Патриотизм, верность воинскому долгу – нравственные традиции и основы духовного потенциала российского офицерского корпуса. Тема Основы военно-патриотического воспитания Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества

В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества армии и флота, нависла реальная угроза их утраты. Во многом это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой – расширился круг нежелательных воздействий на их духовный мир.

Как известно, во все времена ослабление внимания к сохранению духовных ценностей, утрата интереса к духовным проблемам всегда приводили к деградации нации.

Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздания эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженного выполнения долга (см. схему 1).

Изучение отечественной военной истории

Проведение воинских ритуалов

Использование плановых занятий, особенно по ОГП

Пути формирования патриотизма, верности воинскому долгу

Пропаганда боевых традиций

Разъяснение требований уставов и приказов МО РФ

Проведение культурно-досуговыхмероприятий

Усиление внимания государства к укреплению ВС РФ

Повышение воспитательной роли ВС

Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся также в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к Родине, конкретному Отечеству. И об этом должны всегда помнить армейские воспитатели.

На формирование патриотических чувств у российских воинов большое внимание оказывают служба в Вооруженных Силах, то внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами в каждой части.

Большую роль в воспитании патриотизма у личного состава играет целенаправленная политико-воспитательная работа офицеров и прапорщиков.

В современных условиях значение умелой организации патриотического воспитания воинов армии и флота возрастает. Это обусловлено сложностью решаемых в ходе военной реформы задач, нерешенностью многих материально-технических и социально-бытовых проблем в некоторых воинских частях, необходимостью повышения эффективности работы всех звеньев воинского организма, более ответственного выполнения воинского долга каждым военнослужащим и другими факторами.

Основу работы по воспитанию воинов-патриотов составляют формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений военной присяги, воинских уставов, а также требований приказов министра обороны по вопросам боевой учебы, выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что реальным выражение его патриотических устремлений являются отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность.

В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой учебы, особенно по общественно-государственной подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы.

Широкие возможности для воспитания патриотизма у военнослужащих представляют занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет офицерам, прапорщикам, всему личному составу широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Яркие примеры героизма наших предков не оставляют равнодушными воинов, вызывают у них потребность подражать подвигам в боевых условиях, совершать мужественные поступки. В некоторых частях подобные занятия проводятся в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях.

Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие военной присяги, вынос боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы воинов в запас. Вручение боевого оружия и передача военной техники новичкам оставляют заметный след в душах воинов, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям.

В некоторых частях хорошо организована пропаганда боевых традиций, в частности, регулярно проводятся уроки мужества. Они посвящаются героическим подвигам однополчан, знаменательным событиям части, рода войск.

В местах боевых сражений многие воины участвуют в Вахтах памяти, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков.

Важное значение в патриотическом воспитании воинов имеет изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.

Таким образом, в Вооруженных Силах России проводится активная работа по патриотическому воспитанию воинов. Она ведется по различным направлениям с использованием разнообразных форм. Успех ее зависит от многих факторов и прежде всего от активности и инициативы офицеров, всех воспитателей.

Патриотизм, верность воинскому долгу – нравственные традиции и основы духовного потенциала российского офицерского корпуса

Патриотизм, верность воинскому долгу - важнейшие ценностные ориентации российских офицеров

В среде военнослужащих и прежде всего офицерского корпуса выделяются такие духовные ценности, как патриотизм, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь, профессиональная компетентность и другие. Они наиболее рельефно и зримо характеризуют высшую степень готовности верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять воинский долг, а также выступают в качестве морально-деловых характеристик.

В нормальном, подлинно демократическом обществе, без всякого сомнения, патриотизм занимает в общей системе ценностей центральное, интегрирующее положение. Он принадлежит к наиболее фундаментальным и непреходящим ценностям.

В толковом словаре В.И. Даля патриот трактуется как любитель Отечества, ревнитель о благе его. А космополит - «всемирный гражданин», человек не признающий особых отношений к Родине.

Современный государственный российский патриотизм сложился не сразу, а прошел длительное эволюционное развитие. Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно проследить уже в летописях IX века. Правда, в те времена она не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием
- чувством преданности христианской вере. Обновленный патриотический идеал начал объединять и сплачивать народ в единое целое.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки национально-государственного патриотизма. Годом рождения его принято считать 1380 год, а местом

Куликово поле. После битвы начался процесс слияния отдельных русских княжеств, характеризующийся общерусским патриотизмом, смыслом которого являлась единая и могучая Русь.

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе. Подчеркнем, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов.

В «Табели о рангах», учрежденной Петром I в 1722 г., услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала характерной чертой русского воинства.

С развитием регулярной армии и становлением офицерского корпуса получил окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм как выражение сущности людей, посвятивших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чертах он доходит до наших дней.

Со времени Петра I офицерство занимало своеобразное место в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобретателями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и даже возглавляли Русскую православную церковь (например, первый обер-прокурор святейшего Синода полковник И. Болтин, 1721-1726 гг.).

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер.

Названные обстоятельства обусловили своеобразные черты российского военно-профессионального патриотизма:

Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь;

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Героическое поведение в плену;

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде;

Личный пример офицера своим подчиненным;

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

Значение военно-профессионального патриотизма велико. В критические моменты именно он перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.

Большинство офицеров Русской армии видели смысл своей жизни в служении Отечеству, отдавая этому делу все свои силы и знания. Это подтверждают многочисленные примеры.

Так, в 1809 г. молодой полковник М. Воронцов получил в командование Нарвский мушкетерский полк. Офицер-интеллектуал, впитавший в себя суть учения Суворова, превратил свой полк в мощный боевой организм. Вступая в новую должность и прощаясь с однополчанами, М. Воронцов оставил боевое завещание в форме «Наставления господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения». Когда князь П. Багратион ознакомился с этим документом, впечатление от него оказалось настолько сильным, что он принял решение отпечатать его и разослать по войскам 2-й Западной армии под названием «Наставление господам пехотным офицерам в день сражения».

«Наставление...» оказало сильное воздействие на боевой дух, нравственный выбор абсолютного большинства командиров не только в годы Отечественной войны 1812 г., но и в период других жестоких испытаний для нашей Родины.

Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир героизмом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.

Так, например, 30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13, которой командовал Александр Маринеско, торпедировала германский лайнер «Вильгельм Густлов», имевший на борту свыше 7 тыс. гитлеровцев, в том числе 1300 подводников. Мировая печать назвала этот подвиг «атакой века», а командира нарекла «подводником № 1». Всего офицер-подводник Александр Маринеско со своим экипажем отправил на дно несколько вражеских кораблей, сумма их водоизмещения - 41507 тонн.

Другой пример. Лейтенант Семен Коновалов на танке KB в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. KB был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумел завладеть немецким танком и угнал его в расположение наших войск.

В годы Великой Отечественной войны проявили высокий профессионализм, героизм и наши летчики. Так, Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника, Александр Покрышкин - 59, Николай Гулаев 13 сбил лично и 5 в составе группы.

За мужество и героизм, проявленные в боях против немецких войск, свыше 11,6 тыс. советских воинов удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Среди них - более 6 тыс. офицеров, генералов, адмиралов и маршалов. 115 из них это звание присвоено дважды, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб окончили войну трижды Героями Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого высокого звания).

Примеры мужества, героизма, верности патриотическому долгу проявляют российские офицеры и в мирное время, при выполнении специальных задач на Северном Кавказе, в процессе ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и т. п.

С патриотизмом как духовной ценностью российских офицеров тесно связана другая нравственная ценность - верность воинскому долгу, то есть внутренняя осознанная готовность выполнить поставленные задачи по защите Родины. Содержание долга, как правило, формируется в виде какого-то конкретного требования, повеления, политической, правовой или нравственной обязанности. Для полного исполнения своего долга военнослужащему всегда нужны такие духовные качества, как твердые убеждения, прочные и глубокие знания, сильная воля и настойчивость. Именно человек долга всегда добивается успеха в службе, стоически преодолевает трудности повседневных будней, не отступит перед лицом грозной опасности. Это подтверждается многочисленными примерами из отечественной истории, жизни Вооруженных Сил России. Сознательное и героическое выполнение воинского долга нашими офицерами в годы Великой Отечественной войны, в Афганистане, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в ходе проведения специальных операций в Чечне и Дагестане убедительно подтверждает их призвание и образцы высокой духовности. Л.Н. Толстой писал о роли офицеров: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и через служение и воспитание ее, благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».

В постсоветское время в российском обществе произошли радикальные изменения, которые охватили и духовную сферу, создав в ней немало проблем. Среди них и проблемы, связанные с воспитанием патриотизма и верности воинскому долгу, о чем офицеры должны знать и учитывать это в своей работе с личным составам.

Так, социологические опросы, проведенные в армии и на флоте, показывают, что более половины военнослужащих срочной службы, призываемых из сельской местности и малых городов, рабочих и крестьянских семей, во время службы и особенно к ее завершению перестают рассматривать военную службу как свой долг перед Родиной и почетную обязанность. Это вызвано тем, что большинство из них со временем понимают, что многие их одногодки сумели уклониться от военной службы и переложить эти обязанности на других. Как следствие всего этого происходит эволюция ценностных ориентаций военнослужащих.

В современных условиях, по сравнению с предыдущими десятилетиями, приобрели значение ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистическое звучание. Так, возможность испытать себя в сложных условиях составила среди опрошенных 28 %, приобретение необходимых для жизни знаний и навыков - 19 %, возможность увидеть жизнь в других краях - 17 %, возможность физического совершенствования - 13 %. А такие ценности, как причастность к защите Родины и гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, составили всего около 5 % среди опрошенных. Это обстоятельство говорит о том, что к проблеме формирования ценностных ориентаций у защитников Родины следует подходить серьезно и продуманно.

Нравственные традиции « основа духовных качеств офицерского корпуса

Офицерский корпус любой армии мира имеет свои традиции, играющие огромную роль в укреплении ее боевого духа и мощи. Под традициями офицерского корпуса понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие нормой поведения офицерского состава в боевой обстановке и в мирное время, побуждающие офицеров честно и добросовестно выполнять свой воинский долг, служить Отечеству.

Традиции русского офицерства складывались на протяжении нескольких веков. Зародившись на рубеже XVII - XVIII вв., с появлением «командных» людей и созданием регулярной армии они получили развитие в войсках великих полководцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева и других, доблесть и слава которых были продемонстрированы всему миру. За всю историю Русской армии сформировались прочные традиции в различных сферах воинской деятельности: боевой, учебно-воспитательной и бытовой. В то же время среди них можно выделить традиции, носящие глубоко нравственный характер и особенно ярко подчеркивающие сущность офицера.

1. Центральное место в системе нравственных традиций офицерского состава занимает поддержание чести офицера, чести мундира, что делалось, как свидетельствуют документы отечественной военной истории, уже в юношеские годы, на подступах к офицерскому чину.

Так, в изданной для офицеров книге «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» (имеющей подзаголовок «Собрание писем старого офицера своему сыну») на этот счет сказано следующее: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям; поэтому ты не должен равнодушно относиться к чести, так как равнодушие к ней унижает тебя и исключает из общества достойных уважения людей».

С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. Ничто, кроме оружия, не могло касаться его. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться каким бы то ни было наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека. Даже в общегражданской сфере. В отличие от других граждан, например, взыскание по векселю могло быть обращено только на имущество офицера, но не на его личность - личному задержанию по поводу неуплаты долга (аресту или заключению) офицер не мог подвергаться. Офицер и тот, кто собирался им стать, не мог, естественно, подвергаться телесным наказаниям. Вообще солдаты и унтер-офицеры, бывшие в штрафах (имеющие взыскания) за время службы, не должны были производиться в офицеры, однако для тех из них, кто отличился в бою, могло делаться исключение в уважение их военных заслуг. Но никогда и ни в каком случае, несмотря ни на какие заслуги, офицерские погоны не мог носить человек, чьей спины касалась розга. Более того, офицер, подвергшийся оскорблению действием, т. е. побоям, должен был уходить со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию.

С честью офицерского мундира было тесно связано понятие о чести своего полка, культивировавшееся в армии под влиянием исторических традиций. Славные боевые традиции полков Русской армии, передававшиеся из поколения в поколение, служили могучим стимулом развития чувства гордости за принадлежность к своей части и вообще к Русской армии. Существование полковых музеев, написание историй частей, широко и торжественно отмечавшиеся полковые праздники и юбилеи полковые праздники и юбилеи полков - все способствовало поддержанию этого чувства. Офицер нес как бы дополнительную ответственность за поддержание своей чести: роняя ее, он ронял не только свое личное достоинство офицера, но и честь своего полка.

Главным содержанием офицерской чести является готовность офицера защитить свою Родину, служить во имя ее безопасности. Высшее проявление офицерской чести - верность своему воинскому долгу, личное мужество, героизм, храбрость, самоотверженность, готовность пойти на риск во имя достижения социально значимых целей, исполнительность, верность данному слову. Нормальным явлением для нашей армии должно стать возрождение хорошей традиции офицеров Русской армии, когда они могли в завершение разговора или в иной ситуации сказать «Честь имею», поставив на этом точку в решаемом вопросе.

2. Важной нравственной традицией российского офицерского корпуса является забота о подчиненных со стороны командиров. Уже с начала создания Русской регулярной армии Петр I и его ближайшие сподвижники стремились направить энергию армии на священное дело защиты Отечества, стараясь не использовать военнослужащих в личных интересах, не отвлекать их на посторонние дела. И хотя многие строительные работы проводились при участии солдат, Петр стремился не злоупотреблять их отвлечением от процесса обучения. Того же требовал он от подчиненных. Екатерина II также добивалась, чтобы «солдат ни в чем недостатка не имел», думая только о военной службе.

Исключительно высоко ставил солдата как защитника Отечества А.В. Суворов. «Мне солдат дороже себя», - любил повторять фельдмаршал.

Понимая, что чувство собственного достоинства у солдата является неизменным элементом его национальной гордости, командование Русской армии всячески стремилось прививать в служебных отношениях не переходящую в унижение требовательность. В 1753 г. по инициативе императрицы Елизаветы Петровны после обсуждения на Военной коллегии вышел специальный указ «О более кротком обращении с солдатами ротных командиров». В нем требовалось исключить из воспитательной работы «...безмерные и безвинные побои солдат». За проявленную грубость с офицеров предписывалось «удерживать штрафы сверх штата», а «допустивших оное после предупреждения лишать офицерских чинов».

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев всячески стремился оберегать солдат от ненужного перенапряжения и дерганий. Он требовал от командиров, чтобы «без нужды люди изнурены не были» и при отсутствии «вблизи неприятеля в мундире и в обуви не содержались». Все эти требования чрезвычайно актуальны и сегодня.

3. Устоявшейся традицией офицерского состава в Российской армии стало личным примером демонстрировать перед подчиненными верность воинскому долгу, выдержку, стойкость, отвагу и храбрость. Уже в упоминавшемся нами «Наставлении господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения» отмечалось, что «ежели дух храбрости есть отличительный знак всего русского народа, то в офицерстве оный соединен со святейшим долгом показать прочим всегда первый пример как неустрашимости, так и терпения в трудах и повиновениях начальству».

Имеется масса примеров личной отваги и героизма офицеров, их готовности в трудные и решающие моменты возглавить атаку, повести роты и батальоны на прорыв вражеских цепей, штурм крепостей и бастионов.

Героизм как характерная черта и традиция российского офицера ярко проявился в годы Великой Отечественной войны, убедительным подтверждением этому является тот факт, что среди Героев Советского Союза, награжденных в этот период, офицеры составляют 60 %.

4. Богаты и разнообразны по проявлению традиции духовной культуры офицеров Российской армии. К какой бы области культуры России мы ни обратились, люди в погонах повсюду стоят среди творцов. Деятельность российских офицеров распространялась в той или иной мере на все области культуры.

Наиболее показательным здесь является литература. Среди сотен русских литераторов XVIII - начала XX века примерно каждый третий был офицером или выходцем из офицерской семьи.

Навсегда вошли в историю русской литературы поэты А. Кантемир, Г. Державин, М. Лермонтов, Ф. Рылеев, А. Одоевский, Д. Давыдов, Я. Княжнин, писатели Л. Толстой, Н. Карамзин, Н. Курганов, П. Вяземский, А. Болотов, Н. Новиков и многие другие.

Выдающее место в русской литературе XVIII века занимает Г.Р. Державин (1743-1816). Первые десять лет своей службы он прошел простым солдатом. На офицерских должностях Державин прослужил пять лет, в 1777 г. был произведен в капитан-поручики, после чего вскоре был переведен на статскую службу.

Большой вклад внесли российские офицеры в развитие отечественного изобразительного искусства. Военная тема, произведения, отображающие баталии, воинские подвиги, совершенные во имя защиты Родины, всегда занимали в нем значительное место. Однако это отнюдь не означает, что военные художники отображали только войну. В золотой фонд отечественного изобразительного искусства вошли такие выдающиеся имена, как Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие.

Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Андреевич Ярошенко (1864-1898). Сын генерала, он окончил кадетский корпус, Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входивший в состав передвижников, Н.А. Ярошенко создал выразительные образы простых людей («Всю жизнь», «Кочегар»).

Значительный вклад внесли русские офицеры и в развитие отечественной музыкальной культуры. Прежде всего необходимо отметить наряду с «Пушкиным русской музыки» М.И. Глинкой его современника, гусарского офицера А.А. Алябьева.

Участник Отечественной войны 1812 года, неоднократно раненный, награжденный за боевые заслуги несколькими орденами, А.А. Алябьев (1787-1851) вошел в мировую и отечественную музыку, прежде всего как автор знаменитого романса «Соловей», который до сих пор является вершиной вокального исполнительского искусства. Ему принадлежат и оперы («Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалки» и др.), и балеты, и камерно- инструментальная, а также театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.

Отечественная военная история дает богатый материал, свидетельствующий о том, что каждой исторической эпохе соответствует своя военная организация общества и специфические, присущие только ей воинские традиции, в том числе офицерские. Поэтому отношение к традициям должно носить творческий характер, а не быть простым повторение идей, принципов, обычаев прошлого. Наследие или отрицание традиций, их сохранение и развитие или отказ от них предполагает, с одной стороны, умелое овладение опытом предыдущих поколений, правильный отбор и оценку наследия, а также творческое развитие традиций в изменившейся обстановке; с другой - невосприятие, осуждение, отрицание всего косного и случайного из прошлого.

1. Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, важно подчеркнуть, что новый облик Вооруженных Сил России предполагает и соответствующий офицерский корпус, сочетающий в себе высочайший профессионализм, любовь к Родине, верность воинскому долгу и традициям великих русских полководцев.

2. При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть истоки патриотизма военнослужащих Российской армии, аргументированно показать их верность воинскому долгу, кратко остановиться на некоторых современных армейских нравственных проблемах.

3. В ходе раскрытия второго вопроса с учетом особенностей слушателей следует проанализировать наиболее актуальные нравственные традиции офицерского состава воинского коллектива, особое внимание при этом обратить на нерешенные вопросы.

4. В заключение необходимо сделать выводы по занятию, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.

1. Волков С. Русский офицерский корпус. - М., 1993.

2. Герои Отечества (Сборник документальных очерков). - М., 2004.

3. Офицерский корпус Русской армии. Опыт самопознания. - М., 2000.

4. Стрельников В. Офицерский корпус России: история становления и боевые традиции// Ориентир. - 2003. - № 4.

Майор Борис Иванов

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

  1. Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.
  2. Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.
  3. Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.
  4. Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

  1. Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.
  2. В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?
  3. В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?
  4. Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Основные качества, присущие военнослужащему Вооружённых Сил Российской Федерации - защитнику Отечества».
  2. Подберите два-три исторических примера героического, беззаветного служения российских солдат Родине.
  3. Подготовьте сообщение о том, как вы понимаете значение воинского долга для военнослужащих в мирной повседневной жизни.
  4. Объясните смысл известного выражения «Герои не умирают».

Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества »

Эпиграф: «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые

трудные дела» ()

Главная дидактическая цель урока – формирование готовности к защите своей Родины и чувства гордости за Вооруженные Силы РФ

    обучающие – рассмотреть такие качества человека как патриотизм и воинский долг; дать понятие, что такие духовно-нравственные понятия имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. развивающие – развить умение выделять главное, сравнивать, работать самостоятельно, делать выводы. воспитывающие – воспитать у учащихся чувство ответственности перед Родиной и уважение в ВС РФ.

Учебные вопросы:

Патриотизм – источник духовных сил воина. Воинский долг – обязанность к вооруженной защите страны. Курение и патриотизм.

Ход урока

Вступительная часть:

Защита Отечества являлась и является долгом и обязанностью ее граждан. Об этом говорится в ст. 59 Конституции РФ, говорилось и в первых воинских уставах Петра Первого, уставах Вооруженных Сил Советского Союза и в современных уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время внешне-политическая обстановка складывается таким образом, что несмотря на вроде бы миролюбивые заявления наших западных соседей, о том, что они не рассматривают Россию в качестве вероятного противника, тем не менее они не упускают случая как можно поближе подобраться к нашим границам. Последние события с развертыванием системы противоракетной обороны США тому наглядное подтверждение. Таким образом, надобность в защите своей Родины нисколько не отпадает.

Великие полководцы и военачальники , всех времен и народов, подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал, что в значительной мере способствовало его победам, из проведенных 60 сражении он не проиграл ни одного

Какие же силы и источники питают мужество и героизм российских воинов, укрепляют их морально-психологические качества, закладывают основы успеха в повседневной военной службе и на войне? Давайте попробуем это выяснить.

Первый учебный вопрос:

Патриотизм – источник духовных сил воина.

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл мы вкладывает в эти понятия? Когда и как они зарождаются в сердце человека и становятся той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг?

Вопрос классу: Что мы понимаем под патриотизмом? (ученики высказывают мнения)

Обобщая, даем определение: Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину – свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы – патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи. А чем же может гордиться наша страна? (привести примеры – география, знаменитые люди, достижения и т. п.)

При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга – в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

    – первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); – во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); – за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович – выпускник нашей школы, за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

Вопрос классу: Какие качества помогли им совершить подвиг? (мнения учащихся затем обобщаются). Беззаветная служба своему Отечеству, патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу.

Второй учебный вопрос: Верность воинскому долгу.

Дается различные понятия долга:

1) Патриотический, гражданский долг – обязанность по отношению к Отечеству.

2) Обязанности по отношению к товарищам – товарищеский долг.

3) Обязанности по отношению к семье – семейный долг.

4) Обязанность по вооруженной защите своей страны – воинский долг.

Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы . Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Работа в группах (парах). Разбор значения девизов некоторых воинских подразделений Российской Федерации: (например)

Там где мы, там победа!

Доблесть, мастерство, стабильность!

Себе – честь, Родине – слава!

Честь и Родина превыше всего!

Дело настоящих мужчин!

Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

Вопрос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? (ответы учащихся обобщаются):

В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины. (Объяснить разницу между наемником и контрактником).

Наш отечественный пример говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и девушки(прос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? олгуи Героев России.

О Родина! П, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов , стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

Я только раз

Использовал все связи –

Чтобы попасть

На фронт в семнадцать лет.

Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

Третий учебный вопрос: Курение и патриотизм .

Отношение человека к курению характеризует его способность мыслить патриотический. Давайте посмотрим на эту вредную привычку не только как на отрицательно влияющую на здоровье отдельного человека, а несколько большем ракурсе.

1) По данным статистики к 10-11 классу, число курящих, среди учащихся, достигает почти 50% у юношей и почти 30% у девушек. Повышение цен на сигареты не приводит к снижению числа курящих среди молодежи. Курить все еще «модно».

2) Родная страна ежедневно получает от курильщиков миллионы окурков и плевков. Посмотрите на наши улицы и остановки общественного транспорта курящие укорачивают себе и своим соотечественникам жизнь, становятся виновниками пожаров.

3) Из России вывозится сырье, которое преумножает богатства Запада. Зато в Россию по высоким ценам ввозятся алкогольная, табачная и другая продукция, разрушающая нравственное, психическое и физическое здоровье, оказывающая генотоксическое воздействие, которое проявится дефектами у будущего поколения.

Как мы видим, происходит крупномасштабный обмен ценностей на антиценности, сопоставимый с предательством национальных интересов, а это уже угроза нашей национальной и государственной безопасности. В этой ситуации настоящий патриот не может быть безразличным к судьбе своего Отечества.

Рефлексия:

Меняется поколение за поколением, оружие и боевая техника, что остается неизменным?

Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, понятия чести и достоинства воина. Наша задача продолжать эти славные боевые традиции.

Чем доказывают военнослужащие свою любовь к Родине, верность воинскому долгу?

Российские воины каждодневно свою верность доказывают в классах и за пультами боевых машин, на учебном поле, стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы, а при необходимости, как это было не раз и в боевой обстановке.

Что происходит, когда граждане начинают ненадлежащим образом исполнять свой воинский долг, и понятие патриотизма становится пустым звуком?

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Высказывание Наполеона, как раз об этом: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

Нужны ли патриоты сегодня ?

Сегодня патриоты нужны не меньше чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней народов. Каким оно будет, зависит от вас, кому еще предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Таким образом, делаем вывод, что такие духовно-нравственные качества, как патриотизм и воинский долг имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. «У великих предков не бывает сереньких потомков. Величие России в ее людях, патриотах своего Отечества, носящее гордое имя Россия» .

К уроку готовится презентация (высказывания, фотографии и т. д.)

В качестве домашнего задания для самостоятельного изучения предлагаю изучить отрывок из послевоенной доктрины ЦРУ США (автор Ален Даллес, один из создателей и директор этой организации с 1953 г.). Это один из многих подобных документов направленных против нашей страны, после изучения, которого вряд ли у учащихся останутся сомнения, а нужны ли нам сегодня патриотизм и выполнение воинского долга.

Работа к научно-практической конференции по теме "«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарно-экономический лицей»

410003, г. Саратов, ул. Б.Горная, 141, т. (факс) 33-36-01, e-mail: [email protected]

Лицейская научно-практическая конференция учащихся

Секция «Общественные науки» - кабинет 405

Время проведения: 13.00-15.00 час

Тема научно-практической конференции:

«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».

Научный руководитель: Герцог Людмила Викторовна

Город Саратов

2017

Задачи

Эпиграф

Введение

Понятия «патриотизм» и «патриот»

Обязанности по отношению к Отечеству

Увеличение количества призывников

Исследование

Вывод

Использованная литература

Использованные Интернет-ресурсы

Задачи:

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот».

Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения

В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об:

  • отношении к службе в армии.
  • влияние службы в армии на воспитание патриотизма

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».

Александр Васильевич Суворов

Введение:

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу).

В истории России есть множество примеров патриотизма и верности воинскому долгу. Ярким примером является Великая Отечественная Война, поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своей стране и своему народу.

В России постоянно говорится о нежелании молодых людей служить в армии. Эта тема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижение уровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современными людьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовь и преданность своей Родине.

Понятия «патриотизм» и «патриот».

Что же такое «патриотизм» , и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первый, кто более или менее внятно дал определение понятию «патриотизм» это Владимир Иванович Даль, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего здоровую и благополучную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества и готового защищать свою Родину.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов:

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, -

Я без тебя, Россия, не могу.

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи нашего Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Лучшие традиции тех времён, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости и по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой деятельностью Вооруженных Сил государства.

Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязанностью граждан России. В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" . Грaждaне Российской Федерaции несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и прохождения военной службы.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

Исследование: (В гуманитарно-экономическом лицее)

Результаты опроса:

В ходе социологического опроса было опрошено 154 респондента среди учеников (7-11 класса)

Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе.

Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер».

Чуть больше 71% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Увеличение количества призывников.

Довольно хорошая статистика наблюдается и в регионе. Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Например, в Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для учеников 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Ученики Гуманитарно-экономического лицея на военно-патриотических мероприятиях

Ученики гуманитарно-экономического лицея постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях: запланированное мероприятие в рамках Единого дня военно-профессиональной ориентации для учащихся старших классов экскурсионное посещение Регионального Учебного центра Ракетных Войск и Артиллерии.

Вывод:

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя.

Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу.

Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Использованная литература:

Учебник «Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс» А.Т.Смирнов

Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль.

Газета «Саратовская панорама»

Использованные Интернет-ресурсы:

armyrus.ru

ru.wikipedia.org

bibliofond.ru

fb.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу подготовил ученик 10 «Б» класса Румянцев Кирилл Учитель: Герцог Людмила Викторовна Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот». Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об: отношении к службе в армии. влияние службы в армии на воспитание патриотизма Задачи

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» Александр Васильевич Суворов

Что же такое патриотизм? Владимир Иванович Даль, трактовал понятие патриотизм как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов: И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой, - Я без тебя, Россия, не могу.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Город-герой Волгоград. Скульптура «Родина-мать зовёт!».

Статья 59 Конституции Российской федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Результаты социологического опроса (154 ученика 7-11 классы) Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе. Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер». Чуть больше 70% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для юношей 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя. Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу. Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Спасибо за внимание!!!




Top