Образ софьи в комедии горе от ума. Характеристика Софьи с цитатами ("Горе от ума")

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам. М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы - «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь. На формирование С. повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя С. выбирает Молчалина. В своем доме С. не имеет возможности душевно развиваться. Единственное, на что она способна – воображать себя героиней романа и поступать согласно этой роли. То она придумывает сон в духе баллад Жуковского, то притворно падает в обморок и т. д. Но и «московское» воспитание дает о себе знать. Во время бала именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическое поведение героини оказалось всего лишь маской, ее истинная сущность – эта натура московской барышни. В финале комедии С. наказывается. Она узнает о «измене» Молчалина, который заигрывает с Лизой и нелицеприятно отзывается о С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе дочери со своим секретарем, решает удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся». В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза. Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа). Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.

Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.

Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".


Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание, а верится с трудом.

А. С. Грибоедов


" Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.

" Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего ". Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

В самом название своей комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".

Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.

И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и Софья.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

Это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях. Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду", который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.

Каждый человек, который прочитает эту "комедию" должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В.Ф. Ходасевич говорил: «Грибоедов – человек одной книги». Мне кажется, что это не совсем справедливо, но, безусловно, прославился А.С. Грибоедов своей комедией «Горе от ума». Это произведение бессмертно. Оно давно разошлось на цитаты, а его герои стали нарицательными персонажами.

Софья Фамусова – главный женский персонаж в пьесе. Это семнадцатилетняя девушка, в которую безумно влюблен Чацкий. Да и сама Софья была влюблена в Александра Андреевича, но с течением времени все изменилось. К моменту приезда Чацкого в Москву Софья была безвозвратно влюблена в секретаря своего отца, Молчалина.

На мой взгляд, Софья занимает промежуточное положение среди героев произведения. С одной стороны, в ней есть качества, резко выделяющие эту героиню из фамусовского круга. Прежде всего, это независимость суждений и презрение к сплетням и общественному мнению. Она говорит: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»

И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» охарактеризовал Софью как «смесь хороших инстинктов с ложью». Действительно, в этой героине есть черты, которые делают ее способной как на хорошие, так и на дурные поступки. Софья своевольна, упряма, но и капризна, и не очень благонравна.

Софья Фамусова, бесспорно, умна и наблюдательна. Она прекрасно знает законы «фамусовского» общества, умеет предсказывать поступки людей. Поэтому этой героине удается так жестоко отомстить Чацкому. Софья распускает сплетню о его безумии, зная, что на ее бывшего возлюбленного начнется настоящая травля. Хотя, на самом деле, эта героиня была уверенна в «ясном уме и полном здравии» Чацкого:

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

Можно сказать, что Софья в комедии – один из самых умных и здравомыслящих персонажей. Но и она попадает в комичное и, одновременно, печальное положение из-за своей любви к Молчалину. Я думаю, что ее любовь к этому «жальчайшему созданью» была серьезна. Но неужели Софья не видела истинной сущности этого героя? Ведь в разговоре с Чацким она до небес превозносит душевные качества Молчалина:

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.

Но героиня не замечает, «как портрет выходит пошл». Молчалин для Софьи – романтический герой, верх совершенства. Поэтому во втором действии комедии, когда Молчалин падает с лошади, Софья так переживает, что падает в обморок. Ничтожное происшествие вырастает в ее глазах до размера настоящей трагедии. Она говорит Алексею Степанычу:

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Мне кажется, эти слова Софьи уж очень напоминают слова героини какого-нибудь любовного романа. И это неслучайно. Вспомним, что девушка увлекалась французскими романами, мечтала о своем рыцаре на белом коне. Я думаю, что в лице Молчалина она нашла такого рыцаря. Вернее, придумала его себе, ведь в окружении Софьи не было достойных молодых людей. Не на Скалозуба же ей было обращать внимание! Это уж явно был «не герой ее романа».

Итак, Софья выбрала в герои Молчалина. Она придумала себе, что это идеал, «образец умеренности и аккуратности». Девушка даже не пытается узнать, каков Алексей Степаныч на самом деле. Софья не замечает его «пошлости» и притворства. «Бог нас свел» - говорит героиня. Ей приятно думать так, воображать себя героиней любимых романов. Она и Молчалина заставляет вести себя, как романтического герои: просиживать все ночи до утра за совместным чтением книг, вздыхать по Софье:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет…

Софья полностью отдается своему чувству. Ради Молчалина она идет на нарушение всех приличий: любовь к человеку из низшего сословия, ночные свидания т.д. Но девушка пренебрегает мнением общества, и это делает ее человеком «нового поколения». Ведь для «отцов» нет ничего страшнее «мненья княгини Марьи Алексевны».

Софья живет в мире своих иллюзий. Это подтверждает и ее отношение к Чацкому. Она не стремится понять его, увидеть настоящие мотивы и цели этого героя. Девушка считает Чацкого черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), старается побольнее ранить и унизить Александра Андреевича. Так, она говорит ему: «На что вы мне?» В отношениях с Чацким Софья так же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным.

В финале комедии жизнь заставляет Софью прозреть. Она видит, наконец, настоящее лицо Молчалина. В этой тяжелой для нее ситуации девушка ведет себя очень достойно. С призрением она говорит Молчалину:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их…

Софья осознает свой самообман. Ей очень тяжело, но во всем она винит только себя. «Вся в слезах», Софья говорит: «Я виню себя кругом». В финальных сценах комедии образ Софьи приобретает трагические черты. Недаром И.А. Гончаров говорил об этой героине, что ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Умная, начитанная, но далекая от настоящей жизни героиня терпит свое «горе от ума».

Софья Фамусова вызывает у меня симпатию и жалость. Она обладает многими положительными чертами и большим потенциалом. Девушка жаждет настоящей любви, сильных чувств. Но ее окружают ничтожные и недостойные люди. Одной ей тяжело противостоять такому натиску. Девушка стремится быть счастливой, но никто не может помочь ей, что-то посоветовать, наставить на путь истинный. Поэтому девушка вынуждена самостоятельно совершать ошибки и исправлять их. Что ждет Софью в будущем? Мне кажется, что она перейдет в лагерь «детей», которые, как и Софья, обладают большим умом и искренним сердцем.

Образ Софии.

Горе от ума» - одно из самых выдающихся произведений русской литературы 19 века. Одни ценят в комедии картину московских нравов той
эпохи, создание живых образов. Другие дорожат разнообразием речи,
моралью, которою пьеса до сих пор снабжает всякого.
Среди множества образов очень важное место занимает дочь Фамусова, она - одна из самых противоречивых героинь в комедии, центральный женский персонаж.
Софья – барышня, дочь богатого московского барина. В детстве она лишилась матери и воспитывалась мадам Розье, но в последствии лишилась и её из-за жадности отца. С отцом у Софьи сложные отношения: между ними присутствует ложь, недосказанность и недоверие. Со стороны дочери – это ложь во благо (не раскрывает своей связи с Молчалиным, дабы не огорчить отца). Отец же, не спрашивая мнения Софии, грёзит выдать её за Скалозуба (из-за его положения в обществе, за то, что «метит в генералы»). Отношения с будущим женихом у дочери Фамусова отрицательные, нейтралитетные - со стороны Скалозуба (ему нужна «генеральша», а душевные качества, наличие любви между ними его не интересует). Софья презрительно отзывается о возможном муже («Он слова умного не выговорил сроду). Но Скалозуб – не единственный претендент на руку Софии. Вторым обожателем является Чацкий Александр Андреевич. В юности Софья активно общалась с ним и испытывала нежные чувства. Но после отъезда Александра Андреевича, была оставлена фамусовскому обществу (это стало причиной её приобщения к данному обществу). По возвращению Чацкого в Москву, он наталкивается на холодность Софии, пытаясь наладить с ней прежние чувства. Но его шутки об общих знакомых (над которыми они смеялись вместе) вызывают у дочери Фамусова лишь раздражение («Не человек – змея).

Софья горда, самолюбива, умеет внушить уважение, с её мнением считаются в обществе. В переводе с греческого её имя означает мудрость. Софья весьма хороша собой. Это сразу отмечает Чацкий по возвращении Москву:
Да-с, а теперь,
Неподражаема, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет,
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ.
Софья Павловна умна. Она, так же, как и Чацкий - натура жаждущая, живущая сильным чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (хотя самой Софьи таковым Молчалин не представляется) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Из этого чувства можно сделать множество выводов о том, в какой среде воспитывалась Софья, о людях, её окружавших. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего, отражается на молодом сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена ожиданием любви, о которой читала во французских романах, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав тайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом. Молодой человек недурной наружности, довольно образованный, живо входит в роль очарованного героя. Героиня влюбляется, находясь под влиянием французских романов, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать. Однако влюбляется она в выдуманный образ. Молчалина она представляет как героя, обладающего умом, но материально бедного. Против него, по мысли Софии, ополчилось окружение. Но на её чувство повлияли не только французские романы. В фамусовском обществе дамы ищут себе «мужа-слугу». Молчалин идеально подходит под это амплуа: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» (Софья).В любви к нему проявляется ещё одна черта характера Софьи. Она бросает вызов фамусовскому обществу, полюбив человека ниже её по социальному статусу. Но Софья не раскрывает этой связи, что характеризует её как любящую и заботливую дочь.

Через её образ показывается воспитание женской части дворянства. Слепое подражание моде, было свойственно дамам того времени.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им с детства натвержен.

Среди московских княжон Софья выделяется сильным характер: не настолько подвержена заграничному влиянию. Её суждения зачастую объективны, а характеристики точны (о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду»).

Ещё одним различием между Софьей и другими представительницами фамусовского общества заключается в дружеских отношениях с Лизой. Она заменяет Софье Павловне подругу. И если в Молчалина дочь Фамусова влюбилась под влиянием романов, то отношения с Лизонькой совершенно чисты.

Речь Софьи Павловны противопоставляется бедному языку женского окружения. В её монологах присутствуют воспитанность, начитанность, независимость суждений. Некоторые фразы Софьи стали пословицами: «Герой не моего романа».

Но влияние фамусовского общества слишком велико. Софье не нравятся колкости Чацкого в адрес их знакомых. Она распускает слух о его сумасшествии с легкостью, свойственной московским дамам.

Образ Софьи Павловны является противопоставлением представительницам фамусовского общества и, одновременно, отображает некоторые детали, присущие дамам того времени. Её образ «начертан не ясно» (Пушкин).

Софья Фамустова - дочь богатого помещика, Павла. Юная красавица «на выданье», не просто вхожая в свет высшего общества, а изначально рождённая в нём. Быть точнее: в семье, держащей светское общество. Софья молода и красива - это её главные отличительные черты. Она обучена всем подобающим манерам поведения и ведёт стандартные девичьи обязанности по дому: читает вслух французских писателей, играет на фортепиано, принимает с улыбкой и мило гостей в доме отца. Юная особа выращена без материнского тепла (Павел рано овдовел), однако, не обделена заботой и вниманием. С детства к ней была приставлена великолепная няня, заменившая ей родного человека.

Софья любит своего отца и названного брата, Чацкого. По крови они не имеют друг к другу отношения, но Фамусов вырастил Чацкого при своём доме, заменив ему безвременно ушедших родителей. То, что Чацкий без ума от Софии и его чувства далеко не родственны, читатель узнаёт из комедии несколько позже. Что касается самой Софьи, стоит заметить, что девушка далеко не глупа, не трусиха, однако, с самоопределением у юной леди действительно не всё гладко. Хотя, такое поведение можно легко обосновать подростковым возрастом и, само собой, влиянием общества, давшим Софье безбедную жизнь, не знающую действительных переживаний.

Характеристика героини

(Софья. Художник П. Соколов, 1866 )

Софья, не смотря на прямое отношение к обществу светскому, живущему «фамустовщиной», имеет своё личное мнение и не желает сливаться с общественностью. Первое противостояние всему, что происходит вокруг, видно в её упорной любви к самосовершенствованию. Софья Павловна - любит читать, что невероятно раздражает её отца. Он негодует от тяги Сонечки перечитывать французскую литературу, считает это непонятным, пустым занятием, особенно для юной леди.

Далее оборона от общего мнения идёт куда глубже: «Что мне молва?» Говорит Софья об их тайной связи с Молчалиным. В то время, когда молодой человек судорожно взвешивает все «за» и «против», молодая Фамустова без зазрения совести проводит с ним и вечера и ночи на тайных свиданиях, прекрасно понимая, что такие отношения ставят на её репутации клеймо позора. В веке, описанном в комедии самим Грибоедовым, такое общение между мужчиной и женщиной считалось равносильно необдуманной разгульной жизни со стороны девушки из семьи с громкой фамилией.

(Роль Софьи, артистка СССР Вера Ершова "Горе от ума", 1939 )

Однако, как бы не стремилась её душа к обособленности и освобождению от людского мнения, сердечный выбор свой Софья останавливает рационально. Молчалин - не потому, что влюблена, а потому, что это спокойнее и выгоднее, чем с очернённым Чацким, любящего её с малых лет. Симпатия - симпатией, а чин ей был изначально к лицу, тем и пользовались по назначению.

Образ героини в произведении

(Анна Снаткина в образе Софьи Фамусовой, Театр одного актёра - проект Е. Рождественской )

Софья - не злой персонаж. В меру открыта, в меру наивна и ой, как хороша. В свои 18, она стала практически совершенной женой и женщиной, не обделённой умом и сообразительностью.

Основная её роль в работе Грибоедова - показать, что от общего мнения в маленьком кругу уйти сложно. И не важно: 10 человек - соседей в твоём доме составляют это самое «общественное мнение» или же, отстаивая своё личное мнение, идти придётся против устоявшейся железной системы тех, кому нужен чин, деньги и маска самого идеального человека.

Не смогла побороть в себе желание жить в комфорте и сама Софья «фронтовой товарищ» и любимая девушка Чацкого. Нет уверенности, что Софья испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, с заявкой на долгое и счастливое будущее, касающееся, прежде всего, её самой, а потом уже и всех, кто стоял поближе.




Top