истории

5. Свидетелем какого исторического события оказался Н. М. Карамзин во время путешествия?

а) учреждения Российской академии наук, б) отмены крепостного права,

в) восшествия на престол Екатерины II, г) событий Французской революции

6 . Кто из литераторов не принадлежал к кругу единомышленников Н. М. Карамзина?

а) Г. Державин, б) А. Грибоедов , в) М. Херасков, г) И. Дмитриев.

7. Какой журнал издавал Н. М. Карамзин?

а) «Московский журнал» , «Современник», в) «Стрекоза», г) «Арзамас»

8. За какое произведение Н. М. Карамзин впал в немилость у императора?

а) «Записка о московских достопамятностях» б) «История государства российского»

в) «Мнение русского гражданина» , г) «Признанная по кольцу Шакунтала»(в переводе)

9. Сторонником каких политических взглядов был Н. М. Карамзин?

а) просвещенной монархии , б) либерализма, в) демократии, г) самодержавия

10. Какие идеи провозглашает сентиментализм?

а) Разум выше чувств, б) внимание к жизни простого человека. в) обращение к истории своего народа, г) внимание к чувствам героев.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

Итак, ребята, тема нашего с вами урока: «Внеклассное чтение №1. Н.М. Карамзин. «Осень и другие произведения писателя».

Какие цели мы с вами должны поставить?

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Заслушивание выступлений уч-ся об истории написания стих-я «Осень» (домашнее задание)

Прослушивание выразительного чтения стихотворения Н.М. Карамзина в исполнении у-ся.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Аналитическая беседа:

Проанализируйте композицию стих. Сколько в нем смысловых частей, как они взаимосвязаны?

Какие образы являются в нем ключевыми?

Какие поэтические интонации указывают на настроение текста?

Какой смысл придает стих нерифмованный, белый стих?

Какие черты сентиментализма отразились в нем? Приведите примеры.

Какую роль играют в нем пространственно-временные отношения?

В чем символический смысл названия стих?

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Практическая работа. работа в группах.

Группа 1.

цветовые картины и их смысловая роль.

Группа 2.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.

Итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

Достигли ли мы целей урока?

Какие трудности у вас возникли? Почему? Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?

9. Домашнее задание.

подготовить материал к написанию контрольного домашнего сочинения на тему: « Какие нравственные ценности я извлек(ла) из прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. А.С.Пушкин Самостоятельная работа1. Карамзин – писатель и поэт.2. Карамзин – историк.3. Карамзин – реформатор русского литературного языка. Новые словосочетания: нежное сердце, душевная доброта, благородный вид, похитить сердце, бледная луна.Новые слова: личность, первоклассный, промышленность, влюбленность, рассудительность.Заимствования: тротуар, милиция, тост, эгоист, карикатура, контролер. СентиментализмОт английского sentimental - чувствительныйXVIII
ppt_y
ppt_y
style.rotationstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type КлассицизмСентиментализмКульт разумаКульт чувстваПриоритет – общественная жизнь человека, гражданский долгПриоритет- частная жизнь человека, сфера эмоцийЛитературные нормы и правилаНарушение литературных границ и правил Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Предмет изображения - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы Идиллия – безмятежное, мирное и гармоничное бытие. Резкое противопоставление деревни – средоточия естественной жизни, нравственной чистоты и города – символа зла, неестественной жизни, суеты, нравственной распущенности. Новые герои – поселяне и поселянки, пастухи и пастушкиИдеал – естественный человекУтверждается богатый внутренний мир представителей низших сословий Жанры – сентиментальная повесть, путешествие, эпистолярный жанр (письма), идиллия (пастораль)- (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. Идиллия (греч. eidýllion) - одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно.Буколика, буколическая поэзия (от греч. bukóĺos - пастух) - один из малых жанров поэзии, связанной со своим фольклорным источником - песнями пастухов. Б. как жанр определяется наличием песни, разнообразием и убедительностью раскрытых изнутри характеров, мастерством детали (особенно в пейзаже, всегда мирном и потому условном), восхвалением прелестей сельской жизни. Особое внимание пейзажуСентиментальный, идиллический пейзаж – речка, ручейки, лужок Задача автора – заставить читателя переживать, вызвать сострадание, слёзы умиления ПредставителиЛоренс Стерн Сэмюэл Ричардсон Жан Жак Руссо Русские сентименталистыВ.А.Жуковский Н.М.Карамзин Язык произведенийЭмоциональныйИзящныйВыразительный, образный Идеи сентиментализмаНравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

ЖанрыДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Боровиковский «Портрет Лопухиной»Что является фоном?Каков смысл этого фона?Что выражают глаза, губы, поворот головы героини?Какие черты присущи этой женщине?Как одета Лопухина?Какие краски преобладают в портрете?Почему именно эти тона использует художник?

Чем этот портрет отличается от портретов эпохи классицизма?
Сентиментализм в парковом искусствеНарядность дворца и «больших кругов» в парке со статуями Правосудия и Мира не подавляют величием, а создают ощущение свободы и гармонии «Молочня» построена в стиле швейцарской хижины из валунов. Колокол над «Молочней» приглашал в назначенный час к питию молока, а рядом на лугу паслись коровы и овцы.Для чего?
style.rotationppt_wppt_y
Дети Марии Фёдоровны (жены Павла Первого) с лопаточками и граблями возделывали огород. В парке был «Памятник родителям». Семейные связи и идеи воспитания были святы во времена сентиментализма.
В Павловском создано на редкость органичное сочетание природы и искусства. Здесь нет противоречия между природой, зданиями, статуями.Парк кажется импровизацией самой природы, но он рукотворен.

Нежные чувства преданности и дружбы были символически увековечены и в другом сооружении парка – «Храме Дружбы». Черты сентиментализмауход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;подчеркнутая субъективность подхода к миру;культ чувства;культ природы;культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности;утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий. Особенности русского сентиментализмасильная дидактическая установка;выраженный просветительский характер;активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Чтение и анализ стихотворения «Осень» - Какие чувства вызывает стихотворение? - В чем его смысл? - С чем сравнивается природа в стихотворении? - Как вы думаете, что автор хотел сказать этим стихотворением? Проверим себя! Когда зародился сентиментализм?XVIII
Как переводится термин?Чувствительный
Чем сентиментализм отличается от классицизма?Правит чувствоПленяет добродетельДоблесть – искренностьИнтерес к простому человеку

Какие шедевры западноевропейского сентиментализма вы знаете?Ричардсон «Кларисса Гарло»Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»Гёте «Страдания юного Вертера»
Каковы идеи сентиментализма?Нравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

Каковы ведущие жанры сентиментализма?ДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы

Кто является русскими сентименталистами в литературе?Н. М. КарамзинА. Н. РадищевРанний В. А. Жуковский


Приложенные файлы

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины , бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав .

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».

Слайд 2

Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.

Слайд 3

Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.

Слайд 4

Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.

Слайд 5

Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.

Слайд 6

Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.

Слайд 7

Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,

Слайд 8

Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.

Слайд 9

Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

Слайд 10

Работа со словом

1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.

Слайд 11

4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»

Слайд 12

Вопросы и задания

1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.

Слайд 13

4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Слайд 14

Источники

http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.

Посмотреть все слайды




Top