Поместье гоголя. Дом Н.В

У меня уже давно лежит отснятый материал по Китай-городу. Но эта тема настолько обширна, что никак не могу выбрать время и сделать пост.
Теперь решила делать частями.
Мы вчера так хорошо погуляли, что сразу хочется выложить историю участков мимо которых шли.
Напомню, вчера теплая компания в составе: popala_sobaka , prague_with_me , m_i_s_t_e_r_x_1 , melanyja , ba_tenka , a_dedushkin , black_mile , , crash90 и мой младший сын после знакомства с отрытыми опорами Воскресенского моста прошлась наискосок по Китай-городу.
Вот мимо каких строений мы прошли я сейчас и расскажу.
Начнем со старого Богоявленского монастыря от которого немного осталось, но стоит красавец собор


Возникновение и история Богоявленского монастыря связываются с именем первого московского князя Даниила Александровича, с митрополитом Алексием, который якобы именно здесь был пострижен и проходил послушание, и с его братом Стефаном, бывшим игуменом монастыря.

Недавно на территории монастыря известным археологом Л. А. Беляевым были проведены тщательные исследования, которые позволили ему утверждать, что этот монастырь появился здесь на уже застроенной территории посада во второй половине XIII в. Первые строения монастыря были деревянными, но очень рано - в конце XIV-начале XV в. - здесь появляется каменный собор. Есть даже известия, что его заложил Иван Калита, а "по отшествии его от земных к богу... совершил сию церковь чюдное Богоявление во святой обители сей и их болярин, зовомый именем Протасий", тысяцкий из рода Вельяминовых, происходивших от Кучковичей. Вообще, можно предположить, что первоначально монастырь мог быть тесно связан с усадьбой Вельяминовых здесь.

К концу XVII в. собор отстроили заново. В 1690- 1693 гг. возвели нижнюю церковь, престол которой освятили в честь иконы Казанской Божьей Матери - в ней были похоронены Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Ромодановские, Голицыны, Юсуповы, Меншиковы. Там находился некрополь с прекрасными памятниками выдающихся скульпторов. В начале 1696 г. освятили верхнюю Богоявленскую церковь, украшенную в 1704-1705 гг. мастерами, приехавшими в Россию из Тессинского кантона Швейцарии.

(позаимствовано у Мелании)
Собор Богоявленского монастыря - один из самых ярких образцов московского барокко, с его ярусным построением здания и пышным декоративным убором, где использовались ордерные элементы.

Позади собора находятся здания XVIII- XIX вв., монашеские кельи и дом настоятеля.


Первоначально территория монастыря не выходила на Никольскую улицу, и только в 1671 г. княгиня К. И. Репнина пожертвовала земельный участок по улице, находившийся к северу от монастырского и полученный ею "по родству" от дяди ее князя Ю. П. Буйносова-Ростовского. По Никольской улице была выстроена церковь и ограда, и там же стояла часовня Пантелеймоновского монастыря. Она была переведена в новое грандиозное здание на той же Никольской улице, построенное архитектором А. С. Каминским в 1881-1883 гг., а Богоявленский монастырь не остановился перед тем, чтобы снести, несмотря на протесты Археологического общества, старинную церковь и выстроить доходный дом (1905 г., проект Н. Н. Благовещенского).

вот виден его дворовый фасад, т.е. стена


На противоположной, левой стороне Богоявленского переулка, нет интересных строений с архитектурной точки зрения, но история участка, на котором находится здания под № 1 и 3, довольно интересна. Он составился из нескольких частей, принадлежавших различным владельцам. Одной из них, на углу Богоявленского переулка, в 1626 г. владел князь А. Т. Телятевский, тот самый, который вместе со своим холопом Иваном Болотниковым поднял восстание против царя Василия Шуйского; в XVII-XVIII вв. он принадлежал Салтыковым. Одним из владельцев была известная в русской истории княгиня Наталья Борисовна Долгорукова, урожденная Шереметева, дочь фельдмаршала Бориса Петровича. Она 16 лет вышла замуж за фаворита императора Петра II князя Ивана Алексеевича Долгорукова, но после внезапной смерти Петра, через 3 дня после свадьбы фаворит был сослан в Березов, и молодая жена, несмотря на уговоры родных, последовала за ним. Через восемь лет совместной жизни в ссылке ее мужа увезли и колесовали после жестоких пыток. Она вернулась в Москву и много позже постриглась в монахини киевского монастыря. Жизнь Н. Б. Долгоруковой послужила темой нескольких литературных произведений, а ее "Записки" стали прекрасным образцом исповеди любящей женщины.
Теперь там реконструкция и мы смогли войти в подворотню, так что дальнейший рассказ про это владение иллюстрирую снимками дворовой территории.

Позднее участок здесь перешел к ее сыну М. И. Долгорукому (отцу поэта Ивана Михайловича), потом к В. П. Мусину-Пушкину, вице-президету Военной коллегии, командующему армией в русско-шведскую войну 1788-1789 гг., далее Потемкиным, родственникам знаменитого екатерининского фаворита, и наконец надворному советнику П. А. Кусовникову и его наследникам.

Они продали в 1842 г. все владение купцам 1-й гильдии Гавриилу и Алексею Чижовым, владельцам банковской конторы, открывшим здесь через пять лет "подворье", т. е. гостиницу с помещениями для торговли и хранения товаров, которое называлось "Чижовское подворье".

В 1844-1854 гг. Чижовы строят существующее здание по периметру участка.

Чижовское подворье было заполнено множеством контор и магазинов; так, в помещении на углу Никольской и Богоявленского переулка располагался магазин известной парфюмерной фирмы "А. Ралле и Ко".

После большевистского переворота в Чижовском подворье устроились чиновники прибывавших из Петрограда учреждений - в частности. Комиссариата путей сообщений, позднее подворье отдали под военное общежитие - это был "3-й Дом Реввоенсовета", где жили ставшие известными позднее военачальники: маршалы М. Н. Тухачевский, С. М. Тимошенко и К. К. Рокоссовский.

Длинное и невыразительное строение, в котором встроен вестибюль станции метро "Площадь Революции (1947, архитектор Ю. П. Зенкевич), сооружен купцами Чижовыми в 1857 г., и в нем перед 1917 г. находилось Ново-Чижовское подворье.

У меня подошли блины. Пошла пожарю, а потом продолжу.

Этот тайник также как и “Прогулка по Острову”, “Прогулка по московским переулкам”, “Прогулка по Швивой Горке”, “Прогулка по Ивановской горке”, “Прогулка по следам парового трамвая” является самостоятельной экскурсией по Москве. Если вы не хотите искать тайник, не надо. Просто сделайте распечатку и пройдитесь с ней по Москве как с путеводителем. Сразу хочу предупредить, это описание отнюдь не претендует на объективность. Напротив, оно на редкость субъективно. Здесь я обхожу молчанием многие известные достопримечательности, мимо которых вы будете проходить, зато обращаю ваше внимание на многие вещи, которые кому-то покажутся совершенно незначительными. Ну что же. Известные памятники вы посмотрите и сами. Я же пытаюсь провести вас по тем местам, где туристы бывают значительно реже.
Китай-город. Одно из самых интересных мест в Москве. Перенесёмся назад во времени. Древняя Москва. Границы города проходили тогда по линии кремлёвских стен. А Красная площадь была уже Подмосковьем. Но во времена правления Ивана III в Кремле развёртывается большое каменное строительство и Великий Князь, обустраивая там великокняжескую резиденцию, начинает выселять из Кремля ближайших бояр. Простой народ оттуда выселили уже давно. Естественно, что все селились тут же, неподалёку, на посаде, на восток от кремлёвских стен. Ну а где же им ещё было селиться? С одной стороны Москва-река, с другой Неглинка. Посад разрастался. Во время многочисленных набегов врагов население посада укрывалось в мощной крепости, а после ухода неприятеля возвращалось к своим сожжённым домам. Пока в посаде жили простые люди, всё так и происходило. Но вот посад стал заселяться знатными боярами и богатыми купцами (простой народ стал при этом вытесняться ещё дальше). Богатым и знатным людям стало не нравится, что их богатые терема остаются незащищёнными. На Великого Князя стали оказывать давление с целью строительства фортификационных укреплений вокруг посада. И вот во времена правления Елены Глинской посад обносится первой “деревянной” стеной. Устройство стены было таково. На расстоянии нескольких метров друг от друга устроили два высоких деревянных плетня. Пространство между ними засыпали землёй. Получилось “дерево-земляное укрепление”. Наверху поставили частокол, пушки. Спереди выкопали ров. Такой тип укрепления назывался “Кита”. Отсюда и название “Китай-город”. Так что никакие китайцы тут не при чём. Но, видимо, посмотрев на творение собственных рук, поняли, что жить под прикрытием таких укреплений не очень спокойно. И потому уже через год после окончания строительства начали строить мощные каменные стены. Строительство было поручено итальянским мастерам, лучшим фортификаторам во всей Европе. И всего за 3-4 года крепость была построена. По сравнению с Кремлём это была крепость нового поколения, рассчитанная на применение мощного артиллерийского огня. Поэтому стены её были невысоки, около 6-8 метров (в Кремле 10-19), зато толщина около 6,5 метров. По верху шла широкая галерея, около 4-х метров, для установки мощных пушек. К сожалению во времена советской власти стены были разрушены практически полностью. Но некоторые фрагменты всё-таки сохранились. Так сохранился фрагмент стены за гостиницей “Метрополь”. Кусок стены рядом (там где ресторан “Борис Годунов” это современный новодел). Сохранился кусок стены вдоль Китайгородского проезда. Но там кроме подлинной стены также есть участки новодела, как современного так и 60-70-х годов 20-го века. Однако не надо путать “тупой” новодел и научную реставрацию. Часть стены и Воскресенские ворота мы с вами можем увидеть именно благодаря работе реставраторов. Но обо всём по порядку.

Итак в путь:

1 шаг. Выйдем из метро “Охотный ряд” в сторону Красной Площади. Остановимся перед Воскресенскими воротами. Первые ворота были устроены здесь ещё в 1534 году в первой “дерево-земляной” стене. А уже в 1535-1538 годах они были отстроены в камне. От ворот через реку Неглинную был переброшен сначала деревянный, а с 1601-1603 года каменный Воскресенский мост (см. тайник “Исток дорог” от “кам”). Ворота были защищены установленными на верху пушками. У самых ворот мост был подъёмный. В воротах стояли опускные решётки. В 30-х годах 17-го века были построены помещения и выполнены шатровые башни, такие, какие мы с вами видим сейчас. Во времена правления Царя Алексея Михайловича (это папа Петра I) на Святой Горе Афон в монастыре Иверон был заказан список с чудотворной иконы Божией Матери Иверская. Список был перенесён в Москву и помещён в специально построенную для него часовню у Воскресенских ворот. Именно Воскресенские ворота были главным, парадным въездом в Москву. Все кто сюда въезжал, простые крестьяне или императоры, приезжавшие потом из новой столицы Санкт-Петербурга на коронацию в Москвы, все обязательно заходили в часовню и прикладывались к чудотворной иконе. Но наступили новые времена. В 30-е годы предыдущего века, во времена строительства “светлого будущего” часовня и ворота стали мешать организации военных парадов. Ворота и часовня были снесены. Но в конце 20-го века времена опять поменялись. В начале 90-х годов московское правительство принимает решение восстановить ворота и часовню. Работы были поручены известному архитектору Олегу Журину, ученику Барановского. Он не стал восстанавливать ворота в том виде, в каком их снесли. Ибо они к тому времени уже значительно утратили свой первоначальный образ. Журин строил 17-ый век. И ему это удалось. Сейчас ворота и снаружи и внутри в точности соответствуют 17-му веку. И пару слов об Иверской иконе. “Та самая” икона, привезённая с Афона при Алексее Михайловиче, к которой прикладывались все русские цари и вообще все русские люди, приезжавшие в Москву, сохранилась. Во времена советской власти она хранилась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. После возрождения часовни было решено не забирать икону оттуда, а заказать на Афоне новый список, который и был выполнен и привезён в Москву в 1996 году. А “та самая” икона и сейчас находится в Сокольниках в Воскресенском храме. Но уже и новый список успел стать чудотворным. К нему постоянно идёт народ. Давайте мы с вами, по сложившейся вековой традиции, прежде чем войти в “старую Москву” через парадные ворота, попросим помощи у Иверской Иконы и покровительства в нашей сегодняшней прогулке.

2 шаг. Итак, мы вошли в Воскресенские ворота и оказались на Красной Площади. Рассказывать вам о том, что здесь находится я не буду. Красная Площадь конечно находится на территории Китай-города, но вовсе не она является целью нашей сегодняшней прогулки. Наша с вами задача пройтись по тихим (и не совсем) и узким улочкам и переулкам Китай-города. На Красной Площади и без нас туристов полно. Да и находящиеся там достопримечательности и так у всех на слуху. Мы с вами побродим по улочкам и попытаемся увидеть то, что обычные туристы редко замечают. Итак, выйдя на Красную Площадь проходим вдоль Казанского Собора и перед зданием ГУМа сворачиваем налево на Никольскую улицу, названную так в честь находившегося здесь когда-то Никольского Греческого монастыря. Идём до подворотни в доме № 7-9. На входе железные ворота. Мы с вами пришли в Заиконоспасский монастырь. Сначала пару слов о названии. Когда-то монастырь назывался Спасским, а в домах, которые отделяют его от Никольской улицы торговали иконами. Монастырь так и называли: “Спасский монастырь за иконными рядами”. Потом видимо решили, что это слишком длинно, и упростили. Так монастырь и стал Заиконоспасским. А основан монастырь был в 1600 году царём Борисом Годуновым. В 17 веке наши правители поняли, что для управления государством нужно хорошее образование. И в 1665 году в монастыре была устроена школа для подготовки чиновников для правительственных учреждений. Возглавил её один из образованнейших людей того времени Симеон Полоцкий. Однако стало понятно, что потребности современной жизни требуют того, чтобы образование становилось достоянием не только правительственных чиновников. Образованные люди нужны были во всех отраслях народного хозяйства. И тогда в 1686 году здесь было организовано первой в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. Да, высшее образование родилось в России именно здесь, а не в Московском государственном университете. Именно в этой академии учился и блестяще её окончил Михайло Ломоносов. Здесь преподавали греческий, латинский и старославянские языки, грамматику, философию, богословие, арифметику, геометрию, диалектику, медицину, физику и многое другое. В 1914 году Академия была переведена в Свято-Троице-Сергиеву Лавру. Там она существует и поныне. Нынешнее её название - Московская духовная Академия. В отличие от соседнего Никольского монастыря, этому монастырю повезло больше. Храм не был разрушен. Он был построен в конце 17-го века в модном тогда стиле “московского” (или как говорят “нарышкинского”) барокко. В начале 18-го века собор был несколько перестроен. После сильного пожара был восстановлен в 1742 году. Вот с тех пор он практически и не изменился. Храм действующий. В нём регулярно идут службы. Храма собственно два: верхний и нижний. В связи с постоянными ремонтами они открываются и закрываются по очереди. Но какой-то один храм практически всегда открыт, если вы конечно придёте не среди ночи. Обращаю особое внимание, что во дворе напротив входа в храм есть ларёк, где можно купить хлеб и пирожки местной монастырской выпечки. Рекомендую. Очень вкусно.

3 шаг. А мы с вами вернёмся на Никольскую улицу и пройдём немного до следующей подворотни в доме №11 и зайдём во двор. Двор проходной, но мы его не проходим насквозь, а остановимся внутри. Во дворе с правой стороны видим пустырь. Всё, пришли. Греческий монастырь существовал в Китай-городе ещё в 14-м веке. Но находился он тогда на другой стороне Никольской улицы. По приказу Ивана Грозного в 1556 году монастырь перевели на это место (где мы стоим). Царь Иван Грозный разрешил афонским монахам вести здесь службы на греческом языке. Основное каменное строительство велось в монастыре в 17-19 веках. На том месте, где сейчас пустырь стоял грандиозный Никольский собор. К сожалению он был разрушен большевиками в 1935 году. Ладно бы они ещё собирались тут что-то построить. Но ведь нет, на этом месте до сих пор пустырь. Но может оно и к лучшему. Есть шанс, что собор будет восстановлен. Зато сохранилось одно из монастырских зданий, между пустырём и Никольской улицей. Здесь большевики снесли только колокольню. Как видите она сейчас восстанавливается.

4 шаг. А мы с вами вернёмся на Никольскую улицу и пройдём до Богоявленского переулка. Свернём в него и пройдём примерно 200 метров. Перед нами ещё один храм в стиле “московского” (или “нарышкинского” барокко). Мы с вами находимся на месте ещё одного древнего монастыря - Богоявленского. Это второй по давности возникновения монастырь в Москве. Он был основан Великим Князем Даниилом Московским аж в 1296 году. Первый храм монастыря Богоявленский был отстроен из дерева и до наших дней, естественно, не сохранился. Впрочем и каменный храм, построенный на его месте при Иване Калите, тоже до нас не дошёл. А теперь давайте попробуем включить в ваших навигаторах или мобильниках функцию машины времени. Если ваше устройство такую функцию не поддерживает, то советую выкинуть его, как морально устаревшее. Итак, что мы видим? Город Москва ограничен кремлёвской стеной. На том месте, где мы стоим, находится, как сказали бы сейчас “дальнее заМКАДище”. Прямо от монастыря начинается спуск к реке Неглинной. Река Неглинная была в те времена весьма серьёзной речкой, ширина её была около 30 метров. Посмотрите вдоль Богоявленского переулка в сторону Никольской улицы. Видите за домами видны деревья? Вот собственно там и текла Неглинка. Совсем рядом. Монастырь этот связан с именами многих великих людей. Первым настоятелем этой обители стал Святой Преподобный Стефан - родной брат (старший) всем нам хорошо известного Сергия Радонежского. Именно здесь Преподобный Стефан, как настоятель монастыря, совершил монашеский постриг молодого монаха, который стал впоследствии главой Русской Православной церкви и одним из величайших русских святых - Святителя Алексия митрополита Московского. Помнят стены монастыря и Святителя Филиппа. После взятия его под стражу царём Иваном Грозным он некоторое время находился в заключении в этом монастыре, а затем был отправлен в ссылку в Тверь в Отрочь монастырь. Сейчас от монастыря сохранился великолепный храм конца 17-го века, да пара зданий за храмом сильно перестроенные до неузнаваемости в годы советской власти. Храм действующий. Регулярно проходят службы.

5 шаг. Снова выходим на Никольскую улицу и продолжаем движение в сторону Лубянской площади. Доходим до дома № 15 по левой стороне улицы. Сейчас тут находится Историко-Архивный институт. А когда-то тут была Синодальная типография. Собственно в её здании институт сейчас и находится. Но и синодальная типография была здесь основана неспроста. Дело в том, что именно на этом месте стояло небольшое здание, где первопечатник Иван Федоров отпечатал первую на Руси книгу - “Апостол”. Так что это не просто синодальная типография, а самая первая типография на Руси. Уже в советское время Ивану Фёдорову решено было поставить памятник. Но места для памятника тут просто нет. Ставить его во дворах - никто не увидит. А ставить перед фасадом - перегородить и без того узкую улицу. И потому поставили Ивану Федорову памятник не на месте его трудов, а чуть поодаль. Туда мы с вами сейчас и отправимся.

6 шаг. А мы продолжаем наш путь по Никольской улице до Третьяковского проезда (он будет слева) куда мы и сворачиваем. Пройдя весь Третьяковский проезд мы, через сохранившуяся башню Китай-города выходим на Театральный проезд и поворачиваем направо. Вскоре увидим лесенку направо наверх к памятнику. Нам туда. Поднимаясь по лестнице мы пересекаем границу Китай-города и снова оказываемся внутри него. Перед нами памятник первопечатнику Ивану Федорову. Почему он стоит здесь мы уже говорили. Но мы сюда пришли не ради него. Рядом с памятником вы увидите сохранившийся фундамент храма. Это церковь Троицы в Старых Полях. Само название храма говорит о его глубокой древности, о тех временах, когда вся Москва лежала внутри кремлёвских стен, а здесь было дальнее Подмосковье. Известно, что церковь Святой Троицы была здесь ещё в 14 веке. Но первое упоминание в документах относится к 1493 году. Строительство здесь каменного храма специалисты относят к 15-16 векам. В 17 веке к ней было пристроено несколько пределов, а в 19 веке она была ещё раз перестроена. В 1934 году церковь была снесена вместе с китайгородской стеной.
А прежде, чем уйти отсюда, посмотрите на дом затянутый строительной сеткой. Его задний фасад выходит к этой церкви. А главный фасад на Никольскую улицу. В этом здании в 30-ые и 40-ые годы находилась «Военная коллегия верховного суда». Во времена репрессий смертные приговоры советской «элите» выносились именно в этом здании. Именно здесь были приговорены к расстрелу маршалы Тухачевский и Егоров, члены политбюро Бухарин, Каменев, Зиновьев, Рыков. Всего, согласно сохранившимся документам, в этом здании было вынесено 31.456 смертных приговоров. На расстрел обычно увозили в специально предназначенные для этого места. Но частенько расстреливали прямо здесь, в подвале.

7 шаг. А мы идём дальше. Посмотрите вперёд. Там между домами виден узкий проход. Нам туда. Через минуту мы вновь оказываемся на перекрёстке Никольской улицы и Большого Черкасского переулка. Остановимся здесь ненадолго. Перед вами современное здание торгового центра “Наутилус”. Однако многие помнят, что ещё недавно на этом месте был большой пустырь. Это был не просто пустырь. Посмотрите на старые фотографии Москвы (см.фото справа). Вы видите на этом месте огромный храм. А ведь это собственно и не храм даже. Формально это была часовня. Часовня Великомученика и Целителя Пантелеимона. Это место ещё раз напоминает нам о Святой Горе Афон. Здесь в 1873 году монахи русского на Афоне Пантелеимоновского монастыря, который кстати действует там и поныне, построили в Москве часовню. Первоначально она находилась вблизи Богоявленского монастыря, где мы уже были. Но в 80-х годах 19-го века монахи получили в подарок большой участок земли около Никольских ворот Китай-города. И построили здесь огромных размеров храм, который формально оставался часовней. Это ещё раз напоминает нам о любви и почитании Пантелеимона среди русского народа. Часовня была снесена в 1934 году. Пока здесь был пустырь, вплоть до 1997 года, сохранялась надежда на то, что когда-нибудь, этот великолепный памятник истории будет восстановлен. Но, увы, теперь здесь торговый центр.

8 шаг. А мы сворачиваем в Большой Черкасский переулок и движемся в сторону Ильинской улицы. Выходим на Ильинскую Улицу и сворачиваем направо. Улица конечно тоже очень интересная. И если рассказывать о каждом интересном здании, то наша прогулка затянется на пару месяцев. А посему, как это не печально, но большинство достопримечательностей мы опять проходим мимо. А я, пользуясь своим авторским правом, упомяну здесь только о том, что показалось наиболее интересным лично мне. Пройдя Ильинскую улицу примерно до половины, мы попадаем на Биржевую Площадь. Посмотрите налево, на дом № 6. Перед вами здание Торгово-Промышленной Палаты. Здание построено в 1836-39 годах архитектором Быковским в стиле позднего классицизма. Здесь находилась купеческая биржа. Как видите преемственность сохранилась. Однако уже вскоре после постройки здание перестало вмещать постоянно растущее число деловых людей. И в 1873-75 годах здание было перестроено архитектором Каминским. В результате перестройки полезная площадь помещений увеличилась вдвое. Следующее здание по левой стороне это знаменитый Гостиный Двор. Здание построено на рубеже 18 и 19 веков по проекту архитектора Кваренги. В советское время здание занимали десятки, если не сотни разных организаций. Даже организация, где когда-то работала моя мама ВИНИТИ, тоже имела здесь свой филиал. В детсве я несколько раз приходил к маме на работу. Само это здание, его комнаты и коридоры просто дышали древностью. В 90-ые годы в здании была проведена реконструкция. В реконструкции принимала участие и фирма в которой я работал. Поэтому я знаю о чём говорю, строители сделали максимум возможного, чтобы от древних стен мало что осталось. Велась не научная реставрация, а так называемая “реконструкция по-лужковски”. Когда уничтожается старинное здание, а на его месте отливается точная копия из бетона. Здесь было примерно так же. Хотя часть несущих стен всё-таки осталась. Теперь приходя сюда я вижу только гламурный блеск. Дыхание глубокой старины исчезло полностью.

9 шаг. А теперь посмотрим на другую сторону Ильинской улицы на дом № 3\8. Перед нами храм Пророка Илии на Новгородском Подворье. Это главный храм когда-то стоявшего здесь Ильинского монастыря, от которого и получила своё название Ильинская улица. Храм был построен аж в 1520 году. Это один из старейших сохранившихся храмов в Москве. В 17 веке бывший монастырский храм становится приходским и вскоре передаётся организованному здесь подворью Новгородского митрополита. В начале 18-го века к древнему храму был пристроен верхний храм. В начале 19-го века храм был перестроен снаружи в стиле русского классицизма. А в конце 19-го века храм был со всех сторон обстроен различными зданиями до такой степени, что как отдельностоящее здание просто перестал существовать, встроенный в какое-то непонятное сооружение. На престольный праздник храма - Ильин день в храме совершались крестные ходы на Красную площадь. В крестных ходах принимали участие все русские цари и патриархи. В 1923 году храм был закрыт. С него сняли кресты. А поскольку он был со всех сторон застроен зданиями, то про него все и забыли. Забыли его в том числе и снести. Так он и перешил безбожные времена. В 90-х годах 20-го века храм вернули церкви и он начал взраждаться. Сейчас в храме регулярно идут службы. Возродилась и ещё одна древняя традиция. Каждый год в Ильин день здесь устраиваются крестные ходы на Красную площадь. Только в новое время эта традиция дополнилась и современными атрибутами. Дело в том, что Ильин день совпадает с днём воздушно-десантных войск. Поэтому ВДВ и избрали Илью Пророка своим небесным покровителем. Так что на этот праздник в храм на службу и на последующий крестных ход каждый год собирается не только высшее духовенство Русской Православной Церкви но и множество десантников. Приходят все, и седые старики-ветераны в орденах, и более молодые ветераны локальных конфликтов, и молодёжь, лишь недавно вернувшаяся из армии и бурно отмечающая свой праздник по всей Москве, и командование воздушно-десантных войск во главе с командующим ВДВ генералом Шамановым. Так что если вы служили в армии в воздушно-десантных войсках или сейчас там служит кто-то из ваших близких, то вам ни в коем случае нельзя пройти мимо этого храма. Вы просто обязаны зайти сюда, поставить свечку Илье Пророку и попросить его помощи всем нашим десантникам, бывшим, нынешним и будущим.

10 шаг. А мы продолжаем попрощаемся с Ильинской улицей и прямо напротив Ильинского храма нырнём в отходящий от Ильинской улицы Хрустальный переулок. И пойдём вниз. Слева от вас уже знакомый вам Гостиный двор, а справа здание средних торговых рядов. Вообще до революции вдоль всей Красной площади было трое торговых рядов: верхние, средние и нижние. Сейчас широко известны только Верхние торговые ряды, мы их знаем как здание ГУМа, средние торговые ряды, имевшие до революции ту же функцию в советское время принадлежало одному з подразделения министерства обороны. Сейчас здание закрыто лесами и сеткой и что там происходит и кому всё это принадлежит сейчас непонятно. Ниже было ещё здание и Нижних торговых рядов, но оно было разрушено при строительстве гостиницы “Россия”, от которой в свою очередь уже тоже ничего не осталось.

11 шаг. А мы за разговорами вышли на улицу Варварка. Среди всех улиц Китай-города лично мне она нравится больше всего, по крайней мере с точки зрения визуальной. Такого количества древних памятников на таком коротком участке улицы в Москве больше нет нигде. Хрустальный переулок вывел нас аккурат к самому началу улицы, к дому №2. Мы видим храм Святой Великомученицы Варвары, именно по нему и носит своё название улица Варварка. Первый каменный храм был построен на этом месте в 1514 году архитектором Алевизом Новым. В 1796-1804 годах на его месте был построен архитектором Казаковым тот храм, который мы с вами видим сейчас. После революции храм был закрыт и перестроен. Однако при строительстве гостиницы “Россия”, когда стало ясно, что тут будут бродить толпы иностранных туристов, советское правительство отреставрировало часть объектов на улице Варварке, в том числе и храм Святой Варвары. Сейчас храм возвращён церкви. Но поскольку храмов в этом районе много, а жителей, и соответственно прихожан, тут почти вообще нет, то службы в этом храме идут редко.

12 шаг. Сделаем всего несколько шагов и остановимся у следующего интересного здания. Оно не выходит непосредственно на улицу Варварку. Оно находится как бы внизу. На нём не висит номер дома (по крайней мере я его не нашёл). Но это старинное белое здание не заметить тяжело. Это здание построено в 16 веке. Как же было дело? Итак, середина 16-го века. Всего полсотни лет назад Колумб проложил дорогу в Новый Свет. Англия - владычица морей, тоже хочет урвать свой кусок в эпоху великих географических открытий и посылает в разные стороны света множество экспедиций для поиска новых земель и открытия торговых путей. Одна из таких экспедиций отправляется на поиски северного морского пути в Китай. Разумеется ни один из трёх кораблей, обогнувших Скандинавию, до Китая так и не доплыл. Во время сильного шторма корабли разбросало по морю. Два корабля высадились на безлюдный остров, где их команда вскоре и погибла. А третьему кораблю, во главе с Ричардом Ченслером повезло. Их занесло к устью Северной Двины. Места для англичан были незнакомые и они решили их обследовать. Вот тут то и обнаружилось, что они случайно открыли северный морской путь для торговли с Россией. Сухопутным путём Ченслер был доставлен в Москву. Правивший в то время Иван Грозный был обрадован открытием нового торгового пути. Ведь раньше торговля с Англией шла через Балтику через множество посредников. Теперь торговать можно было напрямую с большой выгодой. Специально для английских купцов, которые после этого зачастили в Москву и было передано это здание. Сейчас тут находится музей, который так и называется “Старый Английский двор”. Во время своего визита в Москву это место посетила правящая ныне королева Великобритании.

13 шаг. Пройдём по улице ещё совсем немного до дома № 4. Перед вами храм Максима Блаженного на Варварке. Блаженный Максим - один из первых московских святых. По крайней мере самый первый блаженный на Москве. Год его рождения нам неизвестен, мы знаем только год его смерти 1434. После смерти он был похоронен в ограде деревянной церкви Бориса и Глеба, которая стояла на этом месте. Но во время пожара в 1568 году церковь сгорела. И новый каменный храм решено было строить в честь Святого Максима, Христа ради юродивого. Но этот храм тоже не достоял до наших дней. Здание, которое сейчас стоит перед нами построено в 1698-1699 году, колокольня пристроена значительно позже - в 1827-1829 годах. В 30-ые годы храм был закрыт и полуразрушен. Однако в 60-х годах был отреставрирован и использовался как выставочный зал. Сейчас храм возвращён церкви. Но службы там, так же, как и в храме Святой Варвары, проходят пока редко.

14 шаг. Пройдём по этой же стороне улицы ещё немного до дома № 10. Перед вами палаты бояр Романовых. Дом Романовых построил на Варварской улице дед царя Михаила Федоровича, боярин Никита Романович в конце первой половины 16-го века. В конце 17-го века здание сильно пострадало от пожара. Но в целом здание сохранилось. Конечно, верхняя пристройка, которая так сильно бросается в глаза, это уже современная реконструкция, но нижняя часть здания это самый настоящий 16-ый век. Именно в этих стенах родился первый Царь из рода Романовых - Михаил Федорович. Сейчас в здании музей “Палаты бояр Романовых”. Кстати первый музей, посвящённый Романовым был открыт здесь ещё в 1859 году.

15 шаг. А теперь вернёмся на несколько шагов по этой же стороне улицы. Немного отступя от улицы внизу мы видим целый комплекс старинных зданий и церквей. Это всё, что осталось от Знаменского монастыря. Царский указ об основании Знаменского монастыря “на Старом Государевом дворе, что на Варварском крестце, или у Варвары горы” был подписан царём Михаилов Федоровичем в 1613 году. И располагался он, как видно из его названия, и как вы и сами видите, практически во дворе у палат Романовых. Монастырю Царь пожаловал земли (с частью палат), принадлежащие ранее собственно его усадьбе. Практически все строения монастыря, которые вы видите сейчас, построены во второй половине 17-го века. Кроме колокольни, это середина 19-го века. В 30-е годы 20-го века монастырь был закрыт. В 60-е годы полуразвалившиеся здания отреставрировали. В соборе был устроен концертно-лекционный зал. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы. В соборе два храма: нижний - Сергия Радонежского, верхний - иконы Божией Матери “Знамение”. В нижнем храме иногда даже бывают службы. Перед зданием храма, около палат Романовых в здании, своей архитектурой напоминающем Старый английский двор есть монастырская лавка.

16 шаг. Идём дальше по той же стороне. Немного не доходя до храма, остановимся на минутку на “смотровой площадке”. Посмотрим через всю стройплощадку. Примерно в 400-х метрах, в самом углу высоченного забора виден маленький храмик. А ведь это один из старейших сохранившихся храмов в Москве. Храм зачатия Святой Праведной Анны, “что в углу”. Таково его официальное название. “В углу”, потому, что был построен в самом углк Китайгородской стены. Стена шла практически точно по тому месту, где сейчас стоит этот высоченный ужасный забор. Так что церковь сейчас полностью соответствует своему названию - “что в углу”. А церковь эта была построена аж во второй четверти 16-го века. Некоторые источники утверждают, что это вообще 1493 год. Правда на протяжении веков церковь перестраивалась и со всех сторон обрастала различными пристройками. Однако в 60-х годах 20-го века была проведена масштабная реставрация. Всё, что понастроили с 17-го по 19-ый век, снесли. И сейчас перед нами церковь стоит в том виде, в каком она была в 16-м веке. Достопримечательность для Китай-города конечно очень значимая, но я туда вас специально не поведу, шибко далеко идти. Да и вообще не очень понятно как туда попасть. Посмотрите отсюда, сверху. Считайте, что это факультативное задание для желающих. Кто хочет, тот и сам туда сходит. Если конечно дорогу найдёт.

17 шаг. А теперь переведём наш взгляд с дальней церкви, на ту, что стоит прямо перед нами (дом № 12). Дело в том, что фраза “понаехали тут” появилась не сегодня и даже не вчера, а много веков назад. По большому счёту Москва и возникла и росла именно за счёт “понаехавших”. “Понаехал тут” Юрий Долгорукий и началось. А на этом месте было место компактного проживания “понаехавших” бояр и купцов из Пскова. С тех пор это место на горе так и прозвали - Псковская Гора. А храм называется - Георгия Победоносца на Псковской Горе. Первое письменное упоминание о каменном храме на этом месте относится к 1462 году. Храм, который сейчас стоит на этом месте, построен в 1658 году, колокольня и трапезная в 1818 году. После революции храм был закрыт и начал разрушаться. В 60-ые годы проведена внешняя реставрация. Сейчас храм действующий. Это единственный храм из всех храмов на Варварке, который почти всегда (кроме позднего вечера и ночи разумеется) открыт и где службы проходят регулярно.

18 шаг. Притомились? Потерпите, мы уже на финишной прямой. Пройдём ещё немного вперёд, до Славянской площади. Направо, вдоль Китайгородского проезда уходит кусок сохранившейся Китайгородской стены. Но она здесь не вся настоящая. Выделяется кусок стены отстроенный уже в наше время. Менее заметен “новодел” построенный в шестидесятых-семидесятых годах, но при желании можно разглядеть и его.

19 шаг. А хотите на последок потрогать руками кусок настоящей Китайгородской стены, без всякой современной подделки? Нет ничего проще. Спуститесь в подземный переход на углу Варварки и Китайгородского проезда. При проведении строительных работ в подземном переходе был обнаружен прекрасно сохранившийся фундамент Варваринской башни Китай-города. И сейчас он открыт для просмотра. Там даже мемориальная табличка висит.

20 шаг. Прощальный. И вот мы с вами уже практически в метро. Кому то из вас поиск тайников неинтересен. Вы отправились в эту прогулку просто погулять по старой Москве. Ну что же, тогда в этом месте мы с вами и прощаемся. Надеюсь, что прогулка вам понравилась. А вход в метро совсем рядом. Для тех же, кто хочет найти тайник, всё только начинается.

При оформлении описания тайника использованы фотографии старой Москвы с сайта, который так и называется “Фотографии старой Москвы”

Вторая часть прогулки началась от метро Китай-город. Первая достопримечательность, которая встречается при выходе из метро в сторону Китайгородского проезда – это Китайгородская стена.


01 Стена - почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификации.

02 Краснокирпичная крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2 567 метров с 12 башнями строилась в правление Елены Глинской, в 1535-38 гг. под руководством итальянского инженера Петрока Малого.

03 Целью строительства была оборона московского посада от набегов крымских татар, подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 году.

04 Возведению стены предшествовал временный частокол 1534 года.

05 Стены Китай-города примыкали к угловым башням Московского Кремля -Беклемишевской и Арсенальной.

06 В сравнении с Кремлёвской стеной стены Китай-города ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.

07 Такие укрепления лучше приспособлены для отражения пушечного огня.

08 Славянская площадь до 1924 года называлась Варварской площадью, а в 1924-1991 годах была известна как северная сторона площади Ногина.

09 Для меня же эта площадь ассоциируется с отправной точкой на пятидневку в детский сад.

10 Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот с Климентовским приделом построена в 1741 году фабрикантом Ф. С. Подсевальщиковым на месте более древней каменной церкви.

11 Храм Георгия Победоносца на Варварке упоминается в летописях под 1462 годом.

12 В 1657 году старый храм Георгия Победоносца разбирают, а на его фундаменте возводят новый.

13 В 1812 году храм Георгия Победоносца на Псковской Горе изрядно пострадал и его пришлось перестраивать практически заново.

14 Во время восстановления храм на Варварке увеличили в размерах: трапезная стала больше в 2 раза; с северной стороны появилась паперть и колокольня в 2 яруса.

15 Палаты Романовых XVI-XVII вв - это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.

16 Сейчас палаты являются филиалом Государственного Исторического музея «Палаты в Зарядье».

17 Храм во имя прп. Максима Исповедника был построен в 1568 г на месте деревянного храма XIV в.

18 Храм, который мы видим сейчас, был построен в 1698-1699 гг., колокольня - в 1827-1829 гг.

19 В 1930-х гг. храм был закрыт и разорен, в 1965-969 гг. - отреставрирован, до 1994 г. использовался как выставочный зал.

20 Богослужения проходят в престольные праздники св. блж. Максима Московского и прп. Максима Исповедника.

21 Знаменский монастырь основан в 1629-31 гг. на месте двора, принадлежавшего боярам Романовым.

22 Монастырь назван Знаменским по стоявшей здесь церкви Знамения Божией Матери (начало XVI в.).

23 Знаменский монастырь получил во владение двор Романовых со всеми постройками, а также вотчины и угодья инокини Марфы.

24 В XVIII в. монастырь постепенно пришёл в упадок, в 1764 отнесён к 3-му классу, его земли перешли в казну.

25 К концу XVIII в. монастырь вновь пережил период расцвета; построены новая колокольня, здания келий.

26 В 1856 г. по указанию императора Александра II начата работа по организации в монастыре музея «Дом бояр Романовых».

27 После 1923 г. монастырь закрыт, здания, в том числе собор, переоборудованы под жильё, к началу 1960-х гг. находились в аварийном состоянии.

28 Церковь Варвары построена в 1796-1804 по проекту Р.Р. Казакова на средства И. Баранникова и Н. Самгина с использованием фундаментов одноименного храма, сооружённого Алевизом Фрязиным Новым в 1514.

29 Прежде фиксировала угол квартала на пересечении улицы Варварки и несохранившегося Зарядьинского переулка.

30 С запада примыкает 2-ярусная колокольня.

31 Старый английский двор – является памятником гражданской архитектуры XV-XVII веков, резиденция английской торговой Московской компании, а во время посольских миссий - Английский посольский дом.

32 Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями.

33 Торговые отношения с Англией были разорваны в 1649 году, когда казнь в Великобритании короля Карла I спровоцировала глубокий дипломатический кризис между Россией и Англией.

34 По указу царя Алексея Михайловича британские торговые и дипломатические представители были выдворены из страны, а имущество Московской компании конфисковано.

35 После англичан палатами в течение 20 лет владел родственник царя боярин И. А. Милославский.

36 После смерти Милославского палаты снова перешли в собственность государства и были отписаны в Посольский приказ, а в конце XVII века были выделены под подворье Нижегородского митрополита.

37 В начале XVIII века царь Пётр I организовал здесь одну из первых в России Арифметических школ.

38 С 1949 по 1966 год здесь размещалась Библиотека иностранной литературы.

39 С 18 октября 1994 года здесь открылся музей, ставшего филиалом Музея истории Москвы. Входная плата в музей составляет 50 рублей.

40 Московский Гостиный Двор. История Гостиного Двора начинается в XIV веке. В конце XVIII века по указу Екатерины Великой, в соответствии с проектом знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги, Гостиный Двор перестраивают в единое здание строгой и изящной архитектуры, которое становится новым украшением Москвы.

41 Спасская - одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля - Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы - куранты.

42 Собор Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади.

43 ГУМ или «Главный универсальный магазин», до 1921 года - Верхние торговые ряды - крупный торговый комплекс (универсальный магазин) в центре Москвы, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь.

44 ГУМ является памятником псевдорусской архитектуры федерального значения. Принадлежит российской компании розничной торговли Bosco di Ciliegi, которая специализируется на продаже предметов роскоши.

45 Государственный исторический музей - национальный исторический музей России, расположенный на северной стороне Красной площади.

46 Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

47 Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

48 Воссоздание было осуществлено в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК).

49 После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований.

51 Воскресенские ворота - двойные проездные ворота Китайгородской стены в одноимённом проезде между зданием Городской думы и Историческим музеем.

52 Ворота дали название Воскресенской площади.

53 Нулевой километр - начальная точка отсчёта дорожных расстояний.

54 Музей Отечественной войны 1812 года открыт к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

55 Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

56 Заиконоспасский монастырь - возник в кон. XVI - нач. XVII в. на участке монастыря Николы Старого.

57 Особо известен существовавшей при нем Славяно-греко-латинской академией.

58 Закрыт после революции. Богослужения возобновлены в 1992, однако собор ныне является приходским храмом.

59 Многие помещения монастыря заняты посторонними организациями.

60 Богоявленский собор был построен в 1342 г., заменив первоначальный деревянный при великом князе Иване Калите.

61 В 1624 г. храм начали перестраивать. Он состоит из двух ярусов.

62 Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления Господня и Спаса нерукотворного образа выстроена в 1693 году.

63 Памятник греческим просветителям - Иоанникию и Софронию Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской Академии был установлен на средства греческого правительства, как подарок Москве и освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

64 Торгово-промышленная палата РФ.

65 Биржевая площадь.

66 ул. Ильинка.

68 Министерство финансов Российской Федерации.

69 Администрация президента России - государственный орган России, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений.

70 Администрация президента России является преемницей администрации главы РСФСР, созданной 19 июля 1991 года.

71 Российский православный университет - учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской православной церкви, образованное в соответствии с указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

72 Предполагается, что в новообразованном университете будут предоставляться образовательные услуги в соответствии со светскими и церковными стандартами образования.

73 Политехнический музей - один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в Москве на Новой площади.

74 Музей создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при активном участии его членов, профессоров Московского университета Г. Е. Щуровского, А. П. Богданова и др.

75 Здание Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

76 Московский печатный двор - первая в России типография.

77 Типография основана при Иване Грозном в 1553 году.

78 Вот такая выдалась прогулка выходного дня по «историческому центру Москвы».

Материал взят с сайта

Начинается в Зарядье

Храм святого великомученика Георгия на Псковской горке
Первый храм Покрова Богородицы упоминается на Посаде ещё в XV веке. Затем местность стала называться Псковской горкой, потому что здесь поселили псковичей, переселённые в Москву в начале XVI века после присоединения Пскова. Затем недалеко возник тюремный двор, и потому церковь называли «у старых тюрем».

В 1658 году был построен современный каменный храм, главный престол которого – Покрова Божией Матери, а северный придел – Георгия Победоносца. В XIX веке пристроена колокольня, добавлен придел Петра Митрополита.

В 1930-е храм был закрыт, использовался под склад. В 1965-72 гг. проведена реставрация под руководством Е.А.Дейстфельд.
В 1991-94 гг. храм передан верующим, с 1995 возобновлены богослужения. Сейчас действует верхний храм, а нижний на ремонте. В церкви есть икона Казанской Божией Матери, простреленная в нескольких местах, однако лик не поврежден.

От церкви вниз в Зарядье был Псковский переулок. В 1940-е годы дома вокруг были снесены, место пустовало, в 1960-е построена гостиница Россия, сейчас опять с южной стороны храма пустырь.

Что здесь будет построено, и сохранится ли облик улицы Варварка?

Дом на углу Варварки и китайгородская стена - остались от старого квартала

Вид на улицу Варварка

Площадь Варварских ворот

Храм Иоанна Предтечи у Варварских ворот

Упоминается с 1619 года, каменный храм построен в 1741 году фабрикантом Ф. С. Подсевальщиковым. Приделы – Климента папы Римского и Боголюбской иконы Божией Матери.
в 1920-е закрыта, храм использовался как жилой дом, контуру ЖКХ, склад ЦК КПСС. Реставрация началась только в 2009 году

За храмом дворик усадьбы XVIII века.

За храмом по Варварке слева находится усадьба Романовых, но мы ей осмотрим отдельно, а пока продолжим прогулку до Знаменского монастыря.

Знаменский монастырь «на бывшем государевом дворе» был основан в 1629 году в связи с несколькими событиями. Эта земля принадлежала Романовым до восшествия на престол. И царь Михаил Фёдорович решает пожертвовать бывший двор церкви, и именно в 1629 году, когда у него родился долгожданный наследник престола – будущий царь Алексей Михайлович. Также территория двора перешла монастырю после смерти матери царя Михаила инокини Марфы.

Собор иконы Знамения Божьей Матери построен в 1679-84 годах на средства родственника царя Фёдора Алексеевича боярина И.М.Милославского. Архитекторы – крестьяне из Костромы Фёдор Григорьев и Григорий Анисимов. В нижнем храми придел Св. Афанасия Афонского.

В 1929 Знаменский храм был закрыт, в нём были жилые помещения, в 1960-е началась реставрация, но часть зданий монастыря была снесена. В 1991 возвращен церкви, с 1992 возобновлены богослужения, но пока храм ремонтируется, сейчас службы в приделе Сергия Радонежского.

Братский корпус построен в 1670-е вместе с собором.

Зимние крыши

и весенняя лестница

Храм св. Максима Блаженного. Построен в 1698 году на месте, где когда-то в 1434 г. в усадьбе сурожан был похоронен юродивый Максим Блаженный. Храм был сооружен по заказу купцов костромского Максима Шаровникова и московского Максима Верховитинова.

Храм также был закрыт в 1920-е и передан церкви в 1991.

Рядом расположено сурожское подворье или старый английский двор.




Top