Литераторские мостки волковского кладбища. Мой Питер

На фото: Церковь святого праведного Иова на Волковском кладбище Петербурга.

От в сторону отходит Литовский, по которому доберемся до Волковского кладбища в Санкт-Петербурге , где обрели вечный покой многие творцы русской литературы периода ее расцвета.

Волковское кладбище


Волковское кладбище , или, как его иногда называют, Волково. Его площадь превышает 26 гектаров, оно разделено речкой Волковкой на две части — православное и лютеранское.

Православная часть Волковского кладбища была устроена в 1756 году по указу Сената. Изначально это место предназначалось для захоронения бедных и не отличалось особой благоустроенностью. Дорожек никто не делал, могилы буквально лепились друг к другу... Лишь в 1780-е годы кладбище начали приводить в порядок. К этому времени одна из двух стоящих здесь деревянных церквей сгорела, другая пришла в ветхость. Новый каменный храм Воскресения Словущего на месте уничтоженного огнем возвели по проекту архитектора И.Е. Старова в 1785 году. Десять лет спустя разобрали обветшавшую церковь Спаса Нерукотворного. К концу XIX столетия здесь было уже четыре церкви — вышеупомянутая Воскресенская, Спаса Нерукотворного на месте прежней деревянной (1837-1842, архитекторы Ф. И. Руска и В. И. Беретти), Всехсвятская (в народе — «Пономаревская», по фамилии жертвователя, 1850—1852, архитектор Ф. И. Руска) и святого праведного Иова (1885-1887, архитектор И. А. Аристархов). В начале прошлого века появился и пятый храм — Успенский, выстроенный по проекту А. П. Аплаксина.

Две из пяти кладбищенских церквей — Успенская и Всехсвятская — погибли в советские годы. Храм Спаса Нерукотворного — представительный, с могучим пятиглавием — исказили до неузнаваемости, передав под цех завода художественного литья «Монументскульптура». Воскресенский — закрыли, так закрытым он и простоял 2006 года, когда его вернули верующим. И только в церкви святого праведного Иова никогда не прекращались богослужения.

«Литераторские мостки»


После революции досталось и некрополю — как и многие другие кладбища по всей России, он не раз подвергался налетам вандалов и гробокопателей. Но уже в 1935 году часть некрополя, ввиду ее высочайшей исторической ценности, превратили в подразделение Государственного музея городской скульптуры — музей «Литераторские мостки ».

Почему мостки? Во-первых, мостки — в самом прямом смысле этого слова. Грунтовые дорожки в сырую погоду, частую для Петербурга, превращались в непролазную грязь, и, чтобы по ним можно было ходить, эти дорожки накрывали дощатыми настилами — мостками.

Ну а происхождение слова «литераторские» в названии кладбища, скорее всего, вопросов не вызовет. Здесь хоронили русских литераторов. Первым был А. Н. Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» (умер Александр Николаевич в 1802 году, могила его не сохранилась). Памятниками истории числятся захоронения М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. А. Блока.

Впрочем, не только писатели нашли последний приют на «Литераторских мостках», но и другие знаменитые деятели русской культуры. В том числе и советской эпохи. Назовем химика Д.И. Менделеева, путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая, балерину А. Я. Ваганову, актера Е. 3. Копеляна, художника К. С. Петрова-Водкина. Всех не перечислить... Если к некрополям вообще применимо словосочетание «историческое сокровище», то «Литераторские мостки» — как раз оно и есть.

Хотя... Надо полагать, музеефикации в советское время поспособствовали не столько великие литераторы, сколько великие, по меркам историографии тех лет, революционеры. На Волковском погребены В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, мать В. И. Ленина М. А. Ульянова и его сестры Анна и Ольга.

Всего на территории музеефицированного некрополя находится около полутысячи надгробных памятников. По сей день на «Литераторских мостках» хоронят выдающихся петербуржцев — деятелей науки и искусства.

История кладбища «Литераторские мостки» в СПб

Мемориальное кладбище «Литераторские мостки» расположено во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на северо-востоке . Общая площадь — около 7 га . Здесь покоятся заслуженные российские деятели культуры, искусства, политики и науки. История этого кладбища началась в 1802 году , когда около церкви Воскресения Словущего был погребен писатель А. Н. Радищев (могила не сохранилась), позднее здесь похоронили публицистов В. Г. Белинского и Д. И. Писарева , критика Н. А. Добролюбова , после чего традиция хоронить литераторов рядом с Белинским закрепилась.

Первоначально кладбище называлось «Натрубными мостками» из-за того, что дорожки между могилами были уложены специальными досками — мостками, но после похорон в 1888 году Всеволода Гаршина некрополь получил современное название. В 1935 году «Литераторские мостки» стали филиалом Государственного музея городской скульптуры . На кладбище перенесли останки Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова . К некрополю относится Воскресенская церковь , возведенная в 1783–1785 годах.

Могилы знаменитостей на кладбище «Литераторские мостки»

В 1933 году кладбище получило статус закрытого, однако и в наши дни при сохранении музейного статуса здесь осуществляются похороны выдающихся жителей Санкт-Петербурга . Из захоронений последних лет — актеры Бруно Фрейндлих , Николай Трофимов , режиссер Владислав Пази , композитор Андрей Петров , певец Борис Штоколов .

К «Литераторским мосткам» ведет Расстанная улица. Название свое она получила, предположительно, потому что именно по ней шли родственники вслед за усопшими, расставаясь с ними и провожая их в последний путь.

Сейчас на кладбище находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и культурную ценность . В 1953 году завершились работы по благоустройству и озеленению территории.

План-схема некрополя «Литераторские мостки» Волковского кладбища

Схема кладбища «Литераторские мостки»

Как доехать и часы работы кладбища «Литераторские мостки» СПб

Как добраться : на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44 от метро «Лиговский проспект» . На трамваях №№ 16, 25 и 49 (остановка «Кожный диспансер»), на автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 от метро «Обводный канал» (остановка «Старообрядческий мост»). На маршрутном такси № К170 до остановки «Старообрядческий мост». Каменные ворота с боковыми калитками, расположенные в конце ул. Расстанной, — это центральный вход на мемориальный комплекс.


Свою историю некрополь, расположенный между Расстанной улицей и Монастыркой, ведет от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе. Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине 18 века по распоряжению самой императрицы, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.
Современное Волковское кладбище было учреждено по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году. Свое название кладбище получило от деревни Волковка, существовавшей задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было много волков. Согласно историческим документам, даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни.

Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали, а захоронения большей частью имели стихийный характер. Места для могил выбирали родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, следуя принципу "там, где захотелось". Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

В конце 18-начале 19 века на Волковском кладбище было построено несколько церквей. Первой была сооружена деревянная церковь Спаса Нерукотворного в 1759 году. А в 1777 году была воздвигнута деревянная церковь "в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме", которая через пять лет сгорела от пожара. В 1782-1785 годах была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал замечательный архитектор И. Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.


Второй по времени возведения каменный храм - церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В. И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф. И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.
На деньги купца П. И. Пономарева на Волковском кладбище была построена третья каменная церковь, которую в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф. И. Руска, который, по сути, в архитектуре новой церкви повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения".


Четвертым каменным храмом стала церковь Святого Иова, построенная на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И. А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

В 18-19 веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине 19 века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками".

В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес, (захоронения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки.

На Волковском кладбище сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего, с каждым годом старинных захоронений становится все меньше, а на их месте появляются современные строгие надгробия из серого гранита и черного мрамора.
На Волковском православном кладбище похоронены: поэты В. С. и Н. С. Курочкины, архитектор К. А. Тон, композитор и скрипач Н. Я. Афанасьев, книготорговец И. В. Сленин, хирург Н. А. Вельяминов, историк и филолог А. А. Шахматов, биохимик и физиолог В. Я. Словцов и другие.

В 18-19 веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.
В современной же мифологии Волковского кладбища большое место отведено вождю мирового пролетариата, чьи родственники были похоронены на Литераторских мостках. В начале 1990-х годов начали активно обсуждать предложения о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучше Литераторских мостков в Петербурге трудно представить.
20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалось ложной. Но для того чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

-Литературные мостки

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893) Русский поэт-лирик. Основные мотивы лирики Апухтина - грусть, разочарование, недовольство жизнью. На его стихи написаны романсы: "Пара гнедых", "Ночи безумные", "Когда так радостно в объятиях твоих...", "Волшебные слова любви и упоенья...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета", "День ли царит" и др. В 1890 г. Апухтин обратился к прозе - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского". Известно, что А. Апухтина связывала долгая дружба с П.И. Чайковским, написавшим на его стихи несколько романсов. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) Русский писатель, литературный критик, публицист. Сотрудничал в журнале "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). В статьях 1840-х гг. в условиях цензурного гнёта в завуалированной форме доказывал необходимость глубоких социально-политических преобразований, уничтожения крепостничества и самодержавия. Наиболее ярко эти идеи отразились в письме к Н. В. Гоголю (июль 1847), которое широко распространялось в списках (впервые опубликовано А. И. Герценом в "Полярной звезде", 1855). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Дмитриев Иван Петрович (1915 - 2003)

Советский актёр театра и кино,родился в городе Вышний Волчок. С 1936, после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, - актер Ленинградского театра Комедии, с 1940 - театра Краснознаменного Балтфлота, с 1948 - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 - академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Народный артист СССР (1980). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Янсонс Арвид Кришевич (1914-1984) Дирижер.Играл в оркестре Рижской оперы. Параллельно брал уроки дирижирования у Лео Блеха и в 1944 впервые встал за дирижёрский пульт. Вскоре Янсонс получил место дирижёра в Латвийской опере, а после завоевания второй премии на Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1946 возглавил симфонический оркестр Латвийского радио, с которым работал в течение шести лет. В 1952 стал одним из дирижёров симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с которым выступал не только в СССР, но и за границей. Нередко Янсонса приглашали дирижировать зарубежными коллективами, в частности, Токийским симфоническим оркестром. С 1965 активно занимался также педагогической деятельностью, давая мастер-классы в Германии, Финляндии и Швеции, в 1972—1984 заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории. Умер от сердечного приступа во время концерта, дирижируя оркестром Халле.
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Шварц Исаак Иосифович (1923 - 2009)

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист России (1996),лауреат Государственной премии России. Автор симфонических произведений, а также музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

Б.Т.Штоколов - Народный артист СССР (1966), Народный артист России (1962), Заслуженный артист РСФСР (1958), лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий.

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Чапыгин Алексей Павлович (1870-1937) Русский писатель, автор исторических романов, рассказов о крестьянском быте, об охоте. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Бенуа Леонтий Николаевич (1856-1928)Архитектор, педагог. Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) петербургской Академии художеств. Сын Н.Л. Бенуа, брат А.Н. Бенуа. Строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и др. городах. В 1910-1913 г. вместе с М.М. Перетятковичем, Ф.Е. Енакиевым, Н.Е. Лансере, создал проект преобразования Петербурга (не реализован). По его проектам построены: церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (1892-1901); русская капелла в Дармштадте (1897—1899); собор Александра Невского в Варшаве; доходный дом 1-го Российского страхового общества в Москве (1905-1906) - соместно с А.О. Гунстом; Дворец выставок - западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге (1914-1919) - совместно с С.О. Овсянниковым; ряд банков на Невском проспекте; Зал заседаний Гос. совета в Мариинском дворце (1907-1908); Клинический институт акушерства и гинекологии Д.О. Отта; и др. Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896-1908, по проекту Д.И. Гримма). Л.Н. Бенуа преподавал в Академии художеств (профессор с 1892; в 1903-1906 и 1911-1917 г. также ректор Высшего художественного училища при Академии художеств), Свободных художественных мастерских (профессор с 1918), в Рисовальной школе ОПХ (1879-1884) и Институте гражданских инженеров (1884-1892, 1920-1927) /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Берггольц Ольга Федоровна Берггольц Ольга Федоровна(1910-1975) Писательница, поэтесса. Окончила в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты «Советская степь», редактором «комсомольской страницы» газеты ленинградского завода «Электросила». Писала лирические стихи, повести, пьесы, рассказы для детей и юношества. В декабре 1938 году была арестована и 149 дней провела в тюрьме. В годы блокады 1941-1944 г. Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде, работала на Ленинградском радио, где читала свои стихи, поддерживая дух блокадников. Именно тогда прозвучали её поэмы "Февральский дневник" и "Ленинградская". Слова О. Берггольц "Никто не забыт и ничто не забыто" высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища. Произведения О. Берггольц: "Углич" (1932; повесть), "Глубинка" (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане), "Стихотворения" (1934; сборник лирики), "Журналисты" (1934; повесть), "Ночь в "Новом мире" (1935; сборник рассказов), "Зерна" (1935; повесть), "Книга песен" (1936; сборник), "Февральский дневник" (1942; поэма), "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944), "Они жили в Ленинграде" (1944; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко), "Твой путь" (1945), "Ленинградская симфония" (1945; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко), "Говорит Ленинград" (1946 сборник выступлений по радио в блокадном Ленинграде), "У нас на земле" (1947; пьеса), "Первороссийск" (1950; поэма), "Верность" (1954; поэма о Севастопольской обороне 1941-1942) и др. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) Русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, морфолог. В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию. Заведуя кафедрой психиатрии Казанского университета, создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике. С 1893 г. - профессор Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где заведовал кафедрой нервных и душевных болезней, с 1897 г. - женского медицинского института. В 1908 г. основал в Петербурге Психоневрологический институт. С 1918 г. - директор Института по изучению мозга в Петрограде. Основал журнал "Неврологический вестник" (1893). Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией. Открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности предложил термин "сочетательно-двигательный рефлекс". Описал ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Скончался 24 декабря 1927 г. в Москве. В некоторых публикациях высказывается предположение, что учёного отравили. Тело В.М. Бехтерева кремировали. Первоначально прах был погребен в здании Психоневрологического института в Ленинграде, но позднее его перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.


Волкова деревня или Волково упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 г. в описании Спаского погоста, причем носила она и чухонское название Сутилла (Сютила), что и означает Волково.

Указом Сената от 11 мая 1756 г. здесь было устроено кладбище вместо существовавшего с 1710-х гг. при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе. Елизавета Петровна не хотела видеть кладбище близко к городу. Землю отвели на выпасе между нынешними Литераторскими и Волковскими мостками. Предписано было все огородить и поставить деревянную часовню.

Название определилось не сразу. В сенатском указе указывалось "Кладбище Адмиралтейского стороны, по сю сторону деревни Волковой". В консисторских делах в 1765 и 1771 гг. пишется "Кладбище Московской стороны, что у деревни Волковой", или просто "что в Волково". Позднее его назвали Волковым или Волковским (как принято сейчас).

Кладбище открыли летом 1756 г. и к конце года на нем было совершено 898 погребений. Кладбище было бедным, доходов почти не приносило, но хоронили на нем с каждым годом все больше. Одновременно с открытием кладбища "от губернской канцелярии" была заложена деревянная на каменном фундаменте церковь. Она была освящена 3 декабря 1759 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1777 г. на средства купца Шевцова (Швецова) поставили теплую деревянную церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего), но эта церковь сгорела под Новый 1782 г.

В 1798 г. была сделана первая прирезка земли. Была устроена новая ограда с воротами со стороны Растанной ул. и прорыты для осушения прямые канавы. Одна из них определила направление будущих Надтрубных или Литераторских мостков, а другая - Волковских. В эти же годы строится первая каменная церковь - Воскресенская, стоящая поныне близ входа в некрополь "Литераторские мостки".

В 1808 г. к кладбищу была сделана прирезка более чем на 30 тыс. сажень.

К 1809 г. богослужения в Спаской деревянной церкви были прекращены из-за ее ветхости. Новый храм было решено ставить в западной части кладбища, южнее нынешних Смотрительских мостков. Осуществление утвержденного в 1810 г. грандиозного проекта арх. Беретти затягивалось. Пришлось новому церковному старосте - купцу П. И. Пономареву отремонтировать старый деревянный храм, в котором с 1812 г. вновь стали служить.

В следующее десятиление возросшие доходы позволили построить по проекту арх. П. Ф. Воцкого Святые ворота и ограду со стороны Расстанной улицы. существующие и сейчас.

В 1837 г. был заложен наконец новый храм, его строителем стал Ф. И. Руска, основательно переработавший и упростивший проект Беретти.

В 1838 г. указом Духовной консистории прибавили к кладбищу еще 20,5 тыс. сажень за счет пространства Волкова поля и пустошей на берегу реки Волковки. Это была последняя прирезка, в дальнейшем границы кладбища оставались почти неизменными.

Третью по времени возведения каменную церковь обычно называли "Пономаревской" по имени купца П. И. Пономарева, на средства которого она была построена. Строить ее решили вскоре после освящения Спасской церкви, вместо обветшавшего деревянного храма. Строительство поручили тому же Ф. Руска, повторившему в малых размерах свою предыдущую работу. Закладка состоялась в 1850 г., а в 1852 г. церковь была освящена. Находилась она почти посередине между Спасской и Воскресенской церквями, там где Широкие мостки выходят на Волковские. Под храмом был похоронен сам жертвователь и его близкие.

Имя другого благотворителя сохранилось в просторечном названии четвертого каменного храма, который часто именовали Крюковским. Это единственная действующая в настоящее время церковь на Волковском кладбище. Церковь св. Иова заложенв в 1885 г. и строилась на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа - потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова.

Последняя по времени строительства церковь - Успенская строилась на средства, пожертвованные вдовой табачного фабриканта Т. В. Колобовой, посвятившей церковь памяти своей умершей сестры. К строительству приступили в 1910 г. Служить в храме стали через три года.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки мостили досками, от которых пошло название "мостки". В 19 в. число дорожек достигло 120, их общая протяженность к концу века превышала двенадцать верст. Вокруг церквей дорожки-мостки выстлали плитами, а остальные были деревянными. Мостки между Воскресенской и Всесвятской были самыми широкими - в восемь досок, поэтому и назывались Широкие мостки. По пять досок лежало на Волковских, Смотрительских и Придорожных мостках, остальные были в одну- четыре доски.

Северо-восточная часть Волковского кладбища со второй половины XIX в. получила название "Литераторские мостки", поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. Первым в этом списке был Александр Николаевич Радищев. Он был похоронен в сентябре 1802 г. Могила оказалась забыта, но предполагается. что Радищева похоронили близ каменной Воскресенской церкви. В память об этом на стене здания в 1987 г. была установлена мемориальная доска.

На Волковом кладбище в 1831 г. был погребен поэт Антон Антонович Дельвиг. 29 мая 1848 г. в восточной части Надтрубных мостков хоронили В. Г. Белинского. В 1861 г. рядом похоронили Н. А. Добролюбова. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградой. В 1868 г. на Надтрубных мостках похоронили публициста Д. Н. Писарева. В 1883 г. у северной стены Спасского храма был похоронен И. С. Тургенев.

Затем свое упокоение нашли здесь М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Кавелин, В. И. Немирович-Данченко, Н. И. Костомаров, С. Я. Надсон, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. И. Менделеев и многие другие.

Когда точно появилось название "Литераторские мостки" - неизвестно. Чаще всего в литературе указывается конец 1880-х гг. В описании Волковского кладбища, изданном Н. Вишняковым в 1885 г. Литераторские мостки упоминаются как данность, освященная временем.

В XVIII-XIX вв. Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге.

Помимо православного, Волковский некрополь включает в себя также страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

(по материалам , . С. 395-410)

Фото с сайта syl.ru

Нигилизм и не только

Первопроходцем «мостков» был писатель Радищев. Его, впавшего в немилость к государыне и подвергнутого тяжелейшим репрессиям, похоронили на окраине столицы, на кладбище, некогда созданном для нищих.

Одного не учли – таким образом не Александр Николаевич опустился до уровня убогого кладбища, а кладбище поднялось до планки, поднятой автором «Путешествия из Петербурга в Москву», чуть ли не самой популярной книги среди русской мыслящей интеллигенции. Это произошло в 1802 году.

Постепенно к могиле Радищева приходило все больше и больше людей. Приносили цветы. Выступали с речами. Но хоронить, однако же, предпочитали в местах более престижных: в Александро-Невской лавре, на московском Новодевичьем. И только в 1848 году на кладбище похоронили еще одну знаменитость либерального толка – Виссариона Белинского.

В 1861 году рядом с могилой Белинского появляется еще одна могила – Николая Добролюбова. На этих похоронах держал речь Чернышевский: «Какого человека мы потеряли, ведь это был талант. А в каких молодых летах он кончил свою деятельность, ведь ему было всего двадцать шесть лет, в это время другие только учиться начинают… Добролюбов умер от того, что был слишком честен».

За эту речь Чернышевского осудил еще один из присутствовавших, П.Баллод: «Говорить так резко там, где, конечно, присутствовал не один шпик, для меня казалось диким. Он плакал, говорил и был вне себя».

Кладбище делалось своего рода продолжением нигилистических салонов. Впрочем, само слово «нигилизм» возникло лишь на следующий год, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети» – там он называл нигилистом Евгения Васильевича Базарова.

Фото с сайта topdialog.ru

Слова не было, а нигилизм вовсю существовал. Следующее громкое событие на этом кладбище пришлось на 1866 год – могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей наградой. И спустя несколько лет, когда умер Дмитрий Иванович Писарев, место ему было уготовано на том же Волковском, в компании с коллегами, литературными критиками.

Не очень понятно, кого на тех похоронах было больше – столичных либералов или же агентов Третьего отделения. Вот, к примеру, донесения одного из них:

«За гробом шествовал здешний нигилистический синклит, можно сказать, что гроб изменил даже свою физиономию и походил скорее на пирамиду, усыпанную цветами».

Другой же агент дополнял: «Могила приготовлена была как раз против того места, где погребены Белинский и Добролюбов, в нескольких шагах от могилы известного нигилиста Ножина, умершего во время производства следствия по поводу покушения 4 апреля.

При опускании гроба в могилу, с него сорвали все гирлянды и цветы, которые разошлись по рукам присутствовавших. Гроб был опущен в могилу без священника, и в нее посыпались цветы; первый венок было предложено бросить отцу покойного.

Зарывание было уже кончено и могила убрана цветами, а публика все не расходилась – как бы ожидая чего-то: первый раз обратил на это внимание Павленков и с соседней высокой могилы произнес краткое слово, в котором выразил, что всякие надгробные речи излишни и что лучшим почтением памяти покойного служит то, что на могиле собрались люди самых разнообразных убеждений, что свидетельствует о честной и благотворной деятельности покойного».

Но, несмотря на пожелание господина Павленкова, без речей не обошлось. Литературный критик Григорий Евлампиевич Благосветлов, к примеру, сказал: «Здесь лежит замечательнейший из современных русских писателей; это был человек с твердым сердцем, развившийся под влиянием государственных реформ последнего времени, ни перед чем не отступавший и никогда не падавший духом.

Будучи заключен в крепость, он в сыром и душном каземате, окруженный солдатами, под звуками оружия, продолжал заниматься литературою, и надо заметить, что то были лучшие его произведения».

Фото с сайта topdialog.ru

Тот же Благосветлов присутствовал и на похоронах упомянутого в донесении Добролюбова.

Огромным событием сделались похороны Ивана Тургенева. Иван Сергеевич скончался в 1883 году. Сестрица Ленина, Анна Ильинична Ульянова писала о них: «Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительством «неблагонадежного» писателя.

На его трупе это показывалось самодержавием очень ясно. Помню недоуменное тягостное впечатление нас, двух юнцов. На кладбище пропускали немногих, и мы не попали в их число. Потом попавшие рассказывали, какое тяжелое настроение царило там, как наводнено было кладбище полицейскими, перед которыми должны были говорить немногие выступавшие».

Анне Ильиничне несколько дней назад исполнилось всего лишь девятнадцать лет, но в компании друзей Тургенева она себя чувствовала словно рыба в воде.

А юрист Анатолий Кони вспоминал: «Прием гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка.

Фото с сайта topdialog.ru

Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, – несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями.

Венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: «Живите и любите людей, как я их любил», от товарищества передвижных выставок; венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов.

Особенно выделялся венок с надписью «Незабвенному учителю правды и нравственной красоты» от Петербургского юридического общества… Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами».

Каждый, кто как умел, выражал свою скорбь.

На кладбище по Расстанной дороге

Фото с сайта antonratnikov.ru

Затем были Всеволод Михайлович Гаршин, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Сергеевич Лесков, Глеб Иванович Успенский. Все больше и больше людей забывало, почему это кладбище так называется, при чем здесь мостки.

На самом деле, когда оно еще специализировалось на безвестных и безденежных, почва на кладбище представляла собой весьма характерную для Петровской столицы болотную топь. Чтобы можно было хоть как-то перемещаться по кладбищу, между могилами проложили мостки.

Постепенно у этих мостков появлялись названия – надо же было как-то ориентироваться самим и ориентировать здешних могильщиков. Часть тех мостков, бывших некогда Надтрубными (по проходившим под ними трубами канализации), как раз и сделались Литераторскими.

Территория давно стала цивилизованной, мостки канули в прошлое, а вот название осталось. Как Никитские ворота и Кузнецкий мост в Москве.

Политическая значимость этого кладбища была, естественно, неколебима. Характерна статья публициста Григория Захаровича Елисеева: «Ты говоришь, что «нам ничего не осталось в наследство от прошлого», что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волково кладбище, одни могилы наших великих покойников – Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища.

С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб».

Фото с сайта topdialog.ru

Разумеется, со временем здесь стали хоронить не только литераторов. На кладбище покоятся останки ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и Ивана Павлова, скульптора Василия Козлова (автора знаменитого памятника Ленину перед Смольным), композитора Исаака Шварца, множества революционеров – Веры Засулич, Георгия Плеханова, а заодно матери Ленина Марии Александровны Ульяновой и его сестер (в том числе и Анны Ильиничны).

Среди всего этого пантеона как-то даже экзотически воспринимались простые питерские обыватели, которые здесь тоже хоронили своих умерших родственников.

Одна из простых жительниц столицы вспоминала: «Выезды делали и на Волково кладбище на могилки, где у нас за решеткой были похоронены дед, бабка, прадед и другие родственники. На Волково отправлялись в четырехместной карете, которую тогда можно было нанять для такой поездки за рубль или рубль с четвертью.

На могилках располагались также с самоваром и едой. Кто-нибудь снимал с ноги сапог и голенищем раздувал самовар, что нам, ребятишкам, очень нравилось. Поездка эта иногда объединялась несколькими родственными нам семьями. Служили литии по покойникам. У мужчин не обходилось и без возлияний».

Фото с сайта topdialog.ru

На кладбище ездили по так называемой Расстанной дороге. По преданию, именно расставание с усопшими и положило ей название. Там же располагался и трактир «Расстанье», в котором было принято устраивать поминки.

А вот значимость кладбища как символа свободолюбивой борьбы постепенно не то чтоб утрачивалась, но явно теряла свою остроту, становилась обыденностью. Пример тому – спокойный, даже скучный тон одной из газетных заметок 1910 года: «23 января, в 23-ю годовщину смерти поэта Надсона, кружком литераторов, в старой церкви Волкова кладбища была отслужена панихида, после которой все находившиеся в церкви почитатели поэта в предшествии духовенства, направили к могиле покойного на «Литераторских мостках», где и была отслужена краткая лития.

На литии, кроме литераторов, присутствовала и публика, главным образом учащаяся молодежь. На могилу поэта возложены новые венки».

Где страстные речи, горящие взоры? Где агенты спецслужб? В прошлом все. Теперь главные революционные силы – не на кладбищах, а на фабричных окраинах. Именно там вдали от глаз полиции готовится главное потрясение за всю историю страны.

Музей расширяет экспозицию

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина. Фото с сайта topdialog.ru

В 1935 году, когда умерла дважды уже упоминавшаяся Анна Ильинична Ульянова, кладбище сделалось отделом Государственного музея городской скульптуры (основная территория его располагалась на другом питерском кладбище, на Лазаревском).

В связи с этим «экспозиция» расширилась: на «Литераторских мостках» перезахоронили Ивана Гончарова, Александра Блока, Николая Помяловского. Их могилы по разным причинам готовились к уничтожению, так что музейный статус пришелся явно кстати.

Много хоронили здесь в Великую Отечественную, в блокаду.

Кладбище стало – как всякое знаменитое кладбище – обрастать слухами и анекдотами.

В частности, в перестройку кто-то пустил слух, что прах Ленина тайно вывезли из мавзолея и захоронили рядом с матерью и сестрами, на «Литераторских мостках». Кто-то под это дело даже установил рядом с могилами Ульяновых соответствующий памятник.

Могила же Радищева, с которой, собственно, все началось, давно утрачена. Доска в его память сейчас установлена в ограде Воскресенской кладбищенской церкви.

Увы, так бывает нередко.




Top