Последние годы жизни алексея константиновича толстого. Алексей Константинович Толстой — интересные факты

Алексей Толстой, 1830-е гг.
Художник К.А. Гобунов

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) – поэт, писатель, драматург. Член-корреспондент петербургской Академии наук.

Алексей Толстой написал сравнительно немного. Его полное собрание сочинений составляет всего четыре тома. Но он автор стихотворения-новеллы "Средь шумного бала, случайно " (1851), чудесных лирических стихотворений и баллад.

Вместе с двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми Алексей Толстой создал образ Козьмы Пруткова (1854). Из под его пера вышли исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и сатирическая " " (1868). Алексей Толстой написал драматическую трилогию "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Фёдор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870).

Всё это слушается, читается, экранизируется и ставится на сцене в наши дни.

Алексей Толстой был потомком графа Разумовского. От него до правнука дошло огромное состояние и связи в высшем обществе. К тому же, литературная одарённость. Казалось, всё способствовало безоблачному счастью. Но жизнь в лице матери и дядюшек, желавших любимому Алёше этого самого счастья, распорядилась по-своему.

С раннего детства его дядя Алексей Перовский, бывший писателем, развивал в племяннике поэтический талант. Большое внимание уделялось воспитанию нравственных начал. В то же время, дядюшки готовили Алёшу к придворной карьере и много способствовали его продвижению. В итоге, Алексей Толстой уже будучи флигель-адъютантом Александра II оставил службу, хотя Александр II к нему благоволил, а императрица Мария Фёдоровна называла самым честным и правдивым человеком из своего окружения. Кстати, хорошее отношение коронованных особ Алексей Толстой использовал для смягчения участи знакомых литераторов Тургенева , Аксакова, Шевченко. Он пытался помочь даже Чернышевскому , что император счёл уже излишним.

Что касается матери, то её бесцеремонное вмешательство в личную жизнь сына кончилось тем, что он без памяти влюбился в женщину, встреченную "средь шумного бала, случайно ".

Биография Алексея Толстого

  • 1817. 24 августа – в Санкт-Петербурге, в семье советника Государственного Ассигнационного банка Константина Петровича Толстого и Анны Алексеевны Толстой (урождённой Перовской) родился сын Алексей. Октябрь – отъезд А.А. Толстой с сыном, в имение брата Алексея Алексеевича Перовского Погорельцы.
  • 1826. Август – во время торжеств в Москве по случаю коронации Николая I Алексей Толстой "выбран товарищем для игр" наследника престола, будущего Александра II.
  • 1827. Лето – путешествие Алёши Толстого с матерью и А.А. Перовским в Германию. Визит к Гёте.
  • 1831. Путешествие в Италию, знакомство с К.П. Брюлловым.
  • 1834. 9 марта – А.К. Толстой зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел.
  • 1835. А.А. Перовский показал поэтические опыты племянника В.А. Жуковскому. Декабрь – Алексей Толстой сдал экзамены в Московском университете "для получения учёного аттестата на право чиновников первого разряда".
  • 1836. Январь – приезд К.П. Брюллова в Москву и работа над портретом А.К. Толстого на охоте. 9 июля – смерть А.А. Перовского.
  • 1837. А.К. Толстой причислен "сверх штата" к "русской миссии" во Франкфурте-на-Майне. Знакомство с Н.В. Гоголем .
  • 1838. Путешествие по Европе в свите наследника.
  • 1841. Печать отдельным изданием под псевдонимом Краснорогский повести А.К. Толстого "Упырь".
  • 1843. Осень – появление в печати первого стихотворения Толстого "Бор сосновый в стране одинокой стоит".
  • 1850. Командировка в Калугу, близкое общение с Н.В. Гоголем и А.О. Смирновой-Россет.
  • 1851. Первые произведения, приписанные позже Козьме Пруткову (в соавторстве с братьями Жемчужниковыми). 8 января – скандальная премьера "Фантазии" в Александринском театре Петербурга. Январь – встреча на маскараде с Софьей Миллер .
  • 1852. Хлопоты об освобождении И.С. Тургенева из ссылки в Спасское-Лутовиново.
  • 1855-1856. Военная служба.
  • 1857. 2 июня – смерть матери.
  • 1861. 28 сентября – указ об увольнении А.К. Толстого с придворной службы.
  • 1862. Публикация поэмы "Дон Жуан" и романа "Князь Серебряный".
  • 1863. 3 апреля – женитьба на Софье Миллер . Знакомство с Ф.М. Достоевским.
  • 1867. 12 января – премьера "Смерти Иоанна Грозного" в Александринском театре.
  • 1868. Апрель – завершена драма "Царь Федор Иоаннович". Написана поэма "История государства Российского ".
  • 1870. Окончание пьесы "Царь Борис" из трилогии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович", "Царь Борис".
  • 1873. Лето – написана поэма "Сон Попова".
  • 1875. 28 сентября – в Красном Роге умер Алексей Константинович Толстой. Похоронен в склепе у Успенской церкви села.

Детство Алексея Толстого

Титулом и фамилией Алексей Толстой обязан отцу, графу Константину Петровичу Толстому, с которым познакомился в зрелом возрасте на похоронах матери. Неизвестно, что произошло между родителями, но, когда Алёше исполнилось полтора месяца, мать увезла его в имение дяди в селе Погорельцы Черниговской губернии.

Все остальное – богатство, образование, связи – пришли к Алексею Толстому со стороны матери и её братьев. Его мать, Анна Алексеевна Перовская, была внебрачной дочерью екатерининского сенатора, министра народного просвещения при Александре I графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана. У неё было девять братьев и сестер, которых также записали Перовскими. Откуда взялась эта фамилия неизвестно, но Разумовский о детях позаботился: богатства хватило на всех, образование получили и в обществе были приняты. Достаточно сказать, что один из братьев, Алексей Алексеевич Перовский, был известным литератором, писавшим под псевдонимом Антон Погорельский. Погорельцы – село, где находилось его имение. Второй – Василий Алексеевич Перовский – стал генерал-губернатором Оренбурга.

Дяди взяли на себя заботы по воспитанию и обеспечению карьеры племянника. Алексей Алексеевич Перовский специально для любимого племянника, который звал его "папой", написал две сказки "Чёрная курица или подземные жители" и "Городок в табакерке". Написал не для того, чтобы мальчик спокойно засыпал, а для воспитания нравственных начал.

Юного Алёшу готовили к жизни серьёзно. Уроки французского, немецкого, английского, латыни и прочего чередовались с занятиями верховой ездой, стрельбой, фехтованием. В литературном салоне дяди он был представлен Пушкину и Жуковскому. В 10 лет начались поездки в Италию, Францию, Германию.

В августе 1826 г., когда Николай I искал "товарища для игр" наследника престола великого князя Александра, воспитатель цесаревича Василий Жуковский, близкий друг Василия Перовского, порекомендовал ему восьмилетнего Алёшу Толстого.

Алёша с цесаревичем ходил на охоту, играл. Наделённый от природы недюжинной силой, он разгибал подковы, пальцами загонял в стену гвозди. Бывало, взвалив наследника престола на плечо, бегал с ним по Зимнему дворцу. Алёша пришелся ко двору. Это было началом блистательной карьеры.

Молодые годы Алексея Толстого

Государственная служба Алексея Толстого началась весной 1834 г., когда его определили "студентом" в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Архив был одним из лучших мест, куда мог попасть дворянин, не пожелавший пойти в военную службу. Даже штатные сотрудники не обременяли себя работой. Что уж говорить о "студенте"?

В декабре 1835 г. он сдал в Московском университете экзамены из предметов, составлявших курс словесного факультета, на получение аттестата, дающего право вступления в первый разряд чиновников. Государственная служба Толстого не привлекает, он считает себя поэтом, но перечить родственникам не решается.

1836 год был для Алексея Толстого особенным:

  • в начале года Карл Брюллов написал портрет 19-летнего Алёши. Он был представлен художнику ещё в 1831 г. во время поездки с матерью и дядей Алексеем Перовским в Италию;
  • летом он взял четырёхмесячный отпуск, чтобы отвезти Алексея Перовского на лечение в Ниццу. До Ниццы они не доехали. Перовский умер в варшавской гостинице, оставив племяннику всё состояние, включая имение Красный Рог. Алексей стал богатым;
  • в конце года его перевели в департамент Министерства иностранных дел.

Следующие три года Алексей Толстой провёл за границей. В январе 1837 г. он был определён "сверх штата" в миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Назначение было формальным. Основное время занимала "светская жизнь", попросту – развлечения. За Германией последовала Италия, Франция.

Весной 1840 г. Алексей Толстой получил чин коллежского секретаря, а в декабре стал "младшим чиновником во втором отделении Собственной Его Имп. Вел. Канцелярии". Получив в 26 лет звание камер-юнкера, он занимал различные придворные посты.

Страстным увлечением Алексея Толстого была охота. Она давала возможность проявить смелость, ловкость и силу, которыми природа его щедро одарила. Далеко не каждый рисковал в одиночку выйти с рогатиной на медведя. Малейшая оплошность стоила жизни: первым ударом медведь ломал рогатину, а вторым – сносил полчерепа незадачливому охотнику. Алексей десятки раз выходил из схваток победителем. Это был былинный богатырь.

К этому следует добавить и душевные качества Алексея Толстого. Его друг – князь А.В. Мещерский – вспоминал: "Многолетняя дружба с этим замечательным человеком даёт мне несомненное право думать, что моё мнение о нём, как о лучшем из всех людей, которых я только знал и встречал в жизни, верно и не преувеличено. Действительно, подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого и нежного сердца, такого вечноприсущего в человеке нравственного идеала я в жизни ни у кого не видел".

Молодой, красивый, богатый, прекрасно образованный Алексей Толстой нравился женщинам. Жизнь ему улыбалась. Правда, было одно облачко, которое со временем превратилось в грозовую тучу, – его мать Анна Алексеевна Перовская.

Её стремление оградить сына от создания семьи не знало границ. Как только ей казалось, что у Алёши появилось серьёзное увлечение, тут же возникали проблемы. Либо мама заболевала, и сыну приходилось везти её на курорт, либо его командировали по неотложному делу. Не останавливалась она и перед тем, чтобы прекращать многолетние знакомства.

А.В. Мещерский воспоминал о сестре Елене: "Графиня-мать очень была дружна с моей матушкой и поэтому разрешила своему сыну бывать у нас. Впоследствии, когда сын её был уже взрослым человеком и поведал матери свою первую юношескую любовь к моей сестре, причем просил разрешения просить её руки, она, по-видимому, гораздо более из ревности к сыну, чем вследствие других каких-нибудь уважительных причин, стала горячо противиться этому браку и перестала видеться с моей матерью. Сын покорился воле матери, которую обожал. Эта ревность графини к единственному сыну помешала ему до весьма зрелого возраста думать о браке..."

В результате, сын получил в жены ту, которая...

Роковая встреча

В один из январских вечеров 1851 г. Алексей Толстой, бывший близким другом цесаревича, сопровождал будущего императора Александр II на бале-маскараде в петербургском Большом театре. Здесь, "Средь шумного бала" , и произошла его встреча с женой конногвардейского полковника Софьей Миллер . Его покорили "печальные очи, дивный голос, тонкий стан, задумчивый вид, грустный и звонкий смех". Была и тайна, но не романтическая, а та о которой Толстой не догадывался: описания её любовных приключений хватило бы на целый роман. Алексей Толстой влюбился. Для неё это было обычной интрижкой. Неясно даже, кто с кем знакомился: Алексей Толстой с Софьей Миллер или Софья со стоявшим рядом Тургеневым . Более того, во время знакомства с Толстым у неё приключился страстный роман с Григоровичем .

Поначалу бдительная Анна Алексеевна не обеспокоилась увлечением сына замужней женщиной. Но знакомые просветили её о нравах и истинном семейном положении Софьи Миллер , а о серьёзности намерений сына она узнала от него. Алексей чувствовал неискренность Софьи и свои сомнения описал в балладе "С ружьём за плечами, один, при луне ". Правду о своей избраннице он узнал от матери, считавшей её обесчещенной женщиной, дочерью промотавшегося дворянчика, открывшей охоту на её сына.

Окончательное решение

Последующие шесть лет – это метания Алексея Толстого между матерью и возлюбленной. Он писал Анне Алексеевне: "Любовь моя растёт из-за твоей печали". Или: "Не помню, что тебе писал, находясь под дурным впечатлением..." Любовь к Софье Миллер кажется спасением от светской и служебной суеты, возможностью свободно творить: "Не хочется мне теперь о себе говорить, а когда-нибудь я тебе расскажу, как мало я рождён для служебной жизни и как мало я могу принести ей пользы... Но если ты хочешь, чтобы я тебе сказал, какое моё настоящее призвание, – быть писателем. Я ещё ничего не сделал – меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что мог бы сделать что-нибудь хорошее, лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, и теперь я его нашел... это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать. Так знай же, что я не чиновник, а художник".

Алексей Толстой хотел избавиться от службы и жениться, чтобы отдаться творчеству. Между тем:

  • Анна Алексеевна управляла имениями сына, обеспечивая благосостояние семьи, и была категорически против женитьбы сына на "этой женщине";
  • карьера успешно продвигалась, укреплялись связи с императорским двором. В феврале 1851 г. он стал коллежским советником, в мае – церемониймейстером Двора Его Величества. Он был непременным участником охот цесаревича. Наследник престола часто посещал имение Толстого Пустыньку. Оно находилось под Петербургом и было обставлено в расчете на приём высокого гостя: туда свезли из Красного Рога мебель, картины, статуи, фарфор, ранее принадлежавшие Перовским;
  • муж Софьи Миллер не соглашался на развод.

В 1855 г. Алексей Толстой решил добровольцем участвовать в Крымской войне. Он был зачислен в стрелковый полк ротным командиром в звании майора. Говорят, что Алексей Толстой принимал участие в разработке эскизов формы. Офицеры и солдаты носили красные рубашки, полукафтаны, шаровары и меховые шапки... Трудно сказать, насколько форма подходила для боевых действий в Крыму, но офицеры с удовольствием щеголяли в ней по Петербургу.

В военных действиях полк не участвовал: пока он походным маршем шёл из Москвы в Крым, Севастополь пал. Полк расквартировали под Одессой, в местности, где свирепствовал тиф. Через месяц полк потерял половину состава. Болезнь не миновала Алексея Толстого. 2 марта 1856 г. министр Лев Алексеевич Перовский получил из Одессы письмо графа Строганова: "Я адресую Вам эти строки, г-н граф, чтобы сообщить Вам новости о Вашем племяннике Алексее Толстом – сегодня ему несколько лучше, хотя ещё он не вполне вне опасности. Врач, который его лечит... – это человек с талантом и опытом, в этом отношении Вы можете быть спокойны. Ваш племянник заболел тифом..."

Письмо показали царю, который распорядился докладывать о состоянии больного ежедневно: "Буду с нетерпением ожидать известий по телеграфу, дай Бог, чтобы они были удовлетворительными". Каким-то образом о болезни Алексея Толстого узнала Софья Миллер . Несмотря на смертельную опасность, бросив всё, она приехала выхаживать больного. Когда после долгого метания в бреду, он пришёл в себя, то увидел её. Произошло чудо. Он выжил. Сам Алексей Толстой приписывал свое выздоровление исключительно появлению любимой женщины. Отныне вопрос для него был решён окончательно. Лето они провели в Крыму вместе.

Правда, все было далеко не безоблачно. Уже тогда Алексей Толстой написал стихотворение, ставшее известным романсом "Не верь мне, друг, когда, в избытке горя ". Да и "высшие силы" о себе напомнили. В августе 1856 г. он стал участником коронации Александра II. В этот день его, вопреки желанию, произвели в подполковники и назначили флигель-адъютантом императора.

Исполнение желаний. Конец

Летом 1857 г. умерла Анна Алексеевна. Со смертью матери Алексей Толстой стал не только юридическим, но и фактическим владельцем большой части состояния Разумовских. К нему перешли десятки тысяч десятин земли, тысячи крепостных, дворцы, полные картин, мраморных статуй и старинной мебели. В августе Софи поселилась под Петербургом в имении Толстого Пустынька, которое часто посещал Александр II. Потом "молодые" переехали в имение Красный Рог, подальше от двора. Казалось, мечта о семейном счастье близка к осуществлению.

Но идиллии не получилось. В 1858 г. были написаны стихотворения "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре " и "Минула страсть, и пыл её тревожный ". Софи было мало быть музой и вдохновительницей одного Толстого. Своё раздражение она срывала на муже. Нередко звучало: "замолчи, Толстой", "какие глупости ты говоришь, Толстой", "Толстой, перестань". Ведение хозяйства её тоже не интересовало. Имениями Алексея Толстого, приносившими немалый доход благодаря стараниям его матери, стали управлять любимые братья Софи, пустившие по ветру своё поместье. "Алексей Толстой, обожая жену, очутился в "родственных объятиях" многочисленной родни своей супруги. Тяжесть положения осложнялась и тем обстоятельством, что сама супруга его, по доброте своей, родне этой покровительствовала и любила её, поэт же должен был терпеть бесцеремонное отношение к его добру, вмешательство в его дела и большие, совершенно непроизводительные траты из горячей любви к жене..." К этому добавились хлопоты по воспитанию многочисленных племянников и племянниц Софи, которые требовали больших расходов.

Вскоре Алексей Толстой обнаружил, что разорён. Если раньше он работал из внутренней потребности и барственно отказывался от гонораров, то теперь много писал ради денег и даже искал работу по переводу. Одному из работодателей он писал: "Не нужно ли Вам перевода чего-нибудь сериозного (а пожалуй, и нет) с французского, немецкого, итальянского, английского или польского языка? Разумеется, за плату, и что вы даёте за хорошие переводы?" Однако литературные гонорары не покрывали расходов. Приходилось закладывать и продавать землю и имущество. От домашней суеты и бесцеремонной родни любимой жены Алексей Толстой пытался скрыться в заграничных поездках, хотя для него они тоже были своего рода суетой.

Было ещё одно препятствие на пути к счастью: царская служба. Алексей Толстой знал, что после коронации Александра II во дворце выбирали должность, на которую его назначить. Он не видел возможности "отвертеться" и мечтал лишь об одном, чтобы должность дала возможность жить по совести. Он был не против работы в какой-нибудь комиссии по расследованию служебных злоупотреблений или против участия в деле освобождения крестьян. Но случилось так, что осенью 1856 г. Александр II неожиданно назначил его делопроизводителем "Секретного комитета о раскольниках". На возражения император ответил: "Послужи, Толстой, послужи!"

Скоро Алексей Толстой понял, что чиновники комитета попустительствовали "расколу", собирая дань за бездействие. Борьба со взяточничеством привела бы к тому, что пострадали бы бедные старообрядцы. Богатые откупились бы. К тому же, он был сторонником веротерпимости, хотя и не принимал примитивно-сказочной догматики, называя её "поповским арго". Толстой числился в комитете до апреля 1858 г.

Первым шагом к освобождению было прошение о бессрочном отпуске. Его удовлетворили весной 1859 г.: "Государь Император Высочайше повелеть соизволил уволить Ваше Сиятельство, согласно просьбе Вашей, в бессрочный отпуск во внутренние губернии России с правом отлучаться за границу, когда Вы в том будете иметь надобность, без испрошения на то особого дозволения…"

Но отпуск, даже бессрочный, все же отпуск. К тому же, какие-то обязанности оставались. Летом 1861 г. Алексей Толстой написал императору, отдыхавшему в Ливадии: "Ваше величество, меня смущает моё положение: я ношу мундир, а связанные же с ним обязанности должным образом исполнять не могу. Благородное сердце Вашего величества простит мне мольбу окончательно уволить меня в отставку. Я делаю это не для того, чтобы удалиться от Вас, а чтобы идти ясно определившимся путём и перестать быть птицей, наряженной в чужие перья".

28 сентября 1861 г. последовал указ об увольнении со службы по домашним обстоятельствам. Император сделал Алексею Толстому прощальный подарок: произвёл его в егермейстеры. Это давало право охотиться в царских угодьях и в любое время бывать во дворце.

Двенадцать лет прошло со встречи на бале-маскараде. Лев Миллер, наконец, согласился на развод. Закончился мучительный процесс в Консистории . 3 апреля 1863 г. Алексей Толстой и Софья Бахметева обвенчались в Дрездене. Шаферами на свадьбе были близкие друзья – Николай Жемчужников и Алексей Бобринский, приехавшие по просьбе Толстого.

В жизни "молодых" это событие ничего не изменило: Алексей и Софи давно жили вместе. Родня Алексея всё также не принимала Софи, а родня Софи бесцеремонно продолжала разорять имения Алексея. Только теперь на правах родственников.

Все желания, в конце концов, исполнились. Он избавился от невыносимой опеки матери, добился увольнения со службы, женился на любимой женщине. Но радоваться уже не было сил. Его некогда могучее здоровье начало сдавать в конце 1850-х. А через несколько лет, к середине 1860-х, он обрюзг, под глазами появились мешки, лицо стало землистым, мучили головные боли и приступы удушья.

Тщетно лучшие немецкие врачи пытались установить причину болезни. От невыносимых болей спасали только инъекции морфия, которые Толстой делал по их рекомендации. Возможно, жизнь с любимой женщиной, отягощённая её капризами, скандалами и многочисленной родней, оказалась для него непосильной ношей. Не зря Софи уничтожила почти всю переписку после смерти мужа.

Елизавета Матвеева – двоюродная сестра Алексея Толстого – считала, что Софи была "хороший критик и чутко подмечала всё, что касается изящества формы, но она мертвящим дыханием сомнения и неверия глушила порывы души мужа". Сам же Толстой незадолго до кончины написал Софи из Карлсбада: "для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой и любить тебя, остальное для меня – смерть, пустота". Он завещал ей все движимое имущество и сочинения. Имения Красный Рог, Погорельцы, Пустынька, земли в Байдарской долине и Крыму должны были перейти после смерти Софи "в вечное и потомственное владение" брата Николая Жемчужникова. Алексей Толстой не хотел оставлять недвижимость Бахметевым . Правда, Пустынька каким-то образом перешла к дочери Софи.

Стихи Толстого

Стихи Толстой начал сочинять в детстве и писал всю жизнь. Однако с их публикацией не спешил. Впервые его стихотворения появились в 1854 г. в некрасовском "Современнике", а в 1867 г. вышел единственный сборник стихов. О себе Алекесей Толстой писал: "Я один из двух или трёх писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение моё состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному". И его стихотворное послание дошло до нас. В нём лирические стихотворения, сатира, баллады. Многие лирические стихи Толстого, написанные после 1851 г., посвящены или связаны с Софьей Толстой .

Стихотворение "Вечерний тихий час" Алексей Толстой написал в 1856 г.

Стихотворение "Когда кругом безмолвен лес дремучий" Толстой написал в августе или сентябре 1856 г.

Стихотворение "О, если б ты могла хоть на единый миг" Алексей Толстой написал в 1859 г.

Стихотворение "Ты клонишь лик, о нём упоминая" Толстой написал в 1858 г.

ТОЛСТОЙ, АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1817–1875) – русский поэт, драматург, прозаик.

Родился 24 августа (5 сентября) 1817 в С.-Петербурге. Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку Черная курица, или Подземные жители (1829).

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика С.-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В.Гете . Одно итальянское путешествие Толстой описал в Дневнике 1831 года . Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837–1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в С.-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 – церемониймейстера (5-й класс).

В 1840-х Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой 1850–1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение Средь шумного бала, случайно… ).

В годы Крымской войны добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 – полной отставки (эта житейская коллизия нашла выражение в поэме Иоанн Дамаскин , 1859). После отставки проживал преимущественно в имениях Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью Упырь (за подписью Красногорский). Действие ее происходит в России, но истоки происшествия ведут в Италию 18 в., куда слушателей переносит рассказ одного из персонажей. Ирреальное в повести получает психологическое объяснение (рассказчик оказывается душевнобольным), но не отменяется вполне. Романтической фантастикой проникнуты две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х – начале 1840-х по-французски: La famille du vurdalak (Семейство вурдалака ) и Le rendez-vous dans trois cent ans (Встреча через триста лет ). Действие их происходит в Сербии и Франции 18 в. Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан Амена (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Однако, увлеченный тогда преимущественно религиозной проблематикой и «тайнами гроба», Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк Артемий Семенович Бервенковский (1845).

Высшим его достижением в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного Князь Серебряный (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе, с центральным вымышленным героем, простоватым, но безукоризненно честным, который оказывается жертвой борьбы царя Ивана, устанавливающего неограниченную (в т.ч. моральными преградами) власть, с московским боярством. Симпатии Толстого на стороне последнего, поскольку именно среди них сохраняются старинные представления о чести и справедливости. Среди них, впрочем, есть и свои «ренегаты», вроде князя Вяземского, сознающего свою преступность, но одолеваемого романтической страстью с жене боярина Морозова. Однако главной опорой Ивану служат циничные и безнравственные выскочки, среди которых выделяется мрачная фигура Малюты Скуратова. Они и есть настоящие разбойники, в отличие от разбойников из простонародья во главе с атаманом Ванькой Кольцо, не обделенных авторским сочувствием. Основная сюжетная линия связана с любовным соперничеством, причем с явной аллюзией на Песню… про купца Калашникова М.Ю.Лермонтова . Стихия устного народного творчества пронизывает весь текст романа – от стилизации старинной сказительской манеры в речи от автора, переосмысленных мотивов сказок, легенд и исторических песен до прямого цитирования подлинных народных песен. Современной Толстому критикой роман воспринят не был, но скоро вошел в число образцовых, классических книг для детского и юношеского чтения.

В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В 1840-х среди них преобладали элегические сетования о запустении дворянских гнезд, о невозвратимости прошлого (Ты помнишь ли, Мария… , Пустой дом , Дождя отшумевшего капли… и др.), в романтическом ключе поэтизировалась русская и украинская история (Колокольчики мои… , Ты знаешь край, где все обильем дышит… ). Программные стихотворения о сущности поэтического творчества (Поэт ) позднее сопрягаются с религиозными мотивами, но толкуются обычно в духе теории «чистого искусства» (Тщетно, художник ты мнишь, что своих ты творений создатель… ). Множество стихотворений о любви (Не верь мне, друг, когда в избытке горя… , Ты жертва жизненных тревог… , На нивы желтые нисходит тишина… , Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… и др.) связаны с развитием отношений с С.А.Миллер, однако не сложность этих отношений является главным их предметом (хотя есть и это). По замечанию В.С.Соловьева , «только идеальная сторона любви выражена в его стихотворениях на эту тему». В целом для лирики Толстого характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное звучание (То было раннею весной… и др.). Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов (Уж ты нива моя, нивушка… , Не божиим громом горе ударило… , Ты почто, злая кручинушка… , Исполать тебе, жизнь – баба старая… ), и звучание их совсем не мажорное; преобладающая в них тематика – «тоска-кручина», заедающая век «добра молодца».

С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями (сам стих в них подчеркнуто «литературен»: трехсложные и – реже – двухсложные силлабо-тонические размеры, одинаковые строфы с правильной рифмовкой). В его былинах не просто перелагаются известные сюжеты, а выделяются эмоционально значимые моменты, эпизоды, детали, на которых фиксируется внимание читателя. В результате эпическое начало оказывается сильно потеснено лирическим (Илья Муромец , Алеша Попович , Садко ). В балладах Толстого развернута целая поэтическая идеализированная концепция русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта – времена князя Владимира Красное Солнышко (Песня о походе Владимира на Корсунь и др.) и царствование Ивана Грозного (Василий Шибанов , Князь Михайло Репнин и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием (Змей Тугарин ), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности (Поток-богатырь ).

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение Двух станов не боец, а только гость случайный… ). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов (Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинисме , баллада Порой веселой мая… и др.), и на либерализующийся административный порядок (Сон Попова ), и даже на самую русскую историю (История государства Российского от Гостомысла до Тимашева ). Чаще в подобных стихотворениях важен не определенный «адрес» сатиры (кроме, пожалуй, тех, где речь идет о нигилистах), а блестки неидеологичного остроумия, чистый, хотя иногда и не вполне благодушный юмор. В области пародии Толстой также оказался удачлив, создав в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями А.М. и В.М.Жемчужниковыми литературную маску Козьмы Пруткова (Толстому принадлежит ок. 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).

Если в балладах и былинах Толстого речь шла о русском средневековье, то сюжеты своих поэм он черпал преимущественно в средневековье европейском. Напр., поэмы Алхимик (1869) – о мыслителе 8 в. Раймонде Луллии; Дракон. Рассказ XII века (1875), написанный, в подражание Данте, терцинами. Ведущая в них тематика – религиозная. Так, в поэме Грешница (1858) речь идет о евангельских временах, в поэме Иоанн Дамаскин (1859) – об одном из отцов Церкви, авторе богодухновенных песнопений. В поэме Портрет (1875) – отпечаток детских воспоминаний, экстатического и почти болезненного переживания искусства и вообще сферы прекрасного. Религиозная тематика является ведущей и в драматической поэме Дон-Жуан (1862), в прологе которой отчетливо звучат мотивы книги библейской книги Иова. Речь в ней идет о любви как божественном мировом начале (видимо, в духе немецких романтиков). Дон Жуан здесь не просто соблазнитель, он видит в каждой женщине ее высший, «идеальный» образ, но, достигнув ее, обнаруживает, что в реальности она неизмеримо ниже этого идеала, и жестоко мстит ей.

Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символистам. Своевременной ее славе отчасти помешало отсутствие прижизненных сборников (единственный вышел в 1867). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) и Царь Борис (1870). В изложении событий и в трактовке характеров властителей Толстой почти во всем следует Н.М.Карамзину . Однако эта трилогия – не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира , чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстает как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей – необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Федора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому, цели. Домашние, лишенные, казалось бы, государственной значимости поступки царей и бояр, участие второстепенных на первый взгляд лиц и т.п. – оказываются не менее важными, поистине роковыми обстоятельствами.

Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причем к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» (как, напр., боярин Захарьин) не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются неспособны реально повлиять на ход событий. Страшная правда заключается в том, что «любовность» пытающегося всех примирить царя Федора приводит к умножению раздоров, его доброта, доверчивость и боязнь согрешить оказывается источником общественных зол. Не оправдывает себя и гораздо более действенный, не стесняющийся в средствах «окольный путь» Бориса, пусть даже он и приводит к желанной и благой цели.

В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она наконец достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств. По ходу драматического действия с Борисом происходит внутреннее перерождение. /…/ Главный, искуснейший и прирожденный «делатель» истории, достигнув власти, выходит из игры, сам раздавленный теми средствами, которые привели его к цели. Таков итог трагедии Царь Борис , которая, вобрав в себя все основные мотивы исторической трилогии, завершает ее» (Виролайнен М.Н. Драматургия А.К.Толстого. – В кн.: История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало XX в. Л., 1987. С.359).

Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории Посадник . Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями.

Сочинения: Собр. соч.: В 4 т . М., 1963–1964; Собр. соч.: В 4 т . М., 1980; Полн. собр. стихотворений: В 2 т . Л., 1984.

Владимир Коровин

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 году в знатной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Вскоре после рождения ребенка семья Толстых распалась и мать вместе с сыном уехала на Украину. Детство маленького Алексея прошло в Черниговской губернии.

Алексей получил великолепное домашнее образование. Значительное влияние на характер и мировоззрение мальчика оказал его родной дядя А. А. Петровский, который был довольно известным писателем того времени и активным сторонником декабристов. Именно он стал прототипом в романе «Война и мир» при создании образа Пьера. Некоторые сказки дядя специально сочинял для своего племянника, например, дошедшая до наших дней сказка «Черная курица». Под влиянием дяди Алексей начал интересоваться и заниматься литературой.

А. К. Толстой по праву рождения являлся частью аристократической среды, но в детстве произошло событие, которое еще более поставило мальчика в особое положение. В возрасте 10 лет Алексей попал в число приглашенных для игр с будущим наследником России императором Александром II, с которым у него возникли в дальнейшем дружеские, тесные отношения. В более взрослом возрасте преимущества положения в качестве друга царя использовались А. К. Толстым, но не в личных целях. Так, Толстой делал все возможное для освобождения Тараса Шевченко из ссылки, высказывался в защиту Чернышева.

В 1834 году А. К. Толстой становится студентом в московском архиве Министерства Внутренних дел. В 1835 году Толстой с успехом сдает экзамен в университете и получает заслуженный чин. Дальнейшие годы его жизни с 1837 по 1840 связаны с дипломатической миссией России в Германии. В этот период жизни А. К. Толстой вел бурную жизнь известного светского человека, в которой присутствовали шутки и розыгрыши на грани дозволенного. Все проказы А. К. Толстого с легкостью сходили ему с рук лишь благодаря покровительству Александра II.

Значительное время А. К. Толстой посвящает в эти годы литературному творчеству. В 1841 году под литературной маской Краснорогский выходит его первая публикация фантастической повести «Упырь». В 1854 А. К. Толстой берет себе новый псевдоним и его стихи появляются в «Современнике» под авторством Козьмы Пруткова. Этот псевдоним был придуман в годы молодости А. К. Толстого совместно с его братьями как образ не очень умного и самовлюбленного бюрократа.

Личная жизнь молодого Толстого складывалась непросто. В 1850 году он влюбляется в жену полковника, руководившего конной гвардией. Развитию отношений сильно препятствовал муж, который длительное время не давал согласия на развод. Категорически против брака была и мать Толстого, которая с неприязнью относилась к невесте сына. Долгое время молодые не могли официально оформить брак, который был заключен только в 1863 году.

С 1860 по 1870 годы А. К. Толстой много времени проводил за границей. В эти годы активно печатаются его литературные работы в известнейших журналах того времени, таких как «Русский вестник», «Современник», «Вестник Европы». В 1861 году выходит в свет его поэма «Дон Жуан». Дальнейшие годы связаны с работой над текстами исторической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В эти годы А. К. Толстой работает над переводами трудов Гейне, Гете, Байрона. В 1867 году выходит собрание стихотворений А. К. Толстого, которое стало последней публикацией писателя в годы его жизни.

Последние годы жизни А. К. Толстой провел уединенно в своей усадьбе Красный Рог, мучаясь приступами астмы и сильнейшими головными болями. Эти годы связаны с серьезным ухудшением финансового состояния писателя, что еще более способствовало развитию заболеваний. Для облегчения физических страданий А. К. Толстой вынужден был принимать морфий, передозировка которого стала причиной его смерти.

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а отчим – Бостром Алексей Аполлонович, за которого мать Алексея Толстого вышла замуж. На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.

В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в училище, а по его окончанию в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.

Начало литературной деятельности

В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня».

В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе.

Когда началась Первая Мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.

Годы эмиграции

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.

В 1918 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен, выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».

В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повесть «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина».

Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

Возвращение в СССР

После эмиграции старые друзья отвернулись от Толстого, но в Берлине, в 1922 г. он приобрел нового друга – Максима Горького , с которым познакомился, когда последний приезжал в Германию. Год спустя, в 1923 г. Алексей Николаевич принял решение вернуться на Родину. Здесь он продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое небо»). Тематически к трилогии примыкает и повесть «Хлеб», написанная в 1937 году, которую считают самым неудачным произведением. В нем он исказил историческую истину, лживо описал личность Сталина и события кровавого и голодного времени. Из-за этой лицемерной пропаганды не могли не пострадать историческая правда, нравственные традиции и само творчество писателя.

Толстой как гражданин и Толстой как художник – это два разных человека. Конечно же, он видел, как гибнут от сталинских репрессий его знакомые и друзья, но ни разу ни одному не оказал никакой помощи, хотя был близок к Сталину и обласкан властью. Он попросту игнорировал просьбы о помощи.Показать оценку

Толстой Алексей Константинович, граф (1817 — 1875) русский писатель, поэт, прозаик, драматург.

Граф Толстой Алексей Константинович родился 24 августа 1817 г. в Санкт-Петербурге. Мать Анна Алексеевна Перовская, отец- граф Константин Петрович Толстой.

Брак по неизвестным причинам не сложился, сразу после рождения ребенка супруги разошлись. Мать с маленьким Алексеем уехала в Черниговскую губернию.
Окруженный украинской природой, в имениях матери, а потом в имении ее брата, писателя Алексея Перовским (псевдоним Антоний Погорельский) провел Толстой свое детство. Перовский заменил Алексею отца, старался привить племяннику любовь к искусству, творчеству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Алексей Константинович получил хорошее домашнее образование.

С шести лет Алексей Толстой выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. В возрасте десяти лет, вместе с родными путешествует за границу. Яркие, впечатления вызвала у Толстого Италия. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II.


В 1834 был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе.

В 1843 году — придворное звание камер-юнкера. Толстой продолжает часто ездить заграницу, много путешествовать по России.

В 1840-е Толстой написал ряд баллад и лирических стихотворений «Колокольчики мои, «Ты знаешь край, где все обольем дышит», «Курган».

Толстой в месте с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает цикла юмористических стихотворений, образ Козьмы Пруткова, в 1854 году под коллективным псевдонимом Кузьмы Пруткова.

В 1851 года Толстой знакомится с Софьей Андреевной Миллер (урождённая Бахметева 1827-1892). Брак был официально оформлен в 1863 году.

В 1856 году, Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом а за тем егермейстером. Но службой Толстой тяготился, выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом. В 1861 году Толстой добился отставки, жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии.


Это роман “Князь Серебряный” (начат в 1840 опубликован в 1863 году), драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870).

Во всех произведениях Толстого чувствуется его любовь к родной земле, к её великому прошлому, её богатому народному творчеству.

В возрасте 58 лет Алексей Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

В данной статье содержится краткая биография Алексея Константиновича Толстого.




Top