Объекты культурного наследия охрана сохранение популяризация. Популяризация культурного наследия в молодежной среде

Статья 9.3. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Комментарий к статье 9.3

1. Комментируемая статья устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия . Полномочия органов местного самоуправления в названной области предопределяются сущностью местного самоуправления, заключающейся в том, что местное самоуправление представляет собой самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как свидетельствует практика, чаще всего и больше всего вопросы местного значения (в том числе и в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия) решаются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления (местными администрациями, возглавляемыми, как правило, главами муниципальных образований). Это соответствует положениям п. 3 ст. 10 комментируемого Закона, согласно которому (помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти) меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.
Общей законодательной основой осуществления органами местного самоуправления своих полномочий являются Конституция РФ (ст. ст. 12, 130 - 133), конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Базовым законодательным актом, определяющим вопросы местного значения и сами полномочия органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В ст. ст. 14 (п. 13), 15 (п. 19.3), 16 (п. 18) данного Закона закреплены такие вопросы местного значения, как сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия для городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.
Общие полномочия органов местного самоуправления по решению указанных и иных вопросов местного значения закреплены в ст. 17 названного Федерального закона. В ней перечислены лишь некоторые из многочисленных полномочий, которые приходится осуществлять органам местного самоуправления. В п. 1.1 данной статьи указано, что по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
2. Судя по содержанию комментируемой статьи, полномочия органов местного самоуправления в названной области связаны с сохранением, использованием, популяризацией и охраной объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п. п. 2, 3) либо таких объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (п. п. 1, 3.1). Общие правила и условия реализации тех или иных полномочий органов местного самоуправления частично закрепляются в статьях комментируемого Закона.
Прямо в комментируемой статье предусмотрены следующие полномочия органов местного самоуправления:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
- обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.
Первые два полномочия (из общего списка полномочий) органов местного значения городского округа и городского поселения предусмотрены также в Основах законодательства РФ о культуре (ст. 40). Текстуальное различие нормы о полномочии по охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения заключается в том, что в комментируемом Законе речь идет о "государственной охране" объектов местного (муниципального) значения, а в Основах законодательства РФ о культуре - просто об "охране" таких объектов культурного наследия, что представляется юридически корректным и в большей мере соответствующим статусу и полномочиям органов местного самоуправления. Государственной охране объектов культурного наследия посвящена глава VI настоящего Федерального закона (см. комментарии к ст. ст. 33 - 38) .
В ст. 58 комментируемого Закона содержатся отдельные нормы, определяющие порядок реализации третьего по счету полномочия из комментируемой статьи - о порядке организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения (см. комментарий к указанной статье) .
Полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, а также обеспечению условий доступности таких объектов для инвалидов, как уже отмечалось, проистекают из обязанностей собственника объекта культурного наследия, которым в данном случае является муниципальное образование. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия устанавливаются главой VIII настоящего Федерального закона (см. комментарии к ст. ст. 47.1 - 50.1) . Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержден Приказом Министерства культуры РФ от 20 ноября 2015 г. N 2834.
Следует отметить, что комментируемая статья введена в комментируемый Закон Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", а с 2014 г. она стала содержать так называемый открытый (неполный) перечень полномочий, в связи с чем органы местного самоуправления имеют возможность осуществлять также, как сказано в п. 4 статьи, "иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами ". Например, в ст. 5.1 (подп. 3 п. 3) настоящего Федерального закона предусмотрено, что требования к осуществлению деятельности и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места местного (муниципального) значения устанавливаются органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. О полномочиях органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия (помимо комментируемой статьи) говорится также в ст. 13, п. 1 ст. 14, п. 16 ст. 16.1, п. п. 3 и 5 ст. 18, п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 27, п. 2.1 ст. 31, п. 2 ст. 45, п. 11 ст. 47.6, п. п. 1, 5 ст. 58 и др. настоящего Федерального закона.

У нашего края богатое историческое и культурное наследие. Это древние поселения и могильники, наскальные изображения в Яшкинском районе, историко-архитектурный комплекс исторического центра Мариинска, старого Кузнецка, памятники истории и архитектуры советского периода.

На государственной охране в Кемеровской области находится более 1200 памятников истории и культуры, в том числе около 300 памятников архитектуры и градостроительства, более 150 памятников истории, 31 памятник монументального искусства, почти 800 памятников археологии.

Придание официального статуса объектам историко-культурного наследия обеспечивает правовое регулирование отношений в области их сохранения и использования, при возникновении имущественных отношений и проведении ремонтных и реставрационных работ.

Вопросы сохранения культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Кемеровской области - Законом от 8 февраля 2006 года №29-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Кемеровской области».

Органом исполнительной власти Кемеровской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 15 марта 2007 г. №23-рг «О научно-методическом совете по объектам культурного наследия Кемеровской области» создан научно-методический совет, в который вошли высококвалифицированные специалисты в области архитектуры, археологии, истории и монументального искусства.

В целях повышения эффективности деятельности в сфере сохранения культурного наследия Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.12.2009 г. №1190-р утверждена Концепция сохранения культурного наследия Кемеровской области. Органами государственной власти и местного самоуправления, собственниками и пользователями памятников истории и культуры принимается система мер, направленная на предотвращение повреждения и уничтожения, а также сохранение объектов культурного наследия.

Для сохранения градостроительной среды и природного ландшафта устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В области продолжает развиваться сеть музеев-заповедников. Так, в Таштагольском районе создано муниципальное учреждение культуры - музей «Трехречье», в г. Мариинске - муниципальное учреждение культуры «Музей-заповедник Мариинск исторический», в задачи которых входит сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также развитие просветительской и экскурсионной деятельности.

Активное развитие экономики нашего края обязывает нас более бережно относиться к древнейшим объектам культурного наследия - памятникам археологии. В соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственному освоению земель должно предшествовать проведение историко-культурной экспертизы на предмет выявления наличия или отсутствия памятников археологии.

Проведены ремонтно-реставрационные работы на зданиях-памятниках архитектуры:

- «Дворец Труда» (Кемеровский колледж культуры и искусств);

Драматический театр (г. Новокузнецк), «Дом купца Пьянкова» (музей истории крестьянского быта - с. Красное Ленинск-Кузнецкий район);

Здание заводоуправления Новокузнецкого металлургического комбината, Дворец культуры и техники КМК, Театр металлургов (г. Новокузнецк);

Дворец культуры металлургов (г. Гурьевск).

Проведены работы по ремонту и благоустройству территорий памятников истории и монументального искусства. Разработана проектная документация реставрации памятника федерального значения «Дворец культуры им. Артема» (г. Прокопьевск), памятника регионального значения «Школа Кемеровского рудника (г. Кемерово).

Культурный слой крепости XIII-XVI вв., с остатками крепостных стен и башен включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Островская крепость была единственной в Русском государстве крепостью, располагавшейся на природном острове, образованном двумя рукавами р. Великой, который и дал название городу.
На территории объекта культурного наследия «Культурный слой крепости» устанавливается режим земель историко-культурного назначения, при котором разрешается проведение работ, необходимых для обеспечения сохранности и консервации объекта культурного наследия, а так же проведение мероприятий по развитию музейного комплекса и работ по воссозданию ценных объектов исторической планировки и застройки.
В настоящее время законсервированные остатки крепостных стен и башен разрушаются под воздействием корней деревьев и кустарников, растущих на них, территория культурного слоя находится в запущенном состоянии и не используется. В целях сохранения ОКН необходимо провести ландшафтную «реабилитацию» визуально воспринимаемых и входящих в состав археологического комплекса элементов (восточная часть островка).
Суть проекта состоит в устройстве ограждения территории, расчистке ее и законсервированных остатков крепостных стен и башен от зарослей деревьев и кустарников, устройстве прогулочных дорожек, декоративных клумб и установке скамеек для отдыха.
Реализация проекта послужит сохранению ценных объектов исторической планировки и застройки, сохранению, как самого культурного слоя крепости, так и находящихся в непосредственной близости объектов культурного наследия. Сделает более привлекательной для туристов территорию исторического центра города Острова, приведёт к увеличению туристического потока, улучшит туристические возможности региона. Рекреационная зона в историческом центре города будет востребована как местными жителями, так и гостями города, сделает исторический центр культурным центром с возможностью проведения семейного досуга.

Цели

  1. Сохранение, популяризация и использование объекта культурного наследия, создание целостного природно-культурного археологического ансамбля с высокими качествами научно-познавательного и эстетико-демонстрационного характера

Задачи

  1. Ландшафтная «реабилитация» визуально воспринимаемых и входящих в состав археологического комплекса культурного слоя крепости XIII-XVI вв. элементов (части крепостной стены, элементы крепостных башен) за счет расчистки территории от зарослей деревьев и кустарников.
  2. Создание рекреационной зоны на территории объекта «Культурный слой крепости XIII-XVI вв.» за счет устройства ограждения территории, прогулочных дорожек, декоративных клумб, установки скамеек для отдыха.

Обоснование социальной значимости

Культурное наследие представляет собой главный способ существования культуры. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация культурного и природного наследия – важный шаг в сохранении исторической памяти.
В результате археологических раскопок 1975 года, проводимых А.Н. Кирпичниковым на территории культурного слоя крепости XIII-XVI вв. в г. Острове Псковской области были открыты остатки монументальной фортификационной архитектуры. Часть открытых архитектурных остатков сохранена и законсервирована засыпкой из песка и грунта после завершения раскопок. В настоящее время восточная часть островка с остатками крепостных стен и башен находится в запущенном состоянии.
Одной из основных задач проекта является стремление к созданию целостного природно-культурного археологического ансамбля, с высокими качествами не только научно-познавательного, но и эстетико-демонстрационого характера. Демонстрация культурного слоя крепости в контексте синхронных историко-культурных объектов ближайшей округи и в единстве историко-культурного ландшафта (единства человека и природы) создадут уникальный облик памятнику, как гармоничные элементы существующего природно-культурного комплекса.
Партия "Единая Россия" запустила проект "Парки малых городов". Главная цель ‒ создание комфортной городской среды. Парк Победы в г. Острове попал в эту программу и в ближайшее время начнётся реализация проекта. Территория культурного слоя крепости с расположенными на ней уникальными памятниками (храм Святого Николая Чудотворца (XVI в.); два пролёта подвесного цепного моста (1853 г.), построенного по Указу императора Николая I - единственный сохранившийся в Европе двухпролетный транспортный подвесной мост середины XIX века, построенный по проекту М.Я.Краснопольского.) так же находится в центре города. Благоустройство этой территории будет дополнением к проекту «Парки малых городов», что послужит развитию общественно-культурного пространства, сделает его более комфортными, современными и посещаемыми местом массового отдыха.
Реализация проекта окажет содействие деятельности, направленной на охрану и восстановление объектов и территорий, имеющих историческое, культовое и культурное значение.

География проекта

В Уставе организации указана конкретная территория её деятельности - на территории Псковской области. Учитывая особенности настоящего проекта, его реализация позволит сохранить и популяризировать объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и популяризировать его не только для жителей региона, но и для туристов из всех регионов, а так же иностранных граждан.

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.




Top