«Курочка Ряба»: скрытые смыслы простой сказки. Сказка о Курочке Рябе - о чем она? О чем рассказывается в сказке курочка ряба

Вот уже который день читаю дочке эту сказку и негодую! Ну че за тупая курица, не могла сразу нормальное яйцо снести? Че так сложно было.в порыве гнева так сказать озадачилась вопросом а в чем собственно мораль сей сказки.первая ссылка что мне выдал гугл оч познавательная)) цитирую:

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры:

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем - не храним, потерявши - плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света:

Вот еще несколько трактовок:

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагаетЕ.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев) :

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал - то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

Дед и Баба хотели разбить яйцо?
Если хотели, то почему плакали?
Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
Что было в яичке, когда оно разбилось?
Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка - только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты - такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами - древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, - символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь - только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой - Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип - заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

Что вы чувствуете? - спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, - это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь - создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

Я думаю, что нет человека, не знающего сказку «Курочка Ряба». А вот задумывались ли вы о ее смысле, а если задумывались, то поняли ли? Лично для меня эта сказка всегда была загадкой и я считала ее практически бесполезной и не интересной.

Но как-то случайно я набрела на статью, в которой объяснялся смысл сказки, и я задумалась. Потом я решила почитать еще и нашла несколько объяснений сказки, но до конца понять некоторые я не смогла. Слишком уж там глубокие философские рассуждения.

Поэтому остановлюсь на более понятных смыслах, а вы выберете себе тот, который вам ближе.

Мнение №1

«Снесла Курочка яичко», но не в том смысле, что породила на свет, а в том, что у бабы с дедом была заначка в виде золотого яйца, а курочка по простоте своей душевной и глупости решила помочь им избавиться от ненужного предмета и «снесла» его в скупку или продала, а принесла взамен деньги, явно меньше, чем их должно было быть.

«Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила».
А кто сказал, что они били яйцо? Они били курочку, учили ее уму-разуму, а «не разбила» имеется в виду «не раз била» или «не раз бил»

А в это время у скупщиков, которые нажились на наивности курочки, мышка разбивает яйцо, т.е. приводит его стоимость к стоимости лома и тем самым наказывает их. Таким образом, справедливость восторжествовала - это и есть смысл сказки.

А плачут дед и баба, потому что поняли, что их любимая курочка глупая. А она опять же по своей глупости и простоте говорит им, чтобы они не плакали, ведь она снесет им яичко другое, простое, т.е. прокормит их.

Мнение №2

Золотое яйцо олицетворяет богатство и достаток. Дед с бабой его били-били, но не разбили, т.е. они проживали богатство, что им кажется нормальным и естественным. Но мышка хвостиком махнула случайно и оно разбилось - они его потеряли, увидели его разбитым.

Конечно они расстроились и плачут, но курочка оказалась мудрее их и говорит «Не плачьте, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое», т.е. не золотое, которое олицетворяет нестабильность нашей жизни, а простое, которое точно прокормит.

Мнение №3

Дед и баба - зрелые, опытные, мудрые люди, а курочка - это наша культура и современные технологии. Культура постоянно развивается и вносит в нашу жизнь что-то новое, нам не понятное, т.е. в данном случае золотое яичко.

Но человечество не знает, что с этим делать и где применить, потому что уровень его интеллектуального развития ниже, чем уровень развития технологий. Вот баба с делом и пытались разбить золотое яйцо как простое, но ничего не получилось.

Поэтому яичко оказалось не востребованным, а мышка без труда смогла разбить это достижение культуры, а дед с бабой расстроились, осознав потерю. А курочка Ряба поняла, что народ не готов к пониманию нововведений и решила, что нужно оставаться на прежнем уровне.

Мнение № 5 - мое

Пока писала топик, аж голова разболелась, такого напряга мой мозг давно не испытывал. Надеюсь, что я старалась не зря, и смогла открыть для вас что-то новое и интересное.

Я так глубоко копать не умею, поэтому мое мнение такое: дед с бабой живут вместе давно и у них обыденная жизнь, в которой все каждый день одинаковое уже много лет, нового ничего не происходит. И тут курочка снесла им необычное яичко и они его автоматически начали бить, как делали не один год, но оно не разбилось.

И тогда они поверили в чудо, что их жизнь станет необычной, но мышка разрушила их мечту всего лишь одним взмахом хвостика, вот они и плакали. Ряба не могла понять их чувств и решила, что они расстроились именно из-за разбитого золотого яйца, вот и сказала что снесет им обычное, с которым не будет хлопот.

А как вы считаете, чему нас учит эта сказка? Или вы согласны с каким-то озвученным мнением?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость , которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.
Простое яичко — это простая информация . Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

«Курочка Ряба» пожалуй самая короткая и простая сказка для малышей. Она является первой из мира сказочных историй, с которыми начинают знакомить родители свое дитя.

Расшифровка сказок — творческий процесс и каждый может увидеть свой смысл.

Я даю свое видение значений символов той или иной истории. И вот как я вижу сказку о курочке Рябе.

Это сказка о возможностях в жизни.

Для нас постоянно открываются окна новых возможностей, новые пути и направления, даются те или иные шансы. Если мы не успеваем или не хотим, а может просто не видим их, то мы пропускаем предоставленные нам подарки судьбы. А порою мы не готовы полностью использовать весь потенциал предоставляемого и плачем над пропущенной возможностью, упущенным шансом.

Но это не значит, что их больше не будет. Надежда есть всегда, что в будущем обязательно откроется новое окно возможностей – это как электрички в метро, не успел войти, позже придет еще одна. Правда последующие шансы, возможно будут менее привлекательными, но зато по силам для того уровня развития, где находится человек в данный момент.

В сказке про курочку Рябу описывается замечательный шанс в виде великолепного подарка судьбы – золотое яйцо, но ни дед ни баба,то есть сам человек, не смогли им воспользоваться – не разбили, хотя и пытались.

Естественно, человек расстроен, что пропустил такую шикарную возможность, но есть и утешение в виде слов курочки о том, что обязательно появится новая, правда не такая шикарная как раньше (яйцо простое).

Бери пока дают;)

В английском языке есть такое выражение golden opportunity, которое дословно переводится как «золотая возможность». Ну чем не золотое яйцо возможностей из Курочки Рябы?

А как вам такой необычный вариант этой сказки?

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.

Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут?

Старики начали пересказывать:

-Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?

Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

А это официальная версия расшифровки данной сказки:

Курочка снесла старикам в дар золотое яичко. Его случайно разбила мышка.

Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли?
Дело в том, что они плачут не из-за того, что оно разбилось, а потому что яйцо оказалось пустым.
Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения.
Вообще издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай — на Пасху бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т.е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен.
Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое» , т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.




Top