Кукрыниксы куприянов крылов и николай соколов. Художники кукрыниксы карикатуры

6 июля исполнится 108 лет со дня рождения самой прославленной мексиканской женщины 20 столетия - Фриды Кало / Frida Kahlo.

  • Известная мексиканская художница Фрида Кало, прославившаяся своей эксцентричностью и уникальным талантом, родилась в 1907 году в столице Мексики. Родителями девочки были еврейский художник, переехавший из Германии, и испанка, рожденная в Америке. Такое необычное сочетание генов не могло не сказаться на характере Магдалены Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон.
  • К сожалению, очень рано, еще в шесть лет, она тяжело переболела полиомиелитом. Болезнь сказалась на развитии ребенка, правая нога у девочки перестала расти и впоследствии стала короче и тоньше левой.
  • Через двенадцать лет с будущей художницей случилась еще одна беда – она попадает в автокатастрофу, во время которой железная арматура трамвая пробивает насквозь ее тело, проходит через живот и тазобедренную кость. Каким будет результат оперативного лечения пострадавшей, врачи сразу не могли предположить, ведь они определили травму позвоночника в трех местах. Травма привела к неподвижности, которая надолго приковала юную девушку к постели.

    Фрида Кало прикована к постели


  • Трагическое событие все же имело и положительный результат, ведь бездействие быстро стало невыносимым для Кало – она взялась за кисть. Сначала девушка писала автопортреты. Над ее кроватью было повешено зеркало, так, чтобы Фрида могла видеть в нем себя.


  • Спустя время Кало решает учиться, она поступает в 1929 году в Национальный институт Мексики. Энергичная, полная любви к жизни мексиканка все силы приложила, чтобы снова начать ходить. Но, даже избавившись от клетки-кровати, снова почувствовав свободу движения, Фрида не бросает любимое занятие – живопись. Она посещает уроки в художественной школе, совершенствуя свой неповторимый стиль.
  • В 1928 году Кало поступает в коммунистическую партию, и вскоре ее работы были высоко оценены Диего Ривера, известным в латинской Америке художником с коммунистическими взглядами. Знакомство имело продолжение, и талантливая пара становится мужем и женой.

  • Между Диего и Фридой были страстные, экспрессивные отношения, овеянные ореолом романтики. Супруги любили жизнь, всегда имели активную жизненную позицию, были в центре общественной жизни. Даже многочисленные измены Диего не смогли изменить к нему отношение влюбленной жены.
  • Пережитые травмы позвоночника не прошли бесследно, часто Фрида испытывала сильные и мучительные боли. Но это не мешало ей активно общаться с людьми, развлекаться, притягивать к себе внимание многих мужчин. Периодически ей нужно были ложиться в госпиталь, чтобы немного улучшить свое состояние. Также сильно затрудняло жизнь ношение специального корсета, с ним Фрида расставалась очень редко. А в 1952 году, к несчастью, ей из-за осложнений пришлось ампутировать ногу, до колена.

    Фрида Кало на обложке журнала Vogue (1937 год)


  • Но проблемы со здоровьем не стали причиной для того, чтобы бросить живопись. Наоборот, в 1953 году Фрида Кало предложила к вниманию ценителей живописи свою первую персональную выставку. Ее картины, в основном – автопортреты, позволили многим увидеть уникальную красоту художницы. Пускай на ее лице не было улыбки, но оно притягивает, заставляет остановиться и не спеша рассмотреть каждую черту.
  • Еще одна страсть известной художницы – история ее любимой Мексики. Она, как и ее муж Диего Ривера, собирала различные памятники культуры, искусства. Собранные экспонаты на данное время хранятся в «Голубом доме».


  • Яркая жизнь эксцентричной художницы, к сожалению, оборвалась раньше времени. Когда Фриде было всего лишь 47 лет, она заболела воспалением легких. Ослабленный организм не смог перенести еще и эту болезнь, и Фрида в таком еще молодом возрасте умерла. Это стало большой потерей для Мексики, для поклонников таланта Кало во всем мире. Стоит отметить, что на похоронах художницы были не только ее друзья, но и многие известные писатели, художники, президент Мексики, Ласаро Карденас.


Жизнь Фриды Кало в дневнике художницы

В последние год жизни Фрида Кало вела дневник, который будет очень интересно увидеть тем, кто изучает ее биографию и творчество. На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи. Имя, которое чаще всего встречается в записях, - это Диего. Своего мужа художница очень любила, она считала его и любовником, и братом, и ребенком, и коллегой по творчеству, и наставником. К Диего обращены многочисленные записи дневника, который состоит из 170 исписанных страниц. Можно в нем прочесть и воспоминания детства, и ее мучительные жалобы на болезнь и все трудности, которые с ней связаны. Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь.

Фрида Кало во время работы с мексикнским мальчиком


Особенности творчества Фриды Кало и его связь с культурой Мексики

Основное стилевое направление картин Кало – сюрреализм, который наполнен еще и колоритными мексиканскими мотивами. Именно так определил стиль мексиканки Андре Бретон, основоположник сюрреалистической школы. Но сама Фрида очень негативно относилась к такой оценке своих работ, а также к тем, кто причислял себя к сюрреалистам. Она считала все изображенное на ее полотнах иллюстрацией реальной, настоящей жизни.

Творчество Кало было высоко оценено известными художниками не только Латинской Америки, но и США, Европы. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. Правда, организована выставка была плохо. Когда по приглашению Андре Бретона Фрида приехала на свою выставку во французскую столицу, оказалось, что картины находятся до сих пор на таможне. И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Более того, одну из картин пополнил свою коллекцию великолепный Лувр, а это говорит о многом.


Если от сюрреализма Фрида Кало тщательно отгораживалась, то влияние народного мексиканского творчества на свои работы никогда не скрывала. В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно. Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру. Она с удовольствием носила национальные костюмы, это можно проследить даже по многочисленным портретам. Часто на картинах можно увидеть различные символы, характерные для мексиканского прикладного искусства. Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции. Но, на фоне таких характерных мексиканских мотивов, картины иллюстрируют и влияние живописи европейских художников. Сочетание разных школ и традиций, помноженное на сложные жизненные вехи, экспрессивный характер и стало основой неповторимого стиля.


Картины Фриды Кало

Перечень картин мексиканской художницы очень большой. Многие работы – уникальные автопортреты, которые Фрида начала писать еще будучи недвижимой после страшной автокатастрофы. На своих портретах Кало часто изображена в национальных мексиканских костюмах. Многие работы известны во всем мире, они неоднократно выставлялись и при жизни Кало, и после ее смерти. К таким картинам можно отнести неповторимое полотно «Две Фриды», «Маленькая лань», «Сломанная колонна», «Автопортрет. Свободные волосы». Также в перечне достижений творчества:

  1. «Моисей» (1945)
  2. «Мое платье там или Нью-Йорк» (1933)
  3. «Плоды Земли» (1938)
  4. «Самоубийство Дороти Хэйл» (1939)
  5. «Что дала мне вода» (1947)
  6. «Автопортрет» (1930)
  7. «Автобус» (1927)
  8. «Девочка в маске смерти» (1938)
  9. «Мечта» (1940)
  10. «Натюрморт» (1942)
  11. «Маска» (1945)
  12. «Автопортрет» (1948)
  13. «1945 магнолии» и многие другие.

Фрида Кало рисует портрет


Последняя работа, натюрморт «Viva la vida» (в переводе «Да здравствует жизнь!») прекрасно показывает отношение к окружающему миру этой удивительной женщины, чей путь был очень сложным и болезненным.
Некоторые картины Кало нужно не просто рассматривать, а даже разгадывать. Это сложная живопись, притягательная и завораживающая. Увидеть картины Кало можно в музеях Мексики и других стран, также в частных коллекциях.

Дом-музей Фриды Кало

В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико). Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. Это, после организации музея, стало большим преимуществом и внесло определенный колорит в экспозицию. При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер, и внутренний интерьер. Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице.


Память о художнице

Жизнь уникальной мексиканки вдохновила многих работников кино, музыкантов на создание произведения искусств, посвященных Фриде.

  • Фильм «Фрида» (2002). Роль художницы сыграла другая известная представительница Мексики, Сальма Хайек.
  • Фильм «Фрида на фоне Фриды»(2005). Неигровая арт-лента.
  • Документальный фильм «Жизнь и времена Фриды Кало»(2005).
  • Короткометражный фильм «Фрида Кало» (1971).
  • «Жизнь и смерть Фриды Кало» (1976).

В 1994 году известный джаз-флейтист из США выпустил целый альбом, посвященный художнице, Suite for Frida Kahlo. А в 2007 году в честь художницы был назван астероид.


Образ и стиль Фриды Кало:




Сальма Хаек в фильме "Фрида" фото


Другие фото Фриды Кало













Фрида Кало с любимой обезьянкой


Мексиканская художница Фрида Кало

Фрида Кало (исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderуn, 6 июля 1907, Койоакан - 13 июля 1954, там же) - мексиканская художница.Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и испанки американского происхождения. В 6 лет перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В 18 лет Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, одиннадцать переломов в её правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1929 Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Сближало двух художников не только искусство, но и общие политические убеждения — коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. В 1930-х гг. Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило художницу острее чувствовать национальные различия.

С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.

Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство.

В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой.

"В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего", - любила повторять Фрида. Последняя измена Риверы - адюльтер с ее младшей сестрой Кристиной - почти добила ее. В 1939 году они развелись. Позднее Диего сознается: "Мы были женаты 13 лет и всегда друг друга любили. Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не могла понять, почему я выбираю тех женщин, которые меня недостойны, или тех, которые уступают ей... Она предполагала, что я был порочной жертвой собственных желаний. Но это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям Фриды. Разве она не будет страдать дальше?"

Фрида восхищала Андре Бретона, - он находил ее творчество достойным своего любимого детища - сюрреализма и пытался рекрутировать Фриду в армию сюрреалистов. Очарованный мексиканским простонародным бытом и искусными ремесленниками, Бретон организовал после возвращения в Париж выставку "Вся Мексика" и пригласил для участия Фриду Кало. Парижские снобы, пресытившиеся своими же выдумками, без особого воодушевления посетили выставку кустарных поделок, но образ Фриды оставил глубокий след в памяти богемы. Марсель Дюшан, Василий Кандинский, Пикабиа, Тцара, поэты-сюрреалисты и даже Пабло Пикассо, который дал в честь Фриды обед и подарил ей одну "сюрреалистическую" серьгу, - все оценили уникальность и загадочность этой особы. А знаменитая Эльза Скьяпарелли, любительница всего необычного и шокирующего, увлеклась ее образом настолько, что создала платье "Мадам Ривера". Но шумиха не ввела Фриду в заблуждение относительно места ее живописи в глазах всех этих "сукиных детей". Она не позволила Парижу адаптировать себя, осталась, как и всегда, в "не-иллюзии".

Фрида оставалась Фридой, не поддаваясь ни на какие приманки новых течений или веяний моды. В ее действительности абсолютно реален только Диего. "Диего - это все, все, что живет в минутах не-часов, не-календарей и пустых не-взглядов, - это он".

Они вторично сыграли свадьбу в 1940 году, спустя год после развода, и оставались вместе до ее смерти.

В 1940-е гг. картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников.

Незадолго до смерти ей ампутировали правую ногу, ее мучения превратились в пытку, но она нашла в себе силы, чтобы открыть последнюю выставку весной 1953 года. Незадолго до назначенного часа собравшиеся услышали вой сирен. Это на санитарной машине, сопровождаемой эскортом мотоциклистов, прибыла виновница торжества. Из госпиталя, после операции. Ее внесли на носилках и поместили на кровать в центре зала. Фрида шутила, пела свои любимые сентиментальные песенки под аккомпанемент оркестра "Марьячи", курила и пила, надеясь, что алкоголь поможет снять боль.

Тот незабываемый перфоманс потряс фотографов, репортеров, поклонников, так же как и последний посмертный 13 июля 1954 года, когда с ее телом, завернутым в знамя мексиканской коммунистической партии, в зал крематория пришли проститься толпы поклонников.

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, чья ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи томбоем (девушкой-сорванцом) в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), открыто была бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нем заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли.

Попытки рассказать об этой незаурядной женщине предпринимались не раз - о ней написаны объемистые романы, многостраничные исследования, поставлены оперные и драматические спектакли, сняты художественные и документальные фильмы. Но никому не удалось разгадать и главное - отразить тайну ее магической притягательности и поразительно чувственной женственности. Этот пост тоже одна из таких попыток, проиллюстрированный довольно редкими фотографиями великой Фриды!

ФРИДА КАЛО

Фрида Кало родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец - фотограф, по происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида — деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом.

Двухлетняя Фрида 1909 г. Снимок сделан её отцом!


Маленькая Фрида 1911 год.

Пожелтевшие фотографии - как вехи судьбы. Едва ли думал безвестный фотограф, «щелкнувший» Диего и Фриду 1 мая 1924 года, что именно его снимок станет первой строчкой их общей биографии. Он запечатлел Диего Риверу, уже прославившегося своими мощными «народными» фресками и свободолюбивыми взглядами, во главе колонны профсоюза революционных художников, скульптуров и графиков перед национальным дворцом в Мехико.

Рядом с огромным Риверой маленькая Фрида с решительным лицом и отважно вздернутыми кулачками выглядит хрупкой девочкой.

Диего Ривера и Фрида Кало на первомайской демонстрации 1929 г. (фото Тины Модотти)

В тот майский день Диего и Фрида, объединенные общими идеалами, вместе шагнули в будущую жизнь - чтобы никогда не расставаться. Несмотря на огромные испытания, которые то и дело подбрасывала им судьба.

В 1925 году восемнадцатилетнюю девушку настиг новый удар судьбы. 17 сентября на перекрестке у рынка Сан-Хуан в автобус, в котором ехала Фрида, врезался трамвай. Один из железных обломков вагона проткнул Фриду насквозь на уровне таза и вышел через влагалище. «Так я лишилась девственности», — говорила она. После аварии ей рассказали, что ее нашли совершенно голой — с нее сорвало всю одежду. Кто-то в автобусе вез пакет с сухой золотой краской. Он порвался, и золотой порошок покрыл окровавленное тело Фриды. И из этого золотого тела торчал кусок железа.

У нее в трех местах был сломан позвоночник, переломаны ключицы, ребра, тазовые кости. Правая нога сломана в одиннадцати местах, ступня раздроблена. Целый месяц Фрида лежала на спине, закованная в гипс с головы до ног. «Меня спасло чудо, — рассказывала она Диего. — Потому что по ночам в больнице вокруг моей кровати танцевала смерть».


Еще два года она была затянута в специальный ортопедический корсет. Первая запись, которую она сумела сделать в дневнике: «Хорошо: я начинаю привыкать к страданию» . Чтобы не сойти с ума от боли и тоски, девушка решила рисовать. Родители сколотили ей специальный подрамник, чтобы она смогла рисовать лежа, и прикрепили к нему зеркало — чтобы было кого рисовать. Двигаться Фрида не могла. Рисование так увлекло ее, что однажды она призналась матери: «Мне есть ради чего жить. Ради живописи».

Фрида Кало в мужском костюме. Мы привыкли видеть Фриду в мексиканских блузах и ярких юбках, однако она любила носить и мужскую одежду. Бисексуальность с юности побуждала Фриду наряжаться в мужские костюмы.



Фрида в мужском костюме (в центре) с сестрами Адрианой и Кристиной, а также кузенами Кармен и Карлос Вераса, 1926г .

Фрида Кало и Чавела Варгас с которой у Фриды была связь и довольно таки не духовная, 1945


Послесмерти художницы осталось более 800 фотографий и на некоторых Фрида изображена голой! Ейочень нравилось позировать обнаженной, да и вообще фотографироваться, дочь фотографа. Ниже представлены фотографии обнаженной Фриды:



В 22 года Фрида Кало поступает в самый престижный институт Мексики (национальную подготовительную школу). На 1000 студентов взяли только 35 девушек. Там Фрида Кало встречает будующего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции.

С каждым днем Диего всё больше привязывался к этой маленькой, хрупкой девушке — такой талантливой, такой сильной. 21 августа 1929 года они поженились. Ей было двадцать два года, ему — сорок два.

Свадебная фотография, сделанная 12 августа 1929 года, в студии Рейес де Койаокан. Она сидит, он стоит (наверное, в каждом семейном альбоме есть подобные снимки, только на этом - женщина, пережившая страшную автокатастрофу. Но об этом не догадаться). Она - в своем любимом национальном индейском платье с шалью. Он - в пиджаке и галстуке.

В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили много лет.


Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды с Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.

В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида - Диего лежал тогда в госпитале.

Художница привезла изгнанников в свой «голубой дом», где они нашли наконец тишину и покой. Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей.
Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы. Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась, а Диего, говорят, так никогда и не узнал о ней. «Я очень устала от старика», - якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.

Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не устояла перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в загородном поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила за мужем: интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий назвал себя «ее старой верной собакой». После этого изгнанники покинули «голубой дом».

Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет.

О любовной связи Фриды и каталонского художника Хозе Бартли известно чуть больше:

«Я не знаю, как писать любовные письма. Но я хочу сказать, что всё моё существо открыто для тебя. С тех пор как я в тебя влюбилась, всё перемешалось и наполнилось красотой... любовь, словно аромат, словно ток, словно дождь» , - написала Фрида Кало в 1946 году в своем обращении к Бартоли который перебрался в Нью-Йорк, спасаясь от ужасов гражданской войны в Испании.

Фрида Кало и Бартоли встретились, когда она восстанавливалась после очередной операции на позвоночнике. Вернувшись в Мексику, она покинула Бартоли, но их тайный роман продолжился на расстоянии. Переписка продлилась в течение нескольких лет, отразившись на живописи художницы, её здоровье и отношениях с мужем.

Двадцать пять любовных писем, написанных в период с августа 1946 года по ноябрь 1949 года, станут главными лотами аукционного дома Doyle New York. Более 100 страниц переписки хранил Бартоли до самой смерти в 1995 году, затем корреспонденция перешла в руки его семьи. Организаторы торгов ожидают, что выручка составит до 120 000 долларов.

Несмотря на то, что жили они в разных городах и виделись крайне редко, отношения между художниками продолжались в течение трёх лет. Они обменивались искренними признаниями в любви, скрытыми в чувственных и поэтических произведениях. Двойной автопортрет «Дерево надежды» Фрида написала после одной из встреч с Бартоли.

«Бартоли - - вчера вечером я почувствовала, как будто много крыльев ласкают меня всю, как если бы кончики пальцев стали губами, что целуют мою кожу» , - написала Кало 29 августа 1946 года. «Атомы моего тела твои и они вибрируют вместе, настолько мы любим друг друга. Я хочу жить и быть сильной, чтобы любить тебя со всей нежностью, которой ты заслуживаешь, чтобы дать тебе всё, что есть хорошее во мне, чтобы ты не чувствовал себя одиноким».

Хейден Эррера, биограф Фриды отмечает в своём эссе для Doyle New York, что Кало подписывала письма к Бартоли «Маара». Вероятно, это сокращённый вариант от прозвища «Maravillosa». А Бартоли писал ей под именем «Соня». Такая конспирация была попыткой избежать ревности Диего Риверы.

По слухам, среди прочих интрижек художница пребывала в отношениях с Исаму Ногучи и с Джозефин Бейкер. Ривера, бесконечно и открыто изменявший жене, закрывал глаза на её развлечения с женщинами, но бурно реагировал на связи с мужчинами.

Письма Фриды Кало к Хосе Бартоли никогда не публиковали. В них раскрываются новые сведения об одном из самых важных художников 20-го века.


Фрида Кало любила жизнь. Эта любовь магнитом притягивала к ней мужчин и женщин. Мучительные физические страдания, поврежденный позвоночник постоянно напоминали о себе. Но она находила силы развлекаться от души и широко кутить. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. Фрида прошла более тридцати операций в течение своей жизни.



Семейная жизнь Фриды и Диего бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала полотно ироничная Фрида. После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения.
Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил.

В конце 1939 года Фрида и Диего развелись официально. «Мы нисколько не разлюбили друг друга. Просто я хотел иметь возможность делать что хочу со всеми женщинами, какие мне нравились» , — писал Диего в автобиографии. А Фрида в одном из писем признавалась: «Не могу выразить, до чего мне плохо. Я люблю Диего, и муки моей любви продлятся всю жизнь…»

24 мая 1940 года произошло окончившееся неудачей покушение на Троцкого. Подозрение пало в том числе и на Диего Риверу. Предупрежденный Полетт Годдар, он чудом избежал ареста и сумел уехать в Сан-Франциско. Там он написал большое панно, на котором изобразил Годдар рядом с Чаплином, а недалеко от них… Фриду в одежде индианки. Он вдруг понял, что их расставание было ошибкой.

Фрида перенесла развод тяжело, ее состояние резко ухудшилось. Врачи посоветовали ей отправиться на лечение в Сан-Франциско. Ривера, узнав, что Фрида находится в одном с ним городе, немедленно приехал ее навестить и заявил, что собирается снова на ней жениться. И она согласилась вновь стать его женой. Однако выдвинула условия: у них не будет сексуальных отношений и финансовые дела они будут вести раздельно. Совместно они будут оплачивать только расходы по дому. Вот такой странный брачный контракт. Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ.

Что скрывают "селфи" Фриды Кало?

Tuesday, May 30, 2017

Фрида Кало (06.07.1907 – 13.07.1954гг.) – мексиканская художница, известная своими автопортретами. За свою жизнь она написала 55 автопортретов, что является абсолютным рекордом (за что Фриду шутливо называют "любительницей селфи"). Художественный стиль – наивное искусство (или фолк-арт) и сюрреализм. Сама Фрида не причисляла себя к сюрреалистам: "Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою реальность" . Картины художницы – это своего рода дневник, рассказывающий о ее жизни и чувствах.

Картина называется «Мои бабушка и дедушка, мои родители и я», 1936 г.

Tuesday, May 30, 2017

Да, именно благодаря этим людям появилась на свет талантливая и эпатажная Фрида Кало. Ее родовой дом небесно-голубого цвета, расположенный в г.Мехико, теперь является музеем, где можно познакомиться с творчеством и непростой жизнью художницы. Обратите внимание, что на этой картине Фрида изображает себя девочкой лет шести, а правая нога частично закрыта деревом, что визуально делает ее уже левой. На самом деле, это неспроста. Именно в этом возрасте художница переболела полиомиелитом, в результате чего осталась хромота. а ее правая нога стала намного тоньше левой (Кало скрывала этот недостаток под длинными юбками). Сверстники дразнили ее "Фрида - деревянная нога". Художница уже тогда проявила свой волевой характер и жизнелюбие - она занималась боксом, плаванием, играла в футбол с ребятами.

"Сломанная колонна", 1944 г.

Tuesday, May 30, 2017

Сломанная колонна, вместо позвоночника. Гвозди, пронзившие тело. Слезы на глазах. Роковое событие, повлиявшее на целую жизнь художницы.

На дворе стоял сентябрь, 1925 год. Фриде тогда было 18 лет. Она с приятелем ехала в автобусе, весело обсуждая планы на будущее, когда произошло столкновение. Водитель автобуса не справился с управлением и врезался в трамвай. Художница получила серьезные травмы: переломы позвоночника, ребер, ключицы, правая нога была сломана в одиннадцати местах. Более того, металлический поручень проткнул живот и матку художницы, что повлияло на ее репродуктивную функцию.

Фрида перенесла десятки операций, месяцами находилась прикованной к кровати. Боль, тоска и одиночество подтолкнули к рисованию (Фрида изучала медицину в одной из лучших школ Мексики, где впервые увидела своего будущего мужа, Диего Риверу, который работал над росписью "Созидание" в этой школе). Итак, ее отец смастерил подрамник. чтобы юная художница могла рисовать лежа.

"Автопортрет в бархатном платье", 1926 г.

Tuesday, May 30, 2017

Автопортрет является первой картиной Кало. В дальнейшем она начала развивать именно это направление. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".

"Диего в мыслях", 1943 г.

Tuesday, May 30, 2017

Немного восстановившись после аварии Фрида решила показать свои работы известному художнику Диего Ривере. Тот оценил, сказав про Фриду "художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению". Это было начало их романа. На тот момент Диего развелся со своей второй женой и увлекся молодой, остроумной и талантливой художницей Фридой Кало. Он был старше ее на двадцать лет, некрасив, но обаятелен. Фрида была страстно влюблена в него. В 1929 г. они поженились.

"Больница Генри Форда", 1932 г.

Tuesday, May 30, 2017

Фрида мечтала иметь детей, но травмы, полученные в следствие аварии, лишили ее счастья материнства. Эту картину Кало написала после очередного выкидыша. Кровь, одиночная больничная койка, мука на лице и шесть образов, связанных артериями – причин ее страдания.

"Дружеские объятия Вселенной, земли (Мексики). Я, Диего и сеньор Холотль", 1949 г.

Tuesday, May 30, 2017

Фрида считала, что Диего и есть ее ребенок, которого даровала ей Вселенная. Иногда она изображает его именно в этой роли.

"Всего-то несколько царапин", 1935 г.

Tuesday, May 30, 2017

Картина, которую Фрида написала, узнав об очередном романе ее мужа, Диего Ривера, на этот раз с ее младшей, любимой сестрой. Еще до свадьбы Кало было известно, что Диего не был верен своим первым двум женам. Она искренне надеялась, что с ней он изменится. Но эти надежды были быстро развеяны постоянными интрижками ее мужа с разными женщинами, о которых он даже не скрывал. Но связь Диего с ее сестрой стала для Фриды оглушительным ударом, сопоставимым со смертью. Предательство двух любимых людей, которое она не могла вынести и простить. Так появилась эта картина, на которой видны жестокость, смерть, хладнокровный мужчина с ножом. Птицы, символизирующие светлую и темную стороны любви и держащие ленточку с надписью «Всего лишь несколько царапин». Эту фразу Фрида вычитала из газетной статьи, которую в суде произнес мужчина, зарезавший свою неверную любовницу. Художница «запятнала кровью» даже рамку и проткнула ее несколько раз ножом.

"Фрида между портьерами", 1937 г.

Tuesday, May 30, 2017

Этот автопортрет Фрида подарила Льву Троцкому, подписав «с любовью». На самом деле художница любила лишь одного мужчину - Диего, а интрижки с другими (в том числе и с женщинами - Фрида была бисексуалкой) помогали забывать многочисленные похождения ее неверного супруга. Лев Троцкий, бежавший от преследований Сталина в Мексику, вместе со своей супругой Натальей остановились в голубом доме Фриды. Революционер сразу же «потерял голову» от экстравагантной художницы и ярой коммунистки Кало. « С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» - писал он ей в одном из любовных писем. А Фрида шутливо называла его нелицеприятным испанским маленьким «козлом», вероятно из-за его редкой бороды. Их бурному роману положила конец супруга Троцкого. Они стремительно покинули голубой дом четы Ривера, оставив также и автопортрет-подарок Кало.

"Две Фриды", 1939 г.

Tuesday, May 30, 2017

Художница написала это полотно после развода с мужем. Выражение лица абсолютно одинаково – спокойный, решительный взгляд. Но сердце...У одной, мексиканской Фриды, оно здоровое, в руках медальон (Фрида до развода), а у другой, европейской Фриды – сердце разорвано, истекает кровью. Лишь хирургические ножницы, зажимающие артерию. спасают от полной потери крови. Разницей нарядов и внутреннего состояния Кало хочет подчеркнуть. что уже не будет прежней, даже небо потеряло свою ясность и сгустились тучи. «С тобой я несчастна, но без тебя не будет счастья», - говорила художница.

"Рама", 1937 г.

Tuesday, May 30, 2017

1939 год считается расцветом карьеры Фриды, ее картины выставляются в Европе, растет ее популярность. Андре Бретон, основатель сюрреализма, организовал выставку под названием «Вся Мексика», где были представлены предметы народных промыслов и работы Фриды Кало.
"Рама" - первая картина художницы, которую приобрел Лувр, и, наверное, самая самобытная, яркая, подчеркивающая ее мексиканское происхождение и экстравагантность ее натуры.

Есть в Мехико — сити район Койоакан, там на пересечении улиц Лондрес и Альенде, можно найти известный на всю Мексику, небесно-голубой дом, построенный в колониальном стиле. В нем расположен музей прославленной мексиканской художницы Фриды Кало, экспозиция которого полностью посвящена ее непростой жизни, неординарному творчеству и огромному таланту.

Дом, окрашенный в яркий голубой цвет, принадлежал родителям Фриды с 1904 года. Здесь в 1907 году, 6 июля появилась на свет, будущая художница, которую при рождении нарекли Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. Отец девочки Гулермо Кало, еврей, приехавший в Мексику из Германии, занимался фотографией. Мать – Матильда была уроженкой Америки и испанкой по происхождению. С детства девочка не отличалась здоровьем, перенесенный в возрасте 6 лет, полиомиелит, навсегда оставил след в ее жизни, Фрида была хромой на правую ногу. Таким образом, судьба ударила Фриду в первый раз. ( с посещением музея Фриды Кало)

Первая любовь Фриды

Инвалидности не удалось сломить характер и сильный дух ребенка, несмотря на свое увечье. Она наравне с соседскими мальчишками занималась спортом, скрывая свою, отставшую в развитии, короткую ногу под брюками и длинными юбками. Все детство Фрида вела активную жизнь, стремясь быть первой во всем. В 15-летнем возрасте прошла отбор в подготовительную школу и собиралась стать врачом, правда уже тогда проявляла интерес к живописи, но считала свое увлечение несерьезным. Именно в это время она встретила и увлеклась знаменитым художником Диего Риверой, заявив своим друзьям, что непременно станет его женой и родит от него сына. Несмотря на всю свою внешнюю непривлекательность, Ривера безумно нравился женщинам, а он, в свою очередь, отвечал им взаимностью. Художнику доставляло удовольствие заставлять страдать любящее его сердце, не избежала этой участи и Фрида Кало, но немного позже.


Роковое стечение обстоятельств

Однажды, дождливым сентябрьским вечером 1925 года, к бойкой и смешливой девчонке неожиданно пришла беда. Роковое стечение обстоятельств столкнуло автобус, в котором передвигалась Фрида с трамвайным вагоном. Девушка получила серьезные травмы, по словам медиков, практически несовместимые с жизнью. У нее были сломаны ребра, обе ноги, причем конечность пострадавшая в детстве от недуга, была повреждена в 11 местах. Позвоночник получил тройной перелом, тазовые кости были раздроблены. Металлические перила автобуса пропороли ей живот насквозь, возможно навсегда лишив радости материнства. Судьба нанесла ей свой второй сокрушительный удар. И только великая стойкость духа, и огромная тяга к жизни, помогли 18-летней Фриде выжить и перенести порядка 30 операций.


На протяжении целого года девушка была лишена возможности вставать с постели, ее страшно тяготило вынужденное бездействие. Именно тогда она вспомнила о своем интересе к живописи и стала писать первые картины. По её просьбе, отец принес в больницу кисти и краски. Он сконструировал для дочери специальный мольберт, который располагался над кроватью Фриды таким образом, чтобы она могла рисовать в лежачем положении. С этого момента и начался отсчет в творчестве великой художницы, которое в ту пору выражалось в основном в её собственных портретах. Ведь единственное, что девушка видела в зеркале, подвешенном под кроватным балдахином, было ее лицо, знакомое до мельчайшей черточки. Все непростые эмоции, вся боль и отчаяние, отражались в многочисленных автопортретах Фриды Кало.


Сквозь боль и слезы

Титановая твердость характера Фриды и ее несокрушимая воля к победе, сделали свое дело, девушка встала на ноги. Закованная в корсеты, превозмогая сильную боль, она все-таки начала ходить самостоятельно, это была огромная победа Фриды, над, пытавшейся сломить ее, судьбой. В возрасте 22-х лет, весной 1929 года, Фрида Кало поступает в престижный Национальный Институт, где опять встречается с Диего Риверой. Здесь она, наконец, решается показать ему свои работы. Маститый художник оценил творения девушки, а заодно увлекся и ей самой. Между мужчиной и женщиной вспыхнул головокружительный роман, который уже в августе того же года, закончился свадьбой. 22-х летняя Фрида стала женой 43-х летнего толстяка и бабника, Риверы.


Новое дыхание Фриды — Диего Ривьера

Совместная жизнь молодоженов началась с бурного скандала прямо во время свадьбы, и кипела страстями на всем своем протяжении. Их связывали большие, порою мучительные чувства. Как творческая натура, Диего не отличался верностью и частенько изменял жене, особо не скрывая этого факта. Фрида прощала, иногда в порыве злости и в отместку мужу, она пыталась крутить романы, но ревнивец Ривера пресекал их на корню, и быстро ставил зарвавшуюся жену и потенциального любовника, на место. Пока, в один прекрасный день, не изменил Фриде с ее собственной младшей сестрой. Это было третьим ударом, который нанесла женщине судьба — злодейка.


Терпение Фриды подошло к концу и супруги расстались. Уехав в Нью-Йорк, она всячески старалась вычеркнуть из своей жизни Диего Риверу, крутила один за одним головокружительные романы и страдала, не только от любви к неверному мужу, но и от физической боли. Ее травмы все чаще давали о себе знать. Поэтому, когда врачи предложили художнице операцию, она не раздумывая согласилась. Именно в это непростое время, Диего отыскал беглянку в одной из клиник и снова сделал ей предложение руки и сердца. Супруги опять были вместе.


Работы Фриды Кало

Все картины художницы сильны, чувственны и индивидуальны, в них нашли отклики происшествия и события из жизни молодой женщины, а во многих сквозит горечь несбывшихся надежд. Большую часть своей семейной жизни, Фрида горела желанием зачать и выносить ребенка, несмотря на категорический отказ мужа иметь детей. Все ее три беременности, к сожалению, закончились неудачами. Этот губительный для Фриды факт, явился предпосылкой к написанию картины «Больница Генри Форда», в которой выплеснулась вся боль женщины, так и не сумевшей стать матерью.


А работа под названием «Всего несколько царапин» на которой изображена сама художница, истекающая кровью от ран, нанесенных мужем, отражает всю глубину, жестокость и трагизм супружеских отношений Фриды и Диего.

Лев Троцкий в жизни Фриды Кало

Ярый коммунист и революционер Ривера, заразил жену своими идеями, множество её картин стали их воплощением и посвящены видным деятелям коммунизма. В 1937 году в доме супругов, по приглашению Диего, останавливался Лев Давидович Троцкий, спасавшийся в жаркой Мексике от политических преследований. Молва приписывает отношениям Кало и Троцкого романтическую подоплеку, якобы темпераментная мексиканка покорила сердце советского революционера и, несмотря на свой почтенный возраст, он увлекся ей как мальчишка. Но Фриде быстро наскучила навязчивость Троцкого, разум возобладал над чувствами, и женщина нашла в себе силы оборвать короткий роман.


Подавляющая часть картин Фриды Кало пронизаны национальными мотивами, она с большой преданностью и уважением относилась к культуре и истории своей родины, коллекционируя произведения народного искусства и отдавая предпочтение национальным костюмам даже в обыденной повседневной жизни. Мир оценил произведения Кало только через полтора десятка лет после начала творческой карьеры, на Парижской выставке искусства Мексики, организованной преданным поклонником ее таланта – французским писателем Андре Бретоном.


Общественное признание творчества Фриды

Работы Фриды произвели настоящий фурор, не только в «простых смертных» умах, но и в рядах маститых художников того времени, среди которых были такие известные живописцы как П. Пикассо и В. Кандинский. А одно из её полотен удостоилось чести и было размещено в Лувре. Однако, эти успехи оставили Кало достаточно равнодушной, она не желала вписываться в рамки каких-либо стандартов, и не относила себя ни к одному их художественных течений. У нее был свой собственный, не похожий на другие стиль, который до сих пор озадачивает искусствоведов, хотя из-за высокого символизма, многие считали ее картины сюрреалистичными.


Вместе с всеобщим признанием, обостряется болезнь Фриды, пережив несколько операций на позвоночнике, она теряет способность передвигаться самостоятельно и вынуждена пересесть в инвалидное кресло, а вскоре и вовсе лишается правой ноги. Диего постоянно находится рядом с женой, ухаживает за ней, отказываясь от заказов. Как раз в это время осуществляется ее давняя мечта: открывается первая большая персональная выставка, на которую художница приезжает на карете скорой помощи, прямо из больницы и буквально «влетает» в зал на санитарных носилках.

Наследие Фриды Кало

Умерла Фрида Кало, во сне, в возрасте 47 лет, от воспаления легких, будучи признанной великой художницей, ее прах и посмертная маска по сей день хранится в доме – музее, открытом через два года после ее смерти, в доме, где прошла вся ее нелегкая жизнь. Здесь собрано все, что связано с именем великой художницы. Обстановка и атмосфера, в которой проживали Фрида и Диего сохранена с безукоризненной точностью, а вещи, принадлежавшие супругам, казалось бы, до сих пор хранят тепло их рук. Кисти, краски и мольберт с незаконченной картиной, все выглядит так как будто автор вот-вот вернется и продолжит работу. В спальне Риверы, на вешалке, ждут своего хозяина его шляпы и рабочий комбинезон.


В музее сохранены многие личные вещи великой художницы, одежда, обувь, украшения, а также предметы, напоминающие о ее физических страданиях: сапожок с укороченной правой ноги, корсеты, инвалидное кресло и накладная нога, которую Кало носила после ампутации конечности. Повсюду стоят фотографии супругов, разложены книги и альбомы и, конечно, их бессмертные картины. (посетить Музей Фриды Кало можно в нашем )


Попадая во внутренний дворик «голубого дома» понимаешь насколько дорога мексиканцам память о легендарной женщине по его идеальной чистоте и убранству, а расставленные повсюду диковинные статуэтки из красной глины, рассказывают посетителям о любви супругов к произведениям искусства, Америки доколумбового периода.


Вива ла вида!

Для жителей Мексики, да и всего человечества, Фрида Кало навсегда останется национальной героиней и примером огромного жизнелюбия и мужества. Несмотря на боль и страдания, которые шли с ней рука об руку всю жизнь, она никогда не теряла оптимизма, чувства юмора и присутствия духа. Разве не об этом говорит надпись, сделанная на ее последней картине, за 8 дней до смерти, «Viva la vida» — «Да здравствует жизнь».


Друзья! Если у Вас возникнут вопросы - !не стесняйтесь! - задавайте их в комментариях ниже или же пишите мне в соц.сетях!




Top