Почему масаи живут в равнинной местности. Племя Масаи — жизнь и обычаи

Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра Григорьевича и Капитолины Михайловны Новоселовых.

Окончив гимназию, Михаил Александрович намеревался поступить на медицинский факультет, чтобы на этом поприще послужить народу, но отец выразил категорическое несогласие с таким решением сына, желая, чтобы он пошел по его стопам и стал учителем древних языков. В 1887 году Александр Григорьевич скончался, но Михаил к этому времени уже переменил свое решение стать врачом и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, предполагая впоследствии стать учителем истории и преподавать историю так, «чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятия о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова».

К этому времени Михаил был уже старым знакомым Толстого и большим поклонником его «учения». Искренне любя Толстого и видя в его идеях и в его личности воплощение христианского идеала, он совершенно не замечал глубоко антихристианской направленности деятельности Толстого и того, что его желание стать учителем человечества является по существу антихристовым. От искреннего, боровшегося с ложью и лукавством в себе Новоселова, по молодости категоричного в своих нравственных суждениях и оценках, не укрылась, однако, разница между тем, что проповедовал «новый учитель», и тем, как он жил

В то время многие произведения Толстого, имевшие антигосударственный или антихристианский характер, не были допущены цензурой к печати, и молодые почитатели Толстого печатали их на гектографе, а затем распространяли. Печатал их и Михаил Новоселов. После произведенного полицией на его квартире обыска были найдены гектографические принадлежности, рукописная брошюра Толстого «Николай Палкин», несколько его писем и стихотворение из «Вестника Народной Воли». На основании этих материалов Новоселов был арестован. Узнав об аресте, Толстой явился к начальнику Московского жандармского управления, заявив, что преследования направлены должны быть прежде всего против него как автора, и власти после его визита решили замять эту историю. Новоселов был освобожден под гласный надзор полиции, с запрещением проживать в столицах.

Михаил Александрович решил сам применить учение Толстого на практике. На деньги, оставшиеся от отца, он купил землю в селе Дугино Тверской губернии, и здесь им была основана одна из первых толстовских общин, состоявшая из пяти интеллигентов. Однако, как и следовало ожидать, община людей, не приспособленных к труду на земле, предполагавших, что крестьянский труд - это бесконечный праздник, пораженных тщеславием от набегающих помыслов об оказываемой будто бы ими помощи людям, а на самом деле не способных переносить наималейшие немощи друг друга, потерпела полный крах и рассыпалась. Однако Новоселов не сразу расстался с толстовством и участвовал вместе с толстовцами в помощи голодающим Рязанской губернии в 1891-1892 годах.

Одной из причин прекращения Новоселовым отношений с Толстым была ненависть последнего ко Христу. Это, а также собственные размышления о вере, укоры совести, не могшей во все время знакомства с Толстым успокоиться, подвигли Михаила Александровича к более глубоким раздумьям о Боге и о путях спасения души, о смысле человеческой жизни и, в конце концов, стезею правды привели его в Церковь. Найдя истинный путь и вечную жизнь во Христе, он увидел, что борьба за эту вечную жизнь требует подвига, но - в отличие от подвига сектанта, который не дает спокойствия совести и мира душе, когда часто голос совести приходится насильственно заглушать, ибо она входит в противоречие с поступками и заповедями Божиими, - подвиг во Христе пробуждает совесть, Господь Сам спешит навстречу вопрошающей душе, чтобы ответить на ее нелукавые вопросы.

По возвращении в Православную Церковь Михаил Александрович всей душой и всем разумением прильнул к святоотеческим письменным источникам и к живым носителям благодати Духа Святого; он сблизился с отцом Иоанном Кронштадтским и старцами Зосимовой пустыни, обладавшими, может, и не видимыми для мира, но видимыми для ищущих спасения дарами Святого Духа, огромным и подлинным духовным опытом и рассуждением, отверзающими духовные очи слепцам.

Михаил Александрович не только взялся за дело своего спасения, но, увидев, сколь невежественны и не просвещены окружающие, какие глубокие заблуждения бытуют в среде интеллигенции и образованного сословия, взялся за дело миссионерства и просвещения и с 1902 года вместе с группой единомышленников приступил к изданию «под общим заглавием “Религиозно-философской библиотеки” ряда брошюр и книг, дающих посильный ответ на выдвигаемые жизнью вопросы».

Издательская деятельность Новоселова продолжалась до прихода к власти безбожников. Всего им было выпушено 39 книг. Кроме того, было выпущено около 20 книг, посвященных более специальным вопросам, а также листки «Религиозно-философской библиотеки», которые выходили двумя сериями: первая состояла из писаний святых отцов, а вторая, рассчитанная на интеллигентного читателя, содержала размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и ученых.

За заслуги в деле духовного просвещения и христианской апологетики Михаил Александрович в 1912 году был избран почетным членом Московской Духовной академии. В течение ряда лет он был также членом Училищного совета при Святейшем Синоде.

Михаил Александрович был активным участником Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, где председателем совета Братства был Федор Дмитриевич Самарин. Братство занималось широкой благотворительной и просветительской деятельностью. На собраниях Братства читались доклады на актуальные темы религиозной и духовной жизни, не раз с докладами выступал и Михаил Александрович. В начале ХХ века нравственное и религиозное состояние общества все более ухудшалось. Одним из признаков этого было восприятие образованным обществом личности Григория Распутина. Встревоженный этим явлением, Михаил Александрович в 1912 году выпустил брошюру, обличающую Распутина

После прихода к власти в 1917 году безбожников, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. 11 июля 1922 года ОГПУ произвело на квартире Новоселова обыск, предполагая заключить его в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности. Михаила Александровича тогда не было дома, розыск его не привел ни к каким результатам, и 26 февраля 1923 года дело было закрыто. Михаил Александрович, узнав об обыске, перешел на нелегальное положение, живя то в деревне, то у своих друзей в Москве и в Петрограде, готовясь к тому дню и часу, когда ему придется исповедать Христа перед лицом гонителей. В это время он приступил к писанию богословской работы, которая условно была им названа «Письма к друзьям»; в каждом письме он старался ответить на те актуальные вопросы, которые ставила тогда действительность перед церковным обществом.

После опубликования в июле 1927 года декларации митрополита Сергия (Страгородского) среди церковных людей начались смущения и смятения; стало известно, что некоторые архиереи отошли от митрополита Сергия, в частности, митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), епископ Гдовский Димитрий (Любимов), к ним присоединились митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) и архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). С последним был хорошо знаком Михаил Александрович. Вскоре и он присоединился к этому церковному движению и, как пользовавшийся безупречной нравственной репутацией, стал одним из авторитетных его участников. В этот период он принял активное участие в обсуждении церковных вопросов среди духовенства и церковной интеллигенции.

Бывая в Москве, Михаил Александрович ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован, заключен сначала в тюрьму ОГПУ, а затем в Бутырскую.

17 мая 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Михаила Александровича к трем годам заключения «в местах, подведомственных ОГПУ»24, то есть в закрытых тюрьмах со строгим режимом содержания. 23 мая он был доставлен в Суздальский политизолятор, а 25 июня - отправлен в Ярославский политизолятор ОГПУ. С этого времени для исповедника наступили суровые будни пребывания в узах со всеми их ограничениями и в полной зависимости от произвола надзирателей и тюремной администрации. В этих условиях любой недуг мог оказаться смертельным.

7 августа 1930 года Михаила Александровича привлекли в качестве обвиняемого к новому делу и для проведения допросов этапировали в тюрьму ОГПУ в Москве. Следствие длилось около года.

В сентябре 1931 года Михаил Александрович был отправлен в Ярославский изолятор. Условия, в которые он был помещен, были настолько тяжелы, что он стал ходатайствовать, что бы его перевели в одиночку, но ходатайство это было отклонено, и 25 сентября он написал новое заявление, прося, чтобы его поместили, хотя бы на время, в соседнюю камеру, тем более что сидевший в ней заключенный не был против. Это ходатайство было удовлетворено. С середины тридцатых годов положение заключенных в тюрьмах резко ухудшилось, и сама ярославская тюрьма стала называться тюрьмой НКВД особого назначения, что повлекло и ужесточение условий содержания в ней: теперь тюрьма становилась не способом изоляции, а средством умерщвления заключенного в ней человека.

23 марта 1937 года у Михаила Александровича заканчивался срок заключения, но его решили не отпускать на свободу до смерти, и уже 7 февраля без какого бы то ни было дополнительного рассмотрения дела Особое Совещание при НКВД приговорило его к трем годам тюремного заключения. 25 февраля об этом решении было сообщено Михаилу Александровичу. Для придачи этому приговору видимости законности НКВД направил ходатайство об утверждения приговора во ВЦИК, и 3 марта приговор был утвержден. Для отбытия нового срока заключения Михаила Александровича из ярославской тюрьмы перевели в вологодскую, куда он прибыл 29 июня 1937 года. В это время условия заключения еще более ужесточились, заключенным были даны номера, и исповедник Михаил стал значиться под № 227.

17 января тройка НКВД приговорила Михаила Александровича к расстрелу. Михаил Александрович Новоселов был расстрелян 20 января 1938 года в вологодской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле.

(1938-01-20 ) (73 года)

Михаи́л Алекса́ндрович Новосёлов (1 июля , село, Тверская губерния - 20 января , Вологда) - русский публицист, духовный писатель. Идеолог иосифлянского движения .

Биография [ | ]

«Толстовец» [ | ]

После 1927 года стал видным деятелем «иосифлянского» движения , сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. Не добившись желаемого, стал непримиримым критиком митрополита Сергия и всех, кто находился в его подчинении:

Эти люди занесли ногу через порог «блудилища», устроенного м. Сергием и его Синодом, но не имеют сил выйти из него, опутав себя канонами, которые являются для них не оградой церковной правды, а кандалами последней. «М. Сергий затягивает петлю на Русской Церкви, но мы бессильны противиться, так как он каноничен». - Чудовищные слова.

Тюремное заключение [ | ]

Наследие и канонизация [ | ]

Известность получили его «Письма к друзьям», которые стали «классикой религиозного самиздата советского периода». В 1994 году «Письма к друзьям» были выверены и изданы в виде отдельной книги. Автор в предисловии именуется «непоколебимым ревнителем Православия» .

В 1990-е годы появилась версия, что в 1920 году Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 году тайно хиротонисан во епископа Сергиевского архиепископом Феодором (Поздеевским) , епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским) . Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом «кочующем соборе », объективные доказательства проведения которого отсутствуют. Источник этих данных - сочинения деятеля неканонического православия Амвросия (Сиверса) .

Михаил Новосёлов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Семья [ | ]

Публикации [ | ]

  • Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
  • Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1902. 16 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • Из разговоров о войне. «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 6. Вышний-Волочек, 1904. 17 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • О праздниках // Церковный Вестник. 1904. № 23. С. 717-718.
  • Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. СПб., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. 9 с.
  • Суды чести в среде учителей. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. 16 с.
  • Голос мирянина // Русское Дело. 1905. № 13. С. 4; № 17. С. 6-8.
  • Соборное подготовительное совещание // О возрождении Русской Церкви. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1905. С. 83-86.
  • Письмо редактору «Русского дела» С. Ф. Шарапову // Русское дело. 1905. № 6. С. 7.
  • К вопросу об участии духовенства в выборах в Государственную Думу // Церковный Вестник. 1905. № 35. С. 1091-1093.
  • О воссоздании живой церковности // Русское Дело. 1905. Особое приложение к № 11. С. 1-4.
  • Записки петербургских религиозно-философских собраний (1902-1903). СПб., 1906. С. 198-199, 271-278, 331, 356-360, 497, 498, 527-530.
  • В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1908, 4 с.; 2-е изд.: М., 1909, 15 с.; 3-е изд.: Сергиев Посад, 1911, 16 с.
  • Вселенская Христова Церковь и «Всемирный христианский студенческий союз». М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1909. 14 с.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве) // Голос Церкви. 1912. № 1. С. 71098; № 2. С. 61-88; отдельное изд.: «Религиозно-философская библиотека». Вып. 28. М., 1912.
  • Светочи Православной Христовой Церкви // Голос Церкви. 1912. № 3. С. 68-78; № 7. С. 77-84; № 11. С. 89-94; № 12. С. 43-48; 1913. № 4. С. 40-53.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). М., 1912.
  • Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения // Голос Церкви. 1912. № 10. С. 92-111; отдельное изд.: «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 30. М., 1912.
  • Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912.
  • По поводу нового официального сообщения о деле еп. Гермогена (совместно с Самариным Ф. Д., Дружининым Н., Кожевниковым В. А., Корниловым А. А., Мансуровым П. Б., Самариным П. Д., Хомяковым Д., Шереметевым П.). М., 1912. 16 с.
  • Уроки веры и благочестия из святоотеческого богословия // Голос Церкви. 1912. № 1. С. 61-70.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913.
  • Беседы о жизни. М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьев? М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.14 с.
  • Папизм в православной церкви. М., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913., 4 с.
  • Письма к друзьям (Письмо 1-е) // Вестник РХД. 1975. № 115. С. 17-24.
  • Письма к друзьям (Письмо 2-е) // Вестник РХД. 1976. № 118. С. 26-31; православная беседа. 1992. № 8-9. С.2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, 10-е и 14-е) // Надежда. 1984. № 10. С. 96-181.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, фрагменты) // Православная беседа. 1994. № 3. С. 2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 9-е) // Северо-Восток. Приложение к «Сибирской газете». 1992. № 8 (12).
  • Письма к друзьям (Письмо 11-е) // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 6. С. 54-60.
  • . в «Библиотеке Якова Кротова»

В молодости был сторонником учения Л.Н. Толстого, и не только в теории, но и на практике лично пытался осуществить идеал небольшой коммуны. Разочаровавшись в толстовстве, вернулся к Православию и всю душу и жизнь посвятил борьбе за Церковь. В это время М.А. Новоселов сближается с отцом С.И. Фуделя, прот. Иосифом Фуделем. Занимался просветительской деятельностью: систематически издавал книги, создав серию «Религиозно-философская библиотека», основал «Кружок ищущих Христианского просвещения», в который вошли самые известные представители церковной интеллигенции. С.Н. Бердяев, который не был членом кружка, но несколько раз посещал его собрания, пишет о М.А. Новоселове: «Он производил впечатление монаха в тайном постриге» .

Вслед за А.С. Хомяковым выступал против формализации авторитета церковной власти по образцу римо-католичества .

Написал несколько работ в защиту имяславия, особенно выступал против декларативного запрета в этом тонком вопросе со стороны церковной иерархии. Выступал против Григория Распутина, участвовал во II секции Поместного собора 1917 г.

После революции активно и непримиримо боролся с расколом живоцерковников, за что в том числе в 1922 г. на него было заведено уголовное дело, но, поскольку в квартире при обыске 11 июля 1922 г. его не оказалось, арест не состоялся. Именно он передал С.И. Фуделю копии «Воззвания» митрополита Агафангела (Преображенского), обнаруженные при первом аресте Сергея Иосифовича . Начиная с 1922 г. жил инкогнито в разных местах; в этот период жизни написаны «Письма к друзьям», основной темой которых является учение о Церкви, ее подлинности и святости. Не принимает «декларации» митр. Сергия (Страгородского) 1927 г., становится активным деятелем так называемого «иосифлянского» движения, находящегося в оппозиции к митр. Сергию. Арестован в 1929 г. и с тех пор на свободу уже не выходил. Расстрелян в 1938 г.

Сведения о том, что М.А. Новоселов в 1920 г. принял тайный монашеский постриг с именем Марк, а в 1923 г. был также тайно хиротонисан во епископа Сергиевского, не подтверждены; в воспоминаниях дочерей прот. Феодора Андреева, знакомого с М.А. Новоселовым в 1920-ые годы, предположения о хиротонии отрицаются . Церковью он канонизирован как мирянин в чине мучеников на архиерейском соборе 2000 г. .

Юность. Связь с Л.Н. Толстым

Отец М.А. Новоселова, Александр Григорьевич Новоселов, хотя принадлежал к духовному сословию, окончил Санкт-Петербургский университет и стал директором Тульской гимназии (впоследствии был также директором 4-й московской классической гимназии), в которой учились сыновья писателя Льва Николаевича Толстого (его имение Ясная Поляна находится в 14 км. от Тулы) . Будучи с детства лично знаком с Л.Н. Толстым, Михаил Новоселов во время обучения в Московском университете (историко-филологического факультет, окончил в 1886 г.) стал сторонником его учения.

За тиражирование запрещенного цензурой произведения писателя «Николай Палкин», направленного против царя Николая I, 27 декабря 1887 г. был арестован, но после личного вмешательства Л.Н. Толстого в феврале 1888 г. отпущен под гласный надзор и с запретом проживать в столицах. Вынужденный отъезд, а также то обстоятельство, что в начале 1887 г. умер его отец, были восприняты М.А. Новоселовым как возможность применить на практике учение Толстого. Ему удалось собрать небольшую коммуну толстовцев, таких же молодых людей, как мужчин, так и женщин; их было 4-5 человек, состав периодически менялся. Как последовательный ученик Л.Н. Толстого, М.А. Новоселов в этот период не участвовал в церковных таинствах, о чем можно судить по приходской исповедальной книге . Коммуна просуществовала около двух лет. Немного позже, в 1892 году, М.А. Новоселов отходит от идей Толстого и прекращает общение с ним.

Воцерковление

Возвращение в Православие, сознательное воцерковление занимает в жизни Михаила Александровича десять лет. Желая увидеть Церковь своими глазами, войти в ее живое предание, он посещает духовные центры тогдашней России: Оптину и Зосимовы пустыни, знакомится с о. Иоанном Кронштадским и философом Владимиром Соловьевым, а также изучает творения святых отцов. При этом М.А. Новоселов вспоминает, что «школьные руководства» по богословию, тот материал, на котором воспитывались учащиеся семинарий и духовных академий, казались ему не только не полезными для вхождения в Предания, но и вредными:

«Я невольно вспоминаю, какое чувство вызывали во мне школьные руководства, когда я, сознательно придя к церкви и прожив некоторое время в недрах её, решил заглянуть в учебники и академические лекции. Я чувствовал, что чтение это умаляет моё религиозно-нравственное достояние. Это наблюдение даже смутило меня, но по счастью одно авторитетное духовное лицо успокоило мою смятенную душу…»

Своеобразным итогом этого напряженного периода является открытое письмо Л.Н. Толстому. После известного определения Святейшего Синода, констатировавшего отпадение графа Льва Толстого от Церкви, и его ответа , М.А. Новоселов написал открытое письмо с комментарием по поводу этого ответа, где объясняет свой отказ от учения писателя не рациональным неприятием, а ощущением его мертвенности, его отказа от Христа Воскресшего . Есть в нем такие строки:

«Несколько раз перечитывал я этот краткий символ Вашей веры и каждый раз неизменно испытывал одно и то же тоскливое, гнетущее чувство. Слова все хорошие: Бог, Дух, любовь, правда, молитва, а в душе пустота получается по прочтении их. Не чувствуется в них жизни, влияния Духа Божия… И Бог, и Дух, и любовь, и правда - все как-то мертво, холодно, рассудочно. Невольно вспоминается Ваш перевод 1 гл. Евангелия от Иоанна, где Вы глубокое, могучее: “В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово” - заменили жалким: “В начале было разумение, разумение стало вместо Бога, разумение стало Бог”».

Просветительская деятельность

С 1901 г. М.А. Новоселов начинает участвовать в различных общественных мероприятиях и съездах, на которых выступает с церковных позиций.

В 1902 г. начинается издание «Религиозно-философской библиотеки», в выпусках которой выходят как труды самого Михаила Александровича, так и других христианских мыслителей, продолжавшееся до революции 1917 г. Здесь рассматривались острые вопросы, возможно, вставшие перед самим М.А. Новоселовым в период его воцерковления: это и различия между православием, католичеством и протестантизмом в понимании веры и спасения , и особенности западной и восточный мистики , и различие между альтруизмом, гуманизмом и христианским понятием любви , и темы миссионерского, огласительного характера .

Работа Михаила Александровича «Забытый путь опытного богопознания», напечатанная в самом первом выпуске «Религиозно-философской библиотеки», поднимает острый и болезненный вопрос соотношения рассудочного понятия о Боге и опытного, достоверного познания, о котором Сам Господь говорит, что оно есть жизнь вечная (Ин 17:3) . «Обрушиваясь на рационализм наших протестантских сект, - пишет М.А. Новоселов, - мы сами в сущности стоим на почве того же рационализма, что и наши противники» . Это то признание, которого не хватало А.С. Хомякову в его полемике, обращенной против рационализма западных протестантства и католичества. Православие по существу не должно было бы стоять на почве рационализма, но снова и снова оказывается на ней. Далее он сравнивает догматы со скорлупой, замороженной холодом научной рассудочности так, что «ищущим питательного зерна Христова, доступ к нему оказывается решительно прегражденным. Вместо запрятанного нами зерна мы предлагаем скорлупу <…> саму по себе вовсе не утоляющую голода и не возбуждающую ни малейшего духовного аппетита».

Эта тема опытного богопознания является одной из стержневых во всех книгах Сергея Иосифовича Фуделя.

Церковь есть Христос в спасаемом Им человечестве, не призрачный или иносказательный или только в учении, а в полной достоверности непостижимого и потрясающего факта .

Кружок и братство. Общественная деятельность

В 1907 г. М.А. Новоселов переезжает в Москву и поселяется в квартире в доме №1 по Обыденскому переулку. Здесь по четвергам регулярно собираются встречи «Кружка ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви», датой создания которого можно считать дату написания Устава: 19 января 1907 г. Иногда проводились и открытые «общественные чтения», собиравшие до полусотни человек, но обычно заседания были закрытыми. В кружок входил и отец С.И. Фуделя, прот. Иосиф Фудель . В частности, в кружке живо обсуждалась проблема имяславия. В.В. Розанов (под псевдонимом «Петроградский старожил») так описывает особенность этого кружка «молодых московских славянофилов» и «энтузиастов Церкви»:

«Суть связи этого кружка - личная и нравственная; высшее его качество - не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого - чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или - почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, “авва Михаил”. И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще “умными качествами”, но, тем не менее, чтут его, “яко отца”, за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его» .

В.В. Розанов, знакомый с кружком М.А. Новоселова хоть и не очень близко, отмечает их «ответственность и тяжеловесность», особую заботу о просвещении своих учеников и студентов.

«К числу больших качеств московских славянофилов <...> относится то, что они, хотя и нехотя, воспитывают себя, дисциплинируют. Я сказал “хотя и нехотя”. Это - именно так, и в таком-то именно сочетании это дело самовоспитания выходит по-русски, т.е. непреднамеренно, хорошо, безхитростно.

Вообще, в самовоспитании вопрос “чего не читать” еще важнее, нежели “что читать ”. Преднамеренно это не выходит, но непреднамеренно иногда отлично выходит» .

Наконец, отмечает он и общий для всех членов кружка М.А. Новоселова опытный характер их веры и проистекающей из нее жизни:

«Суть православия - в святых его; в самых образах их и в самой жизни их. О всех славянофилах Москвы, без проверки и не спрашивая, можно сказать, что они “поверили тому что видели”, а не “поверили тому чему ‘их научили’”. В православии они увидели то особенное личное, что именуется “святым”, за что “святой” и нарекается по кончине именно “святым”, и им прямо страшно подумать, как могли бы они от этого отречься, от этого отделиться - с этим даже не слиться. Москвичи живут близ Троице-Сергия, а там “есть чего посмотреть” и кроме богословской учености. Вот они “посмотрели” и это решило дело. А не умственные выкладки, хотя и они “не мешают”» .

Спустя два года после основания, в 1909 г., когда возникла потребность участвовать в церковной жизни непосредственно, почти тем же кругом людей создается Братство во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа .

Октябрьская революция 1917 г., после которой начинаются открытые гонения на Церковь, включающие запрещение общественных организаций, потребовала изменения формы участия ее членов в церковной жизни; кружок и братство, начиная с этого времени, прекращают свое существование. Надо отметить и то, что в 1917 г. умирает В.А. Кожевников, за год до того Ф.Д. Самарин, в 1918 г. - прот. Иосиф Фудель .

Против Григория Распутина

С 1910 г. Михаил Новоселов открыто выступает против влияния Григория Распутина на государственную и политическую жизнь России. Его брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» в 1912 г. конфисковали в типографии. Влияние Распутина было одним из мрачных событий времени, хотя и только одно в длинной череде. С.И. Фудель, основываясь на письмах своего отца, пишет об этом времени так :

«Период перед первой мировой войной был наиболее душным и страшным периодом русского общества. Это было время еще живой “Анатэмы”, еще продолжающихся “огарков” и массовых самоубийств молодежи, время разлива сексуальной литературы, когда Соллогубы, Вербицкие, Арцыбашевы буквально калечили людей, время, когда жандармские офицеры читали о “розовых кобылках”, а гимназисты мечтали стать “ворами-джентльменами”, время, когда на престол ложилась тень Распутина, сменяющего архиереев и министров.

Главная опасность этого времени заключалась в том, что даже лучших людей оно точно опаляло своим иссушающим ветром. Страшное состояние духовного засыпания хоть на время касалось и их и заставляло забывать о “невидимой брани”».

Критика лояльного отношения Священного Синода к Григорию Распутину не помешала признанию заслуг М.А. Новоселова лично и его ближайших сподвижников Ф.Д. Самарина и В.А. Кожевникова со стороны Церкви: в 1912 г. Московская Духовная Академия признает их своими почетными членами.

Участие в поместном соборе 1917 г.

М.А. Новоселов не участвовал в I сессии Собора (15 августа 1917 г. - 9 декабря 1917 г.): изначально он не был включен в список членов, а заявление о его включении поданное архиепископом Сергием (Страгородским) и князем Е.Н. Трубецким было отклонено. Во время работы II сессии (20 января 1918 г. - 7 апреля 1928 г.) был включен в состав Собора в качестве действительного члена .

Участие его и нескольких других членов кружка (прот. Павла Флоренского, С.Н. Дурылина, свящ. С.П. Мансурова) в Соборе было тесно связано с просветительским направлением деятельности М.А. Новоселова: им предложили принять участие в разработке нового типа пастырских духовных училищ взамен упраздненных семинарий. Это вылилось в создание богословских курсов для мирян, которые реализовывались с апреля по июнь 1918 г. на квартире Михаила Александровича (он сам преподавал в рамках курсов раздел о Святых Отцах, их жизни и писаниях) . Курсы планировалось возобновить с января 1919 г., но этого не произошло. Начиная с 1919 г. Михаил Александрович находился под надзором агентов ВЧК, в 1922 г. был проведен обыск в его квартире и заведено уголовное дело (в это время он находится в Оптиной пустыни, поэтому его самого не нашли). Известно однако, что в 1921-22 гг. С.П. Мансуров (впоследствии священник) читал лекции об отцах Церкви в рамках Богословских курсов на квартире М.А. Новоселова .

После 1923 г. и вплоть до ареста в 1929 г. М.А. Новоселов находится на нелегальном положении, постоянно переезжает с места на место и скрывается в домах знакомых.

Участие в борьбе с группировкой «Живая Церковь»

В 1922 г. за несколько недель перед арестом патриарх Тихон передал управление Церковью митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), а до его отсутствия управление Высшим Церковным Управлением оказалось в руках участников обновленческого раскола. Хотя митрополит Агафангел явно колебался, не спеша по указанию арестованного Патриарха Тихона приехать в Москву, 5(18) июня он подписывает Послание , обращенное ко всем членам Церкви: епископам, священникам и мирянам. В нем он признает своим долгом по вступлении в управление делами Церкви созыв всероссийского Поместного собора, на котором возможно было бы обсудить введение того, что было бы «необходимо и полезно для нашей духовной жизни». Таким образом, как он пишет, он не отрицает «необходимости некоторых видоизменений и преобразований в служебной практике и обрядах», но не вводимых путем самочиния, присвоения себе недолжных полномочий, что и делали члены группировки «Живая Церковь».

Эти планы, конечно, не осуществились. Уже 15 июня Митрополит Агафангел дает подписку о невыезде из Ярославля, а 28 июня помещен под домашний арест ; 15 августа его доставляют во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Там он пересекался с С.И. Фуделем во время следствия. Вот краткий эпизод, который вспоминает Фудель о нем :

…всего за шесть лет перед этим мы вместе с ним жили летом в Толгском монастыре под Ярославлем, и это ему, по рассказам, варили тогда монахи уху на курином бульоне. Это было последнее лето перед революцией.

Одновременно с «Посланием» митрополита начали распространять «Братское предостережение» от имени «Братства ревнителей православия»; очевидно, что к его тексту и распространению имел отношение М.А. Новоселов.

Неприятие «Декларации» митр. Сергия (Страгородского). Арест и мученичество

Несмотря на вполне определенную позицию в отношении сергианства, М.А. Новоселов был против раскола. В ответ на вопрос В.Д. Пришвиной, как быть в случае, если не останется священников «старого поставления»:

«Не надо создавать новый раскол, - ответил Михаил Александрович. - У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если никого не останется - идите с ними, только не забывайте крови мучеников и пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит, если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь» .

Взгляд М.А. Новоселова на авторитет в Церкви

В одном из последних своих «Писем к друзьям» М.А. Новоселов обращается к проблеме авторитета в Церкви. Он приводит часть статьи Юрия Александровича Колемина «Авторитет в вопросах веры», опубликованную как в одном из выпусков серии «Религиозно-философская библиотека», так и в журнале «Богословский вестник» , где описывается спор между православным и иезуитом, и главным аргументом последнего является вопрос: а на каком авторитете основывается «православность», то есть правильная вера, его собеседника? Далее последовательно и чисто логически отвергается возможность непогрешимости в вопросах веры у мирян, священников, епархиальных поместных духовных начальств, архиереев, синодов и патриархов, и оказывается, что православному невозможно указать на такое лицо или собрание лиц, которые были бы непогрешимым авторитетом, что приводит православного к колебанию и кризису веры. М.А. Новоселов в примечании пишет, что примерно такой спор состоялся у самого Ю.А. Колемина, и что лондонский священник Евгений Смирнов смог укрепить его, посоветовав прочитать сочинения Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) о Церкви.

Как известно, работы выдающегося церковного писателя и славянофила А.С. Хомякова, посвященные как жизни самой Церкви («Церковь одна»), так и полемике с инославными вероисповеданиями, были изданы в России только после его смерти из-за возражений цензуры. Вот одно из пререкаемых цензором мест в его работе «Несколько слов о западных вероисповеданиях…», содержащей резкую критику как протестантства, так и католичества (опубликована в протестантском издательстве в Париже), которое привлекает внимание к проблеме авторитета в Церкви:

«Нет: Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его; ибо Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительною, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в его жилах; но живут, поколику он сам живет Вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви» .

А.С. Хомяков противопоставляет авторитет как внешнее явление - внутренней жизни человека, при этом не допуская человеку быть авторитетом самому для себя через требование жить «Вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви». Необходимость соотносить каждое событие с некоторым авторитетом, будь то собрание людей (например, Собор) или конкретный человек (Римский Папа), есть свидетельство оскудения внутренней жизни. Первична жизнь Церкви, которая благодатна, то есть даруется свыше и является жизнью в Духе Святом. Потому именно Церковь принимает постановления того или иного Собора как свои или отвергает их, называя собор разбойничьим.

«Вся Церковь принимала или отвергала определения соборов, смотря по тому, находила ли их сообразными или противными своей вере и своему Преданию, и присваивала название соборов Вселенских тем из них, в постановлениях которых признавала выражение своей внутренней мысли. Собор Вселенский становился голосом Церкви» .

В следующем письме Михаил Новоселов приводит несколько примеров таких событий, один из них - пример собора в Константинополе, отлучившего в 1344 г. свт. Григория Паламу и заключившего его в темницу . Решения этого собора были впоследствии отменены, а святитель Григорий Палама особо почитается Церковью. Для М.А. Новоселова иллюстрацией того же принципа служит то, что создаваемый искуствено раскол «живоцерковников» отвергается не столько церковной иерархией, сколько «обычными» членами церкви, мирянами и иноками.

Связи с другими церковными людьми

  1. Кружок ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви:
    • свящ. Павел Флоренский;
    • Сергий Николаевич Булгаков (впоследствии священник);
    • Сергий Павлович Мансуров (впоследствии священник);
    • Александр Викторович Ельчанинов (впоследствии священник);
    • Николай Стефанович Педашенко (впоследствии священник);
    • Павел Борисович Мансуров;
    • Федор Дмитриевич Самарин;
    • Владимир Францевич Эрн;
    • Александр Сергеевич Глинка (Волжский);
    • Владимир Александрович Кожевников;
    • Сергей Николаевич Дурылин;
    • С.А. Цветков.
  2. Разное:
    • еп. Феодор (Поздеевский);

Масаи - полукочевой африканский коренной народ, проживающий на территории северной части Танзании, и южной части Кении. Масаи являются одним из наиболее посещаемых туристами народов Восточной Африки.

Численность населения

Общая численность племени Масаи - около 1 миллиона человек.

Образ жизни

Масаи сохранили свой патриархальный, традиционный образ жизни. У них существует строгое разделение мужских и женских обязанностей. Мужчины занимаются скотоводством, пасут коз и коров. Женщины занимаются домашним хозяйством, следят за детьми, готовят пищу, шьют одежду.

Питаются масаи довольно просто. Основной продукт питания молоко (коровье или козье). А ещё они употребляют молоко, смешивая его с кровью, наливают в тыквенный сосуд и пьют для восстановления сил и энергии. Этот специфический напиток употребляют в свежем, а иногда и в сквашенном виде, добавляя в него кукурузную муку. Мясо масаи едят редко, только по праздникам или в случае особых торжеств.

У каждого масайского племени есть своя территория, и свои обычаи, но их всех объединяет полукочевой и кочевой образ жизни и занятие скотоводством. Но есть небольшое количество племён, которые перешли к оседлому образу жизни и помимо скотоводства перешли к земледелию. У большинства масаев отношение к этому меньшинству очень презрительное, они воспринимают это как предательство, считая такой образ жизни изменой традиционному укладу и консервативным традициям этого народа.

Религия

В религиозную сферу этого народа всё больше проникают христианские традиции, но большая часть масаев исповедуют традиционные религии.

Традиции

Масаи очень бережно относятся к традициям, и стараются не нарушать веками сложившийся уклад жизни. Это относится и к традиционной одежде, которая не меняется на протяжении столетий, ритуалы жертвоприношения, свадебные традиции.

Важным атрибутом племени являются украшения. Они предпочитают серьги из серебра, длинные ожерелья, головные повязки и браслеты.

Ритуальные танцы масаи исполняют во время свадебных торжеств и особых праздничных дней. Юные представители племён высоко подпрыгивают на одном месте, чтобы показать свою силу и ловкость. А ещё у них популярен оригинальный обряд сватовства.

Масаи - племя гордых воинов, одно из наиболее древних и многочисленных на всей территории Африки. Проживают они в Кении и Танзании. Отличительной чертой этого племени является то, что никто из его членов не имеет паспорта или любого другого документа. Именно поэтому определить точную численность попросту невозможно.

В 15-16 вв. масаи вели они пришли с берегов Нила. В современности же многие из них, не без давления сегодняшних реалий, вынуждены стать оседлыми. Однако далеко не все из них сдаются, большая часть все еще так и остались кочевниками.

Кто такие масаи?

Дети до 14 лет считаются наиболее счастливыми масаи. Племя не заставляет их обучаться чему-либо, ходить в школы, заниматься общественным трудом и так далее. В это время они только танцуют, развлекаются и иногда выходят на охоту. Однако никто из детей не отказывается от личного самосовершенствования, все они наблюдают за взрослыми, особенно за вождем. Видя то, как они действуют и что делают, малыши выстраивают собственную модель поведения.

После 14 лет ближайшие 2-3 года масаи гуляют и присматриваются. Постепенно они входят в налаженную структуру племени, где каждый человек имеет свои обязанности. Подростки не сразу определяются со своей занятостью, они пробуют себя во всех сферах. Так, например, одна из девочек может стать поварихой, другая начнет присматривать за детьми.

Затем в 16-17 лет масаи женятся или выходят замуж, строят собственный дом, где и будут жить молодой ячейкой общества. Постепенно происходит накопление средств. Так как банков в деревнях нет, статус определяется количеством голов скота. Чем оно больше, тем, соответственно, выше положение в обществе. После свадьбы начинается размеренная жизнь, сформировавшаяся личность уже точно знает, какая ответственность на нее ложится. И так продолжается до старости.

Как живут масаи?

В 160 км от Найроби в относительно большой деревне проживают масаи. Племя до сегодняшнего дня сохранило первозданный уклад и быт. Поскольку местность, где оно живет, не отличается плодородной почвой, люди вынуждены заниматься скотоводством. Свой возраст каждый человек определяет лишь примерно, у него нет паспорта, да и за календарем масаи следить не привыкли.

Каждая деревенька насчитывает около 100 жителей. И все они являются членами этой большой семьи. Во главе стоит вождь. Жизненный уклад, соответственно, только патриархальный. Современные мужчины, поскольку нет войн, пасут скот. Ранее это было обязанностью слабого пола. Женщины готовят еду и занимаются выращиванием детей. Особого воспитания также не присутствует, молодые попросту равняются на старших, во всем им подражая.

Трех жен может иметь вождь масаи. Племя, конечно, отличается воинственностью, но женщин это не касается. Они заслуживают уважение и доверие мужчин вкусной едой. Кстати, вождь определяет любимую супругу ежедневно. И зависеть его выбор будет непосредственно от вкусности приготовленного ужина.

Свадьба племени масаи

В племени масаи богатство накапливается путем продажи дочерей. Поэтому мужчина, у которого больше девочек, имеет высокий статус. Свадьба начинается с того, что жених приходит к дому своей невесты. На пороге сидит ее отец, охраняющий жилище (чтобы дочь не украли). Перед передачей дочки он определяет, сколько молодой парень должен будет за нее отдать коров.

Невеста обязательно должна быть девственницей. На свадьбу приходит много гостей, каждый из которых дает на благо молодых немного (или много) денег. Все средства собирает свекровь. В первое время она будет жить вместе с молодыми, выполняя работу казначея. Что касается непосредственно празднования, то оно происходит в стандартном и привычном режиме - гости, веселье, ведущий, праздничные костюмы и так далее.

Страшной традицией является то, что в первую супруга будет спать не с мужем, а с тамадой. Это обусловлено тем, что молодой мужчина не должен видеть крови своей женщины племени масаи.

Если воин решил жениться еще раз, то новую невесту ему выбирает не мать, а первая супруга. Так же обстоят дела и с последующими. То есть сколько бы невест ни затребовал мужчина, все они проходят отбор той, которая была засватана вначале.

Питание масаи

Очень своеобразными являются еда и питье племени. Более того, слабонервным людям лучше вообще не знакомиться с рассматриваемой кухней. Любимым напитком масаи является свежая кровь. Иногда ее разводят с молоком. Добыча питья происходит следующим образом. Мужчина прокалывает острым предметом артерию животного и подставляет под напор емкость. Зверь не погибает, если только на 10-й раз утоления жажды. После того как воин наполнил свою чашу, он заделывает отверстие глиной, и корова или баран продолжают жить.

А вот к мясным продуктам племя Африки масаи относится крайне негативно. Это обусловлено вовсе не тем, что они идейные вегетарианцы. Просто скот - основной заработок, и кушать его - означает лишать себя статуса, понижать свою значимость в обществе.

Масаи отличается удивительными традициями, которые для европейского или славянского человека могут показаться ужасными. Так, например, все девушки проходят наряду с парнями. Более того, если женщина не сделала этого, то ее никогда не возьмут замуж.

Также всем девушкам приходится голову. Видимо, мужчины племени не считают, что женская красота заключается в длинных локонах.

Еще у каждого племени есть свой отличительный знак - татуировки. Ими покрываются как людские тела, так и скот. Только данным способом на выпасе они могут отличить своего барана от чужого. Кстати, если посторонний скот случайно попал в племя, то его незамедлительно возвращают. Никто еще не забыл о воинственности масаи, даже спустя десятилетия мирного существования.

Заключение

Буквально поражает своеобразие, которое имеет племя масаи. Фото каждого из его членов доказывает воинственность и своенравность. Также нередко просматриваются нотки того, что они ставят себя выше других африканских племен, равно как и европейцев или американцев, посещающих континент.

Более того, когда на территорию Африки пришли колонизаторы, они в действительности опасались и даже боялись встречи с масаи. При всем этом европейцы имели современные технологии и оружие, племя же было примитивным. Нельзя не отметить того, что эта древняя культура до сих пор сохранилась только благодаря воинственности и нежеланию сдавать свои исконные территории колонизаторам.




Top