Литература британии. Литература Великобритании хх века

В подборке самые известные произведения английских писателей. Это британские романы, детективы и рассказы, популярные у читателей по всему миру. Мы не останавливались на одном жанре или времени. Здесь есть фантастика, фэнтези, юмористические повести, антиутопии, детские приключения и другие шедевры с эпохи Средневековья до современности. Книги разные, но у них есть кое-что общее. Все они внесли ощутимый вклад в развитие мировой литературы и искусства, отразили национальные особенности жителей Великобритании. 


Знаменитые английские писатели

Словосочетание «английская литература» рождает в памяти целый ряд имен. Уильям Шекспир, Сомерсет Моэм, Джон Голсуорси, Даниэль Дефо, Артур Конан Дойль, Агата Кристи, Джейн Остен, сестры Бронте, Чарльз Диккенс – перечислять можно долго. Эти писатели – светила английской классики. Они навсегда вошли в историю и еще не одно поколение книголюбов будет восхищаться тонкостью и актуальностью их работ.

Не будем забывать и об Айрис Мердок, Джоне Ле Карре, Джоан Роулинг, Иэне Макьюэне, Джоанн Харрис, Джулиане Барнсе и других талантливых современных английских писателях. Еще один яркий пример одаренного автора – Кадзуо Исигуро. В 2017 году этот знаменитый британский писатель японского происхождения получил Нобелевскую премию по литературе. В подборке его роман о трогательной любви и чувстве долга «Остаток дня». Добавляйте и читайте. А после обязательно посмотрите прекрасную экранизацию – с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях – «На исходе дня» (реж. Джеймс Айвори, 1993).

Литературные премии и экранизации

Практически все книги из этой подборки были отмечены мировыми литературными премиями: Пулитцеровской, Букеровской, Нобелевской и другими. Без романов «1984» Джорджа Оруэлла, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, комедий и трагедий Шекспира не обходится ни один книжный список из серии «Книги, который должен прочитать каждый» или «Лучшие книги всех времен».

Эти произведения – кладезь вдохновения для режиссеров, постановщиков, сценаристов. Трудно представить, что не напиши Бернард Шоу пьесу «Пигмалион», мы не увидели бы потрясающее перевоплощение Одри Хепберн из безграмотной цветочницы в утонченную аристократку. Речь идет о фильме «Моя прекрасная леди» (реж. Джордж Кьюкор, 1964).

Из современных книг и их удачных экранизаций обратите внимание на «Долгое падение». Ник Хорнби написал ироничный роман о взаимосвязи доброго человеческого общения и желания жить. Одноименный фильм с Пирсом Броснаном и Тони Коллетт (реж. Паскаль Шомель, 2013) получился душевным и жизнеутверждающим.

Географическая справка

Часто при составлении подобных списков возникает географическая путаница. Давайте разберемся. Англия – это самостоятельная страна, которая входит в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии вместе с тремя другими странами: Шотландией, Ирландией и Уэльсом. Тем не менее термин «английская литература» включает в себя шедевры писателей-уроженцев всего Соединенного Королевства. Поэтому вы встретите здесь произведения ирландца Оскара Уайльда, валлийца Иэна Бэнкса, шотландца Кена Фоллетта.

Подборка английских писателей и их произведений получилась внушительная – больше 70 книг. Это настоящий книжный вызов! Добавляйте себе понравившиеся книги и погружайтесь в немного чопорный, но такой элегантный мир!

Остаётся одним из важнейших источников древнейшей истории Англии до 731 года. Беда тщательно и критическим образом подбирал источники для своей истории.

Для хронологии важно сочинение Беды «De sex aetatibus mundi», в котором им впервые введено летосчисление Дионисия Малого до и после рождества Христова, принятое потом в большинстве средневековых летописей.

Христианскими писателями оставлено большое количество сочинений, в которых обработаны библейские и легендарные сюжеты; между ними отличаются сочинения Кэдмона , а также и те, которые приписываются Киневульфу . Надо ещё упомянуть переводы псалмов, гимнов, обработку в стихах сочинений Боэция и др.

Между прозаическими сочинениями самыми древними являются сборники законов, которые восходят к VII в. (Ср. Шмид, «Die Gesetze der Angelsachsen. In der Ursprache mit Uebersetzungen u. s. w.» (Лейпц., 1832; 2 изд. 1858 г.). Из сочинений исторического характера мы знаем вольный перевод Орозия и церковной истории Беды , сделанный Альфредом, а также англосаксонскую хронику, заключающую в себе время до 1164 г. и сохранившуюся в многочисленных списках.

К области богословия принадлежат: перевод Альфреда сочинения «Cura pastoralis», написанного Григорием; переделка Верфертом «Диалога» Григория, затем богатое собрание проповедей Эльфрика , энсгамского аббата, жившего в конце X и в XI веке; дальше сюда принадлежат переводы Священного писания на западно-саксонском и северно-умбрийском наречиях.

Из древних сборников пословиц и поговорок, когда-то весьма популярных между англосаксонцами, некоторые также дошли до нас.

Повести и романы сохранились в виде повествования об Аполлонии Тирском , писем Александра Македонского Аристотелю и др.

Величайшим английским писателем XIV века был Джеффри Чосер ( -), автор знаменитых «Кентерберийских рассказов» . Чосер одновременно завершает эпоху англо-норманской и открывает историю новой английской литературы.

Всему богатству и разнообразию мысли и чувствований, тонкости и сложности душевных переживаний, характеризующих предшествующую эпоху, он дал выражение на английском языке, завершив опыт прошлого и уловив стремления будущего. Среди английских диалектов он утвердил господство лондонского диалекта, языка, на котором говорили в этом крупном торговом центре, где находилась резиденция короля и оба университета .

Но не только он был основателем нового английского языка. Чосер делал общее дело со своим знаменитым современником Джоном Виклифом ( -). Виклиф примыкает к обличительной литературе, направленной против духовенства, но он, предшественник Реформации , идёт дальше, переводит Библию на английский язык, обращается к народу в своей борьбе с папством. Виклиф и Чосер своей литературной деятельностью вызывают интерес к земной природе человека, к личности.

В следующем веке отмечается большой интерес к живой народной поэзии, которая существовала уже и в XIII, и в XIV веках. Но в XV веке эта поэзия проявляет особенно активную жизнь, и наиболее старинные образцы её, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат этому веку. Большой популярностью пользовались баллады о Робине Гуде .

Язык первых пьес Шекспира - язык, обычный для пьес данного периода. Это стилизованный язык не всегда даёт драматургу раскрыть своих персонажей . Поэзия часто перегружена сложными метафорами и предложениями, а язык более способствует декламированию текста, чем живой игре. К примеру, торжественные речи «Тита Андроника » , по мнению некоторых критиков, часто замедляют действие; язык персонажей «Двух веронцев » кажется неестественным .

Вскоре, однако, Шекспир начинает приспосабливать традиционный стиль для своих целей. Начальный солилоквий из «Ричарда III » восходит к разговорам с собой Порока , традиционного персонажа средневековой драмы. В то же время, яркие монологи Ричарда позже разовьются в монологи более поздних пьес Шекспира . Все пьесы знаменуют переход от традиционного стиля к новому. На протяжении дальнейшей своей карьеры Шекспир объединяет их, и одним из наиболее удачных примеров смешения стилей может служить «Ромео и Джульетта » . К середине 1590-х годов, времени создания «Ромео и Джульетты» , «Ричарда II » и «Сна в летнюю ночь » , стиль Шекспира становится более натуральным. Метафоры и образные выражения всё больше согласуются с потребностями драмы.

Стандартная поэтическая форма, используемая Шекспиром - белый стих , написанный пятистопным ямбом .

Вторая половина XVI века явилась эпохой Возрождения всех видов искусств и наук в Англии, в том числе и поэзии, которая ещё во многом следовала итальянским образцам. Филипп Сидни начал реформировать английское стихосложение ещё в 1570-1580-х годах, своим творчеством породив целую плеяду прекрасных поэтов, которые получили в литературоведении название «поэты-елизаветинцы»: Эдвард де Вер , Фульк Гревилл, Майкл Дрейтон , Сэмюел Дэниел , Джон Дэвис - всех не перечислить. Но подлинное развитие английская поэзия получила в творчестве Эдмунда Спенсера, который по своему рождению предназначен был отразить в своих блестящих творениях характер этого роста самосознания нации и его религиозного конфликта в эпоху королевы Елизаветы I. Необыкновенная учёность поэта, его замечательное воображение и изящнейший слух позволили гению Спенсера ответить своим творчеством на все эти духовные запросы английского народа, ставшего на путь развития и процветания. Спенсера можно считать родоначальником современной английской поэзии. В его творениях английский стих получил музыкальность, которой тот раньше был лишен. Спенсеровские строки поражает своим метрическим разнообразием, во всех произведениях сохраняя звучность, гибкость и пластичность. Поэзия Спенсера не только образна и возвышенна, она, прежде всего, музыкальна. Спенсеровский стих льётся, словно горный ручей, звеня перетекающими друг в друга рифмами, поражая своими аллитерациями, сочетаниями слов и повторами. Стиль и стихосложение Спенсера соответствуют идеальному ходу его мысли. Поэт не пытался улучшить английский язык, но старые английские слова, соединённые с современным синтаксисом и заключённые в размеры, вдохновлённые чосеровской ритмикой, «производят удивительно прекрасное впечатление» .

Издание «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста» Кристофера Марло

Марло внёс большие изменения в английскую драму. До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды. Он первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. Марло преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха , существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии. Он начал более свободно, чем его предшественники, обращаться с ударными слогами: трохей , дактиль , трибрахий и спондей заменяют у него властвовавший у его предшественников ямб . Этим он приблизил трагедию к классической драме типа Сенеки , популярной тогда в английских университетах. Современников поражал мощный, полный аллитерационных повторов стих Марло, звучавший для елизаветинской эпохи свежо и необычно. назвал его вдохновение «прекрасным безумием, которое по праву и должно овладевать поэтом », чтобы он смог достичь таких высот.

Главные герои произведений Марло - борцы с огромным честолюбием и грандиозной жизненной энергией. Они выплёскивают свою душу в полных патетики длинных монологах, которые Марло ввёл в арсенал приёмов елизаветинской драмы. Поэт видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами:

Герои Марло неоднозначны, они вызывали у зрителей одновременно ужас и восхищение. Он восстаёт против средневекового смирения человека перед силами природы, против смиренного принятия жизненных обстоятельств. Пьесы Марло были рассчитаны на то, чтобы поражать современников неожиданными театральными эффектами. Например, в финале «Мальтийского жида» на сцене появляется гигантский котёл, где главный герой оказывается сварен заживо. «Эдуард II» - трагедия гомосексуала в гетеросексуальном обществе с многочисленными двусмысленными пассажами в духе Овидия - заканчивается тем, что король погибает от раскалённой кочерги, воткнутой в задний проход .

Наравне с мужчинами активнейшее участие в литературной жизни викторианской Англии принимали женщины

После смерти Диккенса в 1870 году на первый план выдвигаются мастера социального романа с позитивистским уклоном во главе с Джордж Элиот . Крайним пессимизмом проникнут цикл романов Томаса Харди о страстях, бушующих в душах обитателей полупатриархального Уэссекса . Джордж Мередит - мастер тонко психологизированной комедии в прозе. Ещё более изощрённый психологизм отличает сочинения Генри Джеймса , перебравшегося в Англию из-за океана.

Самая ранняя сохранившаяся шотландская пьеса, написанная до Реформации, датируется 1500 годом и называется «Пьеса о пашне» (англ. Plough Play ); в ней символически описываются смерть и замена старого вола . Эта и подобные ей пьесы исполнялись в первое воскресенье после Крещения , когда отмечали начало возобновления земледельческих работ . Под влиянием Церкви содержание таких пьес постепенно стали подводить под христианскую основу , а позже был издан полный запрет на празднование майского праздника , Йоля и прочих праздников, имеющих языческое происхождение, и вместе с ними запретили и пьесы, на них исполнявшиеся .

Пьесы на библейскую тематику, впрочем, часто исполнялись и без этого запрета. Самое раннее упоминание о такой пьесе (её представление было приурочено к празднику Тела и Крови Христовых) относится ещё к 1440 году . Но и драматургия на библейские сюжеты, процветавшая в Позднем Средневековье, исчезла в течение XVI века в результате Реформации .

Пьесы же прочих жанров - аллегории или адаптации античных произведений - были очень популярны в народе и при дворе; в них играли даже монархи . Например, на свадьбе Марии Стюарт в 1558 году в Эдинбурге исполнялась пьеса (до наших дней не дошедшая) «Торжество и игра» (скотс Triumphe and Play ) .

После того, как Яков VI стал английским королём и уехал в 1603 году из Шотландии, драматургия пришла в упадок. В период с 1603 до 1700 года в стране, насколько известно, были написаны только три пьесы, из которых две были поставлены на сцене .

Роберт Бёрнс (1759-1796; в народе был известен как Бард, Айрширский Бард и любимый сын Шотландии ) считается «национальным бардом» Шотландии и одной из самых значительных фигур британского проторомантизма. В своей лирике он использовал элементы античных, библейских и английских литературных жанров, а также продолжал традиции шотландских макаров . Он главным образом известен как поэт, писавший на скотс (основатель современного литературного скотс ), но он знал и английский (в основном шотландские диалекты английского): некоторые из его произведений, например, «Любовь и свобода» (англ. Love and Liberty ) были написаны и на том, и на другом языке .

Кроме собственных стихов, он знаменит своими вариациями шотландских народных песен. Его стихотворение и песня «Auld Lang Syne » (рус. Старое доброе время ) поётся при встрече Хогманая (традиционный шотландский новогодний праздник); а «Scots Wha Hae » (рус. Шотландцы, которые совершили… ) долгое время считалась неофициальным гимном Шотландии .

До развития европейского романтизма Бёрнс был мало известен за пределами Шотландии: до 1800 года только три его произведения были переведены на европейские языки .

Вальтер Скотт (1771-1832) родился в Эдинбурге, но в детстве много времени проводил на ферме недалеко от руин позже увековеченной им в балладе «Иванов вечер» (англ. The Eve of St John , 1808) , в Роксбергшире, в районах, где, по преданиям, жил Томас Лермонт .

Скотт начал как поэт и переводчик с немецкого . Первым крупным его произведением была пьеса «Дом Тополя» (англ. The House of Aspen ), предложенная к постановке в 1800 году ; после нескольких репетиций работа над пьесой была прервана. Так что долгое время Скотт публиковал только лирику, в основном переложения немецких баллад (например, «Владыка огня», англ. The Fire King , ) .

Как и Бёрнс, Скотт интересовался историей шотландской культуры , собирал народные баллады, в частности, он издал сборник «Песни менестрелей с шотландской границы» (англ. The Minstrelsy of the Scottish Border , 1802) в трёх томах . Его первое произведение в прозе, роман «Уэверли, или Шестьдесят лет назад » (1814), считается первым шотландским историческим романом . После написания этого романа Скотт почти полностью перешёл в своём творчестве с поэзии на прозу .

Произведения Скотта, как и стихи Бёрнса, стали символами шотландской культуры и способствовали приобретению ею известности . Скотт стал первым англоговорящим писателем, который при жизни приобрёл всемирную славу .

Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894) был знаменит при жизни, но на протяжении XX века в основном считался автором второсортных произведений (детской литературы и литературы ужасов) . В конце XX века у критиков и читателей вновь появился интерес к его книгам .

Кроме собственно художественной литературы, Стивенсон занимался теорией литературы, литературной и социальной критикой; он был убеждённым гуманистом . Он изучал историю и культуру тихоокеанских островов .

Хотя он больше знаменит как прозаик, его лирика также известна читателям по всему миру; его стихотворение «Реквием» (англ. The Requiem ), ставшее и его надгробной надписью, было переведено на самоанский язык и стало патетической песней, до сих пор популярной в Самоа .

Литература на валлийском языке зародилась довольно рано (вероятно, к V-VI веку), причём не только в Уэльсе, но и на юге Шотландии , населённом тогда бриттами . Самые ранние памятники : поэзия Анейрина , Талиесина , Лливарха Старого (валл. Cynfeirdd "первые поэты"), сохранившаяся в средневаллийской записи . Кроме того, о существовании поэзии в Уэльсе свидетельствует небольшое стихотворение «к посоху св. Падарна», относящееся непосредственно к древневаллийскому периоду. Из памятников на латыни можно отметить «О погибели Британии» Гильды Премудрого , а также многочисленные жития.

Расцвет валлийской литературы приходится на -XII века : именно тогда, вероятно, были записаны повести цикла «Мабиногион », аутентичные стихотворения Анейрина и Талиесина, зарождается (отчасти по влиянием гальфридовской традиции) артуровский цикл , появляются более поздние традиции, вязанные с именами древних бардов (тех же Анейрина и Талиесина). Вероятно, мифологический эпос и сказания о национальных героях, таких как Кадваладр , Артур , Тристан и др., существовали и раньше и были общебриттскими. Вероятно, через

    Модернизм в Великобритании. Сатирический роман.

    Литература Великобритании после 1945 года.

§ 1. Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела. Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века, их консенсуса между автором и читателем. В художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером, в то время как Джеймс Джойс и Вирдижиния Вульф ввели новые способы отслеживать поток мыслей своих героев при помощи стиля «поток сознания». В поэзии Эзра Паунд и Т.С. Элиот вытеснили логическое представление мысли своими коллажами фрагментарных изображений и сложными аллюзиями.

В 1924 г. в лекции “Мистер Беннетт и миссис Браун” В. Вулф провозгласила: “Где-то в декабре 1910 г. человеческая природа изменилась”. Уже в 1919 г. она увидела новую литературу, которую назвала модернистской, употребив впервые слово “модерн” в качественном значении. Почва для развития модернизма была подготовлена. После войны появились произведения, объяснившие существо и характер нового феномена в духовной жизни XX в.: “Влюбленные женщины” Д.Г. Лоуренса (1920), “Бесплодная земля” Т.С. Элиота (1922), “Улисс” Д. Джойса (1922), “Миссис Дэллоуэй” В. Вулф (1925). Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструмента эстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором (“Улисс” Джойса, поэзия Т.С. Элиота).

Представители модернизма:

Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930) – стихи, романы, критические эссе, литературоведческие эссе, специальные работы, посвященные психоанализу и проблеме бессознательного. «Влюбленные женщины», «Радуга», «Сыновья и любовники».

Вирджиния Вульф (1882-1941) – романы «Миссис Дэллоуэй», «К маяку», «Волны», «Орландо», «Годы».

Джеймс Джойс (1882-1941) – начал свою творческую карьеру как поэт-урбанист, затем создал сборник рассказов «Дублинцы», «Портрет художника в юности» - парафраз романа воспитания; «Улисс».

Сатирический роман

Идея обновления общества и индивидуального сознания определили различия в критике наследства викторианского века. Эта критика носила сатирический характер, что соответствовало духу и направленности английской литературы, но вместе с тем не была однообразной, что отчетливо отразилось в творчестве писателей старшего поколения: Д. Голсуорси, Б. Шоу, Г. Уэллса, представивших различные виды сатирического обличения. Они были в значительной мере озабочены социальными и политическими вопросами, испытали значительное влияние русской литературы, исторических событий, имевших место в нашей стране. Степень их зависимости от литературы прошлого, связь с традицией классического английского романа была различной.

Герберт Уэллс (1866-1946) обратился к жанрунаучной фантастики , чтобы поведать о новых опасностях и угрозах, возникших для человечества. Среди первейших угроз ему виделась власть науки. «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898); «Первые люди на луне» (1901) – могут рассматриваться как первые произведения-предупреждения. Основная тема: «Земля перестала быть безопасным прибежищем для человека». Проблемы технического прогресса, путей развития современной цивилизации, обезличивания индивида. Резкая критика собственнических, индивидуалистических инстинктов современного человека делали фигуру Уэллса значительной среди тех писателей, которые, тем не менее, верили в неисчерпаемые возможности человека, поддержанные величайшими научными открытиями. Нравственно-этическое начало в этой сатире указывало на тесную связь склассической, просветительскойтрадицией , с попыткой преодолеть пропасть между индивидом и обществом, использовав при этом возможностиромана идей, обозрения, романа-трактата.

Бернард Шоу (1856-1950) использовал сцену для пропаганды своих социальных и моральных взглядов, наполняя пьесы напряженными дискуссиями. Он также делал попытку в своих пьесах ответить на эти глобальные вопросы, как писатель, исполненный исторического оптимизма. Он стал основателем«новой драмы» в Англии: пьесы «Профессия миссис Уоррен» (1893-1894), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Пигмалион» (1912); «Дом, где разбиваются сердца» (1913).

Вторая мировая война, в отличие от первой, имела для Британии весьма важные последствия – начался активный распад Британской империи. Безусловно, это нанесло удар по национальному самосознанию, хотя чувство утраты компенсировалось гордостью за страну (участие в битве за Британию в воздухе, морские конвои). Устойчивому, комфортабельному, хорошо организованному быту британцев был нанесен ущерб, заставивший испытать тревогу, нестабильность военного времени. Обдумывание этого опыта происходило в духе «английскости», к этой проблеме подошли по-разному, но идея корней, исторической преемственности в оценке событий, продолжала сохраняться в общественном сознании, найдя свое выражение в литературе (артуриана, легенды, сказания и др.).

Крупнейшей фигурой послевоенной британской литературы становится Грэхэм Грин (1904-1990), чрезвычайно плодовитый писатель, журналист, драматург, автор остросюжетных политических детективов и серьезных произведений. Путешественник, мастер газетного репортажа, он сочетал в своих произведениях лаконизм, остроту суждений, с глубокий знанием психологии человека, анатомии его души. Романы «Сила и слава» (1940), «Тихий Американец» (1955), «Почетный консул» (1973).

Главное достоинство романов Грина состоит в том, что в очень увлекательной, почти детективной манере, изложены основные проблемы сегодняшнего дня в религиозном, политическом или личностном варианте. Проблемы индивида, находящегося в состоянии мучительной борьбы с самим собой, в критический период выбора и принятия решения. Герои Грина раскрывались в действии, особенно если учесть, что современный роман утверждает множественность взглядов на мир и человеческие поступки, относительность моральных ценностей. Грина всегда интересовали страны, где политическая обстановка вынуждала человека принять правильное в нравственном отношении решение, даже если это стоит ему жизни.

Подобную тематику рассматривает и решает по-другому Уильям Голдинг (1911-1993). Он начал писать еще в 1930-е годы, практически до конца своих дней сохранил за собой репутацию пессимиста и мизантропа. Тема морального, нравственного превосходства доисторического человека на своими потомками очевидна (роман «Наследники»1955 ), как и превращение цивилизованных, милых и беззащитных детей в дикарей («Повелитель мух»,1954) . Тема моральной деградации человека в условиях современной цивилизации рассматривается писателем в разных произведениях. Он помещает своих героев в чрезвычайные, неординарные условия (ситуация эксперимента), заставляет их суть проявиться должным образом, а затем возвращает их в исходную позицию, либо оставляет перед альтернативными вариантами.

Айрис Мердок (1919-1999) выступала активной сторонницей и интерпретатором Сартра. Структура ее произведений достаточно жесткая, напоминающая лабиринты, по котором мечутся ее герои, так и не нашедшие гармонии, закоренелые в своем себялюбии, эгоизме, отчуждении, не пытавшиеся понять друг друга. («Колокол», «Замок на песке», и др.) Миру зла всегда противостоит мир добра, погоня за спасительной любовью позволяет герою раскрыть свое «я». В романах Мердок превалирует человеческая непредсказуемость, непредсказуемость человеческой судьбы, нелогичность связей, взаимоотношений.

Английская литература имеет целый ряд специфических осо-бенностей, которые порождены своеобразием культуры, социального и политического развития страны. Это в XIX в. определило проблематику литературы и те формы, которые она обрела. Романисты Англии, а именно роман в первую очередь развивается на данном этапе, искали своих героев не среди банкиров, аристократов, тех, кто стремился делать карьеру, как во Франции, - их героями стали и мелкие собственники, как у Дж. Элиот («Мельница на Флоссе»), и даже рабочие, как у Э. Гаскелл («Мери Бартон») или Ч.Диккенса («Тяжелые времена»).
Но социальный протест в английской литературе в отличие от французской проявляется иначе. 1641 год, когда был казнен король и создана конституционная монархия, изменил государственный строй страны. Тема насильственного изменения режима в английской литературе отсутствует, так как новых дантонов или кромвелей не возникает, хотя экстремизм голодных рабочих порой приводит к покушениям на власть имущих. Для английской политической жизни становятся актуальными проблемы безработицы и избирательной реформы, «хлебных законов», порождающих голод бедноты и богатство владельцев поместий. Бунтарские настроения несет в себе поэзия чартистов. Одно из первых мест в этом ряду занимают стихи Т. Гуда, в частности, цитированные во вводной главе; тяжелейшему положению рабочих посвящены стихи К. Дж. Россетти.
Судебная реформа, как и реформа системы образования, оказывается особенно актуальной для английского общества. Как писал Е.Сайо: «До 1832 года в Англии никому и в голову не приходило организовать государственную систему цародного образования» . Тема школы, как и тема воспитания личности, стала одной из центральных в английской литературе. Жанр «романа воспитания» развивался особенно интенсивно именно в Англии.
Открытия в области науки рождают новый тип мышления. «Основы геологии» (1830-1833) Ч.Лайелля, так же как и «Рудименты творения» (1844) Р. Чемберса, свидетельствовали о непрерывности развития животного и растительного мира. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) совершила переворот в сознании не только англичан, ибо ее выводы противоречили Библии.
Учения экономистов И.Бентама, Д. Милля, Дж. С. Милля, Ж. Б. Сэя ставили своей целью объяснить законы жизни общества.
А. Смит первым обратил внимание на то, что основой благосо-стояния страны являются не запасы денег, а продукты труда человека. Вопрос о человеке трудящемся стал на повестку дня. Решали его по-разному, порой под воздействием социалистов А. К. Сен- Симона и Ш. Фурье. Особое значение приобрели труды Роберта Оуэна (1771 - 1858), который в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципах образования человеческого характера» (1813-1816), исходя из убеждения в возможности совершенствования человеческой личности, предполагал, что богатые придут на помощь бедным и создадут условия, способные уничтожить столь резкое разделение классов.
Стремление угнетенных масс добиться изменения своего положения приводит к составлению Хартии. Английское слово charter дало название политическому движению рабочих в первой половине века. Хартия была написана при участии последователей Оуэна, а пиком чартизма стал 1848 г. Именно тогда противостояние богатых и бедных порой приобретает особенно острые формы: в романе «Мери Бартон» забастовщики решают убить хозяина. Предельное напряжение ситуации отражено в романе Диккенса «Тяжелые времена». В литературу Англии на этом этапе вошли безработица и работные дома («Оливер Твист» Диккенса), прозванные тюрьмами для бедных (туда насильно помещали бродяг, а бродяжничество каралось законом - вспомним беднягу Джо из «Холодного дома»!), школы, где детей бьют, а не учат, а если и учат, то тому, что очень далеко от жизни («Николас Никльби» Диккенса, «Джейн Эйр» Ш.Бронте).
Проблемы безработицы и голода рождали проблему перенаселения, избыточных рабочих рук. Священник Т. Р. Мальтус из самых благородных побуждений пришел к выводу о необходимости сократить рождаемость в семьях бедняков, а тем, кто не мог получить работу на родине, предлагал переселиться в колонии. Однако его идеи были встречены с негодованием большей частью общества («Колокола» и «Холодный дом» Ч. Диккенса).
Следует отметить еще одну особенность английской жизни, без которой не будет до конца понятен стиль английского реализма. XIX век - это век открытий археологов, которые восстановили прошлое на основе обнаруженных ими предметов, Г.Шлимана прежде всего. Троя и Вавилон получили свое второе рождение именно в этот век. Внимание к вещному миру впервые приобрело особое значение в творчестве В. Скотта, но и романы исследуемого периода (прежде всего Ч. Диккенса) немыслимы без описаний пространства, в котором обитают герои: оно становится средством характеристики человека.
Период с 1837 по 1902 г. в Англии называют викторианским, ибо в эти долгие годы страной правила королева Виктория. Литература викторианства отличалась стремлением благополучно разрешать конфликты, хотя в самих произведениях жизненные ситуации оставались предельно напряженными; викторианству присуща вера в нерушимость нравственных законов.
Истоки реализма XIX в. следует искать в творчестве писателей предшествующего столетия. Произведения Г. Филдинга «История Джонатана Уайльда Великого» и «История Тома Джонса, найденыша» воспроизводили реальные картины быта, заставляли увидеть скрытые язвы мира. Комическое начало его творчества в первую очередь получило развитие у Диккенса, а также у Э. Троллопа. «Путешествие Хамфри Клинкера» Т.Смоллетта, где комические сцены не менее значительны, открывало возможность многоголосия, а потому и многозначности, требующей размышлений читателя, ибо повествование от лица нескольких действующих лиц создавало «объемность» картины, лишая ее нравственной одно- линейности.
Психологизм романов С. Ричардсона получает развитие в произведениях Дж. Остен, а далее у Ш.Бронте, Дж. Элиот, Э. Троллопа, позднего Диккенса и Теккерея. При этом надо учитывать влияние социальной направленности романов У. Годвина, изоб-ражавшего жизнь людей из самых низов общества.
В. Скотт, обративший внимание на связи личности с ее временем, считавший необходимым передавать характер персонажа, описывая окружающий его предметный мир, также закладывал основы следующего этапа английской литературы. Романтическая литература, использующая сложную философскую символику (С.Т. Колридж, П. Б. Шелли), более глубоко раскрывала идеи произведения. Романтические контрасты, необычность ситуаций и характеров также оказали заметное воздействие на литературу 1830- 1860-х гг.
Одной из особенностей литературы Англии является то, что среди ее писателей много талантливых женщцн: сестры Бронте, Дж. Элиот, Э. Гаскелл. Это создает специфическую тональность, проявляющуюся в особом внимании к женской психологии, к семье и семейным отношениям, где тема любви, ее радостей, ошибок и жертв занимает немалое место, хотя острейшие социальные противоречия привлекают внимание женщин-писатель- ниц не менее, чем мужчин.
Связи творческого сознания писателей и художников Англии 1830 - 1860-х гг. помогают более полно представить жизнь страны.
Они проходят целый ряд значительных этапов, раскрывающих эволюцию искусства, подчиненную изменениям общественных интересов.
Джон Констебл (1776- 1837) в 1830-е гг. ищет новые пути: собор в Солсбери он изображает с разных точек, предвосхищая открытия импрессионистов.
Уильям Тёрнер (1775-1851) не без влияния индустриальной революции середины века создает картину «Дождь, пар и скорость» (1844), вводя в пейзаж с размытыми формами несущийся по мосту паровоз. Ранее на его картинах могли появляться только корабли.
Человек и его духовная жизнь еще в XVIII в. нашли свое воплощение в портретной живописи. Джошуа Рейнольдс (1723-1792) и Томас Гейнсборо (1727- 1788) сохранили на своих полотнах духовный облик англичан того времени. В конце века в число известнейших мастеров портрета вошел Томас Лоренс (1769-1830), развивший традиции своих знаменитых предшественников и испытавший некоторое воздействие романтизма: лица англичан на его картинах помогают понять жизнь страны на грани веков.
Уильям Хогарт (1697-1764) был мастером карикатуры. Изломанные линии на его картинах передают отсутствие гармонии в жизни общества и трагическую сущность бытия отдельного человека. Его традиция была развита Томасом Роулендсоном (1756 - 1827) и Джеймсом Гилреем (1757-1815). Без учета этого направления в английском искусстве трудно себе представить иллюстраторов романов Диккенса (Дж. Крукшенка прежде всего), да и сатирические фигуры, созданные самим писателем.
Романы английских писателей вводят читателя в мир обычных людей, поэтому особый интерес представляет жанровая живопись. Картина Дейвида Уилки (1785 - 1841) «Первые сережки» (1835) лишена социального содержания: юной хорошенькой девушке пожилая дама в очках прокалывает ушко. Девушке страшно и вместе с тем она понимает, что это уже вступление в столь заманчивую «взрослую» жизнь.
Назначение жанровой живописи видели в том, чтобы удовлетворять потребности мещан и буржуа, однако она передает ту обыденную жизнь, которая стала содержанием произведений англий-ских реалистов.
В рамках викторианства развивается так называемое «средневековое возрождение», которое по сути связано с постромантизмом. Но в отличие от искусства романтизма на этом этапе Средние века, оставаясь временем идеальным, ибо в них видели основу духовности, воспринимаются еще и как период наивысшего развития искусства, исполненного высокого духа. Раннее Возрождение, дорафаэлевское, представляется свободным от канонов, а Рафаэль признается вершиной Возрождения - у его последователей видят лишь использование его открытий. «Средневековое возрождение» нашло отражение в живописи и поэзии.
Значительнейшим явлением в искусстве стало возникновение группы прерафаэлитов. В 1848 г. ученики Королевской академии художеств, младшему из которых было 19, а старшему 21 год, отказавшись от канонов Академии, основали свой союз. В него вошли семь человек: они были не чужды мистики, и число семь приобретало у них особый смысл. Название союза связано с именем Рафаэля Санти (1483 - 1520), но и Сандро Боттичелли (1444- 1510), автор «Благовещения», входил в число тех, кто, по мнению прерафаэлитов, создавал подлинные шедевры. Им были особенно близки идеи раннего Возрождения об «антропоморфности окружающего человека мира» и «космичности человека в исконном, греческом значении этого слова, то есть его божественной красоты как выражения абсолютной гармонии внешнего и внутреннего, телесного и духовного, прекрасного и доброго»1. Мысль Петрарки о том, что «любовь - это всеохватывающее, чистое, юношеское чувство, естественно и очень по-человечески идеализирующее женщину» , стала одним из постулатов прерафаэлитов.
Уильям Холмен Хант (1827 - 1910) и Данте Габриэл Россетти (1828- 1882) были вдохновителями движения. В своем творчестве прерафаэлиты хотели передавать правду чувства, индивидуальные движения души.
Идя в чем-то за Констеблом, прерафаэлиты считали, что каждый куст, каждый лист, как бы далеко он ни был расположен от переднего плана картины, должен быть написан предельно точно. Они искали возможности запечатлевать на картинах необычную игру света, стремились передавать на своих полотнах все яркие краски жизни, поэтому обращались порой к экзотике Востока, рыцарским временам. Но перед прерафаэлитами стояли не только чисто художественные задачи: они были убеждены в том, что искусство должно пробуждать высокие чувства, воспитывать человека. Поэтому в их картинах часты были библейские сюжеты или открытая нравоучительность в жанровых сценах. Аллегория и символ, как и на этапе раннего Возрождения, создавали глубинные смыслы произведений.
Впервые прерафаэлиты заявили о себе на выставке 1849 г. Первые картины Джона Эверетта Миллеса (182^-1896) и У. X. Ханта, во многом тематически связанные с романтизмом, были встре-чены спокойно. Скандал возник после появления картин Миллеса «Христос в родительском доме» и Россетти «Благовещение»


(обе 1850). Художников обвиняли в упрощении и снижении пафоса Евангельского текста. На картине Миллеса изображена мастерская столяра Иосифа, с инструментом в грязных руках он наклонился над своим рабочим столом, под которым валяются стружки, а маленький Иисус в ночной рубашке, с заспанным личиком припал к Марии, нежно, по-человечески, целующей свое едва проснувшееся дитя. «Благовещение» вводит зрителя в бедный дом, где на покрытой простой белой простыней постели сидит Мария в ночной сорочке, а ангел приносит ей весть об ее избранничестве. На лице девушки испуг и погруженность в себя. Это не каноническое изображение Девы Марии, а картина из жизни обычного человека, которому открывается его необычный путь. Даже Ч.Диккенс был возмущен таким опрощением библейских сюжетов. Только заступничество виднейшего и авторитетнейшего критика Д.Рёскина заставило общество увидеть значительность искусства нового типа.
Выставка 1852 г., где были представлены картины Ханта «Наемный пастырь» и Миллеса «Офелия», заставила признать появление нового течения в живописи.
«Наемный пастырь» (1851) Ханта открывает ряд жанровых картин прерафаэлитов, в которых назидательность передается почти с аллегорической однозначностью. На картине «Пробудившийся стыд» (1853) он изображает молодого человека, развалившегося в кресле, и женщину, испуганную и встревоженную, которая вырывается из его объятий. На ковре черный кот собирается поймать птичку, рядом валяется испачканная перчатка, на стене видна часть картины с названием «Женщина, застигнутая в прелюбодеянии». Оба произведения отличаются ярким праздничным колоритом. Так, на картине «Пробудившийся стыд» все детали, вплоть до пуговицы манжета на рукаве у мужчины или волосков усов кота, выписаны предельно четко. Картина перегружена предметами мебели, помогающими понять общественное положение персонажей и характер их интересов.


На первой из них Иисус Христос изображен с фонарем в руках около простого домика. Художник отошел от канона. Ночное освещение создает особый эффект: свет исходит от лика Христа, фонарь в руке усиливает символический смысл изображаемого. В духе прерафаэлитов художник особое внимание уделяет игре световых пятен, тщательно воссоздает каждый листик вьющегося растения и каждый изгиб его ствола; столь же детально выписана одежда главного героя.
Д. Г. Россетти. Благовещение
В 1854 г. Хант предпринял путешествие по Святой земле, где и позаимствовал сюжет второй картины. В обычае у иудеев было брать в определенный день двух козлов, одного из которых приносили в жертву, а другого прогоняли в пустыню. Именно его и называли «козлом отпущения» - с ним, брошенным погибать на пустынном берегу Мертвого моря, отпускались грехи совершивших это ритуальное действо людей. Поза козла у Ханта, выражение его глаз, которые скорее можно назвать человеческими, валяющиеся скелеты ранее погибших животных, безжизненность воды и гор вокруг создают символический смысл картины, который должен был обращать мысль и чувство зрителя к страданиям Христа за грехи людей, к неблагодарности и жестокости распявших его.
Д.Э. Миллеса прославила «Офелия» (1852), которую он писал с Элизабет Сиддел, заставив девушку лежать в холодной ванне,





чтобы точнее передать все оттенки на лице тонущей Офелии. Верность натуре соблюдалась также в том, как четко были выписаны каждый листок и травинка, как струились одежды Офелии, упавшей в воду, и в том, что художник изобразил малиновку, о которой пела героиня Шекспира. Перегруженность деталями вторых планов, верность природе и единение модели с ней, столь характерные для прерафаэлитов, проявились в этой картине особенно сильно; она стала как бы эталоном этого течения.
Миллее говорил своими картинами о животрепещущих проблемах современников. «Верь мне» - это утверждение права девушки на полное доверие к ее нравственным принципам со стороны ее отца. Картину можно отнести к числу жанровых полотен с особым вниманием к деталям быта и обстановки.
Связь между семью первыми членами братства распалась к 1852 г., каждый из них пошел своей дорогой. В 1857 г. создалась новая группа семерых; в ее состав вошел Уильям Моррис (1834- 1896), знаток культуры и искусства, художник, оформитель книг, покровитель прикладных искусств, проповедник идей социализ-ма. Фигура в своем роде универсальная, он’создал мастерскую, где работали новые члены кружка Эдуард Берн-Джонс (1833 - 1896), Форд Мэдокс Браун (1821 - 1893), а также Д. Г. Россетти, который после критики его первых картин более не выставлялся, но продолжал свою деятельность как художник, хотя все большее значение приобретали его стихи.
Ф. М. Браун, сочувствовавший социалистам, создал картину «Труд» (1852-1865), где нашел место для рабочих разных про-



фессий, философов и даже дамы, раздающей брошюры. Особое место в творчестве Брауна занимает «Прощание с Англией» (1852 - 1855): тема эмиграции обездоленных, потерявших надежду, которые устремляются в колонии, нашла здесь свое трагическое воплощение. Все горе, вся мука этих людей воплощены в позах и выражении глаз двух центральных фиіур - мужчины и женщины. О том, что в дальний и неведомый путь собрались бедняки, свидетельствуют одежда персонажей и их поклажа. Эта тема не раз появится у Диккенса, но предметный мир выписан у Брауна не менее тщательно, чем в романах этого писателя.
Постепенно бунт прерафаэлитов утратил свою остроту, техника их живописи сблизилась с теми требованиями, которых добивались члены Академии - Миллее сам стал одним из них.
Таким образом, английская живопись середины века соприкасается как тематически (современный человек и его заботы), так и эстетически с реалистическим течением этого периода: налицо то же стремление «вписать» человека в окружающий мир, изображенный со всеми присущими ему деталями, что и в литературе (но во втором случае это прежде всего мир города, дома). Способы передачи действительности - аллегоричность и символика, порой назидательность, мир Средневековья и его легенд, привлекавшие прерафаэлитов, - найдут отражение в поэзии постромантиков.

Всем известен сюжет романа Даниеля Дефо. Однако в книге содержится много других интересных подробностей об организации жизни Робинзона на острове, его биографии, внутренних переживаниях. Если попросить не читавшего книгу человека описать характер Робинзона, вряд ли он справится с этой задачей.

В массовом сознании Крузо - смышлёный персонаж без характера, чувств и истории. В романе же раскрывается образ главного героя, что позволяет взглянуть на сюжет под другим углом.

Почему нужно читать

Чтобы познакомиться с одним из самых известных приключенческих романов и узнать, кем был Робинзон Крузо на самом деле.

Свифт не бросает вызов обществу в открытую. Как истинный англичанин, он делает это корректно и остроумно. Его сатира настолько тонка, что «Путешествия Гулливера» можно читать и как обычную сказку.

Почему нужно читать

Для детей роман Свифта - весёлая и необычная приключенческая история. Взрослым же его необходимо читать, чтобы познакомиться с одной из самых известных художественных сатир.

Этот роман, пусть в художественном плане и не самый выдающийся, определённо знаковый в истории литературы. Ведь во многом он предопределил развитие жанра научной .

Но это не просто развлекательное чтиво. В нём подняты проблемы отношений между творцом и творением, богом и человеком. Кто несёт ответственность за создание существа, которому предначертано страдать?

Почему нужно читать

Чтобы познакомиться с одним из главных произведений научной фантастики, а также прочувствовать непростую проблематику, которая в экранизациях зачастую теряется.

Сложно выделить лучшую пьесу Шекспира. Их как минимум пять: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Уникальный стиль и глубокое понимание жизненных противоречий сделали произведения Шекспира бессмертной классикой, актуальной во все времена.

Почему нужно читать

Чтобы начать разбираться в поэзии, литературе и жизни. А также найти ответ на вопрос, что же всё-таки лучше: быть или не быть?

Главной темой английской литературы начала 19 века была социальная критика. Теккерей в своём романе обличает современное ему общество с идеалами успеха и материального обогащения. Быть в социуме, значит, быть греховным - примерно таков вывод Теккерея относительно своего социального окружения.

Ведь успехи и радости вчерашнего дня теряют своё значение, когда впереди забрезжит хорошо известное (хотя и неведомое) завтра, над которым всем нам рано или поздно придётся задуматься.

Почему нужно читать

Чтобы научиться проще относиться к жизни и мнению окружающих. Ведь в обществе все заражены «ярмарочными амбициями», которые не обладают реальной ценностью.

Язык романа прекрасен, а диалоги представляют собой образец английского остроумия. Оскар Уайльд - тонкий психолог, поэтому его персонажи получились столь сложными и многогранными.

Эта книга о человеческом пороке, цинизме, различии между красотой души и тела. Если задуматься, то в какой-то степени каждый из нас - Дориан Грей. Только у нас нет зеркала, на котором бы запечатлевались грехи.

Почему нужно читать

Чтобы насладиться потрясающим языком самого остроумного писателя Великобритании, увидеть, насколько сильно нравственный облик может не соответствовать внешнему, а также стать немного лучше. Произведение Уайльда - духовный портрет не только его эпохи, но и всего человечества.

Древнегреческий миф о скульпторе, влюбившемся в своё творение, в пьесе Бернарда Шоу приобретает новое, социально значимое звучание. Что должно чувствовать произведение к своему автору, если это произведение - человек? Как оно может относиться к создателю - тому, кто сделал его в соответствии со своими идеалами?

Почему нужно читать

Это самая известная пьеса Бернарда Шоу. Её часто ставят в театрах. По мнению многих критиков, «Пигмалион» - знаковое произведение английской драматургии.

Общепризнанный шедевр английской литературы, знакомый многим по мультфильмам. У кого при упоминании Маугли в голове не прозвучит протяжное шипение Каа: «Человеческий детёныш…»?

Почему нужно читать

Во взрослом возрасте вряд ли кто-нибудь возьмётся за «Книгу джунглей». У человека есть только одно детство, чтобы насладиться творением Киплинга и оценить его по достоинству. Поэтому обязательно приобщите своих детей к классике! Они будут вам благодарны.

И вновь на ум приходит советский мультфильм. Он действительно хорош, а диалоги в нём почти полностью взяты из книги. Однако образы персонажей и общее настроение повествования в первоисточнике другие.

Роман Стивенсона реалистичен и местами довольно суров. Но это доброе приключенческое произведение, которое с удовольствием прочитает каждый ребёнок и взрослый. Абордажи, морские волки, деревянные ноги - морская тематика манит и привлекает.

Почему нужно читать

Потому что это весело и увлекательно. Кроме того, роман разобран на цитаты, знать которые обязан каждый.

Интерес к дедуктивным способностям великого сыщика и по сей день велик благодаря огромному количеству экранизаций. Немало людей только по фильмам и знакомы с классическим детективом. Но экранизаций много, а сборник рассказов всего один, зато какой!

Почему нужно читать

Герберт Уэллс во многом был первопроходцем в жанре фантастики. До него люди не враждовали с , он первым начал писать о путешествиях во времени. Без «Машины времени» мы бы не увидели ни фильма «Назад в будущее», ни культового сериала «Доктор Кто».

Говорят, вся жизнь - это сон, и к тому же скверный, жалкий, короткий сон, хотя ведь другой всё равно не приснится.

Почему нужно читать

Чтобы посмотреть на зарождение многих научно-фантастических идей, ставших популярными в современной культуре.




Top