Найти описание картины пикассо герника. «Герника» Пикассо: описание и фото

Испанский абстракционист Пабло Пикассо остро реагировал на социальные проблемы, отражая взгляд на них в своём творчестве. Одной из самых известных его работ является «Герника». В этой картине отражено мировоззрение художника, выражено его видение мира и отношение к происходящим вокруг него событиям.

История создания

Картина Пабло Пикассо «Герника» стала манифестом против жестокости и насилия. В зашифрована история Европы времён гражданской войны и отражаются страдания всего мира. Поводом для создания картины послужила бомбардировка фашистами одноимённого испанского городка. «Герника» Пикассо содержит архетипические символы и образы. Они отражают дух современности.

Один из важнейших шедевров XX века, «Герника» Пикассо, создавался автором в порыве творческого безумия. Он был настолько поражён случившимся, что создал полотно с невероятной энергетикой, завораживающее и пугающее, как и события, произошедшие в баскском городке 26 апреля 1937 года. Бомбёжка фашистской авиации разрушила город на 70% и унесла жизни свыше 1500 человек.

Пикассо трудился над картиной почти непрерывно и завершил её за месяц. Многие его друзья периодически наблюдали за работой и оставляли свои комментарии. Впервые готовый результат был представлен на всемирной выставке. Одни из самых ценных фото «Герники» Пикассо - снимки, сделанные спутницей художника. Они поведали миру этапы работы над картиной.

«Герника» Пикассо: описание

«Герника» написана маслом и представляет собой полотно-фреску размером 3,5 м в высоту и 7,8 м в ширину. Изначально планировалось сделать картину цветной, но от этого она теряла свою гнетущую атмосферу. Монохромность цветового решения обусловлена желанием автора изобразить мёртвый город, погружённый во мрак. Многие критики отмечают схожесть изображения с газетными вырезками того времени и называют картину «оружием пропаганды».

Картина П. Пикассо «Герника» изображает сцены страдания, насилия, хаоса, безысходности, бессилия и смерти. Люди и животные, изображённые на картине, искалечены и переломаны, их глаза полны ужаса, а рты раскрыты в немом крике. Здания на изображении разрушены или охвачены пламенем.

Стилистика картины

«Гернику» можно назвать графическим панно. Очевидцы утверждают, что Пикассо работал как одержимый, что выразилось в стиле написания картины. Линии переходят от плавных, размытых и округлых, словно языки пламени, к острым и четким, как битое стекло и осколки снарядов. Главной задачей графического элемента было отражение таких эмоций, как страх, ужас, гнев и отчаяние. Рисунок Пикассо досконально точен. Избегая детализации, он выделяет только важные символы и аллегории.

В создании картины использованы средства художественной выразительности и стилистические приёмы, заимствованные из кубизма и сюрреализма. Для повышения экспрессии чёрно-белого изображения художник использовал наложение цветов, пересечение линий, играл с тенями и оттенками серого цвета.

Композиция

По расположению объектов полотно напоминает триптих - картину, состоящую из трёх самостоятельных частей, соединённых в одно целое. Если визуально разделить «Гернику» на три части, каждая из них действительно может существовать отдельно, сохраняя собственную композицию и смысловую нагрузку.

Всё происходящее заключено в пределы комнаты. В левом верхнем углу картины изображён бык. Под ним стоит женщина, она оплакивает своего мёртвого ребенка. Справа от быка, немного позади, трепещет птица, похожая на голубя.

В центре композиции находится лошадь. Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. Многие отмечают, что её нос и широко открытая пасть образуют нечто похожее на человеческий череп. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. В одной из них он держит цветок и обломок меча. Над головой лошади фонарь или лампа в виде Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. Чуть ниже - женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх. Если бы картины могли звучать, мы бы услышали пронзительный крик быка, лошади и женщины с ребёнком. Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов.

Справа художник изобразил человека, который в отчаянии поднял руки к небу. Вокруг него огонь, ему уже не выбраться. Черная стена с дверью завершает правый край картины.

Символика

«Герника» Пикассо говорит на языке символов. Она полна загадок и иносказаний, а каждый образ несёт определённое значение. Основные цвета, в которых выполнена картина, - чёрный, серый и белый. Они могут соответственно означать смерть, пепел и могильный саван.

Ключевыми фигурами на картине являются Согласно самой распространённой точке зрения, бык олицетворяет бездушие и безразличие, благодаря которому могут вообще иметь место такие вещи, как война и фашизм. Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь - её страдания. Сам же художник утверждал, что бык - это символ жестокости, а конь - это народ. Позже он говорил, что оба животных означают жертву. Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала.

Лампа в форме глаза не зря является смысловым центром картины. Она, с одной стороны, означает некую силу, которой нельзя противостоять, а с другой - озаряет пространство вокруг светом надежды. Не зря в отчаянии фигуры на картине запрокидывают головы, смотрят вверх пустыми глазами и простирают к небу руки.

Бьющийся в конвульсиях голубь, очевидно, олицетворяет войну. Птица мира также застыла, раскинув крылья, подняла голову вверх и раскрыла клюв в крике.

На ладонях мёртвого солдата можно увидеть стигматы. Пикассо не был религиозен. Этим символом он хотел показать страдания без видимых на то причин. Подобно Христу, люди иногда вынуждены страдать, потому что кто-то решил за них, что так должно быть. Так страдал испанский народ по воле фашистов.

Женщина со свечой - образ человека, наблюдающего со стороны. Ее глаза выражают немую мольбу прекратить жестокость.

Судьба картины

«Герника» всегда вызывала споры и противоречивые отзывы. Кто-то называл её последним шедевром Пикассо, кто-то, напротив, не считал её художественно ценной, называл лишь антифашистской прокламацией. Во время первой выставки картина не произвела на зрителей должного впечатления. В этом «выстраданном» полотне они увидели лишь подобие политического манифеста и трагедию одного маленького городка, не поняв идеи протеста против всеобщей жестокости.

В начале Второй мировой войны в дом Пикассо пришли гестаповцы. На столе они увидели открытку с репродукцией «Герники». На вопрос, он ли это сделал, Пикассо ответил: «Это сделали вы...» Неизвестно, чем могла бы обернуться для художника эта неслыханная дерзость, если бы не немецкий скульптор Анри Бреккер, который помог решить эту проблему, покровительствуя художникам, проживающим на тот момент во Франции.

Выставленная впервые 4 июня 1937 года, «Герника», по мнению Пикассо, достойна была находиться в мадридском музее "Прадо". Там она выставлялась в 1981-1992 годах, после чего была перевезена в Музей Святой Софии, где находится по сей день.

Являясь памятником отчаянья и разрушения, «Герника» по силе воздействия несёт созидающую миссию. Подобно изображённой на ней женщине со свечой в руке, она призывает людей взглянуть вглубь себя и обнаружить там свет. Изображая хаос и боль, картина является призывом сложить оружие. Таким образом, главный шедевр Пикассо - это в широком смысле манифест во имя мира и человечности.

26 апреля 1937 года подразделение Люфтваффе «Кондор» произвело массированную бомбардировку исторического и культурного центра Страны Басков. Авианалет стал предсказанием будущих бомбардировок по всей Европе: это был эксперимент Германа Геринга по систематической атаке городов с воздуха с целью их полного разрушения. На Гернику было сброшено 24 тонны бомб, большинство из них были зажигательными. Город охватил пожар, который его убил. А вместе с ним от 200 до 1 тысячи человек. Никто точно не знает, сколько людей погибло в огне, скольких уничтожило взрывом бомб, сколько было погребено заживо в подвалах собственных домов.

Герника после авианалета Люфтваффе. 1937 год

«Многие из нас тогда были детьми. К нам пришли люди, которые не знали нас и которых не знали мы. И они не видели нас такими, какие мы есть, потому что они находились вверху, а мы внизу. Если бы они были рядом с нами, все внизу, то они бы увидели, что мы такие же дети, что остались у них в стране. Возможно, с такой высоты мы казались им муравьями, разбегающимся от отчаяния. Мы не смогли поговорить. Ведь люди и муравьи не разговаривают. Они залили нас огнем бомб и смерти. И разрушили наш город.»

Письмо неизвестного очевидца

Война стучится в дом

Франция. 30-е годы

Тогда Европа замерла от ужаса. «Не виданная миру трагедия» — таким был заголовок одной из главных парижских газет. Хотя еще до бомбардировки внимание европейцев было притянуто к Испании. Тогда шла Гражданская война. Между собой боролись республиканцы, симпатизирующие коммунистам, и право-монархические силы во главе с Франсиско Франко, которых поддержали фашистская Италия и нацистская Германия. Там, где есть война, всегда есть военные преступления. Были убийства мирного населения, были и изнасилования, и уничтожение людей по политическим убеждениям. По всей Испании разбросаны тысячи братских и безымянных могил. Высокомерие и жестокость обеих сторон обрушили страдания на всю страну. Но всеобщее внимание привлекала только Герника. Европа вдруг осознала всю опасность нацисткой военной машины: война уже стучала в двери их домов.

«Герника» Пикассо

«Герника» 1937 год

«Герника» испанского парижанина Пабло Пикассо становится символом ужасов войны 20 века. По воспоминаниям поэта Рафаэля Альберти, трагедия «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». В это время в творчестве художника ключевым образом является бык Минотавр. Именно он появляется на первых набросках с хвостом в виде пламени, символизируя собой не то отвернувшуюся Испанию (Франко дал согласие на бомбардировку Герники), не то символ безразличия и глухоты.

Наброски «Герники»

Работа выполнена на холсте 349 х 776,6 см маслом. Пикассо использовал черно-белую палитру: c одной стороны - цвета фотографий из репортажей в газетах, с другой это отражает безжизненность войны. Все события разворачиваются в темном помещении, в подполье. В правом углу изображено окно, из которого только что выпала женщина. Ей пришлось это сделать, так как огонь подступал все ближе и ближе. Но самого огня не видно. Не видно и тех, кто виновен в этом пожаре. По мнению историка искусств Роланда Пенроуза, «такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать… чья рука несет им смерть».

Падающая женщина

Женщина с ребенком символизирует гибель. На картине она стоит на коленях со своим мертвым младенцем на руках, подняв голову к небу. И кричит. Кричит так, что слышно даже здесь и сейчас. Кинжал, торчащий из ее рта, символизирует звериную, необъятную боль. Тогда в Гернике погибло много детей, и их матери тоже остались там, вмести с ними.

Женщина с мертвым ребенком на руках

Птица за быком символизирует рухнувший порядок. Она кричит вместе с матерью ребенка, убитого пожаром. Голубь - символ мира. Этот голубь - символ рухнувшего мира.

Женщина со светильником, по мнению искусствоведов, символизирует собой древность басков. Электрическое «солнце» не заменит старый уклад жизни. Керосиновая лампа в руках девушки - это символ беззащитности человечества. По нашему личному мнению, этот образ несет в себе иной смысл: кажется, что женщина входит со светом в этот темный подвал, будто пытаясь осветить его лучами света. Она пытается понять, что происходит в этом темном мире, неся с собой свет и лучи надежды, ведь пришла она без оружия.

Женщина с лампой

Внизу (ближе к правому краю) центрального плана мы видим еще одну женщину, которая бежит от горящего дома. Она - олицетворение боли, отчаянности безысходности. Ее широкий шаг говорит о попытках выбраться из горящих руин, но правая нога так и остается зажатой в обломках. Ее лицо обдают лучи света небольшой лампы, но они не могут озарить ее полностью.

Бегущая женщина

Лампа над центральным планом символизирует искусственное солнце, технологический прогресс, который направлен на уничтожение людей. Лично мы видим явную аналогию с допросными гестапо. Конечно, мир узнал о них только через несколько лет, уже во время Второй мировой войны. Но Пикассо мог предполагать, что Европу захлестнут пытки и бесчеловечные допросы нацистов.

Центральный план занимает лошадь, чьё тело падает в агонии. Складывается ощущение, будто ее пронзили мечом. На первых эскизах лошадь то топтала ногами солдата, то вставала на дабы с пугающе мертвым оскалом. В окончательном варианте мы наблюдаем почти мертвое животное, которое падает на темный пол. Сам Пикассо говорил, что лошадь на его картине олицетворяет народ, который уничтожен ударом копья. Ее морда напоминает человеческий череп, тем самым символизируя смерть. Искусствовед Гейс ван Хенсберген считает, что «Герника» кажется абсурдной корридой с нарушенными правилами: лошадь ранена и быком, и копьем пикадора.

Раненая лошадь

Под лошадью виден мертвый солдат. По-видимому, его рука отрублена. Она лежит рядом и все еще сжимает обломок меча, из которого вверх прорывается цветок. Цветок символизирует собой пробивающуюся сквозь руины жизнь. Можно провести аналогию с потомком дуба в Гернике, под которым короли клялись уважать права народа басков. Дуб уцелел при бомбардировке. На руках солдата видны стигматы, символизирующие мученическую и невинную смерть.

Пабло Пикассо - Герника

Год создания: 1937

Стремительная история одной из самых знаменитых картин Пикассо началась весной 1937 г., когда фашистская бомбардировка разрушила баскский город Гернику. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Действительно, это полотно размером 3,5 м в высоту и около 8 м в ширину Пикассо написал менее чем за месяц. Пикассо взял за основу сюжета и композиции картины не разработку реального события, а ассоциативные связи образов, рожденных его потрясенным сознанием. Образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами - нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, все остальное отброшено. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Любая индивидуальность, любые подробности были бы здесь излишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо рискнул передать агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков. Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, стоит бык с выражением мрачного равнодушия на морде. Все кругом гибнет, и только этот бык возвышается над поверженными людьми, вперяя в них неподвижный взгляд. Этот контраст равнодушия и страдания в первых набросках к «Гернике» был едва ли не главной опорой всей картины, но Пикассо не остановился на этом, и в правой части полотна, рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх, появились два человеческих лица - встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости.

Описание картины Пабло Пикассо «Герника»

Во время войны в 1937 году немецкие войска напали на город Испании Гернику. Это страшное событие не могло не отразиться на творчестве художников. В стороне не остался и Пабло Пикассо.

В своей картине с одноименным названием «Герника» художник изобразил мужчин, женщин, мертвого ребенка, быка и лошадь. Создается впечатление «ломаных костей», «разорванности плоти», дикой боли и крика. Темные тона и низкой потолок напоминает подвал какого-то дома. В этом небольшом эпизоде, взятом из жизни, художник передал все эмоции, которые испытывали люди во время той страшной осады: им было страшно и больно, они кричали и звали на помощь.

Приковывает внимание к картине женщина, летящая из открытого окна. Какие силы ее выбросили? Или она выпрыгнула сама? Глаза людей передают гамму чувств: страх и боль, мужество и решимость. Их лица нарисованы так же не логично, как и все части тела. Глаза у человека, изображенного на переднем плане, находятся с одной стороны. А у женщины, которая рыдает над умершим ребенком, глаз отведен резко назад, ближе к виску и имеет перевернутую форму. Интересная фигура быка находится слева. Его взгляд абсолютно ничего не выражает, при этом он топчет копытами упавшего человека. Бык в данном случае - символика жестокости и холодности, с которой расправлялись нацисты с мирными жителями и воинами.

Практически по центру изображено лицо женщины, напоминающую античную богиню. Глаз широко открыт, рот издает крик, но в общей массе ее уже никто не слышит.

Страшную картину смерти представляет собой «Герника». Все пропитано этим словом: в каждом движении фигур, в каждом их взгляде можно заметить дикий ужас, который перенесли люди во время войны. Художник постарался изобразить каскад эмоций и чувств во время той войны своим способом, как видит те события именно он.

Нечеловеческие зверства фашистского режима впервые сразили Европу после того, как отдельный легион добровольцев люфтваффе совершил ночную бомбардировку мирного баскского города, находящегося на севере Испании неподалеку от границы с Францией.
Более трети жителей погибло под бомбежкой, а сам город горел еще более трех суток. Шокированная Европа еще не осознала, какая страшная беда надвигается на нее, поскольку фашистская Германия впервые обнажила свое уродливое лицо.
Пабло Пикассо, проживающий в это время возле Парижа, был так поражен произошедшим в Гернике, как будто его пронзили острым предметом.Приняв заказ на полотно для выставки в Париже, он создал масштабный не только по размерам, но и по смыслу шедевр с невероятной скоростью — всего лишь за месяц, работая иногда по двенадцать часов в сутки.
Сюжет, в самых мельчайших деталях, как будто уже был в голове живописца и он словно обводил то, чем было охвачено его творческое воображение.
«Герника», выполненная в манере кубизма, представляет собой огромное полотно впечатляющих размеров, написанное масляными красками в черно-белых тонах.
Выбор такой формы и цветовой гаммы обусловлен несколькими причинами.Желая выразить в своем творении боль, отчаяние, агонию и гнев невинно пострадавших людей, Пикассо обезличивает их, передавая лишь основные черты, по которым можно узнать мать, рыдающую над телом мертвого ребенка, разорванное на части тело солдата, падающую в агонии белую лошадь, растерзанную голубку, женщину со светильником, гибнущего в огне человека и яростного быка.Деформация объектов, помещения и цветов объясняется ужасом, который внезапно постиг ночью испанский город. Во время войны все ужасно и лишено красок, это время, когда больше нет никаких цветов и форм. Все становится нереальным, как в кошмарном сне, и сознанием воспринимаются лишь общие черты.
Сюжет разворачивается в тесном помещении, вероятно внутри комнаты, на потолке которой находится странной формы лампа, больше напоминающая горящий глаз. Снаружи полыхают огнем здания, а фигура мужчины справа зажата между двумя языками пламени.
В это помещение подобно привидению, держа в руке свечку, вплывает какая женская маска по стилю напоминающая древнегреческую. Глаза у всех персонажей картины широко раскрыты, а в горле застрял крик.
Повершенный солдат продолжает сжимать в руке клинок, из которого растет цветок — так Пикассо передает образ защитника, поверженного войной. Лишь только голова быка, возвышающаяся над всем, выражает мрачное равнодушие, попирая поверженным им.

Г. по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже . Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, - бомбардировка Герники , произошедшая незадолго до этого.

После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо , но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году , а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде , где и хранится по сей день.

История создания полотна

Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков - Герники . Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор» , добровольческое подразделение люфтваффе , совершил налёт на Гернику . На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела еще трое суток. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна, и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь.

На Всемирной выставке в Париже Пикассо представил свою картину широкой аудитории, но реакция зрителей не совсем соответствовала представлениям художника. Известный французский архитектор Ле Корбюзье , присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «„Герника“ видела в основном спины посетителей». Однако не только простые посетители выставки не были подготовлены к восприятию картины, в такой своеобразной форме рассказывающей об ужасах войны. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа . А мадридский журнал «Сáбадо грáфикo» даже писал: «Герника - полотно огромных размеров - ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей „Гернике“ и от друзей, и от врагов». Однако друзей было больше. Долорес Ибаррури , например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «„Герника“ - страшное обвинение фашизму и Фрáнко . Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме „Герники“, его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи». Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале».

Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей.

Описание

«Герника» представляет собой полотно -фреску , написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью - всего за месяц.

«Герника» представляет сцены смерти , насилия , зверства , страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой - отражает безжизненный характер войны.

«Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

  • Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной , оплакивающей мёртвого ребенка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами.
  • Центральный план занят лошадью , падающей в агонии , как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком . Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа .
  • Под лошадью - мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат , чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча , из которого растет цветок .
  • Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).
  • Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.
  • Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.
  • Кинжалы , олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.
  • За быком, на полке - птица в панике, по-видимому, голубь .
  • На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.
  • Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец фрески.
  • На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей - тех, кто «пострадал как Иисус »). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры преобладающе католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника. В действительности, это отражает идею, что все мы часто вынуждены страдать безо всякой на то причины. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, как все мы схожи с Христом, в котором все мы страдаем и в конечном счёте умираем.

Трактовки изображённого на картине

  • Множество разногласий вызвала изображённая в левом верхнем углу картины голова быка - это персонаж, который смотрит на всё происходящее вокруг абсолютно безразлично, его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего. Некоторые искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг. Другие исследователи, например Н. Д. Дмитриева, предполагают, что бык - символ глухоты, непонимания, неведения.

Примечания

Ссылки

  • The Painting, Guernica - октябрь 2004 (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Герника (картина)" в других словарях:

    Герника (фильм, 1978) Герника Guernica Жанр драма … Википедия

    Герника (исп. Guernica, баск. Gernika) многозначный термин. Герника город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного сообщества Страна Басков. Герника (картина) картина Пабло Пикассо, написана в мае 1937 году по… … Википедия

    Город Герника Guernica y Luno Флаг Герб … Википедия

    - (Guernica), город в Испании, в автономной области Страна Басков. Около 15 тыс. жителей. Машиностроение, оружейное производство. В 1937 был разрушен бомбардировкой германской авиации. * * * ГЕРНИКА ГЕРНИКА (Guernica), Герника и Луно (Guernica у… … Энциклопедический словарь

    - (Guernica) Герника и Луно (Guernica у Luno), город на С. Испании, в Стране басков (провинция Бискайя). Около 5 тыс. жителей. Расположен в Кантабрийских горах в долине Мундака. Древний центр баскской культуры. Во время гражданской войны и… … Большая советская энциклопедия

    Герника - Небольшой баскский городок на севере Испании. 26 апреля 1937 Герника подверглась многочасовой разрушительной бомбардировке германской авиацией, в результате которой погибло 1600 мирных жителей. Варварское уничтожение древнего города, центра… … Энциклопедия Третьего рейха

    - (Guernica) город на С. Испании в пров. Бискайя, древний центр баскской культуры. Во время фаш. мятежа и итало герм. интервенции 1936 39 Г. 26 апр. 1937 подверглась многочасовой бомбардировке герм. авиацией. Зверская расправа над мирными жителями… … Советская историческая энциклопедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    80 Чудес света Around the World in 80 Treasures Дэн Крикшэнк Жанр документальный телесериал В главных ролях Дэн Крикшэнк Страна Великобритания … Википедия

Книги

  • Музей королевы Софии , Н. Геташвили , Л. Чечик , Музей королевы Софии в Мадриде занимает более 80000 кв. м., включая выставочные площадки, библиотеку, насчитывающую тысячи томов, исследовательский центр, предоставляющий материалы ученым со… Категория:

Самое эпичное и гневное произведение Пабло Пикассо – полотно «Герника».

Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. 26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор». На город было сброшено более 1000 бомб, и те участки города, которые не разрушили снаряды, в течение 3 дней попросту сгорели. Погибших было очень много, более чем треть всего населения, выжившие остались без крова, под руинами погибло множество памятников старины и культурных артефактов.

Как ни странно, сам художник никогда не был в Гернике, однако, весть о трагедии впечатлила Пикассо чрезвычайно, впрочем, никто их испанцев не смог остаться равнодушным к новости об уничтожении целого мирного города.

Свой гнев и гражданскую позицию мастер воплотил в масштабном полотне, которое было представлено на Всемирной выставке в Париже. Сегодня можно только диву даваться – картина три на восемь метров была написана всего за месяц. Сохранились свидетельства, что автор мог проводить за работой по 12 часов в сутки.

Своим внушительным форматом и композиционным строением картина напоминает триптих – среди всеобщего хауса фигур и эмоций, можно выделить три чётких фрагмента.

Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим самым напоминает монохромную хронику страшных событий. Горе, страдание, ужас, отчаяние пронизывают полотно. Это, несомненно, трагедия общечеловеческая – вне места, вне времени, вне реализма. Именно такой эту трагедию и изобразил Пикассо.

Действие происходит в тесном подвале, где «замкнуты» люди, звери и птицы. Набросочно представлен скупой, но характерный интерьер – потолочные балки подвала, плиты на полу, проёмы окон и дверей. Передний план как бы подсвечен треугольником, охватывая главные персонажи. Свет идёт от символического глаза-лампы.

В центре треугольника изображена агонизирующая лошадь, к голове которой тянется чья-то рука со светильником. Под копытами умирающего скакуна лежит мужчина-солдат, тело которого разнято или разрублено на отдельные части. Колоссальное впечатление на зрителя оказывает зажатый в руке цветок, символ невинности, в сочетании с широко открытыми, но уже мёртвыми глазами. На руках мужчины можно рассмотреть стигматы, как подтверждение невинного убиенного человека. Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча. К мёртвому мужчине устремилась женщина, нога её почти оторвана, а глаза устремлены к лампе.

Ещё одним сильным по эмоциональному накалу героем является мать, вопящая над умершим ребёнком, обвисшим на руках. Её взор обращён к небесам, а рот застыл в нечеловеческом крике. Крохотные ножки и ручки, маленькие пальчики, запрокинутое личико – самый душераздирающий образ на полотне, квинтэссенция ужаса происходящего.

В картине преобладает необычная линейная перспектива. Кроме линейного построения, полотно, безусловно, обладает неким объёмом и глубиной. В стилистическом плане также достаточно просто найти разночтения — откровенный кубизм сочетается здесь с элементами реализма (подкованное копыто лошади).

Разглядывая полотно, неизбежно приходишь к ощущению того, что передний план разглядываешь как будто через прозрачную стеклянную стену – этакий аквариум, где в замкнутом пространстве разворачивается трагедия.

При первом «прочтении» работы сразу замечаешь быка и он тоже здесь неспроста. Минотавр, бык – это расхожий символ войны в Испании.

Если агония и страдания в картине проиллюстрированы явно и понятно, то главной загадкой остаётся причины всеобщего хаоса. Кто убил ребёнка, изувечил мужчину, ранил лошадь, устроил пожар? Враг невидим, незрим, но неизбежен и неуловим. Не понятно кому нужно противостоять, от кого бежать и спасаться – именно это и вселяет ужас.

Феномен Пикассо в работе – удивительное реальное ощущение ужаса, даже апокалипсиса при весьма условной технике, далёкой от реалистичности.

Картину общество приняло неоднозначно. Некоторые свидетели утверждают, что к полотну были чаще повёрнуты спинами, однако, признание оно всё же снискало. Так, например, Долорес Ибарурри Гомес была впечатлена увиденным, и заявила, что работа является громким обвинением фашизму и режиму Франко.

«Герника» принесла известность Пикассо на весь мир. К ней снова обратились после трагических событий в Нагасаки и Хиросиме. Полотно долго находилось в музее Прадо, как и хотел того сам Пабло Пикассо, но в 90-х её перевезли в Мадрид. И как полстолетия назад картина привлекает внимание и вызывает сильнейшие эмоции, возле неё можно стоять очень долго, находя в каждой её части новые элементы и их прочтения, пронизанные болью и страданиями человеческими.

Картина испанского художника Пабло Пикассо «Герника» 1937 г. Холст, масло. 349,3 x 776,6 см. Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания




Top